Разработка учебного проекта 'Кукла как оберег славян'
Введение
Проектная деятельность - один из интереснейших инновационных методов
обучения младших школьников. Почему? Потому, что уроки, построенные по этому
методу, дают больше преимуществ в развитии младших школьников, чем уроки,
построенные по «классической» модели. Ученики развивают: наблюдательность,
любознательность, речь, логическое мышление.
Также проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности
подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать
отрицательные проявления подросткового кризиса. Максимальная наглядность и
простота в усвоении нового учебного материала позволяют получать как ученикам,
так и учителям необыкновенное удовольствие от учебного процесса.
Близкие психологические контакты сближают преподавателя с классом.
Отношения между учителем и учениками могут стать более близкими, основываясь
на: взаимопонимании, взаимоуважении, эмпатии и других чувств человека. Т.е
педагог выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя.
Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и
это представляется очень важным. Работая над персональным проектом, подростки
имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы,
связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, - примерно
20% учащихся 8-9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают
личностно окрашенные темы.
Проектная деятельность дает возможность уже в младшем школьном возрасте
выбрать свою профессию или хотя бы взять уклон на какой-то конкретный вид
деятельности, который будет интересен ученику. Будь то: естественные науки,
гуманитарные и общественные науки, технические науки.
Дополнительным плюсом является то, что ученик может сам себя оценить.
Может увидеть допущенные просчеты (на первых порах - это переоценка собственных
сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией,
вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в
будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не
хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
В итоге дети могут получить такие умения, как:
ü Увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной
деятельности;
ü поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую)
и разбить ее на тактические шаги;
ü Оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и
время, распределить их;
ü Добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по
значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч.
людей, как источник информации;
ü Планировать свою работу;
ü Выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем,
что было заявлено в качестве цели работы;
ü Увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
ü Кроме того, проектная деятельность способствует:
ü Развитию адекватной самооценки, формированию позитивной
Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
ü Развитию коммуникативной и информационной компетентности,
других социальных навыков;
ü Решению профориентационных задач.
ü Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один
из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические
знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей - знать
суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату
выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится
за помощью.
Действия родителей могут быть такими:
ü проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания
мотивации)
ü Помочь советом, информацией (источник информации может быть
опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические
издания, Интернет)
ü Обеспечение самостоятельности школьников
ü Активное участие на каждом этапе проектной деятельности.
Задачи проектной деятельности:
ü Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить
цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться
на достижении цели, на протяжении всей работы);
ü Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее
использовать);
ü Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
ü Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь
составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии);
ü Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен
проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы).
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися
знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе).
Цель исследования: определить как влияет проектная деятельность на
деятельность младших школьников на уроке литературного чтения. Предметом
исследования будут ученики начальной школы. Гипотеза: проектная деятельность
наиболее эффективна в обучающем процессе.
Глава 1.
Проектная деятельность
.1 Понятие
проектная деятельность
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед»)
толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо,
предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие:
«Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а
проектирование превращается в процесс создания проекта»;
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои
возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой
деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер,
имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для
самих открывателей.
Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом,
процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта»
(проекта).
Учебный проект( с точки зрения учителя): а)это и задание для учащихся,
сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма
организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и
результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта; б)
это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся,
направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод
проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
.2 Отличия
исследовательской, проектной, проектно-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех
или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных
для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке
традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук
оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата
деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов
проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая
его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию
собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение
принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых
ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Соотношение
проектирования и исследования
Проектирование: разработка
и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической
проблемы ;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
|
Исследование: процесс
поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового
интеллектуального продукта; не предполагает создание заранее планируемого
объекта
|
Наиболее популярные формы
проектов среди учащихся: учебный проект, социальный проект, экологический
проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный
буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная
презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.
|
Наиболее популярные формы
исследований среди учащихся: научно-исследовательская работа, учебное
исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход,
реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная
предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.
|
Классификация
проектов.
Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем
несколько наиболее популярных из них.
По А.С. Сиденко:
Типы проектирования:
ü Репродуктивное проектирование.
ü Продуктивное проектирование.
ü Инновационное проектирование.
Классификация проектов:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский,
обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций,
сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета,
киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).
2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со
знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).
. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый,
исследовательский, творческий, ролевой, прикладной,
ознакомительно-ориентировочный).
Приведем более подробное описание:
ü Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных
задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти
проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от
учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению
экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования
продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
ü Исследовательский проект по структуре напоминает научное
исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,
постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей
ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении
проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный
эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
ü Информационный проект направлен на сбор информации о
каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной
структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто
является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
ü Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут
быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
ü Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта
наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных
социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта
остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет
ли разрешен конфликт и заключен договор?
4. По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету;
межпредметные - по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая
типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.
5. По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:
ü в таких проектах координатор участвует в проекте в
собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае
необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;
со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в
сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как
полноправный участник проекта).
6. По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или
региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по
одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри
региона, одной страны; международные: участники проекта являются
представителями разных стран).
Приведем более подробное описание:
ü Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного
учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию
из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта
выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.
Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными,
экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными,
историческими, географическими, музыкальными.
ü Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и
презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или
музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться
(с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
ü Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и
вполне укладывается в классно-урочную систему. А также протекают под
руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Чаще
используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Они требуют глубокой
содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по
теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.»
требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического,
психологического и социологического подходов.
ü Надпредметные проекты - внепредметные проекты, выполняемые на
стыках областей знаний. Выходят за рамки школьных предметов. Используются в
качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По характеру контактов проекты могут быть:
ü внутриклассными,
ü внутришкольными,
ü региональными (в пределах одной страны),
ü международными.
Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку
требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования
средств современных компьютерных технологий.
7. По количеству участников (личностные - индивидуальные, парные,
групповые).
8. По продолжительности (мини-проекты; краткосрочные на 1-5 уроков;
среднесрочные - на 1-2 месяца; долгосрочные - до 1 года).
Приведем более подробное описание:
ü Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики
10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости
от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут
(подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). (Другие примеры:
расчет затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на
месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).
ü Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые
используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная
работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации
выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Чудеса
России» об уникальных природных объектах, курс географии, 8 класс. Может
проводиться в виде заключения, обобщения знаний по разделу «Общая
характеристика природы России». Работа осуществляется в группах,
продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп,
выдача задания (сбор информации по своим элементам, например: Реки России,
Озера России, Горные системы России, Уникальные памятники природы России,
рекомендации подготовке готового продукта). 2-й урок: отчеты групп по собранной
информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его
презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, например
- электронных туристических буклетов их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их
реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием
руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание
классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с
внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером
могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.
