Организовывать и координировать работу по выполнению целей и задач действующей системы менеджмента качества на предприятии.
Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского и налогового учета, используемых организацией. Учетная политика УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» сформирована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов, Инструкцией о прядке составления бухгалтерской отчетности, налоговым кодексом Республики Беларусь и иными нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению (Приложение5).
Содержание учетной политики УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий»:
. Общие положение
. Организационно - технический аспект бухгалтерского учета - описывает построение бухгалтерской службы, ее место в системе управлении организацией и взаимодействие с другими подразделениями, а так же определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить методический и организационный аспекты на уровне современных требований.
. Методический аспект бухгалтерского учета - раскрывает природу объектов учета исходя из действующей нормативной базы.
Для ведения бухгалтерского учета на предприятии используется журнально-ордерная форма счетоводства с частичным использованием автоматизированной системы учета.
Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по типовым формам регистров бухгалтерского учета журнально-ордерной формы счетоводства. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации обеспечивается их вывод на бумажные носители информации.
Основными регистрами бухгалтерского учета на предприятии являются:
главная книга;
журналы-ордера №1
журналы-ордера №2
журналы-ордера №7
журналы-ордера №8
журналы-ордера №10/1
журналы-ордера №10
журналы-ордера №11
журналы-ордера №15
- оборотные ведомости;
Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, оформленным в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, который оставляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они соответствуют типовым формам первичных бухгалтерских документов, а так же если заполнены в соответствии с Инструкциями по их заполнению.
Первичные учетные документы, по которым не предусмотрена типовая форма, должны содержать следующие реквизиты:
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
Первичные учетные документы составляются в момент совершения операции, а если это не представлялось возможным, непосредственно после ее совершения.
Все документы, которые применяются в УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» в хозяйственной деятельности, можно классифицировать по следующим основным признакам:
1) по назначению:
- распорядительные - документы, содержащие разрешение на совершение определенной хозяйственной операции (распоряжение руководителя о выдаче денежных средств под отчет);
оправдательные - документы, содержащие информацию об исполнении распоряжения (авансированный отчет);
бухгалтерского оформления - документы, которые служат для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе (расчет начислений с оплаты труда);
комбинированные - документы, сочетающие в себе признаки распорядительных, исполнительных и документов бухгалтерского оформления (расчетно-платежная ведомость на оплату труда);
) по содержанию хозяйственных операций:
материальные - документы, служащие для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей (приходный ордер);
денежные - документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами предприятия (платежное поручение);
расчетные - используемые для оформления расчетных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникшим обязательствам (счет-фактура);
) по объему отраженных операций:
первичные - документы, содержащие информацию об одной хозяйственной операции (приходные и расходные кассовые ордера);
сводные - документы, предназначенные для обобщения информации о всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежуток времени (отчет кассира);
) по способу использования:
разовые - документы, используемые для оформления однократной хозяйственной операции (накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов);
накопительные - используются для многократного совершения одноразовых хозяйственных операций (лимитно-заборная карта);
однострочные - документы, содержащие одну учетную позицию;
многострочные - документы, содержащие две или более учетные позиции (расчетно-платежная ведомость);
) по месту составления:
внутренние - документы, составленные на самом предприятии для оформления внутренних хозяйственных операций (доверенность на получение товарно-материальных ценностей);
внешние - документы, поступающие от сторонних организаций и отражающие взаимоотношения предприятия со своими контрагентами (платежные требования-поручения);
) по способу заполнения:
заполняемые вручную;
заполняемые при помощи средств вычислительной техники.
Хозяйственные операции в сплошном порядке фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями. В случае, если дата поступления документа в бухгалтерию не совпадает с датой свершения хозяйственной операции, отражение в бухгалтерском учете происходит в том периоде, в котором документ принят с обязательным проставлением даты принятия документа и подписи лица, предоставившего документ.
