Электрические явления в природе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электрические явления в природе











Электрические явления в природе

Введение

урок экскурсия физика воспитательный

Актуальность работы.

Экскурсии по физике - важная составляющая учебного процесса, позволяющая наглядно связать изучаемый материал с реальными техническими устройствами, с производством и природными объектами. Экскурсии ученики нередко помнят всю оставшуюся жизнь. Однако подготовка, проведение и подведение итогов экскурсий требует значительного времени и усилий учителя.

Дело значительно упрощается, если иметь цифровые слайды узловых моментов экскурсии (это могут быть кадры предыдущей экскурсии, снимки устройств, узлов и т.д.). В этом случае проще заранее настроить ребят на предстоящую работу, сфокусировать их внимание. Эти же материалы (возможно с добавлением новых снимков) нетрудно использовать при подведении итогов, при необходимости и как иллюстративный материал при изучении соответствующих тем, при написании рефератов, докладов и т.д.

В сельской местности, в небольших населенных пунктах не так много возможных объектов для экскурсий. Здесь особенно важна возможность использовать, кроме натуральных еще и виртуальные экскурсии. Похоже на то, как зрители путешествуют по странам мира с телеведущим, мы иногда проводим «экскурсии» по заранее отобранным слайдам (например, на атомную электростанцию). Кроме того, постепенно сложился опыт, когда выпускники, бывая в интересных местах, присылают фотографии или готовые веб-страницы и это служит материалом для подобных «экскурсий». Это всегда интересно для учеников, тем более что они прекрасно знают экскурсовода и его пример может быть полезным для них.

Целью курсовой работы является исследование методов проведения школьной экскурсии по физике как формы организации учебного процесса.

Объект исследования.

Процесс формирования знаний, у учащихся, в ходе провидения школьной экскурсии.

Предмет исследования.

Методика провидения экскурсии на тему «Электрические явления в природе»

Для достижения цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотрены формы организации учебного процесса по физике;

2. Исследована история появления и развития школьной экскурсии в нашей стране и формы проведение экскурсии;

3. Проанализировано место экскурсии в школьном курсе физики;

4. Разработана программа проведения экскурсии для изучения электрических явлений в природе.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в ходе исследования литературы и приложения в электронном виде.

         1. Формы организации учебного процесса по физике

.1 Виды организационных форм обучения физике

В основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная система.

Возникла классно-урочная система на рубеже XVI-XVII вв. благодаря трудам великого педагога Я.А. Коменского. Данной форме обучения исторически предшествовали индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения. Индивидуально-групповая форма организации обучения постепенно заменялась групповой, которой, в свою очередь, пришла на смену классно-урочная система.

За прошедшее время классно-урочная система совершенствовалась и развивалась. Характерными признаками этой организационной системы обучения на сегодняшний день являются:

·   постоянный состав учебных групп учащихся;

·   учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;

·   строго определенное расписание учебных занятий;

·   сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

·   ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс;

·   систематическая проверка и оценка знаний учащихся. [11,c.63]

Классно-урочная система организации учебных занятий обладает целым рядом достоинств: она обеспечивает организационную четкость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, систематичность и последовательность обучения, постоянное эмоционально-нравственное воздействие личности педагога на учащихся, взаимодействие между учениками в процессе коллективной работы и многое другое.

Основной организационной формой обучения в школе является урок.

Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Кроме уроков, которые проводятся в соответствии со школьным расписанием и в помещении школы, система учебных занятий включает в себя такие организационные формы, как экскурсии, факультативные занятия, практические занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, посещение лекций в культурно-просветительных учреждениях (например, в планетарии) и т.д. Так, лабораторные работы и работы физического практикума, число которых достаточно велико в курсе физики, - это формы практических занятий. Все эти формы занятий составляют единую организационную систему обучения, воспитания и развития школьников. При планировании учебной работы необходимо учитывать и использовать все формы организации учебных занятий. [1,c.34]

1.2 Современный урок физики

Прежде всего, современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на достижение основных целей обучения, на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями, сами компоненты системы, и их структура разными авторами определяются по-разному. Так, И.Я. Лернер компонентами процесса обучения и, следовательно, урока как части процесса обучения считает учебный материал (его содержание), учителя и учащихся. М.И. Махмутов уточняет предложенную систему: структурными компонентами процесса обучения можно считать содержание учебного материала, методы обучения, способы деятельности, формы и средства обучения. Более детально фиксирует компоненты урока Г.Д.Кириллова: цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации3. Однако, несмотря на различия в понимании содержания системы компонентов урока, педагоги и методисты сходятся в требовании единства и взаимосвязи между всеми компонентами.

Прежде чем определить систему современный урок физики, остановимся на одном чрезвычайно важном вопросе. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя на уроке - чего он хочет добиться, потом установить средство - что поможет достижению цели, а затем определить способ - как действовать, чтобы достигнуть цели. Очевидно, что нечетко сформулированная цель урока усложняет процесс деятельности учителя и искажает заранее планируемый результат. Однако, поскольку цель урока ставится заранее, до начала его практического осуществления (речь идет и о подготовке, и о проведении урока), мы позволим себе упростить систему и не рассматривать цель как компонент урока.

Итак, современный урок физики - это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Говоря о содержании учебного материала, следует иметь в виду два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным. Первое требование заключается в соответствии содержания образования уровню современной науки - физики. В соответствии с Законом «Об образовании» учитель физики и школьная администрация вправе сами определять требуемый в том или ином учебном заведении уровень физического образования и соответственно учебники, и учебные пособия.

