Особенности конфликтного поведения супругов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности конфликтного поведения супругов

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях

1.1.     Понятие брака и брачных отношений

1.2 Виды браков

1.3 Понятие конфликта. Специфика супружеского конфликта

.4 Причины супружеских конфликтов

.5 Отношение человека к миру под воздействием социальных сетей

Глава II. Программа эмпирического исследования

Обработка и анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые партнеры поведения.

И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет "зеркало статистики", кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа "крепок брак - крепка держава" и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

Актуальность. Изучение проблемы конфликтного поведения супругов, предпочитающих общение в социальных сетях, предполагает наличие исследования многих факторов, форм проявления и показывающих их поведение. Проблеме изучения супружеских конфликтов посвящено много информации, даже тогда она не теряет свою актуальность.

Цель - Изучить психологические особенности конфликтного поведения между супругами, предпочитающих общение в социальных сетях.

Объект - Супруги, предпочитающие общение в социальных сетях.

Предмет - особенности конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

) Анализировать литературу по данной проблеме.

) Рассмотреть различные аспекты супружеских отношений.

) Выявить причины, провоцирующие супружеские конфликты.

) Рассмотреть отношение человека к миру под воздействием социальных сетей.

) Провести эмпирическое исследование.

Метод исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, обобщение и проведение эмпирического исследования полученной информации.

Глава I. Основные теоретические аспекты брака

.1 Понятие брака и брачных отношений

Брак-это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству Иными словами, брак- это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу.

Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Переосмысление значимости сексуальности означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность - как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака - сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Женщины так же, как и мужчины, стремятся к сексу, желают иметь сексуальные отношения, а не рассматривают их как обязанность, которую им необходимо выполнять по отношению к мужчине. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи. Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение , удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.

В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится, самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым "сексуальным меньшинствам" становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста ("пробных", фактических браков) среди молодежи.

Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как "порядочного - непорядочного" и "нормального - ненормального". Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Мужчины и женщины очень разные не только по физиологическим признакам. Психология мужчины очень разнится с психологией и отношением ко многим вещам у женщин. К примеру, если рассматривать замужество, то у женщин часто завышенные, нереальные требования к партнёру. Так же многие психологи утверждают, что именно женщина надеется на осуществление партнёром всего, чего она ожидает от брака. Мужчины же более довольны браком.

Как показывает статистика, сейчас на измены чаще решаются женщины. Так же мужчины в браке скорее пассивны в браке и менее агрессивны. К примеру, если возвращаться к изменам, то они могут просто мечтать о другой женщине, но никогда не оставит свою жену. Хотя к браку мужчины относятся более поверхностно, чем у женщины. Если базовые потребности партнеров находят удовлетворение в браке, супружеские узы становятся крепче, что является надежной основой для любви, уважения и супружеской верности, то есть для счастливого брака. В соответствии со всем вышеизложенным, брак можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели, но включенное в более широкую систему предметной деятельности [7]. Мы узнали, что такое брак и основные его аспекты, а теперь рассмотрим виды браков.

.2 Виды браков

Во многих книгах по психологии описывают виды брака по количеству человек вступающих в брак (полигиния, полиандрия, групповой брак) или по их полу (однополый брак). Если принимать во внимание "стандартный" брак двух человек - мужчины и женщины. То можно заметить, что в последнее время всё больше людей стараются заранее проверить совместимость с партнёром по различным гороскопам. Хочется рассмотреть виды брака с психологической стороны. Григорий Кваши утверждает что браки (и любые долгосрочные отношения между мужчиной и женщиной) бывают пяти типов.

Патриархальный брак. Главной целью данного брака является рождение и воспитание детей. Стратегия брака - укреплять общий подход к образу жизни, но не вторгаться в область индивидуального творчества.

Порядок в семье устанавливается как бы сам собой, сразу и навсегда. Для детей до 12 лет, наличие раз и навсегда установленного порядка - большое благо. Мысль о том, что-то, кроме них может тоже изменяться, для них не понятна. Равенства не существует: в одних сферах главенствует отец, в других - мать. Главенствует в жизни порядок.

