и десяти других вузов, так был создан Сеульский национальный университет.
Руководство РК во главе с Пак Чжонхи в 1961 г. Приняло решение усилить контроль над системой высшего образования. Власти заявили о своем намерении регулировать численность студентов вузов, осуществить реформы, нацеленные на повышение качества высшего образования.
Одним из важнейших мероприятий на пути создания современной системы образования РК стало принятие Хартии национального образования в конце 1968 года, акцент в которой был сделан на философскую и правовую основу учебного процесса.
Перед системой образования были поставлены задачи:
помочь людям обрести чувство национального единства;
привить молодежи уважение к отечественной истории и историко - культурным традициям;
вдохновить граждан РК на творческие начинания;
культивировать стремление к всеобщему благосостоянию;
способность восстановления национальной мощи;
обеспечить оптимальное сочетание традиций и современности;
способствовать гармонизации интересов и потребностей личности и нации в целом [1, с. 643-644].
К концу 1990-х гг. количество поступающих в южнокорейские вузы составило 70% от общего числа выпускников средних учебных заведений, что соответствует лучшим мировым показателям. В связи с этим высшие учебные заведения стремятся повысить свою самостоятельность в вопросах наборе студентов, совершенствуют принципы и методы работы с абитуриентами, проводят реорганизацию учебного процесса, внедряют систему его организации по факультетам и специальностям.
Важнейшими мероприятиями властей в сфере образования следует отметить определение национальных приоритетов в области просвещения
(Хартия национального образования, 1968 г.), регулирование процесса перевода учеников на более высокую ступень обучения (1969 и 1974 гг.), установление выпускных квот для высших учебных заведений и введение единого государственного экзамена (1980 г.) [19, с. 89].
Все это, наряду с целенаправленной регулярной работой по совершенствованию образовательного процесса, придало образованию Южной Кореи общенациональный характер, позволило реально обеспечить принцип всеобщего и обязательного среднего образования, создать широкую сеть учебных заведений, обеспеченных необходимой финансовой и материальной базой за счет привлечения государственных и частных средств.
.2 Становление современного образования в КНДР
После освобождения Кореи, в августе 1945 года в северной части Корейского полуострова насчитывалось 2 192 начальных и 116 средних школ, 4 техникума [14, с. 129].
Становление системы образования КНДР условно можно разделить на три этапа. Первый этап (1945-1956 гг.) характеризовался ускоренным развитием сети начальных школ. Второй этап (1957-1966 гг.) - это период быстрого роста средней школы и высших учебных заведений. В ходе третьего этапа (1967-1980 гг.) наблюдался скачкообразный рост числа учащихся неполной и полной средней школы. В первой половине 1980-х гг. была отмечена тенденция роста студентов высших учебных заведений. К сожалению достоверных статистических и аналитических материалов по дальнейшему периоду у нас нет, поскольку демографические данные в современной КНДР засекречены.
В систему общего образования КНДР была включена почти треть населения республики, примерно 5,6 млн. человек, а если включить сюда бесплатные дошкольные заведения (ясли и детские сады) - то почти половина населения [3].
4. Роль современного образования в общественно - политической системе государств Корейского полуострова
.1 Роль образования в общественно - политической системе РК
Непредвиденным следствием курса южнокорейских властей на приоритетное развитие высшего образования явилось превращение университетов в центры диссидентского движения за демократию. Инакомыслие и борьба студентов и профессуры с авторитарным режимом V Республики (В российской и зарубежной политологии политическая история РК подразделяется на этапы, связанные с развитием её политической системы: I Республика (1948-1960 гг.), II Республика (1960-1961 гг.), III Республика (1963-1972 гг.), IV (1972-1979 гг.), V (1980-1987 гг.) и ныне существующая VI (с 1988 г.) [16, c. 368].
Получили широкую известность и признание международной демократической и правозащитной общественности. На местном уровне система общеобразовательных (начальных и средних) учреждений продолжала культивировать конфуцианские традиции в сочетании со значительной идеологической обработкой учащихся в интересах официальной политики властей. В университетах же студенты получали возможность отвлечься от привычной традиционной среды, впервые в жизни они получали относительную личную и гражданскую свободу, вливаясь в либеральную субкультуру вузов, атмосферой которой в корне отличилась от настроений и нравов, царивших в семье и школе. Главная задача подросткового периода: поступление в вуз - была ими успешно решена, поэтому студенческая молодёжь по своему усмотрению пользовалась значительным ресурсом своего времени.
