Защита прав потребителей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав потребителей

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей

.1 Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях с участием потребителей

.2 Способы защиты прав потребителей

.3 Формы защиты прав потребителей

Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей

.1 Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей

.2 Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей

.3 Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не меньше становится.

Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как В.В. Богдан, И.В. Решетникова, Я.Е.Парций, Э.Г. Корнилов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.

Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей

.1 Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях с участием потребителей

Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей».

Защита прав потребителя - комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.

Закон "О защите прав потребителей" гарантирует следующие права: Право потребителей на просвещение. Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце.

Одной из причин введения этой нормы является слабое знание потребителями своих прав. Закон не только провозглашает право потребителей на просвещение, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований государственные образовательные стандарты и программы.

Так же Законом "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Условие о качестве товара относится к числу обычных условий и обычно определяется сторонами при заключении соответствующего договора.

Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца) в области установления срока службы, срока. годности товара, а также гарантийного срока на товар, (статья 5 Закона "О защите прав потребителей".)

На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе установить срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Изготовитель обязан срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода; могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Следующее право потребителя связано с обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его о производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара, предусмотренное статьей 7 Закона "О защите прав потребителей". Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

Следующее право потребителя предусмотрено статьёй 8 Закона "О защите прав потребителей" это право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце) и о товаре (Режиме работы изготовителя). Информация представляется в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России.

Так же законом предусмотрено право потребителя на информацию о товарах. Изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следующее право потребителя - право потребителя на информацию о режиме работы продавца. Режим работы продавца доводится до сведения потребителей.

В связи с вышеперечисленными правами потребителей изготовитель (продавец) несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе (продавце) которая предусмотрена статьей 12 Закона "О защите прав потребителей". В соответствии со ст. 503 ГК РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

.2 Способы защиты прав потребителей

Согласно Гражданскому кодексу РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц. Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом .

В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС). Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.

Обратимся к такому способу защиты права, как самозащита. Способ самозащиты гражданских прав - это действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки).

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в большинстве случаев в отношениях "продавец - покупатель" при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось.

Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы управомоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.

Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрена пеня 1% цены товара за каждый день просрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона) и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги).

Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом.

Зарубежное законодательство размер морального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит из личности пострадавшего, его психики и материального положения.

Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю, от вины нарушителя и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

.3 Формы защиты прав потребителей

Форма защиты права - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке.

П.3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Это означает, что обращение в суд не связано для потребителя с дополнительными материальными затратами.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»). Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право. Добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Что же касается потребителя, то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю, исполнителю) - право потребителя. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.

Следует обратить внимание на то, что соблюдение досудебного порядка урегулирования споров обязательно не только в случаях, когда такой порядок предусмотрен непосредственно федеральным законом. Так, федеральный закон может содержать отсылочную норму, предусматривающую, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования определенной категории споров регламентируется подзаконным правовым актом, например постановлением Правительства РФ или актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство определенной отраслью или сферой управления.

Целесообразно также иметь в виду, что если досудебный (в том числе претензионный) порядок урегулирования определенной категории споров предусмотрен не федеральным законом, а законом субъекта РФ, то несоблюдение в таком случае досудебного порядка не может рассматриваться в качестве препятствия для обращения непосредственно в суд с исковым заявлением.

Несмотря на наличие и действие органов государственной и общественной защиты прав потребителей во многих случаях гражданам нет необходимости обращаться за помощью в эти органы или в суд. Свои нарушенные права можно защитить самостоятельно.

В целом можно сказать, что законодательство за 15 лет претерпело сильнейшие изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив потребителя, как главную ценность потребительских отношений.

Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей

.1 Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 охватывает широкую область отношений, участником которых является гражданин.

В преамбуле Закона определяется сфера правоотношений, подпадающая под регулирование потребительского законодательства. Это отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), - с другой. В законе устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а так же определяется механизм реализации этих прав.

По общему правилу предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона).

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые Гражданско-процессуальным Кодексом (далее - ГПК).

В частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК.

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.

Вопросы подведомственности и подсудности дел о защите прав потребителей регулируется нормами Закона и Гражданским процессуальным кодекс РФ. Судья, решая вопрос о принятии заявления, должен проверить, подведомственно и подсудно ли заявленное требование суду.