ü Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в
группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в
рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от
определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет
рядом», «Дети - детям сиротам» и т.д.
9.По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей,
создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы);
экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).
Виды проектов:
ü Образовательный проект.
ü Воспитательный проект.
ü Управленческий проект.
ü Организационный проект.
ü Нормативно-правовой проект.
ü Социально значимый проект.
ü Политический проект.
ü Законотворческий проект.
ü Проект - иллюстрация учебной темы.
ü Проект - исследование научной проблемы в определенной учебной
дисциплине.
ü Проект - постановка проблемы.
ü Обзорный проект.
ü Проект - инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж,
сценарий).
ü Текущий учебный проект.
ü Итоговый учебный проект.
По Е.С. Полат :
. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
ü исследовательские,
ü творческие,
ü ролево-игровые,
ü информационные,
ü практико-ориентированные (прикладные).
. По признаку предметно-содержательной области:
ü монопроекты,
ü межпредметные проекты.
. По характеру контактов:
ü внутренние или региональные,
ü международные.
. По количеству участников проекта:
ü индивидуальные,
ü парные,
ü групповые.
. По продолжительности проекта:
ü краткосрочные,
ü средней продолжительности,
ü долгосрочные.
. По результатам:
ü доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
ü макет, схема, план-карта;
ü видеофильм;
ü выставка; и др.
По С. Хайнесу :
1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and
Research projects).
2. Проекты-интервью (Survey projects).
. Проект-производство (Production projects).
. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance
and Organisationalprojects).
По америк.профессору Э.У. Коллингсу :
(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6,
2010, стр.35: /…. В 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного
эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире
классификацию учебных проектов на четыре группы…/):
1. «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых
является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные
танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.
2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один
из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название
«Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний».
3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью
«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной,
письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на
рояле) и т. д.
4. «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного,
полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для
школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра
По предмету труда:
ü Человек - человек. Человек - природа.
ü Человек - техника. Человек - художественный образ.
ü Человек - знаковая система.
По сфере применения:
ü Школа. Семья. Досуг.
ü Производство. Профессиональное самоопределение.
По интересам:
ü Познавательные. Экологические.
ü Коммерческие. Игровые. Профессионально - трудовые.
ü Научные. Комплексные.
По материальному воплощению:
ü Интеллектуальные.
ü Информационные.
ü Комплексные.
По преобладающим технологическим процессам:
ü Архаичные (ручные технологии),
ü Традиционные (машинные технологии),
ü Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и
телемеханики)
По цели проектной деятельности:
ü Гностические.
ü Изыскательские.
ü Преобразующие.
По продолжительности выполнения:
ü Долгосрочные (от 20 до 60 часов),
ü Среднесрочные (блок 8 - 10 часов),
ü Кратковременные (2 - 4 часа)
По организации проектной деятельности:
ü Индивидуальные.
ü Звеньевые.
ü Групповые.
ü Школьные.
По структуре содержания:
ü Мономодульные(охватывают один модуль программы )
ü Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)
ü Интегрированные (межпредметные)
По уровню творчества:
ü Репродуктивные.
ü Творческие задания.
ü Творческий проект.
Специфика.
Роль учителя. Проектная деятельность требует от учителя не столько
объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных
интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе
практического применения знаний. Именно поэтому учитель - руководитель проекта
должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих
способностей. И, прежде всего - развитой фантазией, без которой он не сможет
быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала.
Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных
начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность
учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В
определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится
педагогом широкого профиля.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в
ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые
предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
ü активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного
языка;
ü энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком,
способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной
иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону
достижения цели;
ü специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во
всех! областях);
ü консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор
доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
ü руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности
(особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы»
(по Дж. Питту- тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих
трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и
вообще поддерживает обратную связь);
ü координатор всего группового процесса (фасилитатор);
ü опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов
выполненного проекта).
Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с
традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель
иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.
Роль ученика. Также меняется и роль учащегося, участвующего в проектной
деятельности, который становится:
инициатором работы;
генератором идей;
самостоятельным исполнителем;
независимым участником, имеющим свое мнение;
исследователем проблем;
помощником для других участников;
оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной
деятельности.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся,
работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой,
должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы в их
сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевидно, что
степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной
деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.
Следует отметить, что одним из основных направлений критики метода
проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной
практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает противоположная
крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассниками, зачастую явно
ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности
находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том,
чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной
деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе
проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и
т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться
взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще
лучше - совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу
скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны
осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик
подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением,
где он обречен играть лишь одну роль - роль исполнителя.
Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности,
сопровождаются:
специально созданной атмосферой общения;
организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;
техникой формирования групп;
приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.
Таким образом, проектировочный аспект формируемой коммуникативной
компетенции школьников позволяет:
1. Усилить интенсивность обучения путем увеличения роли
речемыслительной деятельности учащихся в объеме учебного занятия по отношению к
организационной деятельности учителя.
2. Развить в процессе обучения межличностную интерактивность
(прагматическую и стратегическую компетенции) путем групповой работы, создавать
ролевые ситуации, обращенные к собеседнику в акте коммуникации.
. Формировать социокультурную и дискусивную компетенции в ходе
конструирования коммуникативных ситуаций и заданий при использовании
коммуникативных стратегий, инофоновой информации о культуре, реалий, традиций
стран изучаемого языка.
Последовательность
работы над проектом
Стадия работы над проектом
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Подготовка
|
Определение темы и целей
проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
|
Обсуждают тему проекта с
учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
|
Знакомит со смыслом
проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели
проекта. Наблюдает за работой учеников.
|
Планирование
|
а) Определение источников
необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г)
Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д)
Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
|
Формируют задачи проекта.
Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
проектной деятельности.
|
Предлагает идеи,
высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
|
Исследование
|
1.Сбор и уточнение
информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в
ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
|
Поэтапно выполняют задачи
проекта
|
Наблюдает, советует,
косвенно руководит деятельностью учащихся
|
Выводы
|
Анализ информации.
Формулирование выводов
|
Выполняют исследование и
работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
|
Наблюдает, советует (по
просьбе учащихся)
|
Представление (защита)
проекта и оценка его результатов
|
Подготовка отчета о ходе
выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы
отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный
отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)
и причин этого
|
Представляют проект,
участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
|
Слушает, задает
целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости
направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета,
креативность, качество использования источников, потенциал продолжения
проекта
|
Оценивание
проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
Этапы
|
Критерии оценки
|
Самооценка
|
Учитель
|
Коллеги по команде
|
Защита
|
Представление (15 баллов)
|
|
|
|
|
Ответы на вопросы (15
баллов)
|
|
|
|
Процесс проектирования
|
Интеллектуальная активность
(10 баллов)
|
|
|
|
|
Творчество (10 баллов)
|
|
|
|
|
Практическая деятельность
(10 баллов)
|
|
|
|
|
Умение работать в команде
(10 баллов)
|
|
|
|
Итог
|
Достигнутый результат (15
баллов)
|
|
|
|
|
Оформление (15 баллов)
|
|
|
|
Глава 2.