На предприятии бухгалтерский учет ведется с применение системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» с использованием аналитических счетов для ведения налогового учета, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов (Приложение 12). На предприятии по решению главного бухгалтера в дополнение к Рабочему плану счетов могут быть открыты дополнительные субсчета второго или третьего уровня, а также аналитические статьи учета, которые необходимы для более полной детализации учетных данных, исходя из обеспечения функций управления, анализа, контроля и составления отчетности с учетом специфики хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность на предприятии составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и дает достоверное и полное
представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а
также о финансовых результатах его деятельности.
Предприятие составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
При составлении бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена:
полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- тождество данных аналитического учета данным синтетического
учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.
На предприятии составляется следующая бухгалтерская отчетность:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении собственных средств;
отчет о движении денежных средств;
приложение к бухгалтерскому балансу;
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.
Отчетность представляет собой совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц, дающих информацию о результатах и условиях работы организации за истекший период времени, периодически представляемых заинтересованным пользователям.
Показатели статистической отчетности должны соответствовать следующим принципам ее формирования: достоверности, значимости, сравнимости, постоянства и единства методов, существенности, полноты информации, эффективности.
На предприятии составляют следующую статистическую отчетность:
- отчет по труду
- форма 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)»;
форма 1-ф (ос) «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов»;
- форма 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)»;
- форма 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах»;
форма 1-ф (офп) «Отчет об отдельных финансовых показателях»;
- формы 4-ф (средства) «Отчет о составе средств»;
На УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» график документооборота разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.
График устанавливает рациональный документооборот, т.е. предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности.
Для каждого документа, существует свой путь движения, пять основных этапов:
) составление документа в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению;
) передача документа в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки;
) проверка принятых документов бухгалтером по форме (проверяются полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка;
) обработка документа в бухгалтерии, которая осуществляется в три этапа:
таксировка (расценка) - предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Например, передан табель рабочего времени, на основании которого рассчитывается заработная плата работников;
группировка - подбор документов, однородных по экономическому содержанию. Например, приход и расход товарно-материальных ценностей;
котировка - указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа;
) сдача документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров.
Правила ведения бухгалтерского учета предусматривают срок хранения первичных документов в течение пяти лет. Архивным законодательством установлены различные сроки хранения типовых управленческих документов Например, лицевые счета работников перечень обязывает хранить 75 лет. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по фабрике осуществляет главный бухгалтер.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив, а до этого хранятся в бухгалтерии в закрывающихся шкафах под ответственность заместителя главного бухгалтера. Бланки строгой отчетности хранятся в сейфах.
3. Организация аналитической работы в организации
Основные цели экономической работы являются:
- организация и систематическое совершенствование планово-экономической работы на предприятии, обеспечивающей разработку и контроль за выполнением перспективных текущих планов на основе максимальной мобилизации резервов роста производства.
экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
организация и совершенствование планирования труда, форм и систем оплаты труда, материального стимулирования с учетом достижений науки, техники и передового опыта в целях повышения эффективности производства.
контроль за соблюдением трудового законодательства, постановлений, распоряжений и других нормативных актов вышестоящих организаций по вопросам организации труда и заработной платы.
снижение издержек производства и повышение его рентабельности путем широкого внедрения новой техники, прогрессивной технологии.
совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы.
Основными задачами экономической работы являются:
формирование единой экономической политики организации по результатам анализа состояния и тенденций развития отрасли, к которой относится предприятие;
совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы;
формирование и определение экономической направленности развития организации с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим факторам;
руководство в подготовке проектов текущих планов подразделениями организации по всем видам хозяйственной деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными контрактами;
- выявление убыточной продукции, разработка мер по снятию данной продукции с производства;
- полный (комплексный) анализ всех видов деятельности предприятия;
организация и координация исследований для определения условий повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов;
подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия;
статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы организации, систематизация статистических материалов;
подготовка экономико-статистической отчетности в установленные сроки;
разработка стандартизированной документации, экономических образцов, внедрение информационных автоматизированных систем обработки плановой и учетной документации;
организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров по повышению квалификации работников финансово-экономических подразделений организации и сторонних предприятий.
