Социальная адаптация детей дошкольного возраста с глубоким нарушением слуха

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с глубоким нарушением слуха

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Республики Беларусь

УО «Полесский государственный университет»

Кафедра физической культуры и спорта










КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ СЛУХА











Пинск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Понятие социализации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха

1.2 Особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха

1.3 Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1 Выявление особенностей социальной адаптации детей с нарушением слуха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др.посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированных образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что в области коррекционной деятельности социального педагога, в разрешении проблем детей с ограниченными возможностями, слабо представлены методы социальной интеграции таких детей, где значительную категорию составляют дети с нарушением слуха.

Актуальность исследования: обуславливается тем, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует комплексная система работы, направленная на социализацию детей с нарушениями слуха. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий эффективной социализации детей с нарушениями слуха.

Объект исследования: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации детей с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: процесс социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет протекать успешнее, если:

1) будут созданы педагогические условия для социальной адаптации (вовлечение их в социально значимую деятельность, стимулирование творческой активности и развитие физических и духовных качеств);

) работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;

) использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих взаимосвязанных задач:

) рассмотреть изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации детей с нарушениями слуха;

выделить

) определить программу социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения.

Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ

.1 Понятие социализации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха

Понятие «социальная адаптация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социальная адаптация», «развитие личности» и «воспитание». Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. (Бронфенбреннер, 1976). Как считает И.С. Кон, социализация - это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, входе которого создается конкретная личность. По определению В.И. Шевандрина, социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми." Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" [20,с.56] Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. Отечественные психологи, Л.С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; П.Я. Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.

Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему[20,с.61]. Таким образом, социализация (социальная адаптация) детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество.

.2 Особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха

Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член- рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами…» [6,с.35]. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой или слабослышащий ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - таким, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше". Нарушение слуха или полная его потеря, конечно, очень печальный диагноз и для ребёнка, и для его родителей. Родителям больно осознавать, что недуг возводит между ребенком и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребёнка - одиночество и изоляция. За полноценное существование ребенка с нарушением слуха можно и нужно бороться[6,с.41]

В настоящее время в проектировании социальной политики выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих.

Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ребенок с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с такими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.).

Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населённый не слышащей молодёжью (США, Галлодетский университет) [18,с.25]. Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по разному конструируют организационные формы их обучения и социализации. В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).

Такой подход к воспитанию и обучению детей с нарушением слуха имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторваны от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Не удивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры [18,с.29]. Основная проблема социализации это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, не уверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности ребенка с ограниченными возможностями сохраняются во всех возрастных группах и в младшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении игровой деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, повышения конфликтности и отклонения в формировании общепринятых норм поведения [30,с.118]. У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

навыки общения, потребность в нем;

адекватную самооценку и уровень притязаний. Таким образом, необходимо широко использовать формы работы, в которых дети с нарушением слуха должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, формировать общепринятые нормы поведения.

.3 Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха - совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он издаёт возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращённой речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное ("Ведь он ещё маленький!").

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач социализации таких детей [13,с.25].Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда ещё речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребёнка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР - врача (в первые 2-4 месяца, в 1 годи далее - каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что ребенок ведёт себя "не так, как другие дети", нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведёт первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где ребенок будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее.

Для игр с ребёнком с нарушением слуха не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространённые игрушки - куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения.

Помимо устной речи, важно научить ребенка чтению. Детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком - это не значит понять. Одновременно с чтением следует учить ребёнка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом ребенок свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным [13,с.32]. Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Детей с нарушением слуха нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает таким детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20-30 минут в течение многих лет. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с ребенком, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание "дружить" - по крайней мере, играть [13,с.39]. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что ребёнок с нарушением слуха говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена не понимания разрушается, общение становится свободным и естественным, так у ребёнка будут формироваться коммуникативные навыки. Важно, чтобы число приятелей у ребенка увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так ребёнок с нарушением слуха станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть[13,с.42]. Чем старше становится ребёнок с нарушением слуха, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами, его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребенком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля [13,с.51].

Таким образом, описанные выше методы социализации ребенка с нарушением слуха в семье приобщаются к культуре поведения, у них формируется социальное поведение, ценности с одной стороны, и интегрируются в общество - с другой.

социализация ребенок нарушение слух

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

.1 Выявление особенностей социальной адаптации детей с нарушением слуха

Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха - публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией [13,с.64].Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Большую пользу приносит детям с нарушением слуха участие в играх, это одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Это позволяет ребенку формировать бесконфликтное поведение. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр [13,с.69]. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития не слышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок с нарушением слуха должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра[13,с.72]. Реализация описанных моделей обучения и включения детей с нарушением слуха в социум поможет им вырасти раскрепощёнными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности общения и сформировать общепринятые нормы поведения, нравственные привычки.

