Государственный режим

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный режим

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет: Международно-правовой

Специальность/направление подготовки: Юриспруденция Специализация/профиль/программа: Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Кафедра: «Теория и история государства и права».


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Государственный режим»


Автор работы:

Гупалова Ксения Васильевна






Воронеж 2014г.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие государственного режима

§1.1 Понятие и особенности государственного режима

§1.2 Соотношение государственного и политического режима

Глава 2. Виды государственных режимов

§2.1 Тоталитарный государственный режим

§2.2 Авторитарный государственный режим

§2.3 Демократический государственный режим

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Исторически сложилось так, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний между двумя, на первый взгляд, противоположными точками зрения. Это, с одной стороны, представления XVII в. Томаса Гоббса о государстве как всемогущем Левиафане, гигантская сила которого подчиняет себе все стороны жизни общества, а с другой - представление XVIII и первой половины XIX вв., отводящее государству скромную роль «ночного сторожа» со строго ограниченными функциями.

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеале, конечно, интересы личности должны стоять на первом месте, а благо народа должно представлять высший закон для государства. Однако на практике обычно всё останавливалось на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - к интересам подданных, общества.

Проблема государственного режима не теряет своей актуальности. Форма государства стала одной из основных проблем теории государства и права и политологии. Это в первую очередь связано с тем, что проблемы политической жизни государства вызывают интерес как в научных дискуссиях, так и в среде обывателей. А также это связано с тем, что форма государства влияет на его содержание и функции. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства.

Вид политического режима влияет на формирование права в государстве в целом. Ведь при наличии определенного режима в государстве вся правовая система развивается в определенном направлении. Политический режим закреплен в Конституции любого государства, а также в иных нормативно- правовых актах.

Эвристический потенциал понятия режима (политического режима, порядка, строя) состоит в раскрытии и описании фактической организации власти, упрощенно говоря, в ответах на вопрос кто и как реально правит государством, кто и как реально властвует. Через понятие режима определяются реальные властные субъекты и система их взаимоотношений между собой и с нацией.

Целью нашей курсовой работы является определение понятия политический режим, рассмотрение видов и выявление особенностей каждого из них.

Задачи нашего исследования: 1) Дать определение понятия государственный режим

)Выявить особенности государственного режима

) Проанализировать соотношение понятий "политический" и "государственный" режим.

Объектом нашего исследования является форма государства.Предметом нашего исследования является государственный режим как элемент формы государства.

При написании нашей работы прежде всего использовались всеобщие методы - философские, мировоззренческие подходы, выражающие универсальные принципы мышления.Также применяются общенаучные методы такие как анализ, синтез, системный и функциональный методы. В нашем исследовании использовался один из специальных методов, применимых только к правовой сфере, сравнительно - правовой, так как сначала происходит сравнение понятий, затем выявление признаков и подведение итогов. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, проводить классификацию,толковать содержание

тоталитаризм демократия политический

Глава 1. Понятие государственного режима

§1.1 Понятие и особенности государственного режима

В современной юридической науке существует множество определений понятия " государственный режим". Разные ученые толкуют данный термин по -своему. Так, академик В.С. Нерсесянц считает, что данное понятие объясняет способы осуществления государственной власти. Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Однако такое определение не в полной мере отражает все признаки данной категории, потому что не только способы формирования и осуществления государственной власти характеризуют государственный режим, но и формы выражения государственной власти вовне. Хропанюк В.Н. тоже выразил свое отношение по поводу государственный режима, определяя его как совокупность способов и методов осуществления власти государством. Здесь наблюдается лишь содержательная сторона, ограниченность данного подхода прослеживается в том, что явление " государственный режим" динамичное, "живое". Таким образом, обобщив взгляды ученых юристов можно сделать вывод о том, что государственный режим - это совокупность методов и средств осуществления власти в государстве.

Таким образом, государственный режим - важнейшая составная часть более широкого понятия политический режим, включающего в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Можно выделить следующие особенности такого явления как государственный режим:

) Длительность процесса. Данный признак объясняется тем, что прекращение режима невозможно, ведь он существует вместе с государством, следовательно его прерывание или прекращение равносильно уничтожению государства.

