Работа над лексическими ошибками в начальной школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Работа над лексическими ошибками в начальной школе

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Курсовая работа по дисциплине: Методика обучения русского языка и литературного чтения

Работа над лексическими ошибками в начальной школе


Выполнила студентка группы 37

Кристина Павловна Комагорова







Новосибирск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе

1.1 Общее понятие и виды лексических ошибок

1.2 Причины возникновения лексических ошибок

1.3 Методика работы над лексическими ошибками в начальной школе

Глава 2. Экпериментальная работа над лексическими ошибками младших школьников

.1 Содержание экспериментальной работы над лексическими ошибками

.2 Анализ экспериментальной работы над лексическими ошибками

Заключение

Список использованных источников

Приложение

коммуникативный речевой лексический ошибка

Введение


Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.

Развитие речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития.

Слово - основной элемент речи, оно служит целям выражения мыслей о явлениях жизни и предметах, оно содействует и оформлению самих мыслей в нашем сознании. Без понимания значения слов нельзя понять и правильно выразить мысль Правильное употребление слова и по содержанию и по форме определяет его верное значение, Усвоение же родного языка обеспечивается при неуклонном внимании не только к грамматике, орфографии, но и к лексике.

Обучение русскому языку в школе сильно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников.

Актуальность проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста привлекает ученых, исследователей, методистов на протяжении многих десятилетий. Причем оно становится объектом изучения с разных сторон. Среди ученых, которые занимались и занимаются исследованиями речи учащихся, можно назвать: К. Д. Ушинского, В. И. Вахтерова, И. А. Рыбникова, А. Э. Гоэра, М. Р. Львова и др. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые, занимающиеся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того на сколько учащиеся владеют словом: могут толковать его значение, использовать в речевой практике.

В требованиях ФГОС НОО говорится, что в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родной речи, учащиеся должны:

1)  овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

)    овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[10].

К сожалению, дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. Примером этого могут служить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной и эмоциональной и т.д.

Следовательно, в наше время процесс развития речи у детей младшего школьного возраста очень актуален, именно поэтому темой курсовой работы является "Работа над лексическими ошибками в начальной школе".

Цель курсовой работы - выявить типичные лексические ошибки младших школьников и разработать специальный комплекс заданий для их устранения.

В курсовой работе были определены следующие задачи:

.        Изучить и проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

.        Проанализировать существующие классификации лексических ошибок.

.        Выявить типичные ошибки младших школьников.

.        Разработать специальный комплекс заданий для исправления лексических ошибок.

.        Проверить экспериментально эффективность созданного комплекса.

Объект исследования - процесс формирования и развития речи младших школьников.

Предмет исследования - лексические ошибки младших школьников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, следующих типов: устранение повтора слов; замена слов синонимами; составление из нескольких предложений одного.

В данной курсовой работе применялись следующие методы исследования: на теоретическом уровне, анализ работ учеников, сравнение, анализ литературы, анализ школьной документации; на практическом уровне - констатирующий срез, экспериментальное обучение, опрос, наблюдение за учебным процессом, статистическая обработка данных.

Структура работы: введение, две главы, заключение, приложение.

Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе

 

.1 Общее понятие и виды лексических ошибок


В речи младших школьников, как в письменной, так и в устной, встречается большое количество ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют лексическими. Существует несколько определений "лексическая ошибка".

Например, в методических работах Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина под лексической ошибкой понимается "речевая ошибка, заключающаяся в нарушении точности словоупотребления".[1].

По мнению Моралевой Н. А. под лексическими ошибками подразумеваются отклонения от норм современного русского литературного языка в области лексики. При этом "лексическая норма" это - правильное употребление слов в нашей речи, письменной или устной[1]. Лексические нормы требует правильного ВЫБОРА слова и УМЕСТНОГО его употребления в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях слов. При нарушении лексических норм возникают речевые, или лексические ошибки.

Анализ методической литературы позволяет выделить ряд особенностей лексических ошибок, действующих в виде тенденции:

.        Отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим, собственно стилевым. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, не различение значений синонимов и нарушение лексико-семантической сочетаемости;

2.      Обладают возрастной устойчивостью, т.е. одни и те же разновидности встречаются в речи учащихся и младших и старших классов с незначительными изменениями;

3.      Обладают "качественной устойчивостью". Это неправильное словоупотребление и сочетаемость;

.        Характеризуются "жанровой" устойчивостью, т.е. фиксируются в сочинениях и изложениях разных жанров (сочинениях-описаниях, размышлениях, творческих изложениях и т.п.).

Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к лексическим ошибкам разного типа.

Классификация лексических ошибок:

1.      Непонимание значения слова

1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.

Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал.

Ошибка заключается в неверном выборе слова: Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики (значения).

Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке.

.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).

Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.

Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик - тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

.4. Неправильное употребление паронимов.

Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь).

Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

2.      Лексическая сочетаемость

При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.

Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон.

В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости.

3.      Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов

3.1.   Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

.2.     Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Пример: Экипаж находится в отличном состоянии.

Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

.3.     Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. Но бывает и иначе.

Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

.        Многословие

Встречаются следующие виды многословия:

.1.     Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

.2.     Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.

Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".

.3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.

Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

.4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку.

Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора.

Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.

.5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.

Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.

.        Лексическая неполнота высказывания

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.

Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: "... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так получается - "страница телевидения".

.        Употребление слов с ограниченной сферой распространения

.1.     Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.

Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: "ямочный ремонт" - это ремонт ям.

.2.     Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, - должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.

Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.

.3.     Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.

Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города.

Губернатор - начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор - нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.

.4.     Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие - слово, грамматическая форма или оборот, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.

Пример: У меня совсем худая куртка.

Худой(разг.) - дырявый, испорченный (худой сапог).

Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

.        Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы

.1.     Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот - при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.

)        Ошибки в усвоении значения фразеологизмов

Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.

Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.

Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы".

)        Ошибки в усвоении формы фразеологизма

Грамматическое видоизменение фразеологизма.

Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.

Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).

В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.

)        Лексическое видоизменение фразеологизма.

Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.

Пример: Ну хоть бейся об стенку!

Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.

Пример: Все возвращается на спирали своя!..

Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.

)        Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки.

Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

.2.     Клише и штампы

)        Канцеляризмы - слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.

Пример: Имеет место отсутствие запасных частей.

)        Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность.

Пример: При голосовании поднялся лес рук.

Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками: работа - повседневная, уровень - высокий, поддержка - горячая.

Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).

)        Клише - речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют своё значение.

Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kто последний?)[7,9].

Однако, вся классификация типичных лексических ошибок для младших школьников объединена в 3 большие группы:

Первая группа - употребление слов в значении, им несвойственном или не подходящем к данному контексту,

Вторая группа - употребление нелитературных слов и выражений, 

Третья группа - употребление слов, создающих однообразие речи и засоряющих ее.

Приведем конкретные примеры ошибок каждой группы:

Первая группа-употребление слов в значении, им несвойственном или не подходящем к данному контексту:

а)      Все слово не подходит к данному контексту:

Вода разволновалась на реке (вместо - разбушевалась).

Громоздкий человек сел в лодку (вместо высокий).

Медведь сосал рану (вместо зализывал);

б)      В слове неверно употреблены аффиксы и главным образом приставки в глаголах:

Немцы взошли в деревню (вместо вошли).

Соседний мальчик крикнул (вместо соседский).

в)      Неправильный выбор слов-синонимов:

Голубь маленько отдохнул и полетел (вместо немножко) .

Мальчики провозгласили, что идут купаться (вместо закричали).

Вторая группа - употребление нелитературных слов и выражений:

а)      Употребление слов, отклоняющихся от литературной нормы со звуковой стороны в отдельных элементах:

Слепоглазый летчик (вместо ослепший).

б)      Употребление слов, совершенно чуждых литературному языку.

Мальчик неугонимо плакал.

Третья группа - употребление слов, создающих однообразие речи или засоряющих ее:

а)      Повторение одинаковых или однокоренных слов:

Сначала пошли в лес, потом пошли в школу, после пошли на речку.

Сестра сказала, что брат приехал, а дедушка сказал, что внук очень красиво одет.

И вот мы видим у стены стоит стол, в углу стоит елка, стул стоит у стола.

б)      Плеоназмы:

Тигры делали очень огромные прыжки.

Лексические ошибки 1-й группы наиболее устойчивы. Из недочетов 2-й группы наиболее устойчивыми являются недочеты, свидетельствующие об употреблении просторечно-разговорных слов вместо литературных.