Но при социализации сталкиваешься с определёнными трудностями. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные. Критериями преодоления этих трудностей могут быть:

. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации являются:

. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

. способность к самоопределению;

. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения. В условиях интернатного учреждения эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, "взращивания". Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с препятствиями и т.п. Для развития и поддержания не обходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие- то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы. Характерная особенность этой способности в том, что потребности в самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами собственного пространства. Таким образом, запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на покровительство и пожизненную опеку. Решение задачи преодоления трудностей социализации детей зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. Таким образом, психолого-педагогическими условиями успешной социализации детей с нарушениями слуха являются вовлечение их в различные виды деятельности как со слышащими, так и не слышащими сверстниками.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками, идёт поиск эффективных средств обеспечения усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Нарастающий характер интеграционных процессов в обществе, делает вопросы воспитания взаимоотношений нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов весьма актуальными. Cоциальное развитие обучающихся школы-интеранат I и II вида отличается рядом специфических черт, характеризующих незрелость социальных умений и навыков, низкий уровень освоенности социальных знаний, не сформированность компонентов социального развития. В дошкольном и школьном возрасте у детей с нарушением слуха навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональны состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств(выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Когда дело касается ребенка с нарушением слуха, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем. Как бы хороши ни были методы социализации, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования было определение условий для успешной социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. В ходе работы выявлены проблемы социализации детей с нарушениями слуха, дано определение понятию "социальная адаптация детей с нарушением слуха", а так же сделан ряд выводов:

)Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

)Основная проблема социализации это нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

)в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

)Процессы развития личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития данных процессов в норме и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

)У детей с нарушением слуха, в процессе социальной адаптации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

)Основные задачи социальной адаптации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации - игра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная Психология/ Г.М.Андреева. - 2002. - 17с.

.Алексеевских, Д.Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время / Д.Ю. Алексеевских. - М.: Владос. - 2005. - 225 с.

.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Антонова. - М.: Аспект-пресс - 1997. - 178 с.

. Антонова, А. И. Социология семьи: Учебник / А. И. Антонова.-2-е изд. - М., 2005 - 330 с.

. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Владос - 2004 - 189 с.

. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология/ Т.Г.Богданова - М.: Академия- 2002. - 85с.

. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис - М.:АРКТИ. - 2003. - 75с

. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха/Р.М. Боскис - М. Просвещение. - 2001 - 215 с.

. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Р.М. Боскис. - М.: Педагогика.- 2001 - 91с.

. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Р. М. Боскис. - М.: Педагогика. - 2001 - 132 с.

. Выгодский, Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм/ Г.Л. Выгодский. - М.: Просвещение. - 2001 - 187 с.

. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П.Я.Гальперин.- М.: Книжный дом «Университет». - 1999 - 332с.

. Головчиц,Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1991. - № 2. -45 - 52 с.

. Головчиц, Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. //Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1993. - № 4. -49 - 56 с.

. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч.пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия. - 2001 - 280 с.

.Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях/Л.Л.Гордон. - СОЦИС-1994.-№8-9.- 3-16 с.

. Гуровец, Г.В., Ленок, Я.Я. Коррекционно-развивающиеигры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология - 2001- №2- 77-83 с.

. Дьячков, А.И. Дефектологический словарь/ А.И. Дьячков.-2-е изд., доп. - М.: Педагогика. - 1990.-504с.

. Дьячкова, А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. - М.: Просвещение, - 2002 - 387 с.

. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми/М.В.Ермолаева - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК". -2001 - 138 с..

. Зайцева, Г.Л. Зачем учить глухих жестовому языку /Дефектология . - 1995. №2.- З-7 с.

22. Зыкова В.К. <http://www.ast.ru/author/136686/> Социально-бытовая ориентировка /В.К. Зыкова - М.:ВЛАДОС. - 2007 - 198 с.

.Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи.//Дефектология. 1990. № 1. - 45 с.

.Зыкеева,А.Г., Марциновский Е.Н. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. / А.Г. Зыкеева и Е.Н. Марциновский. - М.: Просвещение. - 1998. - 153 с.

. Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни/ И.Е. Исенина - М.: Академия. - 1999 - 78с.

. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии. - 1996. - 304с.

. Конвенция о правах ребенка. ООН. Нью-Йорк. - 1989. -107с.

.Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушением* умственного и физического развития. Проект. // Дефектология. - 1998. №2.- 3с.

. Леонгард, Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей/Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова - М.: Просвещение. - 2000 - 93 - 192 с.

. Малофеев, Н.Н. Современное состояние современной коррекционной педагогики.// Дефектология/ Н.Н. Малофеев. -1996. №1. 3-6 с.

Похожие работы на - Социальная адаптация детей дошкольного возраста с глубоким нарушением слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!