Тотемы
Понятие «Тотем» (“от-отем” на языке канадских аборигенов означает “его
род”) заимствовано у североамериканского племени оджибва, на языке которых
тотем означает название и знак, герб клана, а также название животного,
которому клан оказывает специальный культ. Тотем выглядит как резной,
раскрашенный в яркие цвета, столб. Индейцы ставили Тотем около своего жилища.
Он являлся документом семьи, удостоверяющим ее родословную. Тотемом считается
животное, растение или неодушевленный предмет, находящийся в родстве с
определенной группой людей, племенем. Тотемная группа ведет свое происхождение
от почитаемого животного, видя в нем покровителя и подателя жизненных благ. А
торчащая перекладина на Тотеме служила своего рода пьедесталом, для выступлений
глашатаев.
В научном смысле под понятием «тотем» подразумевается целый класс
(какой-то вид, а не конкретный объект) объектов или явлений природы.
Определенному тотему могут поклоняться та или иная социальная группа, род,
племя, отдельно женщины и отдельно мужчины, а иногда и отдельно взятый
конкретный человек.
Тотемизм - некогда весьма распространенная и ныне еще существующая
религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так
называемого тотема. Этой религиозной системе много тысяч лет. С самого начала
существования человечества люди ощущали свое родство с тем или иным растением
или животным. Значительную роль в определении тотема играла интуиция и личная
приязнь, в общем, все то, что словами определить трудно.
Тотему оказывают специальное поклонение, с тотемом считают себя
родственно связанными и по имени тотема часто себя называют. Нет такого
объекта, который не мог бы стать тотемом, однако наиболее распространенными
тотемами были животные.
Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается
родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса -
кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если
тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем
данного рода и каждая ворона - сородичем.
Соответственно кровными родственниками считаются все, кто поклоняются
тотему вороны, и отождествляют себя с вороной. Тотемизм наиболее близок к
истоку развития магического сознания, в котором всему сущему приписывается
происхождение от предматериальных, невидимых сил. Через поклонение тотему
формировалась магическая культура взаимодействия людей с высшими силами,
покровительства и помощи которых они искали.
Владелец тотема должен был делать подношения выбранному тотему в виде
еды, питья, драгоценностей. Всячески приветствовалось и проведение магических
обрядов, посвященных тотему, - так люди «платили» ему за защиту и
покровительство.
Кстати, тотем мог быть не только личным, но и принадлежать роду в целом -
так тотем становился символом рода, его божеством, ангелом-хранителем и
помощником, предсказывающим будущие события и оберегающим своих подопечных.
Кроме всего прочего это место в Ванкувере считается “местом силы”, так
что если вам хочется чего-то попросить у Вселенной, возможно именно оттуда вас
лучше всего услышат!
.1 Обереги
Оберег или апотропей (с греческого-отвращающий беду) это предмет, знак,
действие или состояние, слово, фраза, звук и даже запах, охраняющий человека,
животных, жилище от вредного воздействия злых сил (духов, сглаза, колдовства).
Оберег - это слово ведет свое происхождение от корня «бер». Бер -
неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Бером наши предки
называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою
БЕРлогу, логово Бера. В таком состоянии медведь являл собой особую опасность,
сокрушая все вокруг и превращая в безлад. Так что запрещалось даже упоминать
имя Бера, дабы не накликать беду. Слово оберег, понимается как защита от Бера.
Оберег же смиряет стихийный Дух, делает его ладным, приносит в жизнь Лад,
порядок, красоту.
От корня «бер» произошли такие слова как «берег» (реки, моря), «беречь».
Вода (стихийная, бурлящая, а потому - опасная) нашими предками связывалась с
Марой (Морой) - навьей богиней, богиней смерти и зимы. Отсюда и «море» - по
сути опасная стихия, а «берег» - это граница между опасностью, «бером»,
стихийным неуправляемым духом и безопасной территорией. Берег - это черта,
препятствие для Бера.
С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома
оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье,
благополучие, счастье и достаток
Оберегами могли быть как предметы - амулеты, талисманы, так и некие
магические действия и ритуалы.
На Руси были только обереги. Оберег - это препятствие, защита от Бера.
Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с
опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь
Лад, красоту, порядок.
Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие,
как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и
одолевшие нас вследствие сглаза или порчи).
Наиболее простое действие - сплюнуть через левое плечо три раза. О
сплевывании упоминали еще во времена римской империи.
Цель создания личного оберега - формирование внутреннего потенциала,
который затем обретает выражение во внешнем Мире.
Предназначение оберега - создать внутренний настрой в человеке, для
которого создается оберег.
Ношение оберега - это вещественный признак связи с Богами, который
позволяет потокам Сил Богов перетекать из скрытого мира в проявленный.
Личный оберег изготавливается с намерением привести «внешнюю» жизнь в
соответствие с внутренним «Я» человека, проявить скрытые способности и
возможности личности. Правильно созданный оберег открывает канал, по которому течет
Сила, направленная на достижение желаемого результата.
ü Самые сильные обереги создавали волхвы, которые ведали
Древнюю Мудрость. Сила оберега напрямую зависела от Силы и ведания волхва. В
расчет бралось все - время года, время суток, расположение светил, материал,
форма, предназначение оберега..
ü Считается, что оберег не может быть изготовлен для себя, их
делают только кровные родственники, причем нельзя просить или заставить сделать
оберег. Он должен быть изготовлен от Души и по доброй воле.
ü Супружеские связи не считаются кровным родством, но взаимно
созданные обереги тоже будут иметь силу.
ü Молитвы, песнопения, заговоры, руны и изображения тоже могут
стать оберегами.
.2 Амулеты
Амулет - это особая, чаще всего, индивидуальная и уникальная вещь (нательное
украшение, минерал, особый знак, др.), которая особым образом энергетически
заряжена. Заряжена - это значит подключена энергетически к определённым силам
Тонкого мира, которые воздействуют на человека и его судьбу (позитивно или
негативно, в зависимости от амулета). Обычно носимятся на на шее в виде
подвески или на руках в виде браслетов.
