Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    82,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты исследования влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха

.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха

.2 Особенности семейного воспитания дошкольников

1.3 Специфика семейного воспитания дошкольников с нарушением слуха

2. Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха

.1 Организация и методы исследования

.2 Анализ и обсуждение результатов исследования

.3 Рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение


Актуальность темы. С каждым годом число дошкольников с отклонениями в развитии в нашей стране увеличивается. Среди них значительную часть составляют дети с нарушением слуха, которые имеют полноценный слух и интеллект.

Как известно, самооценка является важным фактором саморегуляции и контроля развития личности (Ананьев Б.Г., Бороздина Л.В., Кон И.С).

Проблема влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха всегда было актуальной. В связи с тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не всегда выполняет роли базовой структуры, обеспечивающий максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующиеся личность.

В частности в это наблюдается и в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением слуха, которая приводят к сложным взаимоотношениям в семье и коллективе, к неумению найти в жизни любимое, интересное дело, хороших друзей.

Об этом написано в исследованиях многих авторов. Л.С. Выгодский, Л.Н. Лубовский, В.В. Лебединский указывают на то, что низкая самооценка приводит к нарушению развития личности, которые могут иметь различную степень выраженности, и обусловлены действием социальных факторов.

Так, как адекватная самооценка является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений в развитие необходимо начать в ранние сроки.

Цель: Исследовать влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.

Объект: Родительское отношение и дети дошкольного возраста.

Предмет: Общие закономерности влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.

Гипотеза: мы предполагаем, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку дошкольников, в частности и на самооценку детей с нарушением слуха.

Задача:

. Теоретически изучить проблему влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.

. Эмпирически изучить влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.

. Подвести итоги и разработать рекомендации для помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка.

Теоретическая основа работы: Были использованы работы В.И. Лубовского, Е.О. Смирновой, Е.Г. Сурковой, Ю. П. Азарового и др.

Практическая значимость: Данная работа может представлять интерес для учителей, психологов, родителей. Проведенные исследования, также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния межличностных отношений в семье, на различные стороны личности дошкольников с нарушением слуха.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая часть), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 30 источников, приложения, рекомендации для родителей и пеленки. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, графиком, диаграммой.

 

1. Теоретические аспекты исследования влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха


Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей - психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале ХХ в появляются первые собственно психологические исследования. Систематическая разработка проблем специальной психологии и сурдопсихологии проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В. Заньков и И.М. Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушением слуха.

На разных этапах становления сурдопихологии большой вклад в его развитие внесли такие ученые, как А.П. Гозова, В.Г. Петрова, Г.Л. Выгодская, Л.И. Тигранова, М.М. Нудельман, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др. [13, С. 152].

В 1930-1960-е гг наиболее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте, а в 1950-х гг выделились проблемы изучения психических особенностей в предшкольном и дошкольном возрасте (А.А. Венгер, Б.Д. Корсунская, Г.Л. Выгодская, И.Г. Морозова, Э.И. Леонгард). [21, С. 179].

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Нарушения слуха - это потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой.

Существует различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И. Тарасов и др.):

. Наследственность. Нарушение слуха с такой этиологией могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, нервной, эндокринной системы). Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает, если один из родителей страдает наследственной формы глухоты. Если оба родителя страдают наследственной формы глухоты, то вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает на 50 %. Среди всех наследственных нарушений слухового восприятия врожденные дефекты слуха составляют 90%. [8, С. 114].

. Факторы эндогенного и экзогенного воздействия на органы слуха плода. Это такие факторы, как заболевание матери во время беременности инфекционными болезнями (краснуха, грипп), курение, принятие спиртных напитков во время беременности;

. Воздействие на органы слуха на разных этапах развития. Это заболевания внутреннего уха и слухового нерва, отклонения, возникающие до, во время или после родов, воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп и т.д), травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций, врожденные анатомические дефекты головы и шеи. [11, С. 107-108].

При определение вида нарушения слуха очень важны следующие критерии (Р.М. Боскис):

. Степень потери слуха;

. Время потери слуха;

. Уровень развития речи.

Как известно, проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушением слуха. В нашей стране широко пользуются классификацией Л.В.Неймана.

В классификации, в зависимости от потери слуха, нарушение слуха делятся на глухих и слабослышащих, который бывает врожденным и приобретенным в различной степени выраженности (см. приложение 1, 2).