Недочеты 3-й группы быстрее всего поддаются искоренению, если своевременно на них обратить внимание и проводить работу над синонимами, антонимами, т. е. по обогащению словаря учащихся[4].

1.2 Причины возникновения лексических ошибок


Во-первых, главная и основная причина появления лексических недочетов - это бедность словаря учащихся.

Во-вторых, недостаточно проводится работа по предупреждению. Мало практикуется устных рассказов по плану или пересказов текстов с учетом и разбором недочетов в устной речи учащихся.

Причины недочетов, отнесенных по группам, можно объяснить следующим образом:

-я группа: наибольшее количество недочетов падает на употребление слов в значении им несвойственном или не подходящем к данному контексту.

Причина появления недочетов этой группы состоит в том, что учащиеся не приучены вдумываться в значение, в смысл слова в конкретном предложении.

Ученик слышал слово, пользуется им, а значения его не знает и таким образом употребляет слово верное само по себе, но не подходящее по значению к данному контексту.

Много недочетов в словах от неверного употребления аффиксов, главным образом, приставок в глаголах.

Причины недочетов этого вида состоят в том, что ученики не приучены вникать в значение словообразовательных частей слова. Учитель не обращает должного внимания учеников на недочеты, зависящие от неправильного употребления аффиксов.

Недочеты в употреблении слов, не подходящие к данному контексту по стилистической окрашенности, в. употреблении просторечно-разговорных слов, слов книжного языка, в неправильном применении эпитетов - все эти недочеты говорят о том, что учащиеся не умеют пользоваться художественными средствами языка. Анализу языка изучаемых произведений мало уделялось внимания.

Причины недочетов, отнесенных ко второй группе, объясняются бедностью словаря учащихся. Недостаточный запас литературных слов приводит к искажению литературных слов, к словотворчеству и замене слов литературного языка диалектными и просторечно-разговорными словами.

Причины недочетов, отнесенных к третьей группе, с одной стороны, объясняются бедностью словаря учащихся, а с другом неумением учащихся охватывать вниманием целую законченную мысль, небольшой отрывок. Отсутствие внимания и привычки соотносить одно предложение с другим, одну часть излагаемого текста с другими частями, неумение контролировать свою речь со стороны лексических недочетов является также одной из причин появления- недочетов этой группы.

Следовательно, типичными причинами лексических ошибок является бедность словаря учащихся и неудовлетворительное ведение словарной работы в школе[4].

 

.3 Методика работы над лексическими ошибками в начальной школе


Слово - основная структурно-семантическая единица языка, без которой невозможна речевая деятельность. Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст.

Лексический состав - важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Поэтому в работе над словом в школе, особенно в ее начальном звене, всегда придавалось исключительное значение. Словарная работа в начальных классах проводится при выполнении требований всех разделов учебной программы по языку: на уроках обучения грамоте, на уроках развития речи и грамматики, на уроках чтения и "знакомства с окружающим миром".

Объем знаний и умений, связанных с овладением лексикой в начальных классах общеобразовательной школы, достаточно велик. Он представлен в учебниках и программах в разделах "Лексика", "Синонимы", "Многозначные слова", "Родственные слова" и др.

Работа над словарем в начальных классах, в основном направленная на решение стилистических и орфографических задач, имеет своей целью обогащение и уточнение словаря учащихся, его активизация, борьба за чистоту речи

Методика развития словарного состава в условиях обучения учащихся начальных классов должна предусматривать различные уровни педагогического воздействия, которые зависят от этапа работы по развитию речи и от индивидуальных речевых возможностей учащихся.

Можно выделить следующие уровни в работе над лексической основой речевой деятельности учащихся младшей школы:

.        Формирование словаря. Это словарная работа в условиях недоразвития речи, когда учащиеся имеют минимальный словарный запас.

.        Лексико-семантическая коррекция словарного запаса. У учащихся имеется словарь в рамках отдельных предложений, но слова употребляются не правильно по своим лексико-грамматическим характеристикам (смешение значений слов, замещение частей речи и др.)

.        Уточнение словаря. Развитие у учащихся точности и выразительности при использовании словарного запаса; уточнение значений словообразующих структур, устранение ошибок в лексических сочетаниях и при употреблении многозначных слов.