Амулеты могут быть заряжены абсолютно по-разному (мы говорим прежде всего
о позитивных амулетах): на защиту от негатива, на усиление связи с Богом, на
усиление взаимоотношений и чувств, на притяжение денег, на укрепление здоровья
и т.д. Собственно, какую программу амулету задать, какие силы Тонкого мира
призвать и подключить, такую функцию амулет и будет выполнять. Но, чаще всего,
амулетом называют небольшие вещи в виде украшений, имеющие вид определённых
знаков. Эти знаки изначально несут определённый смысл и подключение к
соответствующим Силам, и далеко не всегда позитивным силам. Поэтому нужно очень
внимательно относиться к любым знакам и готовым амулетам, которые вы хотите
приобрести в магазине. .Амулеты находили в раскопках древнейших захоронений.
.3 Талисманы
Талисманом может стать любая вещь человека, а не только минерал или
украшение. Но при этом талисман, чаще всего, создаётся с целью достижения
успеха и усиления везения. Как зарядить собственный талисман - читайте здесь.
Хотя нужно отметить, что именно талисманы, в отличии от амулетов не всегда
заряжают с помощью специальных ритуалов. Талисманы часто создаются одной только
верой человека, что та или иная вещь «счастливая» и приносит удачу. Но кстати
говоря это не означает, что такая вещь не становится магической, потому что
Вера - это очень большая сила.
Обереги и талисманы древних славян, связываемые с культом животных,
появились еще в первобытном обществе. Люди считали, что их род идет от
определенного животного, и если обратиться к этому животному за помощью, то
животное передаст свою силу и мощь человеку. Как правило, полагалось, что
основные характеристики животного будут не только у одного человека, а будут
преследовать весь его род (орел - свобода, конь - скорость и так далее). Чаще
всего женщины носили амулеты и обереги, которые символизировали плодородие, а
мужчины отдавали предпочтение тем животным, качества которых могли пригодиться
в очередном сражении.
Виды
амулетов, талисманов, оберегов и назначение
Тип
|
Рисунок
|
Тотем/ Амулет/ Оберег/
Талисман
|
Назначение
|
Тотем
|
|
Капище с тотемом
|
У тотема просили удачи на
охоте, защиты от стихийных бедствий или поддержки в войне. Ему поклонялись,
совершая различные ритуалы или поклонения, жертвоприношения или преподносили
дары. Взамен люди принимали на себя все те особенности, которыми обладало
тотемное животное. Родовые племена, поклонявшиеся хищникам - зверям или
птицам, славились своими охотничьими и боевыми талантами, чаще всего занимали
главенствующее положение среди других племен, хотя некоторые из тотемных
животных не всегда были «боевыми» хищниками.
|
Амулет
|
|
Славянская руна защиты Мир
|
Символизирует внутреннее,
божественное по своей природе, Я человека; ту его часть, что хранит
непреходящее Знание и непреходящую Жизнь; то, что принадлежит Небу. Основные
свойства руны «Мир»: Естественная защита, умение принимать решения, очищение
ауры. Гармонизирует, уравновешивает психику. Улучшает настроение, успокаивает
расшатанные эмоции, дает внутреннее авновесие.
|
Оберег
материальный Оберег хранитель Позволяет
хранить, удерживать, накапливать (Силу, информацию, время). Например: сохранять
здоровье <#"790475.files/image004.gif">
Оберег защитник
|
Защищает, обороняет,
позволяет отражать нападение, вызывать «огонь» на себя. Способен редупреждать
об опасности, укрывать, прятать что-либо, отводить взгляд, внимание.
Выполняет соединительное, ритягивающее действие.
|
|
|
Изображение глаза богов.
|
Один из самых простых и
действенных способов. Таким украшением защищали нос рыболовецкого судна для
защиты и удачного улова .
|
|
|
Вышивка, повязки на руку из
красных ниток
|
Самый лучший оберег и
одновременно украшение любого аксессуара. Славянские народы считались очень
искусными в плане изготовления магических предметов с защитным действием.
Среди всех оберегов, сделанных своими руками, особое место занимали
магические вещицы для детей. Еще один один из самых доступных способов.
|
|
|
Оберег проводник.
|
Позволяет находить дорогу и
достигать цели кратчайшим путем. Помогает идти стезею Прави. Ведет к
источникам ведания (знания). Обладает приворотными свойствами
|
Оберег духовный Талисман
|
|
Нательный крест, образы
святых
|
Нательным крестам
редшествует традиция нашивных крестов, семантический смысл к-рых продолжает
идею нанесения креста на тело. Раньше носил сугубо религиозную функцию.
Верующие считали ранее, и не сомневаются в этом сейчас, что он способен
защитить их от злых людей, болезней и от других проблем. Сегодня же это не
только символ веры, но и ювелирное украшение.
|
|
|
Печать Велеса
|
Относится к важным
языческим символам. Помощь Велеса - одного из главнейших Богов древнего мира
- это великое благо, дарующее Удачу в путешествиях, торговле, законе и праве.
Для таких людей открыты все дороги, и все рискованные мероприятия тяготеют к
благополучному исходу. Лапа Великого Зверя запечатлена на этом обереге, и под
этой величественной лапой пройдет жизнь опекаемого Велесом. еловые люди
стараются обязательно взять этот оберег на сложные переговоры, чтобы выйти
победителем.
|
Обереги есть нательные, настенные, на одежду, оберег для какого-то места,
оберег двора (частного дома), например, чуры, вместилища для тотемных, родовых
духов, духов-защитников, и многие другие.
Одни обереги, так же как и талисманы, изготавливают строго определенными
по значению символами, словами, формами, и обладают такой же программой помощи
при острой необходимости.
Другие же, как и амулеты, могут иметь любую форму украшения, и непрерывно
выполняют свою программу.
Обереги направлены и не только чисто на обережные функции. У некоторых
народов, словом «оберег» и «обережный» определяются все предметы, несущие в
себе функции амулетов, талисманов, и оберегов в изначальном смысле. Как,
например, у Славянских Народов.
Особенности оберегов заключаются в совокупности выполняемых задач, то
есть, на какую бы цель ни был назначен оберег, он в дополнение к основной
задаче будет выполнять и обережную функцию.
Эти обереги могли быть двух видов:
ü материальные
ü духовные.
К материальным магическим предметам относились обереги, изготовленные
своими руками, купленные или подаренные. . Дети часто выбирают себе талисманы
из любимых мягких или других игрушек
.4 Кукла
Понятие
«Кукла».
С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение слову
"кукла" - "детская игрушка в виде фигурки человека, а также
фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях"
(Ожегов С.И., 1968 - С.303). Аналогичные определения, можно встретить и в
других, правда, немногочисленных, в том числе иностранных, словарях объясняющих
значение слова "кукла" (Encyclopedia Americana, 1966. - P. 732).
Таким образом, понятие "куклы" определяет прежде всего игрушки,
атрибуты мира детей. Не случайно, изучением кукол чаще занимались
исследователи, интересовавшиеся детскими игрушками в целом. В ходе исследований
учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически
повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых "образных
игрушек", представленная куклами и игрушками, изображающими животных
(Павлинская Л.Р., 1988. - С. 226).
