Красноярская агломерация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    344,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Красноярская агломерация

Введение

агломерация городской красноярский

Стратегической целью развития современной России является превращение страны в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее к 2020 году на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. Решение данной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы сбалансированного регионального социально-экономического развития локальных территориально-производственных комплексов. Существуют различные механизмы, направленные на устойчивое региональное развитие. Каждый регион на основе изученных возможностей и перспектив выбирает свой подход, ищет наиболее эффективный путь развития региона, - и таковыми являются промышленные узлы и агломерации.

В агломерациях растет значение городов как баз регионального развития и узлов межрегионального взаимодействия. В развитых странах агломерации уже превратились в основную форму городского и пригородного расселения. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития.

В мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. Как показывает практика, при создании агломераций усиливаются инновационные процессы, развиваются самые передовые высокотехнологичные производства. Так, в России около 70% наукоградов, обладающих уникальным интеллектуальным потенциалом, составляют спутники центров-лидеров.

В условиях России с ее гигантскими пространствами и расстояниями агломерации особенно востребованы. Благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. В них концентрируются важнейшие объекты промышленности, науки, образования, культуры, рекреации. Благодаря близкому взаимному расположению этих взаимодействующих объектов в агломерациях повышается доля ближних связей, замыкающихся в территориально небольших агломерационных ареалах, что дает значительный социальный и экономический эффект. Агломерации гарантированно будут полицентричными территориаль-ными образованиями. А это означает, что взаимодействия будут многообразными, проникающими в технологическую, кадровую и социальную сферы.

В настоящее время в России одновременно разрабатываются как документы стратегического характера (концепции, стратегии социально-экономического развития регионов и пр.), так и документы локального планирования - схемы территориального планирования субъектов РФ и их частей, муниципальных районов. Красноярск - яркий тому пример.

Красноярский край является одним из самых больших по площади в России, занимает одну седьмую часть территории страны, протянувшись с севера на юг на 3000 км и проходя через несколько климатических зон.

Последние годы в регионе заложен мощный научный и образовательный фундамент для поступательного конкурентоспособного развития территории. Край открыт новым идеям, технологиям, подходам и взглядам на освоение многообразного природного и человеческого капитала. Формирование агломерации обеспечит максимальную занятость населения и создаст стратегические предпосылки конкурентоспособности экономики.

В начале 2008 г. правительство Красноярского края объявило о формировании Красноярской агломерации - проекта национального масштаба, формирующего качественно новый уровень жизни населения, создающего перспективы гармоничного развития для всех областей жизнедеятельности, как в финансово-экономической, промышленной, так и в социально-культурных сферах.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что формирование Красноярской агломерации имеет важное значение для выработки комплексных решений дальнейшего развития промышленного, научного, культурного потенциала региона, в целях интеграции Красноярского края в общемировое цивилизационное пространство.

Объектом исследования является Красноярская агломерация.

Предметом - особенности формирования Красноярской агломерации.

Цель курсовой работы - всестороннее изучение и характеристика особенностей формирования Красноярской агломерации.

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

раскрыть содержание понятия «агломерация»;

выявить особенности ее формирования в России;

рассмотреть стратегию развития Красноярской агломерации до 2020 года.

Курсовая работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Решению различных проблем по вопросам эффективности расселения населения и роста городов, посвятили научные труды Е.Г. Анимица, А.А. Артеменко, Р.В. Бабун, В.Р. Беленький, Н.Н. Бурихин, А.А. Варламов, С.Н. Волков, А.Р. Глазун, В.Г. Давидович, А.Л. Желясков, В.А. Каменский, А.П. Кузнецов, Г.А. Кузнецов, Н.А. Кузнецов, Ю.М. Роготнев, А.В. Севостьянов, М.Д. Спектор, М.А. Сулин, С.А. Удачин, С.Д. Черемушкин, А.Н. Морыганов, Г.А. и С.А. Ковалевы, М.О. Хауке, Б.С. Хорев и др. Основные аспекты функционирования и формирования городских агломераций анализируются в различных источниках ведущими «урбанологами» страны - Г.М. Лаппо, В.Я. Любовным, Е.Н. Перцик и др.

Информационную базу составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Красноярского края, постановления Правительства РФ, статистические данные, нормативная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, отчеты и доклады конференций, а также ресурсы Интернет.

