Формирование учебной мотивации школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование учебной мотивации школьников

Оглавление

Введение

Глава 1. Формирование мотивации к учению школьников на уроках физики

.1 Мотивация

.2 Мотивационная сфера младших подростков

Глава 2. Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики

.1 Средства обеспечения формирование учебной мотивации школьников в процессе обучения физики

.2 Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности

Заключение

Литература

Введение

Формирование интереса к учению есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Несмотря на совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемного, развивающего обучения, накопленный опыт и материалы по формированию мотивов деятельности учения школьников, существует проблема эффективного формирования интересов к учению, особенно у подростков младшего школьного возраста. В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 г. Актуальной задачей определяется обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Переход в среднюю школу (10-11 лет) совпадает с предкритической фазой развития ребенка - переходом к кризису младшего подросткового возраста. Этот период исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г.А. Цукерман называет его "ничейная земля". Проблема психологической готовности обучения ребенка в основной школе связана с необходимостью формирования у младших школьников системы психологических качеств, необходимых для продолжения учения на ступени основной школы. Центральным системообразующим психологическим новообразованием здесь выступает субъектность учебной деятельности как потребность и возможность самостоятельного поиска и реализации знаний. Учебная субъектность выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативе (Г.А. Цукерман). При переходе из начальной в среднюю школу ребенок уже имеет достаточно четкие представления о характере и содержании учебной деятельности, об основных учебных действиях, о формах и содержании учебного сотрудничества. Именно поэтому становление субъектности связано, в первую очередь, с формированием новой мотивационной направленности - на овладение этой деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов. Новый уровень развития мотивации воплощается в новой внутренней позиции учащегося, отличительной особенностью которой является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, поиски овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества.

Объект исследования - формирование учебной мотивации школьников в процессе обучения физики.

Предмет - психологические особенности формирования учебной мотивации школьников в процессе обучения физики.

Задачи исследования: - проанализировать особенности формирования учебной мотивации школьников в процессе обучения физики; - выявить и классифицировать факторы, влияющие на формирование учебной мотивации школьников в процессе обучения физики.

