Рыночная система и социальная защита

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рыночная система и социальная защита

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Рыночная система и социальная защита: взаимосвязь и противоречия

.1      Основные понятия рыночной системы и социальной защиты и их определения

1.2    Взаимосвязь рыночной системы и социальной защиты населения

1.3    Противоречия рыночной системы и социальной защиты населения

2. Сущность социальной защиты

.1 Государственная политика доходов. Уровень жизни населения

2.2 Величина прожиточного минимума. Проблема бедности в РФ. Социальная защита населения в Швеции

2.3 Необходимость социальной защиты в условиях рынка и перспективы развития

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В наше время социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства. Но так было не всегда, и это началось с развития экономики, а главным образом, рыночных отношений, когда люди постепенно начали понимать, что их благосостояние зависит от благосостояния гораздо большего количества людей, чем они сами. А производители начали замечать, что при жесткой конкуренции и насыщенности рынка им выгодно, чтобы у их потребителей был стабильный и высокий доход. Так в обществе стали возникать такие понятия, как социальное равенство, свобода личности и другие. Но в силу многих обстоятельств, таких как социальные и биологические различия индивидов, противоречия в рыночных системах, стало понятно, что социальное равенство само по себе невозможно, и требует проведения определенных действий со стороны государства, которые помогут добиться улучшения уровня жизни населения, расширения среднего класса, т.е. государство проводит социальную защиту населения.

Для Российской Федерации взаимосвязь и противоречия рыночной системы и социальной защиты населения как никогда актуальны. Особенно, учитывая то, что переход от командной к рыночной экономике произошел не так давно. Процесс изменения модели, которая существовала в эпоху СССР, - непростой, и требует решения различных вопросов, связанных с ролью государства в новой социальной политике, его функциями и взаимодействием с общественными институтами.

И, конечно же, вопросы, которые связаны с социальной защитой населения, актуальны в силу того, что связаны с большими группами людей, которые в ней нуждаются (пенсионеры, инвалиды, молодые, неполные, многодетные семьи и др.).

Цель моей работы: рассмотреть взаимосвязь и противоречия между рыночной системой и социальной защитой населения.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

Ø  Ознакомиться с основными понятиями социальной защиты

Ø  Изучить уровень жизни населения

Ø  Рассмотреть взаимосвязь рыночной системы и социальной защиты

Ø  Рассмотреть противоречия рыночной системы и социальной защиты

Ø  Изучить количество отчислений из госбюджета на социальную защиту

Ø  Проанализировать проблемы ее реализации

Моя работа состоит из четырех основных частей: введения, двух глав и заключения. Также в конце приведен библиографический список. В первой главе я рассмотрю взаимосвязь и противоречия рыночной системы и социальной защиты. Во второй - рассмотрю уровень жизни населения, и количество отчислений из госбюджета на социальную защиту. И в заключении я подведу итоги к проделанной работе.

При исследовании темы, я опиралась не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу, статистические показания.

рыночный население прожиточный бедность

1. Рыночная система и социальная защита: взаимосвязь и противоречия

1.1    Основные понятия рыночной системы и социальной защиты и их определения

Социальная политика - деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, направленная на удовлетворение потребностей населения, на обеспечение достойных условий жизни и труда. Т.е. она включает в себя курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Одним из видов социальной политики является социальная защита.

Социальная защита - это меры государства по обеспечению общества материальными и специальными благами. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путём проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Социальная защита означает воспроизводство квалифицированной рабочей силы, создание условий для реализации способностей трудоспособного населения в труде, создание новых рабочих мест, поддержку безработных. Объектами социальной защиты являются все слои населения, но особые приоритеты имеют семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, семьи, потерявшие кормильца, жертвы экологических бедствий. Социальная защита населения делится на активную и пассивную. Активная - защита, ориентированная на трудоспособных членов общества, она предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная - защита, нацеленная на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке. Социальная защита непосредственно связана с социальными гарантиями, социальным страхованием и социальной поддержкой.

Социальная гарантия - это обязательства перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей, которые означают общедоступность и бесплатность образования, гарантии для реализации способностей в труде, гарантии неприемленности принудительного труда.

В связи с тем, что различные социальные группы занимают разное положение в обществе, то это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Социальное страхование - это система социальной защиты, задачей которой является обеспечение реализации конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Социальная поддержка - это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Социальная дифференциация - это разделение общества на различные группы, которые занимают в нём разное положение.

Неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможным. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок.

Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. К условиям возникновения рынка относятся: общественное разделение труда; экономическая обособленность производства; самостоятельность производителя. Рыночная система не является изобретением какого-либо народа или группы людей; она исторически сложилась повсеместно во многих странах в процессе эволюции экономических отношений.

В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, и на него возникает поток новых заказов, то это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена понизится.

То, что верно в отношении рынка потребительских товаров, верно также и в отношении рынка таких факторов производства, как труд, земля и затраты капитала. Таким образом, рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить проблемы: что производить, как производить и для кого производить.

1.2    Взаимосвязь рыночной системы и социальной защиты населения


В зависимости от степени вмешательства государства в управление социальными процессами типы государственной социальной политики в развитых странах можно разделить на две группы. Первую можно назвать остаточной. В данном случае социальная защита населения выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная защита, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная защита населения играть важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:

      Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя зависит от него

      Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций

      Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей общества

      Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу (степени вмешательства государства в социальную сферу) претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Для современной рыночной экономики характерны средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвидимых последствий. Значительное количество социальных амортизаторов непосредственно вмонтировано в блоки и элементы системы управления. Отдельные меры по обеспечению социальной защиты принимаются системой государственного регулирования или хозяйствующими субъектами по мере возникновения тяжёлых ситуаций. Системы обеспечения социальной защиты в условиях рыночной экономики ориентированы, прежде всего, на борьбу с бедностью и безработицей.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но и в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями.

Прежде всего, это постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня.

Наряду с ограничителями принимается разветвлённая сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

Однако социальная защита населения в рыночной экономике поддерживается в рамках экономических возможностей государства на таком уровне, который не допускает социального иждивенчества и тем более - социального паразитирования.

Цель социальной защиты населения на современном этапе развития в условиях в сложившейся экономической обстановке в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности самостоятельно иметь трудовой доход.

Система социальной защиты населения включает в себя действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ, состоят из:

·        Пенсионного фонда Российской Федерации

·        Фонда социального страхования Российской Федерации

·        Фонда обязательного медицинского страхования

Практическая помощь организуется также местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

В нашей стране функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, создаются фонды дешевого муниципального жилья, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов.

Разработана программа социальной интеграции инвалидов, пенсионеров, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др.

Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.

В нашей стране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия подразделяются на пять видов:

1.      По беременности и родам;

2.      Женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

.        На период отпуска за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

.        Пособие на ребенка.

Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ. Социально ориентированная экономика предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обуславливается следующими факторами:

      задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;

      НТР, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;

      необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворять их основные потребности

Создание социально ориентированной переходной экономики означает:

      достижение рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает в частности сокращение дифференцированности в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;

      создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);

      переход от хронического дефицита потребительских товаров и услуг к широкому предложению на рынке;

      формирование эффективной системы социальной защиты, которая должна включать в себя защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием. Оно необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

1.3    Противоречия рыночной системы и социальной защиты населения


Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, которые господствуют в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения, по положению по имуществу, по труду, по едокам и т.д.

Экономическая эффективность - это способ действия, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата.

Экономическая эффективность в принципе противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, подержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и других. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением.

В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее в себя категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальной договоренности или хотя бы к смягчению социальных противоречий без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественной доли, достигается наилучшим образом в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, но только в том случае, если государство устраняется от перераспределения доходов граждан.

Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики. Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создание социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Опыт развитых стран с рыночной экономикой демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет НТП, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к инфляции.

Таким образом, подводя итог к первой главе, можно сделать вывод о том, что социальная защита населения просто невозможна без поступлений в государственную казну, налогов, невозможно построить правильные рыночные отношения, если в государстве будет существовать коррупция, то не будет цельной экономической программы.

2. Сущность социальной защиты

 

.1 Государственная политика доходов. Уровень жизни населения

Чтобы в дальнейшем говорить об эффективности социальной защиты населения, необходимо изучить такие понятия, как уровень жизни населения и государственная политика доходов.

Суть государственной политики доходов состоит в распределении и перераспределении доходов через систему государственного бюджетного устройства путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Так государство решает задачу повышения уровня доходов малоимущих и малообеспеченных слоев населения и одновременно создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы в стране, способствуя ослаблению социальной напряженности в обществе.