В работе использованы методы: анализ научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение.

1. Формирование городских агломераций как фактор модернизации российского пространства

1.1 Городские агломерации: понятие, особенности


Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А. Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

компактность − компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

высокая плотность населения − концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

тесные экономические связи − комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

высокий уровень функциональной связанности − сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

целостность рынков труда, недвижимости, земли;

правовая самостоятельность поселений − нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

многокомпонентность − населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

территориально-отраслевой интерес − наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны − город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).

.2 Особенности развития агломераций в России

Всплеск интереса к агломерациям в России обусловлен рядом причин, связанных с ролью городов в современном обществе, с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, особенно в контексте ухода от сырьевой модели экономического роста.

В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах» (январь 2012 года) отметил, что «освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит также значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».

Специфика нашей страны, это - масштабность пространства, последовательность формирования государственной территории, степень освоенности, уровень социально-экономического развития и сформированности систем городов, пространственным рисунком расселения, ход урбанизации и т.д.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, показывают, что Россия остается урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% (против 73,3 переписи 2002 г.). Численность населения при этом сократилась в 63, но в 20 регионах увеличилась, при этом внутрирегиональная динамика численности показывает, что областные центры по-прежнему активно интегрируют сельское население. Так, в Красноярском крае с 2002 г. численность населения сократилась на 137,8 тыс. человек (на 4,6%), в то время как количество жителей Красноярска за этот же период выросло на 65,3 тыс. (7,2%) - до 974,7 тыс. Городом-миллионником Красноярск стал в 2012 году.

Процесс урбанизации в России также имеет свои особенности, обусловленные слабым рынком земли и недвижимости, централизованным планированием. Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные изменения в развитии городов. Так, спад промышленного производства привел к резкому росту безработицы, неполной занятости населения и бедности в крупных городах. В результате города стали местами концентрации социальных проблем. Кроме того, конец эпохи индустриализации и быстрое развитие сектора услуг положили начало этапу субурбанизации, который в России происходит более быстрыми темпами, чем в странах, где данный процесс происходил эволюционно.

Отличительной особенностью развития российских городов является маятниковая миграция: жители пригородов вынуждены искать работу в городе, а горожане, наоборот, начинают постепенно приобретать недвижимость за городом, где сохраняются обширные пространства, занятые дачными участками. Часть из них используется лишь в летний период, часть перестраивается и превращается в полноценные загородные дома, предназначенные для круглогодичного проживания.

В последние годы субурбанизация в России характеризуется наличием двух параллельных процессов. С одной стороны, дачные поселки перестают быть лишь местом летнего отдыха и источником продуктов питания, они начинают застраиваться домами для круглогодичного проживания. С другой стороны, наблюдаются активная застройка свободных земельных участков в пригородах коттеджами и образование поселений другого рода. Различие данных процессов заключается в том, что в первом случае речь идет в основном об индивидуальном жилищном строительстве, осуществляемом владельцами или арендаторами земельных участков для собственных нужд.

Российская субурбанизация также имеет свои особенности. Так, если в европейских странах городские жители, переезжая в пригороды, продавали свое жилье в городе, и загородный дом для них становился основным местом жительства, то в России, как правило, он становится вторым домом, поскольку, переезжая в коттедж, люди предпочитают сохранять городские квартиры.

Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. В то время как Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Из городских агломераций России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой более 80% находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.

Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.

В настоящее время большой интерес вызывают перспективы формирования и развития крупных городских агломераций Сибири, поскольку потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Так, в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном».

Таким образом, городские агломерации - это сложный и комплексный объект, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между входящими в него территориями. Главные преимущества агломерации - возможность для всех ее жителей пользоваться услугами, доступными в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований, имеют потенциальные сибирские агломерации.

Целенаправленное формирование современных городских агломераций в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить процесс миграции населения в европейскую часть России и привлечь трудовые ресурсы из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-миллионеры могут стать реальными «узлами» социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую части страны. В этом смысле стратегии развития городских агломераций Сибири имеют не только региональный, но и государственный масштаб.

