Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности детской художественно-творческой деятельности

1.1    Формирование детской художественно-творческой деятельности

.2      Проблемы развития творческих способностей у детей

Глава 2. Экспериментальное исследование художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

2.1 Методы исследования

.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности.

С первой ступени обучения ребенка в процессе целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром изобразительного искусства.

Как отмечают известные ученые в области художественной педагогики (А.А. Грибовская, З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова и другие), по своей конкретной предметности, многомерности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений оно близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость, познавательную активность, эстетическое переживание.[5]

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-творческой деятельности детей.

В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей к художественно-творческой деятельности и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности.

Художественно-творческая деятельность воздействует на самые разные личностные качества ребенка - эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые.

Рассматривая произведения художественно-творческой деятельности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. [11]

Широкое включение всех его видов в образовательный процесс благотворно воздействует на детей, дает им возможность познавать действительность с разных сторон, вызывает положительный эмоциональный отклик, усиливает позитивное отношение к художественной деятельности.

Цель работы: изучить особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.

Задачи работы:

)        Изучить процесс формирования детской художественно-творческой деятельности.

2)      Рассмотреть возрастные особенности художественно - творческого развития детей младшего школьного возраста.

)        Провести экспериментальное исследование художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.

Объект работы: дети младшего школьного возраста.

Предмет работы: процесс формирования художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, синтез, обобщение.

Экспериментальная база исследования: СОШ № 57 г. Москвы, 2 «Б» класс. Количество детей - 15 человек.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Формирование детской художественно-творческой деятельности

На занятиях в школе ребенок осваивает разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) и получает свободу в оперировании ее выразительными средствами. Так, в декоративной работе он уже способен отходить от усвоенных стандартов построения декоративных композиций, комбинировать их элементы, используя при построении средства художественной выразительности данного вида искусства.

Результаты психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.Н. Дороновой, Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флериной и других доказывают, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается у ребенка лишь тогда, когда он является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы или в плане воображения при восприятии произведений искусства, или участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Следует отметить, что художественно-творческая деятельность способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-чувственная сфера, которые важны для овладения ребенком различным содержанием знаний не только в школе, и на основе которых у детей формируется художественно-познавательная активность. [8]

Приобщая детей к искусству, мы способствуем проявлению у них инициативности к самостоятельной деятельности, развитию наблюдательности, внимания, формированию эстетического вкуса, устойчивого познавательного интереса, стремления к общению с изобразительным искусством, воспитываем художественное восприятие ценностей культуры, расширяем мировоззрение.

При этом художественно-творческая деятельность с ее яркой образностью, выразительностью, красочностью создает благодатную почву для формирования у детей эмоционально положительного отношения к мастеру, природе, искусству.

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей младшего школьного возраста, целесообразно выделить следующие этапы:

репродуктивный (ознакомление со знаками и их значением, расшифровка знаков в целостной композиции; составление узоров из отдельных знаков по образцам и др.);

когнитивный (тематические занятия, чтение художественной литературы, рассматривание произведений народного и декоративно-прикладного искусства, ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства, беседы и др.);

практический (занятия по рисованию, лепке, аппликации, художественный труд, самостоятельная художественная деятельность, совместная деятельность).

Однако обучение проходит эффективнее, если оно наполняется новым развивающим содержанием с учетом специфики того или иного вида художественно-творческой деятельности и обеспечивается взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации.

Интересной творческой деятельностью для детей в младшем школьном возрасте является создание орнаментов на занятиях декоративным рисованием.

В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Сочетание субъективной ценности орнамента для ребенка и его объективного значения делает занятия декоративным рисованием наиболее развивающей формой организации изобразительной деятельности для детей.

Именно занятия декоративным рисованием на данном этапе считают тем способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом обучаться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. [6]

Особое значение в развитии творческого воображения ребенка имеют простые по форме, доступные восприятию и легко узнаваемые детьми образы-символы народного декоративно-прикладного искусства (древо жизни, птицы, животные и т.д).

Известно, что в декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, мастер избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Сознательное отношение к выбранному изображению влияет на развитие творческого воображения ребенка: оно становится более целенаправленным, богатым, приобретает все более активный характер.

В процессе создания орнаментальных образов дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников.