Второе требование к содержанию учебного материала современного урока физики касается его структурирования. Выделив систему элементов научных знаний и способов умственной и практической деятельности, учитель должен определить логику, структуру развертывания этих элементов на уроке. Как известно, «набор» компонентов (в данном случае элементов знаний) не определяет свойств целого (содержания).

В зависимости от формы организации учебного процесса, структуры урока, этапов «разворачивания» учебных ситуаций урок приобретает тот или иной вид. Классификация уроков, определение их типов и видов является проблемой дидактики. Существует достаточно много различных классификаций уроков, зависящих от оснований классификации - по составу урока, этапам его проведения, его содержанию, способам проведения и т.д. Наиболее эффективной и логически стройной представляется классификация уроков по цели организации занятий, предложенная М.И. Махмутовым. В соответствии с этой классификацией все уроки можно разделить на следующии типы:

изучения нового материала;

совершенствования знаний;

- обобщения и систематизации;

комбинированные;

контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Главное назначение урока изучения нового материала (изучения, но не объяснения, изложения, усвоения и пр.) заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений.

Основным содержанием урока совершенствования знаний, умений и навыков учащихся является применение знаний на практике, их расширение и углубление, формирование учебных компетенций, проверка знаний учащихся и многое другое, что способствует совершенствованию знаний школьников.

Таблица 1. Типы и виды уроков физики

Типы уроков

Виды уроков

1. Уроки изучения нового учебного материала

а) урок-лекция б) урок-беседа  в) урок выполнения практических работ (поискового типа)  г) урок выполнения теоретических исследований  д) смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

а) урок решения задач  б) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) в) урок - лабораторная работа  г) урок-экскурсия д) семинар

3. Урок обобщения и систематизации знаний

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Комбинированный урок


5. Уроки контроля и коррекции знаний

а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) тестирование г) зачет  д) зачетная практическая (лабораторная) работа д) контрольная работа е) смешанный урок (сочетание первых трех видов уроков)


Урок обобщения и систематизации знаний, сравнительно недавно появившийся в классификации уроков как самостоятельный тип, чрезвычайно актуален в связи с новыми целями образования, поставленными в последние годы перед школой. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способностей невозможно без предъявления структуры знания и отраженных в ней этапов процесса познания.

Комбинированный урок организуется с целью решения в комплексе задач первых трех типов уроков.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков. На уроках контроля и коррекции знаний частично реализуются и функции других типов уроков.

Исходя из всего вышесказанного, основываясь на логике процесса обучения, дидактических и методических принципах обучения физике и закономерностях преподавания, можно определить основные правила организации современного урока физики.

Первое правило - определить цель урока. Поскольку в уроке отражаются образовательная, воспитательная и развивающая функции учебно-воспитательного процесса, целесообразно сформулировать образовательную цель (усвоение новых физических знаний, формирование умений и пр.), воспитательную цель (формирование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание и пр.) и цель развития (формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы и пр.).

Второе правило - подготовить содержание учебного материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить систему задач, практических и самостоятельных заданий для учащихся; подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточные материалы и пр.).

Третье правило - уточнить тип и вид урока. Последовательность решения дидактических задач должна приводить к достижению всех целей урока.

Четвертое правило - выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся.

Пятое правило - определить структуру урока, соответствующую целям, содержанию и методам обучения. Урок должен характеризоваться четкостью организации отдельных этапов уроки (начало урока, актуализация знаний, изучение нового материала закрепление и повторение, контроль знаний, домашнее задание и т.д.) и целостностью. Обязательно должна быть определена единая логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учителем учебно-познавательной деятельностью школьников. [16,c.31]

1.3 Структура урока физики как целостная система

Урок как педагогическая система имеет свой состав и свою структуру. Он состоит из разных частей, компонентов и элементов (вводной части, оргмомента, опроса, объяснения, средств, приемов и способов решения задач урока и т.п.), которые связаны и взаимодействуют в определенной последовательности. Состав урока, его отдельные элементы могут рассматриваться по-разному: как этапы урока, учебные ситуации, звенья учебного процесса и пр.

Структура урока рассматривается, вообще говоря, на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. Поскольку нас интересует (в рамках методики преподавания физики), структура современного урока физики, ограничим себя рассмотрением структуры урока на методическом уровне.

Рассмотрим более подробно структуру одного из самых типичных уроков физики - урока изучения нового материала и методическую работу учителя физики, связанную с подготовкой подобного урока.

Основные компоненты общей структуры урока изучения нового материала:

1.  Актуализация прежних знаний и способов деятельности учащихся предполагает воспроизведение и применение ранее усвоенных знаний (в любой форме), стимулирование познавательной деятельности школьников, их мотивацию и контроль со стороны учителя.

2.  Формирование новых знаний и способов деятельности учащихся - центральный этап урока изучения нового материала. Методика организации изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знания), определение средств и методов обучения, форм организации учебного процесса.

.    Применение новых знаний, включающее повторение и закрепление вновь изученного материала, организуется учителем в любой целесообразной для данного урока форме, с использованием любых дидактических средств обучения.

4.  Домашнее задание - обязательный компонент урока физики. Изучение физики невозможно без самостоятельной домашней работы учащихся.

Прежде всего, возникает вопрос: обязательна ли предложенная последовательность названных компонентов структуры? Всегда этапы урока соответствуют рассмотренной структуре? Разумеется, нет. Этапы урока учитель организует, сообразуясь с самыми разными факторами (цели урока, содержание учебного материала, уровень умственного развития школьников, и т.д.), которые в итоге и определяют последовательность учебных ситуаций. Так, домашнее задание совершенно не обязательно давать в конце урока. Иначе говоря, домашнее задание учитель дает в любой удобный для него момент урока.

