Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих














Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих

Введение

социальный адаптация государственный служащий

Реформирование системы государственного и муниципального управления в значительной степени зависит от решения проблем кадрового обеспечения этой системы. Это закономерно предполагает необходимость обращения к анализу ценностно-нормативной, социальной и институциональной сфер жизнедеятельности современного российского чиновничества. В центре внимания такого анализа - проблема включения государственных и муниципальных служащих в общественные преобразования, что связано не только с принятием и поддержкой ими общей направленности реформ, но и поиском своего места в новой структуре общества.

Большую роль в осуществлении процесса вхождения чиновников в систему новых социальных отношений играют институты государства и местного самоуправления. Их эффективное функционирование и влияние на результаты реформ во многом зависят от этого процесса.

Во-первых, на фоне кризисных явлений в жизни общества усиливаются дисфункции в деятельности государственных и муниципальных служащих, что оказывает отрицательное влияние на эффективность функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Активная социальная адаптация к происходящим общественным преобразованиям позволяет обеспечить процесс включения российского чиновничества в реформирование общества и самой государственной и муниципальной службы.

Во-вторых, без анализа механизма социальной адаптации государственных и муниципальных служащих невозможно моделировать основные направления их служебного и профессионального развития в период реформ.

В-третьих, без изучения вопросов социальной адаптации персонала государственной и муниципальной службы невозможно эффективное кадровое управление, решение вопросов повышения социально-профессиональной компетентности.

Таким образом, проблема социальной адаптации государственных и муниципальных служащих в условиях общественных преобразований в современной России представляется теоретически и практически значимой. Ее решение позволяет оптимизировать происходящие социальные процессы, способствует более глубокому изучению социальной структуры современного российского общества, формированию в органах государственной власти и местного самоуправления кадровой политики, адекватной социальным изменениям в России.

Тема социальной адаптации личности изучалась параллельно в культурной и социальной антропологии, культурологии, социологии, социальной психологии и психологии личности в связи с вопросами включения человека в новые и меняющиеся условия жизни, взаимодействия человека и окружающей среды, эволюции человека и общества, человеческой жизни в целом и т.д.

Теория социальной адаптации и социализации получила свое развитие в трудах классиков социологии: Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Сорокина, Э. Гидденса, П. Штомпки. В отечественной литературе эта тема начала глубоко разрабатываться с середины 70-х годов XX века такими исследователями, как Н.В. Илларионова, А.Н. Жмыриков, Л.И. Божович, И.Д. Калайков, И.К. Кряжева, A.A. Налчад-жан, И.А. Милославова, С.И. Степанова, П.Г. Белкин, В.Ю. Верещагин, Ю.В. Ган и др.

Особую актуальность тема социальной адаптации приобрела в конце ХХ - начале ХХI вв. в связи с происходящими в нашем обществе изменениями. Заметно выросло число исследований социальной адаптации различных общностей к новым условиям социальной жизнедеятельности, прежде всего к формирующимся рыночным, демократическим отношениям.

Цель исследования - рассмотреть понятие «социальная адаптация», рассмотреть деятельность государственных и муниципальных служащих как особую сферу деятельности, выявить особенности адаптации данной профессиональной группы в условиях общественных преобразований в современной России.

Объект исследования - социальная адаптация государственных и муниципальных служащих.

Предмет исследования - особенности социальной адаптации государственных и муниципальных служащих как особой профессиональной группы, занимающей одну из ключевых позиций в социальной структуре общества и современной системе государственного управления.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

. Рассмотреть понятия «социальная адаптация», «государственный служащий», «муниципальный служащий».

. Определить сферу деятельности государственных и муниципальных служащих как особой профессиональной группы.

. Выявить особенности социальной адаптации государственных и муниципальных служащих в условиях общественных преобразований и реформирования государственной службы.

1.Понятие социальной адаптации

Процесс социальной адаптации является частью процесса социализации и выступает в качестве одного из ее механизмов. Понятие социализации предельно широкое, оно включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности (на протяжении всей жизни).

Социализация - это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, "внедрение" индивида в общественные структуры посредством социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Понятие адаптации употребляется в значении приспосабливать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки.

Неоднозначный характер понимания сущности "социальной адаптации" в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей. Понятие адаптации многозначно и может рассматриваться как результат социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.

В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов, адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества.

