Коммуникативные особенности подростка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммуникативные особенности подростка

Содержание

Введение

§1. Психологические основы исследования

§2. Коммуникативные особенности подростка

§3. Подросток как герой современной отечественной прозы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217]. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. Проблему «совмещения» учебной деятельности и потребности общаться со сверстниками возможно решить, если учебную деятельность сделать содержанием ведущей для подростка деятельности - общения.

Обсуждение темы снижения интереса к чтению активно рассматривается на протяжении последнего десятилетия, и на сегодняшний день эта проблема стоит как в крупных городах, так и в маленьких деревнях. Уже в наше время западные ученые называют генерацию детей, рожденных после 2001 года «Молчаливым поколением» и «Поколением Googl».

Известно, что литература играет ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека. Классические произведения, которые выдержали испытание временем, действительно могут развить в человеке чувство красоты, помогут они и в осмыслении жизни и её сложностей. Однако для школьника, который пренебрегает чтением, на месте эстетически возвышенных образцов - героев классической литературы,- могут оказаться негативные для подражания образцы, которые являются порождением современного общества. Как отмечает современный ученый-психотерапевт Щёголев Альфред Александрович, подросток со свойственным своему возрасту максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола [21]. Нужно ещё учитывать и то, что у современного подростка, оказавшегося под мощным прессом либерального аморализма, активно пропагандируемого СМИ, не формируются прочные критерии моральной оценки людей, с которыми он входит во взаимоотношения. У него нет устойчивых представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», его «идейные воспитатели» упорно ориентируют его исключительно на материальный успех и «крутизну» - основные ценности безликого мещанского потребительского общества. Его внимание с лёгкостью привлекают к себе и соответствующие этому обществу «герои» - особи с навязчивой саморекламой необычного, крикливого, вызывающего, демонстративного, наглого поведения или подозрительные субъекты с каким-то «романтически» тёмным прошлым. Дети и подростки, к сожалению, обыкновенно подражают броским, вульгарным, грубым формам поведения, потому что такое поведение им можно с лёгкостью имитировать.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М. Бахтин), учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности [1, 156]. Но литература может повлиять на формирование ребенка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но на обществе в целом. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. В связи с этим учителю-словеснику важно отобрать те произведения, которые будут не только понятны и духовно близки исследуемой возрастной категории, но и будут воспитывать в подростках личностные качества: умение принимать решения и нести за них ответственность, способность сопереживать и помогать окружающим, осознание своего место в обществе.

Традиционно на уроках литературы в средней школе изучаются произведения подростковой прозы (это главы из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность.», повесть A.M. Горького «Детство», рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»(6 класс); рассказы В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» (11 класс), рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс); М.В. Исаковский «На ельнинской земле. Автобиографические страницы» (7 класс), произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» (5 класс), сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца»). Однако образы героев художественных произведений классической литературы далеки от реалий современного мира, поэтому школьники не склонны отождествлять себя с классическими героями и брать их за образец для подражания, ученики, как правило, не способны вступить с писателем в своеобразный интеллектуально-духовный диалог и понять авторский замысел. Известно, что для подростка в восприятии художественного произведения очень важны интрига, сюжет, действия героя. Важнейшим критерием, по которому происходит оценка прочитанного, подросток считает увлекательность. Не менее важным критерием оценки является правдивость, что расценивается как «похожее на жизнь».

Современная проза о подростках, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служат ее иллюстрацией; к тому же создает ощущение живого образа подростков.

Современное филологическое образование направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Читая произведения о подростках, ученик получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни и совершенствует свою коммуникативную практику.

Предмет исследования: риторический анализ образа подростка - героя современной отечественной прозы.

Объект исследования: образ подростка - героя современной отечественной прозы.

Целью нашего исследования является разработка методики:

изучения образа подростка - героя современной прозы - как способа формирования риторической компетенции старшеклассников,

обучения студентов-филологов риторическому анализу образу подростков и проверка эффективности методик в условиях школьных и вузовских занятий по русскому языку, литературе и риторике;

В соответствии с данной целью нами определены задачи исследования:

выявить степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе по литературоведению, теории и методике обучения русскому языку, литературе, психологии, риторике и конкретизировать содержание ключевых понятий, важных для достижения цели исследования;

охарактеризовать уровень готовности школьников к риторическому анализу коммуникативной сферы подростков;

разработать критерии отбора современной литературы о подростках,

отобрать средства обучения - тексты прозаических произведений современных писателей о подростках.

