Государственные механизмы обеспечения продовольственной безопасности в КНР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    305,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные механизмы обеспечения продовольственной безопасности в КНР

Введение

Грандиозные перемены, под знаком которых завершилось второе тысячелетие, принесли с собой новые серьезные вызовы для всего человечества. Одним из таких вызовов является обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

Сохранение высоких темпов рождаемости в развивающихся странах в сочетании с увеличением средней продолжительности жизни стали предпосылками того, что население Земли выросло за прошедшие сто лет почти в четыре раза. Для большинства развивающихся стран само понятие развития стало синонимом промышленного роста. Перераспределение ресурсов в пользу промышленности и сферы услуг в странах третьего мира создает неблагоприятную ситуацию для сельского хозяйства. Между тем, основной прирост мирового населения приходится на наименее развитые страны.

Страна, где проживает четверть населения земного шара, оказывает все большее влияние на глобальную картину. Пример Китая интересен не только по причине колоссальных размеров населения, территории и экономики, но и в силу того, что проблемы ограниченных ресурсов развития, с которыми эта страна столкнулась уже в наше время, неизбежно встанут перед всем человечеством в будущем.

Актуальность исследования: В настоящее время проблемы продовольственной безопасности, продовольственного обеспечения и независимости приобретают все более важное значение наряду с задачами в области общеэкономической безопасности страны. Это связано с тем, что продовольственная безопасность как основное звено в рассматриваемой проблеме является одной из важнейших систем жизнеобеспечения.

В течение тысячелетий в Китае складывалась уникальная система производства продовольствия, отличительными чертами которой стали трудоинтенсивные методы ведения хозяйства, высокие урожаи на единицу площади и сильная регулирующая роль государства. Климатические условия, рельеф местности и демографическая ситуация стали определяющими факторами формирования специфических способов ведения сельского хозяйства. Дефицит земли в Китае имеет многовековую историю. Две трети территории страны занимают горы, непригодные для хозяйственного использования. Издревле китайцы селились в узких долинах рек и горных ущельях

Проблема продовольственной безопасности играет жизненно важную роль и в экономике КНР. Здесь определяющую роль играет сельское хозяйство, которое является основным источником продовольствия и сырья для легкой промышленности, занимает значительное место <#"793563.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Современная система государственного регулирования сельского хозяйства Китая

Источник: Устиян И. Эффективность экономической реформы Китая//Экономист, № 8, 2006. С. 74-86.

Современная система государственного регулирования сельского хозяйства Китая обеспечивает поддержку приоритетных подотраслей сельского хозяйства, рост доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельских территорий

За годы реформирования в Китае, несмотря на снижение доли сельскохозяйственной продукции в ВВП с 28 % в 1978 г. до 11 % в 2007 г., положение этой отрасли в качестве базовой в экономике страны и главного поставщика сырья для легкой промышленности сохранилось. Площадь пахотных земель в Китае насчитывает около 140 млн га, то есть примерно 25 % от общей площади сельхозугодий в стране и 7 % мировой пашни. Правительство в качестве приоритетных направлений развития сельского хозяйства рассматривает расширение площадей орошаемых земель, проведение мелиоративных и водохозяйственных мероприятий, контроль за состоянием и охрану пахотных земель, а также внедрение инновационных разработок в сельскохозяйственное производство.

Сельское хозяйство Китая специализируется, прежде всего, на производстве продукции растениеводства, особенно, зерна. Основными продовольственными культурами являются рис, пшеница и кукуруза. В последние 15 лет в Китае расширяются площади посевов кукурузы, что связано, прежде всего, с необходимостью обеспечивать кормами отрасль животноводства.

Китай является крупнейшим мировым производителем многих видов сельскохозяйственной продукции, занимает лидирующие позиции по производству зерна, мяса, фруктов, продукции водных промыслов и овощей (табл. 1).

Наиболее динамично развивающимися отраслями сельского хозяйства в период реформ в Китае стали животноводство (производство мяса выросло в 4 раза, молока - в 26 раза), производство масличного сырья (увеличилось почти в 6 раз) и продукции водных промыслов (выросло в 10 раз).

Таблица 1 - Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Китае, 1978-2008 гг.

Годы

1978

1985

1990

1995

2000

2008

в % от  мир. уров.

Зерновые культуры, млн т на душу населения, кг/чел.

