Организация психологической службы в школе

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,66 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация психологической службы в школе

Введение

Практика является неотделимой частью учебного процесса. Учебно-ознакомительная практика позволяет студенту познакомиться с основами будущей профессии.

Цель практики: ознакомиться с деятельностью психологов разных учреждений, получение первоначальных профессиональных навыков и опыта, а также усвоение приобретенных теоретических знаний.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

) формирование представлений студента о своей будущей профессии;

) подготовка к овладению общих профессиональных и специальных дисциплин;

) овладение первыми практическими навыками в выбранной профессии и приобретение опыта работы по выбранной специальности.

1. Ознакомление с основами организации психологической службы образовательного учреждения

В настоящее время в системе школьного образования работает множество разного вида и масштабов образовательных учреждений, и никто не опровергает необходимость психологической службы в каждой школе.

Основной целью деятельности психолога в образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребенка, поэтому вся его деятельность обращена на предоставление психологической помощи детям, родителям и педагогам.

Целью предоставления психологической помощи является преодоление разного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку достаточно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, принадлежащими к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему присуще стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Впрочем, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно одолеть которых он не может.

Психология - наука о душе, о внутреннем мире человека, и особенно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно значительные для него проблемы.

Психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который обладает методами оценки психических явлений и умеет их приспосабливать.

Психологическая служба - система практического использования психологии для решения совокупных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в разных сферах и областях жизнедеятельности человека. Психологическая служба школы - специализированное подразделение в системе образования, главной задачей которого является обеспечение полноценного психического и личностного развития детей.

Психологическая служба образования рассматривается как необыкновенное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, педагогами, родителями. В центре этого взаимодействия находятся интересы формирующейся личности. Цель службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Основные задачи психологической службы образования:

необходимая психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;

консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

социально-психологическая помощь, участие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

формирование заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;

психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;

психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей.

Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. В своей деятельности служба должна следовать международным актам в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.

Деятельность службы производится во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, в близком контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Взаимодействие совершается на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.

Главными приоритетами деятельности психолога образовательного учреждения являются:

максимальная поддержка полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;

создание эмоционального и психологического комфорта в учреждении;

обеспечение оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей;

обучение педагогов полноценному и развивающему общению с детьми;

содействие повышению психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

В требованиях к личности психолога выделяются следующие основные характеристики:

. Психолог обладает высокими умственными способностями, проницательностью, рассудительностью, широтой интересов и объективностью взглядов.

. Психолог общителен, его отличает готовность к контактам и умение их поддерживать, он тактичен и дипломатичен в общении, умеет эмоционально притягивать к себе людей.

. Психолог умеет организовать группу, подчинить интересы личности групповым интересам, быстро решает практические вопросы, обладает умением предвидеть результаты и исход своих действий.

. Психолог обладает чувством долга и повышенным чувством ответственности за свои действия и слова, осознает границы своей профессиональной компетентности.

. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, способен сохранять самообладание в разных ситуациях, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

В работе с педагогами психолог должен опираться на психологию педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов разных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать своим действиям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в значительной степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональная компетентность и широкий кругозор.

Психологу следует иметь в виду особенности учебной и воспитательной деятельности, осмыслить психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями всегда содействует оптимизации контактов с детьми, их родителями.

2. Организация психологической службы в МБОУ ОО № 01

Учебно-ознакомительная практика проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Основная общеобразовательная школа № 01 (далее школа). В школе обучается 246 человек, из них начальное общее образование (1-4 кл.) - 109 чел., основное общее образование (5-9 кл.) - 137 чел. Коллектив учителей по количеству составляет 20 человек, из них высшее образование имеют 11 человек, педагогическое 9 человек.

Так как школа имеет небольшое количество учащихся и педагогов, обязанности психолога выполняет заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

Кабинет психологической службы также в школе отсутствует. При необходимости для мероприятий, проводимых в рамках психологической работы, используется кабинет заместителя директора по воспитательной работе. Помещение уютное, отремонтированное, оформлено цветами и неяркими тонами в отделке. В качестве оборудования и инструментария психологическая служба оснащена следующим: в кабинете имеется компьютер, стол и стулья для школьников по возрасту, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей. Информационные материалы о смежных специалистах (невропатолог, логопед и др.) и информация о специализированных детских учреждениях (центры, консультации и т.д.) расположена на оформленном стенде. Для организационно-планирующей работы психолог обеспечен соответствующими методическими материалами: нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература и периодические печатные издания, программы обработки и анализа психодиагностических данных.

