Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,39 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел













Психология в деятельности сотрудников ОВД

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)

План

Ведение

. Психологические особенности действий и деятельности

. Психологическая структура правоохранительной деятельности

. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел

. Профессиограмма сотрудника полиции

Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД

Заключение

Ведение

Подготовка высококвалифицированных сотрудников внутренних дел требует изучения ими психологических своей деятельности. Современное общество ставит перед органами правопорядка России сложные задачи, решение которых требует улучшения результатов индивидуальной и групповой деятельности сотрудников внутренних дел прежде всего за счет профессионального мастерства.

Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом предопределяемая качеством его профессиональной подготовки, зависит и от психологических особенностей отношения человека к своей профессии.

Цель контрольной работы состоит в изучении психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД).

Задачи контрольной работы:

)изучить психологические особенности действий и деятельности;

)определить психологическую структуру правоохранительной деятельности;

)рассмотреть профессиональную компетенцию сотрудников органов внутренних дел;

)изучить профессиограмму сотрудника полиции.

При написании контрольной работы была использована учебная литература по юридической психологии, а также отдельные работы, посвященные психологии сотрудников внутренних дел.

Методологической основой контрольной работы являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частнонаучного познания (формально-логический, системный и комплексный анализ).

1. Психологические особенности действий и деятельности

Человеческая психика познается и проявляется в определенной деятельности. Человек выступает в жизни как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Человеческая деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности. Человек видит для себя объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Деятельность - это категория социальная, свойственная людям в обществе. Животным же присуща жизнедеятельность, необходимая им для выживания в природе. Человеческая личность проходит свое развитие именно в деятельности, в процессе которой формируется человеческое сознание. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Признаки деятельности:

-это всегда деятельность субъекта, носит общественный характер;

-деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;

-ей присущи целенаправленность, плановость и длительность;

-она всегда творческая;

-самостоятельная.

Общественный характер деятельности состоит в том, что любая деятельность по своему содержанию и способам выполнения является результатом общественно-исторического развития обществом совместно в процессе его исторического развития.

Целенаправленность деятельности связана с тем что она осознана и направлена на достижение определенного результата.

Плановость деятельности состоит в том, что она представляет собой определенную систему отдельных действий.

Деятельность можно классифицировать по разным основаниям. Она может быть разделена на:

) материальную и духовную;

) производственную, трудовую и нетрудовую;

) репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (творчество) связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Действие является единицей анализа в деятельности.

Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, данные действия становятся актом поведения, поступком.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Действие состоит из: 1) двигательной (моторной) части; 2) умственной (внутренней) части; 3) умственной (сенсорной) части.

Таким образом, базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

2. Психологическая структура правоохранительной деятельности

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.

Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Результат - итог деятельности, то чего достигает индивид.

В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в широкий круг правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются:

-расследование преступлений;

-проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших

-в преступлении;

-осмотры мест совершения преступлений;

-проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;

-поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;

-организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);

-выяснение причин и условий совершения преступлений;

-ведение документации (составление протоколов, постановлений);

-анализ собранных данных по преступлению;

-сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

-профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.

Элементы психологической структуры правоохранительной деятельности:

) Профессиональная мотивация. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.

) Цели - достижение справедливости (например, желание наказать виновного в преступлении), помощь пострадавшим в их желании установить истину по делу, добиться правосудия др.

) Средства - полномочия по ведению дела (компетенция), определенные в законе

) Результат - наказание виновных, восстановление нарушенных прав (например, возврат украденного имущества) и др.

. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел

Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа "человек - человек" ("человек - группа" и "человек - общество"), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

) экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

) нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:

-Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" (ч. 1-3, ст. 5).

-Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);

-Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).

Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:

-неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);

-несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;

-отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.

-неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.

. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.

. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

. Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.

. Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

. Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.

. Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

. Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.

. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

. Подготовка к психическим перегрузкам в работе.

4. Профессиограмма сотрудника полиции

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма сотрудника полиции - научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:

) познавательно-прогностическая (когнитивная);

) коммуникативная (общения);

) организационно-управленческая;

) воспитательная (профилактическая).

. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.

В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:

-психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

-уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

-профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

-прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

-владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.

. Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции - речи и языку.

Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

-позитивная направленность не людей;

-интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

-эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

-волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

-коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

-культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

-способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

-умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

-организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

-ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

-выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

-умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

. Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:

-высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

-устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

-положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

-коммуникативные способности;

-умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

)формальное отношение к работе;

)неумение излагать свои мысли;

)плохое развитие долговременной памяти;

)неспособность воспринимать новую информацию;

)отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

)невыдержанность;

)жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

психологический правоохранительный профессиограмма полиция

Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД

Можно выделить следующие изменения:

-Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона "О полиции", "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…", "О службе в органах внутренних дел…";

-Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;

-Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;

-Улучшено социальное обеспечение.

-Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.

В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.

Заключение

Итогом рассмотрения психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел являются следующие ключевые понятия:

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Базовый тезис теории деятельности "Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание".

Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.

Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются: расследование преступлений; проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, анализ собранных данных по преступлению и др.

Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; 2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. 3) экстремальный характер правоохранительной деятельности; 4) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.

Список литературы

1.Федеральный закон "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

.Бондаренко, Т. Л. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие / Т. Л. Бондаренко. - М., 2010.

.Лебедев, И. Б., Родин, В. Ф., Цветков, В. Л. Юридическая психология : учебник. 2-е издание, дополненное / Под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2012.

.Осинцева, А. В., Германова, О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А. В. Осинцева, О. В. Германова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4.

.Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - N 1.

.Юридическая психология. Учебник для студентов вузов. / И. И. Аминов и др. - М., 2012.

Похожие работы на - Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!