Социальная группа и групповая динамика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная группа и групповая динамика

Содержание

Введение

. Значение понятия «Социальная группа»

. Классификация социальных групп

.1 Первичные и вторичные группы

.2 Малые и большие социальные группы

.3 Внутренние и внешние группы

.4 Референтные группы

. Групповая динамика

Вывод

Список литературы

Введение

Социология - это наука о социальной реальности. В основе социологии - общество, без которого не только изучение, но даже существование социологии потеряло бы смысл. Но что такое общество? Общество, прежде всего, - это общность людей вообще, а также - форма организации деятельности людей, основанная на принципах рациональности. Обществом считается и исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми, формирующаяся в процессе их совместной деятельности. Общество принято разделять на социальные группы. Таким образом, получаются объединения, включающие в себя совокупность людей со своим статусом, выделенных по реальному или мнимому признаку. Эти объединения носят название социальных групп. Процесс выделения социальных групп неразрывно связан с социальной структурой (способом связи сети устойчивых связей между элементами социальной среды), или же с социальной стратификацией. Результатом этого становится, связанное с социальным неравенством, выделение трех страт: высшей, средней и низшей.

Какой же бывает социальная группа, чем она отличаются от сборища анонимных лиц, случайно оказавшихся в одном и том же месте, в одно и то же время? Чем будет являться взаимодействие членов социальных групп между собой? В данном реферате я постараюсь ответить на эти вопросы, ведь он посвящен столь важной теме, как «Социальная группа и групповая динамика».

1. Значение понятия «Социальная группа»

Для начала, следует выяснить, что принято считать социальной группой? Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. То есть при поддержании социальных отношений в течение длительного времени им приписывают свойства группы. В результате этого происходит следующее: отношения начинают рассматриваться как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо внутри, либо вне группы. Помимо этого группам приписывается объективное существование и они начинают восприниматься так, как если бы были реальными и осязаемыми. Также группа является носителем особой субкультуры или контркультуры - набором уникальных в своем роде норм и ценностей. И, наконец, у участников группы развивается чувство преданности группе, дающей ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства. Все это дает социологам основания утверждать, что группа - это нечто большее, чем собрание людей.

Социологи отличают социальную группу от агрегата - «просто набора анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время» [Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003]. Примером агрегата могут служить покупатели в торговом центре, случайные попутчики в трамвае. Индивиды выходят из агрегата и входят в него довольно легко и часто. А поскольку люди вступают друг с другом в скоротечные и временные отношения, модели социальной упорядоченности существуют недолго.

Группа отличается также и от категории - собрания людей с одним общим качеством, которое расценивается как социально значимое. Обычные категории - это собрания людей определенного возраста, расы, пола, рода занятий и уровня образования. Зачастую категории - не более чем статистические группировки. Однако информация о таких категориях может иметь важное значение. Например, если известна возрастная структура населения, можно прогнозировать спрос на различные социальные услуги.

Существуют также и квазигруппы. Квазигруппой называют бесструктурное, неорганизованное скопление людей, которое при определенных условиях (если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами) может превратиться в группу. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы [Фролов С. С. «Социология» Учебник для вузов - М.: НАУКА, 1994].

Разные исследователи выделяют различные характеристики групп. Н. Смелзер в своих научных работах выделил некоторые общие черты, присущие всем социальным группам. Прежде всего, он обращает внимание читателей на способ взаимодействия между членами социальных групп: "члены группы не должны общаться с не входящими в группу в той же манере, что и со "своими", а тем более это относится к представителям соперничающих групп". Также, по мнению Н. Смелзера, обшей чертой является то, что членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается и какими-либо внешними символами, например, у "металлистов" - огромным количеством металла на одежде в виде цепей. Эта символика может служить наряду с духовными факторами группового единства дополнительным признаком идентификации с точки зрения посторонних - "чужих". Следовательно, наряду с общими, характерными для всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп. [Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.].

Согласно представлениям Л.И. Уманского, группа в своем развитии проходит определенные уровни существования. Первый уровень - кооперации, где индивиды объединяют усилия для выполнения конкретной задачи (пассажиры помогают водителю вытолкнуть автобус из канавы). Большинство коопераций после выполнения задачи распадается. Для второго уровня существования групп - автономии характерны отрегулированность групповых процессов и наличие внутренней структуры, однако такая группа еще не готова к активной внешней деятельности (группа замкнута на своих проблемах). Наконец, для третьего уровня существования группы - коллектива характерны высокая сплоченность членов и экспансия вовне.

