Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ


Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, изначально основывается на идее социальной справедливости. Понятия и требования справедливости меняются по мере развития общества. Единственно постоянным критерием справедливости является степень соответствия человеческих действий и отношений социальным, экономическим, моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. В оценке справедливости присутствует относительность и субъективность, т.е. то, что представляется справедливым одному человеку, другими воспринимается как ее нарушение. В настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное.

Проблемы социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев, актуальны для любой эпохи. Но наиболее остро они проявляются в условиях трансформационного состояния общества, когда утрачивается стабильность в развитии экономики, усложняется решение задач как материального, так и социально-культурного плана.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции наше государство имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём, появлению безработицы. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.

Увеличивается число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода, ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального обучения женщин из неполных семей, чтобы они могли сочетать работу с семейными обязанностями.

Столкнувшись с проблемой бедности в результате роста дифференциации доходов и постепенной утраты позитивного наследия социализма в социальной сфере, каждая из стран с переходной, трансформационной экономикой ищет свой собственный путь снижения социальных издержек экономических преобразований. Исключительную роль в этот период играет гибкая социальная политика государства, направленная на развитие социально - экономической инициативы населения, стабилизацию и гармонизацию отношений социальных групп, создание условий для сохранения и развития человеческого потенциала.

Сегодня наиболее актуальными для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально - экономического развития страны, стимулированием экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это и есть гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. [33, c. 127]

Особое значение приобретает сегодня социальный аспект экономической безопасности, что обусловлено возрастающим воздействием на экономическую систему общества социальных факторов. Не может быть эффективной экономики без развития системы социальной защиты.

В своём послании Национальному собранию Республики Беларусь в 2014г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко также затронул актуальные вопросы социальной политики, в частности демографические проблемы, поддержка многодетных семей, пенсионные выплаты и их дифференциация.

Всё вышеперечисленное и определяет актуальность темы курсовой работы, цель которой - изучить механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь и определить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

-    раскрыть сущность социальной защиты населения;

-        изучить основные направления социальной защиты;

-        изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;

-        определить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Объектом исследования является социальная защита населения Республики Беларусь.

Предметом исследования выступает механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь и пути совершенствования.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, табличный, статистический, обобщения.

Нормативно-правовой основой работы являются Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» и иные законодательные акты, различные учебные пособия и монографии, а также электронные источники.

Аналитическая часть работы выполнена на основании цифровых данных, опубликованных в печати, официальных сайтах Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, материалов коллегий данных министерств.

1.   Социальная зашита: понятие и критерии оценки

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

Объем социальных функций современного государства заметно увеличился. Государство создает условия для развития образования, осуществляет мероприятия по защите окружающей среды, развивает общественный сектор экономики, где производятся общественные блага, то есть такие товары и услуги, которые потребляются членами общества совместно - транспорт, связь, уличное освещение, пожарная служба, служба спасения и т. д. [12, с.7]

Во многих странах государство поощряет деятельность организаций - общественных и частных, которые берут на себя обязательства по решению многих важных общественных проблем - помощи инвалидам, пенсионерам, детям из малообеспеченных семей, и другим уязвимым слоям населения.

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.

«Социальные функции государства» - понятие более широкое, чем «социальная политика», но большинство социальных функций государства реализуется именно в социальной политике. Их реализация обеспечивает социальную направленность экономической и политической системы общества.

Составной частью социальной политики государства является система социальной защиты населения, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. [14, с.53]

Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В последующем, рамки данной категории были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организации труда по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы.

Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения [30, с.135].

Понятие «социальная защита» по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают всё, что касается социальных условий жизни человека. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим [29, с.222].

В нашей республике в новых экономических условиях термин «социальная защита» пришел на смену термину «социальное обеспечение», использовавшемуся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством [33, с. 158].

Понятие «социальная защита» является более широким, так она может распространяться на все категории населения, в том числе и на его трудоспособную часть.

Социальная защита населения - основная часть социальной политики любого государства - представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Исходя из этой специфики, выделяют следующие признаки социальной защиты населения:

объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;

любые способы предоставления средств к существованию;

закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты - активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей - в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, независящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т. п.) [31, с.47].

В общем виде социальную защиту можно представить в виде следующей схемы, представленной на рисунке 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Социальная защита населения строится на следующих основных принципах, которые представлены в таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т.е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком мысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.

Во-первых, это особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число ее членов являются наемными работниками. Поэтому в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования.

Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.

В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.

В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов.

В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.

Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая [4, с.11].

В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, являются:

1.   многодетные и неполные семьи;

2.       дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;

.         одинокие пенсионеры и инвалиды;

.         дети-инвалиды;

.         дети из неполных и многодетных семей;

.         безработные.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

-    полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

-        потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

-        изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

-        неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера [14, с. 88].

