Понятие личности в психологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие личности в психологии

Введение


Исследования современной социальной психологии личности в целом определяются задачей, сформулированной В. М. Бехтеревым: необходимо изучить условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями.

Отечественные и зарубежные ученые изучали проблемы мотивации личности. Так как подструктурным элементам мотивационной сферы относят актуальные потребности, мотивы, различные мотивационные образования, включающие в себя и направленность личности.

Термин «направленность» этимологически, по определению С. Л. Рубинштейна, характеризует как устремления, вектор активности, движущие силы поведения человека, некую динамическую направленность в движении. Соответствующие раскрытие понятия представляет его как систему побуждений, состоящую из: потребностей, тенденций, мотивов, интересов, целей, идеалов, ценностных ориентаций в их сложных взаимосвязях и отношениях. С данных методологических позиций определить содержание направленности личности - значит решить, «чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится?»[25]. Такая постановка вопроса оказалась продуктивной в разработке психолого-педагогического аспекта проблемы: направленность личности понимается как проявление иерархической структуры мотивов (научная школа Л. И. Божович), одновременно и результат, и показатель устойчивости системы [11].

С точки зрения ученых отечественной науки (Б.Ф. Ломова, P.C. Немова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Г. Деева В.И. Ковалева, B.C. Мерлина, В.Ф. Пирожкова, и др.), направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Таким образом. цель исследования: анализ понятия направленности личности в психологии

Предмет исследования: направленность как свойства личности.

Объект исследования: направленности личности в психологии.

Задачи работы:

. Изучить понятий аппарат: основные термины и определения по заданной теме;

. Раскрыть содержание направленности личности на основе изучения материалов научных статей

. Изучить различные научные подходы к решению проблемы направленности личности в психологии.

Глава 1. Общая характеристика направленности личности в психологии

 

.1 Понятие направленности личности


Понятие «направленность» в психологию ввел В. Штерн, который рассматривал ее как склонность к какой-либо деятельности в целом. «Направленность личности» переводится на английский язык как personality trend. В словаре С.И. Ожегова «направленностью называется сосредоточенность мыслей и интересов, направленная к какой-либо цели» [20].

Под понятием «направленности личности» С.Л. Рубинштейн понимал, характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека.

В психологическом словаре «направленность личности» имеет несколько понятий. С одной стороны, «направленность личности -это сложное личностное образование, определяющее особенности поведения и действий человека, его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему, которое проявляется в особенностях интересов личности, ее пристрастиях и потребностях, в установках и целях. В основе -возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, ориентирующая деятельность личности и относительно независимая от ситуаций». С другой стороны, подчеркивается «неустойчивый характер направленности, который может всецело зависеть от ситуации или же устойчивый, длительно определяющий линию поведения человека» [23]. В словаре психолога-практика, составленного С.Ю. Головиным, «направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение» [25].

По мнению отечественных психологов под «направленностью личности» следует понимать совокупность или систему определенных мотивационных образований. Так, например, Б.И. Додонов определяет направленность личности как систему потребностей; К.К. Платонов как совокупность влечений, интересов, склонностей, желаний, мировоззрения; Л.И. Божович и P.C. Немов как систему или совокупность мотивов. Наиболее содержательно на- правленность личности описывает B.C. Мерлин, характеризуя ее как моти-вационную систему, определяющую направление поведения и деятельности человека, которая проявляется в отношении к другим людям, самому себе, обществу. Ломов Б.Ф., разрабатывая проблему системного подхода в психологии, пришел к выводу что основным системообразующим свойством личности также является ее направленность. «Именно в этом свойстве, -писал он, - выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» [16].

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания <#"794545.files/image001.gif">

Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):

СЦСОЛ - система ценностно-смысловых образований личности;

ПС - субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;

МЦ - мотив цели;

Ц- цель;

Д - деятельность

Глава 2 Проблемы направленности личности в психологии


В словаре иностранных слов, дается такое понятие: «мотив» (от лат. тоуеге;от англ. incentive - приводить в движение, толкать) в переводе с французского motif - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Мотивом называют внутренние силы поведения, деятельности человека.

«Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека» По мнению В.Н. Мясищева, «мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д.» [19]. И.Л. Божович, например, отмечает, что «потребность побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности» [4]. Она подчеркивает, что смысловое содержание мотива заключается в том, что потребность является внутренним стимулом поведения человека. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. В.С. Мерлин под мотивами понимает «психологические условия, определяющие целенаправленный характер действий» [18]. Среди приобретенных духовных потребностей он выделяет такие виды мотивов, как интересы и склонности.

Мотивы стимулируют и направляют учебную деятельность. Как замечает К.К. Платонов, «в направленности человека, необходимо понять не столько, чего он хочет, а сколько, почему он этого хочет» [22].

В тесной связи с мотивами находятся интересы. «Интерес (от англ. interest) - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [26]. Некоторые ученые рассматривают интерес как осознанную потребность (В.Н. Мясищев), другие относят интересы к видам мотивов (В.С. Мерлин), к одной из форм мыслительной направленности на то, что человек считает наиболее значительным (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, С.И. Архангельский). Интерес побуждает к умственной деятельности - воспринимать, наблюдать, запоминать, размышлять. Интересы различны по своему содержанию, они могут быть направлены на воинскую службу, общественную работу, науку и т.д. Важно отметить, что интересы являются одновременно и предпосылкой деятельности, и ее результатом. Интересы классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т.е. по их укорененности в системе по-требностных отношений личности; по силе; по длительности.

Одной из форм проявления направленности личности является идеал (от фр. Ideal; от греч. Idea - идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека [26]. Через идеалы формируется направленность личности. В педагогике отмечают три вида личных идеалов: профессиональные, нравственные и идеалы обладания. Выработка профессиональных идеалов играет важную роль в учебной мотивации. Обучаемый создает образ того, каким он должен быть в будущей профессии и как достичь этого идеала.

Высшей формой направленности личности является мировоззрение. «Мировоззрение (от англ. view of world, от нем. Weltanschauung) - это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [7]. Мировоззрение каждого человека определяется общественным бытием. Мировоззрение формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. В основе мировоззрения человека лежит миропонимание, т.е. совокупность знаний, опыта, оценок человека в системе общественных отношений. В современных психолого-педагогических исследованиях мировоззрение выступает в качестве системообразующего компонента структуры личности. Е.С. Кузьмин включает его во «всесторонность личности» [12]. Мировоззрение человека и его теоретические знания обосновывают убеждения.

«Убеждения (от англ. persuasion) -представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности» [5]. С одной стороны, убеждение это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. С другой - это процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов. Главная особенность убеждений - это их действенность. А.В. Барабанщиков, представитель военной школы психологии и педагогики, рассматривает их с точки зрения основного духовного мотива поведения офицера. Убежденность, по его мнению, выражает жизненную позицию офицера. В содержание мировоззрения современного человека, в том числе военного, входит потребность трудиться в соответствии с принципами нашего Отечества. На практике это выражается прежде всего в умении видеть, формировать профессиональные задачи и принимать творческие решения с точки зрения гражданских позиций, любви к профессии, труду, служению Отечеству. [2]

В психологии и педагогике большинство авторов одной из основных движущихся сил личности, определяющих ее поведение, считают направленность. Направленность личности имеет первостепенное значение для формирования личности в процессе обучения и воспитания, определяет ее структуру. «Правильно сформированная направленность личности -обязательное условие пригодности обучаемого к дальнейшей деятельности. Дефекты в ней - главная причина профессиональной деформации. Поэтому формирование профессиональной направленности у каждого обучаемого - задача первостепенной важности» [27]. Профессиональная направленность тесно связана с общей направленностью, является ее подструктурой и характеризует ее особенности. Если направленность определяет структуру личности в целом и характеристику ее особенностей, то профессиональная направленность является подструктурой общей направленности личности и представляет собой совершенно особую специфическую направленность, обусловленную индивидуальностью личности, характеризующую сферу только тех потребностей, мотивов и интересов личности, которые связаны с поведением человека при выборе профессии, с будущей профессиональной деятельностью. Понятия «личная направленность» и «деловая направленность» были введены Кюнкелем.