Врожденная патология - это всякое пренатально обусловленное отклонение от нормального строения органа или системы органов. [8, С. 57].

Врожденная глухота, как правило, тоже развивается у ребенка еще внутриутробно, в связи влиянием каких-то отрицательных факторов и чаще всего является необратимой. Причем среди глухих выделяют ранооглохших, позднооглохших. К ранооглохшим входят дети, родившиеся с нарушенным слухом до начало речевого развития или на ранних этапах, составляющих 10% детей с нарушением слуха. К позднооглохшим входят дети, сохранившие той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.

При этом под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью оказывается невозможным. Ребенок глухой с рождения, обычно имеет большие или меньшие остатки слуха, в диапазоне низких и средних звуковых частот, которые играют большую роль в формирование устной речи.

Если взрослые мало заботятся о психическом развитие глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие. [21, С. 195]. Вследствие этих нарушений страдает психическое развитие, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие.

В 1993-1994 гг было проведено исследование М.Ю. Рау, Т.В. Нестеревич, Т.В. Розановой, Т.Н. Прилепской и др. сотрудниками института коррекционной педагогики. Особое внимание уделялось изучению особенностей мышления, речи, и памяти. По результатом этого исследования глухие дети 6-7 лет, не имеющие других первичных нарушений, испытывали в среднем незначительно большие трудности, чем слышащие сверстники, в мыслительном анализе, геометрических образцах. Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка [28].

И.М. Соловьев выделяет две закономерности, характерные для детей с нарушенным слухом.

объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен;

взаимодействие со средой обеднено.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности. Это закономерность может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала. Также, на начальных этапах обучения для ребенка с нарушением слуха характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что он опирается только на впечатления, возникающая от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж.И. Шиф).

В свою очередь, Р.М. Боскис выделила среди детей с нарушениями слуха слабослышащих, как заслуживших особого психолого-педагогического подхода.

Слабослышащие дети характеризуются с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющий речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Это является главной отличительной чертой этих детей от глухих. [13, С. 153-154]. Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психо-физическое развитие. [21, С. 198]. Если у слабослыша

щих детей начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов, то постепенно их психическое развитие приближается к норме.

Правда, в некоторых случаях, приобретенная тугоухость может быть и необратимой, если нервные клетки погибли в результате какого-либо неблагоприятного воздействия. Например, неправильного курса лечения, куда входит сильный антибиотик.

Таким образом, дети с нарушением слуха, характеризуются нарушени-

ем психического развития, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие (снижению интеллекта и задержке умственного развития). Резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Они испытывают трудности во взаимодействие с окружающим миром.

 

.2 Особенности семейного воспитания дошкольников


Конец ХХ - начало ХХI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля, таких как социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др, к проблемам современной семьи. Отношение к семье в любом государстве определяется тем, что это единственный на сегодняшний день институт выполняющий функции физического, духовного воспроизводства населения. [20, С. 10].

В психолого-педагогических исследованиях А.И. Захарова, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. подчеркивается, что на протяжение дошкольного возраста, (от трех до семи лет) стремительно структурируется отношения ребенка с ближайшим окружением. Согласно позиции Л.С. Выготского социальный мир и окружение взрослых являются необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом он является. [6, С. 116].

Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигают на первый план роль общения со взрослым. Однако для самого Л.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребенком и культурой, как абстрактный «носитель» знаков, норм и способов деятельности, но не как живой конкретный человек.

Как известно, человек не сразу становится личностью. На ее становление влияют многие факторы:

. Уровень духовной культуры общества;

. Преобладающие представления о лучшей жизни;

. Господствующая в обществе нравственность;

. Традиции в области воспитания;

. Уровень материального положения большинства граждан;

. Политический строй государства;

. Характер государственного управления народным образованием. [17, С. 3].

Достигнув уровня личности, он должен подняться, развиться до уровня культурной личности, т.е. личности на уровне культуры современного общества. В этом ему помогает семейное воспитание. Что же такое семейное воспитание? Семейное воспитание - систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи <#"797808.files/image001.gif">

Рисунок 1. Процентное соотношение самооценки старших дошкольников с нарушением слуха.

Проведя исследование и подсчитав баллы, по приложенному «ключу» к опроснику по пяти шкалам (см. в приложение 5) мы выяснили, что в шкале «Принятие - Отвержение», у большинство испытуемых родителей, преобла-дает шкала принятие (31%, 12,02%), что говорит о том, что у испытуемых имеется положительное отношение к своим детям. Они принимают их такими, какие они есть, уважают, признают их индивидуальность, поддерживают, проводят с ними много времени.