На занятиях по изобразительной деятельности при составлении узоров, декоративного оформления формы (платка, тарелки, коврика, полотенца, игрушки и др.) детям демонстрируются варианты, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц, как переработать эти формы в своих композициях. Усвоив от педагога умение создавать орнаменты по образцу, в последующем дети учатся преобразовывать их по заданным условиям (закрашивать в определенный цвет, изменить последовательность элементов и т.д.).

Постепенно они сами начинают планировать свои действия для создания новых орнаментальных композиций, продукты их воображения становятся более детализированными и индивидуальными.

В процессе художественно-творческой деятельности у ребенка возникает интерес к комбинированию, активизируется воображение, формируется готовность к осуществлению разнообразных комбинаций, приводящих к новому результату.

Благодаря красочности, гармоничности форм, декоративная работа оказывает позитивное влияние на развитие у детей чувства ритма и умения вписывать геометрические фигуры, растительные, зооморфные элементы в орнаментально-творческие композиции, на художественное воспитание в целом. [19]

Существенную роль в декоративной работе играет момент художественности, т.е. насколько ребенок сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции.

В связи с этим большое воспитательное и развивающее значение имеет показ образцов народных орнаментов (вышивка, кружево, ковроткачество и т.д.), произведений известных народных художественных промыслов.

Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, помогает пробудить интерес к народному искусству, создать яркий эмоциональный фон декоративной деятельности, наполнить повествовательным смыслом общую композицию, сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

Художественно-познавательная активность направлена не только на углубление знаний о предметах и явлениях, но и на особое осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самой изобразительной деятельности, то есть происходит выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам деятельности.

Создавая орнаментальные композиции, дети экспериментируют, моделируют, преобразовывают обычное, устанавливают логические связи между реальным объектом и декоративным образом.

В данном случае творчество ребенка проявляется в поиске нового, в самостоятельности выбора замысла и его воплощении, в преодолении трудностей, в степени переработки образцов, оригинальности композиции, в способности осуществить «перенос» знаний и способов деятельности в новые условия.

Развитию художественно-творческой активности младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности способствует организация их самостоятельной художественной деятельности, проведение выставок детского творчества, где ребенок проявляет свои чувства, мысли, отношение, изобразительные способности.

Художественный анализ помогает детям выделить распространенные в народном декоративном искусстве знаки-символы:

На основе приобретаемых знаний младшие школьники выполняют задания по составлению декоративных композиций, лепке и росписи игрушек в народных костюмах, изготовлению предметов украшения из фольги и др.

Практическое освоение традиционных элементов орнаментального искусства, распространенных приемов художественной техники (росписи по дереву, аппликации, чеканки), принципов моделирования и украшения народного костюма, внешнего и внутреннего убранства традиционного жилища, предметов утилитарного и декоративного назначения расширяет кругозор художественно-краеведческих знаний детей, формирует специальные умения и навыки. [3]

Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, стимулирует творческую деятельность.

В организации работы по развитию изобразительного творчества детей младшего школьного возраста необходимо осуществлять интеграцию работы на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельностей (развитие речи, игры и т.д.), активно включать детей в разнообразные виды художественной деятельности (музыкальную, анимационную, театрализованную), учитывать индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития изобразительной деятельности.

Так, осуществляя интегративный подход к организации художественно-практической деятельности детей, можно предложить создание тематических композиций, в которых отражаются красота и атмосфера народных праздников, сюжеты народных сказок, былин, легенд.

Важное значение в художественно-творческом развитии детей имеют экскурсии в музеи (художественный, этнографический, истории города), по историко-культурным местам города, встречи с народными мастерами, которые помогают комплексному осмыслению истоков национального творчества, художественно-культурных особенностей.

Все это обогащает эмоционально-эстетический и художественный опыт детей, формируя у них ценностное отношение к культурному наследию, потребность в познании нового об искусстве.

Как показывает практика, художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством проходит более успешно, если осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую значимость результата, использование комплекса игровых упражнений, направленных на формирование изобразительных умений и навыков, включение в содержание работы соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных творческих заданий в освоении традиций декоративно-прикладного искусства, активизация творчества детей в самостоятельной художественной деятельности. [14]

Чем более разнообразны условия, в которых проводится художественно-творческая работа с детьми, чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

1.2 Проблемы развития творческих способностей у детей


Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

По мнению ряда авторов, различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их «обслуживают» разные по своим качествам психологические процессы.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического и даже нравственного, т.е. развития ребенка в целом. [18]

Велика роль сенсорных процессов в художественном творчестве: музыкальная деятельность невозможна без развитого музыкального слуха; изобразительное творчество немыслимо без тонкого восприятия цветов, форм, пропорций и т.д.