Основные мероприятия, проводимые в рамках работы психологической службы школы № 01 заложены в план воспитательной работы на 2013 - 2014 учебный год по пункту аналитико-диагностическая деятельность, работа с семьей, работа с классными руководителями. В план включены такие мероприятия как психолого-педагогическая характеристика 1 класса, анкетирование «Социометрическое исследование коллектива», изучение уровня воспитанности в 4-х, 9-х классах, выявление уровня тревожности, организация коррекционной работы во 2 б и 6 б классах, работа с неблагополучными семьями, организация помощи социально незащищенным ученикам, выявление способов воздействия педагогов на учащихся, изучение интереса к жизни в школе, операция «Брошенные дети», занятость трудных учащихся в каникулярное время, анкетирование «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников», индивидуальная работа с родителями неуспевающих учеников, оценка работы классных руководителей, анкетирование родителей 4 класса (выпускного из начальной ступени школы), операция «Подросток» и отдыхаем всей семьей.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. Главные задачи работы с родителями следующие:

изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в становлении личности;

психологическая диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

широкое применение педагогических возможностей самих родителей;

организация скорой психолого-педагогической помощи семье;

придание работе с родителями живого, практического характера.

Преимущественно оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Но употребление тренинговых форм работы с родителями в современных условиях является нереальным: социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой недостаток запроса о психологической помощи. Поэтому главной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

Сложная категория, с которой работает психолог, это педагоги. Они различно воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему достигнуть доверия в педагогическом коллективе. Лучше всего начать с психодиагностики личности, ведь каждому человеку свойственно стремление к самопознанию. Для более точного диагноза психологу следует наблюдать педагога в общении с детьми и коллегами, в разной деятельности, анализировать учебно-воспитательный процесс. Изучив особенности того или иного педагога, следует дать советы: как, исходя из сильных сторон своего характера, оптимизировать педагогический труд.

Исследование педагогического коллектива включает в себя следующие параметры: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, самооценка и взаимооценка членов коллектива, стиль управления, отношения «руководитель - подчиненный», уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, уровень притязаний педагога, уровень эмпатии по отношению к детям, уровень личностной тревожности педагогов и др. Социально-психологические исследования педагогического коллектива - процедура, требующая жесткого соблюдения конкретных этических требований: точности в проведении исследования и истолковании экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследований, а их описание возможно только самим психологом. Данные по коллективу возникают в общей анонимной форме, для педагогов проводятся индивидуальные консультации. Без глубокого первоначального анализа данных и соответствующей подготовки психолог не должен сообщать о каких-либо результатах. Следует также довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, а выполняется в интересах людей с целью гармонизации их личности.

Педагоги очень остро чувствуют оценку их личностных особенностей, так как они уже привыкли сами оценивать других. Им очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено их собственными слабостями или недостатками. Некоторые педагоги имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога.

В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог мобилизован помочь руководителям в определении сильных и слабых сторон их личности, установлении благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе образцового стиля управления и деятельности, диагностике особенностей педколлектива, правильном подборе, расстановке и аттестации кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ педагогического процесса, определение его целей и задач, приоритетных направлений развития образовательного учреждения.

Заключение

Работа психологической службы образовательного учреждения включает в себя работу не только с детьми, но и с взрослыми, родителями, педагогами, администрацией учебного заведения.

Особое значение имеет профессиональная подготовка психолога. Психолог совмещает в себе ученого и практика: он должен быть компетентным исследователем, способствовать получению новых знаний о ребенке и уметь использовать эти знания на практике для решения детских проблем. Он должен иметь не только глубокие знания психологии и смежных дисциплин, но и грамотно разбираться в реальной жизни детей, воспитывающихся или обучающихся в учреждениях разного типа. Образовательные учреждения в зависимости от своего типа имеют свою специфику и в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога. Эти требования всегда связаны с уровнем подготовки и направленностью психолога, как профессионала, с его личностными особенностями, как человека, с его включенностью в современную общественную жизнь и культуру. Психологу необходимы большой запас знаний и владение различными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, незаурядность личности и разносторонняя культура мысли.

Похожие работы на - Организация психологической службы в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!