Подсчитав баллы по второй шкале - «Кооперация», выяснилось, что испытуемые родители набрали низкие процентные баллы (19,22%, 31,19%, 48,82%). Учитывая особенности развития ребенка с нарушением слуха родители не представляют своего ребенка в преимущественно в выгодном свете.

Однако по шкале Симбиоз большинство испытуемых родителей набрали средний процентный балл (57,96%), являющийся признаком того, что большинство родителей испытывают к своим детям с нарушением слуха смешанные чувства. Многие иногда жалеют, тем самым препятствуют проявлению самостоятельности со стороны ребенка с нарушением слуха. Им не хватает выдержки, чтобы ребенок проявил самостоятельность, но в других ситуациях наоборот проявляют упорство, чтобы их дети выросли самостоятельными. Это может объясняться небольшим возрастом детей, а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих родителей.

Значительной части семей свойственен авторитарный стиль воспитания (69,30%, 95,76%): строгая дисциплина, безоговорочное послушание, где родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

В шкале «Маленький неудачник» у испытуемых родителей высокие показатели (70,25%, 84,19%), которые свидетельствуют о том, что имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, открытость для дурных влияний. Видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения ребенка кажутся несерьезными. Возможно, именно поэтому большой процент родителей предпочитают жестко контролировать своих детей.

Результаты теста опросника по методике «ТОРО» в процентном соотношение выглядит следующим образом: (рис. 2).

Рисунок 2. Процентное соотношение индивидуальных значений испытуемых родителей

Таким образом, по итогам исследования, мы выяснили, что большинство испытуемых родителей, относятся к своим чадом доброжелательно. Они принимают их такими, какие они есть, признают индивидуальность своих детей с нарушением слуха, поддерживают, любят, но воспитывают в строгости, контролируют социальные достижения, привычки, чувства. В связи с тем, что не представляют своего ребенка преимущественно в выгодном свете, считают его младшим по сравнению с реальным возрастом и склонным к дурным влияниям.

 

.3 Рекомендации


. Любить своего ребенка, каким бы он не был, не смотря не на что.

. Стараться всесторонне его развивать с раннего возраста.

. Теплое отношение своему ребенку.

. Давать ощущение того, что он любимый, единственный.

. Быть терпеливым при общении с ребенком с нарушением слуха.

6. Отказаться от желания устно рассказать ребенку-дошкольнику, что-либо новое, занимательное. Для этой очень важной и нужной цели использовать действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи - написанный текст.

. Обращаться к ребёнку словесной речью и не принимать от него никаких мимических сообщений, всячески побуждать его к высказываниям разговорного типа.

. Использовать ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация облегчает догадку, что очень важно для развития навыка чтения с губ.

. Давая негативную оценку действиям ребенка, быть осторожным в своих действиях, мимиках, жестах. Потому что, почувствовав недовольство, негативизму с вашей стороны ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивают уверенность в себе, в своих силах, способностях.

. Показывать, мимикой, жестом, действиями, что он «молодец», старается, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь, а иногда и поощрять.

. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку.

. Развивать навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи.

. Создать такие условия для жизни ребенка, в которых ему будет комфортно. Лишь в этом случае он сможет нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

. Поддерживать стремление ребёнка к общению со слышащими.

. В отношение любого ребенка недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным.

Соблюдение родителями вышеперечисленных рекомендаций обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки.

 

Заключение


Главной целью данной курсовой работы было изучение влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха. Для этого были поставлено несколько задач: Теоретически изучить проблему влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха, где было изучено психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха, особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста в норме и описано специфика семейного воспитания дошкольников с нарушениями слуха.

На основании теоретического изучения, мы выяснили, что дети с нарушением слуха - это дети, которые не способны улавливать звуки окружающей среды. Этиологией данного заболевания является: наследственность, влияние экзогенных и эндогенных факторов на органы слуха плода и воздействие на разных этапах развития на органы слуха. В зависимости от потери слуха, нарушение слуха делятся на глухих и слабослышащих, который бывает врожденным и приобретенным в различной степени выраженности.

