Изучение амнистии и помилования как исключительных видов освобождения от уголовной ответственности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение амнистии и помилования как исключительных видов освобождения от уголовной ответственности

Содержание

Введение

. Сущность амнистии и помилования и их место в системе мер уголовно-правового воздействия

. Основания и порядок издания актов амнистии

. Основания и порядок издания актов помилования

. Акты амнистии и помилования в истории России

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

Введение

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. Отечественная и зарубежная наука уголовного и исправительно-трудового права, а в определённой степени и криминология, достаточно интересно разрабатывают широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения.

Однако, такие виды досрочного освобождения, как помилование и амнистия, менее других подвергались исследованию, хотя они, благодаря своему чрезвычайному характеру, оказывают заметное воздействие не только на помилованных и амнистированных лиц и членов их семей, но и на формирование правосознания широких слоёв населения.

Актуальным является рассмотрение амнистии и помилования как исключительных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания. Амнистия и помилование имеют глубокие исторические корни и в том или ином виде существуют в любом цивилизованном государстве. Вопросы помилования касаются, как правило, наиболее сложных ситуаций досрочного освобождения, когда обычные его институты неприменимы, рецидив среди помилованных лиц минимален. Поэтому важно рассмотреть те вопросы подготовки материалов к помилованию, его устройства и социального контроля в отношении помилованного, опыт решения которых может оказаться полезным и для совершенствования практики обычных видов досрочного освобождения.

Помилование как один из видов досрочного освобождения является ярким примером реализации принципа гуманизма в уголовном праве. Гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осуждённых, что ведёт к исправлению и перевоспитанию преступников и предупреждению совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

Возможность досрочного освобождения создаёт для осуждённых положительную перспективу, помогает развивать у них навыки самоконтроля и самовоспитания, стремление жить по законам общества и соблюдать его моральные нормы. С другой стороны, этот институт, в зависимости от уже достигнутых результатов перевоспитания лица, позволяет своевременно ослабить интенсивность принудительно-воспитательного воздействия, применять его в меру необходимости. Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.

Большая часть исследований проблем амнистии и помилования в отечественной литературе велась в социальных условиях, которые в наше время претерпели весьма значительные изменения. Ныне наша страна находится на этапе построения правового государстве. В обществе происходят политические и экономические реформы огромного масштаба и значения. Тенденция роста числа помилований прослеживается на этапе таких перемен в социальной и экономической политике, когда так или иначе пересматриваются прежние подходы, проявляется стремление к достижению общественного согласия и консолидации общества.

Это обстоятельство также сказывается и на политике в области амнистии. Конечно, это ещё не определяет содержание потребности в амнистии и помиловании, но связь между ними безусловно существует и может быть зафиксирована при соблюдении требований исторического подхода.

Система уголовной юстиции, государство и общество постепенно изживают формальный подход, переходят к правильному пониманию гуманизма, ориентируясь прежде всего на интересы личности, на общечеловеческие ценности, и это нужно учитывать при обращении к отдельным характеристикам современных перемен.

Существует ещё один аспект: современные процессы и связанные с ними социальные изменения противоречивы, они могут неоднозначно влиять на политику применения помилования и амнистии. Например, провозглашённый переход к рыночной экономике, усиление экономических методов стимулирования поведения граждан привели к большему социальному расслоению, повысили остроту противоречий между различными социальными группами и их интересами. Естественно это повлекло за собой рост преступности, увеличение числа и профессиональных и случайных преступников. Это ещё больше усиливает потребность в учёте социальных изменений при формировании исследовательской проблемы амнистии и помилования.

Таким образом, амнистия и помилование, выступая в качестве деятельности социального института, средства уголовной политики, проявления правовой природы государства и осуществляемого им принуждения, а также некоторой суммы последствий и объекта социального внимания, должны исследоваться комплексно, всесторонне, с применением различных методов и методик.

Целью написания данной работы является изучение амнистии и помилования как исключительных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания.

цели поставлены Для достижения задачи:

1.Показать сущность амнистии и помилования и их место в системе мер уголовно-правового воздействия;

2.Изучить основания и порядок издания актов амнистии и помилования;

.Дать характеристику актов амнистии и помилования в истории России.

Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассматривались в работах Н.Ю. Букши, Н.В. Васильева, Е.Г. Васильевой, О.Б. Виноградовой, П.М. Давыдова, А.Я. Дубинского, Е.В. Жоголевой, ОС. Зельдовой, С.Н. Кабелькова, В.Е. Квашиса, О.Ю. Кукушкиной, П.И. Люблинского, И.Л. Марогутовой, А.В. Мохорева, В.В. Несвит, Н.В. Осмоловской, АД. Прошлякова, А.Ф. Смирнова, Н.Д. Сухаревой, П.С. Ромашкина, И.С. Тарасова, Г.В. Тарасовой, Л.Г. Татьяниной, Е.А. Хабаровой, А.А. Юнусова, А.Б. Юрасова и др. Несмотря на это, перед наукой и практикой до сих пор стоит ряд неразрешенных проблем правового регулирования прекращения уголовного преследования (дела) в связи с изданием акта об амнистии.

.Сущность амнистии и помилования и их место в системе мер уголовно-правового воздействия

Социальная и правовая природа амнистии и помилования даёт все основания полагать, что они должны рассматриваться как элемент, направление, составная часть уголовно-правового регулирования общественных отношений, а соответственно один из компонентов уголовной политики общества и государства. Помилование и амнистия тем или иным образом определяют собой характер криминализации населения, и, исходя из этого, их можно считать важным фактором состояния правопорядка. Амнистия по своему характеру является актом разового применения, в том смысле, что она объявляется сразу, в отношении многих людей, и одну амнистию от другой могут отделять длительные временные перерывы. Помилование же рассматривается как постоянная деятельность, в том смысле, что акты помилования могут приниматься одновременно, один за другим, и являются предметом профессиональной управленческой деятельности. В этом проявляются очень серьёзные различия между помилованием и амнистией, но тесная связь между ними продолжает сохраняться, так как и амнистии проводятся регулярно, хотя и не нося характера некоторой предсказуемой периодичности. Амнистия и помилование внутренне, своей природой, целями и механизмом действия связаны между собой, дополняют друг друга, находясь в состоянии взаимовлияния.

Помилование и амнистия являются направлением уголовной политики не только потому, что эта деятельность требует затраты огромного объёма профессиональных усилий на сбор и переработку необходимой информации, на подготовку правовой и технико-юридической базы. Важно то, что она неразрывно связана с уголовным наказанием, определяет судьбы людей, состояние общества, его отношение к своим согражданам, а это вопросы большой политики.

Таким образом, амнистия и помилование должны рассматриваться как направление уголовной политики, осуществляемое специфическими субъектами (высшими органами власти, но смыкающееся с деятельностью органов уголовной юстиции и основанное на ней.

Конкретные задачи, возможности и содержание уголовной политики определяются анализом и оценкой современной социальной ситуации. Этот вопрос при характеристике места амнистии и помилования в уголовной политике государства особенно выделяет К. Мирзажанов. Важность учёта социальной ситуации порождается необходимостью увязки решения конкретных задач борьбы с преступностью с действительно существующими потребностями общества, его возможностями. Формальное определение современной социальной ситуации предполагает систему действующих наличных предпосылок, образующих такое состояние социальной среды, которое прямо или косвенно, осознанно для общества или неявно определяет собой состояние законности в сфере, регулируемой уголовным законом, и формирует различные способы реагирования общества на нарушения установленных запретов.

Таким образом, в упоминании о современной социальной ситуации в сфере борьбы с преступностью прослеживается стремление выявить некоторое качество, определённую специфику всей совокупности происходящих в обществе явлений и процессов, выделяя их связи с преступностью и противостоящим ей режимом законности. Анализ социальной ситуации, сложившейся в обществе, обосновывает управление уголовной политикой, её изменение в возможных пределах, оптимизацию применительно к решаемым при воздействии на преступность проблемам, в нашем случае, амнистии и помилования.

