Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений (на примере ОАО 'Оренбургское ХПП Оренбургского района Оренбургской области)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений (на примере ОАО 'Оренбургское ХПП Оренбургского района Оренбургской области)

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО "ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

кафедра бухгалтерского учета и аудита






КУРСОВАЯ РАБОТА

по бухгалтерскому управленческому учету

на тему:

"Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений (на примере ОАО "Оренбургское ХПП Оренбургского района Оренбургской области)"










Оренбург-2014

Содержание

Введение

1. Роль и значение управленческого баланса для принятия управленческих решений

1.1 Сущность моделирования баланса для управленческих целей

1.2 Значение и форма управленческого баланса

2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Энергохимремонт"

3. Построение управленческого баланса на основе бухгалтерского баланса ОАО "Оренбургское ХПП"

3.1 Методика построения модели управленческого баланса

3.2 Анализ управленческого баланса ОАО "Оренбургское ХПП"

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центрального банка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно.

Как показывает практика, предприятия, имеющую сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей принимать обоснованные управленческие решения. Именно путем принятия оптимальных управленческих решений осуществляется целенаправленное воздействие руководства организации на хозяйственные процессы в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения работы организации и повышения эффективности производства. Но так как в условиях перехода отечественной экономики от административных методов управления к рыночным условиям хозяйствования процесс управления предприятия значительно усложнился, что связано с приобретением предприятиями полной хозяйственной и финансовой самостоятельности, усложнились и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. В настоящих условиях, когда предприятиям присуща хозяйственная и финансовая самостоятельность, состоящая в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и др., бухгалтерский учет, присущий административной системе управления, не может удовлетворить запросы современного рыночного предприятия. В этих условиях появление управленческого учета, как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности, становится неизбежным. При этом прерогативой финансового учета является составление отчетов для внешних пользователей, которыми могут быть как налоговые органы, органы статистики и другие государственные органы, так и акционеры, кредиторы, поставщики, и т.п., а задачей управленческого учета является составление отчетов для внутренних пользователей информации: для собственников предприятия, для его управляющих (менеджеров). От отчетов для внешних пользователей они отличаются тем, что содержат информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. При этом содержание отчетов для внутренних пользователей может меняться в зависимости от их целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, призванные охарактеризовать общие результаты деятельности хозяйствующего объекта, не содержат информации, достаточной для принятия оптимальных управленческих решений. Для того чтобы использовать информацию, представленную в стандартных формах бухгалтерской (финансовой) отчетности, в управлении предприятием, необходимо сначала придать ей такое содержание, которое бы соответствовало запросам внутренних пользователей и способствовало бы принятию ими оптимальных управленческих решений. Такими свойствами обладает управленческий баланс.

Настоящая курсовая работа выполнена с целью показать значение и особенности управленческого баланса, как основного источника информации для принятия управленческих решений. Управленческий баланс составлен по документам ОАО "Оренбургское ХПП". Для того чтобы достичь поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:

раскрыта сущность и значение управленческого баланса;

проведен анализ организационной структуры предприятия, выбранного в качестве объекта изучения;

оценены основные экономические показатели ОАО "Оренбургское ХПП";

составлен управленческий баланс по данным ОАО "Оренбургское ХПП";

рассмотрен и проанализирован полученный управленческий баланс.

В процессе решения перечисленных задач применялись основные методы, принятые в экономических науках, - анализа и синтеза, сравнений, группировок и др.

В качестве информационной базы работы были использованы типовые формы бухгалтерской финансовой отчетности за 2011, 2012 и 2013 годы.

Работа опирается на современные законодательно-правовые акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в РФ, а также на учебную, научную, периодическую и специальную литературу по вопросам бухгалтерского управленческого учета и составления управленческого баланса.

управленческое решение баланс бухгалтерский

1. Роль и значение управленческого баланса для принятия управленческих решений

1.1 Сущность моделирования баланса для управленческих целей

Результативность управления в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. На качество обеспечения управленческой деятельности влияет принцип соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного принципа заключается в следующем:

бухгалтер, составляющий ту или иную отчетную форму, должен понимать необходимость и полезность для анализа и управления тех или иных данных, которые он намерен включить в отчет. Бухгалтеру недостаточно хорошо владеть техникой и по всем правилам представлять цифры в установленной форме, необходимо уметь в каждой цифре видеть ее содержание;

руководитель, как пользователь отчетности, должен понимать, что необходимые для него данные включены в отчет и могут быть им востребованы. [25]

Игнорирование этого принципа может привести либо к представлению излишней информации (учитывая, что подготовка данных - процесс дорогостоящий), либо к непредставлению нужной руководителю информации. Естественно, что однозначная и безусловная реализация данного принципа вряд ли возможна, но в качестве определенного шага к нему можно предложить способ корректировки состава и структуры форм бухгалтерского отчета для принятия управленческих решений. В отношении основной формы бухгалтерской отчетности - бухгалтерского баланса - это интерпретируется как его моделирование - формирование информации в удобном виде для целей анализа, управления, прогноза. [14]

В ряде работ современных авторов затрагивается идея моделирования информации, содержащейся в балансе, например практика составления производных балансов. С точки зрения моделирования традиционный баланс, построенный согласно действующему законодательству, следует отнести к первичным моделям, на основе трансформации которых строятся вторичные (производные) модели, составленные для конкретных целей и с определенными допущениями. В зависимости от цели могут использоваться следующие основные типы производных балансов: управленческие, плановые, нулевые, прогнозные, матричные и пр. Для их составления применяются, как правило, методы корректировок, бюджетирование, метод нулевого баланса, методы прогнозирования и т.д.