Гипотеза нашего исследования: если в систему формирования коммуникативной культуры учеников включить задания, связанные с риторическим анализом речевого поведения сверстников - героев художественной литературы - и подготовить учителя русского языка и литературы к организации такой работы, то это, во-первых, усилит практическую направленность уроков литературы, интерес учащихся к изучению художественных текстов и, во-вторых, повысит профессиональную компетентность педагогов-словесников.

В первой главе будут изложены теоретические основы исследования: первый параграф будет включать материал о психологических особенностях подросткового периода, второй параграф - литературоведческие основы исследования (изучение образа подростка в литературе, особенности восприятия художественного текста), третий параграф - коммуникативные особенности подростков.

Вторая глава будет посвящена методике организации изучения образа подростка - героя современной прозы в школе, третья глава - методике обучения студентов-филологов приемам анализа образа подростка - героя современной прозы - на уроках развития речи.

§1. Психологические основы исследования

Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.

Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке [1, с. 305]. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.

Определение границ подросткового возраста также достаточно расплывчато. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной [2, 13].
В Толковом словаре В. Даля говорится, что "подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет". В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет». Л.Н. Толстой в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф.М. Достоевского исполняется 20 лет [7, с. 8].
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Известно, что любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Психологов прежде всего интересуют психологические изменения в личности и деятельности [7, с. 8].

Однако начало и окончание подросткового возраста ученые-психологи определяют по-разному. Сторонники биологического подхода (Ст. Холл, З. Фрейд) считают, что начало подросткового возраста совпадает с достижением половой зрелости. Половое созревание проходит пять этапов:

. инфантильный (начало - в восемь-девять лет, окончание - в десять лет у девочек, в тринадцать лет у мальчиков): медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза;

. пубертатный (окончание - в двенадцать лет у девочек, в четырнадцать - у мальчиков): появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, изменятся темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ;

. подростковый период развития: активизируется деятельность половых и щитовидной желез внутренней секреции;

. развитие организма: максимально активны половые гормоны;

. этап завершения полового созревания, начала юношеского возраста (15-16 лет у девочек, 16-17 лет у мальчиков): наступает анатомическая и физиологическая зрелость [7, с. 9-10].

Ученые, которые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода, выдвинули ряд периодизаций. Н.М. Казанская, обобщая опыт исследователей, называет в своей работе такие границы подросткового возраста: с одиннадцати до пятнадцати лет. Этот временной отрывок подразделяется на три этапа:

. период робинзонады (десять - двенадцать лет): ребенку в эти годы привлекают походы, ему интересно строить шалаши, разводить костры...

. период "охоты и захвата добычи" (двенадцать-четырнадцать лет): ребенок начинает интересоваться сельским хозяйством, ухаживает за животными;

. торгово-промышленный период (четырнадцать - пятнадцать лет): возникает интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары [7, с. 11].

Данная периодизация показывает, что определение возрастной границы учеными соответствовало их представлениям о предназначении человека в жизненный период от одиннадцати до пятнадцати лет.

Другой сторонник связи индивидуума и человечества В.В. Давыдов определяет немного иные границы подросткового возраста: от десяти до пятнадцати лет. Он же отмечает главную черту этого периода: общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников [5, с. 121].

Помимо перечисленных подходов к периодизации подросткового возраста существует и положение о социальной обусловленности возрастных границ.

Так, В.А. Аверин главным критерием в определении границ подросткового периода выдвигает социальное влияние на развитие личности. Подобная точка зрения обусловлена, прежде всего, культуро-антропологическими и социальными причинами. В первом случае имеет место такой аргумент: если кризисные формы развития присущи подростковому возрасту вообще, значит, они должны наблюдаться у всех народов, этносов и культур, однако, согласно исследованиям М. Мид, отрочество у народов на островах Самоа, так же, как и у американских детей конца 19 века, невозможно описать как трудный период жизни ребенка. Социальная же обусловленность возрастных границ подросткового периода подтверждается исследованиями Л.И. Божович, Н.И. Крылова, Н.Н. Толстых в 50-е, 60-е, 80-е; результаты данных исследований показали, что в 50-е годы переломный момент в представлениях подростков о будущем был в 15 лет, в 60-е - в 16-17 лет и в 80-е - в 13 лет [1, с. 306].

