политический право свобода
обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
верховенство принципа «гражданину разрешено все, что не запрещено, а государству запрещено все, что не разрешено» - юридическое равенство и независимость взаимодействующих друг с другом субъектов и их составляющих.
К задачам данного механизма отнесена охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения.
Кроме того, по мнению A. Морозовой, этот механизм должен включать и средства стимулирования реализации прав и свобод человека и гражданина, в том числе создание условий, при которых закрепленные права и свободы могут реально принадлежать конкретному человеку, использоваться им без каких-либо внешних препятствий.
Если человек знает, что может беспрепятственно реализовать свои права, что обладает всеми необходимыми для этого возможностями, то он воспользуется данным правом. Если же, напротив, из опыта своего или окружающих он усвоил, что для осуществления закрепленных за ним прав надо приложить немало усилий, потребуются значительные материальные средства, то скорее всего откажется от предоставленных ему прав.
Исследование прав, свобод и обязанностей личности в Кыргызской Республике показывает, что «наиболее слабое звено в проблеме прав человека - реализация этих прав на внутригосударственном уровне, что механизм гарантий реализации прав человека в Кыргызской Республике только формируется и во многом не совершенен. Падение жизненного уровня больших групп населения, рост преступности, коррупция и даже криминализация государственного аппарата, падение нравственности в обществе и другие негативные явления означают неготовность государства и неспособность государственных органов и должностных лиц к обеспечительной работе в сфере реализации прав человека. Самые продуманные юридические меры и механизмы бессильны, если государство не может спросить со своих органов и должностных лиц за невыполнение или непродуманное выполнение ими обязанностей по охране и защите прав личности».
Большинство ученых-юристов считает, что для реализации прав и свобод человека недостаточно их юридических гарантий. Установление системы правовых гарантий не обеспечивает автоматического осуществления прав и свобод, их реализации. В связи с этим в последнее время в научной литературе введено понятие социально-юридического механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия уважения прав и свобод человека. Структура этого механизма рассматривается следующим образом: общественные нормы; правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина; гласность, общественное мнение; гарантии (общие, специальные, юридические, организационные), процедуры; ответственность; контроль.
По мнению Н.В. Витрука и В.В. Копейчикова, «реализация прав граждан - это регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам осуществления процесс, обеспечивающий каждому гражданину материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиты прав от любых посягательств.
По мнению A.C. Пиголкина, реализация норм права есть процесс превращения идеальных моделей, отражающих нужды господствующего класса или народа, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений.
В теории основной экономической гарантией прав человека считается обладание собственностью. Это дает возможность лицу независимо осуществлять действия, направленные на удовлетворение его материальных и духовных интересов. Социальными гарантиями является наличие государственных социальных программ, связанных с удовлетворением тех необходимых интересов и потребностей, которые человек не может осуществлять самостоятельно, в достаточной мере, без помощи государства (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
Под политическими гарантиями понимается непосредственные формы осуществления власти народом (выборы, референдум, собрание), а также другие публичные формы коллективного (шествия, митинги, пикетирование, петиции) и индивидуального волеизъявления граждан, эффективный механизм разделения государственной власти, многопартийность, участие граждан в управлении.
Эффективная реализация и надежная охрана политических прав и свобод граждан - отмечает Н.В. Витрук, - гарантируется и специальными (юридическими) средствами, к числу которых следует отнести определение в законе порядка осуществления политических прав и свобод, средств и мер их защиты в случае нарушения (возможность обжалования, обращения за защитой в суд), ответственности должностных лиц и граждан за ущемление политических прав с свобод и др. Отраслевое (текущее) законодательство, направленное на регулирование политических прав и свобод граждан, является, по сравнению с конституционным, более динамичным и постоянно будет совершенствоваться с целью наиболее полного гарантирования политических прав и свобод на базе оптимального сочетания общественных и личных интересов.
Сущность прав и свобод состоит не столько в их формальном закреплении в законе (хотя это и весьма важно - они становятся фактором, регулирующим поведение всех субъектов правоприменительной и правотворческой деятельности, направленной на защиту интересов личности), сколько в обеспечении реальными условиями и средствами их реализации.
Анализ сущности, содержания механизма правовой защиты граждан позволяет утверждать, что он еще очень далек от совершенства, что процесс его создания зависит от специалистов-юристов, экономистов социологов; от умения различных правозащитных органов и организаций, представляющих интересы многих государств, объединять усилия в целях повышения эффективности оказания помощи и совершенствования правозащитных действий.
Обеспечение прав и свобод человека - это не второстепенная побочная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия для жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личности.
Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь постольку, поскольку его возможно осуществить. Отсюда возникают проблемы реализации субъективных прав граждан, их защиты.
Под правореализацией в широком смысле обычно понимается претворение, воплощение юридических норм в фактическую деятельность организаций, органов, должностных лиц и граждан, в само поведение участников общественных отношений.
В научной литературе определены различные способы (формы) правореализации, исходя из объективного существования права в виде основополагающих нормативных суждений о представляемом (разрешенном, допустимом), должном и запретном: использование, исполнение, соблюдение и, как особая форма, применение.
Использование правовых норм представляет собой форму их реализации, которая выражается в добровольных, как правило, активных действиях субъектов, в частности, граждан, по существу закрепленных в норме субъективных прав.
Осуществление (использование) как форма реализации норм конституционного права выражается в реализации возможностей, которые представляются субъектам общественных отношений соответствующими нормами права. Таким образом, в рамках этой формы реализации правовых норм осуществляются субъективные права участников регулируемых ими общественных отношений.
Примером такого рода реализации правовых норм может служить осуществление гражданами Кыргызской Республики своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и т.д.
Исполнение норм права состоит в неукоснительном совершении предусмотренных законом действий, то есть в выполнении юридических обязанностей, которые могут не совпадать с волей человека.