Экономическая служба УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» состоит из:
1. Главный экономист.
2. Старший экономист.
3. Экономист по оплате труда.
Главный экономист подчиняется директору Предприятия. На должность главного экономиста назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж экономической работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Главный экономист выполняет следующие обязанности:
руководить и координировать деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов деятельности в условиях конкуренции в соответствии с заключенными хозяйственными договорами, разработке планов с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также организационно-технические мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма, выявлению и использованию резервов производства;
содействовать повышению научной обоснованности экономических расчетов, установлению плановых показателей на основе прогрессивных технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат с учетом достижений науки и техники, организации производства и труда;
проводить работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, по созданию и улучшению нормативной базы планирования, норм расхода товарно-материальных ценностей, оборотных средств и использования производственных мощностей;
осуществлять методическое руководство и организацию работы по внедрению, совершенствованию и повышению роли экономических методов управления, расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета;
принимать участие в работе по совершенствованию организации производства, подготавливать предложения, направленные на повышение производительности труда и эффективности производства, укрепление хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности предприятия;
организовывать разработку рациональных норм плановой, учетной и отчетной документации, применяемой на предприятии, а также широкое внедрение автоматизированных систем управления и вычислительной техники для проведения экономических расчетов в сфере планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности;
осуществлять разработку мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов, проведению аттестации и рационализации рабочих мест;
организовывать разработку методов экономической оценки мероприятий, направленных на развитие техники, совершенствование организации производства, а также предложений по практическому использованию результатов научных исследований в области экономики;
организовывать проведение экономических расчетов и анализа эффективности внедрения новой техники и технологии, организации производства, труда и управления, а также новых видов продукции при их создании и освоении, рационализаторских предложений и изобретений;
руководить проведением сравнительного анализа показателей работы предприятия, внедрением передового опыта в области экономической работы;
руководить работой по повышению уровня экономических знаний рабочих и служащих;
руководить структурными подразделениями предприятия, выполняющими экономическую работу, содействовать внедрению экономически наиболее целесообразных решений по управлению производством;
своевременно оповещать в письменном виде (служебная записка) директора о неправомерных действиях подотчетных лиц (недостача, хищение, порча, приписки, излишки).
Старший экономист подчиняется Главному экономисту. На должность старшего экономиста назначается лицо, имеющее высшее или среднее - специальное экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж экономической или бухгалтерской работы не менее 2-х лет.
В обязательства старшего экономиста входят:
руководить и координировать деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов деятельности в условиях конкуренции в соответствии с заключенными хозяйственными договорами, разработке планов с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также организационно-технические мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма, выявлению и использованию резервов производства;
руководить и координировать деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов деятельности в условиях конкуренции в соответствии с заключенными хозяйственными договорами, разработке планов с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также организационно-технические мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма, выявлению и использованию резервов производства;
принимать участие в работе по совершенствованию организации производства, подготавливать предложения, направленные на повышение производительности труда и эффективности производства, укрепление хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности предприятия;
организовывать разработку рациональных норм плановой, учетной и отчетной документации, применяемой на предприятии, а также широкое внедрение автоматизированных систем управления и вычислительной техники для проведения экономических расчетов в сфере планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности;
руководить проведением сравнительного анализа показателей работы предприятия, внедрением передового опыта в области экономической работы;
руководить работой по повышению уровня экономических знаний рабочих и служащих;
руководить структурными подразделениями предприятия, выполняющими экономическую работу, содействовать внедрению экономически наиболее целесообразных решений по управлению производством.
Экономист по оплате труда относится к категории специалистов.
Экономист по оплате труда подчиняется главному экономисту Предприятия. На должность экономиста по оплате труда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее - профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием не менее 5 лет.