В настоящее время наблюдается отсутствие оптимальной уголовной политики в отношении помилования и амнистии, и это, вероятно, связано, прежде всего, с недостатками правовой науки, которая до сих пор ещё не полностью приспособилась к изменениям социально-экономических и политических условий, имевшим место в начале 90-х гг., что у многих авторов выражается в устаревшем понимании данной проблемы. Как утверждают многие видные правоведы, разрабатывавшие эту тему, правовая наука в данной области не во всех случаях по масштабу, глубине и последовательности анализа соответствует социологии, экономике, политологии. Отмечается, что обществу не предложены разумные подходы к наболевшим организационным, управленческим проблемам воздействия на преступность, одним из способов которого являются амнистия и помилование. И принятие нового уголовного кодекса в 1996 г. с соответствующими статьями, посвящёнными помилованию и амнистии (ст. 84, 85), не во всех случаях решает эту проблему.

Таким образом, в сложившейся социальной ситуации определение эффективной практики амнистии и помилования следует начинать с анализа исходных условий и возможностей борьбы с преступностью. Стоит признать, что социальные возможности в сфере укрепления законности не так велики и, что правоохранительная система не может быть перестроена без комплексного решения кардинальных политических и экономических проблем. Также необходимо получить достоверные данные о качественно-количественных моделях соотношения кары и прощения в процессах борьбы с преступностью, роли амнистии и помилования в механизме действия уголовного и иного законодательства.

Существуют точки зрения, навязывающие обществу некие идеальные представления о том, как можно вытеснить, ограничить, ликвидировать преступность. Эти концепции предполагают усиление репрессий, увеличение жестокости наказания. В свете последних достижений уголовно-правовой науки можно с уверенностью утверждать, что это неверный подход. Ведь социально-правовая реальность такова, что ни одно ограниченное, проводимое не в комплексе, мероприятие не даёт должного эффекта в процессе борьбы с преступностью. Отдельные уголовно-правовые средства, процедуры, организационные структуры и направления уголовной политики интегрируются политической системой. Давление общества на практику амнистии и помилования, стремление одним ударом покончить с преступностью, низкий уровень правовой культуры (все эти факторы при неблагоприятных условиях могут без всяких административных указаний ослабить оптимальность этой деятельности, подорвать всякую предсказуемость государственных решений в этой области. В то же время при комплексном подходе к перестройке системы в целом, при учёте её связей с обществом этого не должно случиться. Практика помилования и амнистии может сыграть позитивную роль. Но при всех этих обстоятельствах было бы ошибкой искать решение проблемы в рамках смягчить-усилить. Вполне возможно, что значимость многих охраняемых прав следует повысить, а соответствующие виды наказания ужесточить. Но условием этого должно быть более полное осознание обществом своих возможностей в сфере борьбы с преступностью. Все эти моменты довольно полно раскрывают сущность уголовной политики, что не существует коренных противоречий между институтами амнистии и помилования в зарубежных странах и в Российской Федерации.

Прежде всего, правовая природа амнистии и помилования раскрывается через указание на то, что амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на определённую категорию или группу лиц, помилование - акт высшего органа, касающийся конкретного лица.

Нормативное регулирование амнистии и помилования в Российской Федерации осуществляется несколькими законодательными актами.

Важнейший из них - Конституция РФ, в которой помилованию и амнистии посвящён целый ряд статей. Каждый осуждённый за преступление имеет. право просить о помиловании или смягчении наказания. ( гласит ч. 3 ст. 50, перечисляя основные права и свободы человека и гражданина. Пункт о ст. 71 причисляет амнистию и помилование к ведению Российской Федерации. В главе 4, посвящённой Президенту РФ, п. в ст. 89 указывает, что среди других его полномочий Президент Российской Федерации осуществляет помилование. В следующей главе Основного закона, посвящённой Федеральному Собранию, п. е ч. 1 ст. 103 относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы.

В Уголовном Кодексе 1996 года понятиям амнистии, помилования и судимости посвящена отдельная глава 13, а в ней ст. 84, 85 довольно полно раскрывают содержание уголовно-правового института амнистии и помилования.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определённого круга лиц.

Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осуждённые за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершённые до его принятия. Однако, в исключительных случаях он может распространяться на деяния, совершённые в течение определённого времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым определённых действий. Так как акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.

Весьма важное значение для осуществления амнистии в РФ имеет также и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Об объявлении амнистии № 2039-II ГД от 24 декабря 1997 года.

Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определённого лица.

Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нём предписания. Для подготовки вопросов о помиловании осуждённых Указом Президента РФ от 12.01.92 образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Помилование может быть применено к любому осуждённому, в том числе и к лицу, осуждённому за тяжкое или особо тяжкое преступление и даже к осуждённому к смертной казни. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена лишением свободы на срок 25 лет или пожизненно (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

С ходатайством о помиловании вправе обращаться ...как сами осуждённые, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания в отношении тех из осуждённых, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твёрдо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания. Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например, тяжёлая болезнь осуждённого или его родителей и т.д.

Помимо вышеперечисленных нормативных актов понятия амнистии и помилования содержатся в ст. 5 (обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу) и ст. 208 (основания к прекращению уголовного дела) Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Пункт 4 ч. 1 ст. 5 УПК РФ гласит: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбуждённое дело подлежит прекращению вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершённое деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц.

Часть 4 ст. 5 УПК РФ: Если обстоятельства, указанные в п. 4 настоящей статьи, обнаруживаются в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осуждённого от наказания. Ч. 5 ст. 5 УПК РФ: Прекращение дела по основаниям, указанным в п.4 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Указанные в ч. 1 ст. 5 УПК обстоятельства признаются также и основаниями к прекращению уголовного дела п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ: Уголовное дело прекращается при наличии оснований, указанных в статьях 5-9 настоящего Кодекса. Весьма важное положение содержится в ч. 2 ст. 208, Если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым, то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых.

Из текста и смысла приведённых статей можно сделать ряд выводов. Прекращая дело в стадии предварительного расследования по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 5 необходимо руководствоваться как ст. 208, 209, так и соответствующим пунктом ст. 5 УПК. Основания, указанные в ч. 1 ст. 5, применяются также при отмене обвинительного приговора с прекращением дела в стадиях кассационного и надзорного производства.

Лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст. 5, как посредством отказа в возбуждении уголовного дела, так и путём прекращения дела, если оно было возбуждено до издания акта амнистии или помилования. Дело может быть прекращено в силу акта амнистии и в том случае, если обвиняемый не признаёт себя виновным. Решение данного процессуального вопроса о прекращении дела в силу акта амнистии не зависит от отношения обвиняемого к предъявленному обвинению (признаёт он или отрицает свою вину).

Актом об амнистии может быть предусмотрено как освобождение от наказания, так и смягчение наказания. Пределы применения амнистии указываются в тексте соответствующего акта законодательного органа Российской Федерации. Решение вопроса о прекращении уголовного дела по амнистии в отношении подсудимого, который скрылся от суда, возможно лишь после розыска подсудимого. В отношении лиц, совершивших продолжаемые преступления или преступления, окончившиеся после издания акта об амнистии, дело не может быть прекращено производством по основаниям, предусмотренным в п. 4 ч. 1 ст. 5 УПК РФ. Основаниями к прекращению уголовного дела на предварительном следствии являются предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают производство по уголовному делу или влекут освобождение лица, о котором оно велось, от уголовной ответственности. Освобождение от наказания вследствие акта амнистии, устраняющего применение наказания за совершённое деяние, возможно лишь после того, как суд доведёт разбирательство дела до конца и вынесет обвинительный приговор.

Прекращение уголовного дела может иметь место только тогда, когда все обстоятельства события, в связи с которым оно возбуждалось, выяснены всесторонне, объективно и полно и имеются необходимые фактические и правовые основания прекратить производство по делу, разрешив его, не обращаясь к судебной власти.

Основания к прекращению уголовного дела существенно различаются по своему содержанию, правовым и нравственным последствиям их применения. Обстоятельства, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 5 УПК, принадлежат к группе так называемых нереабилитирующих оснований. При их наличии дело может быть прекращено тогда, когда в деянии лица имеются признаки преступления, но следственные органы вправе освободить его от уголовной ответственности, если есть условия, установленные законом.

. Основания и порядок издания актов амнистии

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.

Формально решение об объявлении амнистии является подзаконным актом. При этом им регламентируются уголовно-правовые отношения, которые должны регулироваться законом. Поскольку процедура принятия актов об амнистии упрощена, представляется необходимым усложнить ее.

