Категория действие - единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в более широкие структуры деятельности.
Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.
Психологические категории делят на 2 группы:
Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)
Метапсихологические (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, "Я")
Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.
Психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь ввиду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний). Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации). Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". Она внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Идеи И.М. Сеченова непосредственно повлияли на работу таких известных отечественных ученых, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.
Культурно-историческая парадигма в психологии. Парадигма - это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различных направлений исследования и поиске новой парадигмы. В настоящее время в связи с большим количеством экономических и культурных преобразований огромное значение приобретает глубокое познание закономерностей психологии. Знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает особую значимость в тех сферах деятельности, где ведущее место занимает процесс межличностного общения. Это область психологической практики, сфера педагогического труда. Воздействие является результатом осуществления целей общения. В психологической науке проблема воздействия занимает центральное место, так как в ней рассматриваются вопросы, которые взаимосвязаны с управлением психическими явлениями.
С психологическими явлениями мы сталкиваемся постоянно. Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса. Это положение связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром.
Эффектом психологического взаимодействия является изменение субъективных характеристик, таких как потребности, отношения, способности, деятельность и поведение в результате взаимодействия людей.
Каждый из нас в определенной степени может различать особенности характера людей, судить об их возможностях и способностях. Психологическое познание - это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.
Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных проявлениях является не только объектом, но и средством психологического исследования. Так как материальные основы психики людей не сводятся к ее органическим основам, то образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознанием. Только внимательно изучив подлинное содержание и значение различных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно найти правильное их психологическое толкование.
.1.1 Какие из следующих утверждений, на ваш взгляд, неверны и почему?
. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.
Я считаю, что данное утверждение не верно. Многие направления, в том числе этология и особенно социобиология, а также гештальтизм придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализовать свои возможности в максимальной степени. Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наследуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежащие к школе Пиаже. По их мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может развиваться лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий индивидуума с различными предметами, главным образом в первые 12 лет жизни. Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социальной.
.1.2 Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные. Предложите свое определение психологии
. Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
. Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
. Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
. Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного "Я" (т.е. сознание индивида).
Мне кажется, что более полными являются суждения 2 и 3, другие же суждения неполно отражают сущность психологии. Моё мнение, что психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
.2 Эволюционное введение в психологию
.2.1 Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор
. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
Ответ: ВЕРНО. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде. Развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов - органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
Ответ: не верно. У растений отсутствует даже простейшая нервная система. У растений наблюдаются таксисы и тропизмы. Таксисы (от греч. taxis - расположение) - это двигательные реакции свободно передвигающихся микроорганизмов и простейших растений, а также некоторых клеток многоклеточных организмов (зооспор, сперматозоидов, лейкоцитов). Происходят под влиянием одностороннего раздражения,
вызванного действием света (фототаксис), температуры (термотаксис), влаги (гидротаксис), тока жидкости (реотаксис), электрического тока (гальванотаксис), повреждения (травмотаксис), химических (хемотаксис), механических (баротаксис) и др. раздражителей. Тропизмы (от греч. trоpos - поворот, направление) - движения органов растений в ответ на одностороннее действие света, силы тяжести и др. факторов внешней среды в результате более быстрого роста клеток на одной стороне побега, корня или листа. В основе тропизмов лежит явление раздражимости.
. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
Ответ: верно. Приспособление к более сложной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов - органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика - способность отражения отдельных свойств среды. В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
Ответ: верно отчасти. Разделение труда присуще "социальным" животным, а последовательная смена функций встречается не у многих из них.
. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.
Ответ: верно. Это совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих актов к биологически адекватным условиям среды (к "пусковой ситуации"). Благодаря врожденному пусковому механизму создается возможность без индивидуального опыта в биологически значимых ситуациях реагировать так, чтобы это способствовало сохранению особи и вида.
. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
Ответ: не верно. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.
. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.
Ответ: верно. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признаками.
.2.2 Выберите правильные ответы из предложенных вариантов
. Таксис - это реакция организма, которая… (д) все ответы неверны.
. Рефлексы… (г) могут быть произвольно заторможены.
. Инстинктивное поведение… (г) все ответы верны.
. Импринтинг… (в) никогда не угасает.
. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку - это… (г) сознание.
. Высшие психические функции характеризуются… (а) осознанностью.
.2.3 Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть
. Сознание есть отражение действительности - истинное или превратное. Верно
. При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить - в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие "души". Верно отчасти
. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию. Верно
. Сознание - это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания. Верно
. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения. Верно
. Мое отношение к моей среде есть мое сознание. Верно
. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс. Верно
. Идеальное- это коллективное сознание. Верно отчасти
. Бессознательное немыслимо без осознаваемого. Верно
. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности. Верно
.2.4 Какая деятельность - сознательная или бессознательная проявляется в приведённых ниже примерах?
. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, лезут на него, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие его убить. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья. Бессознательная деятельность.
. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено "украсть" бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизёра. Между тем другие приказы - умыться, взять книгу и т. п. - испытуемый выполнял. Бессознательная деятельность.
. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения. Бессознательная деятельность.
. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей. Сознательная деятельность
. Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства. Сознательная деятельность.
1.3 Методология и методы психологии
.3.1 Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
. Интроспекция является основным методом психологии.
Ответ: Верно. Этот метод был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства. Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, "закрытость" тех же процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может перейти эту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния моего сознания так, как я их переживаю. И я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества.
. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке.
Ответ: Верно. Практически все наши представления о сознании и психических процессах пока тоже строятся на основе ощущений и чувств. По этой причине для изучения сознания нельзя использовать точные науки, потому что сознание по своей природе качественно, а не количественно.
. Становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования.
Ответ: Верно отчасти. Различие между современной психологией и ее корнями в тех методах, с помощью которых ее изучают. Используемый подход и методы исследования отличают современную психологию от более старой дисциплины, философии, знаменуя собой становление психологии как отдельной, прежде всего, научной области знания. Психология относится к гуманитарным наукам. Это молодая наука, и в ней используются, помимо научных, различные донаучные методы. Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реального мира. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений.
.Методологические принципы - это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования.
Ответ: Не верно. Методики - это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования.
. Специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдателя (избирательность восприятия, установка, проекция "Я" на наблюдаемое поведение).
Ответ: Верно. Феномен проекции собственного "Я" на наблюдаемое поведение. Интерпретируя поведение другого человека, наблюдатель переносит на него собственную точку зрения. Индивидуальные характеристики наблюдателя (преимущественная модальность восприятия - зрительная, слуховая и др., способность к концентрации и распределению внимания, объем памяти, когнитивный стиль, темперамент, эмоциональная устойчивость и т. п.) также оказывают значительное влияние на результат наблюдения. Хорошему наблюдателю необходима специальная тренировка наблюдательности, которая позволяет несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.
1.3.2 Допишите продолжение следующих утверждений
. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
. Принцип единства сознания и деятельности означает, что деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).
3. Констатирующий эксперимент выявляет наличие какого-либо непреложного факта или явления.
Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента.
4. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с тем, чтобы формировать у него такие свойства, которых раньше не было или развить те, которые уже существовали. Цель формирующего эксперимента может быть: обучение каким - либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.
. Интерпретация данных эксперимента и формулирование выводов зависят от количественной и качественной обработки (анализа) данных исследования.
Список используемой литературы
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2007, 7-е издание.
. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1994.
. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.