Социальная адаптация в условиях общественных преобразований может принимать разные субъектные формы: индивидуально-личностные, микрогрупповые, макрогрупповые (классовые, национально-этнические, институциональные и т.п.) и мегагрупповые (международные, межгосударственные, межнациональные и др.). Поэтому можно выделить различные виды социальной адаптации в зависимости от социального субъекта: адаптацию личности, адаптацию таких социальных групп, как молодежь, безработные, военные, инвалиды и т.д., адаптацию социальных институтов - например, образования, семьи и т.д.

Преобразующая деятельность субъекта адаптации предполагает не просто пассивное приспособление к изменениям внешней и внутренней среды, а активное участие в данном процессе, приобретает форму самоадаптации. При этом преобразование социальным субъектом среды (как внешней, так и внутренней) возможно только в отношении тех элементов, на которые он может воздействовать. Например, человек может поменять место работы или жительства, получить новое образование, изменить свое отношение к происходящим событиям.

Социальная адаптация как процесс согласования самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды может иметь несколько форм:

полное растворение и подчинение личности окружающей среде;

принятие ценностей новой социальной среды в форме, не адекватной ей и не одобряемой другими людьми, адаптированными к этой среде;

внешнее одобрение ценностей социальной среды со стороны субъекта при его внутренней, скрываемой оппозиции, своего рода социальная "мимикрия";

инновационное принятие ценностей и преобразование внешней среды согласно этому.

.Государственные и муниципальные служащие как особая профессиональная группа

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В структуре государственной службы чётко различаются две группы отношений. Первая - это организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий. Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований.

Понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для нашего законодательства. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Становление и развитие местного самоуправления и муниципальной службы

как социального института привело к появлению новой социально-профессиональной группы муниципальных служащих. С принятием Федерального закона № 131-ФЗ от 16.08.2003 начался новый этап реформирования местного самоуправления, в связи с этим меняются и требования к муниципальным чиновникам. Муниципальные служащие как исполнители не просто управленческих функций, но муниципальных функций, занимают особое место в социальной структуре общества - место организаторов жизнедеятельности местного сообщества, а основным средством реализации ими своих задач и функций и является муниципальная служба.

Муниципальная служба - это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права, профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы: органы местного самоуправления могут осуществлять в соответствии с законом отдельные государственные полномочия.

Муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Профессия государственного (муниципального) служащего является особым родом трудовой общественно-необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями, приобретенными в результате образовательной подготовки, опыта работы в системе государственного (муниципального) управления. Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий нанят обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач, а потому в профессиональном плане он представляет собой социального управленца, то есть специалиста в области управления, в том числе и в государственной сфере.

В условиях общественных преобразований изменились функции государственной и муниципальной службы, ее правовой и социальный статус, содержание деятельности чиновников. Если номенклатура советского периода представляла собой "сословие управляющих государственной собственностью" с почти неограниченным объемом власти и привилегий, то сегодня чиновники становятся скорее менеджерами и координаторами социальных программ.

Государственная и муниципальная служба осуществляет социальное управление, объект которого отличается сложностью, комплексностью и динамизмом; а предметной областью являются общественные отношения, составляющие основу жизнедеятельности общества, его функционирования и развития. Кроме того, государственная и муниципальная служба вырабатывает определенные гарантии жизнедеятельности граждан, социальные стандарты и нормы, оказывающие определенное влияние на общество в целом, обеспечивает удовлетворение наиболее общих, основных потребностей граждан, качественный уровень жизни, то есть производит социальные услуги. Деятельность чиновников носит административный характер, выражающийся в подготовке и контроле за исполнением нормативных или распорядительных актов, использовании принуждения, властных функций. Чиновник олицетворяет власть, и в этом качестве он противостоит гражданскому обществу.

. Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих в контексте общественных преобразований в современной России

За последние два десятилетия российское общество пережило глубочайшую трансформацию, что обусловило колоссальный рост интереса социологов к изучению социальной адаптации. Социальная адаптация рассматривается исследователями как двусторонний процесс практического взаимодействия социального субъекта с социальной средой, в ходе которого меняется не только субъект, но и среда. Она предстает одновременно как процесс и как определенное состояние, свойство и результат освоения меняющихся условий жизнедеятельности. Адаптация представляет собой изменение, определенный порядок развития данного процесса, характеризующийся последовательной сменой его состояний во времени и направленный на гармонизацию отношений между адаптантом и социальной средой.

Социально-профессиональная группа государственных и муниципальных служащих находится в стадии своего становления и окончательно еще не сформировалась. Адаптационные процессы в ней протекают одновременно с процессом ее формирования и развития, и оказывают на последние значительное влияние. На формирование данной группы и одновременно на адаптационные процессы в ней оказывает влияние ее внутренняя неоднородность, которая обусловливает различия в уровне адаптационного потенциала чиновников.