Данные исследования показывают, что подвижность временных границ объясняется изменением социальной ситуации развития, а кризисность как основная черта подросткового периода напрямую зависит от культуры того социума, в котором происходит становление личности. Эту мысль в своих исследованиях подтверждает Т.М. Простакова. По ее мнению, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах" [10, с. 5]. Подобную точку зрения высказывает и французский психолог Ф. Дольто в своей книге "На стороне подростка" она дает объяснение подвижности границ подросткового возраста: "Подростковый период длится в соответствии с теми представлениями, которые юноши и девушки получают от взрослых, и с теми границами познания, которые ставит перед ними общество" [6, с. 12]. Как считает И.С. Кон, "возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус", а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. Ученый отмечает, что "периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию".

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости.

Как бы ни были расхожи взгляды на выявление границ подросткового периода, исследователи склонны считать, что биологическое и социальное неразрывно связаны и лишь в своем единстве оказывают существенное влияние на развитие личности. В подростковой личности чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, физический рост может стать поводом для занятий баскетболом). Л.И. Божович говорила: "Биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по-новому"[4, с. 17].

В своей работе Н.М. Казанская в качестве вывода приводит такой факт: анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты [7, с. 12]. Так, А.С. Выготский говорил: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте" [1, с. 306].

В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства.

То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.

Необычность подросткового возраста замечают не только психологи, но и писатели. Людмила Матвеева в своей повести "Конкурс красоты в 6 "А", посвященной жизни подростков, пишет: "...В этом возрасте каждый бывает сложным, неуравновешенным, сам себя не понимает. Все барышни и молодые люди двенадцати лет - очень запутанные и неуправляемые...".

Особенности, характерные для подросткового возраста, приобретают характер специфичности. В чем же заключается необычность данного возрастного периода? К данному вопросу психологи подходят с разных позиций.

Ш. Бюлер объясняет специфику подросткового периода с позиции пубертата. Под пубертатом в психологии понимают период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма [4, c. 47].

Наряду с физическим пубертатом Бюлер выделяет психологическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития:

. прелюдия к периоду психологической пубертатности, отдельные симптомы которой проявляются в одиннадцать-двенадцать лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков непонятны;

. негативная фаза (одиннадцать-тринадцать лет у девочек, четырнадцать-шестнадцать лет - у мальчиков) характеризуется "повышенной чувствительностью, раздражительностью, беспокойным и легко возбудимым состоянием, физическим и душевным недомоганием", а также неудовлетворенностью собой, переносимой на окружающий мир. Ребенок в этот период наиболее чувствителен к восприятию негативного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо к пассивной меланхолии. Отсюда возникают такие особенности поведения, как снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим.

. позитивная фаза: подросток восприимчив к позитивным аспектам окружения, возникает так называемое "переживание природы" - сознательное переживание прекрасного (искусство, наука, любовь) [1, с. 308].

Э. Штерн считает, что специфика подросткового периода обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств, стремлений, идеалов, а, с другой стороны, особым образом действий. Личность подростка, пишет Штерн, развивается в первую очередь в зависимости от того, какая ценность переживается им как наивысшая. В связи с этим психолог выделяет шесть типов личности:

. теоретическая: направлена на объективное познание действительности,

. эстетическая: стремится постичь единичные случаи,

. экономическая: стремится достичь результат с наименьшими затратами,

. социальная: видит смысл в "любви, общении и жизни для других людей",

. политическая: стремится к власти, влиянию,

. религиозная: "всякое единичное явление соотносит со смыслом жизни" [1, с. 309-310].

Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:

) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;

Подростки чётко улавливают воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;

) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;

) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.

Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;

) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней.

Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать [5, c. 134].

