Модель организации управленческого учёта на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модель организации управленческого учёта на предприятии















Модель организации управленческого учёта на предприятии

Содержание

управленческий учет модель

Введение

Глава 1. Модели организации управленческого учёта на предприятии

.1 Однокруговая модель управленческого учёта на предприятии

.2 Двухкруговая модель управленческого учёта на предприятии

Глава 2. Этапы построения управленческого учёта на предприятии

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

управленческий учет модель

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночной экономики крайне важным становится вопрос изучения взаимосвязи финансового и управленческого учета. Так же актуальностью является практическая значимость, так как каждый из счетов управленческого и финансового учёта имеет свои достоинства и недостатки и используется в тех или иных конкретных условиях. Существуют разные формы организаций, поэтому для каждой из них соответствует своя модель, что влияет на принятие эффективных управленческих решений.

Обособление счетов управленческого учёта улучшает информационное обслуживание различных управленческих структур, создаёт условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов выпускаемой продукции.

В своей курсовой работе я рассмотрю интегрированную (монистическую, однокруговую) и автономную (дуалистическую, двухкруговую) модели взаимодействия финансового и управленческого учета в условиях современного Плана счетов.

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является - подробное изучение моделей организации управленческого учёта на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Изучить модели организации управленческого учёта на предприятии;

.        Подробно рассмотреть однокруговую модель управленческого учёта на предприятии;

.        Изучить двухкруговую модель управленческого учёта;

.        Рассмотреть этапы построения управленческого учёта.

Теоретической и методологической основой проведения исследования послужили законодательные акты, методические указания, были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, посвященной организации бухгалтерского и, в частности, управленческого учета.

Структура работы соответствует поставленной цели и содержит введение; главу 1-виды моделей организации управленческого учёта на предприятии, в которой рассматривается отдельно однокруговая и двухкруговая модели управленческого учёта; главу 2- этапы построения управленческого учёта; заключение; список использованной литературы; приложения.

Глава 1. Виды моделей организации управленческого учёта на предприятии

Система управленческого учёта на предприятии - это наблюдение, оценка, регистрация, измерение, обработка, систематизация и передача информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Управленческий учёт можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учёта организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.

Варианты формирования системы управленческого учёта могут быть разнообразные: автономный учёт, интегрированный, вариант дуализма или монизма. Они базироваться должны на следующих принципах:

.        согласованность с общими принципами формирования организационно-производственной структуры управления;

.        использование имеющейся информационной базы;

.        соответствие целей и задач управленческого учета стратегии деятельности предприятия;

.        доходы от внедрения управленческого учета должны быть значительно выше, чем затраты на организацию учета.

Управленческий учёт - новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ.

Управленческий учет может быть организован по-разному:

-       без специального отражения операций управленческого учета на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи (т.е. синтетический учет не затрагивается);

-       с отдельным отражением операций управленческого учета на счетах синтетического учета (в том числе с применением разных вариантов корреспонденции счетов).

Можно выделить три варианта организации управленческого учёта на предприятии:

.        когда управленческий учёт отсутствует;

.        автономная модель;

.        интегрированная модель.

Каждую модель управленческого учёта можно охарактеризовать по следующим критериям:

.        сущность;

.        субъект;

.        план счетов;

.        сфера применения;

.        преимущества и недостатки.

.1 Однокруговая (интегрированная, монистическая) модель организации учёта на предприятии

Сущность однокруговой системы учета затрат заключается в следующем:

) специальные счета управленческого учёта не используются. Информация финансового учёта для целей управления группируется в специальных регистрах с расчётными и другими данными.

) система счетов управленческого учёта используется при расчётах.

Однокруговая система учёта затрат основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, возможности же контроля затрат ограничены, поэтому ее удобно использовать на средних и малых предприятиях и в таких же организациях. Можно выделять для управленческого учета и специальные обособленные счета.