С позиции обеспечения управленческой деятельности особое значение приобретает управленческий баланс. При разработке управленческого баланса следует исходить из потребностей администраторов и бухгалтеров, цели которых сводятся к измерению экономической рентабельности, эффективности и успешности деятельности организации. Безусловно, чтобы точно измерить рентабельность, управленческий баланс должен опираться на принципы динамического баланса. [17]

Управленческий баланс является производной моделью от стандартного бухгалтерского баланса. Его функции сводятся к установлению объективной картины состояния имущества организации, ее обязательств и капитала, наглядному представлению руководителю получаемых соотношений. Выполненные расчеты информируют о диспропорциях баланса, которые могут привести к отрицательным изменениям в деятельности организации. В любом случае предназначение трансформации достаточно очевидно - представить баланс в форме, более пригодной для принятия управленческих решений и реальной с позиции оценки.

Управленческий баланс строится в агрегированном виде. Он непосредственно зависит от совокупности показателей, определяемых для оценки хозяйственной деятельности и финансового анализа, и состоит из 2 разделов: активов и пассивов, которые должны в итоге быть равны. Укрупненные статьи активов и пассивов формируются на основе рассчитанных операционных бюджетов, бюджета прибылей и убытков, бюджета движения денежных средств и установленных (предполагаемых) данных на начало бюджетного периода. [32]

В первом разделе активов управленческого баланса отражаются показатели, характеризующие наличие и величину внеоборотных активов предприятия. Это нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и прочие внеоборотные активы.

По статьям "Основные средства" и "Нематериальные активы" на начало года формируется остаточная стоимость на основании первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации за предшествующие периоды. С учетом нормы амортизации и планируемых поступлений и выбытий этих активов, определяемых в прогнозах амортизационных отчислениях, рассчитывается остаточная стоимость по каждому периоду.

В статье "Незавершенное строительство" отражается сумма капитальных затрат предприятия, по которым еще не завершено строительство, не закончен процесс их создания или ввода в эксплуатацию, а также расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сальдо по статье увеличивается на величину средств, планируемых в инвестиционном бюджете, и уменьшается на сумму введенных в эксплуатацию и списанных на счета основные средства и нематериальные активы.

"Прочие внеоборотные активы" включают планируемые доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы. [17]

По второму разделу "Оборотные активы" отражается стоимость запасов, дебиторская задолженность, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

В расшифровочных статьях "Запасы" показывается стоимость материально-производственных запасов - остатков сырья, материалов, готовой продукции, полуфабрикатов, товарных запасов на складе и расходов будущих периодов.

Планируемые складские запасы рассчитываются с учетом стоимости на начало периода, величины нормативных значений расходных элементов, а также прироста складских запасов (поступление и расходование средств в прогнозном периоде по каждой группе). [18]

К расходам будущих периодов относится суммарная стоимость расходов, которые предполагается оплачивать и осуществлять в одном периоде, но реально использовать - в последующих периодах. Это могут быть также расходы, доходы от которых организация получит позже.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - это сумма "входного" налога, который еще не принят к вычету. По статье отражается сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам, объектам основных средств, осуществленным капитальным вложением, работам и услугам, подлежащая отнесению в последующих периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или на списание на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Статья "Дебиторская задолженность" формируется по данным прогноза, определяющего величину задолженности прошлых периодов и текущей задолженности сторонних организаций перед предприятием по обязательствам, возникающим по оплате отгруженной готовой продукции, товаров, выполненных работ, и по прочим сделкам.

По статье "Краткосрочные финансовые вложения" отражаются суммы предполагаемых краткосрочных финансовых вложений организации.

Денежные средства складываются из расчета предполагаемого остатка денежных средств на начало года, находящегося в наличии у предприятия в кассе и на расчетных счетах и прироста денежных средств. Статья "Денежные средства" определяется как сальдо на начало месяца по бюджету движения денежных средств. [16]

По статье "Прочие оборотные активы" отражаются суммы, не нашедшие отражения по другим группам статей "Оборотные активы" баланса.

В пассиве управленческого баланса формируется третий раздел "Капитал и резервы", включающий статью "Уставный капитал". По статье отражается определяемая в соответствии с учредительными документами величина уставного капитала организации. Следует отметить, что увеличение и уменьшение уставного капитала производится в соответствии с установленным порядком и отражается в бухгалтерском учете только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

При планировании выкупа у акционеров принадлежащих им акций по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" приводится стоимость собственных акций.

По статье "Добавочный капитал" отражаются остатки средств добавочного капитала организации, который может включать сумму в результате переоценки основных средств и быть увеличен в течение прогнозного периода за счет планирования продаж акций по цене, превышающей номинальную стоимость.

Планирование по статье "Резервный капитал" позволяет отразить величину резервного капитала организации и использование суммы образованных резервов на выплату доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли или на покрытие балансового убытка.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) рассчитывается с учетом величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации прошлых лет (остаток по счету 84) и суммы чистой прибыли (непокрытого убытка), планируемой на прогнозный период. Чистая прибыль формируется в бюджете прибылей и убытков и складывается из финансового результата по основным видам деятельности, сальдо прочих доходов и расходов и уменьшается на величину налога на прибыль. [30]

При формировании статьи "Нераспределенная прибыль" необходимо учитывать принятые предприятием решения по погашению сумм непокрытого убытка прошлых лет или распределению прибыли на увеличение сумм резервного капитала, выплату дивидендов.

При формировании управленческого баланса можно выделить четвертый раздел "Долгосрочные обязательства", в котором показываются отложенные налоговые обязательства и непогашенные суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов, отражаемых в бухгалтерском учете на счете 67.