По мнению В.А. Сухомлинского, "душа подростка ранима, нежна и уязвима. Нельзя в нее бесцеремонно лезть".

Сергей Колосов, современный литературный критик, дает обобщенный портрет подростка: "Разум подростка не крепок, эмоции плохо сдерживаемы, внутренний стержень - его воля, воля к добру и справедливости, - подобно ростку, пробивающему асфальт, яро утверждается в жестком мире. Страсть, упорство, максимализм - непременные орудия подростка. Очень сложный и одновременно интересный возраст!"

Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что подростковый период считается самым трудным и сложным из всех детских возрастов, представляющим собой период становления личности. Несмотря на позднее появление в психологии термина «подросток» (19 век), учеными-психологами сделан значительный шаг в изучении ключевых особенностей подростничества, а также в определении возрастных границ данного периода.

Разные точки зрения относительно возрастной периодизации подросткового возраста определили ряд подходов, среди которых наиболее значимыми являются: биологический (З. Фрейд, Ст. Холл), социальный (В.А. Аверин, Т.М. Простакова, Л.И. Божович) и классификация, в основе которой лежит связь развития индивидуума и человечества (Н.М. Казанская, В.В. Давыдов). Целесообразным, на наш взгляд, является объединение социального и биологического подходов, поскольку природный и общественно-культурный компоненты изначально связаны между собой и лишь в неразрывном единстве способны оказать определяющее влияние на развитие личности в подростковый период.

Как известно, подростковый возраст, отличающийся особой сложностью и бурным развитием, имеет ряд только ему присущих особенностей. Специфичность подросткового возраста психологи объясняют как с биологической, так и с социокультурной позиции. В основе биологического подхода, сторонницей которого является Ш. Бюлер, лежит понятие пубертатности, социокультурный подход, согласно мнению Э. Штерн, предполагает выявление особенностей подростка с точки зрения преобладающих в нем ценностей. Оба подхода, на наш взгляд, имеют место в объяснении особенностей подросткового периода, но в разные фазы развития, поскольку ценности, перечисленные Э. Штерн, подросток в большей степени способен воспринять и осмыслить в третий период психологического пубертата. Говоря о специфике подростничества, ряд ученых, избегая классификаций по какому-то признаку, стремились показать универсальные особенности, присущие этому возрасту. В этом плане наиболее полную характеристику подростка представил В.А. Сухомлинский. Советский педагог отмечает противоречивые черты, свойственные подростку: неуверенность в себе и желание занимать главенствующую позицию, стремление к романтичности и грубость в поведении, потребность в общении и склонность к одиночеству и т.д.

Подростковый возраст - это тот период, в котором закладываются основы поведения и от того, в какой степени формирующийся человек воспримет этические, социальные, культурные нормы на данном этапе взросления, зависит его будущая личность.

§2. Коммуникативные особенности подростка

Помимо приобретения подростком новых психологических особенностей, перечисленных в первом параграфе, в подростковом возрасте качественной перестройке подвергается и сфера отношений с окружающим миром. Это проявляется прежде всего в изменении стиля общения с товарищами и взрослыми.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно - групповым. Согласно мнению Эльконина, общение в подростковом возрасте приобретает характер ведущей деятельности.

Анализ речевого поведения подростков представляет особую важность, так как в общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. По мнению Л.Ф. Обуховой, "как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни" [10, с. 85].

Однако как раз в этом возрасте перед подростком встают проблемы, связанные со сферой общения:

. общение со сверстниками: неумение, невозможность занимать среди сверстников удовлетворяющее подростка положение (неудовлетворенность потребности быть значимым в глазах сверстников),

. общение со взрослыми: непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, неспособность взрослых изменить стиль неравноправных отношений, при котором взрослые требуют послушания [16, с. 93].

Очень важно понимать, что эффективной коммуникативной деятельности мешают различного рода барьеры, называемые коммуникативными барьерами. В таблице представлены типы барьеров и их проявление.

Тип барьераПроявлениеЛичностныеРазличие в ценностях, компетентность, негативный прошлый опыт, вредные привычки.ФизическиеОтвлекающий шум, расстояние.СемантическиеРазличное понимание значений слов, изображений, мимики и жестовОрганизационныеМногоуровневость, норма управляемость, неопределенность обязанностейВременныеДефицит времениИнформационные перегрузкиМногообразие информации невозможность ее упорядочитьРазличие в статусеБоязнь высказать мнение и задать вопрос.