2. Красноярская агломерация


2.1 Общая характеристика Красноярской агломерации

Красноярский край является крупнейшим экономически развитым субъектом РФ и экономическим лидером Сибирского федерального округа, и обладает одной из самых развитых городских систем за Уралом.

Весомую роль в экономическом потенциале края играет Красноярск, формируя 66% ввода жилья, 57% оборота розничной торговли, треть инвестиций в основной капитал и 20% объема отгруженной продукции региона.

апреля 2008 года семь муниципальных образований (МО) Красноярского края - города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, и четыре района - Емельяновский, Манский, Сухобузимский, Березовский, под эгидой экс губернатора края А.Г. Хлопонина подписали Соглашение об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года», с целью создания условий для опережающего социально-экономического, инфраструктурного, промышленного, культурного развития территорий Красноярского края, расположенных вокруг финансово-делового центра - Красноярска.

Идея развития Красноярска и прилегающих территорий возникла потому, что город уже стал не способен далее развиваться самостоятельно. Фактически на сегодня он исчерпал свой территориальный ресурс.

Так, в границах Красноярска невозможно организовать утилизацию бытовых отходов, развивать малоэтажное строительство, обустраивать зоны для отдыха горожан, т.е. без межмуниципаль-ного сотрудничества Красноярск не может гармонично развиваться дальше. Кроме того, социально-экономическое развитие города способствовало созданию эффекта маятниковых миграций, ежедневная маятниковая миграция в Красноярск оценивается от 60 тыс. до 80 тыс. человек. Отсюда и возник проект агломерации, который объединяет интересы города и соседних с ним территорий.

Красноярск - это агломеративное ядро. Его главенствующая роль обусловлена тем, что здесь проживает основная часть населения Красноярской агломерации - 1016 тысяч человек. За год численность города увеличилась на 19069 человек или на 2%. Общий прирост населения был сформирован за счет высокого миграционного прироста - на 82%.

Красноярская агломерация относится к моноцентрическому типу агломераций, единым ядром-центром является г. Красноярск, который по своему потенциалу значительно превосходит входящие в агломерацию муниципальные образования. Ее границы определяются условно в радиусе 1,5-часовой транспортной доступности. При этом, в отличие от агломераций европейской части страны, в состав Красноярской агломерации входят как городские, так и сельские поселения, при этом доминирует городское население, которое составляет 92,4%. Предполагается, что к 2020 г. численность населения агломерации составит 1245,6 тыс. человек, а Красноярска ‒ ядра агломерации с учетом маятниковой миграции 1134 тыс.

В настоящее время Красноярская агломерация занимает территорию с наивысшей концентрацией населения в пределах Красноярского края: плотность населения агломерации составляет около 50,0 человека на 1 кв. км. Наибольшая плотность населения в г. Красноярске, наименьшая - в Манском районе (табл. 1).

Таблица 1 - Численность и плотность населения, площадь муниципальных образований Красноярской агломерации

Муниципальные образования

Площадь территории, кв. км

Плотность населения, чел. на 1 кв. км

г. Красноярск

988818

24148,4

2605,6

г. Дивногорск

32358

379,5

64,5

г. Сосновоборск

33544

501,5

2257,3

Емельяновский район

37932

14,9

8,9

Березовский район

46693

4244,2

6,3

Сухобузимский район

16020

7437,1

3,6

Манский район

20410

5959,0

2,7


Красноярск находится на пересечении транснациональных магистралей железнодорожного (Транссибирской железнодорожной магистрали), автомобильного (федеральной магистральной дороги «Байкал»), авиа- и речного сообщения, с выходом к Северному морскому пути (р. Енисей) и доступом к огромным природным ресурсам объединенного Красноярского края.

Территории, вошедшие в состав Красноярской агломерации, имеют уникальные геополитические преимущества за счет расположения в пределах приоритетного для пространственного единства России трансконтинентального направления расселения по оси Санкт-Петербург - Москва - Владивосток, нуждающегося в активизации роли городов и формирующихся на их основе агломераций на востоке страны, обладающих значительным потенциалом развития и влияния на громадине пространства сопряженных с ними территорий.

.2 Стратегия развития Красноярской агломерации

В соответствии с Концепцией программы социально-экономического развития г. Красноярска до 2020 года (в условиях Красноярской агломерации), Программой социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года, где сформирован отдельный блок межмуниципального взаимодействия агломерации, - Красноярская агломерация рассматривается как единый комплекс территорий с приоритетным развитием основных отраслей.

