Исследование проблемы здорового образа жизни студентов
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
Дисциплина:
«Основы маркетинга»
Тема:
Исследование проблемы здорового образа жизни студентов
Содержание
Введение
. Теоретико-методологические основы
управления физической культурой и спортом
1.1 Понятие и особенности социального маркетинга
1.2 Физическая культура и спорт как
фактор укрепления здоровья молодежи
1.3 Роль физической культуры и спорта в рыночной экономике
1.4
Система управления физической культурой и спортом
2. Исследование форм и методов управления в физической
культуре и спорте
.1 Принципы управления в физической культуре и спорте
.2 Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической
культурой и спортом
. Данные о проблеме ведения здорового образа жизни
.1 Данные о проблеме ведения здорового образа жизни в России
3.2 Данные о проблеме ведения
здорового образа жизни в Мире
3.3 Решение проблемы спорта в России
4. Исследование в области здорового
образа жизни и спорта
.1 Исследование мнения студентов
города Череповца о состоянии здорового образа жизни и развитии спорта
.2 Уровень достижений в здоровом
образе жизни и физической культуре
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
социальный маркетинг физический спорт
В курсовом проекте рассматривается тема: «Исследование проблемы здорового
образа жизни студентов города Череповца»
Цель курсового проекта - провести исследование проблемы здорового образа
жизни студентов города Череповца и изучить спортивный интерес студентов.
Исходя из темы, поставлены следующие задачи:
. Изучить предпочтения в спорте студентов города Череповца;
. Изучить степень интереса к спортивным мероприятиям;
. Выявить степень заинтересованности к здоровому образу жизни студентов в
Череповце.
Объектом исследования являются студенты города Череповца, в частности
студенты ЧГУ.
Предмет - недостаточное внимание к здоровому образу жизни студентов, в
частности физической культуре.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению
и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого
фактора.
Владимир Путин: "… здоровье народа сегодня напрямую связано не
только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни
людей…".
Методы изучения проблемы:
ü опрос (анкетирование);
ü непрямое наблюдение (изучение документов);
ü метод экспертных оценок.
. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и
спортом
.1 Понятие и особенности физической культуры
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она
возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой, является ее
живой, органической частью. Культура никогда в ходе своего исторического
развития не теряла связи с физической культурой, а последняя всегда опиралась в
своем развитии на достижения культуры (науку, философию, мораль и т.п.).
Физическая культура возникла в недрах общей культуры в процессе
исторического развития человеческого общества. Уже на первых стадиях своего
существования человечество вынуждено накапливать опыт в способах, приемах,
средствах овладения природой, окружающей средой, совершенствовать производство
и орудия труда. Этот опыт необходимо передавать подрастающему поколению.
Возникает обучение, воспитание. На ранних ступенях первобытного общества
воспитание было преимущественно физическим.
В ходе исторического процесса развития культуры физическая культура
превращается в самостоятельную область общественно необходимой деятельности.
Развитие духовной культуры (философии, науки, теории воспитания), материальной
культуры (культуры материального производства, его процессов и продуктов), а
также усложнение и обострение социальных отношений в процессе развития общества
определяют и развитие физической культуры. Постепенно в ее недрах формируются и
затем выделяются в самостоятельные части (компоненты) физическое воспитание,
спорт и физическая рекреация.
Наряду с этим формируются и средства физической культуры. Первыми из них,
которые осознанно стал конструировать человек на основе своей трудовой
практики, были физические упражнения в виде естественных движений (бег, прыжки,
метания и т.п.). Они выступали в составе игр, танцев, развлечений.
Физическая культура по своей сущности явление массовое, вовлекающее в
сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов
общества.
Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической
социально организованной формой и областью сопоставления физических и
интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или
команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности
направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в
специфических (спортивных) соревнованиях.
Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной
непосредственно с двигательными действиями.
Таким образом, физическая культура и спорт - это один из видов
человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как
человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей
оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое
воздействие на общественное развитие человечества.
1.2 Физическая
культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе,
труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в
формирование всесторонне развитой личности.
На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных
соревнований молодые люди переносят большие физические и моральные нагрузки:
быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата
спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои
интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил
спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют
формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость,
самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка,
дисциплинированность.
На занятиях физической культурой и спортом молодые люди приобретают
знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об
использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания
организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень
устойчивости умственной работоспособности.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры
неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций
опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от
всех болезней. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила
личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии
здоровья.
По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого
человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения
здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение,
употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и
отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь
основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом,
положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья [1].Здоровье - это
первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и
обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей
предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и,
в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды,
позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и
физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (BОЗ)"здоровье
- это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов" [2].
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций
и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы
проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических,
эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация
общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний,
воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и
реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его
здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на
производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических,
воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и
спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая
воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих
широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и
потребностей, активизации человеческого фактора.