.        Обогащение словаря за счет усвоения новых, ранее не известных учащимися слов; усвоение лексической синонимии и слов с переносным и абстрактным значением.

.        Активизация словаря за счет использования его коммуникативных возможностей при включении в диалогическую речь, пересказы, изложения и другие виды связной речи. Для активизации лексического состава слово должно быть правильно воспринято в контексте, должны быть понятны оттенки его значения; слово должно войти в активный словарь ребенка и воспроизводиться в нужных случаях при общении.[3]

Эти уровни работы над словом, реализуемые в начальных классах на практической основе, взаимодействуют и дополняют друг друга в зависимости от речевых возможностей учащихся.

Как отмечают методисты, "урок русского языка - это, прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка"[8].

Пополнение лексики учащихся происходит двумя путями:

)        за счет самостоятельного накопления в процессе общения с окружающими людьми, при чтении книг, при просмотре кинофильмов и телепередач и т. п.

)        за счет специальной систематической работы над лексикой, над ее уточнением и расширением, закреплением на всех уроках.

Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения каждого типа. Система работы складывается из следующих элементов:

а)      исправление ошибок в тетрадях учащихся;

б)      классная работа над общими, типичными ошибками на уроках анализа проверенных сочинений и изложений;

в)      система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные лексические ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

г)       языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

д)      стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем;

е)       обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию (редактированию) изложения и сочинения.

Все лексические ошибки должны быть исправлены и в устной, и в письменной речи учащихся; школьник, допустивший ошибку, должен усвоить правильный вариант, а если возможно, то и осознавать причину ошибки. Ошибки исправляются либо самим учеником - это наилучший способ, либо учителем, если учащийся сам исправить ошибку не может. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания, в замене слов, в добавлении необходимого, в зачеркивании лишнего (в зависимости от типа ошибки). Проверяя сочинение или изложение, учитель исправляет те ошибки, которые дети сами, даже с его помощью, исправить не смогут, и подготавливает учащихся к исправлению остальных ошибок в коллективной или индивидуальной работе.

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности открывает для учеников изучаемая или грамматическая тема - для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения возможных ошибок речи. Соответствующие моменты включаются в урок грамматики; школьники учатся исправлять недочеты речи (своей или чужой) на основе изучаемого грамматического материала. Практически каждая грамматическая тема дает такие возможности.

Так при изучении темы "Местоимение" следует показать детям, как использование личных местоимений помогает устранить повторяющиеся одинаковые слова, как местоимение делает речь разнообразнее, лаконичнее. На конкретном материале школьники сами учатся использовать местоимения для замены повторяющихся слов. Эта же тема дает возможность научит детей устранять и другую речевую ошибку - неточное соотнесение местоимения с тем словом, на которое оно указывает, и удвоение подлежащего. Тема "Имя прилагательное" дает возможность учить детей вводить прилагательные в собственный текст с конкретной целью - повышения точности и изобразительности речи; подбирать прилагательные-синонимы и на этой основе учить выбору наиболее точного и выразительного слова. Тема "Склонение имен прилагательных" дает возможность работать над предупреждением ошибок в согласовании прилагательных с существительными[4].

Также методика лексической работы на уроках русского языка, должна включать в себя пять основных направлений:

1.      толкование конкретной лексемы;

2.      этимологический анализ слова;

.        синонимические связи;

.        фразеологические отношения.

Толкование лексемы

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объяснять значения слов. В связи с этим можно выделить три основных способа толкования лексического значения слова: наглядный, семантический, контекстуальный. Данные методы являются очень эффективными, но в своей работе учитель должен дифференцировать их по степени сложности. Так, наглядный метод лучше всего использовать на первых этапах обучения. Он позволит идти к слову от представления, от действительности и будет способствовать сознательному использованию слов в речи. Семантический и контекстуальный методы толкования слов лучше начинать использовать со второго класса, причем параллельно с наглядным. Не менее интересным приемом объяснения значения слова является работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка правильна. Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем. [15]

Этимологический анализ

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический "облик", лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов - одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Элементы этимологического анализа можно вводить в работу уже в первом классе по окончании периода обучения грамоте. Пропедевтическая работа должна начинаться со знакомства с этимологией исконно русских звукоподражательных слов. Затем можно переходить к этимологическому анализу остальных языковых единиц. Желательно, чтобы учащиеся после прослушивания этимологической справки кратко записывали историю слова в тетрадь. Например: МЕДВЕДЬ - МЕД, ВЕДАЮЩИЙ = "знающий, где есть мед". Позднее, после того, как дети познакомятся с понятием "корень слова" в современном русском языке, можно ввести понятие "исторический корень слова". Разграничение этих понятий создаст основу для осознанного запоминания значения и написания слова.

