Изучение социологии как науки

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение социологии как науки

1. Объект и предмет социологии как науки

Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

·глобальное мировое сообщество;

·традиционное национальное общество;

·микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

·индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Социология медицины - отрасль социологии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, изучающая систему охраны здоровья <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5>, социальные термины «болезнь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C>» и «здоровье <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5>», поведение людей в сфере медицины. Это наука <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0> о закономерности формирования ценностных ориентаций населения к здоровью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5>, болезням <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C>, медицинского обслуживания, медицины и охраны здоровья. Структура современной медицинской социологии состоит из нескольких направлений, таких как социология лечебных профессий, социология болезни и поведения больного, социология институтов медицины и организации здравоохранения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

. Функции социологии

спенсер социология дюркгейм сорокин

1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов.

. Практическая - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по управлению социальными процессами

. Прогностическая - выдвигает научно обоснованные прогнозы социального развития.

. Аксиологическая (ценностная) - исследует системы социальных ценностей.

. Идеологическая указывает на участие социологии в духовном производстве общества.

. Методологическая формирует систему методов исследования социальных процессов, научный и теоретический инструментарий.

. Теоретическая - создание теорий, концепций и моделей социального развития.

. Методы и принципы социологии

. Определение метода. Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

. Система методов: а) анализ и классификация документов; б) наблюдение; в) опрос (анкетирование и интервьюирование)г) эксперимент и т.д.

Принципы социологии:

. Принцип объективности - изучение объективных закономерностей социального развития.

. Принцип историзма - изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, понимание общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств.

. Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

. Классификация социальных законов: а) социальные законы различаются по времени их действия:

·общие законы (сквозные) действуют во всех общественных системах (закон стоимости, закон товарно-денежных отношений);

·специфические законы ограничены одной или несколькими общественными системами (законы перехода от одного типа общества к другому);

б) социальные законы различаются по степени общности (общности, группы, нации и т.п.);

в) социальные законы выделяются по способу их проявления:

·динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, строго фиксируют связь в последовательности событий, относятся ко всем явлениям данного класса;

·статические (стохастические) законы не строго (вероятностно) детерминируют социальные явления и в большей мере отражают основные направления социальных изменений, их тенденции, фиксируют лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения и характеризуют не поведение каждого объекта, а некоторое свойство (признак), присущее данному классу объектов в целом;

Микросоциология и макросоциология - это уровни социологического знания <#"justify">5. Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе - не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» - аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, поэтому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология как наука <#"justify">По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика - это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское - «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

. Герберт Спенсер и натуралистическая концепция эволюции

Спенсер трактовал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности - природы и общества в равной степени. В разработке этого принципа он исходил из того факта, что реальность в основе своей материальна, она представляет собой единство материи, энергии и движения. «Эволюция - это изменение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопровождается процессами рассеяния движения и интеграции материи». Модель этого процесса демонстрирует органический рост.

На начальной стадии каждый зародыш состоит из субстанции, однородной по плотности ткани и химическому составу. Сначала возникает различие между двумя частями этой субстанции; или, говоря языком психологов, происходит дифференциация. Каждая из появившихся в результате дифференциации частей начинает противопоставлять себя другой части; понемногу подобные вторичные дифференциации становятся столь же определенными, как и первая... Благодаря таким бесчисленным дифференциациям и образуется, в конце концов, та сложная комбинация тканей и органов, которые составляют взрослое животное или растение. Такова история всех без исключения организмов.

Если говорить кратко, то эволюция достигается средствами структурно-функциональной дифференциации от простоты к сложности; от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. Этот процесс универсален. «Где бы он ни происходил, в развитии планеты Земля, в развитии жизни на Земле, в развитии общества, какого-либо правительства, промышленности, коммерции, языка, литературы, науки, искусства, - везде путем успешных дифференциаций происходит одна и та же эволюция от простого к сложному».

В истории человеческого общества закон эволюции находит специфическое выражение. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора. Во-первых, однообразному, гомогенному населению присуща нестабильность, люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются. Таким образом, обязательно возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности.

Во-вторых, существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации постепенно расширяются.

В-третьих, поскольку люди, занимающие одинаковое положение (относительно ролей, функций, престижа, достатка), как правило, стремятся объединиться, постольку общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому сегрегация населения усиливается и возвращение к гомогенности становится невозможным.