К сожалению, можно констатировать то, что сегодня неэффективно
используются возможности физической культуры и спорта в сохранении и укреплении
здоровья людей, в профилактической работе, в борьбе с наркоманией, пьянством,
курением, особенно среди детей, подростков и молодежи.
Можно сказать, что действующее законодательство либо не работает, либо
отсутствует в плане привития устойчивой привычки занятия физической культурой и
расширения массовости физической культуры и спорта. И расчет на разработку
последующих законодательных актов, конечно, способен улучшить эту ситуацию.
Госкомспорт России всегда готов привлечь своих специалистов к разработке тех
материалов, которые необходимы для устранения существующего положения.
Особенно хотелось бы подчеркнуть роль и возможности спорта для детей,
подростков и молодежи в профилактике наркомании.
Распространение наркомании в Российской Федерации оказывает возрастающее
крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества,
экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все
сферы жизнедеятельности государства, личности и общества. В последние годы
практически во всех регионах Российской Федерации ситуация, связанная с
злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет
тенденцию к ухудшению.
Госкомспортом России был проведен первичный анализ взаимосвязей
показателей распространенности наркомании среди молодежи и подростковой
преступности с уровнем охвата населения занятиями физической культурой и
спортом во всех субъектах Российской Федерации. Анализ показал наличие вполне
четкой взаимосвязи. Оказалось, что с достижением определенного уровня охвата
населения организованными формами занятий физической культурой и спортом
наблюдается снижение уровня зарегистрированной молодежной наркомании и
подростковой преступности, что при объективной статистике выглядит вполне
закономерным и прогнозируемым явлением [3].
В связи с этим, в настоящее время наиболее важным направлением
деятельности органов власти является поиск эффективных технологий
противодействия росту наркомании среди детей, подростков и молодежи, способных
сформировать такие поведенческие модели, которые бы исключали полностью тягу к
наркотикам. Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой
деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и
устойчивые ценностные позиции является физическая культура и спорт. Мировой и
отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта
обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения
уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и
молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе.
Пониманию того, что будущее страны невозможно без здоровых физически и
духовно членов общества, способствует усиление роли физической культуры и
спорта в деятельности по укреплению государства. Так, в последние годы
повышается уровень охвата занимающихся физической культурой и спортом. В 2007
году в Российской Федерации было охвачено занятиями физической культурой и
спортом 13,3 млн. человек. Вместе с тем, несмотря на то, что наблюдается
положительная тенденция к увеличению численности занимающихся, их охват
составляет всего 9,2% от общей численности населения в Российской Федерации,
что намного ниже уровня охвата занятиями физической культурой и спортом в
развитых странах. Во многих развитых странах этот показатель порой достигает 40
процентов [4].
Конечно, это не означает, что Российская Федерация могла бы и должна была
достигать такого уровня: такая задача не стоит. Однако, в России процент
охвата, который мог бы дать социальный эффект, должен составлять около 20, если
быть точнее, - то 18,3 процента. В Российской Федерации имеются субъекты, в
которых охват детей занятиями физической культурой достигает такого процента,
способствуя положительной тенденции влияния средств физической культуры в
профилактической антинаркотической деятельности.
К сожалению, есть субъекты Российской Федерации, где охват составляет
всего 2,5 процентов, и это не зависит от наличия материально-технической базы,
наличия кадрового потенциала в этих субъектах. Иначе говоря, практически
отсутствует нормативно-правовой механизм регулирования охвата занимающихся
физической культурой, который просто необходимо гарантировать, как по
Конституции нашего государства, так и возможностью прописывать это в
последующих законах так, чтобы эта гарантия осуществлялась и была не предметом
сегодняшнего обсуждения, а уже непосредственно констатацией положительного
факта.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в
полной мере использовать в профилактике наркомании, поскольку это наименее
затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и
физического оздоровления детей, подростков и молодежи.
Уровень физической подготовки молодежи не соответствует тем требованиям,
которые общество предъявляет гражданам, в том числе и к тем, кто обязан при
необходимости защищать интересы страны с оружием в руках.
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической
культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый
образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся
социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей
развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных
странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически
сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и
частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в
различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются
муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти
цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со
спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.
.3 Роль физической культуры и спорта в рыночной экономике
В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и
спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании
здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как
важнейшей социальной ценности.
Рыночная экономика способствует:
развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;
росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;
увеличению многообразия их организационно-правовых форм;
расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению
физкультурно-спортивных услуг [6].
Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся
объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных
услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей
[7].
Таким образом, можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на
формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:
во-первых, это развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности
массовых занятий спортом;
во-вторых, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации
специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и
вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и
физкультурно-оздоровительных программ;
в-третьих, активизация воспитательной работы: продвижение ценностей
физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении
принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и
сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным
занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства;
в-четвертых, популяризация здорового образа жизни и физической
активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ;
в-пятых, использование массовых и крупных международных спортивных
мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и
здорового поведения.
1.4 Система
управления физической культурой и спортом
Управлению в физической культуре и спорте свойствен ряд закономерностей,
одной из которых является его дифференциация.