Преимуществами интеграционной системы учёта являются:

.        эффективное управление финансовыми и материальными ресурсами организации;

.        создание единой базы первичных документов и фактов финансово-хозяйственной деятельности;

.        полная и оперативная отчетность по всем финансово-хозяйственным операциям;

.        предоставление данных о результатах работы отдельных направлений;

.        снижение затрат, связанных с организацией сбора информации;

.        Низкая ресурсоёмкостью, (ее возможно внедрить в кратчайшие сроки и с минимальными затратами);

При использовании интегрированной системы управленческого учета предполагается, что счета управленческого и бухгалтерского учета, которые отражают затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

Интегрированная система - это информационная система организации, в которой сплошным методом регистрируются факты хозяйственной деятельности, включающий три основных компонента: бухгалтерский финансовый учет; бухгалтерский управленческий учет; налоговый учет.

Недостатками однокруговой модели являются:

.        Система субсчетов и счетов аналитического учёта, применяемая в одномерных системах, при наличии многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета, становится громоздкой и неудобной для работы, в т.ч. анализа;

.        Метод двойной записи позволяет установить корреспонденцию только двух счетов. Поэтому в одномерных системах для формирования регистров управленческого учета, может быть необходимо в дополнение к основной проводке, справочно (чтобы не было двойного счета и не искажался баланс) дублировать эту же сумму, но в разрезе других объектов аналитики.

Счета управленческого и финансового учёта, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.

Монистическая или интегрированная система, которая объединяет систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета.

В однокруговой модели учёта затрат выделяют:

)        Системы без использования счетов управленческого учёта;

)        Системы с использованием специальных счетов управленческого учёта.

Расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам:

)        материальные затраты,

)        отчисления на социальные нужды,

)        амортизация,

)        прочие затраты.

Для учета каждого элемента, как и в международной практике, есть возможность вести отдельный счёт бухгалтерского учёта.

В разделе III плана счетов можно открыть следующие счета: 30 «Материальные затраты»;31 «Затраты на оплату труда»;32 «Отчисления на социальные нужды»;33 «Амортизация»;34 «Прочие затраты»;37 «Отражение общих затрат».

Вводить эти и другие счета в раздел III Плана счетов можно, поскольку инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе.

По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами: 10 «Материалы»; 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющий других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 «Материальные затраты» открываются субсчета по видам и направлениям материальных затрат.

По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счёте также начисляют различные социальные выплаты за счёт средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счёту необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.

По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом: 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты.

Если отчисления на социальные нужду приобретают форму социального налога, то счёт 32 «Отчисления на социальные нужды» корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Предстоящие социальные выплаты по решению собственника или его представителей (совет директоров и т.п.) начисляют по дебету счёта 32 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». К счету 32 «Отчисления на социальные нужды» ведутся субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетами: 02 «Амортизация основных средств»; 04 «Нематериальные активы»; 05 «Амортизация нематериальных активов» отражают расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами: 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учёту расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному их этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.

Ежемесячно счета по учёту элементов затрат закрывают в дебет отражающего счёта 37 «Отражение общих затрат» записью: дебет счёта 37 «Отражение общих затрат» Кредит счетов 30 «Материальные затраты»,31 «Затраты на оплату труда»,32 «Отчисления на социальные нужды»,33 «Амортизация»,34 «Прочие затраты».

Собранные на счёте 37 «Отражение общих затрат» суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательные производства»,25 «Общепроизводственные расходы»,26 «Общехозяйственные расходы»,29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учёт расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.

Более широкие возможности для ведения управленческого учёта и формирования управленческой отчетности, предоставляет механизм так называемых “направлений аналитики”. Эта система является многомерной, количество измерений равно числу направлений аналитики плюс один (за счёт самого плана счетов). Количество направлений аналитики может быть ограничено только возможностями выбранного программного обеспечения и соображениями целесообразности ведения того или иного направления аналитики.

Эта система является интегрированной, т.е. одни и те же счета используются как для бухгалтерского, так и для управленческого учёта.

Направление аналитики - это совокупность однородных объектов аналитического учета, которыми могут быть, основные средства, номенклатура товаров, контрагенты, бизнес-процессы и подсистемы управления, сотрудники и т.д. При этом, одни направления аналитики используются как в бухгалтерском, так и в управленческом учёте, как, например, основные средства, сотрудники, номенклатура товаров. Другие - бизнес-процессы и подсистемы управления, проекты, центры ответственности, нужны только для целей управленческого учета.