Посредством соблюдения законопредписания реализуются юридические запреты. Отличительной чертой данной формы является пассивное поведение лиц - они не совершают действий, запрещенных законом.
Специфической формой реализации правовых норм служит их применение, осуществление государственными органами и другими властными компетентными субъектами преимущественно в целях «обслуживания» трех перечисленных выше форм.
В процессе использования своего права гражданин нередко имеет дело с целым рядом разнообразных по содержанию юридических норм, а не только с той, в которой субъективное право сформулировано в общем виде. Процесс реализации личностью ряда прав зависит от его сложности и многоступенчатости. Он может регулироваться сразу несколькими правовыми нормами.
Иными словами, реализация субъективных прав на практике означает осуществление положений целой системы разных по своей юридической природе норм, в которых могут конкретизироваться содержание данного права, условия, порядок его использования, особенности применения, реализация, восстановление. К тому же законодательная норма материального свойства, предусматривающая субъективное право, в известных случаях реализуется через осуществление обеспечивающих ее действие требований процессуальных норм.
В отличие от реализации правовых норм, реализация прав связана лишь с определенным типом правовых норм - управомочивающими нормами. Именно управомочивающие, но не обязывающие или разрешающие нормы предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора варианта, порядка их использования. Личность самостоятельно принимает решение о том, когда, как, каким конкретно способом из нормативно предусмотренных реализовать свое право, и нужна ли реализация вообще.
Для понимания социально-правового механизма реализации политических прав и свобод граждан важно прежде всего уяснение места и роли в нем системы гарантий, процесса самой реализации и охраны (защиты) политических прав и свобод.
В механизме реализации политических прав и свобод граждан следует различать обеспечение прав и свобод и собственно их реализацию.
Под обеспечением политических прав и свобод понимается система их гарантирования, то есть система общих условий и специальных юридических средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - их охрану.
Реализация политических прав и свобод - это правомерная положительная деятельность субъекта права (человека, гражданина), направленная на практическое использование предусмотренных правовыми нормами возможностей, в результате чего он (субъект) получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения прежде всего личных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей.
Политические права и свободы, к сожалению, получили в Конституции КР менее широкую и глубокую разработку, чем, например, личные права и свободы. Это, в частности, нашло свое выражение в том, что о ряде очень важных политических прав и свобод в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира. Так, о свободе печати говорится лишь в плане гарантированности свободы слова, права свободно писать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы средств массовой информации и запрещения цензуры. Другой пример - о политических партиях, играющих важную роль в политической жизни демократических стран. Однако в Конституции КР о них говорится лишь в ракурсе рассмотрения права на объединение, а сам термин «политическая партия» не используется. Очень кратко говорится о профсоюзах, о праве на собрания, демонстрации, шествия и др.
Вмешательство со стороны государства в регулирование жизни общества должно быть осторожным, и пределы правового регулирования с большей степенью достоверности могут быть определены лишь исходя из сохранения неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина, необходимых и достаточных для его самореализации.
Пределом осуществления прав и свобод человека и гражданина выступают права и свободы других лиц.
Итак, в механизме реализации прав человека ключевую роль играют гарантии этих прав. Однако гарантии не обеспечивают автоматического осуществления этих прав. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия (материальные, политические, социальные и др.), при которых возможна реализация прав человека. Обязанность создания надлежащих условий возложена на государственную власть. При этом государство должно проявлять активность в обеспечении прав человека и условий для наиболее полного использования своих прав и свобод.
Реализация прав и свобод личности зависит от материальных возможностей государства. Должно ли государство закреплять на конституционном уровне те права и свободы, для обеспечения которых не располагает соответствующими материальными средствами? Очевидно, как перспективная цель законодательное финансирование таких прав и свобод вполне оправдано.
.2 Защита политических прав гражданина в Кыргызской Республике
В Советском Союзе лозунг «соблюдение и обеспечение защиты прав человека» был основной нравственной политической доминантой процесса перестройки в 1986 - 1991 годы.
На Московской Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 году государства-участники заявили, что права человека являются «непосредственной и законной заботой всех участвующих государств и не относятся к внутренней компетенции заинтересованного государства».
Однако в последующие годы лозунг о защите прав человека отошел на периферию общественного сознания и внимания, хотя проблематика соблюдения и гарантий прав человека по-прежнему является актуальной для нашей страны, и это вполне объяснимо.
В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве. «Права человека могут быть защищены только в таком государстве, которым управляет право, а не отдельные люди», - писал выдающийся швейцарский юрист профессор Томас Флейнер.
Человек, его права являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных условий, но во многом определялись властью, законами, правящими элитами, т.е. субъективными факторами в сочетании с действующими закономерностями. Эта мысль четко прослеживается в научной литературе.
Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать юридические процедуры такой защиты.
Когда речь идет о соблюдении прав и свобод граждан, то в литературе используется различное толкование понятий «охрана», «защита», «обеспечение».
Можно согласиться с мнением Л.А. Григоряна, что понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятию «охрана» и «защита». Оно включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личностью социальными благами. Понятия «охрана» и «защита» рассматриваются либо как тождественные, либо «защита» выступает как более узкое понятие по сравнению с «охраной» либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием.
Так, В.Н. Бутылин под охраной понимает взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранения причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод. Под защитой же имеется ввиду принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.
Конституция Кыргызской Республики предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.
Формами защиты прав граждан в Кыргызской Республике являются:
во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;
во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями;
в-третьих, самозащита прав человека, включающая в себя:
а) обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; б) обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
в) обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
г) публичные выступления граждан в защиту своих прав;
д) обращение в международные органы по защите прав человека.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.
К числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод. Это согласуется с принципиальной установкой международного права, согласно которой государство, в первую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах. Согласно Конституции КР государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, - говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (статья 12), - необходима государственная сила, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, которым она верна».
Государственное гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны.
При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественно-политического строя, вследствие чего и само правовое государство конституционно характеризуется как демократическое. Демократия - главная, наиболее фундаментальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничение всегда выражается, прежде всего, в ограничениях (прямых и косвенных) прав и свобод.
Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин: «Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений. В - третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. В - четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.
Защищать права и свободы граждан призваны как Кыргызская Республика, так и все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории Кыргызстана.
Президент Кыргызской Республики является ключевой фигурой в государстве. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента КР в соответствии с Конституцией КР и законами определять основные направления внутренней и внешней политики государства, принимать меры по охране суверенитета Кыргызстана, ее независимости и государственной целостности, приостанавливать действие актов исполнительной власти в случае противоречия этих актов Конституции КР и законам, международным обязательствам Кыргызской Республики или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В этом качестве Президент КР решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Кыргызской Республики, присваивает высшие военные и высшие специальные звания, осуществляет помилование.
В Конституции Кыргызской Республики говорится о том, что Президент КР является гарантом Конституции Кыргызской Республики, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента как верховного арбитра соблюдения и обеспечения всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Кыргызской Республики, их должностными лицами прав человека. Положение об обязанности Президента КР защищать Конституцию КР, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина содержится также в тексте присяги, которую Президент КР дает при вступлении в должность.
Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а так же как глава государства Президент КР имеет право отменить акты правительства в случае их противоречия Конституции КР, законам и указам Президента.
Таким образом, у Президента имеется существенное средство поддержания конституционности и законности в стране, соблюдения связывающих договорных и обычных норм международного права, обеспечения уважения прав и свобод человека.
Конституционные нормы, касающиеся прав человека, во многом носят программный характер. Для их действительного обеспечения необходимо принятие различных нормативных актов. «В Конституции заключена определенная социальная программа, которая должна быть отражена в законодательстве - трудовом, гражданском, праве социального обеспечения и пр.».
В современных условиях проблема обеспечения прав граждан приобретает особое значение. С одной стороны, общество, наконец, осознало безусловную ценность и важность естественных и неотчуждаемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой - оно не в состоянии обеспечить их полное и реальное осуществление. Данное трудно разрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим раздражителем общественного сознания, источником недовольства людей. Именно поэтому целью деятельности законодательных органов власти в Кыргызской Республике должны стать разработка и закрепление в законах механизма реализации конституционных и иных прав граждан.
Функция обеспечения прав и свобод граждан является определяющей в деятельности органов управления и его служащих. «Основной смысл реформы государственной службы, - по мнению К. Вельского, - заключается в том, чтобы образовать количественно небольшой корпус профессиональных служащих, способных высоко нести идею порядка и эффективно управлять страной, осуществлять порядок и управление, не нарушая прав и свобод граждан».
Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное статьей Конституции КР, гарантируется каждому находящемуся на территории Кыргызстана человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).
С целью активизации института судебной защиты прав граждан в настоящее время предпринимаются реальные шаги для создания административной юстиции - специальных судов, призванных рассматривать жалобы граждан на действия и решения органов управления и должностных лиц. По мнению Н.Ю. Хаманевой, учреждение системы административных судов стало бы естественным продолжением управления судебной власти как третьей власти в государстве.
Гарантированность судебной защиты означает, что правосудие в Кыргызской Республике материальной, юридической и идеологической организации способно осуществлять защиту прав и интересов граждан. При разрешении различного рода дел суды действую именем государства. Правосудие, таким образом, одновременно служит и гарантией права на судебную защиту и средством его реализации. Обязанность государства по обеспечению права граждан на судебную защиту предполагает не только создание и поддержание гарантий данного права граждан, но и непосредственную защиту благ граждан от посягательств. Вместе с тем, право гражданина на судебную защиту подразумевает, что защита его прав и интересов государством осуществляется через деятельность суда.
Права человека не могут относиться к исключительной компетенции государств, они стали сферой интересов международного сообщества. Международное право благодаря своему современному содержанию создает предпосылки для обеспечения прав человека, совершенствование законодательства государств. Его нормы требуют должного поведения государства, взявшего на себя определенные обязательства, в частности имплементации международных стандартов в национальное право. По словам Г.В. Игнатенко, «правовой статус личности формируется не только из тех свобод, которые зафиксированы в конституции государства и других национальных законах, но и из прав и свобод, провозглашенных в международных договорах, т.е. международно признанных прав и свобод».
Следование принципам демократизма общества и господства права предполагает надлежащее отправление правосудия в соответствии с требованиями Конституции КР и правовых законов. В современном мире существуют разнообразные модели защиты прав человека и гражданина в конституционных судах и других органах конституционного контроля, в общих и специализированных судах.
Особыми полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина наделяются конституционные суды. Компетенция конституционного суда в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина определяется, как правило, принципом разделения властей, особенностями данной правовой системы, распределением компетенции между судебными органами, сложившимися традициями, уровнем правовой культуры и многими другими факторами.
Эффективная деятельность конституционного суда содействует воспитанию уважения основных прав и свобод человека и гражданина со стороны властей государства, всех его органов и должностных лиц. Такая защита выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, реального существования взаимных обязательств государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод граждан и других лиц. Указанные принципы находят свое закрепление в конституциях, особенно тех государств, которые освободились от тоталитаризма и приступили к строительству подлинно свободного демократического общества, правового государства, в котором уважение прав и свобод личности является одной из приоритетных ценностей.
