о том, что система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им автономно в конституции, уставе и законодательстве о системе органов государственной власти и в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ находится в составе системы исполнительной власти РФ и содержит:
) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);
) органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
2. Основные проблемы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ
.1 Направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ
В согласовании с Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" работа органов государственной власти субъекта РФ исполняется в согласовании с такими принципами, как:
б) распределение суверенитета РФ на всю её местность;
в) главенство Конституции РФ и федеральных законов на всей местности РФ;
г) целостность системы государственной власти;
д) деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях сбалансированности компетенций и исключения концентрации всех обязанностей в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;
е) разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное проведение органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им прав и обязанностей;
з) самостоятельное воплощение собственных компетенций органами местного самоуправления [13, с. 57].
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав народа на участие в управлении делами страны как самостоятельно, так и посредством собственных представителей, в т.ч. методом законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Система органов исполнительной власти утверждается законодательными органами субъектов РФ сообразно представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения имеют возможность наделяться статусом юридического лица, формируются и работают в согласовании с положениями о них, утверждаемыми определенным правительством либо единоличным управляющим исполнительной власти субъекта РФ.
Базы правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, регламент их формирования и укомплектования кадрами муниципальных служащих упорядочивается Конституциями, уставами, особыми законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о схеме органов исполнительной власти и т.п.
Органы государственной власти субъекта РФ способствуют развитию местного самоуправления на местности субъекта РФ.
Компетенция органов государственной власти субъекта РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законодательством, иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и изменяются лишь методом внесения определенных поправок в Конституцию РФ и (либо) пересмотра её положений, методом внесения изменений и (либо) дополнений в ФЗ, методом принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ или методом внесения соответственных конфигураций и (либо))добавлений в указанные акты.
Разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным соглашением и прочими контрактами о разделении предметов ведения и компетенций, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Высшее должностное лицо образует верховный исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Базовые компетенции которого состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении государственной политики в области бюджетирования, образования, науки, здравоохранения, общественного обеспечения и природопользования. В границах данных компетенций он организует органы исполнительной власти субъекта Федерации; выполняет меры по реализации, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина, охране имущества и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, проекты программ социально-экономического развития региона; обеспечивает пополнение бюджета субъекта, составляет отчеты о его выполнении и об итогах проведения социально-экономических программ; заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти о разделении предметов ведения, а также соглашения с ними; выполняет прочие компетенции, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации [17, с. 82].
Органы исполнительной власти субъекта Федерации действуют на базе положений о них, утверждаемых верховным органом исполнительной власти субъекта.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (распоряжения) и постановления. Правовые акты издает также верховный исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Верховный исполнительный орган государственной власти субъекта вправе рекомендовать преобразования и дополнения в эти акты, их отмену или апеллировать их в судебном порядке.
Конституция, законы и другие нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для выполнения всеми находящимися на местности субъекта органами государственной власти, иными муниципальными органами и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, публичными объединениями, должностными лицами и гражданами. Несоблюдение данных актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она будет установлена законом субъекта.
Правовые акты верховного должностного лица и верховного исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие законодательству, подлежат опротестованию прокурором.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" определяет несколько значимых положений, основной значение которых состоит в укреплении принципа законности в работе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, в обеспечении неуклонного соблюдения на всей местности РФ требований Конституции РФ, федеральных законов, расширении компетенций Президента РФ [21, с. 22-23].
Президент вправе аннулировать действие акта верховного должностного лица субъекта Федерации, а также акта органа исполнительной власти субъекта в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам либо нарушения прав и свобод населения до решения этой дилеммы судом.
Президент РФ вправе преждевременно прервать деятельность высшего должностного лица субъекта Федерации методом отстранения его от должности. Это влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа. Президент в данных обстоятельствах может назначить временно выполняющего полномочия высшего должностного лица, если другой регламент не предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Федерации.
Определенные функции и обязанности других исполнительных органов субъектов Федерации определяются в конституциях (уставах) данных субъектов. Данные органы осуществляют на своей местности отраслевое и межотраслевое управление, координируя свою работу с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, действующими в пределах республик, краев, областей и т.п.