Сущность этой закономерности проявляется в следующем: управление,
возникнув фактически как управление производством (первой сформировавшейся
школой управления была так называемая школа научного управления или школа
управления производством. В.В. Кузин, в процессе своего исторического развития,
которое отчетливо прослеживается на примере последовательного формирования и
приоритетного влияния на различных временных этапах разнообразных школ
управления (школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа
социальных систем и т.п.), все больше и больше внимания уделяет человеческому
фактору управлению людьми, коллективами людей, иными словами управлению в сфере
социальной жизни. Поэтому не случайно, что в рамках управления социальной
сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все
большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов
управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации [8].
Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и
необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое
должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления
нередко обозначается такими терминами, как "политика",
"философия", "миссия" физкультурно-спортивной организации
(отрасли).
Определение цели является начальным этапом процесса управления в
физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует
целенаправленное, а не стихийное воздействие.
Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой
относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие
осуществлять управленческое воздействие.
Различают основные и конкретные функции управления.
Основные функции управления являются таковыми по следующим причинам:
во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного
комплекса (отрасли материального и нематериального производства);
во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации
(международной, национальной или территориальной; коммерческой или
некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом
уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена);
в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание
основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная
функция менеджмента реализуется;
в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели
управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов [9].
Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя
единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как
отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого
воздействия на определенный объект.
Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как
относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в
практике на основе определенных принципов.
Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой
основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы
управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого
воздействия [10].
. Исследование форм и методов управления в физической культуре и спорте
.1 Принципы управления в физической культуре и спорте
Организационные методы управления базируются на организационных
отношениях между органами управления и организациями, организациями и
работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных
методов управления обычно выделяют следующие группы:
методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и
дисциплинарного воздействия;
методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при
взаимоотношении работников внутри спортивной организации;
методы распорядительного воздействия используются для решения текущих
задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации.
Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.;
административные методы связаны с властной природой государственного
управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона
взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо)
наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как
правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая
обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет;
одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное
лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой
стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном
подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в
административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном
уровнях [11].
Методы правового регулирования представляют собой применяемые
государством средства правового воздействия на общественные отношения.
Различают два основных способа правового регулирования авторитарный и
автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных
и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений
наделена правом, устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее
деятельности. Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений
являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут
самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или
прекращать их.
В доперестроечные времена в нашей стране действовали государственная и
общественно-самодеятельная формы организации, руководства и управления
физической культурой.
Орган управления физической культурой и спортом представляет собой
физкультурно-спортивную организацию (юридическое лицо), являющуюся в системе
управления субъектом (управляющей подсистемой) и воздействующую на другие
физкультурно-спортивные организации как объекты (управляемую подсистему).
В настоящее время общее управление физической культурой и спортом
осуществляет Федеральное агентство Российской Федерации по физической культуре
и спорту, которое, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724
"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти", находится в подчинении у Министерства спорта, туризма и
молодежной политики Российской Федерации.
Одной из специфических особенностей управления физической культурой и
спортом является то, что его осуществляют в тесном взаимодействии
государственные и общественные органы управления различного уровня и характера,
в своей взаимозависимости составляющие организационную структуру управления
отраслью.
Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации" к субъектам управления физической культурой
и спортом государственного характера относит федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта, а также органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
(ст.5) и определяет их компетенцию [8].
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, с передачей ему
правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и по
управлению имуществом упраздняемого Государственного комитета Российской
Федерации по физической культуре и спорту [12].
В Правительстве Российской Федерации, сформулированном В.В. Путиным в мае
2008 года, произошли изменения в блоке управления физической культурой и
спортом. В частности, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и
туризму было преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и
спорту. Данное Федеральное агентство является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в
сфере физической культуры, спорта и туризма.
В Положении о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту
Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации, сформулированы следующие основные его задачи: межотраслевая
координация и функциональное регулирование в области физической культуры и
спорта, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического и
образовательного потенциала в сфере физической культуры и спорта, развитие материально-технической
базы физической культуры и спорта, а также разработка и реализация предложений
по формированию инвестиционной политики в этой сфере, разработка предложений по
развитию спортивной промышленности.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту находится в ведении
Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и
возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра спорта,
туризма и молодежной политики Российской Федерации. В настоящее время министром
спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации является Мутко В. Л.
Кроме Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской
Федерации в управлении отраслью принимают участие и другие федеральные органы
исполнительной власти: Министерство образования и науки (в части руководства
обязательными занятиями физической культурой в образовательных учреждениях
различного типа, управления деятельностью части спортивных школ и т.п.),
Министерство обороны (в части руководства обязательной физической подготовкой
военнослужащих).
В соответствии со ст.8 (ч.1) Федерального закона от 04.12.2007 г. №
329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической
культуры и спорта, в частности, органы местного самоуправления взаимодействуют
с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической
культуры и спорта, в том числе:
координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность
по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при
необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие
физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры
и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников
физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации,
обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство
новых спортивных сооружений;
оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют
выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам
развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и
контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях
договоров;
осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации,
представляемой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами,
утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и
дают по ним заключения и рекомендации [24].