Наиболее эффективный механизм защиты прав человека создан в Европе. Это касается таких институтов, как Европейский экономический союз (ЕЭС), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые объединяют все государства Европы, а также США и Канаду. Принятые СБСЕ документы (Хельсинский Заключительный акт, Итоговые документы Копенгагенского и Московского совещаний, Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы и др.) предусматривают проведение целой системы мер для обеспечения прав человека на европейском континенте. «Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им - первейшая обязанность правительства. Их уважение - существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира». Уровень демократии в той или иной стране как раз и зависит от того, насколько охрана прав и свобод человека получила свое признание во внутригосударственной законодательной и судебной практике.
В отечественной юридической литературе вопросы международной защиты человека, и в частности, опыта деятельности Совета Европы, Европейского Суда по правам человека и других европейских организаций, рассмотрены в работах Л.Б. Алексеевой, С.А. Глотова, Г.М. Даниленко, В.М. Жуйкова, В.А. Карташкина, А.И. Ковлера, Е.А. Лукашевой, И.И. Лукашука, А.П. Мовчана, В.А. Туманова, Е.Т. Усенко, H.A. Ушакова, В.А. Четвернина, Б.С. Эбзеева, М.Л. Энтина и других.
Европейская защита прав человека включает в себя как правовые нормы конвенций и соглашений, принятых странами в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека и нашедших отражение в национальных законодательствах, так и непосредственно судебную защиту, осуществляемую Европейским Судом по правам человека в Страсбурге, решения которого учитываются странами - участницами Совета Европы.
Правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского Суда и Комиссии по правам человека прецедентное право отражают европейские стандарты в области прав человека, на которые опирается правовая система европейских государств.
Европейские стандарты в области прав человека несут в себе идеи, которые, зародившись еще в древности, находились в центре процесса становления и развития единой естественно-правовой теории, суть которой в том, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Хотя конкретное содержание прав человека претерпело эволюцию и расширилось в соответствии с изменениями в общественной жизни стран, а в последнее столетие и в связи с развитием международного сотрудничества, стержень самой идеи - естественность и неотъемлемость прав человека - оставался неизменным.
В западноевропейских странах такие стандарты в области защиты прав человека действуют уже несколько десятилетий. После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов - Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (а с ноября 1998 г. - единого Европейского Суда по правам человека) - и утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека можно говорить о возникновении понятий «европейские стандарты по защите прав человека» и «европейская система защиты прав человека».
Таким образом, под «европейскими стандартами по защите прав человека» понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. Признание и соблюдение прав человека и его основных свобод в соответствии с принятыми европейскими стандартами стали критерием определения степени верховенства права и уровня развития демократии в отдельных европейских странах. Происходит расширение и углубление содержания европейских стандартов в области прав и свобод человека, приобретающих силу норм международной морали и международного права.
Необходимо иметь в виду, что европейские конвенционные нормы в области прав человека основываются на концепции, согласно которой государственные институты должны выполнять свои функции в интересах отдельных людей, которые имеют право пользоваться личной независимостью во всех случаях, за исключением только тех, когда речь идет о высших интересах общества.
Термин «европейские стандарты по защите прав человека» представляет собой более широкое понятие и включает как составную часть понятие «стандарты Совета Европы по правам человека», которое содержит правовые нормы принятых этой европейской организацией документов: Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловеческого или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейской хартии местного самоуправления, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и др.
В понятие «стандарты Совета Европы по правам человека» входит, в свою очередь, понятие «стандарты Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», которое, помимо правовых норм Конвенции и дополняющих ее протоколов, содержит прецедентное право единого Европейского Суда по правам человека и его предшественников: Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Благодаря деятельности этих органов Совета Европы была построена целостная процессуальная система и создано европейское правовое пространство, где к материальным и процессуальным нормам предъявляются единые европейские требования.
Права и свободы, содержащиеся в Конвенции, - это минимальные стандарты, определяющие деятельность государств - участниц в области соблюдения прав человека. Государство имеет свободу выбора средств, механизмов применения этих стандартов в своем законодательстве и правоприменительной практике.
Повышая эффективность защиты прав человека, Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. Огромная заслуга Конвенции в том, что права человека и его свободы стали признаваться высшими ценностями, а отражающие их правовые нормы стали доминирующими в национальных законодательных актах стран - членов Совета Европы.
Все изложенное подтверждает, что Конвенция является самым значительным не только европейским, но и международным юридическим документом в области защиты прав человека. В то же время в ряде стран Европы отдельные нормы Конвенции нарушались, о чем свидетельствует факт, что с 1959 года по ноябрь 1998 года на рассмотрение Европейского Суда по правам человека в Страсбурге было вынесено более тысячи дел, касающихся широкого круга вопросов.
Европейская практика показывает, что нормы Конвенции наиболее эффективно применяются тогда, когда они непосредственно включены во внутригосударственное право. Это подтвердил Европейский Суд по правам человека, который указал в своем решении, что требование «прямого обеспечения соблюдения прав, определяемых Конвенцией» «находит справедливое отражение, прежде всего, в тех случаях, когда положения Конвенции были включены в национальное законодательство». В настоящее время большинство европейских стран, ратифицировавших Конвенцию, включило ее основные нормы во внутригосударственное законодательство.
Для гражданина основным способом участия в управлении делами государства являются выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для того чтобы избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления выражали его волю и служили его интересам, выборы должны быть свободными и справедливыми, что предполагает честные состязания между политическими партиями и независимыми кандидатами, неприемлемость использования кандидатами различного рода преимуществ, имеющихся у них в связи с занимаемой должностью или имущественным положением, отказ от применения недозволенных избирательных технологий.