Равный брак. В равном браке главная ценность - это отношения между мужем и женой. Супруги надоели друг другу, то нужно немедленно расходиться. Стратегия брака - минимальный интерес к бытовым вопросам и налаживание эмоциональных, интеллектуальных и деловых контактов. Лучше обсуждать различные проблемы.

В равном браке разрушается детский мир, он теряет четкие очертания. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка. В равном браке дети рано начинают понимать, что мешают родителям, и поиски душевного контакта происходят на стороне - у бабушки, в детском саду, у учителя, на улице. Супруги равны: равная зарплата, равная степень участия в домашних делах, равный авторитет.

Духовный брак. Самый сложный и самый трудноустановимый. Брак, в котором мужчина и женщина объединяются. Автор не может конкретизировать отношения в этом виде брака, в качестве примеров приводит пары Ростропович - Вишневская, Александров - Орлова, Меньшов - Алентова.

Общественные предпосылки, для того, чтобы духовный брак стал массовым. Нужно чтобы число дипломированных специалистов превышало число людей необразованных. Нужно, чтобы люди верили в долгую жизнь и бодрую старость. Материнство становится творчеством. Духовный брак - это брак соавторов.

Романтический брак. Он всегда вступает в конфликт с обществом, в конфликт с доминирующим стереотипом. Здесь отсутствует связь не только, с какой бы то ни было эпохой, определенным порядком, но и вообще связь с чем бы то ни было. Нет социальной или возрастной привязки. Для этого брака нужен особый тип людей, например Ассоль в "Алых парусах".

Векторный брак. Отношения не симметричные - векторные. С одной стороны - быстро налаженный контакт, духовное взаимопонимание. С другой стороны, через некоторое время выясняется, кто-то стал агрессивен. Наиболее распространен сценарий, когда супруги не могут подолгу находиться врозь, а как только сойдутся, начинаются конфликты.

Векторные дети, так же как и векторные браки, неуправляемы и непредсказуемы.

Применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев писал: "Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях". Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущности. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в полной мере проявляется и в семейной сфере.

Следует подчеркнуть, что формы брака разнообразны, лик его - изменчив. Для того чтобы глубже понять данную проблему, необходимо подробно остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений и их детерминантах.

В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке.

Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.

. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

. "Родительский" партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

. "Детский" партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый - независимый, независимый - рациональный), другие комплиментарны ("родительский" с "детским"), третьи конфликтны (например, романтический с независимым, "родительский" с "родительским", романтический с равноправным).

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что в этом разделе были описаны различные виды браков, но если начать рассматривать все о браке, то конфликт тоже входит в систему брака, и во многом из-за конфликтов и происходит распад брака.

1.3 Понятие конфликта. Специфика супружеского конфликта


На уровне житейских представлений слово "конфликт" часто употребляется в одном ряду с такими словами, как "ссора", "разногласие", "непонимание", "напряжение", "размолвка". Толковый словарь русского языка чуть более строг в формулировке данного понятия: столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Научное определение, предложенное психологами, ещё больше сужает его значение: это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнений участников.[23]. Отсюда следует, что конфликт всегда имеет под собой некое основание, реальную причину, от которой нельзя просто отмахнуться. Спор можно прекратить, если он надоел, ссору - остановить. Конфликт можно только решить, т. е. провести специальную работу по выяснению противоречащих друг другу интересов и поиску решения.

Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др.

Есть предположение, что ссоры становятся, чуть ли не желательным явлением для их участников.

Но немногие личности так называемого истероидного склада отыскивают для себя в ссорах своеобразные психологические выгоды, способ компенсации эмоциональной пустоты жизни. Для большинства людей, которые заняты профессиональными заботами, заботами о детях, о доме, ссоры очень тягостны и вовсе не желательны.

Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию.

В таких семьях действуют не муж и жена, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами на уровне Я, оцениваются сквозь "призму" ценностей, жизненных принципов и привычек.

Вознесение своего "Я", своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших личностных качеств супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие качества, с которыми совместная жизнь становится невозможной.