304,8   316,6

379,1   358,1

446,2   390,3

416,1   343,5

405,2   319,7

528,5   398

23,1   117

Семена масличных культур, млн т  на душу населения, кг/чел.

5,2   5,4

15,8   14,9

16,1   14,1

22,5   18,6

28,6   22,6

29,5   22,2

7,3   37

Мясо, млн т  на душу населения, кг/чел.

18,5  19,2

19,3  18,2

31,0  27,1

45,8  37,8

61,3  48,4

72,7  54,7

25,8  130

Молоко, млн т  на душу населения, кг/чел.

1,4  1,5

2,9  2,7

4,8  4,2

7,4  6,1

9,2  7,3

36,5  27,5

5,3  27

Продукция водных промыслов, млн т  на душу населения, кг/чел.

4,7   4,9

7,1   6,7

12,4   10,8

25,2   20,8

42,8   33,8

49   36,9

34,9   177,4

Источник: China statistical yearbook 2009; Food Outlook. Global market analysis. June 2009.URL: #"793563.files/image002.gif">

Источник: Fapri 2009 U.S. and world agricultural outlook. URL :#"793563.files/image003.gif">

Источник: Fapri 2009 U.S. and world agricultural outlook. URL/http://lib.convdocs.org/docs/index-172709.html?page=2 (дата обращения 25.04.2014г)

В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в Китае действует система государственного квотирования. С 1 января 2007 г. тарифное квотирование осуществляется в отношении 7 видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и трех видов минеральных удобрений.

Так, на пшеницу ставка тарифного квотирования вне квоты для стран, находящихся в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), составляет 65 % от таможенной стоимости, для остальных стран - 180 %. В рамках квоты ставки составляют 1, 6, 9 и 10 % в зависимости от вида пшеницы в соответствии с кодом ТН ВЭД по классификации китайской таможни. На кукурузу ставка в рамках квоты находится также в пределах 1-10 %; вне квоты для стран, заключивших с Китаем двусторонние соглашения о таможенных преференциях, она составляет 20, 40 и 60 %, для остальных стран - 130 и 180 %. В зависимости от вида импортируемого риса в Китае применяют следующие ставки тарифного квотирования: вне квоты для стран РНБ - 10, 40 и 65 %, вне квоты на обычных условиях - 70, 130 и 180 %, в рамках квоты - 1 и 9 %.

Обязательства ВТО по отмене субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции Китай выполнил. Вместе с тем, в целях поощрения экспорта в отношении большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Кроме того, в Китае распространен такой инструмент стимулирования экспорта как возврат НДС экспортерам. Согласно китайскому законодательству, этими льготами пользуются как китайские, так и иностранные компании, имеющие право на экспорт. После завершения сделки по экспорту товаров такие предприятия имеют право подать документы в налоговые органы Китая (Управление местных налогов) на возврат НДС. В 2007 г. вышло новое постановление о ставках возврата НДС, согласно которому были сокращены или полностью отменены ставки возврата НДС на товары сырьевой группы и товары, для производства которых необходимо большое количество энергоресурсов. Тем самым, руководство Китая добилось сокращения экспорта сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу, рис и соевые бобы с целью снижения внутренних цен, когда значительная разница цен на зерновые культуры и продукцию на внутреннем и мировом рынке и постоянный рост цен на них вызвали быстрое увеличение объемов экспорта зерна из страны. Кроме того, отмена возврата НДС при экспорте зерна используется в качестве корректировки налоговых возвратов с ресурсоемкой продукции, и способствует уменьшению значительного положительного сальдо в торговом балансе. Данные меры также продиктованы стремлением обеспечить предложение и стабилизировать цены на внутреннем рынке.

По нашему мнению, государственное регулирование внешней торговли продукцией сельского хозяйства в Китае является эффективным, своевременно реагирующим на изменения конъюнктуры мирового рынка. Так, на создаваемые препятствия странами-импортерами китайской сельхозпродукции с помощью защитных мер, руководство Китая отреагировало усилением контроля ее качества. Рост антидемпинговых мер в отношении китайской продукции вызвал введение ряда защитных импортных мер со стороны Китая.   3. Опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая, его применение в российских условиях

Поэтому представляется целесообразным использовать опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая в отечественной практике.