В западной экономической теории выделяют четыре вида справедливого распределения и перераспределения доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарное распределение означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

Роулсианское распределение предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарное распределение основано на том, что доходы должны распределятся пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночное распределение предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов, которая направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Также следует обратить внимание на то, что доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов (различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого). Это характерно для всех экономических систем. Количественную оценку дифференциации доходов проводят различными способами. Одним из таких способов является, изображенная на рисунке 1, кривая Лоренца, которая отражает степень неравенства доходов.

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Источник: Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н - Киров: «АСА», 2004 - стр. 594

При построении кривой Лоренца по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода ( 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода). Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Из кривой Лоренца можно вывести количественные показатели неравенства, например коэффициент Джини. Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства.

Величина доходов и их распределение определяют уровень жизни населения. Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными благами, степень удовлетворения их физиологических, социальных и духовных потребностей. При этом следует отметить, что уровень жизни определяется не только объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и степенью различий в материальной обеспеченности населения. Эта степень выражается системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами зарплаты, накопленного имущества и денежных сбережений, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, показателями развития социальной сферы. В целях определения минимального уровня жизни проводится расчет прожиточного минимального уровня. Понятия «прожиточный минимум» и «черта (порог) бедности» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека (в физическом и социально-культурном смысле) невозможно, так как не соответствует сложившемуся уровню производительных сил, социальным и другим ценностям. В научном и практическом обиходе прожиточный минимум трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека.

Таким образом, можно сказать, что социальный минимум - это тот размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина страны, считающиеся на данном этапе необходимые для обеспечения привычных жизненных условий.

Рассчитывая черту (порог) бедности, важно устанавливать так называемые национальные стандарты прожиточного минимума не только в стоимостном, но и в натурально-вещественном выражении, т. е. в форме потребительских корзин товаров и услуг, чтобы исключить влияние инфляции, искажающей реальную картину потребления в стране. Расчеты потребительских корзин нужны также для определения минимальных уровней децильных и квартальных коэффициентов дифференциации доходов различных категорий населения страны.

Эти коэффициенты отражают соотношение между уровнем доходов и потребления наиболее и наименее обеспеченных слоев населения страны.

Оптимальный уровень коэффициентов дифференциации устанавливается на каждый данный период времени в результате многофакторного анализа сложившейся ситуации в сфере доходов и потребления, исчисления прожиточного минимума и других показателей бедности.

Поддержание значений коэффициентов на определенном уровне в течение ряда лет дает возможность управлять степенью имущественного расслоения семей и уровнем разрыва в доходах.

В практическом обиходе наибольшую известность и применение получили такие понятия, характеризующие уровень бедности, как «абсолютная бедность» и «относительная бедность».

Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (или семьи).

Относительная бедность определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума.  

Таким образом, государство путем перераспределения доходов, пытается сгладить различия между богатыми и бедными слоями населения. При этом государство устанавливает порог бедности, нахождение людей ниже которого старается исключать.

Также специальные государственные органы рассчитали количество продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых человеку, для поддержания нормальной жизни и деятельности (продовольственная корзина) и стараются придерживаться его при определении минимального прожиточного уровня и минимального размера оплаты труда.

 

.2 Величина прожиточного минимума. Проблема бедности в РФ. Социальная защита населения в Швеции


Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума с IV квартала 2012 года по IV квартал 2013 года представлена в таблице.

 

Величина прожиточного минимума в целом по РФ


на душу населения, руб.

для трудоспособного населения, руб.

для пенсионеров, руб.

для детей, руб.

за IV квартал 2013 г. <http://base.garant.ru/70628972/>7326

7896

6023

7021


за III квартал 2013 г. <http://base.garant.ru/70541734/>7429

8014

6097

7105


за II квартал 2013 г. <http://base.garant.ru/70485914/>7372

7941

6043

7104


за I квартал 2013 г. <http://base.garant.ru/70403946/>7095

5828

6859


за IV квартал 2012 г. <http://base.garant.ru/70338582/>6705

7263

5281

6432



По данным видно, что наибольшая величина прожиточного минимума приходится на трудоспособное население, а минимальное пенсионерам.

По итогам за конец 2012 и весь 2013 год видно, что величина прожиточного минимума возрастала до IV квартала 2013 года, в котором она снизилась.

При определении прожиточного минимума в России исполняется так называемый «корзиночный подход». Минимально приемлемые нормы питания и расходы на непродовольственные товары (жилье, лекарства, одежда, санитарная гигиена) исчисляются на основе потребительской корзины.

