самостоятельная.
Общественный характер деятельности состоит в том, что любая деятельность по своему содержанию и способам выполнения является результатом общественно-исторического развития обществом совместно в процессе его исторического развития.
Целенаправленность деятельности связана с тем что она осознана и направлена на достижение определенного результата.
Плановость деятельности состоит в том, что она представляет собой определенную систему отдельных действий.
Деятельность можно классифицировать по разным основаниям. Она может быть разделена на:
) материальную и духовную;
) производственную, трудовую и нетрудовую;
) репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (творчество) связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Действие является единицей анализа в деятельности.
Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, данные действия становятся актом поведения, поступком.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Действие состоит из: 1) двигательной (моторной) части; 2) умственной (внутренней) части; 3) умственной (сенсорной) части.
Таким образом, базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
2. Психологическая структура правоохранительной деятельности
Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.
Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.
Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.
Результат - итог деятельности, то чего достигает индивид.
В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в широкий круг правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются:
-расследование преступлений;
-проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших
-в преступлении;
-осмотры мест совершения преступлений;
-проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;
-поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;
-организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);
-выяснение причин и условий совершения преступлений;
-ведение документации (составление протоколов, постановлений);
-анализ собранных данных по преступлению;
-сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;
-профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.
Элементы психологической структуры правоохранительной деятельности:
) Профессиональная мотивация. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.
) Цели - достижение справедливости (например, желание наказать виновного в преступлении), помощь пострадавшим в их желании установить истину по делу, добиться правосудия др.
) Средства - полномочия по ведению дела (компетенция), определенные в законе
) Результат - наказание виновных, восстановление нарушенных прав (например, возврат украденного имущества) и др.
. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел
Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа "человек - человек" ("человек - группа" и "человек - общество"), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.
Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:
Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;
) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.
Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;
) экстремальный характер правоохранительной деятельности.
Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.
) нестандартный, творческий характер юридического труда.
Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;
) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:
-Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" (ч. 1-3, ст. 5).
-Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);
-Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).
Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:
-неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);
-несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;
-отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.
-неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.
Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.
. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.
. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.
. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.
. Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.
. Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
. Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.
. Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
. Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.
. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.
. Подготовка к психическим перегрузкам в работе.
4. Профессиограмма сотрудника полиции
Профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Профессиограмма сотрудника полиции - научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.
Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:
) познавательно-прогностическая (когнитивная);
) коммуникативная (общения);
) организационно-управленческая;
) воспитательная (профилактическая).
. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.
В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:
-психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);
-уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;
-профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);
-прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);
-владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.
. Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции - речи и языку.
Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.
Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:
-позитивная направленность не людей;
-интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);
-эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);
-волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);
-коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);
-культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).
. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.
Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:
-способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;
-умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);
-организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;
-ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;
-выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.
-умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.
. Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).
Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:
-высокий уровень правосознания и нравственных качеств;
-устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);
-положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;
-коммуникативные способности;
-умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
)формальное отношение к работе;
)неумение излагать свои мысли;
)плохое развитие долговременной памяти;
)неспособность воспринимать новую информацию;
)отсутствие умения налаживать контакты с людьми;
)невыдержанность;
)жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.
психологический правоохранительный профессиограмма полиция
Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД
Можно выделить следующие изменения:
-Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона "О полиции", "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…", "О службе в органах внутренних дел…";
-Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;
-Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;
-Улучшено социальное обеспечение.
-Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.
В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.
Заключение
Итогом рассмотрения психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел являются следующие ключевые понятия:
Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Базовый тезис теории деятельности "Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание".
Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.
Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.
Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются: расследование преступлений; проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, анализ собранных данных по преступлению и др.
Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; 2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. 3) экстремальный характер правоохранительной деятельности; 4) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.
Список литературы
1.Федеральный закон "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.
.Бондаренко, Т. Л. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие / Т. Л. Бондаренко. - М., 2010.
.Лебедев, И. Б., Родин, В. Ф., Цветков, В. Л. Юридическая психология : учебник. 2-е издание, дополненное / Под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2012.
.Осинцева, А. В., Германова, О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А. В. Осинцева, О. В. Германова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4.
.Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - N 1.
.Юридическая психология. Учебник для студентов вузов. / И. И. Аминов и др. - М., 2012.