Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии

Введение

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Вне зависимости от применяемой системы налогообложения каждое предприятие ежемесячно и (или) ежеквартально сталкивается с расчетами с бюджетом. [4, c. 23]

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. [12, c. 123]

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО "Скопинский автоагрегатный завод".

Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии.

Для достижения поставленной цели, в работе определений следующие задачи:

·        Рассмотреть теоретические основы учета расчета с бюджетом.

·        Раскрыть понятие и значимость налогов.

·        Рассмотреть основные налоги, уплачиваемые предприятием.

·        Рассмотреть учет расчетов с бюджетом на примере ОАО "СААЗ"

·        Сделать анализ налоговых платежей.

1. Теоретические основы учетов расчета с бюджетом

.1 Сущность и значение налогов

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система - это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Налогообложением называется метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны. [21, c. 256]

В схеме 1 подробно рассмотрена структура налоговой системы.

Схема 1. Структура налоговой системы РФ.

Налоговыми органами являются Федеральная Служба РФ по налогам и сборам и его подразделения.

Главной задачей налоговых органов является контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

К элементам налогов относятся:

·        субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

·        носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

·        объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

·        ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Сущность налога - это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. [9, c. 56]

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

·        федеральные:

·        региональные;

·        местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В данной курсовой работе мы подробнее рассмотрим федеральные налоги.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства. Налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства. [1, c. 45]

Также экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Уклонения от уплаты налогов как преступления, относящиеся к разряду экономических, наносят значительный ущерб экономике государства в целом или отдельным ее секторам, а также предпринимательской деятельности. Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов следует выделить следующие:

·        недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит;

·        происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и искажает истинную картину рыночной конкуренции;

·        нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов. [19, c. 234]

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

1.2 Характеристика федеральных налогов

Состав налогов, уплачиваемых организацией, определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В соответствии с этим Законом с организации взимаются федеральные, республиканские и местные налоги.

Доходы физических лиц, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ.

С большинства своих доходов физические лица платят НДФЛ не самостоятельно, а через посредников (налоговых агентов). Налоговые агенты - это непременно источники дохода, которые в силу возложенных на них обязанностей удерживают часть дохода, равную налогу, для перечисления государству.

Налоговыми агентами признаются (п. 1 ст. 226 НК):

·        российские организации;

·        индивидуальные предприниматели;

·        нотариусы, которые занимаются частной практикой;

·        адвокаты, которые учредили свои кабинеты;

·        обособленные подразделения иностранных организаций в РФ. [2, c. 153]

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль (доход) организации; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисляемые в дорожные фонды; гербовый сбор; государственная пошлина; сбор за использование названия "Россия"; налог на игорный бизнес.

К основным федеральным налогам относятся:

·        НДС

·        акцизы;

·        налог на доходы физических лиц;

·        налог на прибыль организаций;

·        налог на добычу полезных ископаемых;

·        водный налог;

·        сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Налог на прибыль организаций - федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения.

Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций. [23, c. 170]

Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия, организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. [5, c. 29-30]

К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства (например: бюро, контора, агентство) и получающие в России доходы.

Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога).

Водный налог установлен гл. 25.2 НК РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (при наличии лицензии) признается специальным водопользованием. [13, c. 203]

Плательщиками водного налога не признаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса России. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 ВК РФ). Решение о предоставлении водного объекта в пользование может принимать Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ), которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами. Поэтому в ст. 333.8 НК РФ уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после 1 января 2007 г., водный налог не уплачивают.

Объектами обложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

·              забор воды из водных объектов;

·              использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

·              использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

·              использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [12, c. 342]

Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Объектом обложения НДС согласно статье 146 НК РФ являются следующие операции:

·        реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;

·        передача права собственности на товары на безвозмездной основе;

·        передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

·        выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

·        ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. [14, c. 32]

.3 Приемы и методы анализа налоговых платежей

При проведении анализа налогов возможно использование различных методов и подходов экономического анализа, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) установленных результатов.

Методика проведения экономического анализа включает совокупность конкретных методов, приемов, способов выполнения технико-экономического анализа. К основным методам, используемым при анализе налогов предприятия, можно отнести следующие:

·        неформализованные, которые включают логическое, субъективное исследование;

·        фактографический, включающий изучение всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия;

·        мониторинг, который является постоянным, систематизированным и детальным текущим наблюдением.