Работа с синонимами

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин "синонимы" целесообразнее заменять термином "слова-братья" или "слова-друзья". Знакомство с этим явлением языка можно организовать следующим образом: "Сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие.

Скажи: "Родник" -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни причем!)

Разные слова "родник" и "ключ", а называют одно и то же. Таких слов в русском языке много. Называют их СЛОВА-ДРУЗЬЯ, что значит "близкие по значению слова" или "слова, которые по-разному называют одно и то же".

Наблюдая над такими словами, учащиеся практически усваивают явление синонимии.

Во втором классе считается целесообразным познакомить учащихся с понятиями: "синонимы", "синонимический ряд". Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки "Слова-братья":

"Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное - они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом - синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий "счастливый".

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их запас, надо включить в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не лишние ли они, не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря? Эту задачу можно решить на конкретных примерах ряда слов. Сопоставление слов, выяснение того, что лишних среди них нет, так как каждое слово заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы - это слова, не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Потому их язык и хранит, позволяя нам точно выражать свои мысли. Такое наблюдение поможет детям учиться чувствовать слово, более осознанно подходить к его выбору.

На этом этапе учащиеся подбирают синонимы к словам, объясняют их значения, выясняют оттенки значений, различия между словами-синонимами. Обычно при подборе синонимов школьники располагают их по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный.

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок.

Работа над фразеологией

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, причем не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин "фразеологизм" целесообразнее заменить термином "крылатые слова", что значит слова, которые "как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава".

Во втором классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, уместно познакомить их с "серьезным" лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации. Это можно сделать с помощью рассказа "Фразеология":

"Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну деталь в виде буквы Ф.

Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности и в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в том необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь. Так из слов, вернее, из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов.

Слова теряют вдруг свои прежние значения: золотые руки - здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной".

На этом этапе учащиеся под руководством учителя наблюдают за тем, что в устойчивых выражениях невозможно заменить одно слово другим. Так, о небольшом количестве мы можем сказать капля в море (но не в океане), кот наплакал (но не кошка). Ученики также подводятся к выводу о том, что многие фразеологические обороты не допускают и изменения порядка слов. С помощью учителя дети учатся заменять устойчивые сочетания слов близкими по значению словосочетаниями или отдельными словами.

На этом этапе очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Для этого учитель может предложить учащимся самостоятельно составить предложения с фразеологическими сочетаниями, для сильного класса лучше предложить написать миниатюру, сказку, в которой были бы использованы знакомые фразеологизмы. С одной стороны, этот прием помогает ученикам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество.

В третьем классе учащиеся продолжают наблюдать над значением крылатых выражений. Они подводятся к выводу, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы, упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов. В это же время учащиеся знакомятся с фразеологизмами-антонимами. Не менее важно акцентировать внимание детей на употребление фразеологизмов в собственной речи и особенно на использовании их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

Данная система работы способствует не только обогащению словаря школьника, но и совершенствованию навыка чтения и развития речи, создает основу для последующей языковой практики, помогает не только прочно усвоить материал, но и заинтересовать детей, повысить внимание к слову. Первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения[15].

Глава 2. Экспериментальная работа над лексическими ошибками младших школьников

 

.1 Содержание экспериментальной работы над лексическими ошибками


Изучив теоретические основы организации лексической работы с детьми младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что необходимо систематически проводить работу со словом как на уроках русского языка и литературы, так и на других уроках в начальной школе.

Целью исследования было выявить типичные лексические ошибки младших школьников и разработать специальный комплекс заданий для их устранения.