Актуализация знаний, так же как и применение их, может перемежаться с изучением нового материала, если учитель считаем подобную организацию урока целесообразной. Более того, в структуре урока изучения нового материала может «выпасть» какой-либо компонент или даже несколько. Большинство уроков изучения нового материала содержат все вышеназванные компоненты.

Итак, в чем же состоит работа учителя физики в процессе подготовки и проведения урока изучения нового материала? Остановимся последовательно на каждом этапе урока.

. Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, типичный для традиционной, «старой» структуры урока. Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными для данного урока, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация предполагает и психологическую подготовку ученика: возбудить интерес к изучаемой теме, создать эмоциональный настрой и т.д. Учителю на этом этапе урока необходимо также оценить степень готовности класса и отдельных учеников к восприятию нового материала.

Какими же способами, с помощью каких методических приемов можно организовать актуализацию?

Рекомендуется ограничить период актуализации знаний 5-10 минутами и проводить ее в форме фронтального опроса. Насколько правомерно игнорирование устного опроса? Или, быть может, он все-таки необходим, но организовывать его нужно как-то иначе, более современно?

Как подсчитал В.Ф. Шаталов, учащиеся разговаривают в течение школьного дня в среднем две минуты. Для того чтобы овладеть любым учебным предметом, в том числе и физикой, необходимо овладеть языком этого предмета. Лишь только ответы на вопросы учителя или краткие высказывания недостаточны для формирования и развития у учащихся языка физики. Надо школьников учить «говорить». Проведение устного опроса - один из путей развития речи ребенка.

Итак, опрос необходим, но организовывать его надо так, чтобы учащиеся всего класса были вовлечены в работу, чтобы происходила именно актуализация знаний всех учеников. Опыт организации современных уроков физики дает возможность использовать целый спектр приемов подобной работы. Это реферирование и дополнение ответов товарищей, коллективная оценка с обоснованием полноты ответа, подготовка вопросов со стороны класса по ходу выступления отвечающего ученика и многое другое. Дело учителя определять дозу тех или иных способов актуализации знаний.

В процессе организации устного индивидуального или фронтального опроса учитель физики применяет самые разнообразные средства обучения и методические приемы. Широко используется работа с учебником (текстом, справочными материалами, заданиями и вопросами, графиками и рисунками), работа с раздаточными дидактическими материалами и пр.

Одним из способов актуализации знаний учащихся на уроках физики традиционно является решение задач. В процессе анализа и обсуждения физических задач учитель проверяет усвоение учащимися знаний и их подготовленность к изучению нового материала. [13,c.71]

Многие учителя физики используют кратковременные практические работы, в процессе проведения которых осуществляется актуализация прежних знаний. Возможны и иные способы актуализации, в том числе и письменные работы учащихся, важно лишь, чтобы данный этап урока соответствовал своей цели - актуализации знаний и способов деятельности школьников.

. Второй компонент структуры урока изучения нового материала - формирование новых знаний и умений учащихся - является важнейшим, ключевым моментом урока. Данный этап урока требует от школьников большого умственного напряжения. Они должны воспринять новый материал и осознать его, зафиксировать для себя самое главное и важное, увидеть взаимосвязь и логику между отдельными элементами знания, понять роль опытов и демонстраций, используемых учителем, и т.д. В зависимости от методов, применяемых учителем в процессе объяснения, учащиеся могут привлекаться к самостоятельному поиску и решению творческих проблем.

Прежде всего, учитель определяет основные элементы знаний, которые должны быть усвоены школьниками. Это могут быть факты, понятия, физические величины, законы, знания о способах действия и пр., но в любом случае на уроке изучения нового материала их будет не более двух-трех. В этом состоит первый методический шаг в подготовке учителя.

Для введения основных новых элементов знаний учитель в процессе объяснения использует демонстрационные опыты, математические выкладки, сравнения и аналогии, иллюстрирующие учебный материал, исторические справки и многие другие средства обучения. Для того чтобы помочь школьникам отделить главное от второстепенного, увидеть взаимосвязь между главными элементами знания, главными и второстепенными, учебный материал должен быть четко структурирован. Разработка логики, структуры учебного материала - второй шаг в подготовительной работе учителя, связанной с содержанием нового учебного материала. Соответственно логике «разворачивания» учебного материала учитель определяет систему методов и средств, а следовательно, и учебных ситуаций, которые будут организованы на данном этапе урока.

Следующая задача, которая должна стоять перед учителем физики, заключается в том, чтобы разработать наглядный образ вновь изученного материала. К сожалению, многие учителя об этом не заботятся. В VII-VIII классах школьники часто уходят с урока физики с тетрадью, в которой кроме даты и темы урока ничего не записано (на тех уроках, где нет решения задач). Задиктовывание формулировок или каких-либо важных положений не меняет сути дела. И формулировка, и другие утверждения есть в учебнике физики, и повторная запись их малоэффективна. В старших классах данная проблема не стоит так остро. Прежде всего, математическая логика в ряде случаев может соответствовать логике введения нового материала (понятия, закона, физической Величины др.) и создавать наглядный образ. Кроме того, уровень развития мышления старших школьников гораздо выше, чем в подростковом возрасте. У учителя появляется возможность использовать обобщающие схемы и таблицы; информация, поданная в обобщенном, структурированном виде, и представляет собой подобный образ.