Одна из форм проявления высокой степени самомнения - психологическая эксплуатация брачного партнера. В некоторых семьях муж или жена самореализуются и самоутверждаются за счет своей половины. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек.

Некоторые пытаются вызвать сочувствие к себе в тот момент, когда другой партнер сам ищет поддержки и утешения.

Наконец, психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания.

Часто ссоры возникают, когда человек находится в состоянии недовольства, раздражения. Тогда получается, что, для того чтобы эффективно управлять ситуацией возникновения ссоры и попытаться предотвратить ее, человек должен научиться управлять собственным раздражением, недовольством.

Эгоцентризм, как правило, приводит к тому, что человек слишком многое принимает на свой счет - даже то, что совсем ему не адресовано.

Еще одно средство для эмоциональной разрядки - чувство юмора. Этот психологический прием можно назвать "наигранным раздражением".

Таким образом, в возникновении ссор и конфликтов большую роль играют такие проявления человека, как раздражительность и распущенность. Многие люди дают волю этим проявлениям, а затем имеют ряд ссор и конфликтов.

Важно научиться управлять этими проявлениями, не давать им вырваться наружу, переводить их во что-то другое, и тогда число ссор в семье резко уменьшится, а члены семьи получат возможность проводить время дома в более спокойной и доброжелательной обстановке.

Рассмотрев данный параграф мы узнали, что влияет на появление конфликтов в семейных отношениях, в следующем параграфе рассмотрим причины супружеских конфликтов.

 

1.4 Причины супружеских конфликтов

 

Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих.

Такого подхода придерживается, в частности, отечественный исследователь Сысенко В. А. "Как известно, - пишет В. А. Сысенко, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака".

В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.

. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего "Я".

. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность, потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Итак, устойчивость или нестабильность брака В. А. Сысенко рассматривает через удовлетворение потребностей супругов. Он полагает, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей.

Эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от удовлетворения потребности супругов в ласке, нежности, заботе и внимании друг к другу.

Для каждого супруга в совместной жизни должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, в противном случае возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные эмоции и чувства. На базе неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей может возникнуть временное или хроническое физиологическое, психическое напряжение, которое постепенно подтачивает эмоционально-психологическую стабильность брака. Распространен вариант, когда один из супругов может быть преградой для удовлетворения каких-то личных потребностей другого. А как хорошо известно из общей психологии, любая блокада интересов и желаний личности сопровождается совокупностью отрицательных чувств и эмоций, которые разрушают устои семьи.

Итак, те или иные неудовлетворенные потребности супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких-то потребностей. Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей.

Взгляд на причину конфликта как на неудовлетворенную потребность характерен и для американского психолога Уилларда Ф. Харли [20].

Харли выделяет по пять основных потребностей для мужчин и женщин, удовлетворение которых обеспечивает стабильность брака, а неудовлетворение которых ведет к конфликтам и может привести к разводу.

Пять основных потребностей мужчины в браке: 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательная жена, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) восхищение.

Пять особых потребностей женщины в браке: 1) нежность, 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) посвященность семье.

Так как потребности мужчин и женщин так различаются, то нет ничего удивительного в том, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может иметь добрые намерения удовлетворять потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача. И наоборот, неудача постигнет женщин, которые посчитают, что мужчинам нравится то же самое ласковое отношение, которое так приятно им самим.

Часто неудачи мужчин и женщин в удовлетворении супружеских потребностей, отмечает Харли, обусловлены просто незнанием потребностей друг друга, а не себялюбивым нежеланием оказывать супругу внимание.

На мой взгляд, семейные ссоры, супружеские конфликты в большинстве своем порождаются обидами и неспособностью (неумением) супругов прощать друг друга.

Роббер и Тильман выделили следующие пять причин супружеских конфликтов.

. Несоответствие идеалу. По своей сути это логическое следствие конфликта представлений, исчезающее по мере их сближения и реализации "принципа реальности". Наиболее губителен для супружеских чувств этот конфликт тогда, когда ощущающий это несоответствие супруг, во-первых, без должной тактичности, часто и не к месту сообщает об этом другому, а во-вторых, чересчур активно пытается приблизить его к идеалу. Всегда старайтесь, перевоспитывая, одаривать другого похвалами, они благотворно действуют на человеческую душу. Ведите себя с ним так, будто бы он таковым уже является.