Дифференциация в данной группе обусловлена уже самим разделением на государственную и муниципальную службы (согласно Конституции РФ 1993 г., местное самоуправление отделено от государства). Такое разделение приводит к соответствующей дифференциации статусных характеристик отдельных органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих (различные объемы властных полномочий, обязанностей, привилегий и т.д.).

Второе вытекающее из существа службы обстоятельство - различное географическое местоположение отдельных органов государственной власти и местного самоуправления (столица, крупные административные, промышленные и научные центры, "моногорода", небольшие населенные пункты). Это обусловливает различия в условиях и качестве жизни, объеме наличествующих ресурсов (заработная плата, жилищные условия и т.д.) и потенциальных возможностей.

Третье обстоятельство - это иерархическая организация государственной и муниципальной службы. Согласно законодательству о государственной и муниципальной службе, их должности подразделяются не только на категории, но и на группы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) в соответствии с объемом полномочий. Законодательство также вводит квалификационные разряды государственных и муниципальных служащих.

Существенной дифференцирующей характеристикой, влияющей на формирование целостной группы государственных и муниципальных служащих и обусловливающей различия адаптационных процессов в их среде, является наличие у них опыта работы в государственных органах бывшего СССР. Так, чиновники с большим стажем работы в органах власти (более десяти лет) являются носителями принципов и форм организации советской системы управления, оказываются не в состоянии перейти к новым формам организации работы, требующим самостоятельной позиции и соответствующих ей организационных технологий. Их социальная адаптация обусловлена не только социальными изменениями, но и трансформацией института публичной службы, изменением задач и функций службы, своих должностных обязанностей.

Сотрудники, пришедшие работать в органы местного самоуправления в последние годы, имеют новые знания, не обременены прошлым опытом, но у них недостаточно управленческих навыков, знания методов аппаратной работы. Вновь поступившим на государственную и муниципальную службу необходимо не только адаптироваться к новому месту работы, но и освоить, по сути, новую профессию, то есть овладеть теоретическими и практическими знаниями и умениями, приобрести профессиональное мышление и сознание. В большинстве случаев поступающие на службу чиновники уже имеют профессиональное образование и опыт работы в других сферах, поэтому перед ними стоит еще более сложная задача - не просто обучиться, а переобучиться.

Особый социально-правовой статус государственных и муниципальных служащих предоставляет им возможность использования специфических адаптационных ресурсов, которые связаны с их социально-профессиональной принадлежностью. Это закрепленные законодательно гарантии и различного рода льготы:

обязательное государственное страхование на случай причинения ущерба здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных полномочий;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения службы;

санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением медицинского учреждения;

пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Кроме этого, отдельные субъекты РФ устанавливают для своих служащих особые льготы, например, возможность получения кредита на покупку жилья и т.д.

Государственные и муниципальные служащие обладают специфическим ресурсом, который можно назвать "властным" или "бюрократическим", то есть возможностью "конвертировать" свое служебное положение в другие ресурсы, например, символические или материальные.

Среди адаптационных ресурсов чиновников особое место занимает их профессиональная культура. Основой профессиональной культуры является совокупность нормативных (обычно неформальных) принципов исполнения профессиональных действий и наличие механизмов профессиональной социализации. Профессиональная культура определяет характер взаимодействия государственных служащих с окружающим миром. Роль профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих как адаптационного ресурса в условиях общественных преобразований заключается в том, что соответствие ее ценностно-нормативной структуры ценностям внешней среды определяет непротиворечивость процесса адаптации чиновников.

Таким образом, государственные и муниципальные служащие в силу своего социально-правового статуса, профессиональной культуры, властного ресурса выступают особым субъектом и объектом адаптационных процессов. Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих, как особой социальной группы, обладает своей спецификой.

. Особенности социальной адаптации государственных и муниципальных служащих

Для государственных и муниципальных служащих законодательно устанавливаются ограничения в выборе стратегий и способов адаптации по сравнению с остальным населением - то, что является социально приемлемым для других социальных субъектов, для чиновников становится девиантным. По сути, чиновники вынуждены искать другие пути адаптации, чем остальное население, или нарушать нормы.

Законодательство устанавливает следующие ограничения для государственных и муниципальных служащих в выборе стратегии адаптации:

1. Ограничение двойной занятости: госслужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, выполняемой во внерабочее время, быть депутатом законодательных органов РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органов управления хозяйствующим субъектом21.