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", обеспечение условий для развития на территории муниципального
района физической культуры и массового спорта, организация проведения
официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального
поселения (ст.14) и муниципального района (ст.15) [23]. Данное положение также
закреплено в ст.9 Федерального закона "О физической культуре и спорте в
РФ", в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для
развития на территориях муниципальных образований физической культуры и
массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий,
физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных
образований.
Органы местного самоуправления создают в структуре своих исполнительных
органов специализированные подразделения, к полномочиям которых относятся:
определение основных задач и направлений развития физической культуры и
спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных
программ развития физической культуры и спорта;
популяризация физической культуры и спорта среди различных групп
населения;
организация проведения муниципальных официальных физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация
физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности
при проведении на территориях муниципальных образований официальных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных
районов и городских округов, их обеспечение;
оказание содействия субъектам физической культуры и спорта,
осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
осуществление иных установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий [13].
Согласно Закону № 131-ФЗ в вопросах муниципальных районов отсутствуют
полномочия по развитию физической культуры и спорта, что вызывает некоторое
беспокойство.
Ограничение функций муниципальных образований может разрушить систему
физкультурного движения и приведет к ликвидации большого количества спортивных
школ, закрытию спортивных секций, сокращению спортивной базы, снижению
количества занимающихся. В связи с этим, со стороны государства требуется
поддержка местных органов власти по вовлечению детей, подростков, всего
населения в постоянное занятие физической культурой.
Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти
субъектов РФ в области образования, органов исполнительной власти субъектов РФ
в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные
учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных
учреждениях.
Помимо этого, органы местного самоуправления могут создавать спортивные
школы как учреждения дополнительного образования. Финансирование находящихся в
ведении органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского
резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях,
осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не
запрещенных законом источников [14].
Органам местного самоуправления могут принадлежать физкультурно-оздоровительные,
спортивные и спортивно-технические сооружения. Их содержание, в том числе
ремонт, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников
физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов
или поселков, осуществляется в порядке, определенном правовыми актами органов
местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение
спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их
собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими
сооружениями, разрешать проводить в муниципальных спортивных сооружениях
занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста,
детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в
образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости
предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет
средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
В ряде случаев компетенция органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта определяется в
соответствующих законодательных актах субъектов Российской Федерации.
Законодательно (на уровне Российской Федерации или на уровне субъектов
Российской Федерации) определенная компетенция органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
уточняется и конкретизируется в подзаконных актах, в первую очередь в
положениях о соответствующем органе управления физической культурой и спортом в
субъекте Российской Федерации.
Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к
субъектам управления физической культурой и спортом общественного характера
относит Олимпийский комитет России и общероссийские физкультурно-спортивные
объединения - общественные (общественно-государственные)
физкультурно-спортивные общества, федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта
и др. (ст.5), определяя компетенцию некоторых из них [15].
На сегодняшний день, в сфере физической культуры существует еще много
вопросов, требующих кардинального решения. Эффективность физической культуры мы
видим, прежде всего, в вовлечении подрастающего поколения к систематическим
занятиям в спортивных школах, совершенствованию стандартов преподавания
физической культуры в общеобразовательных школах, внедрению новых инновационных
технологий физического воспитания.
.2 Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и
спортом
Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер,
позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную
значимость физической культуры и спорта, важность физической активности;
сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового
образа жизни.
Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный
подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому
образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие
СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему
поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была
возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из
большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения.
Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно
быть "нездоровым".
Социальным явлением, обеспечивающим поведение детей, подростков и молодежи,
является формирование их потребностей интересов. В физической культуре таким
явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование мотивов и
потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни,
сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность детей,
подростков и молодежи через средства физической культуры способна обеспечить
духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы
физической культуры.
Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение
количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой
стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в
телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов. Такими
ресурсами телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. В
результате на федеральных телеканалах время показа спортивных программ
составляет всего около 1 часа в сутки.
Ощущается острая потребность увеличения количества спортивных программ,
необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала,
доступного широкой зрительской аудитории, производства видео-роликов, фильмов,
телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов
информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей,
подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни,
выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических
средств, к агрессивной рекламе. В соответствии с федеральным законом "О
рекламе" должна быть разработана и реализована система мер, поощряющих
производство и трансляцию социальной рекламы.
Необходима государственная поддержка целевого обеспечения спортивными
изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и
вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансовых средств практически
лишены возможности приобретать эти издания. Пропаганда должна адресоваться
непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение
физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней,
продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением
алкоголя, другими негативными явлениями.
Пропаганда физической культуры должна способствовать:
повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию
ценности физической культуры;
популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных
факторов;
формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости
физкультурно-спортивных занятий [16].
Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта
является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и
физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья
занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и
жестокости.
Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс
организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В
то же время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и
политическими реалиями дня и возможностями государства и общества.
Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем
развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских
граждан.
Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного
движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового
образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и студенческой
молодежи.
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков,
детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых
слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного
времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию;
издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и
формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников;
ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие
традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов
народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической
культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения
диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия
должны быть направлены на:
повышение ответственности родителей за здоровье детей;
поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых
возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
совершенствование программно-методического и организационного обеспечения
физического воспитания в учебных заведениях;
внедрение новых эффективных форм организации занятий;
создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и
тренажеров для занятий физической культурой;
массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных
программ;
создание при образовательных учреждениях комплексных
физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн,
плоскостные сооружения [17].
. Данные о проблеме ведения здорового образа жизни
.1 Данные по проблеме ведения здорового образа жизни в России
В условиях социально-экономических и политических преобразований
современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и
духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному
Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и
внешней политики государства" на 2001 год отмечается, что "… здоровье
народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения,
но и с самим образом жизни людей…".
В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными
социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень
физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают
хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и
костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной
двигательной активностью.
Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза
болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми.
В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда
необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния
здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи
(включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и
патриотизма.
Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным
средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи
важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления реализовать в 2008 г. комплекс неотложных мер по
развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и
дворцов спорта для детей и юношества.
Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их
здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и
содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000
клубам дополнительно как минимум 1000 клубов, оснастить их спортивным
оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами
[19].
Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы
и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для
их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения,
обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.
Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической
организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных
видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные
федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в
формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу
жизни.
.2 Данные по проблеме ведения здорового образа жизни в Мире
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта
обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения
уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического
климата в коллективах и в обществе в целом.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной
роли физической культуры и спорта. Она проявляется в:
повышении роли государства в развитии физической культуры и спорта;
широком использовании физической культуры и спорта в профилактике
заболеваний и укреплении здоровья населения;
продлении активного творческого долголетия людей;
организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального
поведения молодежи;
вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного
населения;
использовании физической культуры и спорта в социальной и физической
адаптации инвалидов, детей-сирот;
резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной
индустрии;
возрастающем объеме спортивного телерадио вещания и роли телевидения в
развитии физической культуры и спорта и формировании здорового образа жизни;
развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с
учетом интересов и потребностей населения;
в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом
оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и
развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому
за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко
возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и
российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных
движений.
В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли
физической культуры и спорта. Она проявляется:
в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и
спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике
заболеваний и укреплении здоровья населения;
в продлении активного творческого долголетия людей;
в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального
поведения молодежи;
в использовании физической культуры и спорта как важного компонента
нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного
населения;
в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической
адаптации инвалидов, детей-сирот;
в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной
индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли
телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового
образа жизни;
в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с
учетом интересов и потребностей населения;
в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [18].
В Федеральном законе от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации" физическая культура
рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание
- как важнейшее направление социальной политики государства [20].
Утверждая права граждан на занятия физической культурой и спортом как
профессиональной деятельностью, государство признает занятия спортом как
профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными
программами, разработку программ физического воспитания для всех групп
населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяются
компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры,
понятия "физическая культура" и "спорт", права граждан на
создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в
управлении и многое другое.
.3 Решение проблемы спорта в России
Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической
организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных
видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные
федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в
формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу
жизни.
В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:
увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных
учреждениях;
проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных
лагерях;
разработку специализированных нормативов физической подготовленности
("Защитник Отечества");
Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих
необходимо:
увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную
физическую и спортивную подготовку;
разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные
программы и методики физической подготовки;
создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих
вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;
при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы
для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;
рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии
выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки
[21].
Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством
социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется
это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за
последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на
40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами
физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1%
инвалидов (0,9).
Основные направления в этой работе:
создание соответствующих условий для занятий физической культурой и
спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для
детей-инвалидов;
разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной
физической культуре;
разработка и издание специализированных методик и программ;
подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том
числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же
условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм [22].
Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных
групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий
физической культурой и спортом.
Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны
действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов
исполнительной власти и муниципальных образований.
4.
Исследование в области здорового образа жизни и спорта
.1
Исследование мнения студентов города Череповца о состоянии здорового образа
жизни и развитии спорта
Нами было опрошено 50 человек в возрасте от 18 лет и старше. Данные
анкеты представлены в приложении 1.
Анализируя ответы респондентов на 1-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №1)
Рис. №1.Количество студентов, имеющих вредные привычки.
Как видно по диаграммам, большинство опрошенных студентов и студенток не
имеют вредных привычек.
Анализируя ответы респондентов на 2-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №2)
Рис. №2. Интерес проведения свободного времени у студентов
а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры;
б) иду гулять с друзьями;
в) занимаюсь спортом;
г) у меня нет свободного времени.