Одним из ключевых моментов в обеспечении продовольственной безопасности является наличие сельскохозяйственных угодий и пахотных земель. Проблемы землепользования, как в России, так и в Китае в настоящее время являются весьма актуальными. По нашему мнению, в России следует более четко обозначить критерии, на основании которых можно изъять земли из сельхозоборота, а также по примеру Китая ввести контроль и более жесткие штрафные санкции за несанкционированное использование земель сельхозназначения.

Освобождение от уплаты национального сельхозналога с 2006 г. повысило мотивацию китайских сельхозпроизводителей. Несмотря на то, что о полной отмене сельхозналога в России говорить преждевременно, опыт Китая показывает, что налоговое регулирование в направлении снижения налогового бремени и дифференциации уровня налогообложения может реально повысить привлекательность сельского хозяйства для инвесторов и сельхозтоваропроизводителей.

В обеих странах основой обеспечения продовольственной безопасности считают устойчивость производства зерна. В России впервые за последние 15 лет в 2008 г. валовой сбор зерна составил более 100 млн тонн. Однако высокий урожай оборачивается нестабильностью на рынке и, когда покупателям зерна предлагаются заниженные цены, хозяйства предпочитают его не продавать. Для развития зернового подкомплекс государство установило минимальные закупочные цены на зерно и готово его закупать в государственный резерв. Тем не менее, введение таких мер, на наш взгляд, может быть дополнено выделением прямых субсидий зернопроизводителям, эффективность которых подтверждает опыт Китая.

В России и Китае, располагающих значительными земельными ресурсами, значительная часть населения проживает в сельской местности. В связи с чем, у стран существуют схожие проблемы в отношении развития сельских территорий, в частности, связанные с бедностью сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние годы рост занятости и доходов сельских жителей России, их уровень продолжается оставаться низким. В России устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения является одной из целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и реализуется в рамках выполнения с 2002 г. Федеральной целевой программы (ФЦП) «Социальное развитие села до 2012 г.», которая будет заменена на ФЦП «Устойчивое и комплексное развитие сельских территорий».

По нашему мнению, при разработке Минсельхозом совместно с Министерством регионального развития и Минэкономразвития стратегии устойчивого развития сельских территорий России можно использовать опыт создания поселково-волостных предприятий в Китае, являющихся важнейшим элементом формирования кооперативного сектора в аграрном комплексе, доказавшим свою эффективность с начала проведения экономических реформ в стране. В условиях мирового финансово-экономического кризиса данное направление весьма актуально для отечественной практики, так как позволит развивать подсобные производства и отрасли в сельской местности: агротуризм; народные промыслы; переработку дикорастущего сырья; производство стройматериалов и сельское строительство.

Интенсивное развитие сельского хозяйства в обеих странах неизбежно сказывается на состоянии природных ресурсов - снижается почвенное плодородие из-за водной и ветровой эрозии, загрязняются водные ресурсы и др. В отличие от Китая, где действует закон «О предотвращении загрязнения водных ресурсов», в России на федеральном уровне нет рычагов непосредственного регулирования состояния водных ресурсов, определяющих устойчивое развитие сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях. В связи с чем, предлагается рассмотреть возможность принятия аналогичного закона в России на федеральном уровне.

Заключение

За годы существования Китайской Народной Республики система государственного регулирования сельского хозяйства претерпевала существенные изменения благодаря развитию прямых и косвенных экономических методов, включающих инструменты финансово-бюджетной, финансово-кредитной, ценовой, налоговой и внешнеторговой политики.

Несмотря на наличие развитого экономического механизма в современной системе государственного регулирования сельского хозяйства Китая, отрасль по-прежнему развивается в соответствии с пятилетними и ежегодными планами социально-экономического развития, предлагаемыми Госсоветом (Центральным народным правительством) и утверждаемыми Всекитайским Собранием Народных Представителей - высшим органом государственной власти в стране, располагающим разветвленной сетью органов управления на местах, что позволяет руководящим органам страны своевременно реагировать и принимать меры в случае возникновения неблагоприятных для развития сельского хозяйства обстоятельств.

Анализ уровня поддержки мирового сельского хозяйства выявил разнонаправленные тенденции относительно ее доли в ВВП в основных странах-производителях сельскохозяйственной продукции - сокращение в экономически развитых странах и увеличение в Китае, свидетельствующее о возрастающих масштабах аграрного протекционизма в стране в результате выделения сельского хозяйства в качестве одной из приоритетных отраслей экономики.