Организация муниципального управления в разных субъектах Федерации не строится по шаблону. В конституциях (уставах) субъектов имеется разный уровень детализации управленческих функций и обязанностей.
В республиках (к примеру, Татарстане) ведущая роль принадлежит правительствам, часто возглавляемым главами республик. Возглавляет систему органов муниципального управления Президент республики. В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, его заместители, министры и руководители остальных органов муниципального управления республики. Кабинет Министров ориентирует работу республиканских органов муниципального управления, в числе которых министерства и остальные органы, управляющие определенными ветвями управления либо исполняющие межотраслевое управление, подчиняясь Президенту и Кабинету Министров республики.
Приведенные позиции в целом отражаются в конституциях всех входящих в состав РФ республик. В краях, областях, других субъектах Федерации определенные нормы об организации регионального управления зафиксированы в их уставах. Но, как и в республиках, при этом в большей мере тут имеется большое множество подходов к решению данных трудностей. Также стоит указать и на имеющееся в нескольких случаях наиболее развернутое определение функций органов исполнительной власти. В этом отношении показательны уставы Тамбовской, Свердловской, Ленинградской областей.
Определены ветви и сферы, в которых администрация исполняет свои обязанности: планирование, бюджет, учет; управление собственностью области и взаимодействие с организациями разных форм собственности; сельское хозяйство, регулирование земельных отношений, жилищное хозяйство, благоустройство местности и защита природы, энергетика, инженерное снабжение, строительство и реконструкция, транспорт, дорожное хозяйство, связь и коммуникации, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание граждан, труд и занятость граждан, здравоохранение, образование и т.д.
Следовательно, налицо принципиальная сходность главных задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В принципе схожи и организационно-правовые формы управления, т.е. конкретные субъекты исполнительной власти [22, с. 27-28].
.2 Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти РФ
власть самоуправление федеральный министерство
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и субъектов РФ образуют целостную систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Однако, в данной системе вертикали исполнительной власти Правительству РФ отведена роль координатора работы органов исполнительной власти субъектов РФ.
Трудности взаимодействия органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти её субъектов имеет конституционное закрепление в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ. Федеральные органы исполнительной власти для воплощения собственных обязанностей и федерального контроля могут формировать свои территориальные органы и определять соответственных должностных лиц, которые согласовывают свою работу с федеральными органами исполнительной власти.
Также федеральные органы исполнительной власти могут отдавать свои обязанности органам исполнительной власти субъектов Федерации, которые тоже могут исполнять передачу долю собственных компетенций органам исполнительной власти РФ на базе обоюдного соглашения.
Изучая дилемму взаимоотношений Правительства РФ с органами исполнительной власти, субъектов РФ, большинство ученых приходят к выводу, что функционирующая правовая система не гарантирует подобающей эффективности власти Правительства РФ по вертикали исполнительной власти и высказывают разные предложения по её совершенствованию. По мнению данных научных деятелей, существование у Правительства возможности о внесении предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и отечественным законам, международным обязательствам РФ либо в результате нарушения прав и свобод граждан не гарантирует подобающего контроля со стороны Правительства РФ и поэтому предлагается в дополнение к этому урегулировать регламент разрешения коллизий и конфликтов, к примеру, таким образом [15, с. 108]:
) Если Правительством РФ принято распоряжение в пределах его компетенции и с учетом обязанностей по предметам совокупного ведения РФ и её субъектов, однако, администрация субъекта РФ приняла собственный нормативный документ, противоречащий акту Правительства РФ, то в этом случае обязан работать институт приостановления действия данного акта решением Правительства РФ до разрешения пролемы по существу в Конституционном Суде РФ.
) Если Руководство РФ приняло нормативный документ, который "вторгся" в компетенцию субъекта РФ, то в этом случае обязан действовать институт приостановления действия акта Правительства РФ на местности соответственного субъекта РФ до разрешения конфликта в Конституционном Суде РФ.