. Стремление подчинить себе другого. Женщины отдают предпочтение не роли "главы семьи", а роли "хозяйки дома" и, хотя счастливые супруги чаще называют главой семьи мужа, а несчастливые - жену, наиболее существенной оказалась согласованность мнений супругов о главенстве в семье.

. Нетерпимость к привычкам. К сожалению, даже такая безобидная привычка, как чтение газеты после ужина, способна стать причиной серьезных разногласий между супругами. Но она же может ничего не изменить в их отношениях, если жена и муж будут взаимно терпеливы, снисходительны, уступчивы и смогут оговорить и договориться, что из привычек можно оставить в совместной жизни, а что убрать из нее.

. Потребительское отношение к любви. Явление, чреватое самыми серьезными последствиями, ибо именно этого любовь не прощает. Совет здесь может быть только один: ни в коем случае не использовать другого только как носителя некоторых ролевых функций, и поймите, что куда лучше и приятнее дарить радость, чем ждать этого от других.

. Недостаточные знания по вопросам интимных взаимоотношений. Совет здесь прост; читайте специальную литературу по всем вопросам.

В. Сысенко предположил, что все причины семейных конфликтов можно объединить в три группы .

. Конфликты, возникающие на базе несогласованного и несправедливого разделения труда в семье, различного понимания прав и обязанностей супругов, недостаточного вклада одного из брачных партнеров в домашний труд и самообслуживание. По своей глубинной сути все подобные конфликты имеют основой наши представления о реальностях семейных отношений и проявляются в супружестве как верхушка огромного, на семь восьмых скрытого под водой айсберга, имя которому - конфликт представлений.

. Разногласия, возникающие на основе хронического удовлетворения каких-либо потребностей одного или даже обоих супругов, в том числе и их сексуальных влечений. Подобные конфликты также далеко не "поверхностны", не всегда четко осознаются, но достаточно явно проявляют себя в переживаниях эмоциональной неудовлетворенности браком или какими-то его сторонами.

. Конфликты, имеющие своим источником недостатки и дефекты воспитания, характера. В супружеской совместимости довлеют моменты ролевого взаимодействия и связанные с ними представления и потребности.

С точки зрения профилактики конфликтного поведения огромная роль отводится к обращению к самому себе. Именно оно может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с супругом на уважении, оказать поддержку.

1.5 Отношение человека к миру под воздействием социальных сетей

 

История развития социальных сетей: Не все знают, что понятие "социальная сеть" появилось еще 1954 году и ничего общего с Интернетом, конечно, не имело, а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: "социальная сеть" - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Если говорить более простым языком - это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Например, это может быть группа однокурсников, в которой некий Джек является центром, а Билл и Катрин его знакомыми (ветками).

Постепенно научная концепция приобретала популярность, сначала в развитых капиталистических странах, затем и в восточной Европе. По мере развития общества человечество пришло к информационному веку, в котором создали массу видов коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей, и сейчас эта научная концепция используется повсеместно. Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net.

Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология "IRC" (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени.

Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com - первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей.

В 2004 появляется Facebook, который за несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. В нем используется все тот же механизм общения, немного в другой плоскости, что приводит к революции в этой области. Количество активных пользователей на середину 2011 года - более 700 млн.

В сентябре 2005 года Тим О’Рейли делает идеологический переворот, вводя понятие "Веб 2.0" в своей статье "Tim O’Reilly - What Is Web 2.0", которое описывает современный Интернет. Одну из центральных частей новой концепции занимают именно социальные сети.

В 2008 году появляется проект Groupon - сервис коллективных скидок, который с одной стороны основывается именно на принципе социальных сетей (зови своих знакомых и получи общую скидку), а с другой стороны использует социальные связи очень поверхностно (только для покупок). Сервис соединяет общение и бизнес, что с уверенностью можно назвать новым уровнем развития социальных сетей в Интернете, который совмещает онлаин и оффлаин миры.