Алгоритм организации мониторинга включает:

·        экспертное начальное структурирование;

·        определение цели мониторинга;

·        выбор постоянных показателей (индикаторов);

·        сбор информации;

·        предварительная формализация собранных материалов;

·        иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации;

·        выявление закономерностей и устойчивых тенденций.

Логическое моделирование используется для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия, при этом на базе экономико-математических моделей задаются различные начальные и граничные условия и проигрываются соответствующие варианты с целью получения желаемого результата. [5, c. 159]

Технический анализ имеет своей целью выполнение детального всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов их определяющих.

Факторный анализ основан на многомерном статическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении важнейших факторов, определяющих основные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

При проведении экономического анализа необходимо соблюдать определенные принципы: достоверность отражения реального состояния: научную обоснованность; отражение определенной цели; системность; комплексность; вариантность; согласование отдельных элементов; отражение отраслевой и территориальной специфики. [6, c. 234]

Главными способами экономического анализа, наиболее часто применяемыми на практике, являются:

·        горизонтальный анализ, позволяющий выявить динамику количественных явлений и их изменение во времени;

·        вертикальный анализ, позволяющий выявить изменение структуры исследуемого объекта или явления.

Большое значение в современных условиях хозяйствования имеет анализ налогов, относящихся на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов и процентов, налогов из прибыли. Для анализа используют законодательные акты о налогах и сборах, данные бухгалтерской отчетности предприятия.

Подводя итог вышеизложенному материалу по всей теоретической части можно сделать выводы.

Налоговая система РФ является трехуровневой как по видам налогов, так и по уровню власти (федеральной, региональной, местной), каждый из которых имеет свои элементы:

·        виды налогов (федеральные, региональные, местные);

·        законодательную базу (федеральную, региональную, местную);

·        субъекты налогов - налогоплательщиков(федеральные, региональные, местные);

·        органы власти (федеральные, региональные, местные - муниципальные).

Распределение и закрепление налогов и сборов между территориальными образованиями осуществляются по согласованию органов государственной власти и органов власти местного самоуправления и утверждаются законами и законодательными актами: Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, постановления­ми местных представительных органов власти. [3, c. 173]

В качестве показателей и критериев анализа налогообложения и налоговой системы можно использовать принципы организации и построения системы налогообложения и требования, предъявляемые к налогообложению.

Общие методы исчисления сумм налогов позволяет по исходным данным обоснованно производить расчет сумм уплаты любых видов налогов и сборов, оперативно анализировать результаты расчетов в интересах выработки предложений по вопросам налогообложения.

2. Учет расчетов с бюджетом ОАО "СААЗ"

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "СААЗ"

Открытое акционерное общество "Скопинский Автоагрегатный Завод" организовано на базе одноименного предприятия, которое возникло на рубеже 50-60 годов прошлого столетия в период крупномасштабного развития советской промышленности и, в частности, автомобилестроения. В период с 1962 по 1966 гг. здесь выпускались гидравлические рычажные амортизаторы к грузовым автомобилям ЗИЛ-151, ЗИЛ-164 и автобусам ЛАЗ-695, ЛИАЗ-158, а также тормозные краны. Освоив в 1968 году производство телескопических амортизаторов к автомобилям ГАЗ-24, завод начал готовиться к сотрудничеству с АвтоВАЗом и в 1970 году выпустил первую партию амортизаторов для автомобилей ВАЗ-2101. После вхождения Скопинского завода в состав Производственного Объединения "АвтоВАЗ", в 1973 году началось широкое развитие производства этих автоагрегатов. Скопинский автоагрегатный завод акционирован в составе Акционерного общества "АвтоВАЗ" 3 июня 1993 года.

В течение 40 лет, благодаря совместному сотрудничеству, на СААЗе проведена большая работа по подготовке и организации массового производства телескопических стоек, амортизаторов, а так же пневмогидравлических упоров практически для всех отечественных легковых автомобилей: LADA PRIORA, LADA KALINA, Шевроле-Нива, ВАЗ-2108, ВАЗ-2110, ВАЗ 2123, ВАЗ 2101-07, ГАЗ-3102, ГАЗель, УАЗ, ИЖ и "Москвич". Освоено производство телескопических стоек для новинки - автомобиля LADA GRANTA. На заводе применяются самые разнообразные технологические процессы, такие как штамповка, шлифование, точение, термообработка, сварка, фрезерование, гальванопокрытие, сборка, окраска, упаковка и т.д.