В языке современных подростков обнаруживается тенденция к автономизации и дистанцирования своей среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном пространстве коммуникации происходит упрощение и огрубление речи. В речевом общении подростков преобладает телеграфный стиль, а то и вовсе специфический безграмотный, рубленый лексикон SMS. Специалисты и обыватели с горечью наблюдают вымывание целых пластов языковых ресурсов, особенно в речи ребят, и, напротив, засилье иноязычной (англоязычной) лексики, наряду с распространением примитивных речевых штампов, нарочитой и непреднамеренной клишированности.

В последнее время в педагогической, психологической, медицинской литературе все чаще рассматривается проблема возникновения новой формы аддиктивного поведения, связанной с информационными технологиями, - компьютерной зависимости.

Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интеренета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план [15, с. 23].

С.В. Фадеева в статье, посвященной анализу психолого-педагогических аспектов компьютерной зависимости, приводит данные эксперимента, который был проведен на 120-ти учащихся от 15 до 17 лет в ПТУ №1 и 2 г. Коворова Владимирской области. Согласно результатам исследования были выявлены общие черты, присущие большинству учащихся, проводящих за компьютерными играми в Интернете более семи часов ежедневно. Как правило, для них характерна "дисгармония в функционировании эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкому дифференцированию своих чувств, в невозможности адекватно реагировать в коммуникативных ситуациях" [16, с. 24].

Влияние СМИ и Интеренета проявляется и в перемене стиля речевого поведения подростков. С.И. Выгонский в работе "Обратная сторона Интернета" говорит о неком жаргоне падонкафф(другие названия данного явления: "обланский язык", "олбанкцей йезыг"). Жаргон падонкафф - широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (так называемым эрративом), частым употреблением мата и определенных штампов, характерных для сленгов [5, с. 51].

Как показывает опыт практического общения с подростками, данный стиль речевого поведения переносится ими и в реальную жизнь. На сегодняшний день крепко вошли в обиход такие выражения, как «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п., а также фразы из пабликов социальных сетей, популярные на какой-то определенный временной промежуток (например, "Давай до свидания!" и другие не столь пристойные выражения).

Известный лингвист Б. Ю. Норман в своих рассуждениях об явлении языка падонкафф упоминает о том, что данный элемент речевой культуры был создан людьми образованными в качестве некой языковой шутки, и высмеивает подобный стиль общения, столь часто встречающийся у неграмотных подростков. Он говорит: "Люди, причем изначально образованные, грамотные, старались в порядке шутки написать слово максимально неправильно. Это была ирония, пародия на орфографические правила. Но игра хороша тогда, когда ею пользуются образованные люди. А когда неграмотный человек пытается продолжить эту игру, он просто пишет как слышится и это совсем даже не смешно."

Безусловно, возможность негативного влияния увлечения сетями отрицать нельзя. Довольно часто безобидная на первый взгляд привычка прятаться за анонимностью интернета, считать, что ты недосягаем для оппонента физически, приводят к переносу стиля сетевого общения в реальную жизнь. Напрашивается вывод: нужно сначала научиться адекватно общаться с людьми, а потом уже нырять в бескрайнее море Интернета.

При наблюдении за речевой деятельностью подростков весьма часто приходится сталкиваться с таким явлением, как коммуникативная агрессия.

С точки зрения коммуникативного взаимодействия, речевая агрессия - это установка адресанта на антидиалог в широком смысле слова. Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор), который может быть выражен как через содержание высказывания, так и через деструктивные формы речевого поведения. С другой стороны, в агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи (аффективный вектор).

В межличностной коммуникации «право на речь» каждого из коммуникантов определяется характером дискурса и конкретной речевой ситуацией. Если приоритетное «право на речь» одного из коммуникантов не предусмотрено условиями речевой ситуацией и, не признается другими участниками коммуникации то в этом случае речь идет о вторжении в речевое пространство адресата, т.е. о речевой агрессии. Нарушение речевого паритета может проявляться, во-первых, как намеренный захват вербальной инициативы, во-вторых, как пренебрежительное отношение к содержательной стороне высказываний речевого партнера.