Изучая проблему возникновения этих игрушек, многие исследователи обращали
внимание на палеолитические скульптурные статуэтки, изображавшие
преимущественно женщин, отмечая при этом, что они, скорее всего, являлись
культовыми предметами, а некоторые из них - и амулетами (Художественная
культура первобытного общества. - С. 316-328). Вероятно, это был один из первых
шагов человечества на пути, который привел к тому, что в культуре многих
народов различные представления о предках, о злых и добрых духах, богах нашли
свое воплощение именно в антропоморфных образах.
По мнению Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не
воспринимались им как живые и деятельные предметы. Он предполагал, что
первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и
должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и
необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с представляемым им
существом, люди стали видеть в идоле живое и могущественное существо, что
"затем привело даже к появлению учения о способе проявления его силы, или
одушевлении" (Тайлор Э.Б., 1989. - С. 346).
Предполагаемый процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей
практически не описан в работах исследователей. Однако косвенное свидетельство
того, что он имел место в истории человечества, можно, по мнению некоторых
авторов, обнаружить, в частности, в английском языке, где слово
"doll" является сокращением греческого слова "eidolon" -
идол (Encyclopedia Americana, 1966. - С. 732).
Надо заметить, что данный взгляд на происхождение кукол был назван Е.А.
Аркиным "теорией деградации". В целом, соглашаясь с тем, что кукла
как изображение человека занимает в жизни людей первобытной культуры
исключительное место, Е.А. Аркин выделял три качества, в которых существовали
куклы:
ü кукла - идол
ü кукла - игрушка.
По его мнению, все эти виды кукол сосуществовали у первобытных народов.
Е.А. Аркин писал, что, по его мнению, замечание Леббока, что "кукла
это - помесь дитяти и фетиша, в которой обнаруживаются противоположные
характеры ее родителей", полнее отражает суть куклы-игрушки, чем взгляд на
нее как на продукт деградации (Аркин Е.А., 1935. - С. 46).
Он считал, что, основной "пробел" данной точки зрения
заключается в том, что он "совершенно игнорирует роль ребенка в эволюции
человечества, что ребенок почти всегда третируется как пассивное
автоматически-подражательное существо, лишенное творческого воображения и
инициативы" (Аркин Е.А., 1935. - С. 46). Е.А. Аркин считал, что
единственным создателем игрушки, в том числе и куклы, является ребенок (Аркин
Е.А., 1935. - С.35).
Таким образом, этот автор достаточно необычным образом ставит вопрос о
происхождении игрушек и видит различные основания для появления в культуре
кукол - игрушек и кукол - идолов. Примеры совмещения разных функций в одном
изображении он объяснял различным восприятием предмета ребенком и взрослым.
"Те самые куклы, которые служат предметом игры для детей, в глазах
взрослых имеют магическое значение талисмана" (Аркин Е.А., 1935. - С.45).
Тем не менее, в ряде культур была проведена четкая грань между куклами -
детскими игрушками и куклами - антроморфными изображениями, имеющими ритуальное
или магическое значение. В некоторых случаях куклы, действительно выполняя
функции детских игрушек, тем не менее, сохраняли и некоторые магические свойства,
например, являлись оберегами. Однако эти ситуации не всегда находили отражение
в терминах, использовавшихся исследователями.
Таким образом, термин "кукла", используемый в публикациях,
достаточно условен. Разнообразие функций, которые выполняет кукла в культуре
различных народов, привело к тому, что под термином "кукла" в
литературе стало пониматься скорее некое антропоморфное изображение, а также
предмет, символически изображающий человека, использующийся в качестве его
"заместителя" не только в детских играх. Выражения "шаманская
кукла", "обрядовая кукла" исключают данные предметы из мира
детей или, по крайней мере, указывают на то, что детская игра - не единственное
назначение кукол.
Таким образом, сталкиваясь с подобными, вероятно, своего рода переходными
стадиями существования кукол в культуре, необходимо рассмотреть, по возможности
наиболее полно, функции этих предметов в традиционной культуре народа. Так,
В.Б. Миримановым, например, была рассмотрена функциональная многоплановость
такого явления как традиционное искусство. В своей работе он выделил следующие
его функции: идеологическую, общеобразовательную, коммуникативно-мемориальную,
социальную, познавательную, магико-религиозную и эстетическую (Художественная
культура первобытного общества, 1994. - С. 220-232).
Идеологическая функция кукол, вероятно, может быть рассмотрена в связи с
ее ролью в духовном воспитании детей. Как отмечала Л.Р. Павлинская, "в
силу своей образности, доступной пониманию ребенка на ранних этапах детства,
игрушка являлась одной из основных форм духовного воспитания ребенка, именно
поэтому в ее содержании отразились наиболее существенные мировоззренческие идеи
общества" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 248).
Вероятно также, что на тех формах, пластических образах, которые
воплощались при создании куклы, должно было отразиться и то, что "в
традиционном обществе художник творит в полном согласии с устоявшимися
представлениями, и в этом смысле каждое его изделие является выражением не
частного, личного, но общего - коллективного - взгляда на мир"
(Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 221).
Достаточно ярко проявляется и коммуникативно-мемориальная функция кукол.
Так, Л.Р. Павлинская писала, что "игрушка является одним из овеществленных
каналов межпоколенной связи". С ее помощью детьми усваивались как навыки
трудовой деятельности, так и идеологические представления народа (Павлинская
Л.Р., 1988. - С. 248-249).
С другой стороны, куклы как всякий изобразительный символ могли быть
"фиксирующими элементами" в сохранении родовой преемственности,
"своеобразными родовыми реликвиями, выполняющими ту же роль, что и
портреты предков, напоминающие о генеалогии семьи" (Художественная
культура первобытного общества, 1994. - С. 223).
Содержание игр с куклами часто связано с воспроизведением существующих в
обществе взаимоотношений. Так, в игровой деятельности девочек народов Сибири
преобладали темы "гости", "свадьба" и другие близкие по
сюжетам игры. Таким образом, кукла становилась одним из средств моделирования социального
пространства и усвоения норм социальных отношений. В связи с этим можно
говорить о достаточно очевидной социальной функции куклы. Кроме того, В.Б.
Мириманов писал, что "даже статуэтки, предназначенные для культа предков и
служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное
значение, так как они отражают реально существующую социальную структуру
общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов
соответствует иерархии земной" (Художественная культура первобытного
общества, 1994. - С. 224-225).