ОАО "СААЗ" имеет высокую степень автономности и свои инженерные сооружения: котельную, станции (компрессорную, нейтрализации, обезжелезования, азотную, насосную), погрузочно-разгрузочную площадку с козловым краном, очистные сооружения, мазутохранилище с насосной станцией, водонапорную станцию, артскважины с насосными станциями, очистные сооружения и др.

В структуру предприятия входят: конструкторская служба, отдел лабораторно-исследовательских работ, служба качества, отдел планирования и координации проектов, метрологическая служба, отдел логистики, отдел главного механика, проектно-технологический отдел и др.

С целью сокращения затрат на подготовку производства ОАО "СААЗ" организовал и развивает собственное станкостроение.

Управление процессом производства осуществляется по линейной схеме (директор - начальник цеха - мастер), а функциональные подразделения оказывают методическую помощь, готовят информацию, решают разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей.

Основной производственной структурной единицей на заводе является цех, возглавляемый начальником цеха, подчиненным непосредственно директору.

Аппарат управления цехов располагает всеми необходимыми службами для оперативного управления производством и решения вопросов организации труда и заработной платы, технологической подготовки производства, учета выпускаемой продукции и контроля за её качеством.

Непосредственное управление производством осуществляется через старших мастеров, начальников смен, участков, мастеров и бригадиров.

В соответствии с уставом ОАО "СААЗ" основными видами деятельности предприятия являются:

·        ремонт технологического оборудования, инструмента и оснастки;

·        информационно-консультационные услуги;

·        осуществление операций по экспорту и импорту товаров производственно-технического назначения и народного потребления и услуг;

·        внешнеэкономическая деятельность;

·        закупка и переработка цветных, черных металлов, их сплавов и лома;

·        экспорт цветных и черных металлов, и.т.д.[приложение 1]

Сегодня ОАО "СААЗ" является крупнейшим российским производителем оригинальных стоек, амортизаторов и газовых упоров в России. На данный момент годовой выпуск стоек, амортизаторов и упоров составляет более 8 млн. штук изделий, доведя при этом уровень дефектности продукции в поставках до 50 РРМ. По статистике, более 70% амортизаторов, эксплуатирующихся на отечественных легковых автомобилях в России и странах СНГ сегодня, произведены на ОАО "СААЗ".

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 417575598 рублей.

Обществом размещены обыкновенные именные акции одинаковой номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в количестве 417575598 штук на общую сумму по номинальной стоимости.

Общество объявляет дополнительно к размещенным акциям 2791365115 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 2791365115 рублей.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров общества.

Дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества (устав).

Теперь проведем анализ основных финансовых показателей ОАО "СААЗ" на основе отчета о финансовых результатах (прил.), отраженный в таблице 1.

Таблица 1. Основные финансовые показатели ОАО "СААЗ", тыс. руб.

Показатели

2011

2012

Темп прироста затрат




Тыс. р.

%

Выручка

3 046 812

3 195 228

148 416

4,9

Себестоимость продаж

2 562 657

2 691 899

129 242

4,8

Прибыль от продаж

139 978

147 670

7 629

5,5

Прибыль до налогообложения

63 993

128 793

64 800


Чистая прибыль

42 680

107 337

64657



Фактический объем реализованной продукции за 2012 год составил 3 156676 т.р., что на 147827 т.р. (4,9%) выше прошлого года.

Рентабельность продаж за 2012 год сложилась на уровне 4,6%, что соответствует уровню прошлого года. Рентабельность не изменилась, что является следствием соответствия темпов роста затрат, в т.ч. цен на материалы, энергоносители, увеличение зарплаты, ставки начислений на зарплату темпам роста на готовую продукцию.

Рост уровня доходов составил 4,9%. Доля переменных затрат в себестоимости за истекший год составила 74,7%, в т.ч. материалы и комплектующие 57,5%, что ниже прошлого года на 1,1% за счет изменения структуры продукции и цен на материалы. Рост постоянных расходов составил 6 675 тыс. руб., и доля в себестоимости их снижается с 24,7% до 23,9%. Прибыль от продаж составила 147 670 тыс. руб., что выше прошлого года на 7 692 тыс. руб. Чистая прибыль по итогам года составила 107 337 тыс. руб. В настоящее время на предприятии внедрена международная система менеджмента качества ИСО/ТУ 16949:2009. Уже долгое время завод проводит политику по помощи обучению студентов и трудоустройству их на своем предприятии.