В общем виде организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

Субъектами социальной защиты могут быть:

-    государство;

-        работодатели;

-        общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения;

-        отдельные граждане.

Субъекты социальной защиты активно взаимодействуют в социальной сфере, определяют цели, задачи, приоритеты и нормативную правовую базу социальной защиты, а также осуществляют действия по её реализации. Каждый их субъектов социальной защиты может иметь свои цели, их множественность свидетельствует о демократическом устройстве государства, что, однако, не противоречит необходимости решения проблемы общественной консолидации на основе единой системы целей, в которой бы присутствовали цели и меньшинства, и большинства.

Регулирующая роль государства в системе социальной защиты состоит в том, чтобы в законодательных актах закрепить основные условия и определенный уровень норм обеспечения и обслуживания населения, гарантировать их финансирование и создавать условия для дальнейшего развития.

Объектом социальной защиты могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются: размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные - полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Системы социальной защиты можно разделить на два типа: резидуальную и институциональную.

Резидуальная система предполагает, что проблемы населения решаются благодаря участию семьи, родственников и соседей, обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным», помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно. Оказывается лишь временная и минимальная помощь, получение которой унижает и связано с понижением статуса.

Институциональная система предполагает, что проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами и правилами, обращение за помощью в государственные службы считается нормальным. Помощь носит профилактический характер, адекватна проблеме и потребностям нуждающихся, каждый может её получить, не теряя самоуважения [31, с. 17].

Под моделью социальной защиты понимаются исторически сложившиеся принципы её организации и функционирования. В основе модели лежит распределение произведенного общественного продукта. Принципы такого распределения различны:

) принципы либеральной модели, опирающейся главным образом на индивида с минимизацией государственного влияния на жизнь населения;

) социально-демократические принципы, предусматривающие определенную роль государства в перераспределении доходов между различными группами населения, учет потребностей социально уязвимых групп;

) принципы советской модели, опирающейся на централизованное государственное регулирование производства и распределения;

) принципы, принятые в странах, где в зависимости от состояния ресурсов социальная политика ставит своей целью борьбу с голодом, нищетой, антисанитарией и эпидемиями, обучение основам ремесла и сельскохозяйственного производства и т.п. [1, c. 26]

Социальная защита может предоставляться в денежной и натуральной (например, бесплатное питание) форме, а также может предоставляться в виде социальных услуг. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Таким образом социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Для ее осуществления разработана и действует совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам. Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой, целью деятельности которой является обеспечение нуждающихся в помощи людей жизненными благами и нормализация социально-психологических отношений между ними и обществом. Неспособность граждан самостоятельно либо с помощью различных организаций и программ защитить себя от возникающих рисков обусловливает необходимость государственной социальной защиты. Задача обеспечения населения гарантированным базовым уровнем социальной защиты является одним из приоритетов государства и должна рассматриваться как поле его деятельности.

2.   Основные направления социальной защиты

Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются:

-    поддержка беднейших слоев населения;

-        гарантия права на труд;

-        регулирование занятости населения.

Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе впервые употреблен термин «социальная защита» и определено 9 видов социальной защиты:

-    медицинское обслуживание;

-        пособия по безработице;

-        пенсии по старости;

-        пособия по производственному травматизму;

-        пособия по инвалидности;

-        пособия в связи с потерей кормильца;

-        пособия по беременности и родам;

-        пособия по болезни;

-        семейные пособия.

Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в конвенции. Например, не была упомянута защита беднейших слоев населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все больше внимания во многих странах [1, с. 64].

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

1.   Социальное обеспечение: предполагающее социальное страхование и социальную помощь:)  Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

Социальная помощь - оказание адресной поддержки в связи с ухудшением материального, семейного положения, состояния здоровья, а также в связи с возрастом. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат и осуществляется деньгами, услугами, товарами. Она имеет адресный и категориальный характер. Для социальной помощи используются средства бюджета, центральных бюджетных и внебюджетных фондов, кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Разработка программ социальной помощи предполагает решение следующих задач:

-    определение критериев нуждаемости во вспомоществовании;

-        обоснование включения в программу определенных групп населения и их ранжирование;

-        правовое оформления получения социальной помощи;

-        обоснование размеров выплат отдельным группам граждан исходя из прожиточного минимума;

-        прогноз численности населения, нуждающегося в получении социальной помощи, и соответствующей суммы в расходной части средств на социальную помощь, анализ возможности ее обеспечения и в случае дисбаланса - корректировки размеров выплат.

b)   Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Социальное страхование предназначено для материального обеспечения в случае наступления социального риска (наступления нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая и др.). Оно должно носить обязательный характер. Основные статьи расходов социального страхования:

-        выплата трудовых пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет <#"792813.files/image001.gif">

Рисунок 3.1- Система социальной защиты населения

В системе социальной защиты населения используется социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Социальное страхование - это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законом. В настоящее время подлежат обязательному страхованию риски утраты заработка, связанные с нетрудоспособностью по возрасту, болезни, а также в связи с безработицей. Выделяют четыре самостоятельных блока обязательного социального страхования:

-    пенсионный;

-        собственно социального страхования;

-        медицинский;

-        занятости.