Активное диссидентское движение студентов в 1980-90-х гг., обусловлено рядом социальных причин, рядом психологических обстоятельств, связанные с интенсивной подготовкой молодых людей к поступлению в вузы. В соответствии с классическими конфуцианскими представлениями о родительском долге многие семьи приносили значительные, и не только материальные, жертвы с тем, чтобы обеспечить детям высшее образование. В ответ от ребенка требовались сыновья благодарность и почтительность, выражавшиеся беспрерывной зубрежке, нескончаемых занятиях с репетиторами, трата значительного времени на дополнительные занятия, курсы, кружки и т.д. все это шло в ущерб не только отдыху или играм со сверстниками, но и необходимому общению внутри семьи.
Поступление в вуз - это не только осуществление вожделенной цели: университет знаменовал окончание долгого кошмара, в течении последующих четырех лет студенты имели возможность сочетать учебу с личной общественной жизнью. Протест, учащийся молодёжи принимал такие крайние формы, как столкновение с полицией, массовые уличные беспорядки, насилие в городских районах и студенческих кампусах, демонстративный суицид. Сторонние наблюдатели в Сеуле и других крупных городах Кореи приходили в шоковое состояние, увидев картину разгона демонстрации, когда в состоянии истерического исступления дети с двух сторон забрасывали друг друга камнями, бутылками с зажигательной смесью или гранатами со слезоточивым газом, так полицейские и служащие других силовых структур, относились к той же возрастной группе [20, с. 354].
Политические условия, сложившиеся в РК в начале 1990-х гг., потребовали существенных изменений системы образования, прежде всего - морально устаревших в рамках демократического государства норм и законов, хранивших наследие авторитарной эпохи. В первой половине 1990-х гг. в рамках общей демократизации политического режима осуществляется реформа системы образования, направленная на повышение академической автономии учебных заведений и развитие внутри высшей и средней школы демократических начал. Она началась в декабре 1994 г. и осуществлялась под эгидой президентской Комиссии по проведению реформы системы образования. Основной задачей проекта провозглашалась создание системы образования, нацеленной на широкое включение Кореи в мировую информационную и образовательную среду.
Реформа осуществлялась в два этапа: на первом доминировало ее юридическое и организованное обеспечение, на втором упор делался на увеличении финансирования государством и обществом развития высшей школы и системы просвещения. В качестве главной задачи выдвинуто введение общедоступной открытой программы непрерывного (в течении всей жизни) образования и значительное облегчение доступа к высшему образованию за счет упрощения процедуры сдачи вступительных экзаменов в вузы. В 1995-1996 гг. были внесены существенные изменения в инструктивные материалы министерства культуры и образования, уставы государственных и частных университетов, обеспечивающие студентам большую свободу при выборе изучаемых предметов, предоставившие образовательным учреждениям большую самостоятельность при формировании учебных планов, регулировании учебного процесса, привлечении иностранных специалистов - таким, образом, вузы получили реальную академическую автономию.
Одновременно с реформой образования шла подготовка Закона о защите молодёжи, а 1 июня 1997 года он вступил в силу [14, c. 6].
Закон был направлен на предотвращение таких негативных тенденций в молодежной среде, как рост подросткового насилия, преступности и проституции, употребление наркотиков, распространение порнографии и три вида ограничений: первое касалось влияние средств массовой информации, второе запрещало продажу молодежи табачных изделий, алкоголя, некоторых лекарств, третье регламентировало сферу молодёжных развлечений и досуга.
Система образования РК включает дошкольное, начальное, среднее образование, среднее образование повышенной ступени, профессионально - техническом и высшее образование. В профессионально - техническом и высшем образовании выделяется два направления: для обычных студентов (очное обучение) и для взрослых (заочное обучение и обучение без отрыва от производства)
Современная система РК решает задачу обеспечения республики квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, готовыми к решению многочисленных проблем экономического развития и повышения конкурентной способности Южной Кореи на мировом рынке.