2.2 Порядок составления отчетности по налогам

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. [15, c. 94]

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей [12, с. 55].

Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи [7, с. 25].

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, нарушение которых влечет налоговую ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ, взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).

Эти правила не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации [12. с. 8].

Порядок заполнения и сроки подачи налоговых деклараций. Заполнение титульных листов деклараций.

В настоящее время большинство титульных листов налоговых деклараций унифицированы. В каждом из них предусмотрены поля:

·        вид документа;

·        налоговый (отчетный) период;

·        наименование и код налогового органа;

·        наименование организации, либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

·        основной государственный регистрационный номер.

Расчет налога на прибыль организаций. Общая сумма доходов от реализации составляет 3200746398 р. Внереализованные доходы - 58837208 р., расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации - 3042822840 р., внереализационные расходы - 61552515 р., убытки - 0 р. Итого прибыль - 155208251 р.

Теперь рассчитаем сумму налога на прибыль, подлежащего к уплате. Налоговая база для исчисления налога равна 155208251 р., налоговая ставка - 20%. Исходя из показателей, сумма налога на прибыль равна 31041650 р. [приложение 5]

Расчет суммы водного налога подлежащего к уплате. Лимит водопользования - 219 тыс. куб. м. Объем воды, забранной из водного объекта - 83,282 тыс. куб. м. Налоговая ставка: при заборе в пределах установленного лимита - 360; при заборе сверхустановленного лимита - 1800. Сумма налога, подлежащая к уплате составляет - 29982 р. [приложение 6]

Расчет налога на добавленную стоимость. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации - 106772340 р. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику - покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров - 2418689 р. Сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащая вычету - 272044 р. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащая вычету, всего - 1195250 р. Сумма налога, исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров - 35717 р. Общая сумма НДС, подлежащая вычету - 110694040р. Итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по данному разделу равна 60763413 р. [приложение 7]

2.3 Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ОАО "СААЗ"

Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

·        федеральных налогов и сборов;

·        региональных налогов и сборов;

·        местных налогов и сборов.

Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов. [11, c. 46]

Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производиться за счет:

·        Расходов на производство (расходов на продажу). Например, земельный налог, транспортный налог. В учете производится запись:

Д 20 К 68 - 318 950

·        Финансовых результатов деятельности организации. Водный налог.

В учете производится запись:

Д 91 К 68 - 29 982

Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью:

Д 99 К 68 - 4 506 422

·        Доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, - НДФЛ, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов.

Д 70 К 68 - 66 129 521

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета отдельных видов налогов и сборов уплачиваемых ОАО "СААЗ".

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам: 0%, 10%, 18% (при этом до 2004 года - 20%). В случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Учет налога на добавленную стоимость ведется на активном счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (субсчета по видам ценностей) и активно-пассивном счете 68 "Расчеты по налогам и сборам " (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость").

Счет 19 имеет следующую структуру:

Счет 19

Дебет

Кредит

1. Сальдо-остаток НДС по приобретенным материальным ценностям


2. НДС по приобретенным материальным ценностям

3. НДС по материальным ценностям, списанным в затраты на производство или на расчеты с бюджетом

4. Сальдо-остаток НДС по приобретенным материальным ценностям



Счет 68 имеет следующую структуру:

Счет 68

Дебет

Кредит

Сальдо-остаток задолженности бюджета предприятию по НДС

Сальдо-остаток задолженности предприятия бюджету по НДС

Зачет НДС, уплачиваемого по приобретенным материальным ценностям поставщика

Начисления задолженности предприятия по НДС

Сальдо-остаток задолженности бюджета предприятию по НДС

Сальдо-остаток задолженности предприятия бюджету по НДС


Организация уплачивает в бюджет в течение квартала авансовые платежи налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. До начала квартала организации представляют налоговым органам справки о предполагаемых суммах налога на прибыль. Уплата авансовых взносов в бюджет производится не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. [10, c. 69]

Суммы налога на прибыль и дополнительных платежей по квартальным расчетам вносятся в бюджет в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

Рассчитаем налог на прибыль за 2012 год на примере организации ОАО "СААЗ".

Прибыть до налогообложения составляла 155208251 руб.