Агломерация состоит из центрального города - «ядра» - Красноярска и близ лежащих муниципальных образований, которые в аспектах управления агломерацией рассматриваются как совокупность поселений, тесно взаимосвязанных между собой экономически и социально, исходя из реально существующей взаимосвязи между муниципальными образованиями.

В сложившихся условиях возможен сценарий агломеративного объединения в ракурсе ближнего и дальнего агломеративных колец.

Ближнее кольцо: территории, интенсивно интегрированные в межтерриториальные связи и деловые процессы городского округа Красноярск, находящиеся в радиусе территориальной доступности для регулярных маятниковых перемещений: г. Сосновоборск, г. Дивногорск и прилегающая часть Емельяновского, Березовского и Манского районов.

Дальнее кольцо: включает дополнительно территории, интегрированные в пространственное развитие агломерации: Березовский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский районы.

Красноярск как ядро агломерации представляет собой важнейший фокус развития, он является полюсом притяжения трудовых ресурсов, культурным и образовательным центром. Муниципальные образования в составе агломерации обладают рядом преимуществ: у них появляется возможность пользоваться инфраструктурой центрального города и привлекать инвесторов, которые бы не стали рассматривать небольшой город как базу для размещения производства. Территории имеют единую скоординированную стратегию развития.

Образ «ядра» Красноярской агломерации определяется созданием центров притяжения в основополагающей идеи территориально-планировочного развития. В роли ключевых территорий выступают районы концентрации административных, деловых, торговых, культурных, инфраструктурных объектов.

Новые полюса городского развития запланированы на левом берегу Енисея - университетский городок СФУ и научно-инновационная зона на его базе, Красноярск-сити в районе «Взлетки», обновление Культурно-исторического музейного центра на Стрелке, освоение островов Татышева и Молокова. Объединяющим развитие правого и левого берега станет благоустройство набережной Енисея, которая должна выполнять рекреационную функцию - территории, удобной для прогулок, отдыха, развлечений. Важной задачей является организация удобной транспортной доступности каждого полюса роста и создание системы скоростного транспорта, которая связывала бы центры в единую систему, функционирующую в едином ритме.

Приоритетами развития экономики агломерации следующие: научно-образовательный комплекс, сектор коммерческих услуг, финансовый сектор, строительство, туризм, деятельность по организации отдыха и развлечений, культура, социальная сфера, а из промышленных отраслей - машиностроение.

Развитие научно-образовательного комплекса является приоритетным направлением. Масштабный проект развития образования и науки реализован на базе СФУ. Достичь мультипликативного эффекта позволит создание научно-инновационной зоны и технопарка. Цель и масштаб проекта подчеркнуты созданием целого университетского района на западе города.

Город Красноярск в приоритетах развития агломерации позиционируется как площадка для промышленного внедрения инноваций. Для этого в городе имеется потенциал свободных (незадействованных) промышленных мощностей, а также сложившаяся полиотраслевая структура промышленного производства. На сегодняшний день развитие экономических, транспортных, социальных и миграционных связей между муниципальными образованиями характеризует Красноярскую агломерацию как индустриальную (Приложение 3)

Агломеративный процесс происходит постепенно:

этап - до 2015 г. - Развитие инновационной экономики, создание и размещение новых производств на промышленных площадках города.

этап - 2014-2017 гг. - Трансформация и создание единого емкого и разнообразного рынка труда и динамичный «перевод» производств, центров потребления и развлечения на периферию.

этап - 2018-2020 гг. - Постиндустриальная агломерация - работа на повышение статуса, развитие функций делового центра, функциональное взаимодействие города с мультимодальным узлом, запуск гостиничных комплексов класса 4, 5 звезд.

В настоящее время к числу важнейших функций Красноярска можно отнести транспортную, научную, торговую функции. В то же время очевидно, что эти функции Красноярск выполняет совместно с другими муниципальными образованиями, входящими в состав агломерации.