. Ограничения в использовании своего служебного положения: госслужащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе государственной власти или местного самоуправления, в котором он состоит на службе, или непосредственно подчиненном или подконтрольном этому органу, а также других организаций, предприятий, учреждений, независимо от их форм собственности.

. Чиновники не имеют права использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное либо муниципальное имущество и служебную информацию.

. Законодательство устанавливает запрет на неконвенциальное поведение служащих - отстаивание ими своих прав с помощью забастовки.

Вводя подобные ограничения, служба должна предложить другие социально приемлемые способы адаптации.

Государственным и муниципальным служащим гарантируется такой способ адаптации, как повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности.

Особое значение приобретает такой путь социальной адаптации государственных и муниципальных служащих в период общественных преобразований, как преобразование внешней среды. Для государственных и муниципальных служащих как социального субъекта подобная деятельность предстает и как инновационная, и как реформаторская. Государственные и муниципальные служащие не просто принимают решения, они определяют наличие проблемной ситуации, выстраивают "повестку дня".

Чиновники не только адаптируются сами, но и осуществляют деятельность особого рода - по адаптации других социальных субъектов. Адаптационная деятельность государственных и муниципальных служащих связана с существом их профессиональной деятельности - реализацией функций государства. Существуют особые государственные и муниципальные организации и подразделения, в функции которых входит адаптационная по отношению к массе населения, отдельным социальным группам и индивидам деятельность. Например, службы социальной защиты населения, центры занятости, различного рода социальные работники и т.д.

Однако чиновники и сами нуждаются в помощи адаптаторов. На индивидуальном уровне на чиновника оказывают воздействие прежде всего такие адаптаторы, как семья, референтная группа, трудовой коллектив. На групповом уровне в качестве адаптаторов для государственных и муниципальных служащих выступают специализированные субъекты, которые определяют нормативно-правовое положение служащих, регламентируют различные аспекты их деятельности. К ним относятся Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, предусмотренный Федеральным законом "Об основах государственной службы в РФ", органы по вопросам государственной и муниципальной службы субъектов РФ, кадровые службы органов государственной власти и местного самоуправления.

Адаптаторами для данной социально-профессиональной группы могут являться также институты гражданского общества, в том числе средства массовой информации, общественные объединения, способные оказать влияние на формирование ценностной структуры этой группы, минимизировать противоречия между чиновничеством как представителями власти и населением.

В период общественных преобразований чиновники должны адаптироваться не только к сложившейся ситуации (переходной системе), но и к тому, что должно быть, к новой общественной системе. Без этого невозможно построение желаемого будущего, активное влияние на этот процесс. Если чиновник адаптирован к нестабильной, кризисной ситуации, у него не возникает потребности в дальнейшей адаптации - то есть преобразующей деятельности, в поиске новых стратегий адаптации, новых способов, создании новых практик, преобразующих социальную структуру. Актуальность приобретает преадаптация чиновников - адаптация к тому, чего еще нет, но предполагается. Для чиновников - это адаптация к демократии и рынку. Управление социальной адаптацией государственных и муниципальных служащих должно идти по пути формирования у них преадаптивных форм, на это должна быть направлена деятельность адаптаторов.

Государственные и муниципальные служащие осуществляют и самоадаптацию - то есть они способны быть адаптаторами для самих себя, преобразовывать свою внутреннюю среду, особенно если говорить об ее групповой или институциональной форме.

Таким образом, социальная адаптация государственных и муниципальных служащих предстает как сложное духовно-практическое образование, постоянный целесообразный управляемый процесс и результат активного взаимодействия элементов их внутренней структуры с внешней и внутренней средой органов государственной власти и местного самоуправления с целью преодоления противоречий между ними и повышения эффективности их взаимоотношений.

Заключение

Трансформационные процессы в современном российском обществе затронули его ценностно-нормативную, социальную и институциональную сферы. В этих условиях остро встает проблема включения как отдельных индивидов, так и различных социальных групп в общественные преобразования. Изучение адаптационных процессов в условиях общественных преобразований приобретает значительную актуальность. Большое значение в осуществлении процесса вхождения в систему новых социальных отношений имеют те институты, которые наделены властными полномочиями - государство и местное самоуправление. Их эффективное функционирование и влияние на результаты реформ во многом зависят от включения в эти процессы самих государственных и муниципальных чиновников.