В структуре общей поддержки сельского хозяйства Китая за десятилетний период увеличилась доля мер по поддержке внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию и платежи производителям и сократилась доля поддержки общих услуг. Однако по сравнению с экономически развитыми странами в Китае преобладают меры поддержки сельского хозяйства, не искажающие условия торговли.

За годы проведения экономических реформ Китаю удалось достигнуть высоких показателей производства основных видов сельскохозяйственной продукции на фоне изменяющейся структуры сельскохозяйственного производства в сторону наращивания продукции животноводства, овощеводства, плодоводства и, вместе с тем, поддержания приоритетного развития производства зерна.

Вступление в ВТО и интеграция Китая в мировую экономику логично стали стимулом к развитию социальной сферы села за счет расширения использования таких инструментов финансово-бюджетной политики, как различные субсидии и программы по регулированию рождаемости, здравоохранению, образованию и медицинскому обслуживанию.

Для внешнеторговой политики Китая, направленной на достижение продовольственной безопасности страны и расширение экспорта продукции, характерна способность оперативно действовать в условиях изменяющейся конъюнктуры мирового рынка, о чем свидетельствуют такие инструменты внешнеторговой политики как экстренно вводимые экспортные пошлины и отмена возврата налога на экспорт с целью его ограничения.

Наряду с рядом преимуществ, приобретенных в результате вступления Китая в ВТО - ростом производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, увеличением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, выявлены негативные последствия интеграции страны в мировую хозяйственную систему - рост импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров, обострение социальных проблем и экологической обстановки, связанной с деградацией почвенного покрова и истощением и загрязнением водных ресурсов.

При разработке мер по совершенствованию агропродовольственной политики РФ можно использовать опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая, в частности, в отношении регулирования вопросов землепользования; налогообложения в сельском хозяйстве; развития сельских территорий и решения экологических проблем.

Список использованных источников

Агентство Агрофакт: [сайт]. URL: http://www.agronews.ru (дата обращения: 23.04.2014).

Проект Федерального закона n 99013560-2 "О продовольственной безопасности Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в i чтении 16.06.1999) /Внесен депутатами Государственной Думы П.Т. Бурдуковым, В.И. Илюхиным

Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты) // М. «Экономика». 2002.114 с

Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М. 1999 г.163с.

Аронов Э.Л., Нино Т.П., Суркова Т.А., Вернер Е.А., Королько A.A. Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира. Аналитический обзор. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. 149с.

Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности России. - СПб.: Изд. СПб. Гос. Университета экономики и финансов, 2005. - с. 37.

Емельянов А. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления/ А. Емельянов // Экономист. 2003. - № 10. -с. 78-86.

Балабанов B.C. Продовольственная безопасность. Международные и внутренние аспекты/ B.C. Балабанов, E.H. Борисенко. М.: Экономика, 2002. - 544 с.

Волкова Л.А. Социально-экономические условия обеспечения продовольственной безопасности // Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. С. 86;

Коркунов И.Н. Цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности в КНР // Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2002. С. 9.

Бони Л.Д. Китайская деревня на пути к рынку (1978-2004 гг.). М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2005.334 С.

Хмылёв B.Л. Современные международные отношения: учебное пособие//М: 2004. 254 Сstatistical yearbook 2009; Food Outlook. Global market analysis. June 2009.  URL:http://lib.convdocs.org/docs/index-172709.html?page=2 (дата обращения 25.04.2014г)

Илларионов В.А./«Секреты китайского экономического «чуда»» Вопросы экономики - 1998 - №4 (с 14-26)

Учебник по экономике Китая. (Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. М.: Квадрига, 2010

Тажельдинов К. Г. Экономика Китая. Современные аспекты. - М., 2005 г.

Курбатов В.П., "Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология", М.,2006

Ли Теин, Теория и практика экономических реформ в КНР, М.2011

Наумов И.Н. Проблема формирования подъема жизни уровня населения КНР, М. 2010

Плугов А. Г. Опыт Китая в области обеспечения продовольственной безопасности и его возможное использование в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 5. С. 80-86. продовольственная безопасность экономика

Белоглазов Г.П. - Продовольственная безопасность Китая и её российский вектор // Россия и АТР, 2007. № 3. С. 75-83;

Продовольственная безопасность Китая: как видится сквозь эту призму Казахстан/интернет сайт/ http://www.stanradar.com/ (дата обращения 29.08.14г)

Похожие работы на - Государственные механизмы обеспечения продовольственной безопасности в КНР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!