Познавательная функция кукол также в значительной степени определена их
близостью к ребенку, возможностью донести до него посредством игры с куклой
знания из различных сфер человеческой жизни. Немаловажную роль при этом играла
также и условность образа традиционной куклы. "Отсутствие конкретных черт
и высокая степень условности образа позволяли вкладывать в него широкое
содержание, стимулировали ассоциативную интерпретацию его с использованием
присущего данной культуре пласта мифологических представлений и реалий
окружающего мира. Абстрагированный, условный характер игрушки превращал ее в
объект, насыщенный многими смыслами и образами, которые в игровой деятельности
приобретали реальное наполнение и способствовали активному, творческому
познанию ребенком окружающего мира" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 249).
Хотя для традиционной культуры в целом не характерны изделия, имеющие
исключительно художественную ценность, декоративное эстетическое начало будет
скорее всего каким-либо образом проявлять себя. Поскольку, как отмечал В.Б.
Мириманов, "в конечном счете, каково бы ни было назначение традиционных
масок и статуэток, степень их воздействия определяется именно художественной
убедительностью, так как сами по себе эти формы не могут быть "узнаны",
поскольку они не существуют в природе" (Художественная культура
первобытного общества, 1994. - С. 231). Эстетическая функция кукол, вероятно,
может быть наиболее полно понята только при очень тонком анализе всей культуры
народа, выявлении его представлений о "красивом" и атрибутов, ее
маркирующих.
Применение подобного подхода при анализе кукол кадиувео представляется
достаточно правомерным, поскольку, с одной стороны, они в определенной степени
представляют собой проявления художественного творчества кадиувео и являются
традиционными для этого племени, а с другой - указанный выше список
хозяйственно-прикладных функций сможет стать достойной основой для изучения
практически любого явления материальной культуры.
Хотя, как правило, предметы, существующие в традиционной культуре,
совмещают в себе целый ряд функций, акцентирование той или иной из них может
свидетельствовать о повышении ее значимости в культуре в целом или об утрате
значимости других функций.
История
куклы.
Раньше кукол было совсем другое призвание. Все началось еще тогда, когда
люди едва добыв огонь, поселились в пещерах и создали своих божеств,
олицетворением которых являлись тотемы. У каждого племени был свой тотем,
олицетворяющий божество, которое представало перед людьми в образе какого-либо
животного.
Люди племени считали, что дух животного, воплощенный в тотеме помогает
племени выживать, оберегает от злых сил и способствует процветанию. А чтобы дух
всегда был в хорошем настроении и не гневался на людей племени, жрецы приносили
ему жертвы и совершали молитвенные обряды. В таких обрядах часто использовали
уменьшенную копию тотема, по сути, куклу.
Затем появились небольшие куклы-обереги, воплощающие в себе языческие
божества, существовали и в древней Руси. Их часто давали детям, чтобы спасти от
порчи или сглаза.
Чтобы оберег действовал, его нужно было делать без применения иголок и
ножниц. В основном пользовались разными вариантами скручивания, мотания,
плетения, перевязывания.
Со временем ритуальное значение кукол забывалось, и они становились
просто игрушками, с помощью которых можно было развлечь детвору, показав
веселую сценку.
Например, в Древней Греции, куклы были также очень популярны, причем, как
в религиозных обрядах, так и в домашних увеселительных спектаклях. Как раз в
это время кукольники придумали способ заставить кукол двигаться, привязывая к
ним ремешки.
Наиболее популярным кукольный театр стал в Средневековье, когда это
развлечение почти полностью покинуло лоно церкви и кукольные спектакли стали
устраивать на улицах, ярмарках и площадях. Тогда появилось много бродячих
кукольников, рассказывающих зрителям разные истории.
В то время куклы не просто веселили публику со сцены, а служили этаким
«гласом народа», разоблачая продажных чиновников, высмеивая пороки и грехи,
борясь за добро и справедливость. Эти разоблачительные выступления всегда имели
оглушительный успех, из-за чего кукольники подвергались гонениям со стороны
властей, которых и высмеивали в своих спектаклях.
Эволюция и развитие кукольного театра не останавливаются даже в наши дни.
Появляются все новые виды кукол, новые способы управления ими. Частенько вместе
с куклами на сцене выступают на равных и настоящие актеры, делая спектакль еще
более живым.
Сейчас куклы носят сугубо развлекательный характер. Некоторые созданы для
игры, некоторые для того, чтобы украшать собой интерьер, некоторые играют в
театрах.
Роль куклы.
С куклами играли все дети лет до восьми, пока ходили в одинаковых
рубахах, а когда мальчики надевали штаны (портки), получали посильные мужские
обязанности, то куклы оставались забавой для девочек-нянек.
Наши предки строго следили, чтобы своих кукол дети никогда не оставляли
на улице и не разбрасывали по избе.
Кроме игровой функции, куклы использовались во многих обрядах и ритуалах.
Это были специально изготовленные фигурки, с которыми не разрешалось играть,
считалось, что они обладают мистической силой, чаще всего их хранили в местах,
недоступных для чужого глаза и доставали, когда приходило время совершать тот
или иной обряд - сбор урожая, встреча весны, сватанье, женитьба...
Некоторых кукол ставили, наоборот, на видное место, для выполнения своих
функций - привлекать достаток в доме, избавлять от болезней. Были и куклы,
которых изготавливали специально перед совершением обряда. Например, когда
празднуют Масленицу, то делают соломенную куклу - чучело зимы, которую сжигают
на костре вместе с маленькими соломенными куколками - символами бед, болезней и
несчастий, чтобы скорее пришла теплая весна.
Куклы-обереги у многих народов мира делались без лица, чтобы в них не
вселились злые духи, приняв куклу за человека. Материалы для изготовления таких
кукол брались из того, что было под рукой - веревочки, ниточки, тряпочки,
остатки одежды, природные материалы.
Назначение оберегов часто сходно с основными потребностями любого
человека любой национальности - охранять от невзгод, приносить счастье, давать
здоровье, оберегать в дальней дороге, привлекать богатство, удачу, любовь. В
Японии считается, что не важно, верит или не верит человек в силу действия
оберега, все равно, оберег будет работать.
Самая простая традиционная кукла-оберег у всех народов - это маленькая
тряпичная куколка скрутка или мотанка, которую клали в колыбельку ребенку для
защиты от злых сил и для того чтобы, подрастая, ему было чем поиграть, пока
мать освободится от множества своих забот.
У славян тканевую Берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери
перед свадьбой, чтобы замужество было удачным. Обереги также давали сыну,
уходящему служить в армию, мужу - для благополучия в дороге.
Африканские женщины изготовляли для своих дочерей куклу Рождаемости (или
Плодородия), используя материалы своей местности - дерево, пальмовые листья,
шерсть, бисер. Эти куклы Тсонга обшивают бисером так, что не видно даже основы,
закладывая в вышитый орнамент свои традиционные символы благополучия,
деторождения, богатства. Кукле давали имя, которое при рождении первой девочки
становилось и ее именем. Далее кукла переходила к дочери по наследству.
Материалы для
изготовления.
