Проверка достоверности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете расчетов с дебиторами и кредиторами
.3 Задачи ревизии
К основным задачам ревизии расчетов относится проверка:
) реальности и правильности отражения в учете задолженности по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
) полноты и своевременности расчетов с покупателями за отгруженную, принятую ими продукцию, выполненные работы (услуги);
) правильности определения объемов платежа покупателям в счете-фактуре (стоимость продукции, работ, НДС, соответствие цен сделке);
1.4 Источники информации для ревизии дебиторской и кредиторской задолженности
Учетная политика организации, ее внутренние локальные акты, договоры поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг), акты выполненных работ, рабочий план счетов;
Первичные документы, являющиеся основанием для начисления и оплаты дебиторской и кредиторской задолженности;
Акты сверки расчетов;
Акты инвентаризации, акты о зачете взаимных требований;
Учетные регистры по счетам:
(60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 63 "Резервы по сомнительным долгам" ,66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" ,67 "Расчеты по долгосрочным кредитам займам",68 "Расчеты по налогам и сборам",69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению",70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями",76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты",94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов")
Главная книга
Бухгалтерская отчетность
.5 Методика проверки
Для контроля реальности задолженности отдельных покупателей применяются методы встречной проверки, анализа данных инвентаризации расчетов с покупателями. Критериями выбора информации для такого контроля есть задолженность более месяца, особенно с превышением 3-6 месяцев, наличие противоречащих невыясненной задолженности, увеличение объемов задолженности покупателей-должников.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками нужно исследовать задолженность, отраженная в балансах на отдельные даты в целом и по отдельным должниками, в том числе подтвержденную ними и спорное (неподтвержденную), а также проявленную как просроченную.
Нормативная проверка соблюдения действующей методики учета операций на счетах бухгалтерского учета позволяет выявить не только ошибки в отображении этих расчетных операций, но и разоблачить факты злоупотреблений и нарушений (списание задолженности, взаимозачет задолженности одних людей за счет других).
Методические приемы визуальной проверки первичных документов позволяют выявить такие нарушения: отсутствие первичных документов, ненадлежащее их оформление, бестоварные операции. Расчеты с покупателями и заказчиками являются взаимосвязанными с расчетами по НДС в бюджет, поэтому ревизор должен сосредоточить внимание на определении влияния, правомерности операций с точки зрения обоснованности дальнейшего налогообложения при бартерных операциях, вексельных расчетах, экспорте.
Проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами проводится по отдельным субсчетам к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (с арендодателями и орендонаймачамы, квартиросъемщиками в ведомственных домах и общежитиях, с родителями по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.).
Основные направления контроля - Это проверка:
) реальности задолженности, исходя из данных аналитического и синтетического учета;
) полноты и своевременности начисления платы за вышеуказанные услуги в течение подревизного периода;
) обоснованности пересчета, предоставления льгот, списание задолженности прошлых периодов;
) своевременности и полноты погашения задолженности в разрезе дебиторов.
По всем видам задолженности за покупателями выверяют данные бухгалтерского учета (по записям в журнале-ордере №11 и вспомогательным ведомостям к нему или машинограммах по счетам 90 "Продажи", 45 "Товары отгруженные" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками") и бухгалтерской отчетности (квартальных и годовых балансов), выявляют наличие актов взаимной сверки указанных расчетов, состояние текущего контроля за правильностью их формирования и своевременность взыскания дебиторской задолженности с покупателей.
.6 Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проверки расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами
üОтсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности;
üНарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушение в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей дебиторской (кредиторской) задолженности;
üОтсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности;
üНесоблюдение порядка оформления и предъявлении претензий по договорам.
.7 Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов проводится в соответствии с положением приказа Минфина России от 13 июня 1995 года №49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Принципы проведения инвентаризации расчетов схожи с инвентаризацией имущества. Приказом предусмотрены инвентаризационные описи для инвентаризации товаров отгруженных, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Ключевым при проведении такой инвентаризации является факт подтверждения (согласования) задолженности (встречные проверки).
2. Задача по теме "Ревизия денежных средств"
Акт ревизии
Инвентаризации наличных денежных средств находящихся по состоянию на 05.01.2012г.
В присутствии ревизора Соколовой А.М. комиссией в составе главного бухгалтера Федоровой Е.А. кассира Звонковой А.Л. и менеджера Тарасовой Г.В. проведена инвентаризация центральной кассы.
Цель проверки:
законность
достоверность
хозяйственная целесообразность совершенных операций
Акт составлен комиссией, которая установила следующее:
1)Наличных денег 1200 руб. 00 коп.
2)Денежных документов 112 руб. 00 коп.
