ние, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации сооружений и другой недвижимости комиссия, проверяет наличие документов, подтверждающие нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то по соответствующим документам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и приводятся в описи данные о производственных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска назначения, мощности.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, и другие, одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделении организации и учитываемые на типовой и инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный, подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт, машины, и оборудования и др.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91«Прочие доходы и расходы».
При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации - с кредита счета 01, в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения-ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» остаточную стоимость, а разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 73 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.
ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман»инвентаризацию основных средств проводит 1 раз в три года. Последняя инвентаризация была проведена в ноябре 2013 года и составлена инвентаризационная опись основных средств.
По результатам проведенной годовой инвентаризации в 2013 году ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» недостачи не выявлено.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Перед проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей обязательно имеет место проверка состояния карточек складского учета и достоверности товарного отчета. Затем в присутствии материально ответственных лиц комиссия начинает сверять данные о фактическом наличии определенных ценностей со сведениями, которые содержатся в бухгалтерской отчетности. Все пересчитывается, перемеривается, перевешивается. Если товарно-материальные ценности хранятся в разных помещениях, то проверка осуществляется последовательно, а после завершения работы каждое изолированное место хранения пломбируется.
Порядок проверки достоверности данных бухгалтерского учета о наличии материальных ценностей определяется положением бухгалтерского учета 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Следует отметить, что по завершению проверки комиссия составляет специальный документ под названием «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей», в котором содержится информация о каждом отдельном артикуле, его стоимости и других важных характеристик. Если были обнаружены расхождения в весе, размере и других параметрах, то в описи указываются исключительно правильные сведения.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и финансовых вложений
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций относит к разделу «Денежные средства» следующие счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения» и 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений». При проведении инвентаризации денежных средств организации необходимо проверить фактическое наличие денежных средств и документов, подтверждающих их наличие.
На счете 50 «Касса» учитываются:
наличные денежные средства в кассе организации (субсчет 50-1 «Касса организации»);
денежные средства в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. (субсчет 50-2 «Операционная касса»);
находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы (субсчет 50-3 «Денежные документы»).
До начала инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств. Материально ответственные лица (а кассиры относятся к таким лицам) дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества.
Во время инвентаризации кассы операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины Порядка ведения кассовых операций в установленные руководителем предприятия сроки, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
При инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия прежде всего проводит пересчет наличных денег, находящихся в кассе. Полученная сумма сравнивается с последней итоговой записью в кассовой книге и остатком по субсчету 50-1 «Касса организации».
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов наличными деньгами или с использованием платежных карт обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Следовательно, проводя инвентаризацию кассы, необходимо проверить показания контрольно-кассовых аппаратов и данные, указанные в первичных учетных документах. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин и указания по их применению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
Статьей 2 Закона № 54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Так, при инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
правильность оформления ценных бумаг;
реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
Инвентаризация расчетов и финансовых обязательств
Инвентаризация дебиторской задолженности заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами оформляются соответствующим актом по форме № ИНВ-17. В акте из общей суммы дебиторской задолженности обособленно показываются суммы задолженности, подтвержденные дебиторами, не подтвержденные дебиторами и с истекшим сроком исковой давности.
Для дальнейшей работы по исключению подтвержденной, а также выявленной в ходе инвентаризации дебиторской задолженности по указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов составляется справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов, суммы задолженностей, основания возникновения задолженностей, время их возникновения и подтверждающие документы. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке (приложение к форме № ИНВ-17) указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
Нереальные для взыскания суммы задолженностей списываются на основании данных последней инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва под сомнительные долги либо на финансовые результаты (если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались).
Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и другие долги, не реальные для взыскания, включаются во внереализационные расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания - для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток, используется забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». В дальнейшем на суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» с включением их в налогооблагаемую прибыль - как прочих внереализационных доходов. При этом на указанные суммы кредитуется соответствующий забалансовый счет.
Если в ходе инвентаризации выявлены суммы дебиторской задолженности с просроченным сроком исковой давности или других долгов, не реальных для взыскания, их следует в обязательном порядке списать на финансовые результаты. Убытки от подобного списания учитываются при налогообложении прибыли.