Практическая работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназия № 16 "Французская" города Новосибирска с учащимися 3 "Д" класса в количестве 28 человек (сроки проведения: апрель 2014 года).

Этапы исследования:

)        Констатирующий. Для выявления наиболее типичных ошибок на данном этапе детям давалось задание написать сочинение на тему "Весна".

)        Формирующий. Цель данного этапа - формирование грамотной речи (письменной, устной) у учащихся с помощью разработанного комплекса упражнений.

Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание. ( Приложение 3)

Упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании:

.        Устранить повтор слов, сохранив содержание высказывания:

-       В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега.

-       Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

-       Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

-       Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а то кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. установлен.

-       Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

-       Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

1.      Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте?

В каждом предложении повторяется слово "побежали".

Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?

Погнались, понеслись, направились, пустились.

Каким из слов, названных вами, заменим слово "побежали" в предложении "За ними побежала стая волков".

Погналась.

Какое слово употребим вместо "побежали" в предложении "Лоси побежали к сторожке"

Пустились.

Запишите в тетрадях исправленный текст.

"Лосиха с лосенком побежали. За ними погнались стая волков. Лоси пустились сторожке".

2.      Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

3.      Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жилище, краткий, ловкий, много, новый, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм,.

4.      Найдите и устраните повторы в предложениях.

Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

5.      Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

-       В библиотеке дети читают книги

-       Во дворе много маленьких малышей.

-       На улице хорошая погода.

6.      Составьте из двух предложений одно.

-       Я не пошел гулять. Была плохая погода.

-       Весна - время года. Распускаются почки.

7.      Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

-       Особенно очень сильно кричали вороны.

-       По дорожке бежал молодой щенок.

3)      Контрольный. Цель этапа - выявить, насколько эффективен разработанный комплекс заданий для исправления лексического повтора у младших школьников.

На данном этапе детям было предложено вновь написать мини-сочинение на тему "Мое домашнее животное".

 


2.2 Анализ экспериментальной работы над лексическими ошибками


Проведенное в третьем классе исследование показало, что наиболее типичные ошибки, допускаемые в классе - это неоправданный повтор слов и тавтология.

В таблице 1 показан процент учащихся, совершающих ошибки и уровень речевой грамотности детей в данном классе до проведения констатирующего эксперимента. (Приложение 1)

В результате обработки сочинений учащихся на тему "Весна" оказалось, что такую лексическую ошибку, как повтор слов, допускают 54% (15 человек) учащихся 3 "Д" класса, из них 36% (10 человек) допускают 1-3 ошибки и оставшиеся 18% (5 человек) - 4 и более ошибок; тавтология - 61% (17 человек) учащихся, из них 54% (15 человек) допускают 1-3 ошибки, 7% (2 человека) - 4 и более ошибок.


Таким образом, мы составили комплекс упражнений направленный на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

После формирующего этапа, на котором дети под руководством учителя выполняли задания, представленные выше, я провела контрольное исследование. На этом этапе детям вновь было предложено написать сочинение на тему "Мое домашнее животное", которое помогло выявить эффективность данных заданий.

В таблице 2 показан процент учащихся, допускающих ошибки и уровень речевой грамотности детей после проведенного эксперимента.

Как показано во второй таблице, количество учащихся, допускающих ошибки: повтор слов - 36% (10 человек), из них 29% (8 человек) - среднего уровня, 7% (2 человек) - низкого уровня ; тавтология - 36% (10 человек), из них 32% (9 человек) - среднего уровня и 4% (1 человек) - низкого уровня.


Если сравнить процентные соотношения из таблицы 1 и таблицы 2, можно увидеть, что общий процент (по обеим ошибкам) уменьшился: дети, совершающие ошибки лексического повтора - на 18%, тавтологии - на 26%.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данные упражнения способствуют уменьшению количества лексических ошибок в устной и письменной речи детей.

Практическая работа доказала, что лексическая работа или работа со словом на уроках в начальной школе играет большую роль в обогащении, активизации и уточнении словарного запаса детей, а так же влияет на развитие связной устной и письменной речи, на общее развитие учеников младших классов.

Следовательно, цель работы достигнута; гипотеза - работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, была подтверждена экспериментально.