Социальный признак включения в агломерацию характеризуется теснотой социальных связей, обусловленных, во-первых, слабой территориальной сегментацией рынка труда и необходимостью формирования единого рынка труда смежных территорий. Во-вторых, значение имеет интенсивная маятниковая миграция, вызванная культурными, торгово-бытовыми, образовательными и др. связями. Между Красноярском и муниципальными образованиями агломерации существует внутренняя дифференциация по уровню экономического развития.

В Емельяновском районе расположен один из крупнейших в СФО транспортных центров (аэропорт Красноярска, на базе которого планируется создание ПОЭЗ), который вносит значительный вклад в реализацию функций Красноярска (межрегиональные связи, внешнеэкономическая деятельность и т.д.).

Дивногорск, Емельяновский и Манский районы имеют высокий туристический потенциал, тесно связанный с развитием туристических функций Красноярска.

Березовский, Емельяновский, Манский и Сухобузимский районы имеют большое значение для формирования продовольственной базы Красноярска, также здесь сложились очень тесные социально-культурные связи и, наконец, именно там расположены дачные участки большинства горожан.

С развитием агломерации необходимо провести перераспределение функций ядра агломерации и периферии с учетом сложившийся дифференциации. Поэтому для более эффективной их реализации необходима координация между Красноярском и другими муниципальными образованиями, т.е. об организации управления агломерацией, в которой, безусловно, ведущую роль играет Красноярск, поскольку является ядром агломерации. Таким образом, Красноярск и в будущем будет развиваться как многофункциональный центр с выполнением:

международных функций (представительства зарубежных компаний, международных организаций и т.п.);

общероссийских (научно-образовательных, таможенных и пр.);

региональных (транспортных, внешнеэкономических, инфраструктурно-рыночных, информационно-телекомуникационных и пр.);

краевых (центр Красноярского края, выполнение краевых функций);

муниципальных функций.

Для территорий муниципальных образований, помимо города Красноярска, входящих в состав Красноярской агломерации Стратегией предложена территориальная специализация, которая предложена в Приложении 4.

Агломерация как система поселений, связанных общностью повседневной жизни населения ее территории, наличием ежедневных трудовых миграций и инфраструктура, возникающая между поселениями, предполагает и единую политику управления. Программными документами Красноярской агломерации рассматриваются 2 модели управления (Приложение 5):

) двухуровневая модель управления с двумя разновидностями:

− созданием муниципального образования «второго уровня» на территории всей агломерации с прямым (одноуровневым) управлением центральным городом;

− созданием муниципального образования «второго уровня» с компактной системой собственных органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия, делегированные городскими округами и муниципальными районами (с договорным распределением полномочий).

) договорная модель управления. Договорная модель управления применительно к Красноярской агломерации показана в Приложении 6.

При этом создание агломерированного округа (двухуровневая модель управления) потребует длительной процедуры, включающей в том числе и проведение референдума в каждом из городских округов. Применительно к договорной модели управления агломерацией столь сложного механизма объединения усилий муниципальных образований Красноярской агломерации не требуется. В этом варианте достаточно заключения договоров (соглашений), о чем принимают решения главы администрации и (или) представительного органа каждого из муниципальных районов, городских округов (в порядке, определенном их уставами). Подписание Соглашения 3-х городских округов и 4-х муниципальных районов можно считать первым шагом на пути создания договорных механизмов управления Красноярской агломерацией. Сегодня целесообразно идти по пути расширения масштабов сотрудничества, уплотнения взаимодействия, разрабатывать и использовать конкретные формы кооперации муниципалитетов. В дальнейшем (в случае принятия на федеральном уровне соответствующей законодательной базы) возможно создание на территории Красноярской агломерации муниципального образования «верхнего» уровня.

Таким образом, в рамках договорных механизмов муниципальные образования сохраняют юридическую самостоятельность и самостоятельность в вопросах оперативного управления. При этом они имеют юридически оформленную, единую позицию по стратегическим вопросам развития. Разрабатывают и принимают скоординированные между собой стратегические документы - стратегию развития, имеют общий (единый) или согласованные генеральные планы, правила землепользования и застройки, систему правового зонирования, согласованные или единые на всю Агломерацию планы развития инфраструктур. Проводят единую или согласованную социальную, жилищную, экономическую и финансовую политику.

Создание такой модели возможно в рамках действующего правового поля и не требует проведения специальных электоральных процедур для ее образования.