В пятом разделе управленческого баланса "Краткосрочные обязательства" выделяют статью "Займы и кредиты", в которой рассчитывается сумма на начало периода непогашенных краткосрочных кредитов и займов (на срок не более 12 месяцев) и прироста денежной массы, планируемой в результате операции привлечения средств с учетом причитающихся к уплате процентов и погашения.

По статье "Кредиторская задолженность" рассчитывается величина кредиторской задолженности организации, представляющая собой задолженность предприятия по выполнению взятых на себя обязательств по следующим статьям:

поставщики и подрядчики - приводится сумма задолженности организации поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги;

задолженность перед персоналом предприятия - показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда;

задолженность по налогам и сборам - отражается сумма задолженности по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами;

прочие кредиторы - определяется задолженность организации перед дочерними и зависимыми обществами, по платежам по обязательному и добровольному страхованию, задолженность перед подотчетными лицами, сумма арендных обязательств и др. [17]

Также возможно выделяется сумма налога на добавленную стоимость по отгруженным, но не оплаченным товарно-материальным ценностям.

В данном разделе также могут планироваться: величина доходов будущих периодов (полученные доходы, относящиеся к следующим периодам), резервы предстоящих расходов (состояние зарезервированных сумм для равномерного включения расходов в затраты на производство и продажу) и прочие краткосрочные обязательства.

При подготовке прогнозного управленческого баланса можно вводить дополнительные статьи, но необходимо учитывать взаимосвязь статей бюджета. При этом одни статьи непосредственно зависят от будущей финансово-хозяйственной деятельности и изменяются в результате моделирования и корректировки бюджета, а другие - определяются на начало и остаются неизменными в течение всего бюджетного периода.

Необходимость согласованного пересчета общего бюджета предприятия, составной частью которого является управленческий баланс, обусловлена связью бюджетных форм и позволяет проверить корректность плановой информации, рассчитать финансовые коэффициенты, определить неблагоприятные условия, выявить и оценить будущие активы и обязательства. [20]

1.2 Значение и форма управленческого баланса

Необходимость использования управленческого баланса для принятия управленческих решений заключается в задачах его составления.

. Задача управления активами и обязательствами

Баланс показывает, куда вложены средства, взятые у поставщиков капитала (акционеров, кредиторов), а также кто ими управляет. Добавив к анализу отчет о прибылях и убытках, можно также оценить эффективность управления и сравнить получаемую отдачу со стоимостью капитала.

Элементы баланса порождают будущие денежные потоки. Без использования баланса проблематично составить план денежных потоков.

. Задача прогнозирования финансового состояния. Такая потребность есть как у менеджмента, так и у кредиторов. Кредиторы, особенно в последнее время, очень внимательно следят за финансовым состоянием заемщиков, устанавливая соответствующие ковенанты. Предприятие, которая способна управлять балансом, в том числе качественно планировать его показатели, имеет гораздо меньше рисков получить проблемы с кредиторами

. Задача балансировки. Наличие управленческого баланса позволяет использовать в бюджетной системе двойную запись, которая дает гарантию, что бюджет сбалансирован и ничего не потерялось. Например, если планируемая оплата меньше закупки, в балансе появится обязательство - кредиторская задолженность. [22]

Форма баланса должна позволять эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если последние две задачи не предъявляют значимых требований к форме, для эффективного решения первой структура баланса должна отвечать следующим требованиям.

. Прозрачная связь с другими формами отчетности. Необходимо, чтобы пользователь смог увидеть взаимосвязь элементов баланса и других форм отчетности - отчет о доходах и расходах (ОДР.), отчет о движении денежных средств (ОДДС), не прибегая к сложным вычислениям.

. Удобство разделения на объекты управления. Структура баланса должна просто и удобно разделяться на объекты управления - виды деятельности и центры ответственности.

. Поддержка управления эффективностью. Баланс должен позволять управлять эффективностью вложенного капитала. [26]

Бухгалтерский баланс как управленческий - можно, но неэффективно

В теории управленческого учета наработано множество подходов к отчетности о прибылях и убытках и сейчас мало кто станет использовать для целей управления непосредственно бухгалтерский отчет. При этом в том, что касается бухгалтерского баланса, классические модели управленческого формата отчетности отсутствуют.

Поэтому если предприятие чувствует необходимость управлять балансом, приходится брать бухгалтерский баланс (неважно, по российским или международным стандартам) и пытаться его доработать - например, расширить аналитику. Это было бы не так страшно, если бы структура бухгалтерского баланса могла в принципе подходить для целей управления.

К сожалению, это не так. Проблема в том, что структура бухгалтерского баланса оптимизирована под потребности внешних пользователей и заточена в первую очередь на оценку рисков (ликвидности, платежеспособности).

При этом уже и внешних пользователей такая структура перестает удовлетворять, что породило проект по реформированию МСФО в части форматов представления отчетности.

Даже если просто формально проанализировать приведенные выше требования, легко убедиться, что бухгалтерский баланс им не удовлетворяет.

Отсутствует простая, интуитивно понятная связь с другими формами, в первую очередь ОДДС. Для того чтобы перейти от баланса к ОДДС, необходимо построить целую систему формул, причем опирающихся не на разделы, а на отдельные строки. Это серьезно затрудняет анализ и делает практически невозможным понимание связей для нефинансовых менеджеров.

Отсутствует возможность легко "разломить" баланс на центры ответственности, виды деятельности, поскольку его разделы слабо связаны с объектами управления. Для разделения по объектам управления всегда приходится "крошить" его по статьям, что также не добавляет прозрачности.