При бытовом общении на выполнение этой задачи направлены, например, инвективные (бранные, ругательные) номинации адресата (придурок, дебил, урод и т.д.). Целевая установка такой коммуникации - создание коммуникативной вертикали между коммуникантами либо к прекращению коммуникации или превращению ее в монологическое общение. С психологической точки зрения цель агрессивного речевого поведения в межличностной коммуникации - это желание оскорбить, унизить речевого партнера [12, c. 23-24].

Известно, что в подростковом возрасте одним из главных критериев формирования самооценки и собственного "Я" является мнение сверстников. Общение с товарищами превращается в особую деятельность подростков, занимает в их жизни очень важное место, выделяется в совершенно самостоятельную сферу жизни - в известном смысле личной жизни.

В связи с этим Фр. Дольто склонна рассматривать агрессивную речевую модель поведения подростков как некую тенденцию, популярную среди рассматриваемой нами возрастной категории. "Словесный терроризм в моде. "Крутые" подростки не дают своим родителям говорить". Как правило, при "общении" с родными они отговариваются шаблонными фразами типа: "Помолчи", "Я не хочу тебя слушать", "Тебе все равно нечего сказать, ты можешь только нести чушь". Разумеется, рассуждает известный психолог, если одни поступают так по своей испорченности, то другие, приходя домой, разговаривают таким образом, чтобы ходить с высоко поднятой головой перед товарищами. Они вызывают родителей на конфликт, не имея никаких на то причин [6, с. 103].

Таким образом, коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее значение в формировании личности. Однако подросток, обладая противоречивыми особенностями, не всегда может успешно реализовать себя как коммуникант.

Как известно, подросток черпает модели коммуникативного поведения из трех основных источников: семья, взаимодействие со сверстниками и символические примеры, навязываемые масс-медиа. Психологи и педагоги зачастую связывают причины коммуникативных неудач и коммуникативной агрессии с негативным влиянием СМИ и интернета. Виртуальное общение, которое поначалу позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, может стать причиной неадекватного реагирования подростков в коммуникативной ситуации. Этот факт экспериментальным путем доказывают психологи и лингвисты: С.В. Фадеева, Фр. Дольто, С.И. Выгонский, Б.Ю. Норман и др.

Зачастую коммуникативная деятельность подростков достаточно не развита, в ней преобладает клишированность, «телеграфность» и нацеленность на образцы.

Помочь подростку избежать подражания негативным образцам речевого поведения могут эстетически возвышенные, нравственные, развитые в коммуникативном плане примеры, которые нам дает литература.

§3. Подросток как герой современной отечественной прозы

В данном исследовании мы обращаемся к одному из самых значимых в формировании полноценной, духовно и эстетически развитой личности разделов литературы - подростковой литературе.

Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей [19, c. 98].

Хорошая детская литература ценна тем, что она естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Обращаясь к исследованию подростковой литературы, не представляется возможным обойти вопрос о её специфике. По мнению большинства теоретиков и критиков, ведущей особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. Под педагогическими требованиями понимается присутствие воспитательного начала, художественный дидактизм. Это основное структурное качество проявляется различным образом в собственно детской литературе в зависимости от специфики эстетического и духовного восприятия.

Другая - не менее важная составляющая специфики детской литературы - горизонт читательских ожиданий. Писатель всегда подспудно ориентируется на потенциального читателя. Данная ориентация не умозрительна - скорее речь должна идти об эволюции художественного сознания, вызванной объективными причинами.

Подростковая проза исследует усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном ей изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода [9, c. 176].

В настоящее время литературоведы, писатели, педагоги, социологи с обоснованной тревогой ставят вопросы о причинах кризиса в современной детской литературе, об утрате связи между писателями и читателями-подростками. Показательны сами названия публикаций: "От потешки к порносайту", "Не бедствие, а катастрофа", "Кто спасёт красоту?" и т.п.

Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного чтива в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг - о современных 13-16 летних подростках. Наших, российских." [22]

Кроме причин коммерческого и социологического характера называется растерянность современных детских писателей перед новой реальностью жизни, улицы, которую подростки знают не хуже взрослых, перед теми проблемами, которые определяют "литературу страдания". Известный исследователь детской литературы И.Н. Арзамасцева отмечает, что литература для детей ослабила одну из своих важнейших функций - "намывать целебный слой культуры на повреждения детского мира, нанесённые цивилизацией взрослых… Теперь писатели уже не могут сочинять для детей по-старому - на мелкие темы и словами, пахнущими типографской краской. Программа задана событиями национального, мирового и вместе личного, семейного значения" [13, с. 117]. Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение, а качество чтения определяется как визуальное и "экстенсивное" (Р. Энгельсинг): однократное, " с простодушной свободой, с какой в текст инвестируются личные эмоции".

В современную литературу для детей вошли приметы сегодняшнего дня: реальность катастроф, криминала, рыночных отношений, в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность. Тем важнее отметить по-настоящему талантливые произведения, в которых художественные и нравственные ценности находятся в достойном равновесии.

В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание традиционным для детской литературы темам семьи, школы, дружбы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме. Это такие писатели, как Александр Папченко, Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Екатерина Мурашова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко и др.

Жанровое своеобразие современной подростковой прозы небогато, это: фантастической повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, А. Папченко, Е. Палтусовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

В данной работе особый для нас интерес представляет анализ образа подростка в современной отечественной прозе. Обратимся к литературоведческим источникам для определения понятия «художественный образ».

В литературоведении под художественным образом понимают всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью максимально полного освоения художественного мира произведения [17, 148].

Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Хорошо сказал об этом великий индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей статье "Содержание литературы": "Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного".

Г.Л. Абрамович обобщает присущие художественному образу особенности:

. Сочетание живой конкретности, богатства индивидуальных черт и свойств, определяющие силу их эмоционального воздействия на читателей, зрителей, слушателей, и в то же время их идейную и познавательную значимость

. Способность вызывать у читателей различные ассоциации. "Образ прекрасен и сам собой и бесконечностью за ним лежащей дали"

. Подчиненность идейно-художественной цели произведения. В изображаемых художником предметах и лицах раскрываются лишь те черты и свойства, которые характерны для них в определенном жизненном контексте.

В исследуемых нами произведениях образы главных героев обладают диалектичностью, которой свойственно объединение живого созерцания, субъективной интерпретации и оценки автором.

Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они зачастую не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее (героиня повести Е. Липатовой «Девочки» сравнивает себя с одноклассницей: «Ася - уверенная в себе, а я - нет; и самое главное - это то, что Ася красивая, а я - так себе»). Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повестях О. Дзюба «Лишь бы музыка звучала…» и Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».

Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений своего «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответственность за свои поступки (примером может служить роман Г. Гордиенко «Алое платье»).

Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенсиха, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, В фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Екатерины Мурашовой. Она поднимает тему детей с ограниченными возможностями (в повести «Класс коррекции») и детей низкого социального пласта - тех, за кем в обществе закрепились некрасивые названия: «шваль», или «отбросы» («Одно чудо на всю жизнь»).

Тему трудных подростков развивает в своем творчестве и Владимир Железников. Его повесть «Чучело 2, или Игра мотыльков» является откликом на самые негативные проявления подросткового возраста: резко выраженная ненависть к окружающим, непризнание себя как члена социальной ячейки, антиобщественное поведение.

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти [18, c. 87]. Наиболее яркий пример такого поведения показан в повести Т. Михеевой «Не предавай меня!».

В современной подростковой прозе среди нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали подростков, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беспринципности. Герои-подростки осмысливают нравственный принцип порядочности. Он для подростков, с одной стороны, овеян романтичностью, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные поступки людей (примером такого образа может служить главный герой повестей Л.Матвеевой «Конкурс красоты в 6 «а» и «Невеста из 7 «б» Дима Маскин).

В центре повествования - ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных - с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире - с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героев-подростков современной литературы [20, c. 36].

Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на наш взгляд, самое важное в произведениях современной подростковой отечественной прозы.

Итак, одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение подростка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для этого возраста.

Несмотря на общее кризисное состояние детской литературы (важной частью которой является подростковая проза), в настоящее время работают писатели, главными героями произведений которых являются подростки.