В тоже время, принятие решений в рамках подобной модели возможно только на условиях консенсуса и одобрения всеми входящими в состав Агломерации муниципальными образованиями, что делает этот процесс достаточно длительным и сложным, остается влияние интересов малых групп.

Сотрудничество между административными единицами может осуществляться в форме делегирования части полномочий создаваемому межмуниципальному органу управления. Подобным органом может стать Совет агломерации, в состав которого должны войти главы всех городских округов и муниципальных районов агломерации, а также уполномоченный представитель Красноярского края. В функции Совета агломерации должно входить:

определения основных направлений межмуниципального сотрудничества;

достижение договоренностей о реализации совместных межмуниципальных проектов, принятие согласованных решений об их организации и финансировании;

обеспечение межмуниципального взаимодействия в вопросах создания благоприятного имиджа агломерации в глазах инвесторов и повышения её конкурентоспособности;

выявление потенциально конфликтных вопросов межмуниципального взаимодействия и поиск компромиссных вариантов их решения.

Кроме того, реализация невозможна без опоры на активное развитие гражданских инициатив в формировании общественного сознания в интересах агломеративного объединения. В качестве важной составляющей возможно создание инфраструктуры общественных фондов, влияющих на инвестиционное, инновационное, социокультурное взаимодействие территорий в рамках Красноярской агломерации.

Комплексное развитие г. Красноярска как ядра Красноярской агломерации, начиная с 2013-2014 годов, предполагает согласование Генерального плана Красноярска и схем районной планировки муниципальных образований и Программ социально-экономического развития с целью максимизации агломерационного эффекта, т.е. возможно более полного использования потенциала каждого отдельного муниципального образования. В первую очередь рассматриваются вопросы переноса крупных промышленных предприятий на периферию города и за городскую черту. Мерой для решения этой задачи должна стать планомерная оправданная стратегия зонирования, а значит и четкое определение специализаций того или иного муниципального образования.

Развитие новых транзитных направлений, нового центра и районов массовой жилищной застройки, подготовка участков под технопарки и др. способны разгрузить Красноярск в его нынешних границах, существенно улучшить качество среды жизнедеятельности как в самом городе, так и во внешней зоне Красноярской агломерации, привлечь крупный бизнес и масштабные инвестиции, придать мощный импульс малому и среднему бизнесу. Все это обеспечит не только новые высокооплачиваемые рабочие места, но, в конечном счете, преимущество Красноярску перед всеми остальными сибирскими центрами в борьбе за население и инвестиции.

Наиболее привлекательным стратегическим фокусом для Красноярской агломерации с точки зрения создания добавленной стоимости и имеющегося потенциала является сценарий «Центр предпринимательства и инноваций» (рисунок 2). Новый стратегический фокус определит будущий облик Красноярской агломерации.

Привлекательность различных типов стратегического фокуса для Красноярской агломерации

При успешной реализации стратегии к 2020 году по ряду показателей качества жизни Красноярская агломерация сможет существенно улучшить свои позиции (рисунок).

Прогностические показатели качества жизни Красноярской агломерации

Будущие перспективы развития г. Красноярска как ядра агломерации и прилегающих территорий будут зависеть от общих направлений социально-экономического развития города и складывающейся ситуации на занимаемых ими территориях. Результатом успешной реализации выбранной стратегии станет диверсификация и рост экономики, что вместе с ростом производительности труда приведет к увеличению доходов населения (рисунок).

Прогностические экономические показатели Красноярской агломерации

Таким образом, Красноярская агломерация - это единый комплекс территорий с приоритетным развитием основных отраслей. Целью формирования Красноярской агломерации является создание ареала комфортного проживания населения на востоке страны, способного обеспечить привлекательные условия жизнедеятельности и сохранить (приумножить) население.

Успешная реализация стратегии агломерации зависит от эффективности используемых управленческих механизмов, концентрации ресурсов на основных направлениях устойчивого городского развития, четкого взаимодействия городского сообщества и органов местного самоуправления на принципах стратегического партнерства. Эти механизмы и ресурсы, прежде всего, должны обеспечить привлечение в город внешних и внутренних инвестиций и реализацию на его территории крупных инвестиционных проектов. Муниципальная и региональная политики стимулирования инвесторов в проекте «Стратегия развития Красноярской агломерации до 2020» в Приложение 7.

