Виды деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства
Объектами деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства являются:
территория муниципального образования в пределах его городской черты;
территориальные зоны (подзоны);
территории планировочных районов;
градостроительные комплексы;
земельные участки с возводимыми на них: зданиями или сооружениями;
объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;
временные сооружения, в том числе элементами благоустройства;
объекты реконструкции и капитального ремонта.
Основными видами деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства - это прогнозирование, программирование, проектирование
Главной целью прогнозирования является создание необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных градостроительных прогнозов.
Задачи прогнозирования:
принятие административных решений в области городского развития;
выработка градостроительной, жилищной и инвестиционной политики;
разработка предложений по системам городского управления;
разработка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;
разработка предложений для разработки градостроительной проектной документации.
План стратегического развития города разрабатывается с учетом документов градостроительного и экономического прогнозирования территориального развития города.
Главным документом прогнозирования является долгосрочная стратегия градостроительного развития города, которая разрабатывается органами местного самоуправления на срок 25-30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.
Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, либо на основе документации градостроительных и экономических прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Финансирование программ по благоустройству производится из средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на очередной финансовый год. Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
В целях осуществления более эффективной деятельности необходимо предусмотреть осуществление ряда мероприятий, направленных на устранение недостатков современной организации территории города. Основными из мероприятий являются:
определение четкого функционального зонирования городской территории;
выявление направления развития городского центра;
создание четкой структуры магистралей и зеленых насаждений;
обеспечение жилых районов необходимыми видами инженерного оборудования и благоустройства;
создание и обустройство зон отдыха горожан.
.3 Законодательство в сфере благоустройства
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность по благоустройству территории городского округа, являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Градостроительный кодекс;
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ;
Земельный кодекс РФ
указы Президента РФ;
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
постановления главы администрации;
Устав городского округа;
иные муниципальные акты.
Рассмотрим далее положения основных нормативных актов, относящиеся к вопросам благоустройства территорий.
Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года гарантированы экологические права граждан РФ. В ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый из нас обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Градостроительный кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Кодекс определяет:
компетенцию органов государственной и местной власти;
права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности;
роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории РФ;
ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 12 следующим образом определяет санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений:
. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ проживания немаловажный нормативный документ в сфере благоустройства. А именно в ст. 41 «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности» говорится о том, что:
. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства
. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Говоря о территории муниципального образования как об объекте благоустройства, необходимо отметить, что, несмотря на единое территориально-географическое пространство города, земли внутри него разделены на категории и принадлежат различным субъектам. Основу такого разграничения устанавливает Земельный кодекс РФ , который закрепляет основные понятия и субъекты права собственности на землю. Определяя, что собственниками земельных участков являются граждане и юридические лица, он также выделяет государственную и муниципальную собственность на землю. Таким образом, муниципальный земельный фонд определяется путем вычитания земель, право на которые принадлежит Российской Федерации, ее субъектам, физическим и юридическим лицам, из общей площади муниципального образования. Взаимоотношения, вытекающие из реализации собственниками права собственности, регулируются гражданским законодательством, в котором прямо указано, что собственник имущества несет бремя по содержанию своей собственности, в том числе и по содержанию принадлежащего ему земельного участка. Однако, несмотря на разнообразный по своему составу круг собственников земельных участков, в силу закона, обязанность по благоустройству территории муниципальных образований отнесена к компетенции органов местного самоуправления, которые принимают единые для всей территории правила благоустройства, исполнение которых возложено на всех владельцев (пользователей) земельных участков.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится:
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа и т.д.
Итак, правовое регулирование деятельности местного самоуправления по благоустройству муниципального образования осуществляется нормативными правовыми актами всех уровней законодательства. Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния и благоустроенности территорий, осуществляется за счет совместной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления путем реализации различных целевых программ.
2.ОПЫТ Г. ХАБАРОВСКА В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА
Благоустройство муниципальных образований включает ряд затратных мероприятий по улучшению санитарно - гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, освещению территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды за счёт озеленения, средств санитарной очистки.
Хабаровск -крупный экономический, политический и культурный центр Дальнего Востока России.
Комитет по вопросам благоустройства города Хабаровска является структурным подразделением администрации города Хабаровска.