Глава 1. Формирование мотивации к учению школьников на уроках физики

.1 Мотивация

Начало XXI века характеризуется бурным развитием всех областей жизнедеятельности человека, присущих постиндустриальному обществу. В первую очередь - это темпы и объемы получения и обработки информации, ее анализа и практического применения. Таким образом, тот "мир", который еще вчера нам был известен и в достаточной степени понятен, сегодня становиться совсем иным. Постоянно ускоряющаяся переменчивость мира - это то жизненное пространство, в которое попадает современный человек. И он не просто вынужден с этим считаться, но и должен научиться быстро и адекватно на это реагировать. Постоянные изменения жизненного пространства влекут за собой изменения стиля и образа мышления, непрерывное познание нового, а так же изменения в характере деятельности, связанной с познанием и преобразованием окружающего мира, общества и себя. Человек не способный позитивно реагировать на подобные изменения находится в некоей неопределенности, растерянности, в состоянии пассивного бездействия, которое очень часто приводит к не успешности и жизненной неудовлетворенности. Подобное состояние может только усугубляться, если отсутствует или не в достаточной степени сформирована мотивационная сфера, связанная с самоутверждением и самореализацией личности в жизни, а так же с познавательно-преобразовательной деятельностью. Принято рассматривать образование как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, обладающую сформированной в достаточной степени мотивацией к самоутверждению. Для того чтобы выявить ценностные ориентации личности и факторы, влияющие на формирование мотивации к учению у школьников, необходимо рассмотреть иерархию мотивов и определить на каком же месте иерархической лестницы находится мотивация к учению у школьников на уроках физики, как она связана с другими мотивами. В понимании иерархии мотивационной сферы личности мы согласимся с Леонтьевым А.Н. Он считает, что распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности на уроках физики: отношения иерархии мотивов. Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим) потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например, Маслоу: в основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостазис; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность; наконец, на самой вершине иерархии - мотивы познавательные и эстетические. Главная проблема, которая здесь возникает, заключается не в том, насколько правильна данная (или другая, подобная ей) шкала, а в том, правомерен ли сам принцип такого шкалирования мотивов. Дело в том, что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями и поэтому являются релятивными. Это относится и к главному соотношению - к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться "за занавесом" - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности. Важнейший параметр личности на уроках физики есть степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень разной, независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями с окружающим. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Они-то и образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу. Разъединенность этих, иерархизированных внутри себя, единиц жизни создает психологический облик человека, живущего отрывочно - то в одном "поле", то в другом. Напротив, более высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, и тогда может оказаться, что одни стоят в противоречии с этим мотивом, другие прямо отвечают ему, а некоторые уводят в сторону от него. Таким образом, становится понятным, что каждому "полю" деятельности личности соответствует своя иерархия мотивов. Не является исключением и учебная деятельность личности, поэтому для педагога очень важно создать механизмы, благодаря которым формирование мотивации к учению у школьника происходило бы ни как мотива-стимула, а как смыслообразующего мотива, занимающего высшую ступень в системе иерархии учебной деятельности. Современная система образования - это тот социальный институт, на который возложены задачи не только по передаче подрастающему поколению знаний и прежнего опыта, но и задачи, связанные с формированием полноценной, во всех отношениях, личности, способной к творческому мышлению, осознающей себя субъектом деятельности. Также школа призвана сформировать в учащемся на уроках физики систему качеств, способствующих его дальнейшему саморазвитию, самореализации, обеспечивающих его успешность и состоятельность в жизни. Ключом к решению поставленных задач на уроках физики является формирование и развитие сферы внутренних мотивов учащегося к учебной деятельности в целом. Именно мотивация к учению на уроках физики - эта та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и необходимости данного процесса, понимания его смысла и значимости для дальнейшего саморазвития, самоутверждения и самореализации в жизни. Но очень часто в образовании, мотив к учению на уроках физики вырван из общей иерархии мотивов учебной деятельности и рассматривается педагогами как обособленный, самостоятельный, не зависимый от других мотивов. Хотя существует множество мотивов, предшествующих по иерархической лестнице мотивации к учению. А главенствующим мотивом на уроках физики является мотив к самоутверждению. Изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, а так же зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы. Формирование мотивации на уроках физики было бы неверно понимать как "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за стихийно развивающейся и складывающейся мотивационной сферой учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и методов. Предпосылкой к формированию любой мотивации (в том числе и мотивации к учению) является появление потребности. В отечественной психологии сложилось два понимания потребностей. Одни авторы понимают потребности как объективные состояния живых существ, связанные с недостатком необходимых условий существования; другие рассматривают потребности как субъективные переживания нужды (голод, жажда, интерес и пр.). При этом очевидно, что не все необходимые условия существования и не все переживания нужды можно возвести в ранг потребностей. А.