Для развития и повышения конкурентоспособности Красноярской агломерации необходимо решение следующих задач:

кардинальное улучшение экологической ситуации;

повышение качества среды обитания и уровня жизни населения;

комплексное развитие транспортной инфраструктуры;

развитие инновационно-образовательных, научно-внедренческих функций;

формирование инвестиционно-привлекательной среды (лучшее место для бизнеса), создание общественно-делового центра, отвечающего мировым стандартам;

создание институтов и инфраструктуры туризма;

привлечение и «удержание» квалифицированных кадров;

выстраивание позитивного международного брэнда «Красноярская агломерация».

Будущее Красноярска и прилегающих к нему территорий - за агломерацией. И хотя ресурсы муниципальных образований, входящих в агломерацию, неравноценны, но реализация дополнительных мер позволит обеспечить ускоренный экономический рост и превращение агломерации в территорию, комфортную для проживания населения. Красноярску принадлежит определяющая роль в формировании агломерации в целом, развитии центров оказания высокотехнологических производственных и социальных услуг.

Заключение


Таким образом, в данной работе мы рассмотрели особенности формирования агломераций на примере Красноярского края.

Переход на инновационный путь развития приводит к трансформации всей системы региональных экономических отношений, оказывая влияние и на развитие городских агломераций. Городская агломерация - компактная территориальная группа городских и сельских поселений, объединенных в сложную динамичную локальную систему многообразными интенсивными связями производственными, коммунально-хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов.

Формирование агломерации - процесс длительный. Основой развития агломерации, формирование межрегионального центра развития, является отход от существующих моделей развития и замена их на новые, экономически, социально, экологически отвечающие стратегии инновационного, устойчивого развития агломерации.

Красноярская городская агломерация - одна из крупнейших агломераций в Сибири и в России. Красноярск играет весомую роль в экономическом потенциале края, формируя треть населения, 66% ввода жилья, 57% оборота розничной торговли, треть инвестиций в основной капитал и 20% объема отгруженной продукции региона. Показатели социально-экономического развития города также имеют положительную динамику.

Численность населения города ежегодно растет на 15-17 тыс. чел. - это обусловлено высоким миграционным приростом и увеличением рождаемости.

Кроме того, социально-экономическое развитие Красноярска способствовало созданию эффекта маятниковых миграций: ежедневная маятниковая миграция в Красноярск оценивается по от 60 тыс. до 80 тыс. человек.

Таким образом, процесс урбанизации в Красноярском крае с ориентацией на Красноярск и интенсивно интегрированные в межтерриториальные связи процессы развития города продиктовали новые требования к пространственному развитию территории, и стали предпосылками формирования Красноярской агломерации.

Красноярская агломерация служит межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Восточной Сибири. Город-ядро в советское время планировал, но не достиг статуса города-миллионера. Это произошло в апреле 2012 года.

В городской Красноярской агломерации есть ряд крупных городов и городских поселений - Дивногорск, Сосновоборск, практически сросшиеся с городом 20-тысячная Берёзовка и посёлок Солонцы; близлежащие населённые пункты Манского, Сухобузимского и Емельяновского районов.

Положительный эффект от формирования городской агломерации возможен только при правильном управлении. Только при грамотном управлении процессами развития территорий можно добиться положительного агломерационного эффекта и обеспечить высокий уровень качества жизни населения, создать комфортную среду для ведения бизнеса, что обеспечит конкурентоспособность как региона, так и страны в целом, которая направлена на инновационный путь развития.

Основные задачи по комплексному развитию Красноярской агломерации:

консолидировать усилия научного сообщества, бизнеса, всех уровней власти и общественности для создания на базе имеющихся преимуществ проекта национального масштаба;

обеспечить качественно новый уровень жизни населения региона, интенсивный рост производительности труда, гармоничное развитие всех областей жизнедеятельности как в финансово-экономической, промышленной, так и в социокультурной сферах;

создать условия для сохранения и преумножения населения региона;

оказать мощное позитивное воздействие на интенсивное развитие территорий Сибири, Дальнего Востока, стать современным промышленным и экономическим форпостом страны в центральной части Евро-Азиатского континента и на юго-восточном направлении.