Заключение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка, усваивает его нормы, правила, основные требования, к которым относятся: правильность, логичность, содержательность, владение механизмами языка, выразительность, точность. Для того, чтобы речь была грамотной, эмоциональной, нужно начинать ее развитие с раннего периода, а именно в начальной школе. Поэтому главной задачей учитель младших классов в этот период является создать благоприятную речевую среду, условия для получения наилучшего результата. Немаловажна и работа в системе, наличие разнообразных упражнений, и в процессе чтения, и в процессе беседы, и в игре на любом уроке в начальной школе.

Доказано, что фундаментом речевого развития ребенка является его словарный запас. Лексическая работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется по пяти направлениям:

.        Формирование словаря.

2.      Лексико-семантическая коррекция словарного запаса.

3.      Уточнение словаря.

4.      Обогащение словаря

5.      Активизация словаря

Необходимо отметить, что огромную роль в обогащении словарного запаса учащихся начальных классов играет работа с антонимами, синонимами, многозначными словами, фразеологизмами и другими средствами выразительности.

Большая роль в этом играет учебная литература. Читая учебники, произведения различных авторов, разнообразных по жанру, дети учатся анализировать слова и обороты речи, систематизировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять, тем самым развивать, активизировать, обогащать свою речь, свой словарный запас.

Данный вывод можно сделать, проанализировав учебную литературу для начальной школы, изучение опыта учителей - практиков подтвердило мысль о том, что планомерная работа со словом влияет на речевое развитие обучаемых, на активизацию их мыслительной деятельности, проявление творчества, на общее развитие детей младшего школьного возраста.

Данное исследование было посвящено теме: "Работа над лексическими ошибками в начальной школе".

В этой работе была проанализирована методическая и лингвистическая литература, труды выдающихся языковедов, детские работы.

Анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления лексических ошибок актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Констатирующий срез позволил выявить типичные лексические ошибки учащихся в письменных творческих работах, на основе которых был составлен комплекс упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников. Были использованы упражнения следующих типов: устранение повтора слов; замена слов синонимами; составление из нескольких предложений одного.

Контрольный этап показал, что после применения комплекса упражнений, ориентирующих на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании, общий процент учащихся, делающих ошибки уменьшился.

В заключение можно сделать вывод о том, что необходимо осуществлять постоянный контроль над развитием речи и мышления школьника путем систематической диагностики, т.е. изучая его творческие работы, исправлять ошибки по стилистике и орфографии. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

Цель исследования достигнута; гипотеза ─ работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, была подтверждена.

Список использованных источников


1.      Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]/Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009.-448с.

.        Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие [Текст]/И. Б. Голуб - М.: Рольф, 2001 г.. 240 с.

.        Детская речь как предмет лингвистического изучения/ В.П. Проничев

.        Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]/Л.Н. Ефименкова . - М.: Просвещение, 1991 г. - 224с.

.        Моралева, Н.А. К вопросу о предупреждении лексических недочетов в письменной речи учащихся 1995 г.- 81 с.

.        Миргородская Т. В. Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

.        Львов М. Р. Основы развития речи младших школьников. [Текст]/ М.Р. Львов // Начальная школа 1981 №7 с 9

.        Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст]/М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985 г.- 200с.

.        Львов, М. Р. Тенденции развития речи учащихся в начальной школе [Текст]/М.Р. Львов. - М.: Просвещение , 1980 г.- 240с.

.        Методика лексической работы на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]//http://festival.1september.ru/articles/213346/

.        Нарушевич , А.Г. Материалы курса "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку". - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2007.

.        Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" [Текст]/ Т.Г. Рамзаева, М.Р Львов.- М.: Просвещение, 1979. - 431 с.

.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Федеральный государственный образовательный стандарт от 22.12.12 № 177856

.        Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей [Текст]/ С.Н. Цейтлин.- М.: Просвещение, 1982. - 143 с.

.        Шакурская, Т.А. Русский язык и культура речи. Методические указания для студентов технических специальностей по разделу: "Лексические нормы русской речи" [Текст]/ Т.А. Шакурская

Приложение 1

 

Таблица 1

Фамилия И.

Уровень грамотности (Лексический повтор)

Уровень грамотности (Тавтология)

1

Амалия А.

Средний

Средний

2

Артём А.

Средний

Высокий

Наталья Б.