Социальная ценность самозащиты прав и свобод состоит, главным образом, в том, что в сознании людей реализация их прав и свобод становится не только основной целью и функцией государства, но и «жизненно необходимой задачей самих граждан». Однако в условиях демократии использование тех или иных средств самозащиты для восстановления избирательных прав весьма ограничено, ибо нельзя защищать неправомерные притязания, а компетентная объективная проверка правомерности притязаний часто может быть осуществлена только органами публичной власти. Отсюда наиболее распространенной формой защиты тех же избирательных прав является их государственная защита. В то же время очевидно, что именно активная самозащита гражданами собственных прав - необходимое условие создания гражданского общества.
.3 Ограничения политических прав гражданина в Кыргызской Республике
Политические права и свободы имеют определенные пределы их реализации. Еще Ш. Монтескье подчеркивал, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть..., свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане...».
Это означает, что границы политических прав и свобод определяются правами и законными интересами других людей.
Любое субъективное право, как правило, представляет не только гарантированную государством возможность определенного поведения, но и меру возможного поведения. Осуществление каким-либо лицом своего субъективного права не может быть беспредельным. Границы (пределы) свободы личности, ее автономия определяются объективными закономерностями развития общества. Государство формирует запреты, направленные на защиту свободы всех членов общества, подобного рода ограничения объективно необходимы. Ограничения свободы личности посредством права вполне разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей в обществе. Мера правовых ограничений отыскивается в самих общественных отношениях, она устанавливается объективно, хотя и не без влияния субъективных факторов.
Данные ограничения нельзя считать ущемлением свободы личности, подлинная свобода личности немыслима вне сочетания интересов личности с интересами общества и государства.
Международно-правовые нормы и нормы Конституции Кыргызской Республики предусматривают возможность установления пределов осуществления прав и свобод личности в случаях, необходимых для охраны основ конституционного строя, здоровья и нравственности граждан, ограничения прав и свобод иных лиц. Устанавливаемые законом ограничения свободы действий при осуществлении какого - либо субъективного права получили наименование пределов осуществления данного права.
Конституция Кыргызской Республики закрепила общее правило: «В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Но несмотря на то, что права и свободы человека общепризнанны в качестве неотчуждаемых и принадлежащих человеку от рождения, думается, что государство вправе их определенным образом ограничивать.
Ограничения прав и свобод человека существуют не только в конституционном законодательстве Кыргызской Республики. Аналогичные положения имеют место в законодательстве многих стран мира.
По мнению A.C. Мордовца, суть правового ограничения состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой. Таким образом, ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности, учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.
Следуя статье 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция Кыргызской Республики вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Три из этих оснований непосредственно затрагивают интересы личности: защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Что касается защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, то они призваны охранять интересы общества. В приведенной статье формулировки Конституции КР вложен слишком широкий смысл, что дает возможность государственной власти ограничивать права человека, оправдывая это интересами общества. У государства не может быть или по крайней мере не должно быть собственных интересов, поскольку главное назначение государства - обслуживать гражданское общество, управлять от его имени.
Анализируя основания ограничения прав и свобод граждан, следует отметить, что сами по себе основания не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только законом и 2) только в той мере, в какой это необходимо.
Оба эти условия, справедливо отмечает М.В. Баглай, также вызывают вопросы. Во-первых, почему в столь важном деле, как ограничение конституционных прав и свобод, законодатель не прибегнул к авторитету конституционного закона, который, казалось бы, является уместным для данного случая? Во-вторых, упоминание о «мере, в какой это необходимо», порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкой трактовки этого действия, что при определенном стечении обстоятельств (например, массовом психозе) может послужить основой для произвола.
Требуют правового разъяснения такие основания ограничения прав, как «нравственность» и «обеспечение безопасности страны». Любая степень неясности может привести к нежелательным для общества последствиям. Законами, в которых содержатся отдельные ограничения прав и свобод, обычно раскрываются понятия соответствующих направлений или форм деятельности государства («безопасность», «оборона», «оперативно- розыскная деятельность» и др.)
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня развития экономики, демократии, культуры, других объективных условий. Во многом они определялись также властью, законами, правящими элитами, то есть субъективными факторами, в сочетании с действующим законодательством. Эта мысль четко прослеживается в научной литературе.
Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции Кыргызской Республики возможны только общие ограничения прав и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц.
Перечень конкретных ограничений политических прав и свобод в период чрезвычайного положения включает в себя запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, а также предусматривает ограничения свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.
Ограничения такого политического права, как право граждан на равный доступ к государственной службе, может осуществляться в качестве меры наказания, предусмотренной Уголовным кодексом Кыргызской Республики за совершение ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Такими статьями являются статья - злоупотребление должностными полномочиями, статья - превышение должностных полномочий. Названные статьи, кроме отбытия наказания в местах лишения свободы, предусматривают (в качестве альтернативной меры) временное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Ни одно общество, даже самое демократическое, не может обойтись без правовых ограничений. Этого требует нормальная организация общественной жизни. Вместе с тем, нужен универсальный механизм гарантий прав человека, для того чтобы государственная власть не смогла злоупотреблять правоограничивающими средствами в собственных интересах.
Разработка проблемы пределов осуществления конституционных прав и свобод позволяет выявить особенности механизма реализации прав граждан, будет способствовать усилению влияния процесса реализации прав и свобод в правомерном поведении личности.
В зарубежных странах ограничения прав и свобод человека находятся под контролем суда (США, Германия), прокурора или следователя (Италия, Франция), министра внутренних дел (Великобритания). В ФРГ Основной Закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Лишение указанного права и его объем определяются конституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конституции Кыргызской Республики не означает, что в Кыргызстане индивидуальное ограничение прав и свобод в принципе невозможно, но оно требует развернутой законодательной процедурной основы.