Регулирование инвентаризационных разниц
После окончания инвентаризации, оформленные инвентаризационные описи (акты) передаются в бухгалтерию для проверки, определения и обобщения результатов инвентаризации, а также для отражения этих результатов в бухгалтерском, а в некоторых случаях - и в налоговом учете.
Проверка инвентаризационных описей предполагает определение правильности подсчетов в них. Если обнаруживаются ошибки в арифметических подсчетах либо в ценах и таксировке документов, они должны быть исправлены в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.
Количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются в соответствующих строках описей. Таким образом, данные учета сопоставляются с данными о фактическом наличии, что позволяет обнаружить расхождения между ними.
Обнаруженные расхождения фиксируются в специальных сличительных ведомостях:
сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (форма № инв.-18);
сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № инв.-19).
Расхождения фактического наличия материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета, установленные при инвентаризации, называются инвентаризационными разницами, а приведение учетных данных в соответствии с фактическим наличием - регулированием инвентаризационных разниц.
Инвентаризационные разницы могут иметь вид:
излишков (то есть по факту больше, чем по документам);
недостач (то есть по документам больше, чем по факту);
пересортицы (то есть излишки - по одним и недостача - по другим похожим товарам).
Порядок регулирования инвентаризационных разниц определен п. 11.12 Инструкции по инвентаризации и является следующим:
обнаруженные излишки основных средств, материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств и другого имущества подлежат оприходованию и зачислению на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия с последующим установлением причин появления излишков и виновных в этом лиц;
убыль ценностей в пределах утвержденных норм списывается по решению руководителя предприятия на издержки производства или обращения. Нормы естественной убыли могут использоваться только в случаях выявления фактических недостач и после зачета недостач ценностей излишками из пересортицы. При отсутствии норм, убыль рассматривается как сверхнормативная недостача;
сверхнормативная недостача ценностей, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц в ценах, по которым рассчитывается размер ущерба от хищений, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей;
сверхнормативные потери и недостачи материальных ценностей, включая готовую продукцию, в тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, зачисляются на убытки предприятия;
взаимный зачет остатков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен только по товарно-материальным ценностям одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что остатки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же проверяемого лица. Органы государственного управления, в ведении которых находятся предприятия, могут устанавливать порядок, при котором такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если ценности, входящие в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распакованной тары);
в случае если при зачете недостач излишками при пересортице стоимость ценностей, выявленных в недостаче, больше стоимости ценностей, выявленных в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.
Если конкретные лица, виновные в пересортице, не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостача сверх норм естественной убыли с отнесением их на результаты финансово-хозяйственной деятельности. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссией должны быть приведены исчерпывающие пояснения причин, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.
Превышение стоимости ценностей, выявленных в излишках, над стоимостью ценностей, выявленных в недостаче при пересортице, относятся на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей и результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно п. 12 Инструкции по инвентаризации к Примечаниям к финансовой отчетности предприятия, утвержденным приказом Минфина от 29.11.2000 г. № 302, прилагается пояснительная записка, в которую включается, помимо прочего, ведомость результатов инвентаризации.
Заключение
В результате прохождения практики выполнил основные цели и задачи, поставленные программой практики. Ознакомилась с основными принципами работы предприятия. А именно произвела краткий анализ деятельности предприятия. Определила, что оно производит продукцию полуфабрикатов и мясных изделий, производит реализацию своего продукта на территории России и Казахстана и находится в числе лидирующих в своей сфере деятельности.
Данное предприятие является процветающим, благодаря прибыльности. За две недели практики я выполняла ряд трудовых обязанностей бухгалтера.
За время практики узнала как проводится инвентаризация на данном предприятии и пришла к выводу, что организации точно следует всем правилам проведения инвентаризации и рекомендаций по улучшению нет.
Приложение I
Дневник
Прохождения производственной практики по технологии проведения и оформления инвентаризации
В ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман»
Студента 2 курса 4262 группы
Уртаковой Жанны Вячеславовны
ДатаСодержание выполняемой работыПодпись руководителя практики1Приехала в организацию, познакомилась с руководителем практики, составили расписание прохождения практики. Изучила характеристику организации. 2-4 Знакомилась с порядком ведения инвентаризации на предприятии.5-9Знакомилась с инвентаризационными описями и другими документами бух.отчетности.10-13Была помощником у бухгалтера.