В отличие от уголовного закона, по общему правилу акты об амнистии распространяют свое действие на лиц, которые совершили преступления до времени вступления в силу постановления Государственной Думы об объявлении амнистии. Однако пределы действия актов об амнистии во времени могут быть изменены самим актом об амнистии. Так, некоторые акты позволяют освобождать от уголовной ответственности или наказания лиц, которые совершили преступления после вступления их в силу. Данные положения представляются нежелательными.

Кроме того, необходимо отметить, что акт об амнистии, как акт, освобождающий от уголовной ответственности, должен готовиться в условиях негласности.

Акт об амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, то есть не декриминализирует соответствующее деяние. Он лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государства. В связи, с чем конституционный запрет придавать обратную силу более суровому уголовному закону не должен распространяться на случаи внесения изменений в принятые акты об амнистии, поскольку последние формально не являются уголовными законами.

Для принятия решения о прекращении уголовного преследования в связи с изданием акта об амнистии должны быть установлены основания и условия ее применения. При этом обосновываются следующие выводы.

Основаниями для применения акта об амнистии являются: 1) установление в порядке, предусмотренном УПК РФ, факта совершения виновного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания; 2) установление времени совершения деяния.

Условия для применения акта об амнистии: 1) установление лица, совершившего преступление, и выяснение данных, характеризующих его личность; 2) отсутствие возражений со стороны подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления относительно применения к нему акта об амнистии.

Акт об амнистии применяется в отношении лиц, совершивших преступления. С учетом положений ст. 20 УК РФ акт об амнистии не может быть применен в отношении лица, совершившего деяние в состоянии невменяемости. К тому же представляется недопустимым освобождать по мотиву гуманности от уголовной ответственности или наказания лицо, которое в силу прямого указания уголовного закона не подлежит уголовной ответственности. Однако УПК РФ 2001 г. не исключает применение амнистии в отношении невменяемых (ст. 439 УПК РФ). Данное положение УПК РФ не соответствует материальным нормам УК РФ. Поэтому прекращение уголовного дела в связи с изданием акта об амнистии должно касаться только лиц, у которых заболевание (независимо от его характера) наступило после совершения ими общественно опасного деяния.

Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.


. Основания и порядок издания актов помилования

В законодательстве понятие помилования отсутствует. Оно не дается ни в Конституции Российской Федерации, ни в других законодательных актах. Не было его и в Основах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г., Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. раскрывается лишь общий смысл указанного института:

. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

С просьбой о помиловании к Президенту обращаются сами осужденные, их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д. Каких-либо ограничений, определяемых тяжестью совершенного преступления или преступлений, для применения помилования не существует.

Для осуществления этого института был издан указ Президента РФ от 28.12.2001г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим указом на территории субъектов РФ были образованы комиссии по вопросам помилования. В ч. 2 Указа определяются их задачи:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч. 3 указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании регулируется «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. № 1500)». В соответствии с ним помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При этом данное положение распространяется и на осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

. Акты амнистии и помилования в истории России

октября (3 ноября) 1905 года была объявлена амнистия за политические преступления. По этому указу освобождались лица, отбывающие наказания за преступления десятилетней давности. По некоторым статьям срок наказания был сокращен наполовину. Присужденным к бессрочной каторге или смертной казни устанавливалось наказание 15 лет каторжных работ. Были амнистированы лица, принимавшие участие в стачках.

В 1913 году амнистия была объявлена в честь 300-летия дома Романовых. Однако, она касалась только мелких преступников. Также было разрешено возвращаться в Россию политическим эмигрантам, покинувшим её до 1 января 1909 года.

Амнистия объявлена Керенским, возглавлявшим Временное правительство. Выпущенных из тюрем прозвали «птенцами Керенского» (1917 год).

марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС[2]. Проектом предусматривалось освобождение около 1000000 человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Проект предполагал освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на особо опасных государственных преступников - осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет.

марта 1953 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет, кроме осуждённых на 10-25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях. На момент начала амнистии имелось 2 526 402 заключённых, из них:

осужденных на срок до 5 лет - 590 тыс.;

осуждённых на срок от 5 до 10 лет - 1 216 тыс.;

осуждённых на срок от 10 до 20 лет - 573 тыс.;

осуждённых на срок свыше 20 лет - 188 тыс. человек.

Из общего числа заключённых «особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие)» в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человека. На них действие указа не распространялось.