Благодаря упомянутому механизму человеческая история проходит ряд последовательных стадий. Простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая организация, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение здесь приобретает иерархическая политическая организация; эти общества, в свою очередь, сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов; и, наконец, на смену им приходят цивилизации - наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

ЧертыВоенное обществоИндустриальное обществоДоминирующая активностьЗащита и завоевание территорийМирное производство и обмен товарами и услугамиИнтегративный (объединяющий) принципНапряженность, жесткие (суровые) санкцииСвободная кооперация, договоренностиОтношения между индивидами и государствамиДоминирование государства, ограничение свободыГосударство обслуживает потребности индивидовОтношения между государством и другими организациямиМонополия и доминирование государстваАвтономия частных организацийПолитическая структураЦентрализация, автократияДецентрализация, демократияСтратификацияПредписание статуса, низкая мобильность, закрытое обществоДостигнутый статус, высокая мобильность, открытое обществоЭкономическая активностьАвтаркия, протекционизм, самодостаточностьЭкономическая взаимозависимость, свободная торговляДоминирующие ценностиСмелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизмИнициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

(Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ; в ней противоположные идеальные типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности. Эта типология стала популярной, ее можно обнаружить в работах более поздних эволюционистов. В версии Спенсера речь идет о противостоянии военного (милитаризованного) и промышленного обществ.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди "приспособленные" будут выживать, а "неприспособленные" - вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития.

Социальный дарвинизм (Англия США)- естественный отбор (правительство не должно вмешиваться в естественный процессы. - приспособленные - выживут. Не приспособленные - погибнут) и борьба за выживание (выживание сильнейших).

5. Социологизм Э. Дюркгейма

Социальные факты как предмет изучения социологии. Разделение труда и социальная солидарность. Девиантное поведение и проблема самоубийства

Согласно Дюркгейму, основной задачей социологии <#"justify">В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгейма выступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческого общества. По мнению Дюркгейма, характер социальной солидарности был различным в разные исторические эпохи. Он говорит, что силой, создающей общественное целое, является разделение труда: "Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими". Под ним он понимает, прежде всего, профессиональную специализацию. Разделение труда - признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. "Действительно, - читаем у Дюркгейма, - с одной стороны, каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой - деятельность каждого тем личностное, чем она более специализирована".

Следовательно, разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности.

Таким образом, связь между социальной солидарностью и разделением труда определяется, прежде всего, тем, что второе является источником первой. "Чтобы разделение труда производило солидарность, - считал Дюркгейм, - недостаточно... того, чтобы каждый имел свое занятие; необходимо еще, чтоб это занятие ему подходило". Социолог доказывает сформулированные выше положения достаточно четко. Занятия различных людей (социальных групп) теми или иными видами труда, необходимость выполнения многообразных функций в этой сфере деятельности заставляют людей солидаризироваться, объединяться для поддержания нормальной жизни. Социальная солидарность, по Дюркгейму, явление чисто моральное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Но это не просто моральное явление. Социальная солидарность - высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества.

Он выделял два типа солидарности:

· механическая

· органическая

Механическая солидарность встречается, согласно Дюркгейму, в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.

Органическая солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Дюркгейму, преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда <#"justify">Девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение) - это:

. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

В данной работе речь пойдет о самоубийстве.

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.

В своих работах Дюркгейм много внимания уделял анализу различных коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность получило его исследование «Самоубийство». С точки зрения Дюркгейма это явление следовало объяснять не столько особенностями индивидуальной психики, сколько влиянием социальной среды, социального окружения человека.

Дюркгейм выделял три типа самоубийств:

· эгоистическое

· альтруистическое

· аналитическое

Эгоистическое самоубийство встречается, согласно Дюркгейму, в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего в результате чувство одиночества.

Альтруистическое самоубийство характерно, прежде всего, для неразвитых обществ, в которых преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный человек полностью подчинен требованиям группы и может пожертвовать собственной жизнью ради коллективных интересов <#"justify">. Социология марксизма

Основателями социологической теории марксизма является К. Маркс и Ф. Энгельс.

Как социолог основную задачу своего творчества Маркс видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы. Маркс рассматривал человеческую историю как историю борьбы м/у собой больших общественных групп. Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. Политическая власть <#"justify">В марксизме способ производства - материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон - производительных сил и производственных отношений.

Способ производства можно отразить в форме цепочки:

Но в определении способа производства формально фигурируют духовные процессы жизни вообще, а вот из определения производительных сил и производственных отношений они выпадают полностью.

Общественно-экономические формации являются сравнительно долговечными целостностями общественных отношений, складывающихся вокруг основного производственного отношения, которое определяется наличным уровнем развития производительных сил и выражается в собственности на средства производства. На основе присущих им способов производства выделяются пять общественно-экономических формаций:

Согласно марксизму, развитие общества (отдельных конкретных обществ), т.е. смена формаций, осуществляется через социальные революции. Теория социальных революций гласит, что революции есть не политические случайности, а выражение исторической неизбежности. Отношение между производительными силами и производственными отношениями как движущая сила развития человеческого общества определяет развитие этого общества в целом - как в революционной, так и в эволюционной фазах. Революционные фазы - те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций. Эволюционные фазы - те, в ходе которых изменения происходят в рамках некой общественно-экономической формации.

