Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образование

Учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра педагогики и психологии детства







Курсовая работа

Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста


Исполнитель:

Сафронова А.А.




Екатеринбург 2013

Содержание

Введение

.Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе

.Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей детей

.Методики изучения творческих способностей младших школьников

.Педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Актуальность темы я вижу в том, что формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено именно на развитие творческого мышления учащихся.

И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель современного обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОСа является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.

Объект исследования - творческие способности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности. Цель исследования - раскрыть педагогические основы творческих способностей младших школьников во внеклассной работе. В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятий творческие способности и творческая деятельность

дать общую характеристику младшего школьного возраста;

рассмотреть историю развития проблемы отечественных и зарубежных ученых;

показать особенности развития творческих способностей младших школьников.

Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие - гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное обучение - это в первую очередь - развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

педагогический одаренность творческий

1. Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют: во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [2]. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [3].

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [8].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.п. Следовательно, творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [4].

Проблеме способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.

Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

·Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

·Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

·Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

·Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7].

Философы (особенно А. Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения [23].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

·Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

·Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

·Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

·Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

·Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

·Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

·Гибкость мышления.

·Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

·Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

·Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.

·Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [9].

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

·восприятие проблемы;

·возникновение и формулировку гипотез;

·проверку гипотез; их модификацию;

·нахождение результатов.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

точность выполнения заданий. [22]

Проанализировав представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека». [24]

Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества. [25]

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2]

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. [28]

«Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон.. [28]

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).

Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».

Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [31]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.

Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Творчество - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [10].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, под творчеством детей дошкольного и младшего школьного возраста понимают - создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, мультфильме и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Таким образом, творческие способности - это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.

. Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей детей

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И учителя, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [17]

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками [14].

Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество - норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует[4]. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он - реалист.

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в развитие произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребёнок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать своё поведение[14].

. Методики изучения творческих способностей младших школьников

Изучение творческих способностей крайне затруднительно, т.к. в психодиагностике пока не найдены надежные способы измерения креативности.

Среди наиболее известных инструментов креативности стоит отметить Южно-калифорнийские тесты дивергентной продуктивности Дж. Гилфорда. К сожалению, эти тесты обладают малой эффективностью, причиной которой, по мнению специалистов, являются установка на скорость выполнения задания и неучет личностных характеристик.

В настоящее время наиболее известна и широко применяется для измерения креативности методика Е. Торренса "Неполные фигуры".Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В первой главе мы уже указывали, что в основе механизмов воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

Изобразительная деятельность характерна для детей данного возрастного периода. Кроме того, как отмечают многие психологи, она позволяет, как бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей. И, наконец, использование изобразительной деятельности позволяет получить обширный практический материал (детские рисунки) для разностороннего объективного анализа. Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся: типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла). Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы). Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения. Шкала "Фантазия" включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) [8].

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей [6]: методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение). Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; - впечатлительность, эмоциональность образов.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Стоит отметить лишь исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской и предложенный ею «метод креативного поля». Она выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследоательской задачи, не стимулированной потребностью выполнить задание методики.

В рамках этого метода Д.Б. Богоявленской было сконструировано несколько методик, достоверность которых является спорной из-за субъективности выбранного внешнего критерия. Работы в этом направлении продолжаются.

. Педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а задачей - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее и она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся .Вот некоторые из них:

.Использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания;

.Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

.С помощью трудовой деятельности, будь то вышивание, конструирование, лепка и т.п. Любое изделие, выполненное ребенком - это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься любым видом трудовой деятельности. Важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца - «я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

·принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

·поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

·признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [11]

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [12].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

) проблемное изложение знаний;

) дискуссия;

) исследовательский метод;

) творческие работы учащихся;

) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [13].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

) по результату (продукту) деятельности;

) по способу ее протекания (процессу).

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [16] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». [17]

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, считал важной задачу развития творчества и предложил одно из возможных решений ее («Кому у кого учиться писать…»). Этот прием у Л.Н. Толстого заключался в том, что он сам начинал вместе с детьми писать на ту же тему, что и дети: «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». Момент того способа вовлечения детей в творчество, который нашел Л.Н. Толстой, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, процесс писания, рисования и т.д. с тем, чтобы они собственными глазами увидели, как «это делается».

Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо создать поле для творчества, своеобразные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности. Детское творчество - это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.

Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания. [18]

Таким образом, для успешного решения задачи развития творческих способностей младших школьников необходима систематическая работа учителя в этом направлении, опирающаяся на достижения психолого-педагогической науки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.

Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития - наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В своей работе я большое внимание уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Заключение

В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической, учебной и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной и значимой.

Изучение и анализ литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие. Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты. В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. « В мире, который « всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования - личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) - эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Итак, под творческой способностью детей младшего школьного возраста понимается: создание ребенком субъективно-нового (прежде всего, значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком); придумывание, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством понимается создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся к области художественного конструирования), но, с другой, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Творчество детей активизирует процесс обучения. При этом развивается инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме - поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним.

Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Список использованной литературы

1.Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 80.

.Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995. Т. 16. №5. С. 12-16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.-224с.

.Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2007.- № 4. - С.39.

.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.

.Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.

.Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С.14 - 17.

.Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.34 - 41.

.Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

.Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000 - 464 с.

.Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002 - 365 с.

.Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 1975.

.Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 912 с.

.Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс

.Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.

.Немов, Р.С. Психология. - [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.

.Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 631 с.

.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10. - С. 34-37.

..Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.

.Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - С. 13.

.Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с

.Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.

.Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1993 - Т. 1. - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2009.

.Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.6 - 33.

.Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.

.Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

.Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2007.- №6.- С. 60 - 62.

.Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 1975.

.Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,1998.

.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.

.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. С.13.

.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64

.Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с

33.Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.

.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34

Похожие работы на - Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!