.2 Роль образования в общественно - политической системе КНДР
Как неотъемлемый элемент политической системы социалистической Кореи образования КНДР решает задачи воспитания общества в духе чучхейской идеологии. Образование в республике носит обязательный и бесплатный характер, что закреплено в статье 45 конституции среднюю школу заканчивает практически вся молодежь [2, c. 146].
Обучение девочек и мальчиков в школах ведется раздельно. Ликвидировав неграмотность как общественное явление к 1949 г., республика добилась несомненных успехов в развитии системы образования, с 1956 г., введено всеобщее обязательное начальное образование, а в 1975 г. - всеобщее обязательное 11 - летнее обучение, в рамках которого сочетается образование среднее и техническое. Всего насчитывается более 10 тыс. школ, студенты техникумов и вузов получают государственные стипендии, бесплатную форму и учебники. В середине 1990-х гг. в школах, технических и высших учебных заведениях обучалось свыше 5 млн. человек [2, с. 141].
Большое внимание уделяется дошкольному воспитанию детей в яслях и детских садах. Уже на этой образовательной ступени начинается пропаганда идей социализма и духа преданности ТПК и лично вождям - Ким Ирсену и Ким Ченыру.
Идеология определяет состояние высшей школы КНДР, это многократно подчеркивалось в партийно - государственных документах Северной Кореи: «Социалистическое образование должно осуществляться на базе революционных идей партии, взяв их на вооружение как единственное руководство» [7, c. 8].
В связи с такой постановкой вопроса в университетских программах явно ощущается засилье общественных наук, стержнем которых являются чучхейская философия и история ТПК; изучению технических и специальных дисциплин придается второстепенное значение. Система высшего образования включается учительские институты и профессиональные техникумы, с двухгодичным сроком обучения, вузы и втузы; к началу 1990-х гг. в КНДР стране насчитывалось более 250 вузов и около 600 средних специальных учебных заведений, преобладали технические. Ведущую роль играют Государственный университет Ким Ирсена (открыт в 1946 г. в Пхеньяне; на его 14 факультетах обучаются более 12 тыс. студентов) и Чхонджинский политехнический институт. К числу главных вузов страны можно отнести Пхеньянскую консерваторию, Институт иностранных языков, Медицинский институт, Институт народного хозяйства, Пхеньянский политехнический институт; все они расположены в столице. Право поступить в пхеньянские вузы предоставляется далеко не каждому выпускнику средней школы - лишь лучшие ученики и семьи со связями получают направления на вступительные экзамены в столицу, остальные довольствуются провинциальными институтами и техникумами, а большая часть идет на производство и в армию.
Северокорейские студенты и школьники очень организованны и дисциплинированны, они одеты в форму одинакового покроя и цвета, направляются в школу и возвращаются с занятий организованными колонами, которые формируются по месту жительства. После уроков и в выходные дни под руководством пионервожатых и преподавателей строем и с громкими песнями учащиеся идут на стадион, в музей или на работу по благоустройству города. Их звонкие голоса слышны с раннего утра до сумерек, дети поют о социалистической родине, о Трудовой партии Кореи и её вождях, о боевых подвигах старшего поколения и тяжелой участи своих сверстников в Южной Кореи. Труд и учеба, идеологическая обработка - важнейшая составляющая политики ТПК по отношению к молодежи. Её культурный и образовательный уровень не выдерживает критики, поскольку усилия властей направлены на то, чтобы граждане страны знали как можно меньше.
Зарубежная история и литература не изучается нив школе, ни в вузах, от иностранной культуры и литературы корейцы надежно ограждены.
Характерная черта северокорейского общества - полная монополия властей на информацию, она обеспечивается целым рядом запретительных мер и системой карательных органов. Здесь, запрещена продажа радиоприемников со свободной настройкой, преследуется несанкционированное общение с иностранцами, запрещено распространение зарубежных печатных СМИ. Любое нарушение запретов сурово наказывается.
Нормативно - правовая база РК провозглашает и реально - обеспечивает полное равноправие граждан в образовательной сфере, а Нормативно - правовая база КНДР декларирует и формально обеспечивает равноправие граждан в образовательной сфере, однако получить достойное образование часто ограничивается материальным положением конкретных граждан и их семей.