Исходя из современного понимания сущности органов государственной власти, следует сказать, что законодательные органы аккумулируют в себе определенную (или всю) долю народного суверенитета, выступая при этом органами народного представительства. Однако, по мнению автора, «государственный суверенитет» и «народный суверенитет» - понятия, имеющие разный объем и могущие совпасть только в идеальном случае. А это может означать, что народ не передает всей полноты власти, всего объема своей власти государственному органу, его суверенитет по - прежнему остается достаточно велик, он первичен и наиболее важен. Крайне положительный вариант - когда объемы вышеозначенных суверенитетов максимально приближаются друг к другу. Можно сожалеть о том, что Конституция Кыргызской Республики не содержит норм, обеспечивающих обратную связь избранными представителями всего народа и между избирателями, которые принимали участие в выборах, или всем электоратом вообще. Практически избиратель, принимавший участие в выборах или потенциальный, оказывается бесправным перед избранным им же самим депутатом, который еще и получает оплату своего труда из средств все того же избирателя как налогоплательщика. Вероятнее всего, назрел вопрос: когда же следует законодательно определить исчерпывающий перечень прав избирателей, может быть только принимающих участие в выборах, по отношению к избраннику на весь период его полномочий и работы в представительном органе власти?
Если предложенный институт станет действующим, то появится логика в институте представительства, так как возникнут правоотношения, которые можно регулировать весь период пребывания в представительном органе избранного депутата. Избранник не будет отрываться от своих избирателей, не будет забывать тех, кто передал ему властные полномочия. Одним словом, необходимо введение элементов императивного депутатского мандата.
В данном случае уместно вспомнить институт отзыва депутатов, который отсутствует в Конституции Кыргызской Республики. Отказ от института отзыва депутатов, наличие у депутатов свободного мандата нисколько не усилил кыргызский парламент и представительные органы Кыргызской Республики.
Институт отзыва в основном предполагает усиление связи выборного лица с населением, его избравшим. За время избирательной кампании иногда очень трудно, а зачастую и невозможно определить деловые качества кандидата в депутаты. Избиратели основывают свой выбор на первых впечатлениях, на внешности, возрасте, анкетных данных, умении говорить и общаться с людьми и принимают ошибочные решения. Кроме того, тогда бы для самого избранника день выборов не был решающим, он не забывал бы свои обещания, чувствовал ответственность за свои поступки и решения, беспокоился, наконец, о том, что его могут отозвать. Срок, в течение которого возможен отзыв депутата, можно не ограничивать, но возможны и какие-то оговорки. Отзыв позволил бы очень оперативно вносить коррективы в деятельность выборных лиц. Механизм отзыва депутатов должен быть продуман очень четко, конкретно и оформлен законодательно. Основным в институте отзыва, по мнению автора, должно быть не только ограничение деятельности депутата, а более всего повышение ответственности избранника за принимаемые решения и не более того. В русле современных концепций развития юридической конституционной ответственности следует решить вопрос о конкретных видах конституционно-правовой ответственности избранника перед народом в случае его отзыва. Всем понятно, что процедура отзыва будет стоить достаточно дорого, но надо посчитать, не дороже ли обойдутся народу представительство недостойного или бездеятельного депутата, который избирается не ради защиты прав избирателей, а ради своей собственной выгоды.
Подлинное народовластие возможно только тогда, когда у народа будет право свободного выбора своих представителей и такого же контроля за их деятельностью. Тогда не будут страшить всех и привилегии, которые можно будет проконтролировать, а народные избранники станут аккуратнее в предоставлении себе иных привилегий. Право контроля за деятельностью избранников дает возможность народу, их избравшему, проконтролировать и оценить работу депутатов. Не следует забывать, что право на власть народа закреплено на уровне Конституции Кыргызской Республики. Таким же образом следует закрепить гарантии реализации данного конституционного права.
Правоограничение государства, как и прав и свобод личности, должно иметь веские основания и пределы. Однако, как свидетельствует практика, ограничиваются преимущественно права и интересы личности. Государственная власть по-прежнему занимает монопольное положение в обществе и нередко уклоняется от своего основного назначения - служить человеку, обеспечивать его безопасность, охранять и защищать права и свободы. Это в известной мере девальвирует кыргызскую Конституцию, объявившую человека высшей ценностью.
Общепризнанно, что некоторые права и свободы человека не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах. Перечень этих прав содержится в Конституции Кыргызской Республики. Тем не менее данное конституционное положение на практике нередко нарушается. Ограничения права на тайну частной жизни используются в оперативно-розыскной деятельности, где закреплено данное право, включена в перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению. Это так называемое легальное нарушение конституционных предписаний, но есть и нелегальные. Однако в судебной практике редки дела о привлечении к ответственности за подобные нарушения.
Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в Конституции Кыргызской Республики, предусмотрены законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Кыргызской Республике, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной тайне.
Закон КР «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года N 1360-XII закрепляет права милиции проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; получать от граждан необходимые объяснения; задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, в помещения предприятий, организаций и учреждений и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и в других случаях; производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - и личный досмотр пассажиров; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах; осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия и др.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 29 декабря 1997 года № 105 позволяет органам внутренних дел, службы безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, налоговой полиции, государственной охраны в целях борьбы с преступностью проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др. Такая деятельность (наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и т.д.) возможна только под судебным контролем.
Закон «О государственной охране» от 29 декабря 1997 года № 105 предоставляет органам государственной охраны право задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др.
Закон «О борьбе с терроризмом» 21 октября 1999 года N 116 , устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической деятельности, закрепляет за соответствующими лицами право принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию; беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности: производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимой на них вещей, в том числе с применением технических средств; использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, и другое.
Как мы уже говорили, Конституция Кыргызской Республики закрепляет широкий круг политических прав граждан, к которым относятся: свобода мысли и слова, право на информацию, право на объединение, свобода манифестаций и другие.