В рамках проведения в учете одной финансовой операции, в целях управленческого учета одновременно осуществляется оперативный количественно-суммовой учет товаров по каждой номенклатурной позиции, в разрезе мест хранения, материально-ответственных лиц и проектов.

Такая система позволяет оперативно формировать отчеты по указанным направлениям аналитики для целей управления, в данном случае управления запасами и управления закупками.

Бизнес-процесс - совокупность различных операций, которые взятые вместе, создают результат (продукт, услугу), имеющую ценность для потребителя, клиента или заказчика.

Сумма затрат по всем бизнес-процессам не равна общей сумме затрат по предприятию, поскольку в первом случае не учитываются затраты на содержание систем управления: стратегического планирования, инвестиционного планирования, годового (квартального) планирования, оперативного учета, бухгалтерского учёта, безопасности и т.д., которые в совокупности образуют систему управления торговым предприятием. Группировка затрат по бизнес-процессам и системам управления не равносильна группировке затрат по функциональным подразделениям, т.к., с одной стороны, отдельные функции, например планирование, могут исполняться в нескольких подразделениях, а, с другой стороны, несколько бизнес-процессов могут выполняться в рамках одной структурной единицы. Таким образом, сведения о распределении затрат в разрезе бизнес-процессов и систем управления позволяют вести анализ об эффективности достижения полученного результата.

1.2 Двухкруговая (автономная, дуалистическая) модель учёта

Сущность автономной модели заключается в том, что финансовый и управленческий учёт каждый в отдельности представляет собой замкнутую подсистему. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, а в управленческой - по статьям калькуляции. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчётности.

При автономной системе каждый вид учёта имеет самостоятельный план счетов или в общем плане счетов выделяются обособленные счета для бухгалтерского управленческого учета, а все остальные используются в бухгалтерском финансовом учете.

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно применять в крупных организациях, когда финансовый и управленческий учёт имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

Преимущества автономной модели:

.        выделение подсистем управленческого и финансового учета осуществляется посредством введения для них отдельной корреспонденции счетов. При этом счета подразделяются на счета финансового и управленческого учета не формально, а отражают реальные обороты указанных подсистем;

.        предоставление надёжной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью;

Финансовый и управленческий учёт имеют самостоятельные планы счетов. Для согласования данных финансового и управленческого учёта используются переходные счета (для переноса информации с финансового учёта на управленческий и наоборот) и зеркальные счета (для выявления возможных расхождений между данными финансового и управленческого учёта).

Учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоятельно, это необходимо для целей управления.

Автономная система - это обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования. При автономной системе управленческого учета каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии

Существуют несколько вариантов автономной модели учёта:

Первый вариант. Обе системы учёта самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

В состав счетов управленческого учёта включаются счета по учёту затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат - калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такая информация используется для внутреннего потребления. Выделение её в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учёта. Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают из счетов III, IV раздела Плана счетов бухгалтерского учёта. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов. Счета, имеющие сальдо, относятся одновременно к обоим кругам бухгалтерского учета: управленческого и финансового.

На счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета, это необходимо для сохранения коммерческой тайны.

Поскольку один и тот же счёт может входить в систему финансового и управленческого бухгалтерского учета, необходимы отличительные признаки для распознавания счетов из разных систем

Второй вариант основывается на выделении счетов 20 - 29 по учёту затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».

Все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 - 34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет чета 37 «Отражение общих затрат». Одновременно те же суммы расходов записывают по кредиту другого отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами.

Счёт 20 «основное производство» отражает прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), что обеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных затрат.

Счёт 25 «общепроизводственные расходы» группирует производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов и т.д.) и контролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.

Счёт 26 «общехозяйственные расходы» группирует общие управленческие, накладные расходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям и центрам ответственности (местам возникновения затрат). Так же группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учёта и контроля, соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговыми подразделениями

Счета 25 ««Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», на которых таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» следует вести, по крайней мере, по два субсчета: 1 «Остатки незавершенного производства», 2 «Калькулируемые расходы за отчетный период». В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетах закрывают записью: Дебет счета 27 «Распределение общих затрат», кредит счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого аналитический учёт.

Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского учёта, необходим еще один синтетический счет 38 «Незавершенное производство» для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки.

Счет 37 «Отражение общих затрат» ежемесячно закрывают, проводя записанную на нем сумму по кредиту счета 37 «отражение общих затрат» в корреспонденции со счетами:15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;44 «Расходы на продажу».

Второй вариант применения счетов управленческого учета необходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.

Третий вариант. Для крупных российских организаций со многими видами деятельности, управленческий учет нельзя уложить в рамки, ограниченными счетами 20 - 29, отнесенные к счетам управленческого учета.

Существует проект нового плана счетов бухгалтерского учёта европейского типа, состоящий из 10 классов счетов, каждый из которых включает по девять групп счетов, а в каждой группе по девять синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить количество синтетических счетов по сравнению с действующим планом счетов. Все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (семь классов счетов); счета управленческого учета (два класса); счета забалансового учета (один класс).

Счета управленческого учёта, объединены в два класса, содержат более 150 синтетических счетов. Счета управленческого учёта, объединяемые классами семь и восемь, ведут обособленно от счетов финансового учета. Информацию из счетов управленческого учета не включают в отчетный бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Седьмая группа содержит счета, предназначенные для конечного балансирования информации управленческого учета. Баланс управленческого учета ежегодно сводится к нулю путем закрытия и последующего открытия счетов. На счете 799 отражают сальдо незакрытых счетов управленческого учета, открывающие и завершающие годовой отчетный цикл.

Эффективней применять автономную модель на крупных предприятиях.

На счетах управленческого учёта можно получить достоверную и детализированную информацию, позволяющую составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, а налоговую отчетность - согласно Налоговому кодексу РФ.

Глава 2. Этапы построения управленческого учета на предприятии

Управленческий учет ведется в соответствии с информационными потребностями менеджмента конкретного предприятия. Поэтому существует множество различных подходов к разработке системы управленческого учета, методам его ведения, а также к самому определению управленческого учета.

Главная цель внедрения системы управленческого учета на предприятии: обеспечение руководства компании максимально полной информацией, необходимой для эффективной работы предприятия.

Организация управленческого учёта осуществляется в следующие этапы:

Этап 1. Определение финансовой структуры предприятия

Надо определить, какие подразделения могут представить необходимые данные. Финансовая структура представляет собой совокупность центров финансовой ответственности.

Центрами финансовой отчетности являются отдельные компании, структурные подразделения, службы, цеха, отделы или группы. Их руководители несут ответственность за конкретные участки работ, поэтому такая структурная единица может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций и т.д.

Этап 2. Разработка управленческой отчетности

Необходимо разработать показатели, характеризующие эффективность его деятельности, регламент сбора, обработки и хранения полученной информации, а также формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные для каждого центра ответственности.

Этап 3. Разработка классификаторов и кодификаторов управленческого учета

Наиболее распространенными классификаторами управленческого учёта являются:

.        виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;

.        виды доходов;

.        виды активов;

.        виды обязательств;

.        проекты;

.        направления инвестиций;

.        места возникновения затрат;

.        элементы затрат;

.        статьи калькуляции;

.        виды собственного капитала;

.        типы клиентов;

.        категории персонала;

.        основные и вспомогательные бизнес-процессы.

Этап 4. Разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Методы учета затрат в зависимости от объектов учета:

Учет затрат по экономическим элементам - учет по следующим элементам: расходы на оплату труда (все расходы на оплату труда независимо от места их возникновения), материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и т.д.

Учет затрат по местам возникновения - группировка затрат по структурным подразделениям предприятия. Данный метод применяется для учета внутризаводского оборота, формирования контрольных показателей деятельности подразделений, определения потребности подразделения в ресурсах.

Учет затрат по статьям калькуляции (по целевому назначению затрат) - распределение расходов по определенным статьям затрат. Перечень статей устанавливается самим предприятием исходя из его потребностей в детализации управленческой информации

Учет затрат по видам продукции - расчёт себестоимости каждого вида продукции, когда затраты можно разделить на прямые и косвенные.