Он осуществляет следующие полномочия:
) организует мероприятия по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории округа: на закрепленных и прилегающих территориях к предприятиям и организациям всех форм собственности и частным домовладениям, а также временно неиспользуемых и бесхозных территориях;
) организует работы по санитарной очистке земель в водоохранных зонах и прибрежных полос, очистке русел малых рек;
) организует привлечение предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории округа, к участию в месячниках по санитарной очистке территории округа;
) Участвует в работе по приемке объектов восстановления нарушенного благоустройства и подписания актов приемки;
) участвует в создании условий для массового отдыха жителей округа, организация обустройства мест массового отдыха населения;
) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Хабаровского края, законодательством Российской Федерации и Хабаровского края о муниципальной службе, Уставом городского округа «Город Хабаровск», решениями Хабаровской городской думы, правовыми актами Мэра города, администрации города Хабаровска и Положением о комитете по управлению округом администрации г. Хабаровска.
Отдел благоустройства входит в состав комитета по управлению Южным округом администрации г. Хабаровска, он организует работы по благоустройству, санитарному содержанию и озеленению территории Южного округа г. Хабаровска, в своей деятельности подчиняется заместителю председателя комитета округа по жилищно - коммунальному хозяйству.
Основными задачами отдела благоустройства являются:
организация работ по благоустройству, санитарному содержанию и озеленению территории округа;
организация работ по благоустройству, санитарному содержанию и озеленению прилегающих территорий предприятий, организаций всех форм собственности, ГСК и частных домовладений Южного округа;
организационные работы по привлечению предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и физических лиц к выполнению мероприятий по благоустройству на территории Южного округа.
На его территории было выполнено благоустройство более 120 дворовых территорий жилых домов, в том числе асфальтирование проезжей части дорог, ремонт пешеходных тротуаров, контейнерных площадок, устройство клумб, создание автопарковочных карманов. Стоимость данных работ составила более 126 млн. руб.
За период с 2010 года по 2014 год полностью отремонтирована часть магистральных дорог. Для решения вопроса по парковке автомобилей в местах массового пребывания были проведены работы по расширению дорог улиц на сумму 487,5 тыс.рублей..
Были организованы новые троллейбусные маршруты, соединяющие микрорайон с центральной частью города. Для создания комфортных условий жителям района, выполнен ремонт подъездных дорог к детской поликлинике.
За счет долевого участия предприятий г. Хабаровска выполнен капитальный ремонт центральных улиц. Выполнен капитальный ремонт ливневого коллектора. Для исключения подтопления жилых домов, объектов торговли и пешеходных связей выполнены работы по очистке ливневого коллектора.
Также за счет средств бюджета городского округа в 2010 году выполнена реконструкция автомобильного моста с благоустройством тротуара через реку «Красную».
Комитетом по управлению округом проведена работа по привлечению коммерческих структур с целью благоустройства береговой полосы Амурской протоки, а именно создания зон отдыха жителям района и города. Так на береговой полосе Амурской протоки организованы 3 зоны с обеспечением услуг торговли и спортивно-развлекательного сервиса.
За период 2011 - 2012 гг. предприятиями и учреждениями на улицах, парках и дворовых территориях высажено более 3,5 тыс. саженцев и кустарников. Благоустроен новый сквер к 65-летию окончания Великой отечественной войны. Красота многих микрорайонов и жилых дворов облагораживается за счёт проведения конкурсов «Лучший микрорайон», «Лучший двор».
Произведены работы по ремонту линий наружного освещения. В целях газификации домов частного сектора Южного округа природным газом проведено подключение домов индивидуальной жилой застройки.
Реконструированы существующие торговые центры, а также построены мегацентры с комплексным благоустройством.
Для предупреждения подтопления территории частного сектора за счет средств краевого бюджета выполнены работы по дноуглублению и укреплению берегов речки Красной на сумму более 5 млн. рублей
Подводя итог по произведенным работам, можно отметить, что работы по благоустройству и озеленению г. Хабаровска ведутся довольно продуктивно, но есть и ,как и в других городах, проблемы, которые требуют своевременного решения.