Из диаграммы видно, что большинство опрошенных студентов предпочитает
проводить свободное время дома, а большинство опрошенных студенток проводят
свободное время гуляя с друзьями. Но самым печальным является то, что женская
часть опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом. Это говорит о том,
что девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени
Анализируя ответы респондентов на 3-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Табл. №1)
Таблица 1.
Количество студентов соблюдающих правильный режим питания.
|
а) да
|
б) нет
|
в) как получается
|
Юноши
|
8%
|
24%
|
24%
|
Девушки
|
4%
|
4%
|
36%
|
Из результатов можно сделать вывод: что студенты не уделяют должного
внимания правильному питанию.
Анализируя ответы респондентов на 4-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №3)
Рис. №3. Количество студентов, выполняющие утреннюю зарядку.
а) каждый день;
б) раз в два дня;
в) никогда;
г) что это такое?
Ответы показывают, что большинство опрошенных студентов, как юношей, так
и девушек, не делают утреннюю зарядку.
Анализируя ответы респондентов на 5-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №4)
Рис. №4. Количество студентов, посещавших спортивные секции когда- либо.
По результатам ответов построена диаграмма (Рис. №4), из которой видно,
что большинство опрошенных студентов посещали спортивные секции.
Анализируя ответы респондентов на 6-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №5)
Рис. №5. Частота занятия спортом.
а) вчера;
б) неделю назад;
в) месяц назад;
г) не помню.
Большинство студентов продолжает заниматься спортом.
Анализируя ответы респондентов на 7-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №6)
Рис. №6. Количество студентов предпочитавших занятие спортом с начала
жизни
а) да, конечно;
б) скорее всего, нет;
в) зачем мне это нужно?
Большинство респондентов уверены, что занялись бы спортом, если бы начали
новую жизнь.
Анализируя ответы респондентов на 8-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №7)
Рис. №7. Влияние здорового образа жизни на успех в других сферах жизни
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить
Из полученного результата можно сделать вывод; что большинство опрошенных
студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах
человеческой деятельности.
Анализируя ответы респондентов на 9-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №8)
Рис. №8. Возможность посещения спортивных секций
а) могу, регулярно посещаю;
б) могу, но не вижу в этом смысла;
в) не могу, т.к. нет времени;
г) не могу, т.к. не хватает денег.
Как показывает гистограмма, мнения разделились. 40% опрошенных может
позволить себе посещение различных спортивных секций и посещает их, а еще 40%
не посещают из, т.к. у них нет времени.
Анализируя ответы респондентов на 10-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №9)
Рис. №9. Количество студентов задумывавшихся о правильности своего образа
жизни
а) часто;
б) очень редко;
в) вообще об этом не думаю.
Как видно из диаграмм студенты гораздо реже студенток задумываются о
правильности своего образа жизни.
Анализируя ответы респондентов на 11-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №10)
Рис. №10. Личное отношение к здоровому образу жизни
а) это здорово;
б) можно обойтись и без него;
в) иногда следует соблюдать;
г) не могу ответить.
Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни - это здорово.
Анализируя ответы респондентов на 12-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №11)
Рис. №11. Количество денег, потратившихся на приобретение витаминов.
а) много (почти все);
б) достаточно много;
в) мало;
г) почти не трачу.
Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на приобретение
витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое количество
студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег или вообще
не тратиться.
Анализируя ответы респондентов на 13-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №12)
Рис. №12. Что необходимо для поднятия жизненного тонуса.
а) соблюдение режима дня;
б) занятие спортом;
в) постоянные прогулки на природе;
г) употребление алкоголя;
д) использование легкого наркотика;
е) одухотворенная литература;
ж) другой ответ.
По этой диаграмме видно, что большинство считает, что для поднятия
жизненного тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и
постоянные прогулки на природе
Анализируя ответы респондентов на 14-й вопрос анкеты, получили следующую
диаграмму (Рис. №13)
Рис. №13. Мнение об абсолютно здоровой нации
а) иллюзия;
б) реальность.
Большинство студентов и студенток считают, что абсолютно здоровая нация -
это иллюзия.
В результате проведенного исследования получены следующие результаты:
· Оказалось, что большинство опрошенных студентов не имеют вредных
привычек. Но при этом среди юношей процент имеющих вредные привычки больше чем
среди девушек.
· Большинство опрошенных студентов предпочитает проводить
свободное время дома, а большинство опрошенных студенток проводят свободное
время, гуляя с друзьями. Но самым печальным является то, что женская часть
опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом. Это говорит о том, что
девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени.
· Студенты не уделяют должного внимания правильному питанию.
· Большинство опрошенных студентов, как юношей так и девушек,
не делают утреннюю зарядку.
· Большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта. Так
же, нашлись и такие, которые не занимались спортом вообще.
· Большинство студентов продолжает заниматься спортом.
· Большинство респондентов уверены, что занялись бы спортом, если бы начали
новую жизнь.
· Большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ
жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.