Учет затрат по периодам необходим для обеспечения равномерного и объективного распределения затрат исходя из их экономической сути.

Методы учета затрат в зависимости от полноты их включения в себестоимость:

Учет затрат с калькулированием полной себестоимости - разнесение всех затрат по видам выпущенной продукции.

Учет затрат с калькулированием усеченной себестоимости - разделение всех затрат на постоянные, они учитываются как затраты периода и не включаются в себестоимость продукции и переменные. Данный метод используется для расчета прибыльности продукции, принятия краткосрочных оперативных решений.

Методы учета затрат в зависимости от управленческой интерпретации затрат:

Учет затрат по фактической себестоимости. По данному методу можно получить максимально объективную информацию о затратах, но он не позволяет оперативно управлять затратами, выявлять участки экономии или причины перерасхода средств, так как фактическую себестоимость можно определить лишь по окончании расчетного периода.

Учет затрат по нормативной себестоимости. Использование в управленческом учете нормативов затрат. Этот метод дает возможность составлять бюджеты, проводить оперативную оценку эффективности управления отклонениями, упростить оценку запасов.

Учет затрат по плановой себестоимости - это учет по плановым затратам. Данный метод может использоваться для бюджетирования и управления по отклонениям.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает методы учета затрат, ориентируясь на собственные потребности и специфику бизнеса.

Этап 5. Разработка управленческого плана счетов и моделей типовых хозяйственных операций

Важными факторами, которые могут повлиять на построение управленческого плана счетов предприятия, являются:

.        взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета;

.        специфика производства (массовое, позаказное и пр.);

.        способ ведения оперативного учета.

При разработке плана счетов управленческого учета устанавливаются типовые проводки, отражающие хозяйственные операции по основным объектам управленческого учета на предприятии.

Этап 6. Разработка внутренних положений и инструкций

Составляются основные внутренние положения и инструкции, которые определяют нормы и правила ведения управленческого учета:

.        положение о финансовой структуре предприятия;

.        положение об учетной политике;

.        единые классификаторы и кодификаторы управленческого учета и инструкции по их применению;

.        управленческий план счетов;

.        формы первичных и отчетных документов управленческого учета;

Этап 7. Проведение организационных изменений на предприятии

Структурное подразделение, которое несет ответственность за ведение управленческого учета, должно удовлетворять нескольким требованиям: информационная обеспеченность, методологическая подготовленность, компетентность.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были решены задачи, поставленные перед ней. В результате можно сделать следующие выводы:

) существуют различные модели взаимосвязи финансового и управленческого учета (интегрированная и автономная);

) Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

без использования специальных счетов управленческого учета;

с использованием системы счетов управленческого учета.

Однокруговую систему учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

Интегрированная модель более удобна и целесообразна в использовании в отечественной практике ведения бухгалтерского учета.

)        Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

финансовый и управленческий учет при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные.

Существует несколько вариантов автономной модели:

вариант. Обе системы учета самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

вариант. Выделяются счета 20 - 29 по учёту затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учёта, отделённую от системы других синтетических счетов бухгалтерского учёта. Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счёт 27 «Распределение общих затрат».

вариант. Все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (семь классов счетов); счета управленческого учета (два класса); счета забалансового учета (один класс). Счета управленческого учета, объединены в два класса (семь и восемь), содержат более 150 синтетических счетов. Информацию из счетов управленческого учёта не включают в отчётный бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчётности. Группа семь содержит счета, предназначенные для конечного балансирования информации управленческого учета.

)        Чтобы получить реальный экономический эффект от внедрения внутреннего учета, система управленческого учета должна обеспечивать планирование и контроль не только расходов, но и доходов. Построение управленческого учета для достижения положительных результатов проходит несколько последовательных этапов.

Список литературы

1.       Положение по бухгалтерскому учёту, утв. Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н, ПБУ 10/99 «Расходы организации»

.        Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учёт. Учебник. М.: Бухгалтерский учёт,2008.

.        Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учёта. Бухгалтерский учёт. 2008.

.        Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская В.М. Бухгалтерский управленческий учет.- М.: Эксмо, 2009.

.        Вахрушина М.А. Учебник. Бухгалтерский управленческий учёт.7-е издание. М.; Омега-Л. 2008.