Н. Леонтьев предлагает иную методологию понимания потребностей. Как причина активности живых существ кроется не в их устройстве, а в особых отношениях со средой, так и потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром. Как и природу активности, природу потребностей надо искать в отношениях живого существа к условиям его жизни. Потребности надо понимать не как атрибут живого существа, его необходимую характеристику, а как характеристику отношений живого существа со своей средой. "Такие отношения складываются на нескольких уровнях: организм - среда, вид - экологическая ниша, природный субъект - общество, личность - другие личности". Набор и соотношение потребностей каждого отдельного человека есть продукт истории его жизни, индивидуальных условий воспитания, его онтогенетического развития. Соглашаясь с П.В. Симоновым, будем определять потребность как "специфическую (сущностную) силу живых организмов, обеспечивающую их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, как источник активности живых систем в окружающем мире". Л.И. Божович связывает механизм развития потребностей с аффективными состояниями. Было установлено, что при каких-то, еще достаточно не изученных условиях, переживания, возникающие в связи с удовлетворением той или иной потребности, могут приобрести для человека самостоятельное значение, а затем и ценность. Переживания, вызывающие положительные эмоции, выступают в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. "По существу именно здесь возникает качественно новая форма потребности (ее психическая форма), когда человека побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию - к овладению, к достижению". Человек, побуждаемый имеющимися у него намерениями, может действовать произвольно, направляя свое поведение и деятельность на достижение поставленной цели. Цели - это ожидаемые конечные и промежуточные результаты действий, которые ведут к реализации их мотивов. Реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. от умений ставить цели и достигать их. Способности к целеполаганию и умению действовать в соответствии с поставленными целями на уроках физики формируется лишь на определенном пути онтогенетического развития. Содержание процессов постановки целей (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) связано с содержанием мотивов. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать. Одну и ту же цель можно поставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится. Ряд проведенных исследований показывает, что борьба мотивов на уроках физики в школьном возрасте происходит стихийно. И, напротив, у подростка принятие решения опосредуется сознательным выбором, который он делает на основе размышлений. Осознание некоторого предмета общественной ценностью предшествует его превращению в личную ценность. Как было отмечено Б.И. Додоновым, - "Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было". Изменения в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. По функциональному месту и роли в структуре личности ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Когда речь идет о формировании мотивов, целей, ценностей мы имеем дело уже не с потребностями, а с их функциональными образованьями. Подобные образования представляют собой некоторое нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. По мнению А.Н. Леонтьева, потребность как переживание нужды в чем-либо, как состояние неудовлетворенности, имеет лишь преходящее функциональное значение. Будучи "слепой", она приводит лишь к нецелесообразной активности, обладая при этом потенциальной возможностью конкретизироваться в чем-то определенном. В случае, когда встреча потребности со своим предметом происходит, формируется новое, значительно более устойчивое образование - опредмеченная потребность или мотив. Психологический анализ потребностей А.Н. Леонтьев сводил к анализу мотивов и рассматривал развитие мотивационных процессов в конкретной ситуации, а точнее в деятельности. Отвечая на вопрос о превращении мотива, он пишет: "… при некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий к действию.… Происходит новое "опредмечивание" его потребностей, а это значит, что они меняются, развиваются, поднимаются на ступень выше". Возможны ситуации, в которых "…мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия…". Итак, трактовки "мотива" на уроках физики соотносят это понятие либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. В определении "мотива" мы согласимся с Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то, в чем нашла воплощение потребность. Так же примем во внимание мнение А.В. Петровского, так он считает, что мотивация является внутренней основой активности, а деятельность - наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивационный акт поведения. В отечественной психологии подробно исследовано содержание мотивов на уроках физики (виды, уровни, этапы, качества, проявления), разработаны способы изучения и диагностирования их параметров. Наиболее целесообразными для изучения мотивов считаются разнообразные ситуации свободного выбора, которые могут быть включены в контекст реальной жизнедеятельности. Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них - познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие, так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат. Они порождаются всей системой существующих отношений между ребенком и окружающим миром, связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, в желании занять определенное место в системе социальных отношений. Такие мотивы побуждают учебную деятельность посредством сознательно поставленных целей. Большинство авторов выделяют два вида познавательной мотивации: мотивация содержанием и мотивация процессом. Первая побуждает узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в сеть явлений. Вторая связана с самим процессом учения и состоит в том, что в учебе увлекают не столько полученные результаты, сколько сам процесс познания, появляется желание проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, нравится заниматься поисками, преодолевать препятствия в процессе познания. Очевидно, что в основе познавательной мотивации лежит потребность в познании. По мнению Л.