Первые куклы изготавливались из природных материалов той местности, где
обитал человек. Т.е Кукол делали из дерева, фанеры, бумаги, , золы, кожи.
Например, чтобы успокоить плачущего ребенка, мать давала ему в ручки палочки и
камешки, скрученные кусочки кожи, плетеные фигурки из соломы, листьев, фигурки
из глины. Это и были первые игрушки.
Появление ниток, веревок, тканей и других материалов дало начало созданию
фигурок, обозначающих человека, то есть кукол. С развитием промышленности
усложнялось и изготовление кукол. По способу изготовления и по своему
предназначению куклы разных народов мало отличались.
А вот по внешнему виду одежды, расцветки, отделки, мелких элементов можно
определить, из какого региона эта кукла, какую народность представляет, какие
традиции и обычаи в данной местности
Глава 3.
Межпредметный проект: «Кукла как источник семейных традиций на Руси»
Паспорт
проекта.
1) Творческий
проект: Кукла оберег славян как источник семейных традиций.
) Участники
проекта: ученики начальной школы
) Руководитель:
) Цель:
ü познакомить и побудить интерес детей к русской культуре и
традиционной народной кукле
ü сделать с детьми кукол
5) Задачи:
ü изучить историю оберегов
ü изучить виды оберегов и их значение
ü изучить и проанализировать виды кукол-мотанок
ü познакомиться с правилами создания кукол-мотанок
ü отследить в литературе и источниках технологию изготовления
кукол мотанок
ü изготовить кукол мотанок
ü воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей
работе, усидчивость.
6) Направленность
проекта:
культурно-нравственная
7) Тип
проекта:
познавательно-творческий
8) Срок
реализации:
февраль-март 2015 года
Актуальность
проблемы.
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А
происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. Многие
традиции и обряды постепенно забывались. А гибель нескольких составляющих
приведет к гибели культуры в целом.
И теперь возникла большая необходимость восстановить, заполнить
утраченные знания. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная
игрушка, как ею играли и что она значила, -в этом кроется не только
познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить
прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не
просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С
незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол,
вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов,
обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны
отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки
довольно часто носились как талисманы.
) План выполнения проекта
) Сбор информации с целью знакомства с историей и видами кукол-
оберегов;
) Изучение технологии изготовления кукол
) Изготовление кукол- оберегов своими руками
) Презентация проекта.
) Подведение итогов работы над проектом;
) Гипотеза:
Изучение и изготовление оберегов знакомит детей с русскими традициями и
позволяет сохранить особенности культуры и семейные традиции своего народа.
3) Прогнозируемые
результаты:
1) Мы узнаем историю куклы оберега, для чего люди изготавливали
такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.
) Мы научимся изготавливать куклы мотанки своими руками.
4) Объект:
технология изготовления авторских оберегов и сохранение традиций своих
народов.
5) Предмет:
возможность изготовления авторских оберегов с учётом славянских традиций,
предпочтения людей при выборе оберега/
6) Методы
исследования:
теоретический (изучение истории оберегов, анализ общественного мнения),
практический (эксперимент).
В ходе работы я изучила историю и назначение славянских оберегов,
познакомилась с их основными видами, правилами изготовления, выяснила значение
каждого элемента в обереге, подготовила необходимые выкройки для некоторых из
них и изготовила обереги такие, как: крупеничка, богач.
Полученные
результаты:
1) Первые куклы использовались в обрядах, олицетворяя различных
богов, божеств, духов. Детям брать такие куклы было запрещено.Их могли
использовать волхвыИх называли тотемы. идолы. Основной особенностью этих кукол
было отсутствие лица.. Эти куклы были основными участниками семейно-бытовых
обрядов: рождение, свадьба, болезнь, смерть. Для каждого момента жизни делались
традиционные народные куклы, которые хранились определенное время, а некоторые
даже на протяжении всей жизни. Когда куклы утрачивали свою обрядовую силу их
отдавали детям.
) Для изготовления кукол использовались такие природные материалы
как : солома, глина, мочала, камыш, початок кукурузы, корни травы, сучьев и
веток, деревьев, камешки, кожи, бересты, шерсти, зерен, кости, творога А позже
кукол стали делать из разнообразных кусочков ткани При изготовлении. не
использовали ножницы и иголки. Куколок либо готовили путем скручивания, мотания
ниток(мотанки) и разрыванием тряпочки(рванинки). Куклам рисовали лицо угльком
или вышивали. По поверьям, в безликой кукле не не могла появиться нечистая сила
и не могла навредить ребенку.(у куклы с лицом могла появиться душа и она могла
навредить ребенк. А, следовательно, не могла причинить вред домочадцам.в куклы
играли и мальчики и девочки
) Виды кукол: обрядовые, обереговые, игровые, лечебные. Функции.
Вид Название
|
Обереговая
|
Лечебная
|
Игровая
|
Андропушко
|
|
|
|
Ангелок
|
|
|
|
Баба-Большуха
|
|
|
|
Баба-Яга
|
|
|
|
Бабка-девка
|
|
|
|
Бабочка
|
|
|
|
Бабушкина кукла(Берестушка)
|
|
|
|
Берегиня
|
|
|
|
Беременная кукла
|
|
|
|
Березнянка
|
|
|
|
Барыня
|
|
|
|
Барышня
|
|
|
|
Бессонница
|
|
|
|
Благодать
|
|
|
|
Богач
|
|
|
|
Ведущая в жизнь
|
|
|
|
Веничек
|
|
|
|
Вепсская кукла оберег
|
|
|
|
Вербница
|
|
|
|
Веснянка(Авдотья-весновка)
|
|
|
|
День и ночь
|
|
|
|
Древо мира
|
|
|
|
Десятеручка
|
|
|
|
Желанница
|
|
|
|
Жница
|
|
|
|
Зайчик
|
|
|
|
Закрутка
|
|
|
|
Зольная
|
|
|
|
Капуста(стка),
|
|
|
|
Кормилица, Рожаница.