Повышение роли адаптационных процессов в государственной службе объясняется тем, что государственная служба представляет институт, который не только подвергается кардинальным изменениям, но и сам, в свою очередь, влияет на изменения внешней среды. В процессе реформирования государственной службы важное значение приобретает адаптационный процесс. При этом на передний план выходят два его уровня: адаптация института государственной службы к новым социально-экономическим условиям, а также формирующимся институтам государства и гражданского общества. Параллельно протекает процесс социально-профессиональной адаптации государственных служащих к изменениям в их профессиональной деятельности в период модернизации государственной службы.

Особенности социальной адаптации государственных и муниципальных служащих как социально-профессиональной группы, заключаются, прежде всего, в законодательно закрепленных формах адаптационной деятельности чиновников, в сравнении с другими группами населения, и наличии у них специфических адаптационных ресурсов. Среди адаптационных ресурсов этой группы на процесс адаптации наибольшее влияние оказывают должность и стаж работы чиновника в органах власти, уровень власти и месторасположение органов государственной власти и местного самоуправления. Среди важных ресурсов государственных и муниципальных служащих в условиях общественных преобразований выделяется уровень профессионализма данной группы, что подтверждают высокие самооценки чиновников своих профессиональных знаний и навыков, эффективности профессиональной деятельности.

Государственные и муниципальные служащие в ходе социальной адаптации осуществляют деятельность по преобразованию внешней среды, приобретающую в условиях общественных преобразований характер «трансформационной активности» в отношении российского общества. При этом они не только адаптируются сами, но и по роду своей профессиональной деятельности становятся носителями адаптационного воздействия на различные слои населения. Это позволяет рассматривать чиновников как субъектов процесса социальной адаптации. Одновременно государственные и муниципальные служащие являются и объектом адаптации. Они испытывают на себе адаптирующее воздействие как специальных служб (по управлению кадрами), так и различных социальных институтов.

Среди негативных форм адаптации чиновников можно отметить коррупцию, нарушение правовых норм.

В условиях общественных преобразований, переживаемых современным российским обществом, особое значение приобретает приведение процесса адаптации государственных и муниципальных служащих в управляемую форму. Управляющее воздействие должно быть направлено, в первую очередь, не только на повышение уровня адаптированности чиновников, но и на углубление самого процесса социальной адаптации, то есть создание потребности у государственных и муниципальных служащих на усвоение тех ценностей, которые положены в основу построения современной институциональной системы органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего, рыночно-демократических ценностей. Процесс социальной адаптации чиновников должен сопровождаться процессом их вторичной социализации, в ходе которого должна произойти их профессиональная самоидентификация, определение своего места в структуре общества.

Список использованных источников и литературы

1.Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. 2005. №8. С. 3-15.

2.Дмитриева Н.Е. Социально-профессиональная адаптация государственных служащих к изменениям в институте государственной службы: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: Москва, 2003. 168 c. РГБ ОД, 61:04-22/30-5 [Электронный ресурс]. URL: <http://www.disserr.com> (дата обращения 12.03.2012)

.Дудченко Н.Д., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 110-119.

.Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социс. 1996. №6. С. 104.

.Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социс. 2011. №6. С. 24-36.

6.Костина С.Н. Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих в условиях общественных преобразований в современной России: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Екатеринбург, 2003. 170 c.: 61 03-22/444-8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.disszakaz.com (дата обращения 22.02.2012).

.Мамонтова В.Ф. Формирование профессионального потенциала муниципальных служащих в современной России: ... канд. социол. наук: 22.00.04 Тюмень, 2005. 167 с.: РГБ ОД, 61:05-22/463 [Электронный ресурс]. URL: <http://www.dissercat.com> (дата обращения 23.02.2012).

.Оболонский А.В. Государственная служба в России и в мире: тенденции последних десятилетий // ЧиновникЪ. 2005. № 3. [Электронный ресурс]. URL: <http://chinovnik.uapa.ru> (дата обращения 03.03.2012)

.Попов В.Г., Костина С.Н., Чертенко А.Л. Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих // ЧиновникЪ. 2004. №6. [Электронный ресурс]. URL: <http://chinovnik.uapa.ru> (дата обращения 29.01.2012)

.Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. №3. С. 147-151.

11.Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 384 с.: илл.

12.Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: <http://www.rg.ru> (дата обращения 26.02.2012)

.Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: <http://www.consultant.ru> (дата обращения 27.02.2012)

.Хуткая С. Социальная адаптированность личности: концептуализация понятия.

.Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 81-88.

Похожие работы на - Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!