) Проявление суверенной публичной власти. Единственным сувереном власти является государство, которое осуществляет ее от имени народа. При рассмотрении этой черты важную играют такие понятия как легитимность и легальность власти. Следует различать данные термины. Последнее означает поддержку власти законом,прежде всего конституцией. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Данное понятие чрезвычайно важно, так как поддержка власти со стороны населения облегчит жизнь, в первую очередь самого народа. Это объясняется тем, что, как показывает история, сопротивление народа и нежелание подчиняться существующему строю и стоящим у власти, порождало насилие и террор.

) Определенные формы проявления. Процесс осуществления государственной власти происходит в правовых формах (нормативные формы). Благодаря им очерчиваются определенные рамки функционирования власти.

) Властным субъектом, непосредственно осуществляющим функционирование государственного режима, является только государственный аппарат.

) Наличие способов и принципов успешной реализации властных отношений. Принципы режима, как правило, имеют свое начало из Конституции и иных нормативных правых актов государства.( например, принцип законности, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом)

) Наличие конкретных целей и задач.

Структуру государственного режима образует комплекс юридических средств правового регулирования общественных отношений, которые в совокупности своей образуют механизм правового регулирования. К таким юридическим средствам относятся нормы права, правоприменительные акты государственных органов, юридические факты правоотношения. Указанные три юридических средства составляют основу строения государственного режима существующего в системе: человек-право-государство. Нормы права, являясь главным и основным элементом структуры государственного режима, создают рамки осуществления государственной власти, создают среду взаимодействия государства и человека. Реализуясь, нормы права упорядочивают социальное пространство. Правоприменительные акты государственных органов заполняют пространство государственного общения с обществом, выражая государственную волю в действии.

Именно акты и решения государственных органов, имеющие общеобязательное значение на всей территории государства, являются основной формой установления государственного режима. Отдельное слово стоит сказать о таких особенных юридических средствах, как судебные постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также определения и постановления Конституционного суда РФ, которые изменяют, прекращают или устанавливают фундаментальные правоотношения в обществе. Тем самым они являются динамичным и гибким юридическим средством установления (изменения) государственного режима, обладающим высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правоприменительным актам.

Значение категории «политический режим» заключается, в том, что она позволяет ответить на вопрос, как, какими методами осуществляется политическая власть. Политический режим характеризует, главным образом, механизм политического властвования.

§1.2 Соотношение государственного и политического режима

В современной литературе существует два понятия "государственный" и "политический" режим. Вопрос об их соотношении является дискуссионным. Для уточнения данного вопроса необходимо объяснить содержание понятия режим. Оно имеет несколько значений. Например, в Древнем Риме режима трактуется как управление, во Франции буржуазной эпохи - порядок, метод осуществления власти, государственный строй. Современное значение этого термина достаточно широко, начиная от режима государственной границы и заканчивая государственным режимом. Понятие политический режим употребляется в широком и узком смысле. В узком оно отождествляется с понятием государственного режима, а в широком включает в себя государственный режим. Это объясняется тем, помимо государственного режима в политический режим следует включить систему характерных для конкретного типа государства политических отношений господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояние политической культуры. Таким образом, более правильно рассматривать политический режим как более широкое понятие, включающее в себя методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.

В науке существует два основных подхода к осмыслению политического режима, один из них связан с политико - правовым подходом и получил распространение в конституционном праве, другой - связан с социологическим подходом, нашедшем свое отражение в политической науке.

Политико-правовой подход (институциональный). В его рамках особое внимание уделяется формально - юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. В данном случае политический режим является частью категориального аппарата конституционного права. При изучении данного подхода прослеживается разница между политическим и государственным режимами. Институциональный подход имеет место во Франции.