Все это приводит к тому, что управленческий баланс, построенный по форме бухгалтерского, остается чужеродным элементом в системе управленческой отчетности, понятным только продвинутой части финансистов. [31]

2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Энергохимремонт"

августа 2003 года на промышленной карте Оренбургской области появилось новое предприятие - ООО "Энергохимремонт".

ООО "Энергохимремонт" работает как самостоятельное ремонтно-сервисное предприятие для химической промышленности Оренбургской области.

Сейчас ООО "Энергохимремонт" - крупнейшее предприятие области, специализирующееся в ремонте, монтаже и техническом обслуживании.

На сегодняшний день ООО "Энергохимремонт"имеет в своём составе 2 производственных отделения, расположенных в г. Оренбурге, г. Орске, а также 5 специализированных подразделений: цех по ремонту, цех по механической обработке, участок вибродиагностики и наладки, лабораторию неразрушающего контроля.

ООО "Энергохимремонт" в 2006 году внедрило и применяет систему менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001: 2001 "Системы менеджмента качества. Требования.". В 2009 году успешно пройден повторный сертификационный аудит, и Органом по сертитфикации TUV CERT TUV Thuringen e. V. (Германия) принято решение о выдаче ООО "Энергохимремонт"нового сертификата EN ISO 9001: 2008 CERT TUV сроком действия до 2014 г.

Предприятием выполняются работы по:

ремонту основного и вспомогательного оборудования химической промышленности Оренбургской области;

вибрационной наладке;

осуществлению неразрушающего контроля соединений на химических объектах Оренбургской области.

монтажу и сервисному обслуживанию технологического оборудования любой сложности и категории опасности;

разработке регламентов и монтажу технологического оборудования любой сложности в условиях действующего производства, в том числе на особо опасных объектах;

оказанию сервисных услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию всех видов объектов на промышленных и муниципальных предприятиях.

выполнению строительно-монтажных работ и работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Рассмотрим организационную структуру предприятия ООО "Энергохимремонт" (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО "Энергохимремонт"

Возглавляет предприятие директор. В его подчинении находятся 3 заместителя: главный инженер, главный экономист, заместитель директора по снабжению.

Производственно-технический отдел организует и контролирует ведение исполнительной документации, организует и проводит техническую учебу работников. Главный механик участвует в определении потребности в строительных машинах и механизмах для строящихся объектов и в разработке планов механизации работ. Он организует обеспечение объектов электроэнергией, сжатым воздухом, кислородом и ацетиленом.

К задачам отдела труда и заработной платы относятся: оказание помощи производителям работ в подготовке плановых заданий бригадам, подготовка нормативной базы по организации труда, ведение отчетности по затратам труда на выполнение строительно-монтажных работ.

Старший инженер по технике безопасности обучает работников безопасным методам производства работ, проводит инструктаж, контролирует соблюдение требований безопасности. Главный экономист отвечает за плановую работу и экономический анализ производственной и коммерческой деятельности ООО "Энергохимремонт". Ему подчинены плановый отдел и бухгалтерия.

Плановый отдел с привлечением начальников участков разрабатывает годовые и оперативно-производственные планы работы предприятия и производственных подразделений, подводит итоги по истечении плановых периодов, совместно с бухгалтерией ведет учет выполнения плановых заданий и затрат на производство, составляет статистическую отчетность, осуществляет анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО "Энергохимремонт".

Бухгалтерия осуществляет учет затрат на производство, анализирует производственно-хозяйственную деятельность предприятия, составляет бухгалтерский баланс, организует внутрипроизводственный хозрасчет, контролирует правильность расходования материальных затрат.

Проведем анализ основных экономических показателей ООО "Энергохимремонт" в 2011-2013 гг (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО "Энергохимремонт"

Показатели2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2011 г., в %Выручка от продажи продукции, работ, услуг (в текущих ценах), тыс. руб. 163579179555198170121,1Себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. 148048162187170903115,4Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 11562565601в 4, 8 разаЧистая прибыль, тыс. руб. 28132233951140,46Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 61262,56351568238111,4Среднегодовая численность работников, чел. 1071008983,17Выручка в расчете на 1 среднегодового работника, тыс. руб. 1528,78 1795,55 2226,63 145,65Среднегодовая з/плата на 1 работника, тыс. руб. 86,11103,93117,71136,69Фондоотдача руб. /руб. 2,492,632,74110,04

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг (в текущих ценах) в 2013 году выросла по сравнению с 2011 годом на 21,1%. Себестоимость продукции за аналогичный период возросла на 15,4%. В результате прибыль от продаж увеличилась в 4,8 раза. Среднегодовая численность работников уменьшилась на 5,6%. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 11,4%. Это свидетельствует о постоянном приобретении новых основных средств. Чистая прибыль по сравнению с 2011 годом была увеличена на 40, 46%. Мы можем видеть уменьшение в сравнении с 2011 годом лишь по среднегодовой численности работников, она составила 83,17% в 2013 году относительно 2011 года). Среднегодовая заработная плата в расчете на одного работника увеличились на 36,69%.

Показатель фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую единицу стоимости основных фондов, которые были в нее вложены, таким образом этот показатель в 2011 году составил - 2,49; в 2012 году - 2,63; и в 2013 году - 2,74, что свидетельствует о его постоянном росте.