В нашей стране действует система государственного социального страхования, главными принципами которого в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-Х11 «Об основах государственного социального страхования» являются:

-    обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

-        распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

-        гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

-        равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

-        дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

-        участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием. [15]

Различают два основных механизма социальной защиты населения - обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование - страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска, охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность). Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.

Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи - бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.

С 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», направленный на дополнительную защиту работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности [25].

Органом государственного управления средствами государственного социального страхования является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Действующим законодательством предусмотрены следующие страховые случаи:

-    болезнь и временная нетрудоспособность;

-        беременность и роды;

-        рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до 3 лет;

-        инвалидность;

-        достижение пенсионного возраста;

-        потеря кормильца;

-        потеря работы;

-        смерть застрахованного или члена его семьи.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,5 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», другие законодательные акты.

В Республике Беларусь используется пенсионная система, основанная по принципу солидарности (текущего финансирования).

Пенсии делятся на трудовые и социальные.

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы подлежали государственному социальному страхованию при условии уплаты страховых взносов не менее 10 лет.

Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, имеют право на пенсию социальную.

Виды трудовых пенсий в Республике Беларусь:

-    по возрасту;

-        по инвалидности;

-        по случаю потери кормильца;

-        за выслугу лет;

-        за особые заслуги перед Республикой Беларусь. [22].

В отличие от пенсий, пособия - это ежемесячные или единовременные выплаты, производимые отдельным гражданам и семьям с целью частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельствами, признаваемыми обществом социально значимыми.

В Республике Беларусь выплачиваются следующие виды государственных пособий:

-    по беременности и родам;

-        в связи с рождением ребенка; женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12 - недельного срока беременности;

-        по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

-        на детей старше 3 лет;

-        по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

-        по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком);

-        по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

-        при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

-        на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

-        по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;

-        по безработице;

-        по временной нетрудоспособности;

-        на погребение.

Также производится единовременная выплата семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости.

Все вышеперечисленные пособия (за исключением пособий на детей старше 3 лет) предоставляются по категориальному принципу и не требуют предоставления сведений о доходах.

С 2001 года населению республики начала предоставляться государственная адресная социальная помощь (далее - ГАСП), право на которую имели отдельные наиболее уязвимые категории семей и граждан при условии, что их среднедушевой доход за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышал 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения (далее - критерий нуждаемости).

В целях совершенствования действовавшего механизма ГАСП с апреля 2007 года категориальный принцип её оказания был отменен, помощь стала оказываться семьям и гражданам, у которых размер дохода члена семьи ниже установленного критерия нуждаемости, а позднее были изменены и другие подходы к её оказанию (определен ряд условий, при которых адресная помощь не предоставляется, усовершенствована процедура обращения за её получением, и др.).

Так, с 1 марта 2012 года указанный вид помощи предоставляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. №-41 «О государственной адресной социальной помощи» в виде:

а) ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг;

б) социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам, проживающим отдельно либо ведущим раздельное хозяйство, при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже 100% критерия нуждаемости.

Ежемесячное социальное пособие - это гарантированная государством выплата семье (гражданину) по поддержанию её (его) объективно низких доходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при условии реализации семьей (гражданином) права на получение в соответствии с действующим законодательством социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни).

По решению комиссии государственная адресная социальная помощь может предоставляться в денежной или натуральной формах.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам 3 группы (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) независимо от величины среднедушевого дохода в размере стоимости технических средств социальной реабилитации. [26].

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через налоговые льготы, льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, лекарства, транспортные услуги, надбавки к пособиям по безработице и т.д. В трудовом законодательстве в целях охраны материнства и детства закреплены гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, связанные с их трудоустройством, увольнением, улучшением условий труда.

В целях усиления социальной поддержки малообеспеченных семей, воспитывающих детей в возрасте до 2 лет, с 2007 года был введен такой вид помощи, как бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Финансирование расходов на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни производится за счет средств местных бюджетов [24].

По оценке Всемирного банка фактический охват малообеспеченных граждан программами социальной помощи в нашей стране является умеренным, поскольку лишь 40% социальных пособий получают наименее обеспеченные 20% населения. В результате Беларусь занимает средние позиции среди стран своего региона по показателю распределения пособий в рамках программ социальной защиты. Эти показатели могут быть связаны с неудовлетворительным распределением, характеризуемым значительной утечкой льгот домашним хозяйствам, которые не являются малообеспеченными [30].