Вторым подходом к осмыслению явления политический режим является социологический подход. Здесь речь идет о происхождении власти и о социальных основаниях ее функционирования, связь между обществом и государством, которые сложились на практике, но не всегда соответствуют тем, что закреплены в конституционных актах. Суть данного подхода состоит в том, что каждый режим основан на социальных связях и не может быть изменен путем изменения лишь правовых актов, в которых они закреплены, необходима трансформация самих социальных оснований.

Наличие разных подходов и разных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что такое явление как государственный режим не стоит на месте, постоянно развивает вместе с обществом с отношениями, непрерывно исследуется. Так, авторы учебников теории государства и права разошлись во мнениях и разделились на две группы: первая группа считает, что политический режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. При этом происходит слияние государственного и политического режимов. Вторая группа авторов (Морозова Л.А., Матузов Н.И, Малько А.В. придерживаются точки зрения, что политический режим охватывает деятельность не только государственных органов, но и негосударственных организаций. По их мнению ( Морозова Л.А., Матузов Н.И., Малько А.В.), политический режим - понятие более широкое, включающее в себя не только методы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных отношений, способы реализации властных полномочий негосударственных организаций. Всей логикой авторы говорят о том, что режим- понятие развивающее, позволяющее включать в себя новые элементы.

Исходя из многочисленных определений и подходов можно выделить следующие признаки политического режима:

) Основной составляющей является государство. Как говорилось выше без государства невозможно существование режима, именно государство определяет рамки осуществления политических отношений в обществе, осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека, карает за их нарушение.

) Субъекты политического режима как государственные, так и общественные организации. На обстановку в стране могут влиять не только государственные, но и общественные организации, такие как политические партии, общественные движения, профессиональные союзы.

) Наличие определенных политико-правовых форм. Реализация политических идей невозможна без закрепления в форме правовых предписаний.

) Наличие методов осуществления властвования.

Таким образом, в этой главе мы рассмотрели плюрализм мнений и подходов различных авторов в толкованию и осмыслению понятий государственный и политический режим. Рамки соотношения данных терминов и характерные признаки

Глава 2. Виды государственных режимов

§2.1 Тоталитарный государственный режим

Термин " тоталитаризм" произошел (от латинского слова totalis- весь, целый, полный) в политике означает" полный контроль". Тоталитаризм с точки зрения политологии <#"justify">В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая магистральная идея закладывается в тоталитарный режим, можно выделить следующие его типы:

. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР.

. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовое однородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия.

. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее непримиримом варианте. В современном мире к такого рода режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма - это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Вот что говорит о тоталитаризме в России в разные ипостаси Арсеньев Василий Иванович: "Время Ивана Грозного, правление Петра Великого, эпоха Иосифа Виссарионовича Сталина. Три сильных правителя, изменивших историю России навсегда, три тирана, прославившихся своей жестокостью и беспощадностью не только к врагам, но и к своему же народу. Иван Грозный с его верными псами - опричниками,грызший измену там, где ее не было, Петр Первый, рубивший стрельцам головы, которые те высоко задирали, Сталин, раскрутивший маховик репрессий, в которым были перемолоты миллионы людских судеб. Немало лет отделяет этих людей друг от друга, но, тем не менее, они связаны между собой.

§2.2 Авторитарный государственный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) по своим признакам является промежуточной ступенью между демократическим и тоталитарным режимами. С тоталитарным режимом его прежде всего роднит стремление жестко контролировать политическую сферу, а с демократическим - наличие автономных, не регулируемых государством сфер: экономики, культуры, личной жизни и сохранение элементов гражданского общества.

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы <#"justify">Типичным примером авторитарных режимов в настоящее время являются развивающиеся страны Африки и Латинской Америки. "Традиционным" авторитарным государством политологи считают франкистскую Испанию. У диктатора Франко не было четкой идеологической доктрины, средства массовой информации лишь частично контролировались государством, экономические отношения развивались достаточно свободно. И самое главное Франко был заинтересован в политической пассивности граждан и подчинении, ежели в активной реализации ими своих устремлений. Американский политолог Джин Киркпатрик выделяет еще одну черту, отличающий авторитарную систему правления от тоталитаризма : в первой наблюдаются некоторые изменения в социально- политической системе, в то время как при тоталитаризме они невозможны. В частности, во франкистской Испании пусть медленно, но происходила "либерализация " режима, в результате которой все-таки была разрешена деятельность политический партий и профсоюзных организаций.