Рассмотрим движение и состояние основных средств в ООО "Энергохимремонт" в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Движение и состояние основных средств в ООО "Энергохимремонт"

Показатель2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2011 г., (+,-) Наличие на начало года, тыс. руб. 6072361802653384615Поступление, тыс. руб. 2551393662583707Выбытие, тыс. руб. 1472510238 - 1234Наличие на конец года, тыс. руб. 6180265228712479445Коэффициент выбытия0,020,010,00-0,02Коэффициент обновления0,040,060,090,05Коэффициент прироста0,020,060,090,07Коэффициент интенсивности обновления0,580,130,04 - 0,54

Представим в этой таблице данные об основных средствах на начало года, их поступление и выбытие в течении года, а также данные на конец года. Поступление основных средств постоянно увеличивается, а именно на 3707 тысяч рублей в 2013 г. в сравнении с 2011 г., выбытие основных средств уменьшается и в 2013 уменьшилось в 6,18 раз. В связи с этим наличие основных средств на начало года постоянно растет. Коэффициенты обновления и прироста постоянно увеличиваются, соответственно, на 0,05 и 0,07 в 2013 относительно 2011 г. Также исходя из постоянного увеличения поступления средств и уменьшения выбытия коэффициент интенсивности обновления имеет тенденцию к уменьшению и в 2013 г. составляет 0,04, когда в 2011 г. составлял 0,58.

Проследим динамику прибыли данной организации (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Динамика прибыли и элементов её формирования ООО "Энергохимремонт"

Наименование показателя2011 г. 2012 г. 2013 г. Темп роста 2012г. к 2011г. 2013г. к 2012гв среднем за 2011-2013 ггВыручка от продаж, тыс. руб. 163579179555198170109,77110,37110,07Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 148048162187170903109,55105,37107,44Коммерческие расходы, тыс. руб. 143751762421666122,60122,93122,77Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб. 1156-2565601 - - 220,12Проценты к получению, тыс. руб. 3 7 4 233,33 57,14 115,47Процент к уплате, тыс. руб. 1 0 194 0,00 - - Прочие доходы, тыс. руб. 52911 47396 42998 89,58 90,72 90,15Прочие расходы, тыс. руб. 50014 46741 43186 93,46 92,39 92,92Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 4135 406 5223 9,821286,45 112,39Чистая прибыль, тыс. руб. 2813 223 3951 7,93 1771,75 118,51

По данным данной таблицы сделаем следующие выводы. Выручка от продажи на предприятии постоянно растет. Это связано, прежде всего, с увеличением выпуска продукции. Следует отметить также, что себестоимость проданной продукции также увеличивается, но уровень в 2012 г. относительно 2011 г. увеличивается быстрее, чем уровень 2013 г. относительно 2012 г., в связи с этим темп роста 2012 г. к 2011 г. составляет 109,55%, а 2013 г. относительно 2012 г.105,37%. Коммерческие расходы имеет тенденцию к увеличению примерно на 20% и являются одним из факторов получения убытка от продаж в 2012 г. Прибыль от продажи в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. (на 4445 тыс. руб.), а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 5345 тыс. руб. Проценты к получению в сравнении с 2012 г. снизились почти в 2 раза, а если сравнивать с 2011 г., то наоборот увеличились. Проценты к уплате резко возросли в 2013 г. в сравнении с 2012 г. Прибыль (убыток) до налогообложения и чистая прибыль имеют аналогичную тенденцию.

Далее рассмотрим изменение нераспределенной прибыли организации. Изменения нераспределенной прибыли отражены в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Изменение нераспределенной прибыли ООО "Энергохимремонт"

ГодНа начало года, тыс. руб. На конец года, тыс. руб. Абсолютный прирост, тыс. руб. 20113316934958178920123495833721-1237201333721366352914

Как видно из таблицы нераспределенная прибыль организации за 2011 и 2013 годы не использовалась, только накапливалась. Лишь в 2012 году 1237 тысяч рублей пошло на дивиденды собственникам предприятия.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Рассмотрим динамику состава данных затрат в ООО "Энергохимремонт" (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Динамика расходов организации по элементам ООО "Энергохимремонт"

Виды затрат 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменения 2013 г. к 2011 г. (+; - ) Темп роста 2013 г. к 2011 г., %сумма, тыс. руб. в % к итогусумма, тыс. руб. в % к итогусумма, тыс. руб. в % к итогусумма, тыс. руб. в % к итогуМатериальные затраты88631653,1488703548,409565049,679334-3,47110,81Затраты на оплату труда22839917,4833418619,014966225,79212638,30174,87Отчисления на социальные нужды774024,56889344,97127676,6353652,07172,48Амортизация ОС3318211,96332301,8038361,996540,03120,55Прочие затраты33712422,864642625,823065415,92-6470-6,9482,57Итого16242311001179811110019256910030146x118,56

Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты и затраты на оплату труда. В 2013 году по сравнению с 2011 годом материальные затраты уменьшились на 3,47 п. п, в свою очередь затраты на оплату труда увеличились на 8,3 п. п. Также можем отметить снижение в структуре прочих затрат на 6,94 п. п. Амортизация осталась на прежнем уровне.

Наибольший темп роста приходится на отчисления на социальные нужды и затраты на оплату труда, соответственно 172,47% и 174,87%. Только по прочим затратам наблюдается снижение на 17,43% в 2013 г. по сравнению с 2011 г.

Рост расходов организации связан прежде всего, с увеличением объема производства продукции.

Определим финансовую устойчивость ООО "Энергохимремонт" (таблица 2.6). Финансовую устойчивость предприятия определяют, сравнивая величину источников средств и величину запасов и затрат, а также коэффициенты: соотношение заемных и собственных средств, финансовой независимости, финансовой устойчивости и другие.