Широкий диапазон льгот различным категориям населения является одной из особенностей системы социальной защиты Республики Беларусь.

Система социальных льгот претерпела ряд существенных изменений и модификаций после принятия 14 июня 2007 года Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях граждан» [28].

Основными получателями социальных льгот в соответствии с названным законом являются:

1.   Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;

2.       участники и инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств; лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

.         военнослужащие, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, направлявшиеся органами государственной власти СССР в Афганистан и другие государства, принимавшие участие в боевых действиях и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий;

.         граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей службы;

.         родители отдельных категорий военнослужащих, партизан и подпольщиков;

.         граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

.         инвалиды и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Указанным законом предусматриваются льготы по лекарственному обеспечению (бесплатному либо с 90% скидкой), обеспечению техническими средствами социальной реабилитации, санаторно-курортному лечению и оздоровлению, проезду на пассажирском транспорте, по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальным услугам, предоставлению услуг связи. При предоставлении этих льгот используется только категориальный подход без учета среднедушевых доходов семей (граждан). [20]

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», основными льготами для участников ликвидации последствий катастрофы и населения, потерпевшего от катастрофы, являются налоговые льготы, льготы по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, бесплатный проезд на пассажирском транспорте, льготы по лекарственному обеспечению и зубопротезированию, санаторно - курортному лечению и оздоровлению, по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальным услугам. [26]

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы, также производится на льготных условиях.

Финансирование расходов по предоставлению социальных льгот осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а льгот по санаторно - курортному лечению и оздоровлению - за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета.

Следует отметить, что в Республике Беларусь предоставляется ещё один вид льгот, не имеющий аналогов в законодательстве других стран - согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28 августа 2002 года «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам» инвалидам 1 группы или многодетным родителям при ввозе ими товаров для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на таможенную территорию Республики Беларусь, могут быть предоставлены льготы по таможенным платежам. Указанные льготы предоставляются индивидуально Президентом Республики Беларусь в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных таможенных платежей. Чаще всего нормы этого декрета применяются при ввозе инвалидами 1 группы или многодетными родителями автомобилей, приобретенных ими за пределами Республики Беларусь. [23]

Сегодня в Беларуси действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг. В сферах образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, бытового, транспортного обслуживания, физкультуры, спорта и других внедрены 43 государственных стандарта. Это играет весомую роль в повышении качества жизни населения [29].

Социальные услуги предоставляют следующие типы учреждений:

-    центры социального обслуживания семей;

-        социально - реабилитационные центры;

-        специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

-        социальные приюты;

-        центры психолого-педагогической помощи;

-        центры (отделения) социальной помощи на дому;

-        центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа;

-        стационарные учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития;

-        организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и др.)_[21].

Содержание учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Таким образом, основополагающим документом по вопросам социальной защиты является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. С 1 января 2009 года действует Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», направленный на дополнительную защиту работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. С 2001 года населению республики начала предоставляться государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через различные льготы и надбавки. Широкий диапазон льгот различным категориям населения является одной из особенностей системы социальной защиты Республики Беларусь. Сегодня в Беларуси действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг, а также внедрены государственные социальные стандарты. Также в соответствии с законодательством предусмотрены льготы, повышенные пособия и льготное пенсионное обеспечение гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», для участников ликвидации последствий катастрофы и населения, потерпевшего от катастрофы.

Комплекс законодательных актов регулирует реализацию мер поддержки социально уязвимых слоев населения и является неотъемлемой частью системы социальной защиты.

4.   Пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь

Социальная защита населения является одним из важнейших элементов в системе социального управления обществом и оказывает огромное влияние на происходящие в обществе экономические и политические процессы.

В условиях формирования социально-ориентированной модели рыночной экономики идет процесс формирования новой модели социальной политики и социальной защиты населения, действенной системы государственного регулирования отраслей социальной сферы, формирования адекватных современным условиям развития принципов и подходов, форм и методов государственного регулирования, последствий их реализации, оценке функционирования системы регулирования в единстве количественных и качественных сторон. [1, c. 23]

Государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты. Государство обеспечивает развитие инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма в их развитии, осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка образования, культуры общества, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимым условием для успешного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется, прежде всего, уровнем и качеством жизни, как всего населения, так и различных социальных групп.