) Если Руководство РФ либо правительство (администрация) субъекта РФ нарушили заключенное ими договор по распределению предметов совокупного ведения, то в этом случае следует обеспечить согласительную процедуру, исполняемую под патронажем Президента РФ.
Сообразно Указу Президента РФ имеются федеральные округа и в каждом из них назначены полномочные представители Президента РФ, которые могут наиболее тесно взаимодействовать с органами государственной власти субъектов РФ. И не взирая на то, что данные органы субъектов РФ прямо не подчиняются полномочным представителям Президента РФ, однако, деятельность данных представителей в федеральных округах станет содействовать укреплению вертикали исполнительной власти.
В целях повышения эффективности работы в федеральных округах большинство федеральных органов исполнительной власти - Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и другие основали свои территориальные подразделения.
В данный момент во вновь созданных федеральных округах имеются полномочные представители Президента и территориальные органы федеральных исполнительных органов власти (министерств и ведомств). Однако, недостает полномочных представителей Правительства РФ. В итоге территориальные органы федеральных министерств и ведомств в федеральных округах практически оказались в двойном руководстве: с одной стороны, они подчинены лишь собственным федеральным органам исполнительной власти, а с иной - в федеральном округе их работу координируют и направляют полномочные представители Президента РФ.
Для данной цели в федеральных округах формируются координирующие органы, к примеру, Совет Центрального федерального округа.
Стоит отметить, что отсутствие полномочного представителя Правительства в федеральном округе делает вертикаль исполнительной власти непоследовательной, а соответственно и уязвимой с точки зрения науки управления: при сформировавшейся схеме выходит, что Президент посредством собственных полномочных представителей управляет территориальными подразделениями федеральных исполнительных органов непосредственно, без участия Правительства РФ. Такое пренебрежение может негативно отразиться и на его информированности и на его престиже.
То же самое может случится и с управлением министерств и ведомств, чьи территориальные подразделения работают в федеральных округах. При возникновении разных оценок и подходов к решению конкретных проблем у полномочных представителей, с одной стороны, и управляющих федеральных министерств и ведомств - с иной, перед территориальными (окружными) органами федеральной исполнительной власти встанет дилема: какие указания исполнять в первую очередь? Данную проблему не разрешает современное законодательство. Что создает дополнительные противоречия в работе данных органов [9, с. 112].
Все это требует глубокого исследования современных специалистов обобщению и анализу передовой практики работы территориальных органов в федеральных округах, с тем, чтобы определить эффективность разных звеньев вертикали исполнительной власти на уровне федеральных округов и субъектов РФ, более точно определить их законный статус.
Относительно исполнительной власти на уровне местного самоуправления, то тут ситуация осложняется тем, что Конституция РФ не распространяет на местное самоуправление принцип деления властей и то, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Имеются определенные противоречия: с одной стороны, Конституция РФ, федеральные законы, указы и постановления Президента, распоряжения и постановления Правительства действуют на всей местности РФ, конституция (устав), акты законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ - на всей местности этого субъекта РФ, а с иной стороны - главы городских образований не входят в вертикаль муниципальных органов исполнительной власти и не подчиняются высшим должностным лицам и правительствам субъектов РФ, Президенту РФ и Правительству РФ.
Относительно Правительства РФ можно сказать, что оно вместе с остальными органами наделено только правом предлагать Президенту РФ предписания об отрешении глав городских образований по тем же, указанным в Федеральном законе, основаниям. Стоит указать, что данный рычаг влияние на глав городских образований, как со стороны федерального Правительства, так и со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ признать эффективным достаточно тяжело. А без грамотных методов влияния органов исполнительной власти Федерации и её субъектов тяжело себе представить сильную, эффективную вертикаль исполнительной власти в масштабе всей РФ [4, с. 183].
Из этого можно сделать вывод о необходимости последующего реформирования исполнительных органов власти на всех без исключения уровнях. Разумеется, совершенствованию регионального управления послужит и приведение в согласование с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления имеющейся в большинстве субъектов Федерации практики автономного "огосударствления" системы местного самоуправления (республики Башкортостан, Ингушетия, Коми, Курганской области, Ленинградской области и т.п.). Исполнительные органы формируются также в системе местного самоуправления. Однако, они не являются муниципальными формированиями, а поэтому и не рассматриваются в качестве звена системы органов исполнительной власти.