5. Различия и общие черты между образовательными системами Севера и Юга
В заключении мы выявим различия и общие черты между образовательных систем Севера и Юга:
Образовательные системы двух корейских государств решают различные основные задачи. РК нацелено на обеспечение государства квалифицированными кадрами и трудовыми резервами, призванные решать проблемы экономического развития, то КНДР выполнение данной целевой установки неразрывно связано с воспитанием подрастающего поколения в духе верности идеалам социализма и безграничной преданности политическому строю и руководству;
Нормативно - правовая база РК провозглашает и реально - обеспечивает полное равноправие граждан в образовательной сфере, а нормативно - правовая база КНДР декларирует и формально обеспечивает равноправие граждан в образовательной сфере, однако получить достойное образование часто ограничивается материальным положением конкретных граждан и их семей;
В социалистической Корее создание и управление учебными заведениями в сфере образования, является исключительной прерогативой государства и руководящей партии. Южнокорейское образование строится на альтернативных принципах и включает в систему государственных и частных учебных заведений;
Северокорейское образование характеризуется явно выраженным идеологизированным уклоном, служит интересам внутренней и внешней политики ТПК, в полной мере соответствует тоталитарной политической системе КНДР, образование РК отличается гуманистической направленностью, дает широкий простор для выбора жизненных целей и приоритетов;
Системы образования Севера и Юга значительно отличаются механизмами управления и контроля над учебным процессом. В КНДР степень самостоятельности чрезвычайно низка, учебный процесс находится под строгим контролем властей, а в РК пользуются преимуществами академической автономии, степень их самостоятельности чрезвычайно высока и ограничена лишь общим национальным культурным контекстом.
Общие черты систем образования Севера и Юга:
Образовательные системы двух корейских государств решают сходные задачи по обеспечению национального хозяйства квалифицированными кадрами и трудовыми резервами для дальнейшего экономического развития КНДР и РК;
Структура образовательных систем РК и КНДР практически идентична и включает дошкольное, начальное, среднее образование и среднее образование повышенной ступени, среднее специальное (профессионально - техническое) и высшее образование (очное, заочное и без отрыва от производства);
Учебный процесс в РК и КНДР осуществляется на основе государственных образовательных программ, обеспечивающих поддержание государственных стандартов по различным направлениям и специальностям;
В РК с начала, а в КНДР с конца 1990-х гг. началась модернизация системы образования; причем на Севере она нацелена на внедрение новых технологий и достижений научно - технического процесса, а в Южной Корее - на переход к образованию гуманистическому;
в обоих корейских государствах образование остается одним из важнейших политических институтов; на Севере оно служит для поддержания современной политической системы КНДР, на Юге - инструментом дальнейшей демократизации и построения основ.
Несмотря на различие идеологических принципов, которыми руководствуются на Севере и на Юге, в образовательной сфере КНДР и РК обнаруживается достаточно общих черт. Граждане двух корейских государств имеют общие культурные корни, традиционно - морально этнические принципы и традиционное мировоззрение, основанное на конфуцианской системе. Все это является проявлением единого духовного наследия корейской нации, которая всегда воспринимала образование как важный инструмент государственной системы и повышения народного благосостояния.
Заключение
Система образования КНДР решает двуединую задачу: с одной стороны, она обеспечивает республику квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, способными решать проблемы развития народно - хозяйственного комплекса и дальнейшего построения социализма, с другой - формирует особый тип личности, воспитывая подрастающие поколение в духе верности идеалам социализма и коммунизма, личной преданности вождю, что максимально соответствует идейным установкам и политическому курсу партийно - государственного руководства.
Нормативно - правовая база не только декларирует, но и реально обеспечивает полное равноправие граждан КНДР в образовательной сфере, что делает её одним из политических инструментов для поддержания социального неравенства - ведущего атрибута социалистического строя Северной Кореи.
Система образования КНДР включает дошкольное, начальное, среднее (повышенной ступени), среднее специальное (профессионально - техническое) и высшее образование. В системе высшего образования КНДР выделяется два направления: средне специальное и высшие образование для обычных студентов (очное обучение) и для взрослых (заочное и вечернее обучение без отрыва от производства).
Учебный процесс осуществляется на основе образовательных программ, обеспечивающих поддержание государственных стандартов по различным направлениям и специальностям. Степень независимости и самостоятельности учащихся и преподавателей, школ и вузов КНДР чрезвычайно низка.