Оценивая роль сенсорных процессов в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определенных знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляет основу многих «практических» способностей: развитое зрительное восприятие форм и красок является необходимым компонентом изобразительных способностей. Поэтому совершенствование сенсорных процессов имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка.

В аппликации и лепке находит отражение зрительно и осязательно воспринимаемый облик предмета, такие его свойства, как форма, величина, строение, цвет, а также положение его в пространстве.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои особенности в отражении свойств действительности, присущие ему средства отражения. А аппликации форма, относительная величина и строение даются в плоскостном выражении путем проекции на плоскость.

Для создания понятного и выразительного изображения необходимо непосредственное, чувственное ознакомление с предметом, познание его чувственно воспринимаемых свойств и качеств. Процессы, характеризующие сенсорное развитие - восприятие, представление, - необходимая предпосылка изобразительной деятельности. Поэтому, не осуществляя сенсорного воспитания детей, нельзя решить и задач их эстетического воспитания в процессе изобразительной деятельности.

В процессе отражения различных свойств действительности в изображаемой деятельности большое место занимают процессы восприятия как зрительного, так и осязательного, а также ощущения самих производимых при изображении движений. Овладение этими процессами и создает условия для развития творческих способностей, но не обеспечивает полного успешного осуществления изобразительной деятельности.

Дети, недостаточно хорошо владеющие движениями рук, плохо справляются с рисованием, тем более с вырезанием. Необходимо овладеть своими движениями, уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро. Эти движения обрабатываются не сами по себе, а под контролем зрительного восприятия в процессе создания изображения.

Чем же обусловлены яркость и ли смутность представления ребенка? Представление чувственного характера может сформироваться только путем восприятия самого предмета или е6го изображения. Качество изображения зависит от качества восприятия.

Изображение создается на основе имеющегося представления данного предмета. Процесс создания изображения требует развития комплекса сенсорных способностей. [15]

Содержание предполагаемого изображения может требовать участия воображения, т. е. Комбинирования различных свойств предметов, воспринятых и усвоенных в разное время. Следовательно, можно говорить, что дети привлекают свой сенсорный опыт, полученный ими самостоятельно и в разное время.

Таким образом, можно говорить о формировании следующих сенсорных способностей, обеспечивающих успешное освоение изобразительной деятельности:

)        способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;

)        способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые могут быть преданны в изображении;

)        способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;

)        способность совершать комплекс движений под контролем взора;

)        способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению;

)        способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т. е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта и преобразования его при помощи воображения. [7]

Все вышесказанное говорит о том, что педагогическое руководство формирования изобразительной деятельности детей требует организации и развития таких сенсорных процессов, как восприятие, ощущение, представление. Приобретение детьми сенсорной культуры содействует их творческому развитию, помогает созданию выразительных образов в аппликации.

художественный творчество психический школьный

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Методы исследования

Исследование проводилось на базе СОШ № 57 г. Москвы. В исследовании принимали участие ученики 2 «Б» класса.

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Констатирующий этап эксперимента:

Для выяснения уровня художественно-творческих способностей детей мы использовали следующие методики: методика "Солнце в комнате" и методика "Как спасти зайку".

Методика "Солнце в комнате":

Цель методики - выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материалы: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. При показывании ребенку картинки произносим инструкцию: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даем следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

.        Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

.        "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

.        Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

.        Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

Методика "Как спасти зайку":

Цель методики: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материалы: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Беря в руки зайчика, говорим: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (обращаем внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла. [12] Формирующий этап эксперимента:

На формирующем этапе эксперимента мы предложили детям создать новые эстетически значимые предметы с использованием следующего материала: природного материала, бумаги, картоны, бисер, текстильный материал и фурнитура.

Прежде всего, для работы с учащимися мы определили круг необходимых теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении: единство функции и формы, соответствие формы и материала, соответствие формы и цвета, знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.