§2.3 Демократический государственный режим

Как известно, демократия ( с греч. дзмпксбфЯб - «власть народа»). Это наиболее распространенное ее понимание. На протяжении веков данный термин анализировался в философско - теоретическом плане и сегодня в политике сложилось немало авторитетных теоретических представлений об этой форме организации власти. Однако, несмотря на все многообразие имеющихся трактовок, все они могут быть сведены к двум.

Например,сторонники "ценностного подхода" (это прежде всего Ж.Ж Руссо) рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов. Наиболее емко выразил суть демократии А. Линкольн, обозначив ее как "власть народа, власть для народа "

В Древней Греции государство отождествляли с обществом, отрицали понятие свободного индивида и признавали равенство по отношению к власти только за частью общества (гражданами). Таким образом, демократия рассматривалась в то время как форма правления неимущего большинства ради собственного блага. Но такая трактовка вызвала критику.

Основоположники же либерального учения (Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джефферсон ) положили в основу своей трактовки идею, о том, что индивид обладает изначальным правом на свободу и защищенность своих прав. Таким образом, они признавали равенство на участие во власти всех людей. А государство рассматривалось как нейтральный институт, основные полномочия которого определялось волей граждан и было направлено на защиту индивидуальных прав и свобод.

М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской теории рассматривал демократию как "средство" властвования, при этом понятие "народный суверенитет" теряет всякий смысл. Ученый полагал, что характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах (например, в древнегреческих городах-государствах). Любая же организация представительства интересов граждан в, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Имея такой независимый от бюрократии источник легитимной власти, люди и будут иметь возможность реализовывать свои интересы. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Главная черта демократии - признание народа источником власти. Другими словами, народ учреждает органы государственной власти, выбирает в них своих представителей и периодически осуществляет их смену через систему выборов. Английский мыслитель Дж. Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество как бы нанимает государство для руководства своими делами. Для этого, собственно, граждане и платят налоги. Если же власть не выполняет своих обязанностей, то граждане вправе изменить ее

При демократической системе правления действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам. Все основные принципы управления, права и свободы граждан закреплены в конституции.

Демократия как форма правления обладает рядом следующих признаков:

) Широкое и реальное участие граждан в управлении делами государства в форме прямой и представительной демократии. Здесь следует разъяснить два этих понятия.

Прямая (или непосредственная) демократия предполагает осуществление народом власти без посредников. Её проявлением являются всенародные выборы, референдум, митинги и демонстрации, всенародное обсуждение.

Представительная демократия предоставляет непосредственные функции осуществления государственной власти представителям народа (депутатам, выборным органам исполнительной и судебной власти). Каждая из форм демократии имеет свои отрицательные и положительные стороны. Так, прямая обеспечивает наиболее полную реализацию интересов народа и объективный контроль за органами государственной власти. Однако, в силу распространенного нежелания значительной части граждан участвовать в делах государства на практике прямая демократия оказывается малоэффективной или даже замедляет принятие властных решений. Представительная демократия в этом отношении более эффективна, так как обеспечивает своевременное принятие властных решений и повышает их профессионализм. Однако она не может и не должна существовать без института прямой демократии, поскольку это чревато вырождением в авторитаризм, усилением позиций бюрократии и усугублением коррупции.

) Выборность и сменяемость центральных органов власти и органов местного самоуправления.

) Реальная гарантированность прав и свобод личности

) Наличие Конституции, отвечающей интересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.

) Свобода экономической сферы жизни общества

) Многопартийность

) Идеологический плюрализм

) Свобода средств массовой информации

) Правовые законы

Одной из важнейших целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели не удавалось достичь там, где права человека <#"justify">Заключение

Данная курсовая работа посвящена изучению государственного режима. В первой главе рассматривалось понятие и признаки этого явления. В результате чего выяснилось, что режим напрямую связан с государством и не может без него существовать и функционировать. Было рассмотрено многообразие подходов и мнений авторов, но наиболее общим для всех является то, что государственный режим представляет собой совокупность методов осуществления власти государством. Были выявлены признаки государственного режима.