На основании вышеизложенного, а также выявленных ранее проблем, можно выделить следующие перспективы развития системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Реформирование системы адресной социальной помощи

В целях более эффективного использования средств на программы адресной социальной помощи необходимо:

-    оптимизировать состав прожиточного минимума в среднем на душу населения и для основных социально - демографических групп населения на основании научно обоснованных подходов и норм потребления;

-        унифицировать систему адресной социальной помощи путем объединения (поглощения) различных социальных программ поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, основанных на критерии нуждаемости;

-        сужение перечня лиц, получающих различные виды помощи вне зависимости от дохода, пересмотр и дальнейшая рационализация действующих льгот;

-        совершенствовать законодательство по назначению и выплате государственных пособий;

-        внедрять негосударственные механизмы финансирования социальной сферы и социальной защиты;

-        развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации последствий социальных рисков.

Совершенствование действующей в республике системы государственной адресной социальной помощи должно быть направлено на переход от денежных выплат к программам социальной адаптации, обеспечивающим комплексный подход и позволяющим стимулировать активное участие граждан в решении своих жизненных проблем (при безусловном сохранении необходимого объема помощи тем, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией) [11,.с.17].

В целях улучшения качества жизни населения Программой социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы предусматривается создание управляемого рынка услуг социального обслуживания на основе принципов государственно-частного партнерства. Реализация данной идеи требует разработки правового механизма, регламентирующего взаимодействие государства с негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного заказа.

Для реализации механизма государственного социального заказа в Беларуси потребуется достаточно длинный путь. 13 июля 2012 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания», в котором дано определение государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов [13, с. 28].

Финансирование социального обслуживания посредством государственного социального заказа будет осуществляться за счет средств местных бюджетов в рамках мероприятий в области социальной политики в пределах средств, предусмотренных на эти цели местными бюджетами на очередной финансовый год путем:

-    оплаты государственной закупки социальных услуг;

-        предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

Заказчиком в рамках государственного социального заказа будут выступать местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

Кроме того, согласно принятому плану мероприятий в ближайшее время будут приведены в соответствие с законодательством ряд действующих нормативных правовых актов. Также Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными органами государственного управления (в том числе и Министерством финансов) будут разрабатываться проекты постановлений Совета Министров о порядке формирования и реализации государственного социального заказа; положения о порядке проведения конкурса на выполнение государственного социального заказа; типовых формах договоров на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов; положение о доме-интернате повышенной комфортности; примерные нормативы численности стационарных учреждений социального обслуживания.

Проводимая сегодня работа даст положительные результаты уже в среднесрочной перспективе. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного социального заказа и в Беларуси позволит оптимизировать государственные расходы. Формирование рынка социальных услуг повлечет за собой конкуренцию и, в конечном счете, расширение объема и повышение их качества. Зарубежный опыт показывает, что применение данной схемы позволит обеспечить экономию до 20% выделяемых на эти цели бюджетных средств [9, с. 15].

В дополнение к новой редакции Закона «О социальном обслуживании» с 1 января 2013 года вступило в силу постановление Совета Министров от 27 декабря 2012 года № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа», регламентирующее организационные вопросы внедрения системы государственного социального заказа. Данным документом также установлено, что его формирование производится государственным заказчиком при подготовке соответствующих мероприятий государственных отраслевых и региональных программ, предусматривающих оказание социальных услуг и (или) реализацию социальных проектов. [11, c 18]

При этом государственным заказчиком осуществляется мониторинг социально-демографической ситуации в регионе и анализ выявленных проблем в области социального обслуживания. Помимо того, определяются категории населения, нуждающиеся в оказании социальных услуг и создании условий для решения социальных проблем, перечни и объем социальных услуг, в предоставлении которых нуждаются граждане, а также социальные проекты, реализация которых позволит создать условия для решения социальных проблем. Оценивается возможность решения выявленных проблем посредством государственного социального заказа, определяются потенциальные исполнители, пути и объемы финансирования [6, с. 19].

Развитие эффективной индустрии социального обслуживания инвалидов, детей, престарелых, оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания.

В республике принята «Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 - 2015 годы», которая предусматривает усиление системы социальной защиты названных категорий граждан. Финансирование мероприятий Комплексной программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников, а также доходов, полученных от капитализации средств Фонда социальной защиты населения.

Реализация государственной социальной политики в современных условиях требует активного развития новых механизмов, форм и методов, основанных на предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам необходимого комплекса социальных услуг, оказании различных видов помощи и создании условий для социальной адаптации и реабилитации граждан как в учреждениях социального обслуживания, так и на дому.

Предполагается совершенствование действующих и внедрение новых социальных технологий по уходу за престарелыми и инвалидами, создание новых учреждений социального обслуживания: мини-домов, домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Для целостного охвата необходимых изменений в социальной политике, следует также рассмотреть и вопрос реформирования пенсионной системы.

Новая белорусская пенсионная система должна состоять из трех основных механизмов передачи пенсионной доли в ВВП от работающих к пенсионерам:

-    обязательные минимальные пенсии по схеме текущих платежей;

-        обязательное страхование по накопительной системе персональных счетов;

-        дополнительное добровольное страхование в частных или государственных пенсионных фондах.