И. Божович, возникновение познавательной потребности - необходимое условие для полноценного развития личности. П.В. Симонов утверждает, что потребность в познании (в более широком плане) изначально присуща всему живому. Таким образом, мнения многих исследователей сходятся в том, что потребность в познании - одна из базовых человеческих потребностей. Анализ различных материалов показывает, что познавательная потребность, начинаясь еще в младенчестве, продолжает свое развитие сквозь годы зрелости к полному становлению. У совсем маленьких детей наиболее ярко выражена ее самая непосредственная форма - потребность во впечатлениях. Любознательность - более высокий уровень развития потребности в познании: здесь активность ребенка уже более направлена, но носит стихийно-эмоциональный характер. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относится устойчивые осознанные стремления к получению знаний. По наблюдению многих авторов, они в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов. Познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения. Школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их. Но при экспериментальном изучении мотивации учебной деятельности школьников выяснилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, "провалиться" на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельными в глазах более успешных товарищей. Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах старшеклассников от 4 до 12%. В целом исследования учебной мотивации на уроках физики школьников показывают недостаточный уровень ее стихийной сформированности и принципиальную возможность ее целенаправленного ступенчатого развития. А.К. Маркова пишет: "Формировать мотивацию, значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (что могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика". В свою очередь И.А. Зимняя установила, что учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов, для той деятельности, в которую она включена. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой самого предмета. Так же И.А. Зимняя выделила четыре мотивационные ориентации: на процесс, результат, оценку преподавателя и на "избежание неприятностей". На достоверном уровне значимости установлена положительная связь мотивационных ориентаций на процесс и результат с успеваемостью студентов. В исследованиях по этой проблеме раскрыты факторы, через которые можно воздействовать на динамику мотивационных структур, а, следовательно, управлять их перестройкой. К таким факторам И.А. Зимняя относит: снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, наличие ситуации выбора, личностная значимость изучаемого материала, вид деятельности (продуктивный, творческий или репродуктивный), наличие интереса к содержанию и процессу обучения. В работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников установлено, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Было показано, что если содержание обучения строится как система задач, в которых ученики должны самостоятельно найти теоретические законы, основные принципы предмета, то складывается обобщенная мотивация к учению. Многочисленные психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения школьников на уроках физики к учению и сформированностью учебной деятельности. Говоря о формировании мотивационной сферы, нельзя не упомянуть о таком сложном психологическом процессе, как самомотивация. Наблюдения показывают, что ведущим мотивом на уроках физики в процессе самомотивации является мотив личностной самореализации (или самоактуализации). По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека "быть тем, чем он может стать", потенциально заложена у всех людей, но не у всех проявляется и тем более осознанно. По мнению Анциферовой Л.И.: "…Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей "возможности роста" (А. Маслоу). Моменты самоактуализации дают человеку высшие переживания, которые становятся необходимой его частью в силу своей яркой специфичности…". Таким образом, рассматривая структуру мотивационной сферы на уроках физики и ее потребностей, связывая их с преобразовательной деятельностью, можно понять складывающуюся в процессе учебной деятельности иерархию мотивов учащихся. Двигаясь по иерархической лестнице мотивов учебной деятельности, мы видим, что мотив к учению находится в тесной взаимосвязи с мотивом к преобразовательной деятельности, а на вершине иерархической лестницы располагается высший мотив - мотив к самоутверждению. Мнения авторитетных авторов (Б.И. Додонов, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев и т.д.) свидетельствуют о неопровержимой связи мотивов личности с ее деятельностью. В современной науке под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность, таким образом, связывает объект и субъект, являясь формой активного отношения между ними. Данное высказывание также справедливо к сфере учения. Учение - это познание самой деятельности. Причем, принимая во внимание темпы развития всех сфер жизнедеятельности постиндустриального общества, о чем уже говорилось ранее, мы неизбежно приходим к тому, что деятельность постоянно имеет инновационный характер. Реализовать данный принцип в школе на уроках физики позволяет проектная деятельность учащихся. Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьником методов инновационной деятельности в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, утверждая ее в качестве смыслообразующего мотива деятельности, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни. Основываясь на закономерностях формирования мотивации на уроках физики, можно вывести закономерность формирования мотивации к учению: мотивация к учению будет тем выше, чем результативней проектная деятельность влияет на самоутверждение учащихся. Таким образом, организация проектной деятельности, направленной на самоутверждение учащихся, является сильным фактором формирования мотивации к учебной деятельности.