Подготовка к судебному разбирательству гражданских дел по искам о защите прав потребителей осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных ГПК РФ, а также с учетом особенностей отдельных категорий дел. При этом необходимо учитывать как общие, так и специальные нормативные положения, содержащиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей», положения иных нормативных (законных и подзаконных) актов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

Обратимся к статистическим данным о работе районных (городских) судов и мировых судей Республики Карелия за 6 месяцев 2011 года. Районные (городские) суды Республики Карелия приняли к производству 10815 гражданских дел, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2010 года (11539 дел). Если рассматривать отдельные категории дел искового производства, то увеличение числа рассмотренных дел, по сравнению с I полугодием 2010 года, наблюдается: по искам о защите прав потребителей - с 250 до 1021 дел, или в 4 раза.

Для сравнения статистические данные о работе районных (городских) судов и мировых судей Республики Карелия за 6 месяцев 2010 года. Если рассматривать отдельные категории дел искового производства, то увеличение числа рассмотренных дел, по сравнению с I полугодием 2009 года, наблюдается о защите прав потребителей - со 142 до 250 дел, или на 76%. Основную часть рассмотренных мировыми судьями дел составили иски о защите прав потребителей - 475, или 1,1%.

Из приведенной выше статистики видно, что с каждым годом количество обращений в суд за защитой нарушенных прав, возникающих на основании закона о защите прав потребителей, увеличивается. Исходя из количества дел видно, что обращения за судебной защитой осуществляется потребителями при различной цене иска.

2.2 Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей

Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей, можно разделить на две группы. В первую входят те, кто имеет самостоятельный юридический интерес к исходу рассматриваемого судом дела. Гражданский процессуальный закон называет их лицами, участвующими в деле. К их числу относятся, например, истец, т.е. лицо, возбудившее процесс в целях защиты своих субъективных прав и интересов; ответчик - лицо, на которое истец указывает как на нарушителя его права.

Во вторую группу входят те, кто, хотя и не имеет самостоятельной юридической заинтересованности в исходе дела, непосредственно оказывает содействие в осуществлении правосудия при рассмотрении гражданских дел. Их именуют «участниками процесса, способствующими правосудию», (например, свидетель, который рассказывает суду о том, что ему известно об обстоятельствах дела и т.п.).

В гражданском процессе, кроме того, могут участвовать свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, судебные представители. Все они и лица, участвующие в деле, а также суд являются участниками гражданского процесса. Таким образом, понятие «участники гражданского процесса» намного шире, нежели понятие «лица, участвующие в деле».

Потребитель может предъявлять иск в суд сам (лично) или через представителя. Круг лиц, которые могут быть представителями, определен законодательно в гл. 5 ГПК РФ. Это:

) адвокаты, (их полномочия удостоверяются ордером или доверенностью);

) уполномоченные организации;

) граждане, допущенные судом к представительству;

) представители общественных организаций.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и скрепляется печатью этой организации.

В соответствии со ст. 53 ГПК РФ законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Кроме того, полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Содержание иска определяется характером нарушения прав потребителей и направлено на устранение допущенных нарушений. Иски предъявляются в районный (городской) суд в соответствии с территориальной подсудностью, установленной ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей". А также, могут быть привлечены судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе (либо по инициативе лиц, участвующих в деле) для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

2.3 Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей

В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При обнаружении потребителем продажи ему товара ненадлежащего качества он должен определить, достижения каких требований будет добиваться от продавца.

Предмет доказывания. При предъявлении требований потребитель должен:

) доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте;

) подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара, если при продаже оно не было оговорено продавцом;

) подтвердить факт обращения в магазин с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Распределение обязанностей по доказыванию. По общему правилу ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и другие документы).

Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию выделяются и специальные. Обязанность доказывания может быть законодателем переложена на одну из сторон. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 и п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», когда Закон допускает возможность освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, бремя доказывания отсутствия вины лежит на продавце (изготовителе, исполнителе).

Однако в тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.

Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить необходимые доказательства по делу. Таковыми по рассматриваемому виду дел будут:

документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте был куплен товар. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли‑продажи, квитанция, транспортная накладная;

заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах;

доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

Следующим разделом Закона РФ «О защите прав потребителей» является защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Для многих видов услуг или работ существуют специальные правила, регулирующие частные вопросы такой деятельности, например, Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1235, или Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290. Все они в качестве базового документа используют Закон РФ «О защите прав потребителей».

При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.

Предмет доказывания. При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать: 1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом; 2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;

) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;

) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ;

) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы.

Подлежит доказыванию в судебном процессе факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия. Судом выясняются:

) гарантийный срок выполненной работы;

) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы, произошло ли несоблюдение сроков вследствие непреодолимой силы или вины потребителя; 3) причины недостатков выполненной работы (услуги), произошло ли это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;

) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;

) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.

Необходимые доказательства. Для подтверждения фактов, перечисленных в предмете доказывания, сторонам необходимо представить суду оказательства по делу. Ими должны быть:

документ, подтверждающий выполнение указанной работы исполнителем. Подобным доказательством могут служить договор об оказании услуг, выполнении работы; квитанция; транспортная накладная;

надлежаще оформленный акт об объеме выполненной работы с указанной в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы).

Для установления даты начала и окончания выполнения работы представляется акт о начале работы и акт о завершении выполнения работы;

заключение специалиста о недостатках выполненной работы. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

претензия к исполнителю работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;

доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.

Таким образом, процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушении прав потребителей выступают на стороне потребителя.

Заключение

В данной работе рассмотрено правовое регулирование защиты прав потребителей, которое является одним из существенных факторов развития экономики, и преследует две основные цели: первая - информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. Что касается процессуальных особенностей рассмотрения дел о нарушении прав потребителей выступают на стороне потребителя. По общему правилу предъявления иска Закон устанавливает альтернативную подсудность.

Однако действующее законодательство содержит некоторые недостатки. Было бы правильно закрепить в законе положения обязывающего покупателя сначала обратится с претензией к продавцу, а в случае отказа или не полного удовлетворения требования обращаться в суд. Предположительно, что на практике осуществить подобную возможность достаточно трудно, потому как разрешение конфликтов доводится до суда по причине отсутствия возможности договориться сторонами в области возмещения морального вреда.

В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.

В целом можно сказать, что законодательство за 15 лет претерпело сильнейшие изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив его как главную ценность потребительских отношений.

Таким образом, законодательство представляет собой сложный механизм и Закон «О защите прав потребителей» является его частью. Как и во всех механизмах в законодательстве есть недоработки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.

защита право потребитель процессуальный

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. 12.10.1993г. // Российская газета, -1993. № 237

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301. (ред. от 06.12.2007).

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. // Собрание законодательства РФ. -1996. № 5. - Ст. 410. (ред. от 25.12.2008).

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. -2002. № 46. - Ст. 4532. (ред. от 25.11.2008).

. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 15. - Ст. 766. (ред. от 23.07.2008)

. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30 июня 2004 г. № 322 // Собрание законодательства РФ. -2004, № 28. - Ст. 2899.

. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета. -1994. № 230.

. Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг / В.В. Богдан // - М.: Юрист, 2003., - № 7. - С. 17

. Бычко, М.А., Гражданско-правовые особенности реализации права потребителей на замену дорогостоящих товаров ненадлежащего качества / М.А. Бычко // - М.: Юрист, 2003. - С. 195

. Викторов, И. , Ашиткова, Т., Защита прав потребителей / И. Викторов, Т. Ашиткова // - М.: Законность, 2007. - С. 245

. Райлян, А.А. Потребительское право России. Основные положения / А.А. Райлян // - М: Юридический центр Пресс, 2005. - С. 464

. Распопин, А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя / А.Н. Распопин // - Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2006. - С. 141

. Сергеев, А.П., Толстой, В.К. Гражданское право. Учебник, часть 1 / А.П. Сергеев, В.К. Толстой // - М.: Проспект, 2006. - С. 784

. Шахурин, Ф.Р., Цыкова, Г.Н., Защита прав потребителей: учебное пособие / Ф.Р. Шахурин, Г.Н. Цыкова // - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - С. 398

. Шкварец, В.Н. Особенности доказывания для исполнения услуги по делам о защите прав потребителей / В.Н. Шкварец // -Саратов, 2003. - С. -171 - 179


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!