Следует также иметь в виду, что структура учебного материала, разработанная учителем «для себя» в виде плана, схемы и пр., как правило, не может быть экстраполирована на детское восприятие образа. Необходима самостоятельная разработка этого образа, который затем будет представлен на классной доске и зафиксирован в школьных тетрадях.

Использование «наглядных образов» позволяет сделать объяснение материала более наглядным, более понятным. Общеизвестно, что восприятие учащимися нового материала, сопровождающееся наглядными иллюстрациями, существенно повышает эффективность учебного процесса. Кроме того, подобного рода образы, раскрывающие логику и структуру процесса учебного познания, способствуют систематизации знания.

3. Третий компонент структуры урока изучения нового материала - формирование умений и навыков, т.е. отработка и применение вновь полученных знаний и способов деятельности. На данном этапе урока учитель обсуждает изученный материал, работает с текстом учебника, решает качественные и вычислительные задачи, проводит кратковременные практические работы и т.д. Может также на данном этапе проводиться обобщение и систематизация, как нового материала, так и изученного ранее. Методы, приемы, средства обучения, которые учитель физики использует для организации различных учебных ситуаций на данном этапе, очень разнообразны и зависят прежде всего от мастерства самого учителя.

4. Домашнее задание - четвертый компонент методической структуры урока. Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Однако когда речь идет об обучении физике, т.е. об учащихся VII-XI классов, аргументы в пользу необходимости самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения домашнего задания с очевидностью превалируют. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые обще учебные умения должны превратиться в личностные качества школьника. Например: воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр. Кроме того, учитель должен предоставить возможность школьникам додумать, разобраться во вновь изученном материале, принимая во внимание различную скорость восприятия нового разными учениками.

Практика работы школы показывает, что домашние задания, которые предлагают учащимся большинство учителей физики, носят стереотипно-шаблонный характер - перечень параграфов и упражнений или задач. Изображение домашнего задания в правом верхнем углу доски - плохая традиция школы. Это «слепая» часть зрительного поля, поскольку внимание распределяется по диагонали от левого верхнего края до правого нижнего. Если учитель не обратит внимания школьников на запись домашнего задания, то ученики вполне могут ее не увидеть.

Процесс обучения физике становится существенно более эффективным, когда учитель обдумывает, не только объем, но и характер домашнего задания. Любое домашнее задание обязательно должно быть мотивировано, учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности. Можно сформулировать несколько правил, которые должен учитывать учитель при планировании домашнего задания. Среди них:

·   домашние задания должны быть разнообразны по форме и характеру предполагаемой деятельности школьников;

·   домашние задания должны быть максимально дифференцированы;

- необходимо обязательно контролировать выполнение домашнего задания (самыми разнообразными способами, с оценкой или без нее и т.д.).

Иными словами, подготовка, организация, планирование домашнего задания - самостоятельный компонент структуры и этапа урока физики.

Какими же могут быть эти разнообразные формы домашнего задания? Рассмотрим, например, как можно организовать работу учащихся с текстом параграфа учебника, который практически всегда задается учащимся на дом на уроке изучения нового материала. Вместо сухого указания «параграф номер...» учитель может предложить школьникам:

- подготовить пересказ текста;

составить план ответа;

подготовить рассказ (о физической величине, понятии, законе) в соответствии с «обобщенным планом»;

- подготовить рассказ о самом главном в параграфе за 2-3 минуты;

- выучить наизусть (определение, формулу, вывод и т.д.);

ответить на вопросы после параграфа;

подготовить вопросы для своих товарищей по тексту;

разобрать самостоятельно фрагмент параграфа (или полностью);

- разработать структурно-логическую схему учебного материала;

- составить самостоятельно задачу на рассмотренную в тексте ситуацию или формулу и т.д.

Однако в процессе обучения физике возможны нетрадиционные структуры изучения нового материала. Кроме названной выше лекции изучение нового материала может быть организовано учителем в ходе практической или лабораторной работы, на уроке решения задач, в процессе самостоятельной исследовательской работы и пр. Очевидно, что структура урока в подобных случаях несколько меняется. [2,c.

        

        

         2. Учебная экскурсия

.1 Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д. [15,c.19]

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786. Устав учебных заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 в. в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей» (1913-16, Од.), «Русский экскурсант» (1914-16, Ярославль).

В РСФСР в 20-х гг. экскурсия рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Большое место отводилось экскурсии в учебных программах ГУСа 1923-25. Целями экскурсии назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни, истории революционного движения. Была разработана методика «исследовательских» экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль экскурсии в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий. [14,c.34]

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производственной экскурсии в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производственных экскурсий осуществляется учителем при планировании учебного материала.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов экскурсии являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. Особая роль в учебно - воспитательной работе школы отводится учебным экспедициям; ведутся метеорологические и гидрологические наблюдения, составляются коллекции для школьных музеев и т. п.

В школьной практике распространены кино - и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» экскурсии и путешествия.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции. При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и экскурсий, в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследовательской деятельности. [14,c.34]

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:

идея экскурсии;

цели и задачи экскурсии;

содержание экскурсии;

маршрут и оформление экскурсии;

техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);

результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.

2.2 Этапы организации и проведения экскурсии

До 90-х годов прошлого века экскурсии включались в учебную программу по физике в качестве обязательной составляющей, и в каждом классе отводилось на их проведение определённое число часов. Сегодня же в альтернативных вариантах программ, как правило, нет жёстких требований к проведению учебных экскурсий, и часто они даже не упоминаются.