Политика КНДР в сфере образования отвечает целям и задачам ТПК и нацелена на социалистическое строительство. Руководство партии жестко контролирует образовательную сферу, начиная с управления и заканчивая учебным процессом. Образование является одним из важнейших Общественно - политических институтов Северной Кореи.
Система образования РК решает задачу обеспечения республики квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, готовыми к решению многочисленных проблем экономического развития и повышения конкурентной способности Южной Кореи на мировом рынке.
Нормативно - правовая база провозглашает и обеспечивает равноправие граждан РК в образовательной сфере, однако в условиях рыночной экономики реальное получение достойного образования часто оказывается ограниченным финансовыми возможностями конкретных семей и граждан. Южнокорейский власти пытаются решить данную социальную проблему, уже сейчас подрастающие поколение республики гарантировано получает бесплатное десятилетнее образование в начальной школе, средней и на первом году повышенной средней школы. Реализуется государственная программа помощи малоимущим слоям населения для продолжения обучения детей в выпускных классах полной средней школы и в государственных вузах.
Система образования РК включает дошкольное, начальное, среднее образование, среднее образование повышенной ступени, профессионально - техническое и высшее образование. В профессионально - техническом и высшем образовании выделяется два направления: для обычных студентов (очное обучение) и для взрослых (заочное обучение и обучение без отрыва от производства). Учебный процесс осуществляется на основе государственных образовательных программ и стандартов по различным направлениям и специальностям.
Образование РК в целом носит гуманистический характер, дает широкий простор для выбора жизненных целей и приоритетов, обеспечивает культурное и социальное многообразие южнокорейского общества, не препятствует инакомыслию, но в тоже время служит для стойкой ориентации учащихся на общепринятые и призванные государством и обществом установки и национально - культурные традиции.
Список литературы
1.Большой толковый словарь национальной корейской культуры. В 26 т. Т.3. Сеул. - 1991-1997. с. 643-644
2.Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. М., - 2002. 141 с.
3.Доклад председателя комитета по делам образования КНДР Ким Сокки (8-10 апреля 1975 г.)
4.Ермолова Е.М. Тонхак: история, идеология, политика. Роль религиозного фактора в жизни корейского общества. Под редакцией И.А. Толстокулакова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, - 2004 305 с.
5.История Кореи (с древнейших времен до наших дней). В 2 т. Т.1.М., -1974 с. 356-360.
6.История Кореи. В 2-х томах. Том 1.-М.: Наука. - 1974 127 с.
7.Ким Ирсен. Тезисы о социалистическом образовании. Пхеньян. - 1981. с. 8
8.Корея справочник. Издано Корейской службой информации для зарубежных стран. Сеул. - 1993. 676 с.
9.Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М., -2000 с. 243
10.Марков В.М. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России. - Владивосток: Изда-во. Дальне - вост. Ун-та, -1999. 448 с.
11.Образование. Статистический ежегодник. Министерство образования и культуры РК. Сеул. - 1993. с. 35.
12.Пак Хису, Толстокулаков И.А. Образование в общественно - политической системе государств Корейского полуострова: Монография. - Владивосток: изда-во Дальневост. Ун-та, - 2005. 256 с.
13.Республика Корея. Цифры и факты. Издано Корейской службой информации для зарубежных стран. Сеул. - 2007. 253 с.
14.Собрание основных законов Республики Корея. Сеул. - 1996. с. 6
15.Сборник статистических данных о развитии образования КНДР в 1946-1960 гг. Пхеньян. -1960. 129 с.
16.Толстокулаков И.А. История общественно - политической мысли Кореи: Учеб. Пособие. - Владивосток: Изда-во Дальневост. Ун-та. - 2007. с. 368
17.Тян Ик Хван. Вузы Северной Кореи. М., - 1950 - №14 - с. 343
18.Хон К.Е. Высшее образование в КНДР. М., -1965. - №9 - с. 56
19.Школьное образование и «индустрия» поступления в вузы. Кёюкхак ёнгу. 1992. №1 с. 79.
20.Шабаева М.Ф. Школа Корейской Народно - Демократической Республики. М., 1961 354 с.
21.Facts about Korea, 1997. с. 89