|
|
|
|
Каша
|
|
|
|
Кубышка- травница
|
|
|
|
Коза
|
|
|
|
Козьма и Демьян
|
|
|
|
Колокольчик
|
|
|
|
Коляда
|
|
|
|
Кострома(толстушка
костромушка)
|
|
|
|
Куватка
|
|
|
|
Кукла с косой
|
|
|
|
Кукла на здоровье счастье
|
|
|
|
Купавка
|
|
|
|
Красноликая пасхальная
|
|
|
|
Крупеничка(Зерновушка,Куянчик)
|
|
|
|
Крестец
|
|
|
|
Кукушечка
|
|
|
|
Кукла на выхвалку
|
|
|
|
Кукла на счастье
|
|
|
|
Кукла мечта
|
|
|
|
Кукла нарядная
|
|
|
|
Кукла невесты
|
|
|
|
Кукла с косой
|
|
|
|
Кукла Филлиповка
|
|
|
|
Купавка
|
|
|
|
Лихоманки
|
|
|
|
Луковка
|
|
|
|
Ловец снов
|
|
|
|
Малышок-голышок
|
|
|
|
Мартеничка
|
|
|
|
Масленица Московка
|
|
|
|
Мать и Дочь
|
|
|
|
Материнская
молитва(Бабушина кукла)
|
|
|
|
Домашняя масленица
|
|
|
|
Мотанка
|
|
|
|
На счастье
|
|
|
|
Неразлучники
|
|
|
|
Нянюшка
|
|
|
|
Оберег колыбели
|
|
|
|
Окно радости
|
|
|
|
Орловская
|
|
|
|
Отдарок на подарок
|
|
|
|
Параскева пятница
|
|
|
|
Парочка
|
|
|
|
Пасхальная
|
|
|
|
голубка(херувимчики)
|
|
|
|
Пеленашка
|
|
|
|
Платочница
|
|
|
|
Полено
|
|
|
|
Потешки
|
|
|
|
Плодородия
|
|
|
|
Подорожница
|
|
|
|
Покосница
|
|
|
|
Простоволосая
|
|
|
|
Птичка
|
|
|
|
Радость
|
|
|
|
Роща(Мировое дерево)
|
|
|
|
Русалка
|
|
|
|
Рябинка
|
|
|
|
Санница
|
|
|
|
Свадебная
|
|
|
|
Семик и семичиха
|
|
|
|
Семья(кукла плодородия)
|
|
|
|
Симеон Столпник
|
|
|
|
Скрутка
|
|
|
|
Солнце
|
|
|
|
Солнечный Конь
|
|
|
|
Столбушка
|
|
|
|
Стригушка
|
|
|
|
Сударушка
|
|
|
|
Соня?
|
|
|
|
Счастье
|
|
|
|
Трясовицы
|
|
|
|
Узелковая
|
|
|
|
Устинья
|
|
|
|
Утешительница
|
|
|
|
Хороводницы
|
|
|
|
Ярославская кудельная
|
|
|
|
) Инструкция по изготовлению куклы Крупенички и Богача.
5)
Презентация проекта.
6) В ходе изучения информации в Интернете мы узнали, что первые
куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек, а наши
предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов
и для игр детям. Роль куклы для детей: игровая, обучающая. Обучаясь на кукле,
дети готовят себя дальнейшей жизни. В ходе исследования мы научилась делать
самодельную тряпичную куклу. И узнали иного интересного у других.
Выводы: Мы смоги достичь цели исследования, так как познакомились с
разнообразными видами тряпичных кукол и сделать обереги. Выдвинутая мною в
начале исследования гипотеза подтвердилась, кукла - это не просто игрушка, а
очень нужная и полезная вещь. Данная работа помогла мне и моим ученикам
изменить отношение кукле.
кукла оберег русь тотем
Источник
информации
Книги.
1. Аксенова
М., Ананьева Е., Евсеева. Т. Куклы мира. //Мир энциклопедий
Аванта,Астр:2008-184 стр.: ил. 978-5-98986-097-5
. Берстенева.
Е., Догаева. Н. Кукольный сундучок. //Традиционная кукла своими руками.
Бел..гор.: 2010-112 стр.:ил. 978-5-7793-2030-6
3. Брыкова
О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова -
М.: Чистые пруды, 2006.
. Брдовская
З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных
классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших
школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
5. Бойко С.
Игрушки во все времена: археологические раскопки // Домашнее воспитание. - 2001.
- № 4. - С. 55-59.
6. Бойко
С. Очерки по истории игрушки // Домашнее воспитание. - 2011. - № 1. - С. 52-55
. Грушина
Л. Тряпичные куколки. //Народное творчество. Карап:-2012-18 стр.: ил.
978-5-9715-058
. Грушина.Л.
Лоскутные куколки. Карап.
9. Дайн. Г.Тряпичная
кукла //Лоскутные мячики. //Игрушка в культуре Росии.:-248 стр:.ил.
10. Дайн
.Г.Русская тряпичная кукла//Делаем Сами.2007-121стр.:ил
11. Жакова
О.В., Данкевич Е. В. Тряпичные куклы.
12. Зайцева
О.. Декоративные куклы. //Практическое руководство по изготовлению кукол.
А,Ас-СП-б: 2009-128 стр.: ил. 978-5-17-059208-1,
13. Землянская
Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии
«Управление начальной школой», Москва, 2007).
. Землянская
Е.Н .Учебные проекты в начальной школе. //«Начальная школа»-2005 г-№9-С.55-58.
15. Зимина.З.
Текстильные обрядовые куклы.Лад:2007-100 стр.:ил.
16. Котова.
И. Русские обряды и традиции//Народная кукла. А. С.-СПб.:
17. Котова.
И. Котова. А. Русские обряды и традиции. //Народная кукла. Пар, 2010.-240с: ил
. Лыкова.
И..//Куколки из сундучка. //Рукотворные игрушки. Книга для детей и юношества.
. Лыкова.И.
Лоскутные куколки. //Любимые игрушки своими руками.:Цв.м.2012- стр.ил.
978-5-4310-0033-1
. Москин
Д. Яшкова.Т. Загадка народной куклы. //Образ, материал, технология.
. Пахомова
Н.Ю. Методология учебного проекта. // «Учитель», 2000г. № 1, 4
. Российская
педагогическая энциклопедия // Игрушки: история, роль игрушки в развитии
ребенка / гл. ред. В. В. Давыдов - М. : БРЭ, 1993. - С. 338-342.
. Тарасова.О.
Куклы мотанки.//Кл. сем. дос.:2014-128стр.: ил.978-5-9910-2898-1
. Трифонова
Н.М. Кукольный театр своими руками
. Русская
тряпичная кукла//
. Русская
тряпичная кукла культура, традиции. Технологии.
. Смирнова.Л.
Обереги на все случаи жизни.Хар.2011-128стр.:ил. 978-985-16-9022-6
28. Хоменко
.В.Никитюк.Г. Обереги своими руками. //Кл. сем.дос,Кн.кл,Х:2010-96стр. ил.
978-5-9910-1300-0
29. Шайдурова.
Н .//Традиционная тряпичная кукла//Дет-Пр.:2011-176стр.: ил. 978-5-89814-631-3
. (Журнал)Народная
игрушка. //Цветомир . Карап: 2009-Вып-№1 66стр.: ил. 978-5-8403-1578-1
. (Видеоматериалл)Тряпичные
куклы//Делаем сами.Н-Пр:2008-128 стр.: ил.5-366-00064-2
. Яковлева.
Л.Куклы на все времена.
Интернет:
1. <#"790475.files/image012.gif">
Приложение 2
Варианты
иконографического оформления лиц