Анализирую влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников в норме и с нарушением слуха, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование личности. Она становится тем первым домом, в котором «маленький» человек с нормальным развитием и с нарушением слуха вырастает и получает первые жизненные уроки, получает поддержку и помощь, учится любви к миру, к людям. Приобретенные качества у ребенка, сохраняются на всю жизнь, самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие, светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Да, дети - это цветы жизни! Они звездочки, которые ярка светят над нашей головой. Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных, тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие: грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми, которое ведет к увеличению числа «трудно воспитываемых» детей, скорее всего с низким видом самооценки.

В связи с этим было поставлено вторая задача: Эмпирически изучить влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха, где было использовано методика «Лесенка» В.Г. Щур и С. Якобсона, цель которой заключалось в определение самооценки старших дошкольников с нарушением слуха. А также использовалось методика «ТОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина, цель которой заключалось в диагностике родительского отношения к ребенку.

На основании полученных данных в эмпирической части работы можно сделать вывод о том, что высокая самооценка детей связано с родительским отношением к ребенку. Большинство родителей воспринимают своих детей такими, какие они есть, уважают, одобряют, поддерживают их, проводят с ними много времени, но воспитывают в строгости и в послушание, контролируют, беспокоятся так, как считают склонными к дурным влияниям.

Имея в виду условия третьей задачи, было разработано рекомендации для помощи родителям в осознание роли семьи в воспитание и развитие детей с нарушением слуха, соблюдение которых благоприятно влияет на развитие детской психики, а также на формирование адекватной самооценки.

Таким образом, исходя из выше изложенного, поставленная в исследование цель и задачи - достигнуты. Выдвинутая в исследование гипотеза подтвердилась: стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку дошкольников, в частности и на самооценку детей с нарушением слуха.

 

Список использованной литературы


1. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С. 160.

. Д.Я. Райгородский (редактор-составитель). Практическая психодиагности-

ка. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М 2008. - С. 672.

. Е.Л. Гончарова. Влияние детей на развитие исследований Л.С. Выготского в области специального образования в России // Дефектология 3. - 2014. - С. 3-11

. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - С. 292

. Е. Стребелева, А. Закрепина. Дети с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание 12. - 2013. - С. 80-86

. Е.О. Смирнова. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лысиной // Вопросы психологии 2. - 2009. - С. 116-124

. И.Н. Нурлыгаянов. Особенности и содержание обыденных представлений о лицах с отклонениями в развитии // Дефектология 3. - 2012. С. 64-72

. Л.А. Попова, Т.П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике: Учебное пособие. - СПб.: КОРОНА-Век, 2009. - С. 176

. Н.С. Ежкова. Дошкольное образование и ценности возраста: детерминанты взаимосвязи //Дошкольная педагогика 8. - 2014. - С. 8-11

. Н. Букина Что мешает нашим детям быть самостоятельными // Дошкольное воспитание 12. - 2009. - С. 101- 107

. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и [др.] - Изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 576

. Н. Сухобокова. Формирование педагогических установок //Дошкольное воспитание 12. - 2011. - С. 101-106

. Основы спец. психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.;под ред. Л.В. Кузнецовой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Акдемия», 2007. - С. 480

. Основы семейного воспитания: учебник для студ. сред. проф. Учеб. заведений/ [В.П. Сергеева, М.Н. Недвецкая, Э.К. Никитина и др.] под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Издательский центр «Акдемия», 2010. - С. 192

. О.Б. Зерницкий. Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы установки, поддержка. // Мир психологии № 1. - 2010. - С. 134-155

. Основы семейного воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

. Основы воспитания: учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2015. - С. 320

. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. - С. 285

. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных П24 (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. - C. 389

. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / [Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова и др.]; под ред. Е.Г. Сурковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 240

. Специальная психология в 2 т. Т.1.: учебник для бакалавриата и магистратуры/ В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. -7-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство Юрайт, 2015.- С. 428

. Специальная психология: Шпаргалка. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - С. 96

. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - С. 292

. С. Булганова. Как преодолеть сопротивление воспитанию. Советы родителям // Дошкольное воспитание 7. - 2013. С. 51-55

25. Ю. П. Азаров. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - С. 400

26. nsportal.ru <#"797808.files/image003.gif">

Приложение 4

Обработка и интерпретация по методике «Лесенка»

В.Г. Щур и С. Якобсона

Обработка и интерпретация результатов проводится по всем 8 лесенкам. Каждый ответ выражается в баллах. За 1 балл принимается 1 ступень лесенки.

Максимальное число баллов, которое можно получить за лесенку - 10, минимальное - 1 балл. Уровень самооценки определяется на основе подсчета среднего арифметического значения по всем лесенкам. Методика предполагает три уровня самооценки:

высокий (7-9 баллов);

средний (5-7 баллов);

низкий (меньше 4 баллов).