1.2 Мотивационная сфера младших подростков

школьник учебный мотивация образование


Глава 2. Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики

.1 Средства обеспечения формирование учебной мотивации школьников в процессе обучения физики

В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования. Для достижения поставленной цели существует большой арсенал средств. Каждое учебное заведение решает эту задачу по-своему, опираясь на основополагающие программные документы, в том числе, на основные направления развития приоритетного национального проекта "Образование". Одним из таких средств на уроках физики является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), которые представляют собой совокупность методов, способов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей. В последнее время данной проблеме уделяется пристальное внимание. Это объясняется: - процессами интеграции электронно-вычислительной техники, современных аудиовизуальных средств, телекоммуникаций во все сферы деятельности общества, в том числе и в образование; - укреплением материально-технической, в том числе компьютерной базы общеобразовательных учреждений в рамках ПНП "Образование"; - целым рядом программ, постановлений, приказов по информатизации образования /Федеральный закон "Об информатизации, информационных технологиях и защите информации", 2006 год; Приказ Федерального агентства по образованию от 04.08.2008 года № 696 "О развитии информатизации образования в рамках реализации ПНП "Образование" и федеральных целевых программ". Все вышеперечисленные документы позволяют сделать вывод, что информатизация рассматривается как одна из актуальнейших задач и важнейших направлений государственной информационной политики, что владение информационными технологиями, умение вступать в коммуникацию, диалог, решать проблемы на уроках физики - становятся новыми составляющими современного, востребованного обществом, качества образования. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе ИКТ, позволяет значительно расширить область самостоятельной работы школьника на уроках физики с учебным материалом, что существенно повышает качество образования. Значимость и роль данной проблемы /информатизации/ в развитии школы, в достижении современного качества образования мы определили для себя еще в 2003 году, разработав программу "Информатизация лицея", которая включала в себя: - компьютеризацию - оснащение образовательной среды лицея компьютерной техникой, обеспечивающей автоматизацию процессов и методов образования, воспитания и управления; - развитие компьютерной грамотности и информационной культуры учителя и ученика на уроках физики; - внедрение информационно-коммуникационных технологий; - развитие и пополнение базы электронно-образовательных ресурсов. Для того, чтобы перейти к внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий на уроках физики, нужна база, нужны кадры. Вот почему первая часть программы информатизации включала компьютеризацию, то есть насыщение образовательной среды компьютерной техникой, техническими мультимедийными средствами обучения, электронными ресурсами. Следует заметить, что данный процесс шел довольно успешно, особенно после получения гранта ПНП "Образование". Как видно из таблицы, количество компьютеров и количество учащихся на один ПК увеличилось в 2,5 раза. В России по последним данным 20 человек на 1 ПК. Вторым шагом в реализации Программы "Информатизация лицея" стала работа по развитию компьютерной грамотности, информационной культуры педагогических кадров. Компьютеры, мультимедийное оборудование, электронные носители - это все средства информатизации, которые сами по себе ничего нового не добавляют в содержание обучения, не приводят к глобальным изменениям. Возникла необходимость изменить отношение учителей к компьютерам, Интернету, к электронным средствам обучения, заинтересовать их громадными возможностями данной техники, научить пользоваться ею при проведении учебной, исследовательской, воспитательной работы. Вопрос подготовки кадров был решен несколькими путями: - прохождение учителями курсов по основам информационно-коммуникационных технологий на уроках физики (в Сыктывкаре, Москве и Санкт-Петербурге); - стажировка при кафедре информационных технологий в РГПУ им. А.И. Герцена; - курсы на базе лицея, проводимые учителями информатики лицея (2 группы по 72 часа) в период каникул. Наличие материально-технической базы, электронных средств обучения, готовность кадров на уроках физики к изменениям в содержании, методах обучения - создали необходимые условия для внедрения новых образовательных технологий /ИКТ/, позволяющих развивать мотивацию к обучению, улучшать качество образовательной подготовки, формировать коммуникационную культуру и единое образовательное пространство. Активизация и эффективность этого процесса были обеспечены во многом созданием единой информационно-образовательной среды на уроках физики, которая включала в себя: медиатеку, информационно-методический центр (ИМЦ), Прессцентр, телестудию и газету "Лицеист" оборудованием и компьютерной техникой, позволяющий проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий по различным учебным дисциплинам, имеющий условия для хранения наборов CD дисков по разнообразной тематике и просмотра пользователями представленной информации. Медиатека на уроках физики включает фонд разнообразных информационных ресурсов, которые постоянно обновляются из сети Интернет или приобретаются на средства лицея. Общий объем материалов электронной библиотеки - 87 дисков. Все электронные носители используются на уроках и во внеучебной деятельности. Медиатека имеет несколько зон: - компьютерная зона; - видеозона (фоно-, видеотека); - место программиста. Кроме того, в медиатеке имеются:

) Медиаресурсы (программные продукты: обучающие программы, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, пособия для поступающих в ВУЗы).

) Базы данных: - спецкурсы, - элективные курсы, - дидактические материалы, - методические разработки учителей.

) Электронные учебники.

) Учитель и ученик в медиатеке получают и информационные услуги: индивидуальные занятие на ПК; запись на электронные носители; сканирование, распознавание текста; доступ в Интернет.

) Виды деятельности в Интернете: - электронный документооборот (использование e-mail); - образовательная деятельность; - познавательная деятельность.