А.В. Петровский в отношениях между членами группы выделяет центральный слой - ядро группы, включающее в себя групповые цели; слой ценностно-ориентационного единства - слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется его вкладом в групповую деятельность и непосредственными эмоциональными отношениями, построенными на принципах симпатии-антипатии. Согласно взглядам Петровского, развитие группы связано с углублением отношений в рамках ядра, групповых целей - отношения между членами опосредуются совместной деятельностью.

Таким образом, если социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, то для получения объединением нескольких людей статуса социальной группы должны быть соблюдены два существенных условия, необходимых для того, чтобы группа считалась группой. Во-первых - обязательно должно присутствовать наличие взаимодействий между ее членами; во-вторых, важно наличие разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

2. Классификация социальных групп

Прежде чем перейти к классификации социальных групп, мне бы хотелось уделить особое внимание столь важному в социологии понятию, как социальные связи. Взаимосвязью называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями. Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи - это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Инструментальные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели.

2.1 Первичные и вторичные группы

В соответствии с критериями этих взаимодействий - то есть социальных связей - выделяют два типа групп: первичные и вторичные.

Первичные социальные группы составляют несколько (два или более) индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. В данном случае не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. В качестве примера можно привести взаимоотношения покупателя с продавцом в магазине.

Термины "первичная" и "вторичная" группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. В своем учебнике «Социология», С. С. Фролов приводит более наглядный пример: «группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть и шахматы, но, тем не менее, доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком» [С. С. ФРОЛОВ «Социология» Учебник для вузов - М.: "НАУКА" 1994]. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии.

Как описано в учебнике С. С. Фролова, вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

.2 Малые и большие социальные группы

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая групп, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Сущность малых групп, по мнения Г.М. Андреевой, проводившей научные исследования в области социологии и социальной психологии, «малая группа - группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы - большая группа.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р.Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

Различия в некоторых из этих характеристик заключаются в следующем:

Малые группы имеют:

1.не ориентированные на групповые цели действия;

2.групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;

.конформизм к групповым нормам.

.прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

.наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

.внутригрупповое распределение функций и социальных ролей;

.общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

.определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времена.

Большие группы имеют:

1.рациональные целеориентированные действия;

2.групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

.конформизм к политике, проводимой активной частью группы. [С. С. ФРОЛОВ «Социология» Учебник для вузов - М.: "НАУКА" 1994].

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

2.3 Внутренние и внешние группы

Социальные группы можно разделять и по принадлежности к ним индивидов, ведь мощное влияние на них оказывают не только группы, которым они непосредственно принадлежат, но и группы, в которые они не входят. В результате этого деления и возникают ингруппа и аутгруппа. Внутренняя группа (ингруппа) - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа (аутгруппа) - это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. То есть каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, то есть теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

«Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия» [Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003]. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

2.4 Референтные группы

Выделяются также и референтная группа - это та социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Она означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Таким образом, референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции, поскольку поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Так, стандарты своей референтной группы используются индивидами например для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мы оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой является данный индивид, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, продавец - консультант в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, став, к примеру, администратором зала, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Таким образом, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы являются положительными. В обществе используются также и негативные референтные группы - социальные единицы, сравнением с которыми люди стремятся подчеркнуть различия между собой и другими индивидами.

социальный квазигруппа референтный

3. Групповая динамика

Под групповой динамикой в социологии понимают совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимоотношений членов группы и представляющих собой развитие или движение группы во времени. Размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Группы, состоящие из двух человек - диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой. Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Однако этот фактор сказывается также на относительно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует шаткий баланс, потому что если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Вопреки ожиданиям, отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Добавление к группе третьего члена - образование триады - коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении самозванца или постороннего. Однако в некоторых обстоятельствах этот третий человек может взять на себя роль посредника или миротворца.

В групповой динамике можно выделить следующие структурные компоненты:

1. Задачи и нормы группы, которые определяются системой деятельности группы.

2. Структуру группы и лидерства, которая может быть формальной и неформальной и связана с ролями участников группы

3. Групповые роли - поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам

4. Сплоченность группы и групповое напряжение. Социометрический подход определяет сплоченность через число взаимных позитивных выборов членами друг друга. Групповое напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы.