Проводили анализ детских работ по следующим параметрам:

По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, какой творческий подход был использован в создании образа. На сколько характерно выдержан образ. По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?

По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?

Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.

По эмоционально-эстетическому отношению к работе. Насколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту ? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные) ? Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик? Как он сам оценивает свою работу и работы других?

По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Практические задания выполняются индивидуально или в группах, иногда с предварительным обсуждением и обязательно с оценкой (проверкой) результата. Все дети справились с заданием.

На контрольном этапе эксперимента мы вновь продиагностировали уровень художественно-творческих способностей детей.

.2 Результаты исследования

Результаты констатирующего эксперимента:

Таблица 1

Имена

Методика "Солнце в комнате"

Методика "Как спасти зайку"

Всего

Филя

5

3

8

Паша

4

2

6

Коля

2

6

Костя

5

3

8

Лера

3

2

5

Маша

4

3

7

Юля

3

2

5

Тая

4

2

6

Алена

3

2

5

Ирина

5

3

8

Артем

3

2

5

Игорь

4

2

6

Антон

3

2

5

Эмма

5

2

7

Дина

4

2

6

 

Результаты контрольного эксперимента:

Таблица 2

Имена

Методика "Солнце в комнате"

Методика "Как спасти зайку"

Всего

Филя

7

4

11

Паша

6

3

9

Коля

6

3

9

Костя

7

12

Лера

4

3

7

Маша

5

4

9

Юля

4

3

7

Тая

5

4

9

Алена

4

3

7

Ирина

5

4

9

Артем

5

2

7

Игорь

5

4

9

Антон

4

3

7

Эмма

4

3

7

Дина

4

3

7


На констатирующем этапе эксперимента относительно высокий уровень художественно-творческих способностей (8-12 баллов) имели только 3 ребенка (20 %), средний уровень (6-7 баллов) - 7 детей (47 %), низкий уровень (5 баллов) - 5 детей (33 %).

На контрольном этапе эксперимента уровень художественно-творческих способностей детей значительно повысился. Высокий уровень (8-12 баллов) имели уже 8 детей (53 %), средний уровень (6-7 баллов) - 7 детей (47 %), низкий уровень отсутствовал.

Рис.1. Развитие художественно-творческих способностей детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то после самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. Уровень развития художественно-творческих способностей детей на контрольном этапе эксперимента был значительно выше, чем на констатирующем.

При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали новые изделия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технологической базы ставят перед системой образования, в том числе перед ее начальным звеном, задачу формирования творческой личности.

Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации - эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства.

Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. И художественно-познавательная деятельность младших школьников является основой для развития творческих способностей детей. [2]

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания.

Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.

Система творческих заданий является открытой системой, предполагающей наличие в ней заданий, требующих выхода за рамки учебной программы; решение заданий повышенной сложности учениками; использование внеучебного опыта и интересов школьников; межпредметный перенос и синтез знаний и способов деятельности и, главное, самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности. [10]

Видимо, это и есть путь столкновения творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша задача - помочь ребенку встать на этот путь. Этому и служит организация художественно-познавательной деятельности младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 1987. - 184 с.

.        Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.

.        Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - т.16. - № 5 - С. 49-58.

.        Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. -320 с.

.        Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство Питер, 2011. - 304 с.

.        Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

.        Гуревич П. С. Психология и педагогика. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.

.        Дружинин В. Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.

.        Ермолаева Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева. - М.: Академический проспект, 2003.- 304 с.

.        Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей. - М.: Издательство Просвещение, 1969. - 111 с.

.        Кокоткина О.Д. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание, - 2004. - № 2, - с. 35 - 40.

.        Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева и др. - М.: Издательство Просвещение, 1985. - 271 с.

.        Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Академический проспект, 2004. - 560 с.

.        Нечаев Н.Н., Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 3-25.

.        Немов Р.С. Психология. В 3-х т. - М: Издательство ВЛАДОС, 2001.

.        Нуркова В.В. Психология. - М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 125 с

.        Платонов К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.

.        Пономарёв Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

.        Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980. - 123 с.

.        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб: Питер, 2003. - 732 с.

.        Чудновский, В. Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский - М.: Знание, 1986. - 80 с.

.        Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 315 с.

.        Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. / Е.И. Щебланова. - М., 2006. - 311 с.

.        Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

Похожие работы на - Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!