Наличие в школе медиатеки, привело к тому, что в большем объеме стали использоваться Интернет-ресурсы, мультимедийные учебные пособия и готовые программные продукты, возросло в два раз число уроков с использование информационно-коммуникационных технологий. Учителя - предметники совместно с учащимися активно создают презентации для компьютерной поддержки на уроках физики (на базе медиатеки на этот вид работы потрачено 123 часа). С помощью ресурсов медиатеки учащиеся на уроках физики: - занимаются проектной деятельностью; - ведут отбор материала для докладов, творческих работ, рефератов; - готовятся к олимпиадам, интеллектуальным марафонам; - ликвидируют пробелы в изучаемом предмете; - готовят домашние задания, дополняя материал новой информацией для углубленного изучения отдельных тем и разделов. Иначе говоря, работа в медиатеке, использование ИКТ на уроках физики способствуют не только развитию коммуникативных, познавательных компетенций у ученика, но и формируют навыки и способности аналитической, самостоятельной деятельности, отбора материала, что полностью соответствует требованиям компетентностного подхода к оценке качества образования. Учителя используют Интернет при подготовке и проведении уроков физики, для погружения в языковую среду, для создания презентаций, проведения зачетов, тестирования, реализуя принцип открытости и объективности оценки знаний обучающихся. Интересным стал эксперимент по дистанционному обучению при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике. Для этих целей была отобрана группа учащихся в количестве 15 человек, определен компьютер, с вузом был согласован режим работы и назначен ответственный для осуществления программного обеспечения, руководства и контроля и в лицее. В конце 2007-2008 учебного года проведен мини-опрос учащихся об отношении к эксперименту. Вот что показали ответы: Какие причины побудили вас выбрать дистанционное обучение? - Качественная подготовка к ЕГЭ по русскому языку. - Желание узнать что-то новое в изучении русского языка. - Интерес к дистанционному обучению, желание испытать на себе. - Желание получить интересную, полезную информацию. Видите ли вы результаты дистанционного обучения? - да, результаты есть; -стал лучше ориентироваться в заданиях ЕГЭ; - теперь мне известны все вузовские требования к написанию сочинений; Интерес к дистанционному обучению на уроках физики проявляют и учащиеся школ города. Учитывая актуальность вопроса развития дистанционного обучения в рамках современной модели образования, в этом учебном году расширены варианты дистанционного обучения на основе договоров с вузами:

МГУ им. М.В. Ломоносова - физика, математика (начало - октябрь 2008);

РГПУ им. А.И. Герцена - биология, обществознание, русский язык (ноябрь 2008);

СПбГТУ - физика, химия (октябрь 2008). Конечно, введение дистанционного обучения на уроках физики основано на длительных договорных отношениях с этими школами.