Классификация социальный сетей:

В современном Интернете много разных социальных сетей. Для упорядочивания можно вывести определенную классификацию, в которой с 2008 года появились несколько новых типов сетей.

·              Личное общение

·              Деловое общение

·              Развлечения

·              Видео

·              Аудио

·              Фото

·              Геолокация

·              Покупки

·              Блоггинг

·              Новости

·              Закладки

·              Виртуальные миры

·              Тематические

Самая интересная классификация социальных сетей - это по типу, тут есть много разных проектов с разным типом контента и для разных целей, каждый из которых занял свою нишу. Если проанализировать данную классификацию, не сложно прийти к выводу, что сейчас социализированы уже все основные тематики в сети, независимо от типа контента, бурное развитие продолжается только в отдельных нишах, в которых активно появляются тематические социальные сети. Последняя группа в классификации "тематических" сетей скрывает в себе огромное количество сообществ, каждое из которых основывается на тематическом контенте и общении.

Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети - это уже самое популярное занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Через них даже устраиваются целые революции. Социальные сети стали самым центром современного Интернета.

Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом "одиночества в толпе" - одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Так, среднестатистический офисный работник на протяжении рабочего дня проводит наедине с компьютером не менее 5-6 часов. Прибавим к этому необходимость телефонного общения, деловую переписку в корпоративных интрасетях и вечерний досуг перед телевизором или с компьютером (виртуальная коммуникация в ICQ или Skype, компьютерные игры) - в общей сумме время, проведённое наедине со средствами коммуникации может составлять не менее 8-12 часов в сутки, что не может не накладывать отпечаток на ценностную сферу и особенности поведения личности.

Феномен интернет-аддикции (зависимости) неоднократно описывался зарубежными (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт, 1998-1999) и отечественными (А.Е. Войскунский, Н.В. Чудова, О.Н. Арестова, Л.Н.Бабанин, 2000) исследователями, в числе симптомов данного зависимого поведения выделялись такие доминанты (А.Е. Войскунский, 2000), как:

·              Зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

·              "Информационная перегрузка", т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

·              Компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

·              Зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых";

·              Зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

Именно последний симптом в последнее время становится наиболее широко представленным в среде рядовых пользователей глобальной паутины, в связи с экспансией так называемых социальных сетей как российского (Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru), так и украинского (Connect.ua) авторства. Время, проводимое в поиске, общении, виртуальном флирте и просмотре фото- видеоматериалов о жизни, работе и досуге старых знакомых, бывших одноклассников и однокурсников местами превышает время (и траффик!) для выполнения профессиональных обязанностей, что приводит к блокированию администраторами корпоративных сетей доступа к данным ресурсам.

Надо сказать, что само общение в формате подобных ресурсов с трудом может претендовать на статус полноценной и эффективной коммуникации, это скорее - квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Так, например, индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе (имидже) ведущих или героев [1]. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром - также одна из причин популярности социальных сетей. Социально-психологическая категория критериев удовлетворённости общением:

. Потребность в стимуляции. Человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наиболее важна социальная стимуляция в подростковый период развития человека, когда он ориентируется на социально значимых и авторитетных для него сверстников и взрослых. Не стоит удивляться, если совершенно разные субъекты, не имеющие на первый взгляд ничего общего, успешно общаются друг с другом длительное время: они удовлетворяют потребность в стимуляции. Особенно важна и значима социальная стимуляция со стороны незнакомых людей, которые вдруг неожиданно проявляют интерес к вашей персональной веб-страничке, становясь ее случайными гостями или предлагая перейти к виртуальным "дружеским" отношениям, что само по себе существенно повышает самооценку пользователя (прим. авт.).

. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизменные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают. Людям становится скучно, неинтересно друг с другом, и они стремятся прервать общение - чем и объясняется "чистка" контакт-листов у пользователей социальных сетей с целью удаления неактивных пользователей с необновляемыми, статичными страничками (прим. авт.). В то же время общение может включать в себя весьма сомнительную замену реальных событий - обсуждение других людей на основе слухов и сплетен - а в социальных сетях есть возможность создавать собственные события, подкрепляя фактаж аудиовизуальным сопровождением (прим. авт.). Большинство людей, принимающих активное участие в распространении подобной информации, как правило, имеют мало интересных событий в собственной жизни (основная масса пользователей социальных сетей - офисные работники среднего звена, без особых перспектив карьерного роста и с невысокой зарплатой или же студенты (прим. авт.), что компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Однако общение, включающее в себя подобное содержание, на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.

. Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность актуализируется и индивид начинает ее осознавать. В такой ситуации у субъекта может развиться специфическое состояние социальной депривации - лишение чувства социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и т.д. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, поддерживает его самоидентификацию. Процесс самоидентификации требует опоры на других не в меньшей степени, чем опоры человека на самого себя. Обращение к социальным сетям приобретает характер компенсаторного процесса - известны случаи, когда человек, резко сменивший место жительства, работу или страну проживания в целях редукции напряжения и снижения ощущения тревожности, прибегал к многочасовому общению с бывшими соотечественниками, земляками или коллегами по работе в социальных ресурсах - так что нельзя отрицать и позитивные психотерапевтические аспекты функционирования социальных сетей (прим. авт.).

. Потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям. Именно их пользователи социальных ресурсов успешно актуализируют, размещая на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвящённые профессиональным успехам или личным достижениям (семья, дети, удачный отдых).

. Потребности в структурировании времени являются обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э. Берн выделял различные виды структурирования времени, которые он определял как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди... - Л., 1992). Нормальному человеку необходимы различные способы времяпрепровождения и их относительная динамика. К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами (так, например, в социальных сетях существуют напоминания о днях рождения и прочих важных событиях в жизни виртуальных "друзей" (прим. авт.). Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий (коммуникация в режиме обмена сообщениями через специальную форму, комментарии к странице пользователя, оценка фотографий и видеоматериалов или же переход к более непосредственным формам общения в режиме реального времени - телефон, ICQ, Skype (прим. авт.). Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие(обсуждение тем, связанных с отдыхом, хобби, сексом и др. (прим. авт.). Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением (именно для этого в некоторых социальных ресурсах есть опция создания виртуальных семей, индикация социального статуса пользователя, выбор степени приватности персональной станицы с ограничением доступа посторонних посетителей (прим. авт.) в отличие от игр (имеются в виду социальные игры - действия со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение.

Как мы видим, социальные сети, активно развивающиеся в последнее время на территории СНГ, не могут быть однозначно оценены как позитивное или негативное явление в силу ряда взаимоисключающих факторов:

·              Возможность создания собственного "микромира" в формате личной веб-страницы - и одновременно конец всякой приватности и широкий доступ к личной информации неограниченного числа пользователей;

·              Удовлетворение потребности в информации о жизни родных, близких, коллег и знакомых, увы, часто перерастающее в компульсивное (навязчивое) любопытство с непрекращающимся доступом к ресурсу с целью "быть в курсе" всех изменений в "жизни" виртуального партнёра по общению;

·              Выработка навыков эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств - и традиционная (в 90% случаев) фрустрация в ситуациях реального контакта с человеком "по ту сторону монитора".

·              Постепенный перевод реальных отношений (в силу их сложности и неоднозначности) в виртуальную сферу из-за отсутствия желания (и… времени) выстраивать "онлайновую" коммуникацию.

Вывод: Общение в социальных сетях на данный момент времени начинает жадно и беспощадно втягивать в свои сети, и все больше браков заключается именно в Интернете, на сайтах знакомств.

Глава II. Программа эмпирического исследования


Изучение проблемы особенностей конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях предполагает наличие исследования многих факторов, форм его проявления и показывающих их поведение. Проблеме изучения особенностей конфликтного поведения посвящено много информации, даже тогда она не теряет свою актуальность.

Цель эмпирического исследования является проверка гипотезы о том что, проанализировав типы поведения супругов в конфликтных ситуациях и их предпочтения общения в социальных сетях, сделать выводы о существовании прямой или обратной зависимости.

Гипотеза исследования - зависимость поведения супругов в конфликтных ситуациях и их предпочтение общения в социальных сетях.

Задачи эмпирического исследования:

1.      Изучить диагностику различных форм супружеских конфликтов.