Наименование показателей2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменения 2013 г. к 2011 г. (+; - ) Внеоборотные активы, тыс. руб. 2395523674268512896Оборотные активы, тыс. руб. 38081386304933711256Величина реального собственного капитала, тыс. руб. 4621944982473921173Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 12013716747Краткосрочные обязательства (за минусом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов), тыс. руб. 15695171852862912934Всего источников, тыс. руб. 62035623047618814153Коэффициент соотношения заемных и собственных средств0,340,390,610,27Коэффициент финансовой независимости0,750,720,62-0,12Коэффициент финансовой устойчивости0,750,720,62-0,12

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличился за с 0,34 в 2011 г. до 0,61 в 2013 г. Коэффициент финансовой независимости и коэффициент финансовой устойчивости оказались равными, так как нет существенного изменения долгосрочного обязательства. Коэффициенты обеспеченностями собственными источниками финансирования и финансовой устойчивости ниже оптимальных значений. В общем, в 2013 году по сравнению с 2011 годом финансовая устойчивость ООО "Энергохимремонт" несколько

Проследим динамику прибыли данной организации (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Динамика прибыли и элементов её формирования ООО "Энергохимремонт"

Наименование показателя2011 г. 2012 г. 2013 г. Темп роста 2012г. к 2011г. 2013г. к 2012гв среднем за 2011-2013 ггВыручка от продаж, тыс. руб. 163579179555198170109,77110,37110,07Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 148048162187170903109,55105,37107,44Коммерческие расходы, тыс. руб. 143751762421666122,60122,93122,77Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб. 1156-2565601--220,12Проценты к получению, тыс. руб. 374233,3357,14115,47Процент к уплате, тыс. руб. 101940,00--Прочие доходы, тыс. руб. 52911473964299889,5890,7290,15Прочие расходы, тыс. руб. 50014467414318693,4692,3992,92Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 413540652239,821286,45112,39Чистая прибыль, тыс. руб. 281322339517,931771,75118,51

По данным данной таблицы сделаем следующие выводы. Выручка от продажи на предприятии постоянно растет. Это связано, прежде всего, с увеличением выпуска продукции. Следует отметить также, что себестоимость проданной продукции также увеличивается, но уровень в 2012 г. относительно 2011 г. увеличивается быстрее, чем уровень 2013 г. относительно 2012 г., в связи с этим темп роста 2012 г. к 2011 г. составляет 109,55%, а 2013 г. относительно 2012 г.105,37%. Коммерческие расходы имеет тенденцию к увеличению примерно на 20% и являются одним из факторов получения убытка от продаж в 2012 г. Прибыль от продажи в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. (на 4445 тыс. руб.), а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 5345 тыс. руб. Проценты к получению в сравнении с 2012 г. снизились почти в 2 раза, а если сравнивать с 2011 г., то наоборот увеличились. Проценты к уплате резко возросли в 2013 г. в сравнении с 2012 г. Прибыль (убыток) до налогообложения и чистая прибыль имеют аналогичную тенденцию.

3. Построение управленческого баланса на основе бухгалтерского баланса ОАО "Оренбургское ХПП"

3.1 Методика построения модели управленческого баланса

Построение управленческого баланса опирается на форму стандартного баланса, но при этом возможны варианты. Предпочтительной является такая форма, которая отражает активы по мере их ликвидности, а пассивы - по срочности их востребования. Баланс для нужд управления не должен быть сложным, в нем сосредоточиваются группы статей, объединяемые в разделы, которые играют существенную роль при анализе и принятии управленческих решений. Форма должна быть удобной и читаемой руководителем и менеджерами и соответствовать специфическим особенностям деятельности организации. Периодичность составления такого баланса устанавливается произвольно по мере проведения анализа. Составлять баланс произвольной формы и с произвольной периодичностью рекомендуется при наличии современной автоматизированной системы учета. Методика построения предлагаемого управленческого баланса включает агрегирование и разложение статей баланса в соответствии с целями управленческой политики.

Создание рациональной постатейной информации должно опираться на ряд условий и принципов, к которым следует отнести:

выявление потребности в информации;

объективность и полноту информации о процессах хозяйственной деятельности;

возможность обработки информации на ЭВМ;

установление ответственности за своевременное и качественное представление.

Чтобы решить, какая информация наиболее востребована для принятия конкретных управленческих решений, важно определить, сальдо каких счетов будет лежать в основе моделирования баланса. Кроме того, необходимо установить степень агрегирования или разложения статей управленческого баланса. Принцип агрегирования управленческого баланса должен преследовать прежде всего цель удобства представления информации и облегчения расчетов аналитических коэффициентов. Принцип разложения статей должен позволить уточнить показатели результативности деятельности организации.

При трансформации исходного баланса в управленческий необходимо исходить из следующих ограничений:

форма управленческого баланса строится путем агрегирования однородных по своему составу балансовых статей, а также их разложения для удобства расчета показателей эффективности с использованием стандартного набора счетов в соответствии с действующим планом счетов;

форма должна давать информацию (сведения) об основных пропорциях (соотношениях) оборотных и внеоборотных активов, заемного и собственного капитала, предоставлять возможность расчетов показателей оценки платежеспособности, ликвидности, определять основные пропорции рациональной структуры баланса;

форма должна сохранить принцип равенства актива и пассива.