.БЛАГОУСТРОЙСТВО В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ
3.1 Структура администрации г. Новокузнецка в сфере благоустройства
благоустройство муниципальный законодательство нормативный
Одним из приоритетных направлений развития городского округа Новокузнецк является повышение уровня благоустройства, безопасности дорожного движения, создание безопасных и комфортных условий для проживания граждан. Подъем уровня благоустройства стимулирует позитивные тенденции в социально-экономическом развитии муниципального образования и, как следствие, ведет к повышению качества жизни населения.
В городе Новокузнецке решение данных задач возложено на подразделение Администрации города Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет градостроительства и земельных ресурсов. Данные подразделения являются отраслевыми органами администрации города Новокузнецка и входят в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Управление и комитеты взаимодействует со всеми функциональными, территориальными, отраслевыми органами администрации города Новокузнецка, с органами государственной власти и управления и организациями любых организационно правовых форм.
Основными целями деятельности Управления дорожно-коммунального хозяйства являются проведение муниципальной политики, направленной на развитие дорожного хозяйства, муниципальных объектов благоустройства, озеленение, в т.ч. городских лесов, малых архитектурных форм, организацию и содержание мест захоронения, содержание и ремонт инженерных сооружений, содержание общественных туалетов, фонтанов, пешеходных переходов, объектов коммунально-бытового назначения на территории городского округа, обеспечение их надежного и устойчивого функционирования.
Основными целями Комитета градостроительства и земельных ресурсов является:
достижение устойчивого развития территории города Новокузнецка в интересах настоящего и будущего поколений;
формирование гармоничной среды жизнедеятельности;
сочетание интересов общества и законных интересов граждан;
рациональное размещение объектов капитального строительства, социальной, производственной инфраструктуры и объектов, не относящихся к объектам капитального строительства;
сохранение и развитие объектов историко-культурного наследия;
обеспечение архитектурного своеобразия территории города Новокузнецка.
Основная деятельность Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов - это управление в области изучения, использования и охраны окружающей среды и природных ресурсов на территории города, разработка и контроль исполнения природоохранных программ, экологическое просвещение и жителей, а также способствование формированию городской экологической культуры.
3.2 Нормативные документы, регулирующие порядок благоустройства г. Новокузнецка
Отраслевые органы администрации г. Новокузнецка, а именно УДКХиБ, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Комитет градостроительства и земельных ресурсов в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в т.ч. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законодательством Кемеровской области, Уставом города Новокузнецка, иными муниципальными актами г. Новокузнецка и настоящим Положением
В целях повышения уровня безопасности, комфортности и эстетической привлекательности среды проживания населения на территории Новокузнецкого городского округа, в соответствии с Законом о местном самоуправлении, Постановлением <consultantplus://offline/ref=89B5B0C06A5AD91190D2EA35D0EF8E4D598D3CA3A3F51E4E4942AEA0AF80F4F2Z9SDK> администрации города Новокузнецка от 28.08.2013 N 133 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ" администрацией г. Новокузнецка были приняты программа <file:///C:\Users\levkina.i.n\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary%20Internet%20Files\Content.IE5\WI833S63\Документ%20предоставлен%20КонсультантПлюс.docx> "Комплексное благоустройство Новокузнецкого городского округа", программа <file:///C:\Users\levkina.i.n\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary%20Internet%20Files\Content.IE5\WI833S63\Документ%20предоставлен%20КонсультантПлюс.docx> "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в границах Новокузнецкого городского округа, Правила <file:///C:\Users\levkina.i.n\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary%20Internet%20Files\Content.IE5\WI833S63\Документ%20предоставлен%20КонсультантПлюс.docx> благоустройства территории Новокузнецкого городского округа.
Реализацию программ и правил осуществляют администрации районов города.
Указанные программы и правила приняты с целью повышения уровня комфортности условий проживания горожан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния, а также установления единого порядка содержания и уборки территории Новокузнецкого городского округа (далее также - город Новокузнецк, городской округ, город).Они регулируют общественные отношения и устанавливают единые требования в сфере проектирования и содержания объектов благоустройства, расположенных на территории города Новокузнецка, которые обязательны для исполнения всеми гражданами, их общественными объединениями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - физические и юридические лица), находящимися и (или) осуществляющими свою деятельность на территории города Новокузнецка.
Указанные документы также устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организацию благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, и осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил.
