Исследование качеств подростков – пользователей социальными сетями
Министерство
образования Республики Коми
Государственная
общеобразовательная школа-интернат
«Гимназия
искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова»
Государственнöй общеобразовательнöй школа-интернат
«Коми
Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия
им.
Ю.А. Спиридонова»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Исполнитель: Алексеенко
Юлия,
учащаяся 10 класса
Сыктывкар,
2012
Введение
Появление
информационно-коммуникационных технологий буквально разделило мир на тех, кто
пользуется достижениями прогресса и тех, кто не пользуется, но в принципе,
готов осваивать новые технологии социального взаимодействия. Социальные сети -
платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения,
отражения и организации социальных взаимоотношений, сравнительно недавно
появившееся на просторах всемирной информационной паутины. Разработчики
популярных программ социальных сетей играют на основной потребности человека -
быть принятым на уровне какой-либо группы, восполняя дефицит реального общения,
например, у людей с ограниченными возможностями, дезадаптированных или
замкнутых в социальном пространстве. Однако наряду с позитивными моментами,
связанными с использованием социальных сетей в качестве средства коммуникации,
существуют проблемы: проблема деструктивного выхода из сложных психологических
состояний (лёгкость использования ненормативной лексики, оскорблений и пр),
замещения реального общения виртуальным, появление зависимости. Все эти
проявления никак не способствуют выработке адаптивных форм поведения человека,
разрушают его контакты с близкими.
В нашей стране Интернет появился с
опозданием, но темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети.
Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету, по мнению
пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это
позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые
культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и
способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же
Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий
семиотическими и психологическими особенностями. Интернетом пользуются, как
правило, большое количество подростков, которые общаются, смотрят фильмы и т.д.
В данный момент уже не вызывает
сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность
пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой
технической системы, в том числе персонального компьютера.
Центральное новообразование
подросткового периода - становление нового уровня самопознания, «Я-концепции».
Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и
особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие - уникальность и
неповторимость. Однако система представлений о себе формируется на основании
самоанализа в сравнении себя с другими. Желание общаться со сверстниками,
стремление иметь друзей отмечаются и на предыдущих стадиях возрастного развития,
сейчас эта потребность приобретает новое качество. Общение со сверстниками,
дружба - основная потребность подростков.
Данная работа посвящена изучению
степени удовлетворённости подростков -пользователей социальными сетями в
определении качеств друга.
Выбор объекта, предмета и методов
междисциплинарного исследования обусловлен рядом теоретических положений. Р.С.
Немов определяет дружбу как очень близкие, эмоционально положительные
взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов,
преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти другу на помощь.
Некоторые ученые рассматривают
дружбу как:
социальное пространство, где люди
относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за
пределами этого пространства;
отношения, построенные на взаимной
симпатии.
Таким образом, общим во всех
определениях дружбы является то, что это взаимоотношения между людьми и
основаны они на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и
увлечениях.
Обязательными признаками дружбы
являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение.
Дружба может быть мимолетной и пройти вместе с симпатией. Иногда дружба длится
годами и постоянно в это время укрепляется. Людям, которые дружат, психологически
друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу,
чем родственники.
Развитие дружбы предполагает
следование неписаному «кодексу норм и правил поведения друга». Серьезные
нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным
приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность -
вражду.
Противопоставление дружбы, при всей
ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба
зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо
проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы
определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и
тех идей и интересов, на которых основан их союз.
Объект исследования - социальные
сети и их влияние на личность и общение подростка.
Предмет исследования - потребность в
общении и дружбе как основная потребность подростков, выборы качеств друга
пользователями социальных сетей.
Цель: выявить влияние социальных
сетей на выборы характеристик друга подростков 15-18 лет.
Мы гипотететически предположили, что
показатели качеств у виртуального и реального друга буду отличаться от качеств
настоящего друга.
Задачи:
Изучить литературу по теме
исследования.
Определить проблемы исследования
объекта, предмета и цели гипотезы.
Определить структуру работы.
Сделать вывод и заключение по поводу
состоятельности гипотезы.
Разработать практические
рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические
Анализ
Сравнение
Обобщение
Изучение литературы по избранной
теме и последующий аналитический обзор и методы психологической диагностики
В учебном исследовании приняли
участие 50 человек (14-18 лет). Данная выборка по полу распределилась следующим
образом: 21 человек мужского пола, 29 человек женского пола. Выборку составили
учащиеся гимназии искусств подросткового возраста. Респондентам была
предъявлена анкета, состоящая из 14 вопросов.
В результате опроса нами было
получено 70 ответов на 1-й вопрос (30 ответов юношей и 40 ответов девушек); 50
ответов на 2-й вопрос (20 и 30 соответственно); 56 ответов на 3-й вопрос (21 и
35 соответственно); 48 ответов на 4-й вопрос (19 и 29 соответственно); 50
ответов на 5-ый вопрос (19 и 31 соответственно); 52 ответа на 6-ой вопрос (19 и
33 соответственно); 49 ответов на 7-ой вопрос (19 и 30 соответственно); 344
ответа на 8-ой вопрос (150 и 194 соответственно); 43 ответа на 9-ый вопрос (19
и 24 соответственно); 42 ответа на 10-ый вопрос (18 и 24 соответственно); 48
ответов на 11-ый вопрос (18 и 30 соответственно); 50 ответов на 12-ый вопрос
(17 и 33 соответственно); 354 ответа на 13-ый вопрос (156 и 198
соответственно); 403 ответа на 14-ый вопрос (172 и 231 соответственно).