Высокий

Средний

4

Анастасия Б.

Средний

Высокий

5

Рината Б.

Средний

Низкий

6

Дарья Б.

Низкий

Средний

7

Илья Г.

Средний

Высокий

8

Виктория Г.

Средний

Средний

9

София Г.

Средний

Средний

10

Полина Г.

Высокий

Высокий

11

Дарья И.

Средний

Высокий

12

Алена К.

Высокий

Высокий

13

Анна К.

Высокий

Средний

14

Михаил М.

Средний

Высокий

15

Арсений М.

Средний

Средний

16

Анастасия М.

Высокий

Низкий

17

Евгения Н.

Высокий

Средний

18

Александр О.

Низкий

Средний

19

Даниил П.

Высокий

Высокий

20

Анна П.

Высокий

Средний

21

Павел П.

Низкий

Средний

22

Анна Р.

Высокий

Средний

23

Виолетта Р.

Высокий

Высокий

24

Федор С.

Низкий

Высокий

25

Екатерина Т.

Низкий

Средний

26

Артем Т.

Высокий

Высокий

27

Наталья Я.

Высокий

Средний

28

Лев Я.

Высокий

Средний


Количество человек, допускающих ошибку

15

17


Всего (в %)

54%

61%


Высокий уровень - 0 ошибок; средний уровень - 1-3 ошибки; низкий уровень - 4 и более.

Приложение 2

Таблица 2

№Фамилия И.Уровень грамотности (Лексический повтор)Уровень грамотности (Тавтология)




1

Амалия А.

Высокий

Высокий

2

Артём А.

Средний

Высокий

3

Наталья Б.

Высокий

Средний

4

Анастасия Б.

Высокий

Высокий

5

Рината Б.

Высокий

Высокий

6

Дарья Б.

Средний

Средний

7

Илья Г.

Высокий

Средний

8

Виктория Г.

Высокий

Высокий

9

София Г.

Средний

Высокий

10

Полина Г.

Высокий

Высокий

11

Дарья И.

Средний

Низкий

12

Алена К.

Высокий

Высокий

13

Анна К.

Высокий

Средний

14

Михаил М.

Высокий

Высокий

15

Арсений М.

Высокий

Средний

16

Анастасия М.

Высокий

Средний

17

Евгения Н.

Высокий

Средний

18

Александр О.

Средний

Высокий

19

Даниил П.

Высокий

Высокий

20

Анна П.

Высокий

Высокий

21

Павел П.

Средний

Средний

22

Анна Р.

Высокий

Высокий

23

Виолетта Р.

Средний

Высокий

24

Федор С.

Низкий

Высокий

25

Екатерина Т.

Низкий

Средний

26

Артем Т.

Высокий

Высокий

27

Наталья Я.

Средний

Высокий

28

Лев Я.

Высокий

Средний


Количество человек, допускающих ошибку

10

10


Всего (в %)

36%

36%


Высокий уровень - 0 ошибок; средний уровень - 1-3 ошибки; низкий уровень - 4 и более.

Приложение 3

Упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

.        Устранить повтор слов, сохранив содержание высказывания:

-       В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега.

-       Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

-       Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

-       В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

-       Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а то кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. установлен.

-       Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

-       Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

.        Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте?

В каждом предложении повторяется слово "побежали".

Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?

Погнались, понеслись, направились, пустились.

Каким из слов, названных вами, заменим слово "побежали" в предложении "За ними побежала стая волков".

Погналась.

Какое слово употребим вместо "побежали" в предложении "Лоси побежали к сторожке"

Пустились.

Запишите в тетрадях исправленный текст.

"Лосиха с лосенком побежали. За ними погнались стая волков. Лоси пустились сторожке".

3.      Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

4.      Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жилище, краткий, ловкий, много, новый, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм,.

5.      Найдите и устраните повторы в предложениях

Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

.        Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

-       В библиотеке дети читают книги

-       Во дворе много маленьких малышей.

-       На улице хорошая погода.

7.      Составьте из двух предложений одно.

-       Я не пошел гулять. Была плохая погода.

-       Весна - время года. Распускаются почки.

.        Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

-       Особенно очень сильно кричали вороны.

-       По дорожке бежал молодой щенок.

Похожие работы на - Работа над лексическими ошибками в начальной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!