Во втором параграфе первой главы идет речь о соотношении государственного и политического режимов. Здесь также мнения разделились, но, на наш взгляд более близким к истине является то, что понятие политический режим - более широкое, включающее в себя понятие государственный режим, кроме того не только методы осуществления власти государственных силовых структур, но и негосударственных объединений, играющих немалую роль в формировании и функционировании политической системы.

Во второй главе говорится о видах государственных режимов : тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитарный представляет собой такой режим, при котором власть берет под контроль абсолютно все сферы деятельности человека. Эта форма правления предполагает наличие одной идеологии, одной правящей партии, террор и массовые репрессии и т.д. Личность полностью подчинена государству, в случае сопротивления подкреплена принуждением. Такой режим действует по принципу: " Запрещено все, кроме того, что приказано".

Авторитарный режим - промежуточная ступень между демократическим и тоталитарным режимами. С тоталитарным его роднит контроль власти за деятельностью человека в политической сфере, с демократическим- наличие прав и свобод человека, невмешательство в личную жизнь граждан.

Демократический режим в переводе с греческого означает "власть народа". Это самая распространенная трактовка данного режима. Единственным источником власти является народ, провозглашен и реализуется на практике принцип соблюдения прав и свобод гражданина, отсутствие репрессий со стороны государства, а напротив, активное сотрудничество с населением, реализация народом своих идей с помощью государственных органов. Принцип конституционализма предполагает наличие конституции с прописанными правами и свободами, конституция имеет высшую юридическую силу и обязательна для исполнения всеми, законность, свобода слова, средств массовой информации- все это характеризует демократию.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что государственный режим - явление, как и государство, развивающееся во все времена, которое будет продолжать изменяться, дополняться на протяжении веков.

Список использованных источников и литературы

1. Декларация независимости США - перевод О.А. Жидкова.- М.: Прогресс, Универс,1993.

. Конституция Российской Федерации - офиц. текст. - М.: Айрис-Пресс, 2013. - С. 64.

3. Василенко И.А. Учебник политологии.- М.: Юрайт, 2013. - С. 432.

. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М.Вебера. и веберовский ренессанс.- М.: КомКнига,2010. -С.368.

. Иванов В.К. К критике современной теории государств. - М.: Территория будущего,2008. - С.160.

. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. - М.: Айрис- Пресс, 2008. - С. 512

. Керимов Д.А. Современное государство: вопросы теории// Комаров С.А//. - М.: Норма, 2008. - С.144.

. Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - Спб.: Питер, 2003.- 576 с.

. Любашиц В.Я. Эволюция государства и права как политического института общества// Мордовцев Ю.И., Тимошенко Н.В., Шапсугов Д.Ю.// - Ростов н/д, 2004.

.Малахов В.П. История политических и правовых учений: хрестоматия. - М.: Юнити - Дана,2008.

. Малько А.В. Теория государства и права: учебник// Матузов Н.И.//- М. : Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. - С.528.

. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Российское юридическое образование, 2010.

. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов. - М.: Норма,2006.- С. 832.

. Салмин А.М. Современная демократия. - М.:Форум, 2009. - С.384.

. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Интерстиль, 2002. - С.382.

. Черданцев А.Ф. Теория государства и права : Учебник для вузов. - М.: Юрайт - М,2002. -432 с.

. Авторитаризм и власть. Социально - политический журнал.,1997. №3

. Государство и право. - М.:2010

.Журнал российского права. - М.:2013.

. Лавров Д.Б. Россия- 2013. Демократия или авторитаризм.,- М, 2013.

. Правоведение. Всероссийский теоретический журнал.- М.:2010.

. Татьяна Ворожейкина. Авторитарные режимы ХХ века и современная Россия: сходства и различия. М., 2009.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!