Потребительская корзина - это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разрабатывается в среднем на душу населения и отдельно для мужчин и женщин, пенсионеров и детей. Стоимость потребительской корзины равна прожиточному минимуму, нижней границе стоимости жизни, показатель минимального состава и структуры потребительских материальных благ и услуг.1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

. Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)



Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

кг

4,9

4,2

3,6


. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/ срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека)



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12


. Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт.ч в месяц

50

50

50

Транспортные <http://bs-life.ru/finansy/nalogy/transportniy-nalog2013.html> услугипоездок в год619

150

396



Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15


Теперь рассмотрим проблему бедности в России. Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Необходимо отметить, что в России существует как относительная, так и абсолютная бедность. Сейчас в стране по данным Росстата более 20 млн. человек находятся за чертой бедности. В мировой практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% среднего дохода граждан. Что касается абсолютной бедности, то она затрагивает, прежде всего, такие категории граждан, как люди без определённого места жительства, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев и т.п. В России они составляют около 5% всего населения.

Большая часть экономистов сходятся во мнении, что наилучшим и наиболее эффективным способом снижения уровня бедности является повышение качества образования среди бедноты. Получение образования раскрыло бы перед бедняками дополнительные возможности для того, чтобы заработать денег и выбраться из нищеты.

Таким образом, для реализации помощи нашим малоимущим соотечественникам, необходимо качественная социальная защита, а также государству нужно обратить внимание на сферу образования.

В связи с этим, я решила рассмотреть социальную защиту населения в Швеции, как наиболее развитого в этом отношении государства.

Среди других стран Швеция выделяется высокими экономическими и социальными достижениями. По уровню жизни она опережает почти все государства мира, а по объему социальных услуг эта страна занимает первое место в мире. В связи с этим возник даже термин “шведская модель”. Экономисты определяют ее как модель экономики, сочетающую в себе полную занятость и стабильность цен для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений, путем проведения ограничительной экономической политики, дополненной выборочными мерами.

Достижения Швеции могут объясняться как особенностями исторического становления этой страны, специфическими чертами национального характера, так и (даже в первую очередь) общими законами экономического развития.

Основы шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: “нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов”. Профсоюзное движение, прежде всего центральное объединение профсоюзов Швеции, привержено уравнительной идеологии политики солидарности в области зарплаты. Основной лозунг политики - “равная зарплата за равный труд”. Это означает, что тип и природа труда должны быть нормой для установления зарплаты, а не различная прибыльность фирм и отраслей. Таким образом, социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.

Следуя цели общественного равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, которая заключается в том, что “общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг”.

Основные потребности, такие как образование и здравоохранение в Швеции социализированы. Государственный сектор экономики велик. Суммарные государственные расходы составляют 60% ВВП, что ставит Швецию на первое место в мире. Рассмотрим наиболее важные области государственных услуг более подробно.

. Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Цель социального страхования - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и т.п.    Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь - денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

. Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения, т.к. оно является задачей государственного сектора и осуществляется в основном местными властями. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (у мужчин 74 года, у женщин - 80). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни (вредные привычки).

. Образование в Швеции, как и здравоохранение, занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. Основное бремя расходов на образование берет на себя государство. Высшее образование также почти полностью государственное.

Итак, в шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, поэтому уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире. Известно, что уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все другие страны мира; зарплата женщин относительно мужчин в Швеции наиболее высокая в мире. Уровень безработицы в последние годы составляет примерно 1,5%.

 

2.3 Необходимость социальной защиты в условиях рынка и перспективы развития


В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства и распределения всё в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоёв населения по нескольким причинам:

)государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

)всякое государство заинтересованно в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

)социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоёв населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.

Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порождают свою противоположность - специализированный институт социальной защиты населения. Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества.

Система социальной защиты предполагает в первую очередь защиту конституционных прав человека.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. Элементарное требование справедливого обмена в условиях рыночных отношений состоит в том, что чем больше кто-то хочет получить прибыли, тем больше он должен платить за социальную защиту населения.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений, санитарно-оздоровительных, протезно-ортопедических предприятий, учебных заведений и др.

Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счёт его обнищания, что неминуемо порождает социальные антагонизмы. В конце 90-х годов около 25% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищённости граждан. Необходимо создание правовых и экономических усилий для:

обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

использования новых стимулов к труду и экономической деятельности: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, земли и т.д.;

создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнёрство, негосударственное социальное страхование и др.);

формирования экономической системы самозащиты и выравнивания стартовых возможностей для этого на основе гражданского законодательства.

Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека, различных слоёв общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы. Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения.

В обществе рыночных отношений объективно есть часть населения, которая не способна сама обеспечивать себе достойную жизнь. Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономии диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обуславливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости.

Подводя итог к этой главе, хочется обобщить все выше сказанное. Итак, социальная политика является важной частью современного государства и во многом определяет уровень его экономического развития. Она направлена на то, чтобы создать для людей более благоприятные условия проживания, за счет повышения уровня жизни, доходов, медицинского страхования. Самой развитой страной в этом смысле является Швеция, в которой социальная экономика является первостепенной задачей государства. Швеция обеспечивает своих граждан всеми видами социальной защиты на достаточно высоком уровне.

Заключение

Подводя итог к своей работе, я хочу сказать, что социальная защита населения является неотъемлемой частью экономики каждого государства. Она напрямую связана с развитием страны. Социальная защита населения подразумевает действия государства направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, с целью улучшения уровня жизни населения, гарантии защиты интересов человека, его прав и свобод.

В ходе своей работы я рассмотрела взаимосвязь и противоречия рыночной экономики и социальной защиты населения, изучила уровень жизни населения, количество отчислений из госбюджета на социальную защиту.

Изучая особенности современной социальной политики в России в данной области, я поняла, что сегодня наше государство только начинает развиваться в этом направлении. России предстоит провести еще множество реформ на пути к совершенствованию, и пока что она не удовлетворяет все необходимые потребности населения на должном уровне. Особенно сильно видны эти минусы, если сравнивать нашу социальную политику со шведской, которая достигла значительных успехов в этой сфере. Но наша страна с каждым годом все увереннее делает шаги в этом направлении. Так, например, с каждым годом отчисления на социальные выплаты растут. Так же России нужно обратить большое внимание на вопросы, касающиеся уровня занятости населения, т.е. оказывать помощь в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынки рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации. Еще следует обратить внимание на разработку и превращение в жизнь различного рода социальных программ. В нашей стране они реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование. А вообще, они призваны решить уже давно наболевшие проблемы нашего общества.

Написав данную курсовую работу, я узнала много нового и интересного в исполнении социальной защиты населения в её взаимосвязи с рыночной экономикой. Также хочется сказать, что хоть наше общество на соответствующем этапе развития, видимо еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений, но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения.

А для того, чтобы социальная помощь населению осуществлялось грамотно, необходима качественная и продуманная социальная защита. Конечно, хотелось бы верить, что наша страна будет развивать это направление социальной политики, которое на данный момент находится далеко от совершенства. Что величина прожиточного минимума будет продолжать расти, а количество людей, которые нуждаются в социальной защите, будет уменьшаться. Это будет происходить только в том случае, если наше государство будет развивать систему образования, будет делать его доступным для всех людей, независимо от социального положения или любых других признаков, будет улучшать уровень жизни населения и проявлять всестороннюю заботу о жителях своей страны. Достаточно начать с малого, чтобы какие-либо глобальные проблемы находили пути к разрешению.

Библиографический список

1.      Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории - К.: «АСА», 2004.

.        Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах - М.: Эксмо, 2013.

.        Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание полный справочник - М.: Астрель, 2013.

.        Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика - М.: КНОРУС, 2008.

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - М.: Дело и сервис, 2007.

.        Камаев В.Д. Экономическая теория - М.: ВЛАДОС, 2004.

.        Горохова, К.Г. Государство благосостояния: шведская модель. -М.: Знание, 1989 - с. 19

.        Мюрдаль Г. Швеция и Западная Европа. - М.: Прогресс, 1964 - с. 32

.        Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы - М.: Март, 2005 - с. 267

.        Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики - М.: Юнити, 2001

.        Куликов Л.М. Экономическая теория - М.: Проспект, 2005 - с. 164-166

.        Бункина М.К. Национальная экономика - М.: Палеотип, 2002 - с. 245-246

.        Козырев В.М. Основы современной экономики - М.: Финансы и статистика, 2004 - с. 412

.        http://www.gks.ru/

15.    <http://ru.wikipedia.org/>

.        http://www.garant.ru/

.        http://bs-life.ru/makroekonomika.html

Похожие работы на - Рыночная система и социальная защита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!