Изменения в системе обучения физике в общеобразовательных учреждениях, естественно, коснулись и экскурсий по физике. Если раньше учебные экскурсии носили в основном политехнический и профориентационный характер, то сегодня их целевой спектр значительно расширился. В частности, экскурсии по физике в условиях современной школы могут носить культурологическую, эстетическую и нравственно-этическую направленность.

Организация и проведение экскурсии, как правило, включает четыре основных этапа: планирование экскурсии; непосредственная подготовка; проведение экскурсии; подведение итогов экскурсии.

Как любая другая форма учебной деятельности, экскурсии должны быть органично включены в канву учебного процесса, поэтому планировать их следует в начале учебного года. Следует продумать цель конкретной экскурсии и в соответствии с ней определить место и время проведения. Тематику целесообразно определять комплексно, сообразуясь как с содержанием текущего учебного материала, так и с перспективой: опираясь на учебную программу, желательно запланировать взаимосвязанную тематику экскурсий на весь период обучения физике - сначала в основной школе, а затем в старшей.

Второй этап содержит два основных вида деятельности учителя. Во-первых, учитель должен решить организационные вопросы - договориться в учреждении, где планируется экскурсия, о дне и времени её проведения, согласовать и решить вопросы финансирования, получить разрешение на проведение экскурсии у администрации школы и т.д. Во-вторых, на этапе подготовки следует поставить определённые учебные задачи перед учащимися, составить список вопросов, ответы на которые дети должны получить во время экскурсии и которые затем послужат тезисами для обсуждения её результатов. Учащиеся до экскурсии должны ясно представлять себе, на что им следует обратить внимание и в какой форме готовить отчёт.

Во время третьего этапа, когда основные содержательные вопросы уже разрешены, следует уделить особое внимание организационным вопросам. Во время экскурсии учитель несёт ответственность за здоровье и жизнь учащихся, так что должен внимательно наблюдать за их поведением, за соблюдением требований техники безопасности. Непосредственно перед началом экскурсии дети должны получить исчерпывающие инструкции.

Заключительный этап экскурсии является чрезвычайно важным с точки зрения решения образовательных задач. Именно подведение итогов с учащимися позволяет обобщить и систематизировать увиденное ими на экскурсии, расставить нужные акценты, выделить основное.

Особое значение имеют производственные экскурсии, т.к. они позволяют показать явления физики в их взаимной связи, в том виде, в каком они встречаются в жизни, на производстве. Это очень важно для профориентации учащихся.

Экскурсии имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, формирования у них научного мировоззрения, установления взаимосвязи между различными физическими явлениями. К сожалению, в последние годы такие экскурсии проводят неоправданно редко и преимущественно как внеклассные мероприятия. Полагаю, что экскурсии надо восстановить в правах. [10,c.21]

В связи с тем, что экскурсии в школе проводятся и по другим предметам, необходимо позаботиться о том, чтобы учащиеся не были чрезмерно перегружены ими. Некоторые экскурсии проводятся совместно учителями физики, химии, биологии, географии, ведь в основу многих технологических процессов положен целый комплекс физико-химических и биологических явлений, и их взаимосвязь во время таких экскурсий обнаруживается очень ясно.

При планировании экскурсии прежде всего учитываются производства в районе школы и решаются организационные вопросы: получают разрешение на посещение объекта повышенной опасности; продумывают вид транспорта для доставки учащихся на объект экскурсии и обратно, организуют, сопровождение ГИБДД, проводят инструктаж по технике безопасности в пути следования и на объекте экскурсии, выясняют количество учащихся, которые могут посетить объект. Предварительно осматривают экскурсионные объекты и составляют примерный план для «гида». Как правило, в роли «гида» выступают ведущие специалисты предприятий.

Для подготовки учащихся на уроке перед экскурсией сообщаю цель, общие сведения об объекте, определяю задание: составить отчёт об экскурсии в произвольной форме (как правило, это доклад, реферат, сочинение, фотоотчёт, видеоролик).

В ходе экскурсии учащиеся ведут рабочие записи, зарисовки, делают фотографии. Материал используется в последующем учебном процессе как раздаточный для проведения лабораторных работ, решения задач, изготовления стендов, таблиц, схем, плакатов.

2.3 Проведение экскурсии в г. Иркутске по изучению электрических явлений в природе

В г. Иркутске проведение реальной экскурсии не возможно, так как наблюдение электрических явлений в природе не совсем безопасно и нет мест проведения такой экскурсии. Остается один вариант организовать виртуальную экскурсию.

Экскурсию по наблюдению электрических явлений в природе лучше организовать в старших классах, а точнее в 11 классе при изучении раздела «Электрическое поле». Так как в 8 классе при изучении «Электрических явлений» ученики не смогут объяснить многие электрические явления, происходящие в природе.

Виртуальная - экскурсия проводиться в 11 классе, не посредственно после изучения раздела «Электрическое поле».

Тема экскурсии: «Электрические явления в природе»

Цель экскурсии: наглядно познакомиться с электрическими явлениями в природе и постараться их объяснить.

Задачи:

1. Закрепление и повторение материала изученного в 8 классе при изучении раздела «Электрические явления»

2. Усвоить новый материал при изучении раздела «Электрическое поле»

3. Углубить полученные знания

4. Установить связь электрических явлений в физике с явлениями в других науках (физики с биологией)

Перед провидением виртуальной - экскурсии учащимся необходимо записать тему, цель экскурсии.

По ходу экскурсии преподаватель старается заинтересовать учащихся данной темой, задавая вопросы для совместного обсуждения.

Сценарий экскурсии

В живой природе существует немало процессов, связанных с электрическими явлениями. Рассмотрим некоторые из них.