В регионе, в котором зарегистрировано ОАО "СААЗ", ставка налога в бюджет субъекта РФ равна 18%, в федеральный бюджет 2%. В конце года сумма налога к начислению равна:

·        В бюджет субъекта РФ - 155 208 251*0,18=27 937 485(руб.)

·        В федеральный бюджет - 155 208 251*0,02=3 104 165(руб.)

Всего вместе нужно заплатить 27 937 485+3 104 165=31 041 650(руб.)

Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Затем налогоплательщиком складываются все суммы по каждому объекту налогообложения для получения общей суммы водного налога, которая уплачивается по месту нахождения водного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Следует учитывать, что, если водный объект находится на территории нескольких субъектов РФ, налог уплачивается по этим объектам отдельно по месту нахождения каждого. [16, c. 251]

По месту нахождения водного объекта в налоговый орган подается налоговая декларация. Отсюда следует, что налогоплательщик-водопользователь должен встать на налоговый учет не только по месту своей регистрации, но и по месту нахождения водного объекта. Постановка на учет производится после получения водопользователем лицензии на осуществление водопользования в лицензирующем органе по месту нахождения водного объекта. Водный налог относится к федеральным налогам и полностью зачисляется в федеральный бюджет. Администратором признается Федеральная налоговая служба. Водный налог, как уже было отмечено, взимается лишь при осуществлении специального и особого водопользования.

Рассчитаем сумму водного налога на примере ОАО "СААЗ". На налоговый период установлен лимит по забору воды для производственных нужд - 219,000 тыс. куб. м. Фактический забор воды в налоговом периоде был равен 83,282 тыс. куб. м, в том числе сверхлимитный - 0 тыс. куб. м. Ставка налога, установленные в пределах лимитов водопользования, составляют 360 руб.

За объем забора воды сверх лимита применяется ставка 1800 руб.

Таким образом, сумма налога, подлежащая к уплате равна:

,282*360+0*1800=29 982 (руб.)

3. Анализ налоговых платежей

.1 Анализ структуры и динамики налоговых платежей

Основным видом государственных доходов являются поступления налогов и аналогичных обязательных платежей и сборов, так как именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [25, c. 178]

Для анализа структуры и динамики налоговых платежей предприятия, необходимо определить на каком режиме налогообложения находиться предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие. ОАО "СААЗ" применяет общую систему налогообложения и уплачивает следующие налоги: налог на добавленную стоимость, водный налог, налог на прибыль и др. Составим структуру и динамику налоговых платежей и представим в табл. 2

Табл.2 - Анализ состава и динамики налоговых платежей ОАО "СААЗ"

Показатель

2011 г.

2012 г.

Темп роста, %


Сумма, р.

%

Сумма, р.

%


Налог на добавленную стоимость

104 149 240

76,04

110 694 040

78,08

106,28

Водный налог

0,03

29 892

0,02

217,37

Налог на прибыль

32 771 260

23,93

31 041 650

21,9

89,27

Всего

136 956 252

100

141 765 582

100

412,92


Анализируя таблицу 2 можно сказать, что в 2011 и 2012 годах самая большая сумма приходится на НДС, самая низкая - на водный налог. Если в 2012 году сумма на НДС и на водный налог увеличивается, то сумма налога на прибыль уменьшилась. Самый большой темп прироста наблюдается у водного налога, меньший - у налога на прибыль.

Структура налогов и платежей анализируется, в первую очередь, путем расчета удельного веса каждой из групп налогов в общей их сумме. [18, c. 69]

Анализ структуры позволяет выявить налоги и платежи, занимающие наибольший удельный вес в их общей сумме, анализ динамики позволяет увидеть тенденции изменения величины начисленных налогов во времени. По результатам данного анализа проводится анализ факторов изменения налогов и платежей и принимаются решения о необходимости оптимизации налогообложения. Рассмотрим общую структуру налоговых платежей ОАО "СААЗ" в таблице 3.

Табл. 3 - Общая структура налоговых платежей ОАО "СААЗ"

Показатель

2011 год

2012 год

Изменение, %, 2012/2011


Тыс. р.

%

Тыс. р.

