Принципы правового статуса личности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы правового статуса личности












Реферат

Тема

«Принципы правового статуса личности»

Введение

Соотношение и взаимодействие прав человека и гражданина с государством, с его законодательными и иными правовыми актами является наиболее актуальной и острой проблемой.

Тема данного реферата является актуальной, поскольку гарантия прав и свобод человека является делом не только внутригосударственной политики. Защита прав человека является одной из главных задач и международного сообщества. Это значит, что разрешение любых споров в сфере защиты прав и свобод личности может стать предметом обсуждения на международном уровне. В последние годы распространение получили такие формы международной защиты, например, как обращение в Страсбургский суд по правам человека.

Все это подтверждает необходимость разработки системы гарантий соблюдения и защиты прав и свобод личности внутри отдельно страны.

Цель данной работы - проанализировать основные принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции РФ.

Для этого были поставлены конкретные задачи: проанализировать главу 2 Конституции РФ, посвященную данной теме.

1. Принцип равноправия

Принципы правового статуса личности в Конституции РФ

Принципы правового статуса личности - это те начала, которые признаются законом и защищаются государством, исходя из которых осуществляется исполнение прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РФ, принятой на всенародной рефендуме в 1993 году, получили закрепление следующие принципы правового статуса личности:

. Принцип равноправия. Он занимает центральное место. Наиболее полно он отражен в статье 19.

Равноправие - это официально признанное равенство граждан перед государством, законом, судом. Это один из существенных элементов демократии, который гарантирует каждому члену общества равные с другими членами общества права и свободы, а также требует выполнения равных обязанностей.

Исходя из текста статьи 19 Основного закона, принцип равноправия можно понять трояко.

Во-первых, имеется ввиду равенство перед судом и законом:

«Все равны перед законом и судом» (ч.1 ст.19).

Важность данного положения объясняется тем, что суд в любой правовом государстве является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения. Следует пояснить, что данное положение статьи 19 распространяется не только на российских граждан, но и на граждан других государств, лиц без гражданства.

Равенство всех перед судом закреплено в процессуальном законодательстве. В частности, оно означает:

·справедливое разбирательство дела независимым и беспристрастным судом;

·равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

·процессуальное равенство сторон в судебном заседании.

Во-вторых, запрещается всякая дискриминация.

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (п.2 ст. 19).

В данной статье приведен не полный перечень признаков, по которым не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина. Это выражено словами "а также других обстоятельств".

В-третьих, равенство мужчины и женщины.

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч.3 ст. 19).

Этот пункт статьи был включен в соответствии с требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году. Это также соответствует статье 3 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Однако равенство мужчин и женщин не следует понимать формально. Следует учитывать значение матери и роль женщины в семье и воспитании детей. Очевидно, что женщины в связи с этим нуждаются в дополнительных гарантиях, которые закреплены в законодательстве. Например, обоснованной считается дополнительная поддержка женщины в трудовых отношениях, в пенсионном законодательстве.

Говоря о равенстве, нельзя не упомянуть о дополнительных преференциях и льготах, которые предусмотрены для различных категорий граждан. Россия, как социальное государство, берет на себя защиту наиболее уязвимых в социальном плане лиц. Это, например, несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, участники войны, многодетные семьи. Подобные меры нельзя считать нарушением принципа равноправия по отношению к остальным гражданам. Это является выражением идеи социальной справедливости.

. Непосредственное действие прав и свобод

Данный принцип закреплен в ст. 18 Конституции РФ:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В более ранних конституциях подобный принцип не встречается. Это обусловлено тем, что это не могло быть реализовано на практике без специального закона или партийно-правительственного постановления.

В Конституции 1993 года права и свободы признаются непосредственно действующими вне зависимости от того, издан ли соответствующий нормативный акт. Любой субъект права обязан определять законность своих действий, исходя прежде всего из норм Конституции. Противоречие Основному закону является наиболее веским основание для отмены любого нормативного акта.

Российская Конституция перечисляет права, для реализации которых дополнительных законов не нужно. Это, например, свобода мысли, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Другие права и свободы едва ли можно реализовать без дополнительного законодательного регулирования. Например, чтобы реализовать прописанное Конституцией право на объединение, необходимо обратиться к Федеральным законам «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О политических партиях».

Следует отметить, что многие законы и нормативные акты были признаны Конституционным судом РФ не соответствующими Конституции. Основанием тому послужило то, что они буквально, либо по толкованию правоприменителей необоснованно ограничивают права и свободы граждан или препятствуют их реализации.

. Неотчуждаемость основных прав и свобод

В Конституции этот принцип закреплен в статье 17.

Российская Конституция 1993 года впервые признает естественную природу прав и свобод человека. Эти права личность получает не от государства, а следовательно они не могут быть им отобраны. Государство обязано признать эти права, защищать их в случае нарушения и способствовать их реализации.

Конституция России признает права и свободы человека, закрепленные в международных конвенциях. Таких, в частности, как:

·Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

·Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

·Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,

·Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,

·Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Следует отметить, что в большинстве международных документов, определяющих права и свободы человека, нормы прописаны лишь в общем виде.

С анализируемой нами ст. 17 Конституции РФ тесно связана ст. 56 Основного закона. Она содержит гарантии защиты конституционных прав и свобод человека от нарушения со стороны государства. Также в ней приписаны допустимые ограничения прав и свобод человека в некоторых, предусмотренных законодательством, случаях. Важно отметить, что ч.3 ст.56 перечисляет права, ограничивать которые нельзя.

«1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации» (ст. 56).

. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности.

Для начала обратимся к ст. 55 Конституции РФ:

«1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Особое внимание обратим на ч.2 данной статьи. Это положение дополняется еще одной нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты. Судебная практика знает немало примеров, когда Конституционный Суд РФ признавал неконституционными положения законов, ограничивавших права граждан. Чаще всего речь шла о праве на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения и выбор места жительства, на объединение, избирательные права, право собственности, права в налоговых правоотношениях, трудовые, пенсионные права, право на жилище, на благоприятную окружающую среду, на судебную защиту и др. Кроме того, следует напомнить, что положения главы 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ст. 135).

Все же Конституция РФ предусматривает случаи, когда права и свободы личности могут быть ограничены. Это может быть произведено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все ограничения могут вводиться только в форме федеральных законов и только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях.

. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Любое государство должно стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить законные интересы всех людей и, с другой стороны, предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

. Создание экономических, политических, правовых условий, в которых возможна реализация предоставленных прав и свобод.

В общем виде данный принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, которая гласит, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Обратимся к ч.4 ст. 15 Конституции РФ:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Данный принцип дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, которая гарантирует права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Это в частности, такие документы, как:

·Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.,

·Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,

·Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах,

·Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.,

·Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

правовой статус личность свобода

Заключение

Проблема прав человека, само существование которой долгое время оспаривалось или умалялось, стоит перед Россией особенно остро. Значительные изменения в правовой сфере, предпринятые в последние 13 лет и закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., российском законодательстве, ведут к утверждению прав человека и гражданина. Но нам потребуется время на то, чтобы выработать привычку, потребность в праве.

Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы. Основными принципами правового статуса личности, закрепленными в Конституции РФ являются: принцип равноправия, непосредственное действие прав и свобод, неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности, осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, создание экономических, политических, правовых условий, в которых возможна реализация предоставленных прав и свобод, приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Эти принципы закреплены во второй главе Конституции, которая отличается устойчивостью и сложностью изменения.

Список литературы

.Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009.

.Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009.

.Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. М.: Норма, 2008. - 544 с.

.Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2-х т. /С.А. Авакян. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Норма: Инфа-М., 2010.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!