· 40% опрошенных может позволить себе посещение различных
спортивных секций и посещает их, а еще 40% не посещают из-за, того, что у них
нет свободного времени.
· Студенты гораздо реже студенток задумываются о правильности
своего образа жизни.
· Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни - это
здорово
· Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на
приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое
количество студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег
или вообще не тратиться.
· Большинство считает, что для поднятия жизненного тонуса необходимы:
соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки на природе
.2 Уровень достижений в здоровом образе жизни и физической культуре
Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни,
представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства.
Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и
духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе
которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической
роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны
населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа
спортсооружений и не нехватка специалистов являются главной проблемой,
сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый
для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма
в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть
физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения
находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не
обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для
учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что
физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее
условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических
и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением,
что физическая активность и занятия “спортом для себя” улучшают качество жизни,
снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т.д., то удалось бы
не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять
уровень ее здоровья и работоспособности.
Стратегической целью реформирования физической культуры и спорта является
повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств
физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой
работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании,
алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации
обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям
физической культурой и спортом.
Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста
способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного
долголетия.
В новой экономической ситуации государству пришлось одновременно решать
целый ряд сложнейших проблем и вырабатывать новые подходы к их решению. Страна,
как государство, все еще продолжает поиск стабилизации, и решений насущных
вопросов во многих социальных областях, в том числе, в управлении физической
культурой и спортом. Наряду со спортом высоких достижений, физической культурой
для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений,
должны развиваться спорт высоких достижений и другие виды, которые в связи с
переходом страны на рыночную экономику потеряли многое, что имели. Формирование
здорового образа жизни и интереса к спорту воспитывается с детства, и мы
обязаны изменить подходы к физическому воспитанию, прежде всего в учреждениях
образования. Занятия физической культурой в школах не могут быть формальными,
они должны стать систематическими, увлекательными для детей и полезными для их
здоровья.
К развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует
активнее привлекать отечественный бизнес. Это в первую очередь касается
детского и юношеского спорта, а также спорта инвалидов и граждан с
ограниченными физическими возможностями. Примером может служить программа
"Газпром - детям", другие компании также работают в этом направлении.
Необходимо всячески поддерживать эту активность.
Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования,
здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему
физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения
(физкультурный всеобуч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому
воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки
для самостоятельных физкультурных занятий.
Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных
формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся
спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах,
туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства,
стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число
спортивных школ, клубов, центров.
Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и
спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков, а также
специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма,
курения и других вредных привычек.
Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без
предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных
групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения,
в учреждениях образования).
Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная
задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным
занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения,
прежде всего детей, подростков, молодежи.
В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить
из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и
самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.
Следует переориентировать деятельность региональных и местных
физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с
развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие
физической культуры, спорта и туризма.
Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать
физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.
Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации
применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности.
Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования
кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной
работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с
учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические
заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку,
переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов
(волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.
Заключение
В курсовом проекте по теме «Исследование проблемы здорового образа жизни
студентов города Череповца» исследована проблема здорового образа жизни и
интерес занятия спортом.
Были выполнены следующие задачи:
. Выявлены предпочтения в спорте студентов города Череповца;
. Выявлена степень интереса к спортивным мероприятиям;
. Выявлена степень интереса к здоровому образу жизни студентов в
Череповце.
Физически культурный и здоровый образ жизни следует формировать с самого
раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую
информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются
культурные привычки и потребности.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового
спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку
это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении
молодежи, ее способность переносить современные физические и психические
нагрузки.
Список литературы
1. Барчуков,
И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика/Игорь Сергеевич
Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. - Москва: Академия, 2006. - 528с. -
(Высшее профессиональное образование) УДК 796 ББК 75.1 Кх-2
2.
<http://www.who.int/ru/>
3. Бой за
будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодёжи
/П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.П. Моченов, Н.В. Паршикова. - Москва: Совет.
спорт, 2003. - 184с. УДК 61 ББК 74.200.55 Кх-3
. Визитей
Н.Н, Курс лекций по социологии спорта: учеб.пособие. - М: Физическая культура,
2006. - 328 с.
. Виноградов
П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры. - Пенза,
1995.
. Жолдак
В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки социологии физической культуры и спорта. -
Челябинск:УралГАФК, 2005.
. Жолдак В.
И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта. - Малаховка, 1994.
. Лубышева,
Л.И. Социология физической культуры и спорта /Людмила Ивановна Лубышева. -
Москва: Academia, 2001. - 240с. УДК 796 ББК 75.4 Кх-4
9.
Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний/Виктор Павлович Лукьяненко.
- Москва: Совет, спорт, 2003. - 224с. УДК 796 ББК 75 Кх-5
10. Ланда,
Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности
/Бейниш Хаймович Ланда. - Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с. УДК 796 ББК 65.9
Кх-2
11.