Заключение
В заключение вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ представляют собой государственные органы, организующие исполнительно-распорядительную работу на местности (и только) отдельного субъекта РФ и создаваемые для конкретного субъекта РФ.
В систему исполнительной власти РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и компетенций Федерации по предметам совокупного ведения РФ и её субъектов. В данных пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют независимый горизонтальный каркас системы исполнительной власти РФ. Принцип целостности данной системы подразумевает, что в ней состоят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это значит, что их взаимоотношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти имеют составляющие организационной подчиненности, которые подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совокупного ведения Федерации и её субъектов. Орган исполнительной власти субъекта Федерации выполняет государственную исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ находится в составе системы исполнительной власти РФ и содержит:
) глава верховного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);
) верховного исполнительный орган, в который входят: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и остальные службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.
Основные функции муниципального управления фактически реализуются на местности субъектов Федерации органами исполнительной власти, формируемыми самими субъектами, определяющими автономно и их административно-правовой статус. Они правомочны улаживать все проблемы муниципального управления, отнесенные к ведению субъектов Федерации.
В данный момент на местности субъектов Федерации их органы исполнительной власти "ближе" всех к организациям разных отраслей и сфер муниципального управления. Однако все они в какой-то мере имеют разную ведомственную принадлежность и подчиненность. В итоге на одной местности работают объекты республиканского, краевого, областного и федерального подчинения. При этом большинство из них действуют в рамках предметов совокупного ведения РФ и её субъектов. А поскольку большинство федеральных органов не имеют прямых управленческих связей с объектами их профиля, то соответственно, они не могут действовать посредством одноименных исполнительных органов субъектов Федерации.
По итогам исследования можно заключить о необходимости последующего реформирования исполнительных органов власти на всех без исключения уровнях. Разумеется, совершенствованию регионального управления послужит и приведение в согласование с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления имеющейся в большинстве субъектов Федерации практики автономного "огосударствления" системы местного самоуправления (республики Башкортостан, Ингушетия, Коми, Курганской области, Ленинградской области и т.п.). Исполнительные органы формируются также в системе местного самоуправления. Однако, они не являются муниципальными формированиями, а поэтому и не рассматриваются в качестве звена системы органов исполнительной власти.
Список использованных источников литературы
1.Конституция Российской Федерации (1993). - Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2011. - 258 с.
.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2010. - 454 с.
.Бачило И.Л. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. - М.: Велби, 2012. - 278 с.
.Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты). Учебное пособие. - М.: Типография ВНИИТЭМР, 2011. - 156 с.
.Венгеров А. Теория государства и права. Учебник. - М.: Дашко и Ко, 2013. - 358 с.
.Володин В.В. Субъект РФ: проблемы власти и управления. - СПб.: Питер, 2012. - 220 с.
.Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2/под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статут, 2012. - 285 с.
.Гошуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов РФ. - М.: Эксмо, 2013. - 320 с.
.Гошуляк В.В. Система органов государственной власти в субъектах РФ. - М., 2014. - 275 с.
.Домин Б.П. Система органов государственной власти в РФ. - М.: Эксмо, 2013. - 254 с.
.Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в РФ. - М.: Норма, 2012. - 248 с.
.Кинин Н.М. Административное право России: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2014. - 256 с.
.Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2013. - 784 с.
.Костькова О.В. Административное право. Учебник. - М.: Дело и сервис, 2011. - 420 с.
.Кулешов И.В. Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и тенденции. - М.: Велби, 2013. - 382 с.
.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2012. - 425 с.
.Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации. - М.: Велби, 2012. - 275 с.
.Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства. - М.: Гардарики, 2011. - 325 с.
.Полянский И. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ // Право и жизнь. - 2010. - № 30. - С. 22-23.
.Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 2011. - № 2. - С. 27-28.