Форма управленческого баланса, отвечающая всем вышеперечисленным требованиям и наиболее точно отражающая финансовое положение ОАО "Оренбургское ХПП", представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Управленческий баланс ОАО "Оренбургское ХПП"

Статья Отчетные даты Коды строк 2011 г. 2012 г. 2013 г. 1. Внеоборотные активыОсновные средства5753664299818971150Прочие внеоборотны активы 557251314403763701160+1170+1180+1190Итого по 1 разделу113261 195739 458267 1100 2. Оборотные активыЗапасы6081839409115957 1210Дебиторская задолженность125638110583951065983 1230Денежные средства10924359531 1250Пр. оборотные активы1649-- 1260Итого по разделу 2149702714062361429543 1200Баланс161028816019751887810 1600 3. Капитал и резервыУставный капитал125125125 1310Добавочный капитал--- 1350Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 736078530885863 1370Итого по разделу 3853099304593600 1300 4. Долгосрочные обязательстваИтого по разделу 4611943697799743362 1400 5. Краткосрочные обязательстваКредит. задол-ть всего734837631992481108 1520Итого по разделу 59130368111311050848 1500Баланс1610288160197518878101700

3.2 Анализ управленческого баланса ОАО "Оренбургское ХПП"

Для принятия верных управленческих решений необходимо не только составлять управленческий баланс, но и правильно анализировать, для четкого представления финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния предприятия представляет собой систему целевого финансового анализа, направленного на выявление возможных тенденций развития предприятия. Нами будут проанализированы показатели ликвидности и платежеспособности; показатели оценки используемого капитала; показатели эффективности на конец отчетного периода. В целом такой анализ целесообразно проводить за те же периоды, что и управленческий баланс.

Анализ ликвидности и платежеспособности проводится с использованием ряда показателей, представленных в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели ликвидности и платежеспособности ОАО "Оренбургское ХПП"

Показатели2011г. 2012г. 2013г. Коэффициент абсолютной ликвидности0,340,380,11Общий коэффициент ликвидности1,651,741,37Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческому кредиту1,261,170,87

Предприятие в 2013г. не может расплатиться по своим обязательствам в установленные сроки за счет наиболее ликвидных активов. Хотя еще в 2011-2012гг. ОАО "Оренбургское ХПП" было в состоянии оплачивать свои долги. Такая ситуация говорит о тяжелом финансовом состоянии предприятия, работающего в режиме постоянной нехватки денежных средств.

Причины - рост кредиторской задолженности и штрафных санкций за просрочку платежей в сочетании с падением реализации и спросом на продукцию.

Значение коэффициента общей ликвидности в 2011-2013 гг. находится в пределах допустимых значений (1-2). Это означает, что в случае реализации оборотных средств вырученных средств будет достаточно на погашение кредиторской задолженности.

Кроме того, наблюдается снижение коэффициента общей ликвидности, что говорит о возможном кризисном состоянии предприятия.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что в период с 2011 г. по 2013 г. произошла снижение этого показателя, что может привести к финансовой неустойчивости предприятия.

По результатам анализа ликвидности и платежеспособности можно сделать следующие выводы:

погашение всей кредиторской задолженности за счет распродажи оборотных активов может способствовать выходу из кризисной ситуации, но, соответственно, может и привести к затруднениям в производственном процессе, что еще более усугубит положение предприятия;

в 2013 г. имеет место снижение ликвидности и платежеспособности предприятия.

Значения показателей за 2013 г. не превышают предельнодопустимые значения.

Для оценки используемого капитала и оценки финансовой устойчивости в управлении используется ряд показателей, основные из которых представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Оценка используемого капитала ОАО "Оренбургское ХПП", %

Показатели2011г. 2012г. 2013г. Коэффициент автономии (независимости) 5,295,814,96Коэффициент финансовой устойчивости43,348,744,2Коэффициент маневренности собственного капитала0,111,2215,17Коэффициент инвестирования75,3247,5420,42Коэффициент финансирования5,596,175,22Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств1,877,3025,51

В результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2013г. непокрытый убыток увеличился, что привело к увеличению коэффициента автономии на 0,33%. Коэффициент финансовой устойчивости увеличился, но на 0,9%.

Маневренность собственного капитала показывает, что за рассматриваемые периоды менее 5% собственных средств было вложено в наиболее мобильные активы. Наблюдается общая тенденция увеличения в изменении коэффициента маневренности.

Коэффициент инвестирования показывает, что в 2011-2013 гг. основные фонды были профинансированы за счет собственных средств на 75,32; 47,54; 20,42% соответственно.

Коэффициент финансирования ОАО "Оренбургское ХПП" показывает, что доля собственных средств на предприятии значительно выше, чем заемных. Наблюдается отрицательная тенденция: если в 2011 г. собственных средств было в 5,95 раза больше, чем заемных, то в 2013 г. - в 5,22, т.е. доля собственных средств за 3 года уменьшилась на 0,73%.

Доля собственных оборотных средств в составе оборотных активов составляет их большую часть. Кроме того, существует общая тенденция их постоянного увеличения. Так в 2013 г. она составила 25,51%.

По результатам оценки используемого капитала можно сделать следующие выводы:

по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятие терпит убытки, которые отвлекают из оборота собственные оборотные фонды, что влечет за собой проблему поиска дополнительный источников финансирования оборотных фондов;

весь собственный капитал предприятия сосредоточен в наименее ликвидных активах - внеоборотных (основные фонды и т.д.).

Аналогичная тенденция наблюдается и с рентабельностью основной деятельности.

Таблица 8 - Показатели анализа эффективности деятельности ОАО "Оренбургское ХПП"

Показатели2011 г. 2012 г. 2013 г. Рентабельность продукции, %2,982,915,47Рентабельность основной деятельности, %-3,07-3,00-5,78Рентабельность активов, %0,820,530,04Рентабельность собственного капитала, %26,6617,181, 19Рентабельность инвестиций, %1,550,970,07

Рентабельность активов и собственного капитала в 2013 г. снизились. Сумма активов и собственного капитала составили 0,04% и 1, 19% соответственно.