%


НДС

104 149 240

76,04

110 694 040

78,08

2,04

Водный налог

35 752

0,03

29 892

0,02

-0,01

Налог на прибыть

32 771 260

23,93

31 041 650

21,09

-2,84

Итого

136 956 252

100

141 765 582

100



В общей структуре налоговых платежей наибольший удельный вес занимает НДС (в 2011 году на его долю приходится 76,04% налогов, в 2012 году - 78,08%). За два года наблюдается тенденция повышения НДС на 2,04%. Наименьший удельный вес приходится на водный налог и на налог на прибыль. За два года наблюдается тенденция снижения водного налога и налога на прибыль соответственно на 0,01% и 2,81%.

Задолженность бюджета по налогам и сборам является одним из видов кредитной задолженности. Проанализируем 68 счет "Расчет по налогам и сборам" и выясним, является ли предприятие ОАО "СААЗ" должником.

Сально на начало периода равно 7103759,38 р., что является задолженностью. Из анализа счета 68, обороты за период по кредиту - 687178310,91 р., обороты за период по дебету - 743100268,41 р. Сальдо на конец периода - 63025710,88 р. Находится по дебету, что означает, что наше предприятие все так же является должником, причем задолженность выросла на 55921951,5 р.

.2 Налоговое бремя

Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя. [18, c. 321]

В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

) если полная ставка налогообложения 20-35%, то - пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов.

Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства. [23, c. 204]

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Субъекты предпринимательской деятельности рассчитывают данный показатель по разным методикам, большинство из которых не лишены недостатков. И это следует учитывать при выборе конкретного показателя, используемого в анализе деятельности предприятия. Наибольшее распространение получили следующие семь методик расчета налогового бремени: 1) М. Крейниной, 2) А. Кадушина и Н. Михайловой, 3) М. Литвина, 4) Т. Островенко Сноска 3, 5) А. Загороднего и А. Елисеева, 6) Е. Кировой, 7) А. Чудакова. Рассмотрим некоторые из упомянутых методик подробнее.

Методика М. Крейниной

Автор данной методики предлагает рассчитывать налоговое бремя по формуле:


Где В - выручки от реализации продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов ;

Р - расходы на производство реализованной продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов ;

Рассчитаем по анной методике налоговое бремя ОАО "СААЗ".


Однако из приведенной формулы непонятно, что именно включается в состав расходов на производство реализованной продукции (работ, услуг). Если этот показатель базируется на данных бухгалтерского учета, то расходы, не входящие в производственную себестоимость продукции (например, административные и сбытовые расходы), попадут в числитель формулы и таким образом исказят тенденцию влияния налоговых платежей на прибыль предприятия. Если же показатель расходов на производство продукции включает в себя полную сумму издержек, в том числе административные, сбытовые и прочие расходы, то в него попадут также прямые налоги, за исключением налога на прибыль. В результате в расчете показателя налогового бремени будут учитываться только непрямые налоги и налог на прибыль, а это некорректно.

Таким образом, при использовании данной методики следует учитывать, что в показатель расходов на производство продукции должны включаться все расходы, включая административные, сбытовые и прочие, за исключением сумм налоговых платежей.

В этом случае формулу 1 можно представить следующим образом:


где Нобщ - общая сумма налогов.

Методика А. Кадушина и Н. Михайловой

Данная методика предусматривает расчет сумм налоговых платежей на основе процентного соотношения доли добавленной стоимости в валовой выручке (Ко), доли затрат на оплату труда в добавленной стоимости (Кзп) и доли амортизационных отчислений в добавленной стоимости (Кам).

Доля добавленной стоимости в выручке определяется по формуле:


где Ко - доля добавленной стоимости;

ДСа - сумма добавленной стоимости, включая амортизационные отчисления;

Вв - сумма валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая НДС.

Однако включать в добавленную стоимость амортизационные отчисления некорректно, поскольку они представляют собой сумму расходов, понесенных предприятием на приобретение основных средств у поставщиков, и относятся к добавленной стоимости, созданной производителем, а не покупателем.

Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости рассчитывается следующим образом:


где Кзп - доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости;

ЗП - сумма расходов на оплату труда, включая начисления на заработную плату.

Методика М. Литвина

Согласно данной методике налоговое бремя определяется по формуле:


где НБл - налоговое бремя;

Ист - сумма источника уплаты налогов.

В общую сумму налогов М.И. Литвин предлагает включать все уплачиваемые предприятием налоги, в том числе налог на доходы физических лиц. К источникам уплаты налогов он относит выручку от реализации продукции, прибыль в процессе формирования, прибыль в процессе распределения, доход работников и т. д.