По учетным данным на сумму:
В ходе проведения инвентаризации были изучены документы:
Кассовая книга
2 ведомости на выплату заработной платы (№3 на сумму 18000 руб. 00 коп. №4 на сумму 75000 руб. 00 коп.)
Обнаружена расписка коммерческого агента Блинкова И.С. от 20 декабря в получении взаимообразно из кассы 3900 руб. 00коп. на срок до 20 января.
Порядок ревизии кассы организации.
.-Ревизия проводится внезапно
.-Во время ревизии прекращается прием и выдача денежных средств
.-Посторонние лица в кассовое помещение не допускаются
.-Перед началом ревизии: (Проверяются наличие у кассира обязательства о материальной ответственности, приказ о его назначении на работу, расписка кассира об ознакомлении с Порядком ведения кассовых операций; У ревизора должен быть акт ревизии наличных денежных средств, фактически находящихся в кассе организации)
.-На момент ревизии все кассиры-раздатчики должны сдать деньги главному кассиру и расписаться в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
.-В присутствии членов комиссии кассир вносит в кассовую книгу данные о неотраженных кассовых ордерах и выводит остаток.
.-Главный кассир открывает сейф и в присутствии комиссии подсчитывает деньги и другие ценности, а затем их пересчитывает ревизор. Заявление кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данной организации, во внимание не принимаются. При подсчете фактического наличия денег никакие расписки и неоформленные документы в остаток наличности не принимаются. В виде исключения разрешается засчитывать выплаченные суммы по платежным ведомостям, по которым выплата еще не закончена и не истек срок разрешительной надписи. Все представленные кассиром частные расписки другие незаконные документы перечисляются в акте ревизии с указанием, когда, кому, для какой цели, сколько и по чьему распоряжению (или без распоряжения) выданы деньги.
Операции хозяйственной деятельности
) Получены денежные средства в кассу расчетного счета. (№КО-1 "Приходный кассовый ордер", Выписка банка по расчетному счету,
Корешок чека на получение наличных денежных средств с расчетного счета.)
Дт 50-Кт-51 -93000 руб.
Остаток по данным кассовой книги на 05.01.2012г. 91000руб.
) Отражена недостача денежных средств в кассе. (№ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств", №ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией") Дт 94-Кт-50 -2000 руб.
При проверке обнаружена недостача денег, у кассира берется письменное объяснение о причинах выявленных расхождений.
) Выдача из кассы заработной платы (№КО-2 "Расходный кассовый ордер" №Т-53 "Платёжная ведомость")
Ведомость №4:Дт -70 Кт-50 - 69400
) Выданы денежные средства коммерческому агенту (счет 73 - Расчет с персоналом по прочим операциям ) "Расходный кассовый ордер"
Дт -73 Кт-50 - 3900
) Коммерческий вынужден внести в кассу, взятую взаимообразно сумму в размере 3900 руб.
Дт 50 Кт 73.-3900
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии:
Не зарегистрирован расход денег из кассы в кассовой книге. Согласно Положению ЦБ РФ 12.10.2011 №373-П: " Каждый приход денег в кассу и каждый расход денег из кассы регистрируется в кассовой книге".
На ведомостях нет письменного указания руководителя и главного бухгалтера (разрешительной надписи) о том, в какой срок кассиру поручается произвести выплату заработной платы. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". П. 8 Инструкции №157 н: "Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 8 Инструкции №157н). Кроме того, согласно п. 8 Инструкции №157н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения". Согласно Положению ЦБ. РФ 12.10.2011 №373-П п.4.2: "Кассир перед выдачей наличных денег проверяет наличие подписей руководителя и главного бухгалтера".
На титульных листах ведомостей кассиром не сделано надписи, сколько выплачено денег, и какая сумма заработной платы депонирована. На титульном листе расчетно-платежной ведомости (формата №Т-9) и платежной ведомости формата (№Т-53) указывается общая сумма подлежащая выплате. В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы.
На расписке о выдаче денег, коммерческого агента Блинковой И.С. отсутствует разрешительная надпись руководителя и главного бухгалтера.
Если коммерческий агент, является сотрудником данной организации, то согласно Положению ЦБ РФ 12.10.2011 №373-П п.4.4: "Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет, расходных кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составляющему в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег по сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату".
Если недостача по кассе образовались в результате нарушения Правил ведения кассовых операций ревизор может потребовать отстранения кассира от занимаемой должности и передачи материалов на виновных лиц и правоохранительные органы.
За нарушение кассовой дисциплины предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа для руководителя составляет от 4000 до 5000 руб., для организации - от 40000 до 50000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Но оштрафовать компанию можно только по результатам проверки банка, который зафиксирует факт нарушения в справке по форме №0408026 и передаст ее в налоговую инспекцию для принятия решения (ст. 23.5 КоАП).