Для реализации конституционного права на информацию как для кыргызстанцев, так и для иностранных граждан действуют ограничения. Так, закон «О противодействии экстремистской деятельности» 17 августа 2005 года №150 гласит, что на территории Кыргызской Республики запрещается издание и распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков пропаганды или призывов к экстремистской деятельности.
В Законе «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-XII говорится о том, что граждане другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Кыргызской Республике, не могут быть учредителями средства массовой информации. В то же время закон не запрещает иностранцам быть сотрудниками СМИ, занимать любую, в том числе и руководящую должность.
При реализации права на объединение для иностранных граждан так же есть определенные ограничения. Закон «О политических партиях» установил, что правом на создание политических партий обладают только граждане Кыргызской Республики. Закон не разрешает иностранцам вступать в кыргызские политические партии. И хотя государство допускает создание и деятельность в Кыргызстане международных общественных объединений, в некоторых случаях устанавливаются определенные запреты. В частности, закон «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что на территории Кыргызской Республики запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актам и законодательством.
Что же касается митингов, демонстраций, пикетирования как акций протеста, то нельзя ограничивать иностранцев в их проведении, если они направлены не против конституционного строя Кыргызской Республики, а против дискриминационных мер по отношению к иностранцам либо в защиту их прав.
В заключение уместно привести слова А.И. Солженицына, который предостерегает: «Права человека - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширились за счет прав других? Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях... Устойчивое общество может быть достигнуто... на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости... Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу».
Для общества, поставившего своей целью формирование правовой государственности актуален вопрос о возможности и пределах ограничений государством прав человека. Мировой опыт свидетельствует о том, что такого рода ограничения продиктованы интересами безопасности общества, защиты основ конституционного строя, охраны прав и законных интересов других лиц. Отсюда главными принципами (условиями) ограничения прав и свобод человека являются:
установление ограничений на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали;
соразмерность ограничений существующему содержанию прав и свобод человека.
Следовательно, правовые ограничения допускаются на основании серьезных причин. Для государственной власти должен быть предусмотрен контроль с тем, чтобы она не могла злоупотреблять правоограничивающими средствами в собственных интересах.
Заключение
Политические права и свободы отделяет от иных прав и свобод не то, что они являются исключительно позитивными, а ограничение числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам (подданным) государства.
Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики указанных взаимоотношений. Политические права и свободы включают две основные системы связей между государством и его гражданами: во-первых, права на участие, предоставляющие гражданину возможность формировать не только государственные органы, но и волю государства; во-вторых, права на свободу, сущность которых определяется существованием «сферы государственного невмешательства», а следовательно, и возможность для индивида воздействовать на общественные отношения (конечно, в законных пределах), находясь в этой сфере под защитой государства.
В советское время упор делался на социально-экономические права. Им придавалось первостепенное значение. В тексте советских конституций именно они становились на первое место.
В главе 2 Конституции Кыргызской Республики «Права и свободы человека и гражданина» перечень прав и свобод установлен в такой последовательности: сначала указаны личные, затем - политические, а за ними - социально-экономические права и права на доступ к правосудию. Кстати, именно такая последовательность использована во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
Некоторые авторы полагают, что утверждение о том, что Конституция Кыргызской Республики закрепляет политические права и свободы, спорно. Они в сущности только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений.
Очевидно, что развитие положительных тенденций и преодоление негативных в области государственного регулирования прав и свобод должно стать главным направлением движения страны к правовому государству. Движение в указанном направлении предполагает внимательное изучение нашего исторического опыта. Пределом осуществления прав и свобод человека и гражданина выступают права и свободы других лиц. Очевидно, что сказанное в полной мере относится и к политическим правам, свободам.
В механизме реализации прав человека ключевую роль играют гарантии этих прав. Однако гарантии не обеспечивают автоматического осуществления прав. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия (материальные, политические, социальные и другие), при которых возможна реализация его прав. Обязанность создания надлежащих условий возложена на государственную власть. При этом государство должно проявлять активность в обеспечении прав человека и условий для наиболее полного использования им своих прав и свобод.
Реализация прав и свобод личности зависит от материальных возможностей государства. Должно ли государство закреплять на конституционном уровне те права и свободы, для обеспечения которых не располагает соответствующими материальными средствами? Очевидно, как перспективная цель, законодательное закрепление механизма финансирования таких прав и свобод вполне оправдано.
Наиболее эффективный механизм защиты прав человека создан в Европе. Это касается таких институтов, как Европейский экономический союз (ЕЭС), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые объединяют все государства Европы, а также США и Канаду. Принятые СБСЕ документы (Хельсенский Заключительный акт, Итоговые документы Копенгагенского и Женевского совещаний, конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы и др.) предусматривают проведение целой системы мер для обеспечения прав человека на европейском континенте.
Для общества, поставившего своей целью формирование правовой государственности, актуален вопрос о возможности и пределах ограничений прав человека государством. Мировой опыт свидетельствует о том, что такого рода ограничения продиктованы интересами безопасности общества, защиты основ конституционного строя, охраны прав и законных интересов других лиц. Отсюда главными принципами (условиями) ограничения прав и свобод человека являются:
установление ограничений на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали;
соразмерность ограничений существующему содержанию прав и свобод человека.
Следовательно, правовые ограничения допускаются на основании серьезных причин. Для государственной власти должен быть предусмотрен контроль с тем, чтобы она не могла злоупотреблять правоограничивающими средствами в своих интересах.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
1.Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.
.Конституционный закон «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года N 37.
.Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц» от 20 февраля 2009 года N 57.
.Закон «О политических партиях» от 12 июня 1999 года № 50.
.Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» от 7 августа 2005 года №150.
.Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-XII.
II. Специальная литература
1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 2000.
.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: Конституционно-правовые основы. - М., 1996.
.Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб, 2003.
.Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966.
.Алексеева Jl.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие / Под общ. ред. В.М. Жуйкова. - М., 1996.