Так, Н.В. Кузьмина под профессиональной направленностью понимает прежде всего «интерес и склонность к профессии» и считает ее «свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности» [12].

С мотивами выбора профессии связаны и уровни сформированности профессиональной направленности (высокий, средний, низкий).

Ученые подчеркивают интегральность профессиональной направленности, они выделяют в ней четкую ориентацию личности на профессию. Формирование профессиональной направленности личности - это сложный и зависящий от многих социальных, личностных факторов и условий процесс. Для повышения эффективности формирования личности специалиста необходимо выделить в качестве главного, характер профессиональной направленности и уровень педагогической деятельности преподавателя, при чем направленность и характер взаимодействия основных структурных компонентов педагогической системы зависят от преподавателя.

Ученые выделяют различные условия в поисках путей эффективности формирования устойчивой профессиональной направленности. По мнению А.А. Деркача, к ним прежде всего относятся антиципация (т.е. способность предвидеть результаты будущей деятельности), саморегуляция (т.е. умение адаптироваться к условиям деятельности), умение принимать решения, творчество, а также коммуникативная компетентность [5].

А.В. Барабанщиков выделяет следующие условия эффективности формирования профессиональной направленности:

¾      соответствие профессиональной деятельности убеждениям, взглядам, представлениям, способностям и другим качествам обучаемого;

¾      соответствие профессиональной деятельности интересу обучаемого;

¾      соответствие перспективных планов обучаемых положительным результатам его деятельности;

¾      соответствие стремлений каждого обучаемого направленности коллектива в целом;

¾      соответствие содержания самовоспитания обучаемого профессиональной направленности [2]. Конечно, А.В. Баранбанщиков относил это к военно-профессиональной деятельности.

¾      самоорганизация служебной деятельности;

¾      самоконтроль с целью своевременной корректировки профессиональной деятельности и процесса усвоения знаний, навыков, умений, направленных на качественное выполнение служебных задач;

¾      формирование оптимальных взаимоотношений в коллективе (по вертикали и по горизонтали).

В рамках нашей работы по формированию профессиональной направленности в период становления специалиста как профессионала мы рассматриваем направленность как мотивационное образование, которое проявляется в интересе к выполняемой деятельности, осознании смысла и общественной значимости своей профессии, духовно-нравственных ценностей, мировоззрения, коммуникативной компетенции.

Осуществление профессиональной деятельности с учетом предложенных условий позволит повысить степень ее эффективности и качество ее выполнения.

2.1 Методы исследования направленности личности

Из всех найденных методик чаще всего встречалась методика Смекала и Кучера. Данный метод считается наиболее удачным потому и приведен к рассмотрению в курсовой работе.

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала- Кучера основана на Словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования-определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие - НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу-НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

личность направленность психология

Заключение


Таким образом, человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах, для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чём человек нуждается, всё расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чём-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют ещё другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Существуют разные определения понятия «направленности личности», например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Потребностно-мотивационный и перспективно-целевой компоненты связаны тесным функциональным взаимодействием, благодаря которому субъективное побуждение, реализуемое в учебно-профессиональной деятельности, приобретает определенную направленность.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь её целями и задачами.

2.      Божович, И.Л. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / И.Л. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна; МПСИ. 3-е изд. М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001

.        Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

.        Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. М., 2002.

.        Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Кн. 1-5 / А.А. Деркач. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000

.        Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии (ВП). 1989. № 6.

.        Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Академия, 2003

.        Иванченко Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты // Современная психология мотивации .

.        Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.; Воронеж, 1996

10.    Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.М., 2003.

11.     Маклаков А. Г. Общая психология - СПб: Питер, 2001 - 592 с: (Серия «Учебник нового века»)

.        Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

13.    Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. 3-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

14.    Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

.        Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: МарТ, 2005

.        Столяренко, А.В. Юридическая педагогика: курс лекций / А.В. Столяренко. М.: Тандем; Экмос, 2000

.        Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!