Актуальность марксизма в рамках развития современного общества для многих стран кажется безнадежно утраченной. Также, считается, что данный путь интересен лишь коммунистам, однако это не так. Широкий круг мыслящих людей все чаще признают силу трудов Маркса. Ведь именно его работы послужили началу одного из величайших революционных движений в мире за социалистическое преобразование.

На сегодняшний день в России КПРФ неизменно следует марксистскому положению, проводя решительную борьбу против множества законов. Их основной позицией является отстаивание прав трудящихся, а также они активно борются за права обездоленных граждан России. Главной стратегической задачей партии является приход к социализму, но, не смотря на правильность всех их действий и основных тезисов, к сожалению, на сегодняшний момент приход к продиктованной ими власти крайне негативно скажется на будущем России.

Основы взглядов марксизма на политический строй страны в сочетании с основными современными тенденциями развития могут стать хорошей базой для образования правового государства. Из трудов Маркса стоит подчеркнуть главное - стремление учитывать интересы каждой трудящейся единицы страны, обеспечивая ей достойное существование и социальную защищенность.

На данном этапе развития мира, пережившего некий коммунистический кризис, наблюдается новая активация деятельности на основе пролетарского интернационализма. Подтверждением тому являются международные собрания рабочих партий мира, представленных множеством стран. Коммунисты, опираясь на основы социализма, стараются создать условия для общественного развития, поставить научно-технические достижения на благо человечества.

. Развитие социологической мысли в России. Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 в.

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины ХГХ в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 1860-х гг. до 1890 г.; с 1890-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта. В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.

Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851-1916) - известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их «эмбриональные» формы

В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838-1888). Его теория содержала немало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества.

В лоне «натуралистической» школы сформировалось также «социал-органическое» направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера. Однако наиболее авторитетным представителям этого направления - А.И. Стронину (1826-1889) и П.Ф. Лилиенфельду (1829-1903) - удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился установить специфические законы функционирования «социального тела», которые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических законов.

Особенно заметную роль на первом этапе развития социологии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества ЯЛ. Лавров (1823-1900) и Я.К. Михайловский (1842-1904). Главная задача социологии как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями развития личности.

На втором этапе (1890 г. - начало XX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию как учебную дисциплину.

В тот же период возникают новые направления в социологии, среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы - известные правоведы и социологи H.М. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. - выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, a M.M. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».

Третий этап (начало XX в. - 1917 г.) развития российской социологии характеризуется признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наиболее известными представителями которого были К.М. Тахтарев (1857-1925) и П.А. Сорокин (1889-1968).

Культурным остовом можно назвать представителей казахской национальной интеллигенции конца XIX - начала XX в. Начиная с Ш. Валиханова и Ы. Алтынсарина формируется целая плеяда казахской интеллигенции. Отличительным моментом этого нового слоя в традиционном казахском обществе является синтез национальных форм мировоззрения казахов и демократических взглядов, полученных в результате светского российского образования. Сочетание классических знаний запада, демократических идей российских вольнодумцев в условиях царского режима. Традиционных основ учения Востока и миропонимания кочевой культуры сформировала здесь особую форму казахского менталитета.

В начале XX в. институционализация социологических знаний была прервана командно-административной системой. В апреле 1922 г. в СССР запрещено преподавание социологии как учебной дисциплины и исследования ее как науки. Разработки ученых по социологии были зачастую завуалированы под философские или исторические исследования. Лишь в короткий период «хрущевской оттепели» социология получила возможность своего существования. В эти годы вышли в свет первые научные труды казахстанских авторов по результатам социологических исследований. Этот период отмечен научной деятельностью таких ученых как М. Аженов, Ж. Абдильдин, Н. Соскин, А. Нысанбаев, Л. Байдельдинов, У. Искаков, Н. Джангильдин и др., которые внесли большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов социологии советского периода.

. Особенности развития современной социологии. Социологическая теория П. Сорокина. Глобализм. Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Термин социология происходит от латинского слова societas (общество) и греческого hoyos (слово, учение). Из чего следует, что социология- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Причем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социальная стратификация, по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

§важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;

§уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

§предприниматели;

§служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);

§наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

§высота;

§этажность (число рангов в иерархии);

§профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы

§Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

§Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск

. Структурный функционализм в социологии (Партсонс Мертон)

Парсонс (1902-1979)разрабатывал теорию общественного движения на макроуровне. На его взгляды большое влияние оказал Бронислав Малиновский, который разработал метод функционального анализа. Применив этот метод в социологии, Т. Парсон представил общество и его элементы при помощи выполняемых ими функций.