Для сопоставления из всех ответов
были отобраны 10 наиболее часто встречающихся качеств, присущих виртуальному,
реальному и настоящему другу.
социальная сеть подросток общение
Таблица
Особенности выбора качеств друга
(виртуального, реального, «настоящего») подростков-пользователей социальных
сетей
№
|
Качество
|
Виртуальный друг
|
Реальный друг
|
Настоящий друг
|
|
|
ранг
|
%
|
ранг
|
%
|
ранг
|
%
|
1
|
Открытый к общению
|
1
|
68
|
1
|
60
|
4
|
56
|
2
|
Оказывающий поддержку
|
2
|
60
|
2
|
3
|
60
|
3
|
Уважающий других
|
3
|
52
|
10
|
30
|
8
|
36
|
4
|
Решительный
|
4
|
42
|
8
|
34
|
5
|
48
|
5
|
Терпимо относящийся с твоим проблемам
|
5
|
40
|
6
|
38
|
5
|
48
|
6
|
Дружелюбный
|
6
|
38
|
3
|
54
|
5
|
48
|
7
|
Честный
|
6
|
38
|
4
|
50
|
1
|
68
|
8
|
Эмоциональный
|
7
|
34
|
5
|
42
|
8
|
36
|
9
|
Умеющий прощать
|
8
|
30
|
5
|
42
|
6
|
46
|
10
|
уверенный
|
9
|
28
|
11
|
28
|
9
|
34
|
11
|
Уважающий себя
|
10
|
26
|
42
|
7
|
44
|
12
|
Независимый
|
11
|
24
|
13
|
18
|
10
|
26
|
13
|
уравновешенный
|
12
|
22
|
9
|
32
|
6
|
46
|
14
|
Справедливый
|
13
|
20
|
7
|
36
|
5
|
48
|
15
|
Гибко оценивающий людей
|
13
|
20
|
14
|
16
|
12
|
6
|
16
|
Способный
|
13
|
20
|
12
|
26
|
10
|
26
|
17
|
Самостоятельный
|
13
|
20
|
13
|
18
|
10
|
26
|
18
|
Невозмутимый
|
13
|
20
|
15
|
14
|
12
|
6
|
19
|
Добрый
|
14
|
16
|
9
|
32
|
2
|
64
|
20
|
Требующий поддержки
|
14
|
16
|
12
|
12
|
6
|
21
|
Самоуверенный
|
15
|
12
|
17
|
10
|
11
|
18
|
22
|
Нетерпимый
|
16
|
10
|
20
|
2
|
13
|
2
|
23
|
Неуверенный
|
16
|
10
|
20
|
2
|
0
|
0
|
24
|
Закрытый, скованный
|
17
|
8
|
0
|
0
|
13
|
2
|
25
|
Категоричный в оценивании людей
|
18
|
6
|
19
|
4
|
13
|
2
|
26
|
Подчиняющий других
|
19
|
4
|
19
|
4
|
13
|
2
|
27
|
Подчиняющийся другим
|
19
|
4
|
18
|
6
|
13
|
2
|
Выводы по таблице: Данные обработки
опросника свидетельствуют о том, что в первую десятку рейтинга предпочтений
выбора качеств друга как виртуального, так и реального входят практически
идеальные качества, которыми респонденты-подростки наделяют настоящего друга. Как
видим, то на первом месте у виртуального и реального друга стоит такое
качество, как открытый к общению, а вот у настоящего друга по рангу это
качество стоит на 4-ом месте, на первом стоит честность. Так же у виртуального
и реального друга на 2-ом месте по рангу стоит качество оказывающий поддержку,
а у настоящего по рангу это качество стоит на 3-ьем месте, а на 2-ом такое
качество, как добрый. На 3-ьем месте у виртуального друга, на 10-ом у реального
друга и на 8 у настоящего друга стоит такое качество как уважающий других.
Такое качество как решительный стоит на 4-ом месте у виртуального, на 8-ом у
реального и на 5-ом у настоящего. А такое качество как терпимо относящийся к
твоим проблемам стоит на 5-ом месте как у виртуального, так и у настоящего
друга, а у реального на 6-ом. А вот такое качество как дружелюбный
расположилось по рангу на 6-ом месте у виртуального друга, на 3-ьем у реального
и на 5-ом у настоящего друга. Такому качеству как честный виртуальные друзья
уделяют 6 место по рангу, реальные 4, а вот настоящие 1-ое место. Эмоциональный
стоит на 7-ом месте у виртуальных друзей, на 5-ом у реальных и на 8-ом у
настоящих друзей. Такому качеству как умеющий прощать виртуальные друзья
уделяют 8-ое место, 5-ое реальные друзья и 6-ое настоящие. А вот такое качество
как уверенный стоит на 9-ом месте у виртуального и настоящего друга и на 11-ом
месте у реального.
Результаты исследования выбора
качеств друга подростками-пользователями социальными сетями отражены в
диаграммах.