.Андреев С.С. Политические системы и политическая организация общества // Социально-политические науки. - 1992. - № 1.
.Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М., 1998.
.Баженова Т.М. Первый российский парламент (К истории Государственной думы) // Рос. юрид. журнал. - 1995. - № 2 (6).
.Баранов Ю.В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Казань, 1994.
.Безуглов A.A., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. Т. 1. - М., 2001.
.Вельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. - 1994. - № 4.
.Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 1998.
.Борисов В.К. Теория политической системы. М., 1991.
.Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал рос. права - 2001. - № 12.
.Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории. - М., 2001.
.Вихарев A.A. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики): Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.
.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.
.Воробьев С.М. Конституционные основы ограничений личных неимущественных прав в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001.
.Восстановление нарушенных прав граждан: Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 году / Под ред. О.О. Миронова. - М., 2002.
.Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы: Политико-правовые проблемы взаимодействия. - Краснодар, 1998.
.Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб, 1998.
.Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Государство и право. - 1991. - № 12.
.Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3.
.Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. - М., 2001.
.Государственная Дума второго созыва (1996-1999): Информационно-политический бюллетень. Вып. 2. - М., 1999.
.Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. O.E. Кутафина. - М., 1996.
.Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. - М., 2000.
.Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты субъективных гражданских прав. - М., 1992.
.Дмитриев Ю.А., Златопольский A.A. Гражданин и власть. - М.,1994.
.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. - М., 2001.
.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. - М., 2002.
.Доффи П. Европейская Конвенция о правах человека и эффективность судебной защиты. Судебный контроль и права человека. - М., 1996.
.Европейская конвенция о правах человека. - Екатеринбург, 2001.
.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М., 2000.
.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., 1994.
.Заславский С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства (политико-юридический аспект) // Власть. -1994. - № 4.
.Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. - М., 1994.
.Игнатенко Г.В. Международное признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. - 2001. - № 1.
.Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2002.
.Ильин И.А. Собрание сочинений: Т. 4. - М., 1994.
.Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. - Саратов, 1994.
.Калинина К.В. Право народа на самоопределение - важнейший принцип национальной политики // Вопросы национальных и федеративных отношений / Общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. - М., 2000.
.Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.
.Князев С.Д. Законодательство о выборах и практика его применения в субъектах Российской Федерации // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. - М., 1999.
.Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юрид. вузов и факультетов. - М., 1998.
.Ковачев Д.А. Механизм правотворчества. - М., 1977.
.Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. - М.,1995.
.Кокотов А.Н. Законодательство о конституционном (уставном) правосудие в субъектах Федерации: вопросы совершенствования // Рос. юрид. журнал.-2001. - №4. - С.З.
.Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. - 1993. -№3.
.Комкова Г.Н. Равная защита прав граждан - конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г.Н. Комковой. - СПб., 2001.
.Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. Т. 2. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. - М., 2000.
.Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М., 1997.
.Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 2002.
.Конституционное право: Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов / Отв. ред. А.Е. Козлов. - М., 1996.
.Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М., 1999.
.Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.,1998.
.Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М.А. Митюков. - М., 1999.
.Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления, определения: 1992 - 1996 гг. - М., 1997
.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. - М., 1997.
.Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах / Под ред. В.И. Гоймана-Червонюка. - М., 1997.
.Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 1997.
.Кочев В.А. Система государственной власти в Российской Федерации: Основные публично-правовые параметры: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2002.
.Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. - М., 2000.
.Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Авто- реф. дисс... докт. юрид. наук. - М., 2000.
.Лукашук И.И. Международное право в судах государств. - СПб., 1993.
.Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. - М., 1998.
.Маленко О.О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод
человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.
.Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико- информационный аспект / Под ред. Н.И. Матузова. - Саратов, 1994.
.Масленникова C.B. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. - М., 2001.
.Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография. - М., 2003.
.Матузов Н.М. Личность, политика, права / Теория политики (общие вопросы). - Саратов. 1994.
.Махнач В.Л. Параметры христианской политики // Полития. - 1997 - 1998. - № 4 (6).
.Международные акты о правах человека (Сборник документов). - М., 1998.
.Международные пакты о правах человека. - СПб, 1993.
.Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1996.
.Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов. 1996.
.Нуркаева Т.Н. Социально-правовой механизм обеспечения прав личности: Лекция. - Уфа, 1995.
.Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. Т. 1. Теория государства / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 1998.
.Политология: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М., 1999.
.Права человека - высшая ценность: «Круглый стол» руководителей государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии (Санкт- Петербург, 10-13 октября 2000 года). - М., 2001.
.Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.В. Лукашева. - М.,1995.
.Проблемы науки конституционного права / Отв. ред А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 1998.
.Пучкова М.В. Обеспечение прав граждан органами управления союзных республик. - М., 1998.
.Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 1997.
.Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. - Саратов, 1998.
.Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. - Воронеж, 1996.
.Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. -Уфа, 2001.
.Снетков В.Н. Правовое обеспечение реализации свободы права. СПб., 1998.
.Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика) / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб, 1998.
.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М., 1995.
.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право. - М., 2001.
.Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных и конституционных прав и свобод граждан. - Уфа, 1991.
.Флейнер Т. Что такое права человека. - М., 1997.
.Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М., 1998.
.Хафизов Э.Д. Социальный и правовой механизмы в практике обеспечения прав и свобод гражданина // Идеалы всеобщей декларации прав человека и современный мир: Материалы международной научно - практической конференции, посвященной 50-летию со дня принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. - Уфа, 1999.
.Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. - М., 1999.
.Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень, 1997.
.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.
.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997.
.Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. - М., 2002.
.Эбзеев Б.С. Конституция, Демократия. Права человека. - М., 1992.
.Энтин M.J1. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М., 1997.
.Югов A.A. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. - Екатеринбург, 1999.
.Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М., 1998.