Между тем такой подход нельзя назвать правильным, поскольку конечным источником уплаты всех налоговых платежей является созданная предприятием добавленная стоимость.

В отношении же налога на доходы физических лиц предприятие выступает только налоговым агентом, а уплачивается он с доходов работника. Поэтому причислять его к налоговым платежам предприятия некорректно. В то же время в ситуации, когда предприятие договаривается с работником об оплате труда исходя из суммы зарплаты без удержаний (чистой зарплаты) и берет на себя расходы на выплату удержаний, источником выплаты налога на доходы физических лиц также является добавленная стоимость предприятия. [10, c. 78]

Методика Е. Кировой

Автор данной методики предлагает определять налоговую нагрузку предприятия на основе абсолютного и относительного показателей. Абсолютный показатель налоговой нагрузки представляет собой сумму налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджеты и государственные целевые фонды. Относительный показатель налоговой нагрузки рассчитывается на основе показателя добавленной стоимости, который определяется по формуле:


где З - расходы на оплату труда (грн.);

ЕСВ - начисленный на заработную плату единый социальный взнос.

Относительную налоговую нагрузку (бремя) Е. А. Кирова рассчитывает следующим образом:


Данная методика представляется автору наиболее приемлемой, так как она позволяет проанализировать налоговую нагрузку по нескольким направлениям:

) определить уровень налоговой нагрузки на отдельном предприятии;

) сравнить показатель налогового бремени предприятия с аналогичными показателями других предприятий, находящихся в различных условиях хозяйствования;

) определить предельное и среднее значение показателя налогового бремени предприятия в зависимости от финансовых результатов и выбранной системы налогообложения. [10, c. 65]

Следует отметить, что в настоящее время в РФ не разработано общепринятой методики исчисления величины налоговой нагрузки предприятий.

Многими авторами отмечается, что основными факторами, оказывающими влияние на размер налоговой нагрузки предприятия, являются:

·        элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;

·        льготы и освобождения;

·        основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

·        получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам. [24, c. 56]

Необходимым является рассмотрение используемых в экономической литературе подходов к определению содержания и обоснованию методики расчета налоговой нагрузки, а также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налогового гнета.

Сравнительный анализ показывает, что в современной литературе не существует единого мнения по поводу перечня налогов и сборов, которые нужно включать в расчет налоговой нагрузки. Наиболее спорными являются вопросы учета в налоговых показателях таких налогов, при уплате которых предприятие является только налоговым агентом (налог на доходы физических лиц и косвенные налоги). [8, c. 150]

Принципиальное значение имеет решение вопроса по определению базы, с чем сравнивать сумму начисленных или уплаченных хозяйствующим субъектом налогов при расчете налогового бремени. В качестве такого показателя в экономической литературе предлагается:

·        прибыль;

·        добавленная стоимость;

·        выручка;

·        в экономической литературе есть предложения об определении налогового бремени по отношению к рыночной стоимости бизнеса.

Сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с

тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т.д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему. [10, c. 91]

.3 Совершенствование налоговой системы

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности [5, c. 63].

Состояние налоговой системы находится в глубокой взаимосвязи с теоретической частью, в которую входят такие понятия как: налогообложение и его принципы, налоговый правовой режим, налоговая система и ее составляющие и т. д. Это и объясняет, почему такое большое влияние оказывает нормативно-правовая база в области налогов и налогообложения при непосредственном регулировании налоговых отношений.

Главным недостатком, действующей налоговой системы является то, что финансово правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения [7, c. 67].

В данной сфере существовала и существует такая проблема как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения страны [3, c. 171].

Так правовая налоговая система РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.

В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны . Кроме этого, она даже не производит стимулирования развития таких регионов как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе. учет расчет бюджет налог

Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и частота их внесения давно превысила допустимый уровень [5, c. 99]. Да и данный документ принимался слишком поспешно, что не могло не сказаться на качестве: противоречивости и неоднозначности формулировок, наличии различных терминологических и лекционных ошибок. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.

Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

Для эффективного развития налоговой системы в РФ необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию [4, c. 281]:

·        Наделить финансовые органы РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;

·        Наделить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты или же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения;

·        Внести изменения в положения первой и второй части НК РФ, дополнив их специальным налоговым режимом, который содержал бы себе льготный режим для налогообложения организации, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Он бы полностью освободил данные организации от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР.