Указ был опубликован на следующий день. По разным оценкам в результате этого указа было освобождено около 1,2 миллиона человек.

В результате амнистии произошло усиление криминогенной обстановки в стране. В результате 2 июля 1953 года Президиум ЦК КПСС одобрил проект Указа «О неприменении амнистии к лицам, осуждённым за разбой, ворам-рецидивистам и злостным хулиганам». Указ гласил, что если освобождённые по амнистии «продолжали вести паразитический образ жизни и не занимались общественно-полезным трудом», то амнистия для них отменялась и они должны были продолжить отбывание назначенного им наказания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1953 г. был отменён запрет применять амнистию к лицам, осужденным за преступления, предусмотренные постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» и постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией».

Амнистия в честь 70-летнего юбилея Октябрьской революции. После неё в СССР не осталось политических заключённых (1987 год).

февраля 1994 г. Государственной думой Федерального собрания РФ 1-го созыва было принято Постановление № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии». Согласно этому постановлению были амнистированы участники ГКЧП, защитники Верховного Совета России в октябре 1993, а также лица, привлечённые к уголовной ответственности за ряд экономических преступлений, предусмотренных действовавшим тогда Уголовным кодексом РСФСР.

Амнистия для участников боевых действий, включая войну в Афганистане (2005 год).

амнистия акт помилование ходатайство

Заключение

Основным существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки.

До настоящего времени законодательством не определен круг субъектов, подлежащих амнистии и помилованию. Действующий уголовно - правовой закон исходит из того, что амнистии подлежит лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, или имеется материал, свидетельствующий о совершенном им преступлении. Помилование по действующему УК РФ возможно только в отношении осужденных.

При решении вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к личности виновного и оценка совершенного им преступления. Помилование носит личный, а амнистия - объективный характер: первое основывается на индивидуальных особенностях данного случая, вторая - на общественном значении инкриминированных деяний.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами, имеющими право на их издание. Несмотря на широкое применение на практике амнистии и помилования, действующим российским законодательством не регламентированы порядок и основания их применения, хотя новый УК основательнее рассматривает эту проблему, чем прежний. Множество вопросов, связанных с их применением, настоятельно требуют незамедлительного законодательного решения.

Изложенное позволяет рассматривать амнистию и помилование как межотраслевые институты. При этом их декларативность в уголовном законе находит конкретное содержательное воплощение в нормативных правовых актах, принимаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. В них предусматриваются конкретные виды облегчения участи лиц, совершивших преступления, определяются уголовно-правовые последствия их применения.

Проблема гуманизации в направлении снижения уровня репрессивности норм Уголовного кодекса приобрела в последнее время особую актуальность, особенно в связи с выявившейся неспособностью уголовно-исполнительной системы удовлетворительно решать задачи по реализации охранительной и предупредительной функций уголовного права. Не последнюю роль в создании этой ситуации сыграло определенное несовершенство действующего уголовного законодательства.

Необходима четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры уголовно-правового принуждения, так и меры уголовно-правового поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание. Это может выразиться в совершенствовании общероссийских и локальных законодательных и исполнительных правовых актов об амнистии и помиловании, порядке их применения, социальных и других аспектах целесообразности мер гуманизации.

Список нормативно-правовых актов и литературы

1. Конституция РФ.

. Уголовный кодекс РФ.

. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

. Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам полмилования на территориях субъектов Российской Федерации».

. Постановление Государственной Думы РФ «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии» №2039-II ГД от 24 декабря 1997 г.

. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11.02.2002 №47 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам полмилования на территориях субъектов Российской Федерации».

. Гришко, А.Я., Потапов, А.М. Амнистия. Помилование. Судимость [Текст] / А.Я. Гришко, А.М. Потапов / Под ред. А.В. Наумова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 829 с.

. Грачева, Ю.В., Есаков, Г.А., Князькина, А.К. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина / Под ред. Г.А. Есакова). - М.: "Проспект", 2011.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, исправленное, дополненное и переработанное) (под редакцией доктора юридических наук, профессора Чучаева А.И.). - Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2010.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2010.

Похожие работы на - Изучение амнистии и помилования как исключительных видов освобождения от уголовной ответственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!