Трехуровневая пенсионная система необходима в период реформирования в целях диверсификации рисков. Составной её частью должны стать негосударственные пенсионные фонды с различными схемами выплат, действующие при жестком контроле государства.

Оптимальная пенсионная формула должна ставить пенсионные выплаты в зависимость от индивидуального вклада в течение всего периода накопления на пенсионном счете, стажа работы, ожидаемого периода получения пенсии, уровня экономического развития, желаемого момента выхода на пенсию.

Первая ступень - социальная пенсия, которая гарантирована государством. Средства на первую ступень поступают из бюджета отдельной статьей расходов - это средства, поступающие в виде социального налога от нанимателей и предпринимателей, в государственный пенсионный фонд. Размер этой части пенсии соответствует минимальному прожиточному минимуму либо определенной части от средней зарплаты по стране. Это, так называемый, солидарный подход в общественной системе государства - молодые и трудоспособные граждане помогают пожилым и нетрудоспособным.

Вторая ступень - пенсионные накопительные фонды - независимые организации, платежи в бюджет которых поступают от государства и частных лиц. [8, с. 27].

С наступлением пенсионного возраста с именного счета деньги поступают пенсионеру ежемесячно в определенном размере (часть от средней зарплаты по стране) в виде дополнения к гарантированной социальной пенсии.

После смерти пенсионера остаток со счета получают наследники. Этот пункт является принципиальным и носит определенную моральную окраску. Существующая сегодня пенсионная система не стимулирует человека трудиться дольше и зарабатывать больше. Размер ежемесячных выплат рассчитывается из накопленной суммы и средней продолжительности жизни в стране.

Третья ступень - предполагает, что гражданин принял самостоятельное решение вносить на свой пенсионный счет дополнительную определенную сумму для накопления третьей части будущей пенсии. Таким образом, гражданин определяет размер накопленных средств на счете сам.

В итоге, при наступлении пенсионного возраста гражданин получает пенсию первой ступени (гарантированной государством) и второй ступени (накопленной гражданином) [32, с.57].

Если гражданин участвовал в третьей ступени накопления, то еще и эту дополнительную сумму. Далее необходимо учесть социальные виды пенсий - по инвалидности, по уходу, по отсутствию кормильца. Размеры этих выплат должны соответствовать доле среднего заработка по стране. Цивилизованное общество обязано поддержать сограждан в сложной ситуации.

Сумма пенсии первой ступени выплачивается с определенным повышенным коэффициентом для определенных категорий профессий. Этим государство стимулирует граждан выбирать профессию крайне необходимую обществу.

Необходимо совершенствование профессионального пенсионного страхования.

Вместе с тем в связи с внедрением накопительной системы могут возникнуть потенциальные проблемы:

-    фиксируются будущие различия в пенсионных выплатах;

-        появляются риски нестабильности - например, в силу макроэкономических шоков, инвестиционный риск, риск непредвиденной инфляции в период получения пенсии;

-        пенсионная формула зависит от ожидаемой продолжительности жизни: если реальная продолжительность жизни превышает прогнозные рамки, то нет уверенности, что получатели будут адекватно реагировать на предлагаемый механизм сокращения размера пенсии.

Дискуссионным остается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию. С одной стороны, это вызовет рост социальной напряженности в обществе в условиях снижения средней продолжительности жизни, с другой - демографическая ситуация такова, что данная мера, скорее всего, будет неизбежна.

Подводя итоги, следует отметить, что от решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимым условием для успешного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется, прежде всего, уровнем и качеством жизни, как всего населения, так и различных социальных групп.

Можно выделить следующие перспективы развития системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Реформирование пенсионной системы. Новая белорусская пенсионная система должна состоять из трех основных механизмов передачи пенсионной доли в ВВП от работающих к пенсионерам. Первая ступень - социальная пенсия, которая гарантирована государством, вторая ступень - пенсионные накопительные фонды, третья ступень - дополнительные взносы по решению гражданина.

Реформирование системы адресной социальной помощи. В целях более эффективного использования средств на программы адресной социальной помощи необходимо оптимизировать состав прожиточного минимума, сузить перечень лиц, получающих различные льготы, внедрить негосударственные механизмы финансирования социальной защиты, развить систему добровольного социального страхования, развитие государственного социального заказа.

Развитие эффективной индустрии социального обслуживания инвалидов, детей, престарелых, оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания.

Предполагается совершенствование действующих и внедрение новых социальных технологий по уходу за престарелыми и инвалидами, создание новых учреждений социального обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальный оценка престарелый инвалид

В ходе курсовой работы по теме «Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь» были детально изучены теоретические основы социальной защиты населения, рассмотрены перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь. Результаты курсовой работы позволяют сделать следующие выводы:

. Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Для осуществления социальной защиты разработана и действует совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются социальная помощь, социальная поддержка, социальное страхование.

. Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения. Задача обеспечения населения гарантированным базовым уровнем социальной защиты является одним из приоритетов государства и должна рассматриваться как поле его деятельности. В мировой практике наряду с государственной формой социальной защиты широкое распространение получили частные институты социальной защиты населения.

. Основополагающим документом по вопросам социальной защиты является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе впервые употреблен термин «социальная защита» и определено 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия.

. С 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», направленный на дополнительную защиту работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. С 2001 года населению республики начала предоставляться государственная адресная социальная помощь, а с 1 марта 2012 года данный вид помощи предоставляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января .2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». Широкий диапазон льгот различным категориям населения является одной из особенностей системы социальной защиты Республики Беларусь.

. В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь лежит принцип социальной справедливости. Система социальной защиты в республике должна быть основным инструментом минимизации возникающих негативных ситуаций. Сегодня в Беларуси действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг, а также внедрены государственные социальные стандарты. На поддержание доходов нуждающихся граждан на минимально гарантированном уровне, содействие в решении их трудовых и жизненных проблем, минимизацию малообеспеченности среди населения направлена система государственной социальной поддержки. Совокупность норм и нормативов, обеспечивающих социальную защиту населения, включает в себя бюджеты минимальной материальной обеспеченности, прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсий, всех видов пособий и стипендий, минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами и другие. Центральное место в системе социальных норм и нормативов занимает минимальный потребительский бюджет. Инструментами, используемыми государством для решения проблем, возникающих в связи с быстрым ростом стоимости жизни и относительным фиксированием денежных доходов, служат компенсация, адаптация и индексация доходов.

6. Изучая динамику расходов консолидированного бюджета на социальную политику, можно сделать выводы, что несмотря на устойчивую положительную динамику в абсолютном значении, удельный вес расходов на социальную политику с 2011 года уменьшился на 0,51% пункта или на 18% по отношению к ВВП и на 1,81 % пункта или 19% по отношению к общей структуре расходов. Учитывая невысокую долю расходов на социальную политику по отношению к ВВП - это ощутимые потери. Аналогичная ситуация в республиканском бюджете: доля расходов на социальную политику в общей структуре расходов республиканского бюджета снизилась с 10,02% в 2011 году до прогнозных 7,64% в 2014. Изучив структуру расходов социальной политики можно сделать вывод о том, что расходы на социальную защиту имеют незначительный вес, однако он имеет рост с 0,23% в 2011 году до 0,32% в 2014. Расходы местных бюджетов на социальную политику также росли в абсолютном значении, и теряли вес в общей структуре с 5,42% в 2011 году до 4,62% в 2013, на 2014 год запланировано 5,11%. Проведя анализ структуры расходов на социальную политику местных бюджетов, можно сделать вывод, что расходы на социальную защиту имеют наибольший вес, который за исключением 2012 года (51%) находится на уровне 44-46%.

. Главным недостатком системы финансирования социальной защиты является охват в условиях дефицита бюджетных ресурсов социальными льготами и помощью слишком большого количества категорий граждан вне зависимости от критерия нуждаемости. Социально-демографическая ситуация в Беларуси требует разработки новых подходов в системе социального обслуживания: увеличивается количество пожилых людей в структуре населения, высокой остается численность людей с ограниченными возможностями. Существующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере потребность населения в социальном обслуживании.

. Можно выделить следующие перспективы развития системы социальной защиты населения в Республике Беларусь: реформирование пенсионной системы, реформирование системы адресной социальной помощи, развитие эффективной индустрии социального обслуживания инвалидов, детей, престарелых, оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания. Новая белорусская пенсионная система должна состоять из трех основных механизмов передачи пенсионной доли в ВВП от работающих к пенсионерам. Первая ступень - социальная пенсия, которая гарантирована государством, вторая ступень - пенсионные накопительные фонды, третья ступень - предполагает, что гражданин принял самостоятельное решение вносить на свой пенсионный счет дополнительную определенную сумму. В целях более эффективного использования средств на программы адресной социальной помощи необходимо оптимизировать состав прожиточного минимума, сузить перечень лиц, получающих различные льготы, внедрить негосударственные механизмы финансирования социальной защиты, развить систему добровольного социального страхования, развитие государственного социального заказа. Совершенствование действующих и внедрение новых социальных технологий по уходу за престарелыми и инвалидами, создание новых учреждений социального обслуживания: мини-домов, домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе. Кроме того, с пенсионерами и инвалидами, являющимися собственниками жилья, могут заключаться договора социального обслуживания на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза: автореф. дис. на соискание уч. степени доктора экон. наук: 08.00.14 / В.В. Антропов; МГТУ.- Москва: 2009. - 47 с.