Рентабельность инвестиций также снизилась. Отсюда следует, что каждый рубль вложенных собственником средств и долгосрочных заемных средств приносит 0,07% прибыли. Это говорит о неэффективности его инвестиционной политики.

На основании проведенного анализа эффективности работы предприятия можно сделать следующие выводы:

предприятие может выйти из кризисной ситуации при проведении антикризисной политики, чтобы добиться повышения уровня конкурентоспособности продукция;

в целом по показателям происходит ухудшение эффективности деятельности предприятия. При этом не видны попытки руководства изменить положение, и не обнаружены признаки существования финансовой стратегии и стратегии развития предприятия.

Такого рода информация должна присутствовать в управленческой службе любой организации, чтобы позволить отойти от формального подхода к анализу эффективности его деятельности, повысить обоснованность результатов анализа и их использование в процессе оперативного управления организацией. Это связано с тем, что значение баланса состоит в том, чтобы предоставить не только внешнему пользователю, но прежде всего самому хозяйствующему субъекту необходимую информацию об эффективности деятельности организации.

Заключение

При рыночной экономике бухгалтерский учет включает в себя не только ведение счетов и хранение учетной информации, но и составление смет, проведение анализа количественных и качественных показателей, аудиторские издержки, расчет налогов, планирование прибыли, разработку альтернативных вариантов для принятия управленческих решений по вопросам хозяйственной деятельности организации. Качественно и составленный бухгалтерский баланс помогает подготавливать и принимать соответствующие управленческие решения, оценивать положение организации в условиях рынка с целью повышения эффективности производства и управления, улучшения качества продукции, организации производства и управления.

В то же время современному директору предприятия и руководителю финансово-экономической службы необходимо знать все о своем бизнесе исключительно в оперативном режиме - в данный момент времени. Традиционные формы отчетности для этого явно не подходят: во-первых, они объемны; во-вторых, составляются раз в квартал; в-третьих, они не позволяют воссоздать целостную картину финансовой ситуации, поскольку каждая из этих форм характеризует лишь отдельные стороны и аспекты деятельности предприятия. А поэтому для оперативного анализа нужен не набор форм отчетности, а всего лишь один емкий по содержанию и обобщению документ. Таким документом является управленческий баланс, Он представляет собой единый информационный источник, составляется на одном и том же предприятии, с учетом одних и тех же хозяйственных операций.

Его форма, содержание и практическое назначение отвечает следующим требованиям:

данный баланс является сводным документом внутренней отчетности, анализа и аудита;

составляется на базе бухгалтерской информации и в оперативном режиме времени;

содержит актуальную информацию;

дает представление о размещении имущества предприятия;

воссоединяет официальные формы отчетности;

раскрывает существующую взаимосвязь между формами отчетности;

ориентирован на неспециалистов в области бухгалтерского учета;

удобен для принятия управленческих решений;

Если в этот документ включить еще расчет различных коэффициентов, отклонение фактических показателей от плановых, а также оценку собственного капитала в денежной форме, то такой баланс в целом становится рабочим документом в руках директора предприятия. Составляя этот баланс ежедневно (и обязательно ежемесячно), можно сразу же получать оперативную отчетность и давать оценку финансово-экономическому состоянию предприятия в реальном режиме времени, поскольку автоматизация расчетов на базе бухгалтерских данных предусматривается различными бухгалтерскими программами. Тем самым, существенно повышается и оперативное управление экономикой предприятия, поскольку видно распределение ресурсов, а также ошибки в бухгалтерском учете.

В настоящей работе были рассмотрены принципы преобразования бухгалтерского баланса в управленческий. На примере баланса ОАО "Оренбургское ХПП" доказано большое значение его показателей для управления деятельностью предприятия, для чего был проведен анализ некоторых показателей по определенной методике.


1.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

2.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

3.Методические рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (утверждены приказом Минсельхоза России от 13.06.2001г. № 654).

4.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010).

5.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010).

6.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (утвержден приказом Минсельхоза России от 13.06.2001г. № 654).

7.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н).

8.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н).

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34н, в ред. от 26.03.2007 №26н).

.Приказ Минсельхоза РФ от 18.01.2011 № 13 "Об утверждении форм отчетности за 2010 год".

.Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 23.11.2009).

.Анализ финансовой отчетности: Учебник / под ред. Л.В. Донцовой, Н.А. Никифоровой. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: "Дело и Сервис", 2008.

.Бабаев Ю.А. Оперативный анализ результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М., 2009.

.Вахрушина М.А. Управленческий анализ: объекты, методы, задачи // Современный бухучет. - 2009. - №9.

.Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. - М.: Проспект, 2008.

.Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник. - К.: Либра, 2010.

.Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: АУДИТ_ЮНИТИ, 2009.

.Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений. - М.: ЮНИТИ, 2009.

.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. - М.: Экономистъ, 2008.

.Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2009.

.Карпова Т.Н. Управленческий учет: Учебник. - М.: АУДИТ-ЮНИТИ, 2008.

.Колесов В.Ю. Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №15.

.Коломкина М.А. Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве // Расчет. - 2011. - №4.

.Кондраков К.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011.

26.Нестеро В., Важно А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь <#"justify">32.Управленческий учет: Учеб. пособие / под ред.А.Д. Шеремета. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

33.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 2010.

Похожие работы на - Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений (на примере ОАО 'Оренбургское ХПП Оренбургского района Оренбургской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!