Молния - это сильный электрический разряд, который исходит из облака в направлении другого облака или в направлении земли. Этот разряд без труда дает начало пожарам, а также является достаточно мощным, чтобы нанести вред здоровью или даже убить человека. Молния также помогает природе помещать азот в землю, который является необходимым для роста растений.

Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках, тогда они называются грозовыми; иногда молния образуются в слоисто-дождевых облаках, а также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях.
Обычно наблюдаются линейные молнии, которые относятся к так называемым без электродным разрядам, так как они начинаются (и кончаются) в скоплениях заряженных частиц. Это определяет их некоторые до сих пор не объяснённые свойства, отличающие молнии от разрядов между электродами. Так, молнии не бывают короче нескольких сотен метров; они возникают в электрических полях значительно более слабых, чем поля при межэлектродных разрядах; сбор зарядов, переносимых молнией, происходит за тысячные доли секунды, хорошо изолированных друг от друга частиц, расположенных в объёме несколько км3. Наиболее изучен процесс развития молнии в грозовых облаках, при этом молнии могут проходить в самих облаках - внутриоблачные молнии, а могут ударять в землю - наземные молнии. Для возникновения молнии необходимо, чтобы в относительно малом (но не меньше некоторого критического) объёме облака образовалось электрическое поле с напряжённостью, достаточной для начала электрического разряда (~ 1 МВ/м), а в значительной части облака существовало бы поле со средней напряжённостью, достаточной для поддержания начавшегося разряда (~ 0,1-0,2 МВ/м). В молнии электрическая энергия облака превращается в тепловую и световую.[24]

C точки зрения науки, молния - это вид электрического разряда, происходящего обычно при грозовых бурях. Существует несколько видов молний: разряды могут происходить между грозовым облаком и землей, между двумя облаками, внутри облака, уходить из облака в чистое небо. Они могут иметь разветвленный рисунок или представлять собой единый столб. Молнии, наблюдавшиеся во все времена, имели самые разнообразные формы - веревки, жгута, ленты, палки, цилиндра. Редкой формой является шаровая молния.

В принятой на сегодняшний день теории образования молний считается, что столкновения частиц в облаках приводят к появлению больших областей положительного и отрицательного зарядов. Когда большие противоположно заряженные области подходят достаточно близко друг к другу, некоторые электроны и ионы, пробегая между ними, создают канал, по которому за ними устремляются остальные заряженные частицы - происходит молниевый разряд. Воздух разогревается до 30 тысяч градусов - в пять раз больше, чем температура поверхности Солнца. Раскаленная среда взрывообразно расширяется и вызывает ударную волну, воспринимаемую как гром. Интересно, что молнии наблюдаются не только на Земле, но также в атмосферах Венеры, Юпитера и Сатурна. Одновременно на Земле происходит около 2000 грозовых бурь. Каждую секунду в поверхность Земли ударяет более 100 молний.

Наверное, многие замечают, что молния мерцает. Оказывается, что одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды. Молнии между тучей и землей бывают двух типов: положительные и отрицательные. Положительные разряды происходят только в 5% случаев, зато они более сильные. Считается, что именно положительные разряды приводят к возникновению лесных пожаров.[21]

Однако многие вещи, связанные с образованием молний до сих пор не ясны. Иногда молнии творят очень странные, не поддающиеся объяснению вещи. Молния может оставить фотографический отпечаток на теле пораженного. Или сжечь на человеке белье, оставляя верхнее платье. Молния сбривает с человека все волосы до последнего. Или, например, полностью испаряет металлическое кольцо на руке. Известен жуткий и загадочный случай, произошедший в Японии. Учитель приказал школьникам в походе держаться за веревку. Ударившая в веревку молния убила каждого четного ребенка в ряду, оставив нечетных полностью невредимыми

Молнии после удара в землю не исчезают бесследно, а превращаются в камень.

Окаменелые молнии появляются при попадании очень мощной молнии в поверхность Земли и вследствие ударов молний в песчаный или насыщенный кварцем грунт, скальную породу в толще грунта из спёкшегося песка формируются полые ветвистые трубки с гладкой или покрытой маленькими пузырьками внутренней поверхностью. Иногда образуются отдельные капли. Появление стеклянной трубочки связано с тем, что между песчинками всегда находятся воздух и влага. Электрический ток молнии за доли секунд раскаляет воздух и водяные пары до огромных температур, вызывая взрывообразный рост давления воздуха между песчинками и его расширение. Расширяющийся воздух образует цилиндрическую полость внутри расплавленного песка.

Самую большую молнию нашел Аллан Мак Коллум. Длиной 17 футов (5,2м). За что и попал в книгу рекордов Гиннеса.

Часто аккуратно выкопанная из песка молния по форме напоминает корень дерева или ветвь с многочисленными отростками. Такие ветвистые окаменелости образуются, когда разряд молнии попадает во влажный песок, который, как известно, имеет большую электропроводность, чем сухой. В этих случаях ток молнии, входя в почву, сразу начинает растекаться в стороны, образуя структуру, похожую на корень дерева, а рождающаяся при этом окаменелость лишь повторяет эту форму.

Молнии - серьёзная угроза для жизни людей. Поражение человека или животного молнией часто происходит на открытых пространствах, так как электрический ток идёт по кратчайшему пути «грозовое облако-земля». Часто молния попадает в деревья и трансформаторные установки на железной дороге, вызывая их возгорание. Поражение обычной линейной молнией внутри здания невозможно, однако бытует мнение, что так называемая шаровая молния может проникать через щели и открытые окна. Обычный грозовой разряд опасен для телевизионных и радиоантенн, расположенных на крышах высотных зданий, а также для сетевого оборудования.