Выбор приоритетов программ определен в соответствии с Комплексной программой <consultantplus://offline/ref=9C1D150771A1D6ACB3EBA4D4923B6A0A1DAA4BF4EA31BA0F33D1C7019BF4E45DD2ED6B408232935D9D2E42CBS1K> социально-экономического развития города Новокузнецка до 2025 года, стратегической целью которой в области экологии является улучшение состояния окружающей среды.
Стратегической целью программ и правил является улучшение состояния окружающей среды в границах Новокузнецкого городского округа, а так же содействует решению следующих задач:
сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;
соблюдению требований муниципальных правовых актов в области охраны окружающей среды и благоустройства территории Новокузнецкого городского округа;
повышению уровня экологической культуры населения, экологического образования и воспитания, обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды.
Указанными правилами и программами устанавливаются отношения, связанные:
с уборкой, озеленением и содержанием территорий;
организацией сбора вывоза и утилизации отходов;
сезонной уборкой улиц, содержанием малых архитектурных форм, фасадов зданий и сооружений и пр.
Субъектный круг лиц, на которых направлено действие Правил, включает в себя собственников жилых и нежилых помещений; предприятий и организаций потребительского рынка предприятий, оказывающих населению услуги по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, специализированному обслуживанию.
Вопросы, связанные с правовыми последствиями для лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, регулируются соответствующими законами субъектов РФ. Контроль за соблюдением Правил и программ осуществляется:
) должностными лицами органов администрации города, в том числе УДКХиБ, Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка, районных администраций, Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, Управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка, иными функциональными органами администрации города Новокузнецка в пределах своих полномочий, Комитет ЖКХ;
) должностными лицами территориальных отделов полиции Управления МВД России по г. Новокузнецку;
) иными органами и их должностными лицами в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и в соответствии с регламентами.
В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил структурные подразделения администрации города выявляют факты нарушения программ и правил на территории города Новокузнецка; осуществляют сбор, подготовку и направление материалов в суд, в органы, должностным лицам, уполномоченным привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством; осуществляют иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Новокузнецка.
Таким образом, анализ программ и правил, принятых органами представительной власти г. Новокузнецка, по вопросам благоустройства позволяет сделать вывод, что ими устанавливается круг общественных отношений, связанных с содержанием территории, проектированием и размещением объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В случае неисполнения требований, нарушения запретов и ограничений, рассмотренными программами и правилами, граждане, должностные лица и юридические лица несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.
3.2 Проблемы в сфере благоустройства г. Новокузнецка и пути их решения
В администрации Новокузнецка вопрос по благоустройству, озеленению, развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Новокузнецка является одним из основных. На одном из заседаний мэр города Новокузнецка С.Н. Кузнецов сказал: «У меня такое ощущение, что правила благоустройства города существуют сами по себе, а город «убивается» сам по себе». Тем самым можно сделать выводы, что в городе не мало проблем в сфере благоустройства.
Новокузнецк является городом с высокой негативной нагрузкой на все компоненты окружающей среды. Проведенные анализ состояния дел по благоустройству городского округа позволил определить следующие проблемы, препятствующие росту качества среды жизнедеятельности населения г. Новокузнецка:
Экологическая ситуация усугубляется рядом объективных факторов: климатическими особенностями, повышенным уровнем фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде, расположением на территории города хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики.
Низкое качество дорог в городе из-за постоянного хронического недофинансирования их ремонта и низкая пропускная способность дорожного хозяйства, несоответствующая ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств. Требуется значительное вложение средств на реконструкцию и проведение капитального ремонта дорог, тротуаров, дворовых территорий, озеленения, освещения;
Строительство зданий офисов, магазинов, жилых домов, многочисленных кафе, что приводит к существенному снижению уровня озеленения города в целом.
Высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры, требующий значительных затрат на ее капитально-восстановительный ремонт и модернизацию.
Нехватка муниципального транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки в городе.
Состояние сбора, утилизации, захоронения бытовых и промышленных отходов, освещение улиц города. Из-за низкого уровня сознательности населения и из-за чувства безответственности и безнаказанности промышленных предприятий растет количество несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов.
Нехватка исторических мест, мест отдыха для жителей города Новокузнецка.