Уровень самооценки, в общем, выявляется путем количественного анализа результатов.

Суммарный показатель по всем характеристикам:

60 и более - самооценка высокая. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно ценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. Такая самооценка может указывать на существенные искажения в формирование личности: закрытость для опыта, плохая осознанность собственного «Я», пониженная рефлективность и критичность, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. В целом, недостаточное развитие навыков и умений самопознания и самоанализа приводит неспособности детей адекватно оценивать свои личностные качества;

от 45 до 59 баллов - самооценка средняя;

меньше 45 баллов - самооценка низкая. Низкая самооценка часто свидетельствует о неблагополучие в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: неуверенности в себе и защиты, когда из-за собственного неумения, отсутствия способности не прилагается никакие усилия для достижения каких-либо результатов.

Приложение 5

Обработка результатов по методике «ТОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина.

Ключ к опроснику:

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18,20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 41 49, 52, 53, 55, 56, 60.

. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

. «Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Приложение 6

Таблица 1

Процентильные ранги тестовых баллов по соответствующим шкалам.

шкала: «Принятие - отвержение»

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"Сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процен- I тильный ранг

31

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"Сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26


Процентильный ранг

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

98,73

99,36

100

100

"Сырой балл"

27

28

29

30

31

32




Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100





шкала. «Кооперация»

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,1

48,82

80,93


3 шкала. Симбиоз

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4.72

19,53

39,06

57,96

74.97

86,63

92,93

96,65


Приложение 7

Продолжение табл. 1

шкала. Авторитарная гиперсоциализация

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4.41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76


5 шкала. «Маленький неудачник»

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Проценгильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

3,04

96,83

99,37

100


Пеленка 1


Таблица 1

Индивидуальные значения испытуемых по методике «Лесенка» В.Г. Щур и С. Якобсона

№ п/п

Испытуемый

Среднеарифмитическая самооценка в баллах

Общий суммарный показатель по различным качествам

1

ребенок

9

72

2

ребенок

8,25

66

3

ребенок

9

72

4

ребенок.

9

72

5

ребенок

9,75

78

6

ребенок

9,25

74

7

ребенок

8,5

68

8

ребенок

9,1

9

ребенок

8,3

67

10

ребенок

7,5

61


Пеленка 2

Таблица 2

Индивидуальные значения самооценки испытуемых по методике «Лесенка» В.Г. Щур и С. Якобсона

№ п/п

Испытуемый ребенок

Завышенная самооценка

Средняя Самооц-ка

Низкая самооценка

Резко заниженная самооценка

1

ребенок

+

0

0

0

2

ребенок

+

0

0

0

3

ребенок

+

0

0

0

4

ребенок

+

0

0

0

5

ребенок

+

0

0

0

6

ребенок

+

0

0

0

7

ребенок

+

0

0

0

8

ребенок

+

0

0

0

9

ребенок

+

0

0

0

10

ребенок.

+

0

0

0


Таблица 3

Уровень самооценки выраженная в процентах

Уровень самооценки

Экспериментальная группа


человек

%

Завышенная самооценка

10

100

Средняя самооценка

0

0

Низкая самооценка

0

0

Резко заниженная самооценка

0

0


Пеленка 3

Таблица 1

Индивидуальные значения испытуемых по методике «ТОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина

Исп-ый

Принятиеотвер-ие

"Копер-я"

Симбиоз

Автор-ный гиперсоц-я

«Маленький неудачник»


б

%

б

%

б

%

б

%

Б

%

1 р.

9

31

8

48,82

3

57,96

2

32,13

2

70,25

2 р.

8

12,02

8

48,82

3

57,96

3

53,87

2

70,25

3 р.

13

84,17

8

48,82

6

92,93

6

95,76

3

84,19

4 р.

11

68,35

8

48,82

4

74,97

4

69,30

2

70,25

5 р.

9

31

7

31,19

3

57,96

6

95,76

3

84,19

6 р.

12

77,21

7

31,19

3

57,96

4

69,30

3

84,19

7 р.

9

31

7

31,19

4

74,97

4

69,30

2

70,25

8 р.

8

12,02

6

19,22

2

39,06

6

95,76

2

70,25

9 р.

9

31

6

19,22

3

57,96

1

13,86

3

84,19

10 р.

11

68,35

6

19,22

3

57,96

2

32,13

2

70,25


Похожие работы на - Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!