2.      Изучить, как часто супруги посещают социальные сети.

База эмпирического исследования: г. Воронеж

Объектом являются супружеские пары с различным стажем брака.

Общий объем выборки 30 человек, от 20- 48 лет.

Методика: метод Проективный тест.

Процедура проведения:

1. Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую, возраст, профессию, общение в Интернете и социальных сетях, общение супруга с противоположным полом.

2. К. Томас "Тест (конфликтное поведение)".

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения, К. Томас описывает каждый из пяти (соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение. Которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

К данному тесту прикладывается ключ для интерпретации полученных результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Способы регулирования конфликтов:

1.      соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2.      приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

.        компромисс;

.        избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

.        сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации (Приложение 1). В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

·              Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

·              Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

·              Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

·              Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

·              Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Обработка и анализ результатов.


На основании проведенной анкеты можно сделать следующие выводы:

-24 - 7 пар

-34- 2 пары

-44- 4 пары

Старше 45- 2 пары

Из них общаются в социальных сетях оба партнера с противоположным полом:

-24 - 4 пары (05,06,13,15)

-34 - 2 пары (02,14)

-44 - 2 пары (01,09)

Старше 45- 0 пар

Супруги не знают, что их супруг(а) общается в социальных сетях с противоположным полом:

человек из 15 пар не знают, что супруг(а) общается в социальных сетях с противоположным полом

Обработка результатов по К. Томас "Тест (конфликтное поведение)".

В обработке мы выводим только самые высокие показатели шкал.

-24 - в этой возрастной колонке выбирают различные типы : Компромисс выбирают 6 человек(3 пары), Соперничество выбирают 4 человека(2 пары).

-34- в этой возрастной колонке выбирают различные типы: Компромисс выбирают 3 человека (1,5 пары), Соперничество выбирает 1 человек(0,5 пары)

-44- в этой возрастной колонке выбирают различные типы: Компромисс 4 человека (2 пары), Соперничество 3 человека(1,5 пары)

Старше 45- в этой возрастной колонке выбирают различные типы: Соперничество 1 человек(0,5 пары), Компромисс 1 человек(0,5 пары), Избежание 1 человек(0,5 пары), Приспособление 1 человек(0,5 пары).

Анализ результатов исследования

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Результаты исследования семейных пар всех возрастов фиксируют высокие показатели по конструктивным параметрам (сотрудничество, компромисс), при средних показателях в графах "соперничество" и "приспособление".

По показателям анкеты 8 пар из 15, разного возраста общаются в социальных сетях и с противоположном полом. Незнание супруга о том, что его супруг(а) общается с противоположным полом может спровоцировать конфликт.

Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях различных возрастов.

Заключение

В данной работе исследована актуальная тема: тема супружеских конфликтов. В теоретической части дано понятие конфликта, семьи, их виды, этапы и функции, а так же изучен механизм воздействия конфликтов на супружеские отношения.

Изучены и применены в теоретической части работы методика Томаса "Стили конфликтного поведения". Для исследования анкетировались по данной методике семьи, имеющие разные этапы супружества, имеющие детей и бездетные. Составлены сравнительные таблицы.

В процессе исследования поведения супружеских пар в семейных конфликтах выполнены следующие задачи:

·              Исследовать стили конфликтного поведения супругов;

·              Исследовать характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях;

·              Сравнить стиль поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях;

·              Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных возрастных этапах.

·              Супруги более молодого возраста более осведомлены о том, что супруг(а) общается с противоположным полом в социальных сетях.

Рассматривая выводы, сделанные данной работой приходим к мнению, что цель исследования достигнута. Актуальность данной темы состоит в важности изучать семейные конфликты, общение в социальных сетях обоих супругов, взаимоотношения из-за социальных сетей меняются т.к. они оказывают большое, чаще негативное, влияние на супругов.

Список литературы

1.       Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма "Класс", 2006. - 208 с.

2.      Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.

3.    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4.      Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

5.       Берн Ш. "Гендерная психология"; М. 2001

6.      Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.

.        Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.:Профиздат-1990.

.        Гаврилова Н.В. Нарушения функций семьи как объект социологического исследования// Социс. 2000.- №7.- 114 с.