Список используемых источников


1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (от 08.08.2009) // СЗ РФ от 24.11.2008. - №47. - Ст. 5489.

2.      Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 №1120-р // СЗ РФ от 16.08.2010. - Ст. 4444.

.        Аврамчикова Н.Т. Теория и методологиия формирования поляризованного пространства в экономике региона: автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. э. н. / Н.Т. Аврамчикова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. - 24 с.

.        Бухарова Е.Б Асимметрия и многогранность Красноярской агломерации / Е.Б Бухарова // VIII конференция ОЭСР. - Красноярск, 2012.

.        Глазычев В.Л. Челябинская агломерация: потенциал развития / В.Л. Глазычев и др. - Челябинск: Еманжелинская городская типография, 2007. - 278 с.

.        Емельянова Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири / Н.В. Емельянова. - М.: Эслан, 2010. - С. 263-281.

.        Желясков А.Л. Социально-экономические аспекты формирования территорий пригородных поселений / А.Л. Желясков, А.Н. Поносов. - Пермь: ПГСА, 2007. - 15 с.

.        Зеленская Т.В. Развитие экономики города в условиях агломеративных процессов на примере Красноярска / Т.В. Зеленская // Практика муниципального управления. - 2012. - №6. - С. 18-27.

.        Концепция пространственного социально-экономического развития Красноярского края до 2017 года: монография / Под ред. Е.Б. Бухаровой. - Красноярск: СФУ, 2008. -

.        Лаппо Г.М. Агломерации в России в ХХI веке / Г.М. Лаппо, П.М. Полян, Т.И. Селиванова // Полит.ру. - 2010. - №17. - С. 45-52.

.        Любовный В.Я. Городские агломерации в России: проблемы развития и регулирования // Сборник трудов Академических чтений «Проблемы развития агломераций в России». - М.: КРАСАНД, 2009. - С. 17-33.

.        Максимов С.Н. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов / С.Н. Максимов, В.В. Семененко // Проблемы современной экономики. - 2012. - №2. - С. 352-355.

.        Михайлова М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества / М.А. Михайлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - №6 (74). - С. 114-117.

.        Музалевский К.Л. Пространственно-расселенческая структура городской агломерации: согласование интересов населения и обслуживающих компаний (на примере транспортных): автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. э. н. / К.Л. Музалевский. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. - 24 с.

.        Нефедова Т.Г. Теория «дифференциальной урбанизации» и иерархия городов в России на рубеже XXI века // Проблемы урбанизации на рубеже веков / Т.Г. Нефедова, А.И. Трейвиш. - Смоленск: Ойкумена, 2002. - С. 71-86.

.        Нещадин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России / А. Нещадин, А. Прилепин // Общество и экономика. 2010. - №12. - С. 8 - 10.

.        Обедков А.П. Формирование городских агломераций как фактор модернизации российского пространства. - Сыктывкар: Сыктывкарский филиал СПб ГУСЭ, 2012. - 12 с.

.        Полищук В.И. Комплексная Стратегия развития Красноярской агломерации: 2020-2030 года / В.И. Полищук. - Красноярск: ОАО «Корпорация «Красноярск-2020», 2010. - 88 с.

.        Полян П.М. Городские агломерации России и новые тенденции эволюции их сети / П.М. Полян, Т.Н. Селиванова // Известия РАН. - 2007. - №5. - С. 18-27.

.        Поносов А.Н. Социально-экономические аспекты формирования территорий поселений в зоне влияния крупного города: автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. э. н. / А.Н. Поносов. - Пермь: ФГОУ ВПО ПГСА, 2007. - 26 с.

.        Путин В. «О наших экономических задачах». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.putin2012.ru/ events/149.

.        Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». - М.: Минрегионразвития РФ, 2011. - 117 с.

.        Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. - М.: Инфра-М, 2013. - 512 с.

.        Стратегия социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации. - Красноярск, 2010. - 980 с.

.        Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. - Красноярск, 2013. - 160 с.

.        Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030. Аналитический доклад / Под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: СФУ, 2010. - 126 с.

.        Яроцкая Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов / Е.В. Яроцкая // Вестник науки Сибири. - 2012. - №5. - С. 185-190.

Похожие работы на - Красноярская агломерация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!