Для совершенствования налоговой системы помимо этого следует пересмотреть следующие положения Налогового Кодекса РФ [17]:

·        В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 94 НК РФ должностное лицо налогового органа имеет такую обязанность, как разъяснить присутствующим лицам при осуществлении выемки документов имеющиеся их права и обязанности. В свою очередь в Кодекс не определяется, что именно это за права и обязанности;

·        В п. 5 ст. 101 НК РФ освещаются основания для произведения отмены решения налогового органа через суд. Данная формулировка является некорректной с юридической точки зрения, так как суд общей юрисдикции или арбитражный суд не могут отменить решения, которое было принято налоговым органон. Исключительно решение, которое идет в разрез с действующим законодательством, может подлежать признанию недействительным, а никак не отмене;

·        В п. 6 ст. 94 НК РФ употребляются такие понятия как "выемка" и "изъятие". При всем это не известно, в чем все таки заключается различие между этими понятиями и есть ли оно вообще;

·        В ст. 125 НК РФ устанавливается, что за нарушение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, которое находится под арестом, лицо несет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 30 тысяч рублей. Но правомочие владения никоим образом не зависит от решения налогового и (или) таможенного органа и может быть прекращено лишь только в том случае, если прекратится право собственности. Вследствие того, что нарушить порядок владения никак не возможно, то соответственно нельзя и привлечь к ответственности такого недобросовестного налогоплательщика;

·        В подпункте 1 п. 7 ст. 95 НК РФ говорится о том, что у проверяемого лица есть право на то, чтобы заявить отвод эксперту, но в тоже время не поясняет оснований, по которым такой отвод возможно заявить, и не характеризует какими будут последствия такого отвода;

·        Под сомнения идут также и положения подпункта 3 п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы могут по своему усмотрению имеют возможность расширить перечень обстоятельств, которые смягчили бы ответственность и в безразмерно уменьшать численное значение налоговых санкций. Все это вообще направлено не на защиту прав налогоплательщика, а на самом деле на использование этих мер должностными лицами налоговых органов в своих корыстных целях.

Впоследствии осуществления данных предложений по совершенствованию налоговой системы в России по прошествии времени сформируется эффективная налоговая система и конкурентоспособная экономика.

Заключение

Бюджет является главным звеном в формировании государственных финансов. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Экономическое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его маркетинговой, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние является определяющим результаты деятельности предприятия, а также своевременно проведенного маркетингового анализа состояния предприятии. [24, c. 175]

Как видно из проведенного исследования, в 20011-2012 г. Наблюдается повышение финансового состояния ОАО "СААЗ".

В ходе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная цель - рассмотрен учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на примере ОАО "СААЗ".

Исходя из поставленной цели, были выполнены следующие задачи:

·        Рассмотрена сущность и значение налогов;

·        Проведена характеристика основных налогов уплачиваемых организацией;

·        Рассмотрен порядок составления отчетности по налогам;

·        проведен анализ структуры и динамики налогов.

Список используемых источников

1.      Адамов Н.А. Пути оптимизации системы налогообложения // "Все о налогах", 2012, №5.

.        Беляков А.А. Оптимизация налогообложения: современный взгляд// Налоговый вестник, 2010, №4.

.        Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации / под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2009.

.        Дмитриева Н.Г, Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. Ростов. Феникс. 2009.

.        Зикирова Е.С. Концепции реформирования предприятий // "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2009, №6.

.        Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Оценка прибыльности хозяйственных операций. - М., 2011.

.        Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М., 2009.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: Инфра -М., 2005.

.        Кошкина Т.Ю. Главное в оптимизации налогообложения // "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009.

.        Кузьминых А. Как "уберечься" от налога на имущество// Консультант, 2009. - №5.

.        Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 20010.

.        Леонов Ю.В. Оптимизация налога на имущество с помощью договоров лизинга // Главбух, 20010. - №24.

.        Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009.

.        Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2011.

.        Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Налоговое право / Под ред. Пепеляева С.Г. - М.: ФБК-Пресс, 2009.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

.        Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2011.

.        Пансков В.Г. Направления, этапы и элементы оптимизации системы налогообложения // "Все о налогах", 2009.

.        Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Хритинина О.В. Как отчитаться по налогу на имущество организаций за I квартал 2006 года // Российский налоговый курьер. - 2009. - №8.

.        Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010.

.        Шилкин С.А. Все об НДФЛ с работников. - М.: Главбух, 2009.

.        Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2011.

.        Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

Похожие работы на - Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!