Каждое предприятие, начиная свою деятельность, должно ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.
Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики предприятия является бизнес-план.
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предприятию решить следующие основные задачи:
- сформировать долгосрочные и краткосрочные цели, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Состав бизнес-плана:
. Резюме
Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел составляется в конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа.
2. Виды товаров и услуг
Планирование ассортимента товаров (услуг) является важнейшей функцией менеджмента предприятия. Прежде всего, здесь учитываются возможности предприятия: производственные, финансовые, материальные ресурсы, система сбыта продукции, квалификация имеющегося персонала и т.д. Далее должны учитываться потребности рынка и требования потенциальных покупателей к показателям товаров.
3. Обеспечение конкурентоспособности
Каждое предприятие в любой момент может строить стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь только на один из видов конкурентных преимуществ: их совмещение невозможно. Приходится выбирать: либо высокое качество товара, расчет на взыскательного и богатого клиента, сравнительно небольшой объем производства, относительно высокая цена; либо высокая эффективность производства и за счет этого - относительно низкая цена товара, массовое производство, большой объем выпуска, среднее качество.
. Оценка рынка сбыта
От правильного расчета объема продаж зависят и все дальнейшие расчеты, связанные с организационной структурой предприятия, расходом сырья и материалов, численностью работающих, объемом финансовых вложений.
5. Сведения о конкурентах
Оценивая конкурентов, необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам их продукции и производства. Важно особо остановиться на достоинствах конкурентов, что дает возможность использовать уже накопленный опыт для развития собственного производства. Недостатки конкурентов могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения.
. План маркетинга
К основным элементам плана маркетинга относятся:
схема распространения товаров;
ценообразование;
реклама;
методы стимулирования продаж;
организация послепродажного обслуживания;
формирование общественного мнения о предприятии и товарах.
. План производства
Данные раздела должны быть обоснованы на длительную перспективу - два-три года, для крупных проектов - четыре-пять лет. Раздел включает следующую информацию:
- где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
- какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
. Организационный план
Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности, важны следующие кадровые вопросы:
какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
заработная плата, условия труда и условия найма на pa6oту.
- способы привлечения специалистов.
Определяя численность и состав будущего персонала предприятия, следует иметь в виду, что квалификация работников, их опыт и отношение к работе - важнейшие составляющие успеха.
9. Юридический план
Этот раздел посвящен правовым аспектам предприятия. К его разработке целесообразно привлечь юриста-профессионала. В разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия, обосновываются причины выбора той или иной формы.
Предприятие подвержено самым разнообразным рискам, связанным с утратой денег и имущества, работники предприятия подвержены риску потери трудоспособности. Глубокий анализ рисков связан с математическим моделированием и сложными расчетами.
В бизнес-плане требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
Заключение
Прохождение практики на данном предприятии создало полную и четкую картину ведения бухгалтерского учета. Не все аспекты работы предприятия УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» досконально были изучены, т.к. это совместное предприятие и проследить за всем процессом изготовления выпускаемой продукции достаточно сложно.
По организации бухгалтерского учета в УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» могу сделать несколько выводов:
1. Разделение обязанностей между работниками бухгалтерии очень помогает и правильно, каждый специалист ведет свой участок работы и может ответить абсолютно на любой вопрос, касаемо его участка;
. Документальное оформление ведется в строгой последовательности каждого участка работы;
. Все специалисты высококвалифицированные, что обеспечивает гарантию устойчивого финансового положения предприятия.
Что касается недочетов работы бухгалтерии и предприятия, в общем, я их не наблюдала.
Однако, предприятию необходима автоматизация ведения бухгалтерского учета. Это намного упростит работу бухгалтерии и сделает ее намного быстрее и удобнее.
В общем, работа УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий» достаточно обширная и интересная. Предприятие рентабельно, подвижно, всегда какие-то новшества в выпуске продукции, организации реализации продукции.