Тематика определяет жанровую принадлежность произведений современной отечественной прозы: как правило, это любовный роман, повесть социально-психологической направленности, фантастическая, или сказочная повесть.

В героях-подростках современной отечественной прозы сочетаются все отмеченные Г.Л. Абрамович особенности художественного образа, но превалирует живая конкретность, реалистичность, что, на наш взгляд, особенно важно при восприятии художественного образа читателем-ровесником.

Анализ произведений современной отечественной подростковой литературы позволяет нам сделать вывод о том, что характеры главных героев соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Заключение

Важнейшим средством воспитания, развития эстетического чутья и формирования коммуникативной компетенции традиционно считается литература. Для исследуемого нами возраста - подросткового - классическая литература предлагает ряд произведений, однако, как показывает, практический опыт изучения данных произведений в условиях школьных занятий, подростки не всегда способны проникнуться духом эпохи и понять авторский замысел. Это объясняется, прежде всего, тем, что классические произведения далеки от реалий современного мира. В связи с этим подросток, не отождествляя себя с классическими героями, не только теряет интерес к чтению, но и находит другие, подчас негативные, образцы для подражания в современном окружении.

Исследуя особенности подросткового периода в психологическом аспекте, мы выяснили, что этому возрасту свойственны противоречивые черты: склонность к аутизму и желание стать лидером в среде товарищей, романтичность и грубость, стремление к самостоятельности и отсутствие возможности к полной независимости от взрослых, общительность и неразвитая речевая культура и др.

Общение, согласно мнению психологов, является ведущей деятельностью подростка. Однако, как показывают исследования психологов, лингвистов и опыт практического общения с данной возрастной категорией, подросток в коммуникативном плане является не самостоятельным, зависимым от негативного влияния реального окружения и символических средств: Интернета, СМИ. В свою коммуникативную культуру он привносит клишированные обороты, черты телеграфного стиля общения, таким образом не обогащая, а обедняя ее.

Из этого следует, что коммуникативная компетентность подростков достаточно не развита и нуждается в корректировке со стороны педагога-словесника. Одним из вариантов формирования речевой культуры учащихся и приобщения к чтению является, на наш взгляд, анализ произведений современной отечественной подростковой литературы на уроках литературы, русского языка и риторики.

Анализ произведений современной подростковой литературы показал, что в настоящее время, несмотря на общий творческий застой данного раздела литературы, можно найти произведения, способные нести воспитательные и нравственно-этические функции для подростков. По нашему мнению, особенно значимым в этом плане будет анализ повестей Е. Мурашовой, В. Железникова, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, поскольку эти писатели рассматривают традиционные для подростковой прозы темы в социально-нравственном ключе.

личность компьютерный проза подросток

Список использованной литературы

Книжные издания:

.Аверин В.А. Психология детей и подростков. Уч. пособие, 2-е издание, перераб. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.

3.Бахтин М.М. Автор <#"justify">Периодические издания:

. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением // Воспитание школьников. - 2006. - №1. - С. 23-25

. Гнездилов В. Тимуровцы поколения next // Читаем вместе. - 2008. - №10. С. 41

. Корягина О.П. Проблемы подросткового возраста // Классный руководитель. -2003. - №1. - С. 89-93

. Таранова Н.В. Социальные сети и психика подростков // Директор школы. - 2009. - №4. - С. 85-87

. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков // Воспитание школьников. - 2009. - №10. -С. 23-25

Электронные ресурсы:

.Вараскин В.Н. Влияние художественного образа героя на становление личности подростка [Электронный ресурс]. - Современные наукоемкие технологии, 2013. - №12. - С. 147-148

.Октябрьская О.С. Тема одиночества и способы его преодоления в современной прозе для подростков [Электронный ресурс] // Вестник Центра международного образования Московского гос. Ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2013. - Т.1. -С. 85-90

.Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков [Электронный ресурс]. - Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2009. - №7. - С. 98-102

.Хрящева Н.П. Взрослые «ужасы» и новый детский герой? [Электронный ресурс] // Филологический класс. - 2006. - №16. - С. 36-42

Похожие работы на - Коммуникативные особенности подростка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!