С этого года РГПУ им. А.И. Герцена, учитывая плодотворный опыт 10-летней совместной работы, определил нас базовой школой университета, что тоже полностью соответствует содержанию современной модели образования. Следующим шагом в использовании ИКТ на уроках физики стала установка оборудования телевидеоконференцсвязи, которая значительно расширяет возможности общения, диалога, знакомство с опытом работы учителей, исследовательскими работами учащихся, что и направлено на обеспечение доступности качественного образования. Первая теле-видео-связь с городами Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Вологдой уже продемонстрировала уникальные на сегодняшний день возможности данной аппаратуры, а участие 30 сентября в телеконференции "Работа учителей немецкого языка по текстовому пространству" подтвердило роль и значимость ИКТ в повышении профессиональной квалификации учителей. Участие в проекте "Гимназический союз России" - существенная помощь и поддержка лицея в использовании современных телекоммуникационных средств и информационных технологий на уроках физики. Очень важную роль в информационно-образовательной среде школ, в использовании ИКТ играет Информационно-методический центр (ИМЦ) на базе библиотеки, способствующий созданию максимально комфортных условий для доступа пользователей к информации на всех видах носителей. Сегодня фонд ИМЦ использует три вида носителей: традиционные (бумажные), видеоресурсы и медианосители. Основной функцией ИМЦ является информационное обеспечение образовательного процесса, а также методическое сопровождение пользователей и повышение их информационной грамотности. В своей работе сотрудники ИМЦ используют автоматизированную правовую систему "ГАРАНТ", на базе электронной информационной библиотечной программы "ИРБИС-mini" установлен Единый электронный каталог Городской публичной библиотеки, позволяющий познакомиться с ее фондом и фондами муниципальных библиотек города Ухты. ИМЦ создаёт на уроках физики свои полнотекстовые электронные базы: "Энциклопедия школьника", "Республика Коми", газета "Лицеист", "ЕГЭ - Олимпиады", "Методист ГПЛ", "Творчество. Сотрудничество. Поиск", "Лицей - Школа № 1", в которых можно найти методические рекомендации по различным аспектам, а также исследовательские и творческие работы учащихся и учителей. С января 2008 года пользователи ИМЦ получили доступ к ресурсам сети Интернет. Широкое применение получили ИКТ в работе лицейских средств массовой информации: газета, телестудия, сайт. На базе Пресс-центра проходит верстка и выпуск газеты "Лицеист", на базе медиатеки ведется системная работа по обновлению сайта, где родители получают информацию о расписании занятий, о проводимых лицейских мероприятиях. Информационно-коммуникационные технологии также используются для проведения интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций: "Шаг в науку", "Творчество. Сотрудничество. Поиск"; внутри лицейских мероприятий. Возможности использовать ИКТ ежегодно увеличиваются в связи с расширением информационно-образовательной среды. Так, например, в прошлом учебном году был создан мультимедийный кабинет физики, в этом году - математики, химии, с соответствующим оборудованием (интерактивная доска, компьютеры, проектор, сканеры), которое активно применяется на уроках, способствуя повышению мотивации к обучению, качества обученности по предмету, увеличению количества участников олимпиад, конкурсов, конференций. В планах образовательного проекта "Создание единой информационно-образовательной среды": - создание единой локальной сети в целом по лицею; - приобретение 2 интерактивных досок (кабинеты биологии, литературы); - обновление компьютерной техники; - завершение эксперимента по дистанционному обучению; - расширение за счет ИКТ открытости образовательной системы лицея для родительской общественности и города; - создание условий с помощью ИКТ для перехода на индивидуальные планы обучения. Школа будущего должна действительно опережать события и время, внедряя инновационные процессы в первую очередь на уроках физики.

2.2 Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания учащихся внеклассная работа по физике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания предмета, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению физики. Если внеклассная работа является логичным продолжением классной работы, это дает возможность учащимся использовать знание предмета как средство общения, а увлекательные формы внеклассной работы, такие как участие в различных мероприятиях, встречах с интересными людьми, просмотр фильмов, спектаклей и др., помогут создать прочную мотивационную основу для изучения физики и стать значительным резервом и средством достижения целей обучения. С точки зрения процесса организации внеклассную работу можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями: расширением и углублением знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулированием интереса учащихся к изучению предмета; всесторонним развитием личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по физике позволяет решать такие задачи, как усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках; развитие творческих способностей, самостоятельности; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения физики на разных уровнях. Знание возрастных и психологических особенностей личности, являясь одним из ключевых компонентов профессионально-методической подготовки учителя, дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по предмету. Максимально успешной и эффективной выступает внеклассная работа, которая построена в соответствии с основными методологическими подходами в дополнительном образовании детей, преобразованными в принципы, определяющие способы ее организации.

. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по предмету с условиями жизни и деятельности ребенка.

. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т. д.

. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками физики. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к предмету. Преемственность урока физики и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся.

. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по физике во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учет типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы, определять ее задачи и способы организации на каждом этапе.

. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание этих форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнеров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива; именно через систему социальных ролей развивается личность ребенка.