<http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htinl>
.<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0>
%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F %D0%BA%D 1 %83%D0%BB%D 1% 8C%D 1 %82%D 1 %83%D
1 %80%D0%B0
13. Сиваков,
Ю.Л. Формирование современной индивидуальной физической культуры человека с
учетом всего многообразия факторов, влияющих на его здоровье /Юрий Леонидович
Сиваков. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 26с. УДК 796 ББК 75.1 Кх-10
14.
Соколовский, Н.К. Экономика социально-культурной сферы /Николай
Корнеевич
Соколовский, Оксана Николаевна Ерофеева, Вероника Григорьевна Гаркавая. -
Минск: БГЭУ, 2006. - 208с. УДК 658 ББК 65.49 Кх-2
15.
Физическая культура студента /под ред. В.И. Ильинича. - Москва: Гардарики,
2001. - 448с. УДК 796 ББК 378.172 Кх-2
16.
Физическая культура студента /под ред. В.И. Ильинича. - Москва: Гардарики,
2001. - 448с. УДК 796 ББК 378.172 Кх-2
. Физическая
культура /сост. С.В. Макаревич, Р.Н. Медников, В.М. Лебедев и др. - Минск:
РИВШ, 2002. - 38с. УДК 796 ББК 75 Кх-20
. Физическая
культура студентов - основа их последующей успешной
профессиональной
деятельности. II Международный научно-практический
семинар (6
февраля 2008 г., г.Минск) /под науч. ред. Г.А. Хацкевича. - Минск: Изд-во МИУ,
2008. - 240с. УДК 796 ББК 75
. Физическая
культура /сост. В.А. Коледа и др. - Минск: РИВШ, 2008. - 59с. УДК 796 ББК 75
Кх-10
. Физическое
воспитание студенток /под ред. В.М. Михалени. - Минск: Дизайн ПРО, 1998. -
128с. УДК 796 ББК 75.1я7 Кх-10
. Фурманов,
А.Г. Оздоровительная физическая культура /Александр Григорьевич Фурманов,
Михаил Борисович Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - 528с. УДК 796 ББК 75.1я73 Кх-10
. Холодов,
Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта /Жорж
Константинович Холодов, Василий Степанович Кузнецов. -
Москва:
Academia, 2001. - 144с. - (Высшее образование) УДК 796 ББК 74.200
Кх-1
. Холодов,
Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Жорж Константинович
Холодов, Василий Степанович Кузнецов. - Москва: Академия, 2006. - 480с. -
(Высшее профессиональное образование) УДК 796 ББК 75.1 Кх-2
. Холодов,
Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Жорж Константинович
Холодов, Василий Степанович Кузнецов. - Москва: Academia, 2001. - 480с. -
(Высшее образование) УДК 796 ББК 74.200 Кх-4
. Хрестоматия
по социологии физической культуры и спорта. / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н.
Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.1-2.
Приложение №1
АНКЕТА
Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для
социологического исследования на тему «Отношения студентов к формированию
здорового образа жизни». Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Все
Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность
гарантируется.
.Вы выросли:
а) в большом городе
б) в небольшом городе
в) в сельской местности
.Ваш пол:
а) мужской;
б) женский
.Ваш возраст: _____ полных лет
.Как Вы считаете, имеете ли Вы вредные привычки?
а) да
.Как вы проводите свое свободное время?
а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры
б) иду гулять с друзьями
в) занимаюсь спортом;
г) у меня нет свободного времени.
.Вы соблюдаете правильный режим питания?
а) да в) как получается
б) нет
.Как часто вы делаете утреннюю зарядку?
а) каждый день в) никогда
б) раз в два дня г) что это такое?
.Занимались ли вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали
спортивную секцию (Если да, то каким?)
а) да________________________________
б) нет
.Когда вы в последний раз занимались спортом?
а) вчера в) месяц назад
б) неделю назад г) не помню
.Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, хотели бы заниматься
каким-нибудь видом спорта?
а) да, конечно в) зачем мне это нужно?
б) скорее всего, нет г) затрудняюсь ответить
.Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других
сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.)
а) да в) затрудняюсь ответить
б) нет
.Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций,
залов, бассейна и т.д.
а) могу, регулярно посещаю
б) могу, но не вижу в этом смысла
в) не могу, т.к. нет времени
г) не могу, т.к. не хватает денег
.Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни?
а) часто в) вообще об этом не думаю
б) очень редко
.Ваше личное отношение к здоровому образу жизни
а) это здорово;
б) можно обойтись и без него;
в) иногда следует соблюдать;
г) не могу ответить;
.Какое количество денег вы тратите на приобретение витаминов, полезных
продуктов питания (фрукты, овощи и т.д.)
а) много (почти все)
б) достаточно много
в) мало г) почти не трачу
.Для поднятия жизненного тонуса необходимо (выбрать все возможные
варианты):
а) соблюдение режима дня б) занятие спортом
в) постоянные прогулки на природе
г) употребление алкоголя
д) использование легкого наркотика
е) одухотворенная литература
ж) Ваш вариант___________________________________________
.Как Вы считаете, абсолютно здоровая нация это:
а) иллюзия б) реальность.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!