5. Уровень конформности группы описывает степень давления группы на членов. Можно выделить следующие виды конформности: внутреннюю - основанную на внушаемости индивида, его убежденности в справедливости суждений группы; внешнюю - лишь формальное согласие с группой при сохранении собственного видения ситуации и негативизм - отвержение позиции группы при внутреннем согласии с ней.

6. Принятие групповых решений. Часто индивидуальное решение принимается с учетом мнения окружающих людей. Левин объяснял этот факт воздействием на человека норм той группы, в которой он находится или влиянием референтной группы. В результате сравнения индивидуальных решений человека с решениями, принимаемыми им в группе, Д. Стоунер обнаружил, что решения в группе более рискованны. Повышенный риск групповых решений можно объяснить следующими причинами:

через распыленность ответственности за групповое решение - никто конкретно ее не несет, и группа может принимать более безответственное решение;

через престижность риска в западной культуре - если в одиночку факторы престижа не действуют, то в публичной ситуации индивид демонстрирует свою рискованность исходя из представлений о престижности;

Еще одной особенностью группового мышления является тот факт, что члены группы испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений.

Таким образом, групповое мышление - это процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях.

В групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу. Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя - специалист-производственник - занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй - специалист-психолог - хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; второй - экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры пользуются различными стилями для оказания влияния на людей.

В социологии существует также и феномен социального манкирования, проявляющийся в том, что люди, работая группами, прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы.

Эффект социального манкирования позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен был определен как социальная дилемма - ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия.

Вывод

Подводя итог, мне бы хотелось еще раз акцентировать внимание на ключевых моментах в теме социальных групп и их динамики. Социальные группы традиционно подразделяются на первичные (такой является любая немногочисленная группа, в которой на основе личных особенностей людей сформировались тесные, эмоционально близкие личные отношения) и вторичные (это совокупность людей, взаимодействие которых обусловлено стремлением к достижению определенных целей, а эмоциональные отношения между ними почти отсутствуют). Также социальные группы можно классифицировать как большие и малые. Как уже описывалось в данной работе ранее, большая социальная группа - это многочисленная совокупность индивидов, между которыми личные контакты и взаимодействия являются необязательными. Они разделяются на два вида:

· случайно или стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие группы (толпа, публика, аудитория).

· сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе социальных отношений, а также устойчивые и долговременные в своем существовании группы (классы, слои, этнические, социально-демографические, профессиональные и т.д. группы).

Малые же социальные группы - это немногочисленная совокупность индивидов, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной жизнедеятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. По социальной направленности группы могут быть социально-полезными и социально-небезопасными. По степени открытости связи с другими группами - открытыми и закрытыми. По продолжительности существования -кратковременными и долговременными.

Различают также условные (номинальные, статистические) и реальные группы.

Условная группа - это группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут и не находиться в обязательном или непосредственном общении один с другим. Поэтому их еще называют статистическими или номинальными группами (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

Реальная группа - это группа, члены которой участвуют в объективном процессе обмена деятельностью и ее результатами. Она создается для достижения совместных целей, объединения усилий, необходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как совокупность людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной.

Список литературы

1) Владимиров А., Зеленов Л.А., Основы социологии: Учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Владос, 2000

) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003

) Денисова Ж.А., Казакова Н.Д., Малеева Р.Ф. «Социология» Учебное пособие для вузов. - М.: 2008

4) Кравченко А.И.: «Краткий социологический словарь» - М.: Проспект, 2010

) Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова O.A., Лукашова Г.С. «Социология»: Учебник для вузов; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6) Луман Н. «Общество как социальная система». Пер. с нем./ А. Антоновский. - М.: Логос, 2004

7) Майерс Д. «Cоциальная психология. Интенсивный курс». - СПб.:Прайм-Еврознак,2007

) Смелзер Н. «Социология». - М.: Феникс, 1994.

) Сорокин П. «Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет». - М.: Наука, 1994

) Фролов С. С. «Социология» Учебник для вузов - М.: НАУКА, 1994

11) Шебзухова Ф.А. Дьячук И.А. Коргова М.А «Социология для студентов вузов». - М.: Феникс, 2006

12) Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. - М. : ИФРАН, 2007

) Абель Т. Социология: Основы теории / Т. Абель; Пер. с польск. В.П. Макаренко. - 2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2006.

) Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина - М.: Высш. гик., 2006.

Похожие работы на - Социальная группа и групповая динамика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!