Все эти принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой приоритетности в выборе мероприятий, содержания и форм проведения занятий. В настоящее время существует большое разнообразие методов и организационных форм внеклассной деятельности учащихся. Это прежде всего соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые мероприятия. Все они носят добровольный характер участия в отличие от обязательной учебной деятельности. Здесь также отсутствует строгая урочная регламентация, касающаяся времени, места, форм проведения, необходимость учета определенной номенклатуры знаний, навыков и умений, оценок. И самое главное, учащимся предоставляется большая самостоятельность и инициативность в выполнении внеурочных заданий. Как правило, вся внеклассная деятельность предполагает заучивание школьниками готового материала, творческую импровизацию или отчет о проделанной на предыдущем этапе работе. Главным образом, вся внеклассная деятельность учащихся проводится в течение учебного года во внеурочное время. Хотя не менее важным и самым продолжительным периодом времени, когда учащиеся успевают основательно подзабыть все полученные за год знания, становится период летних каникул, который составляет в нашей стране практически три месяца. Организации внеклассной работы в это время внимания уделяется неоправданно мало. Одной из наиболее интересных форм внеклассной работы по изучению физики, реализующей все названные основополагающие принципы, являются профильные программы для детских оздоровительных лагерей и пришкольных лагерей с дневным пребыванием. Существует несколько причин ограниченного количества профильных программ. С одной стороны, их реализация требует достаточно много ресурсов: финансовых (государственное финансирование идет в основном на оплату питания, а на обеспечение содержания программы средств практически не остается), кадровых (педагоги, которые потенциально могли бы быть задействованы в таких лагерях, в июне заняты на проведении ЕГЭ по иностранному языку), методических (разработка и реализация программ по дополнительному лингвистическому образованию школьников не входят в курс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка). Есть проблема и в мотивационной сфере на уроках физики, так как достаточно сложно после окончания учебного года убедить учеников еще раз окунуться в атмосферу обучения. Тем не менее, двухлетняя практика проведения летней профильной программы показала ее востребованность и эффективность. Цель программы смены - обеспечить получение каждым ребенком, участником смены, определенного минимума знаний, умений и навыков владения предметом, развитие лидерских качеств, формирование коммуникативной компетенции. Педагогические условия, обеспечившие достижение поставленных задач: предоставление детям возможностей для творческой деятельности, воплощения собственных творческих интересов, в том числе в организации своего досуга; включение детей в реальные социально значимые отношения, обеспечение условий для выбора ребятами актуальной для них деятельности, уровня самореализации. Программа смены была выполнена полностью. Томский Хобби-центр в лице администрации лагеря создал прекрасные возможности для ее реализации. Стиль взаимодействия двух команд (вожатский отряд Союза детских организаций Томской области "Чудо", состоящий в большей степени из студентов ФИЯ ТГПУ, и Томский Хобби-центр) можно охарактеризовать как конструктивное сотрудничество. По итогам смены у всех участников повысилась мотивация к изучению физики, поднялся уровень фоновых знаний, которые активно используются в современном мире, обогатился словарный запас, расширилось понимание основ грамматики, произошла корректировка произношения и преодоление барьера общения. Ребята получили навыки организации дел и мероприятий в рамках заданной темы. Таким образом, что хотя разработка и проведение летних программ являются малоизученным видом внеклассной работы, данное направление образования может иметь колоссальное разнообразие форм и хорошие перспективы в плане реализации на уроках физики.

Заключение

Формирование мотивации на уроках физики в подростковом возрасте является одной из основных проблем современной школы. Особенность формирования мотивации учения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у подростков приёмов в самостоятельного приобретения знаний на уроках физики и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции. В современной школе важна задача формирования познавательной мотивации. Мотивация необходима, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При изучении зависимости эффективности учебной деятельности от мотивации ученые рассматривают мотив и мотивацию с различных позиций. Анализ подходов ученых к понятию "мотив" дает возможность выделить его сущностные признаки. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности; осознанное побуждение к определенному действию, источник действия, его внутренняя сила; механизм внутреннего формирования образа действий, которое, проявившись вовне, дает объективный результат; то, что отвечает на вопрос "зачем?"; побуждение, направленное на конкретный объект; "узел", в котором сходятся потребности субъекта, актуальные на данный момент, и возможности их реализации, содержащиеся в ситуации; предмет удовлетворения потребности, намерение, свойство личности, состояние, формулировка, удовлетворенность; внутренняя предрасположенность человека интересоваться позитивными стимулами и стремиться к ним, а негативных стимулов избегать, при этом удовлетворение стимула есть цель мотива. Таким образом, особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. Например, А.М. Матюшкин отмечал, что с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности.

Литература

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.

. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ,2009.

. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. - М., 2007.

. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2004.

. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. - М.: Норма, 2007.

. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 2003.

. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1999.

. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

. Немов С.Р. Психология. - М.: Владос, 2003.

. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

. Филиппов В.Д. Криминологические основы уголовного права. - Томск, 1981.

. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. - М.: Педагогика, 2011.

Похожие работы на - Формирование учебной мотивации школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!