В организме пострадавших отмечаются такие же патологические изменения, как при поражении электротоком. Жертва теряет сознание, падает, могут отмечаться судороги, часто останавливается дыхание и сердцебиение. На теле обычно можно обнаружить «метки тока», места входа и выхода электричества. В случае смертельного исхода причиной прекращения основных жизненных функций является внезапная остановка дыхания и сердцебиения, от прямого действия молнии на дыхательный и сосудодвигательный центры продолговатого мозга. На коже часто остаются так называемые знаки молнии, древовидные светло-розовые или красные полосы, исчезающие при надавливании пальцами (сохраняются в течение 1 - 2 суток после смерти). Они - результат расширения капилляров в зоне контакта молнии с телом.

При поражении молнией первая медицинская помощь должна быть неотложной. В тяжёлых случаях (остановка дыхания и сердцебиения) необходима реанимация, её должен оказать, не ожидая медицинских работников, любой свидетель несчастья. Реанимация эффективна только в первые минуты после поражения молнией, начатая через 10 - 15 минут она, как правило, уже не эффективна. Экстренная госпитализация необходима во всех случаях.

Высокие деревья - частая мишень для молний. На реликтовых деревьях-долгожителях легко можно найти множественные шрамы от молний. Считается, что одиночно стоящее дерево чаще поражается молнией, хотя в некоторых лесных районах шрамы от молний можно увидеть почти на каждом дереве. Сухие деревья от удара молнии загораются. Чаще удары молнии бывают направлены в дуб, реже всего - в бук, что, по-видимому, зависит от различного количества жирных масел в них, представляющих большое сопротивление электричеству.

Молния проходит в стволе дерева по пути наименьшего электрического сопротивления, с выделением большого количества тепла, превращая воду в пар, который раскалывает ствол дерева или чаще отрывает от него участки коры, показывая путь молнии. В следующие сезоны деревья обычно восстанавливают поврежденные ткани и могут закрывать рану целиком, оставив только вертикальный шрам. Если ущерб является слишком серьезным, ветер и вредители в конечном итоге убивают дерево. Деревья являются естественными громоотводами, и, как известно, обеспечивают защиту от удара молнии для близлежащих зданий. Посаженные возле здания, высокие деревья улавливают молнии, а высокая биомасса корневой системы помогает заземлять разряд молнии.

По этой причине нельзя прятаться от дождя под деревьями во время грозы, особенно под высокими или одиночными на открытой местности.

Из деревьев, пораженных молнией, делают музыкальные инструменты, приписывая им уникальные свойства.[23]

Для наблюдения и изучения электрических процессов, протекающих в тканях растений, можно провести опыты. При этом демонстрируемые явления необходимо обязательно сопровождать комментариями учителя.

Многие цветы и листья имеют способность закрываться и раскрываться в зависимости от времени суток. Как вы думаете, почему? Это обусловлено электрическими сигналами, представляющими собой потенциал действия. Можно заставить листья закрываться с помощью внешних электрических раздражителей. Кроме того, у многих растений возникают токи повреждений. Срезы листьев, стебля всегда заряжены отрицательно по отношению к нормальной ткани. Если взять лимон или яблоко и разрезать, а потом приложить к кожуре два электрода, то они не выявят разницы потенциалов. Если же один электрод приложить к кожуре, а другой к внутренней части мякоти, то появится разность потенциалов, и гальванометр отметит появление силы тока.

При демонстрации вышеописанных явлений, учащимся необходимо рассказать о том, что изменение потенциала некоторых растительных тканей в момент их разрушения, исследовал индийский ученый Бос. В частности, он соединил внешнюю и внутреннюю часть горошины гальванометром. Горошину он нагревал до температуры до 60С, при этом был зарегистрирован электрический потенциал в 0,5 В. Этим же ученым была исследована подушечка мимозы, которую он раздражал короткими импульсами тока. При раздражении возникал потенциал действия. Реакция мимозы была не мгновенной, а с запаздыванием на 0,1 с. Кроме того, в проводящих путях мимозы распространялся другой тип возбуждения, так называемая медленная волна, появляющаяся при повреждениях. Эта волна минует подушечки, достигая стебля, вызывает возникновение потенциала действия, передающегося вдоль стебля и приводящего к опусканию близлежащих листьев. Мимоза реагирует движением листа на раздражение подушечки током 0,5 мкА. Чувствительность языка человека в 10 раз ниже.[22]

Не менее интересные явления, связанные с электричеством, можно обнаружить и у рыб. Древние греки остерегались встречаться в воде с рыбой, которая заставляла цепенеть животных и людей. Эта рыба была электрическим скатом и носила название торпеда. В жизни разных рыб роль электричества различна. Некоторые из них с помощью специальных органов создают в воде мощные электрические разряды. Так, например, пресноводный угорь создает напряжение такой силы, что может отразить нападение противника или парализовать жертву. Электрические органы рыбы состоят из мышц, которые потеряли способность к сокращению. Мышечная ткань служит проводником, а соединительная - изолятором. К органу идут нервы от спинного мозга. А в целом он представляет собой мелко-пластинчатую структуру из чередующихся элементов. Угорь имеет от 6000 до 10000 соединенных последовательно элементов, образующих колонку, и около 70 колонок в каждом органе, расположенных вдоль тела. У многих рыб (гимнарха, рыбы-ножа, гнатонемуса) голова заряжается положительно, хвост - отрицательно, а вот у электрического сома, наоборот, хвост - положительно, а голова - отрицательно. Свои электрические свойства рыбы используют как для атаки, так и для защиты, а также для того, чтобы отыскивать жертву, ориентироваться в мутной воде, опознавать опасных противников. Существуют также слабоэлектрические рыбы. Они не имеют каких-либо электрических органов. Это обыкновенные рыбы: караси, карпы, пескари и др. Они чувствуют электрическое поле и излучают слабый электрический сигнал. Сначала биологи обнаружили странное поведение небольшой пресноводной рыбки - американского сомика. Он чувствовал приближение к нему металлической палочки в воде на расстоянии нескольких миллиметров. Английский ученый Ганс Лиссман заключал в парафиновую или стеклянную оболочку металлические предметы, опускал их в воду, но обмануть сомика и гимнархуса ему не удалось. Рыбка чувствовала металл. Действительно, оказалось, что рыбы имеют специальные органы, которые воспринимают слабую напряженность электрического поля.