.        Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998.

.        Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002.

.        Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.

.        Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов// Психологический журнал.- 2005.-№3.- 126-137 с.

.        Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 1999 - 688 с.

14.  Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.

15.    Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

16.     Райгородский Д.Я. Психология семьи. [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М". 2002-752 с.

.         Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с.

18.    Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ Пер. с англ. - Киев: Внешторгиздат, 1991

.        Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс",1996.

.        Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989

21.     Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. [Текст] / Уиллард Ф. Харли.. - М., 1992.

.         Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

23.    Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. Света, 1999. - 286 с.

.        Интернет - ресурсы.

Приложение 1

Инструкция: Вам необходимо отвечать на вопросы правдиво, быстро, незадумываясь и напротив варианта, который вам более симпатичен, зачеркнуть внутри квадрат.

.Как часто Вы посещаете социальные сети?

Несколько раз в деньÿ

раз в деньÿ

Несколько раз в неделюÿ

раз в неделюÿ

Несколько раз в месяцÿ

.Сколько времени в Интернете Вы проводите в день?

ÿ До 5 минут

От 5 до 30 минутÿ

От 30 минут до 1 часаÿ

От 1 часа до 2ÿ

От 2 до 3 часовÿ

Более 3 часовÿ

.Обращаете ли Вы внимание на рекламу, которая присутствует на сайтах?

Эта реклама раздражает меняÿ

Не обращаю внимания, я ее просто не замечаюÿ

Иногда встречаются интересные предложения, но я их пропускаю мимо

Да, даже нажимаю на рекламный баннер, чтобы найти подробную информациюÿ

.Какие группы или сообщества Вы всегда посещаете ?

Клуб любителей…ÿ

Группы, связанные с образованиемÿ

Группы развлекательных заведений (кафе, бары)ÿ

Магазиныÿ

Туроператорыÿ

Никакие - практически крайне редко захожу там в группы.ÿ

. Где вы предпочитаете общаться с друзьями?

В социальных сетях ÿ

В реальной жизни ÿ

. Вы общаетесь в социальных сетях с противоположным полом?

даÿ

иногдаÿ

нетÿ

. Сколько ваш(а) супруг(а) проводит времени в социальных сетях?

Несколько раз в деньÿ

раз в деньÿ

Несколько раз в неделюÿ

раз в неделюÿ

Несколько раз в месяцÿ

Не посещает ÿ

. Ваш(а) супруг(а) общается в социальных сетях с противоположным полом?

Да ÿ

Нет ÿ

Не знаю ÿ

. Как можно с вами быстро связаться?

по интернету. ÿ

по мобильникуÿ

по электронной почтеÿ

. В электронной переписке вам больше всего не нравится...

когда вам не отвечаютÿ

когда вам пишут с множеством ошибокÿ

когда копии какого-то сообщения рассылаются всем и каждомуÿ

В заключение еще несколько вопросов лично о Вас

. Пол

Мужскойÿ

Женскийÿ

. Возраст

До 18ÿ

-24ÿ

-34ÿ

-44ÿ

Старше 45ÿ

. Семейное положение

Женат/замужем, есть детиÿ

Женат/замужем, детей нетÿ

Не женат/не замужем, есть детиÿ

Не женат/не замужем, детей нетÿ

. Род занятий

Предпринимательÿ

Руководительÿ

Служащий, рабочийÿ

Неработающий/домохозяйкаÿ

Пенсионерÿ

Студентÿ

Большое спасибо за участие!

Приложение 2

К. Томас "Тест описания поведения".

Опросник

.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

.

А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю. Чтобы было сделано по-моему.

.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое. Чтобы избежать напряженности.

.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все. Чтобы избежать бесполезной напряженности.

.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении. Если он также идет мне навстречу.

.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со со временем решить его окончательно.

.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к обсуждению проблемы.

.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

.

А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

.

А. если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

.

А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.


Таблица 1. Ключ.

конфликтный поведение супруг социальный

Таблица 2. сводных данных особенностей конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях по методике "Тест описания поведения" К. Томаса

Похожие работы на - Особенности конфликтного поведения супругов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!