«Социальное действие», согласно исследователю не только определяет место элемента в структуре, но и выделяет разные уровни социальной реальности социальная система; культура; личность; организм. Любое «социальное действие» подчиняется мотивации или ценностной ориентации; помимо этого на «социальное действие» влияет несколько переменных. Если первое направляет, то второе выбирает путь.

Т. Парсон выделил переменные в виде полярных установок, определяющих спектр действия: эффективность - нейтральность; ориентация на себя - ориентация на коллектив; универсализм - партикуляризм; достигнутое - приписываемое; специфичность - диффузность.

Каждое социальное действие определяется этими пятью переменными; они организуют процесс. Социальные системы всегда взаимосвязаны и влияют друг на друга, например культура и личность. Если один из элементов системы выбивается из общей структуры, происходит реорганизация структуры или элемент исключается.

Роберт Мертон (1910-2003) попытался использовать структурный функционализм для объединения теоретической и прикладной социологии. Он разработал теорию структурного функционализма «среднего уровня»: данные прикладной социологии и общетеоретические выкладки должны сочетаться в теориях среднего уровня. Исследователь сосредоточил внимание не на самих функциях, а на дисфункциях, из-за которых происходят сбои и возникает напряжение в системе. В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон исходил из того, что изучение именно дисфункции необходимо для социологии, так как это позволит применить знания на практике.

. «Понимающая» социология М. Вебера

Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии. «Идеальный тип» - это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

целерациональное действие - действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

ценностно-рациональное действие - действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;

традиционное действие - действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

аффективное действие - действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии - стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах - ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия.

Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

. Общество: определения, теории происхождения, признаки

Общество - социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Жан-Жак Руссо считал, что именно семья - самое древнее из всех обществ. Она - подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество <#"justify">Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

§оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

§оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

§оно имеет свою территорию;

§у него есть самоназвание и своя история;

§оно обладает своей системой управления;

§оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

§наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

§универсальность (всеобъемлющий характер);

§автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

§интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

В то же время сложился ряд научных теорий:

Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда - инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.

. Общество как целостная система основные социальные подсистемы

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

) люди;

) социальные связи и взаимодействия;

) социальные институты, социальные страты;

) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация - это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума - семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам - классовым, профессиональным, демографическим и т.д. помимо социально - классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц.

Структура общества - это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними. Духовная подсистема общества - это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма.

Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.

Политико-управленческая подсистема - это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

. Социальные институты как важнейший элемент социальной жизни, Институционализация и ее этапы

Признаки социального института. Согласно С.С. Фролову социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

-возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

-формирование общих целей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

появление процедур, связанных с нормами и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

. Функции и дисфункции социального института, явные и латентные функции

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний, наука и образование) и др.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство

В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось.

. Типология социальных инструментов. Социальный институт медицина и здравоохранение

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;

политические - институты власти;

семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.

. Понятие цивилизации

Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопоставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре.

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социокультурная. Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений. В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать "формационные": капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п.

В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами. Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.

. Эволюция и революции как формы социального развития

Рассмотрение вопроса об этапах исторического процесса предполагает и ответ на вопрос как происходит развитие, как от одного этапа общество переходит к другому, как происходит развитие внутри этапов? Практика показывает, что здесь есть две альтернативы, две противоположных формы общественного развития - эволюционная и революционная. Естественно, есть и в разной степени их сочетание друг с другом. Эволюция - постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии.

Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества. Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству. Обычно эволюционное развитие характерно для внутриэтапного развития, революционное же развитие - для перехода от одного этапа к другому. С точки зрения формационного и технократического подходов, революции в истории - благо, через них осуществляется общественный прогресс, общество быстро достигает желаемых целей. Цивилизационный подход отрицает необходимость революционной формы перехода к высшим ступеням общественного развития, поскольку революции обычно связаны с жертвами, со смертью людей, а это античеловечно. Эволюционное развитие в конечном итоге приводит к тем же результатам, но более гуманно - оно сохраняет человеческие жизни. В теории культурно-исторических типов данные проблемы не поднимаются. Исходя из сказанного, можно выделить два способа (механизма) развития общества: 1) через борьбу, конфронтацию различных социальных групп; 2) через их согласие, консолидацию усилий, уравнивание условий существования и развития.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!