Проверяя чувствительность электрорецепторов у рыб, можно провести следующий опыт. Закрыть аквариум с рыбкой темной тканью или бумагой и водить рядом по воздуху небольшим магнитом. Рыбка чувствует магнитное поле. Потом можно просто водить возле аквариума руками. И она будет реагировать даже на самое слабое, создаваемое человеческой рукой, биоэлектрическое поле. Рыбы не хуже, а порой и лучше самых чувствительных в мире приборов регистрируют электрическое поле и замечают малейшее изменение его напряженности. Рыбы, как оказалось, не только плавающие "гальванометры", но и плавающие "электрогенераторы". Они излучают в воду электрический ток и создают вокруг себя электрическое поле, значительно большее по силе, чем возникающее вокруг обычных живых клеток. С помощью электрических сигналов рыбы могут даже особым образом "переговариваться". Угри, например, при виде пищи начинают генерировать импульсы тока определенной частоты, привлекая тем самым своих собратьев. А если двух рыб поместить в один аквариум, частота их электрических разрядов сразу же увеличивается. Рыбы-соперники определяют силу своего противника по силе излучаемых им сигналов. Другие животные таких чувств не имеют.

Ученикам необходимо объяснить, почему же только рыбы наделены этим свойством? Рыбы живут в воде. Морская вода прекрасный проводник. Электрические волны распространяются в ней, не затухая, на тысячи километров. Кроме того, рыбы имеют физиологические особенности строения мышц, которые со временем стали "живыми генераторами". Способность рыб аккумулировать электрическую энергию, делает их идеальными аккумуляторами. Если бы удалось подробнее разобраться с деталями их работы, произошел бы переворот в технике, в плане создания аккумуляторов. Электролокация и подводная связь рыб позволила разработать систему для беспроводной связи между рыболовным судном и тралом. Уместно было бы закончить высказыванием, которое было написано рядом с обычным стеклянным аквариумом с электрическим скатом, представленном на выставке Английского научного Королевского общества в 1960 г. В аквариум были опущены два электрода, к которым был подключен вольтметр. Когда рыба находилась в состоянии покоя, вольтметр показывал 0 В, при движении рыбы - 400 В. Природу этого электрического явления, наблюдаемого задолго до организации Английского Королевского общества, человек разгадать до сих пор не может. Тайна электрических явлений в живой природе и сейчас будоражит умы ученых и требует своего решения.[19][20]

Заключение. Подводя итог нашей экскурсии хотелось бы сказать, что природа буквально пронизана электрическим током. Любой организм живущий на планете Земля, (не забывайте, что организмы это не только люди и животные, но ещё и растения, и конечно же организмы неживой природы), обладает зарядом, какой-то в большей степени, какой-то в меньшей.

Представленный материал для виртуальной экскурсии можно дополнить фотографиями, видеороликами и фильмом. (Приложение на CD)

Данный материал рассчитан не на один урок или можно использовать для проведения элективных курсов.

         Заключение


Современный урок физики рассматривается как система, все элементы которой направлены на достижение основных целей обучения, на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями, сами компоненты системы, и их структура разными авторами определяются по-разному.

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения.

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов.

В курсовой работе нами была разработана виртуальная экскурсия, которые можно провести как в школах нашего города, так и в школах области.

Список литературы

1. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф.Кабардина. М.: Просвещение, 1993.

2. Демонстрационные опыты по физике в VI-VII классах средней школы. Под ред. А.А.Покровского. М.: Просвещение, 1994.

3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1: Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. Под ред. А.А.Покровского.- М.: Аспект, 2008.

4. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2: Колебания и волны. Оптика. Физика атома. Под ред. А.А.Покровского. М.: Аспект, 2008.

5. Енохович А.С. Справочник по физике. М.: Просвещение, 1998.

6. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1986.

7. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980.

8. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.Д. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе: Дидактический материал. М.: Просвещение, 1993.

9. Колтун М.М. Мир физики. М.: Просвещение, 2008.

10.Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М.: Просвещение, 2007.

11.Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 2000.

12.Межпредметные связи курса физики средней школы. Под ред. Ю.И.Дика и И.К.Турышева. М.: Просвещение, 2007.

13.Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1976.

14.Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе, М.: Просвещение, 1981.

15.Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. М.: Просвещение, 2007.

16.Основы методики преподавания физики в средней школе. Под ред. В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта, А.В.Перышкина. М.: Просвещение, 1984.

18.Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1980.

19.http:// ru.wikipedia.org

20.http:// www.wikiznanie.ru

21.http://moikompas.ru/compas/molnija

<http://www.valleyflora.ru/16.html>

1. http://www.flash-land.ru/page-3.html

2. http://www.molnie.ru/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!