2.       Государственная адресная социальная помощь / Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"792813.files/image002.gif">

Рисунок А.1 - Схема социальной защиты

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Таблица Б.1 - Основные принципы социальной защиты

Принципы

1.

Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2.

Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3.

Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

4.

Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5.

Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.

6.

Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.

7.

Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

8.

Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

9.

Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи

10.

Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.



ПРИЛОЖЕНИЕ B


Таблица В.1 - Основные элементы системы социальных гарантий

Основные элементы системы социальных гарантий

1.

Гарантии формирования, поддержания и развития способностей.

2.

Гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности).

3.

Гарантии участия работников в принятии управленческих решений (в производстве, в решениях обще-социального и общегосударственного порядка).

4.

Гарантии распределения по труду, получения доходов на основе общественно приемлемых способов и источников их формирования.

5.

Гарантии в сфере потребления (гарантии общественного контроля за качеством и безопасностью для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей).

6.

Гарантии обеспечения экологической безопасности для нормальной жизнедеятельности граждан общества.

7.

Гарантии защиты гражданских прав и свобод, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.



ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Таблица Г.1 - Сведения о территориальных центрах социального обслуживания населения

Регион

Количество территориальных центров социального обслуживания населения

Численность граждан, состоящих на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения на 01.10.2014


всего

всего

из них:





отделений дневного пребывания для инвалидов

отделений круглосуточного пребывания

отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста

всего

всего

из них: обслуживаемых на дому

Брестская область

20

105

21

2

1

236

313 686

9 911

Витебская область

25

154

26

21

8

239 404

14 463

Гомельская область

25

137

26

8

1

303

238 623

13 398

Гродненская область

19

121

20

10

11

152

212 001

12 795

Минская область

23

128

23

7

3

35

367 169

23 367

г. Минск

9

51

10

-

3

10

194 236

2 894

Могилевская область

25

147

25

13

9

147

240 778

11 281

Итого:

146

843

151

60

36

1094

1 805 897

88 109



ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Таблица Д.1 - Информация о размере минимальной заработной платы в 2014 году

Период

Размер минимальной заработной платы (рубли)

Примечание


месячной

часовой


Январь

1 660 000

9 890

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1076

Февраль

1 660 000

9 890

-

Март

1 660 000

9 890

-

Апрель

1 660 000

9 890

-

Май

1 747 300

10 410

С учётом индексации 7,2 процента

Июнь

1 747 300

10 410

-

Июль

1 756 730

10 460

-

Август

1 756 730

-

-

Сентябрь

1 756 730

-

-



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица Е.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи

Социальное страхование

Социальная помощь

Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь.

Осуществляется на основе как государственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления.

Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости

Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц

Ограниченность форм и видов социальной помощи

Разнообразие видов социальной помощи

Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер

Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных

Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда

Допускается определенная свобода в становлении размеров


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


Таблица Ж.1 - Сведения о предоставлении государственной адресной социальной помощи за 9 месяцев 2014 года

Регион

Всего,

в том числе:



ежемесячное социальное пособие

единовременное социальное пособие

Социальное пособие на приобретение подгузников

социальное. пособие на оплату тех. средств социальной реабилитации

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни

Брестская

47574253,9

11474792,4

2098703,6

16520928,7

3739718,4

13740110,8

Витебская

37641164,5

10755766,2

3280216,1

10291517,9

2423966,8

10889697,5

Гомельская

58370664,4

15444587,7

2852870,6

13549604,9

5319991,4

21203609,8

Гродненская

30354966,1

5899939

788869,5

12776455,8

3155377

7734324,8

Минская

42779207,6

10494339,7

2239910,4

13961508,9

4240466,2

11842982,4

Могилевская

46668158,3

12747406,8

5612147,7

12320881,3

3286728

12700994,5

г. Минск

37538834,8

3138200,3

2833941,6

12959093,1

7915235,5

10692364,3

Всего

300 927 249,6

69 955 032,1

19 706 659,5

92 379 990,6

30 081 483,3

88 804 084,1



ПРИЛОЖЕНИЕ И

Таблица И.1 - Численность граждан, которым предоставлена ГАСП

Регион

Всего,

В том числе:



ежемесячное социальное пособие

единовременное социальное пособие

социальное пособие на приобретение подгузников

социальное. пособие на оплату тех. средств социальной реабилитации

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни

Брестская

28672

7763

2996

10259

1888

5766

Витебская

26098

7251

7984

6136

1165

3562

Гомельская

28375

9356

2881

8350

3008

4780

Гродненская

15870

3839

755

7656

1660

1960

Минская

21332

5671

2171

8426

1979

3085

Могилевская

25696

8131

5554

6785

1682

3544

г. Минск

18597

1727

2067

7959

4322

2522

Всего

164 640

43 738

24 408

55 571

15 704

25 219


Похожие работы на - Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!