.        Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Москва: "КНОРУС, 2008.

.        Исаков А.М., Исакова Т.А. Проблемы построения управленческого учёта в организации. 2007.

.        Керимов В.Э. Управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.        Козлова Е.П., Бабченко Е.Н.Бухгалтерский учёт в организациях- 2-е издание., перераб. И доп. - М.,2002.

.        Лысенко Д. Организация управленческого учета // Аудит и налогообложение. - № 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2009.

.        Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет Изд. 4-е, дополн. - М.: Едиториал, 2007.

.        Палий В.Ф. Управленческий учёт (с элементами финансового учёта).Учебное пособие. М. Изд-во «Бухгалтерский учёт», 2007.

.        Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учёта. Бухгалтерский учёт. 2008.

Приложения

Приложение №1

Практическое задание к курсовой работе №5

На предприятии имеется два производственных корпуса: корпус "А" и "Б" В Корпусе «А» имеется 4 цеха, а в корпусе - 2. С 1- го марта вводится новый корпус «В», в котором имеется один цех. В каждом цехе установлены производственные линии разной производительности. Трудоемкость изготовления единицы на каждой линии указана в табл.1.

Станкоемкость изготовления единицы продукции (станко-час)

Универсальное

40

Специализированное

30

Автоматизированное

20

Справочно:

Фонд времени работы оборудования - 4200 часов в год при двухсменной работе.

Количество и состав производственных линий в корпусах, а также тип линии, которую собираются разместить в новом корпусе «В» представлены в табл.2.

Таблица 2. Состав парка оборудования


Наименование корпуса

тип

А

Б

В

Универсальное

2

-

-

Специализированное

2

1

-

Автоматизированное

-

1

1

Определить:

Производственную мощность каждой линии.

Производственную мощность каждого корпуса.

Среднегодовую производственную мощность предприятия в текущем году.

Решение

)        Производственная мощность линии:

Производственная мощность каждой линии равна:

В корпусе А: линия универсальная 1: 4 200 × 1 × 2/40 = 210;

линия универсальная 2: 4 200 ×1 × 2/40 = 210;

линия специализированная 1: 4 200 × 1 × 2/30 = 280;

линия специализированная 2: 4200˟ 1˟2/30=280

В корпусе Б:; линия специализированная 1: 4 200 × 1 × 2/30 = 280

линия автоматизированная 1: 4 200 × 1× 2/20 =420

В корпусе В: линия автоматизированная 1: 4 200 × 10/12 × 1 ×2/20 =350.

ĵ - производственная мощность линииij- количество цехов į-го корпуса ĵ-го оборудования

ФРВ- фонд времени работы оборудования

Стĵ - станкоёмкость ĵ-го типа оборудования

Производственная мощность линии (универсальное оборудование):

(210+210)+0+0=420+ 0+0 = 420 ед.прод./год

Производственная мощность линии (специализированное оборудование):

(280+280)+280==840 ед.прод./год

Производственная мощность линии (автоматизированное оборудование):

+ 420 + 350= 770 ед.прод./год

)        Производственная мощность каждого корпуса равна:


Мį- производственная мощность корпуса

В корпусе А: 210 + 210 + 280 + 280 = 980

В корпусе Б: 280 + 420 = 700

В корпусе В: 350.

3)      Среднегодовая производственная мощность предприятия в текущем году:

Ср.год.ПМП = ;

Ср.год.ПМП - среднегодовая производственная мощность предприятия в текущем году

((980+700) + (980+700+350)) / 2 = 1855 ед.прод

Ответ:

Производственная мощность линии (универсальное оборудование) равна 420 ед.прод./год

Производственная мощность линии (специализированное оборудование равна 350 ед.прод./год

Производственная мощность линии (автоматизированное оборудование) равна 770 ед.прод./год

Производственная мощность корпуса А равна 980 ед.прод./год

Производственная мощность корпуса Б равна 700 ед.прод./год

Производственная мощность корпуса В равна 350 ед.прод./год

Среднегодовая производственная мощность предприятия в текущем году равна 1855 ед.прод.

Похожие работы на - Модель организации управленческого учёта на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!