Проектирование методики учебного занятия по теме 'Общие сведения о волокнах' учебного предмета 'Материаловедение'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование методики учебного занятия по теме 'Общие сведения о волокнах' учебного предмета 'Материаловедение'

Министерство образования Республики Беларусь

Республиканский институт профессионального образования

Кафедра общей и профессиональной педагогики









Курсовая работа

Проектирование методики учебного занятия по теме "Общие сведения о волокнах" учебного предмета "Материаловедение"



Исполнитель:

Слушатель группы №920-02-07

Виноградова Ольга Леонидовна

Руководители:

Доцент, к.п.н. Соломахин В.Д.

Доцент, к.п.н. Бобрович Т.А.

Минск, 2008 г.

Содержание

Введение

. Аналитическая часть

.1 Краткий конспект учебного материала темы учебного занятия

.2 Логический анализ учебного материала

.3 Дидактический анализ учебного материала

.4 Психологический анализ учебного материала

.5 Методический анализ учебного материала

. Проектно-конструкторская часть

.1 Структурная схема учебного занятия

.2 План учебного занятия

Заключение

конспект материаловедение учебный занятие

Введение

Данная курсовая работа направлена на совершенствование методики учебного занятия преподаваемого предмета.

В моей работе рассматривается занятие по предмету "Материаловедение". Тема занятия "Общие сведения о волокнах". Это первая тема в первом разделе "Волокнистые материалы и их свойства".

Предмет "Материаловедение" изучается учащимися по специальности "Швея" учреждения образования "Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов". По окончании учебного заведения учащимся присваивается рабочая профессия "Швея".

Этот предмет изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления одежды, изменения, происходящие в строении и свойствах материалов под воздействием различных факторов производства швейных изделий и их эксплуатации, а так же ассортимент материалов и методы оценки их качества, дает рекомендации по рациональному и экономному использованию материалов в швейном производстве.

На изучение предмета отводится 72 часа. Учебный материал включает в себя содержание практического, теоретического и экспериментального характера. Для наилучшего усвоения материала важное значение имеют лабораторно-практические занятия. Раздел I "Волокнистые материалы и их свойства" изучается всего 9 часов, из них 2 часа лабораторно-практические занятия.

В результате изучения предмета "Материаловедение", учащийся должен:

o   представлять роль и значимость материалов в технологическом процессе производства швейных изделий;

o   понимать назначение, строение, классификацию материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

В процессе изучения предмета необходимо создавать условия:

o   для воспитания ответственности за соблюдение технологической дисциплины, целенаправленности, требовательности, формирование чувства ответственности за рациональное использование материалов;

o   развития словесно-логической памяти, внимания, сосредоточенности, склонности к анализу, синтезу, систематизации и обобщению, технического мышления по установлению закономерных связей между свойствами различных материалов.

При изучении предмета необходимо обеспечивать межпредметные связи с производственным обучением, предметами профессионального компонента, ("Технология швейного производства, "Конструирование одежды" и др.), а также с предметом общеобразовательного компонента "Химия".

Для разработки более совершенной методики учебного занятия я выбрала самую первую тему "Общие сведения о волокнах". Выбор обусловлен тем, что данная тема является фундаментальной для дальнейшего изучения предмета, поэтому ее усвоение является очень важным.

К сожалению, на первом уроке учащимся необходимо запомнить большое количество новых понятий и терминов. Я понимаю, что простой набор всех этих понятий сложен для усвоения, что не позволяет реализовать цели моего урока.

Таким образом, в своей курсовой работе я хочу привести все в логическую структуру, доступную для более легкого запоминания.

В результате изучения первой темы "Общие сведения о волокнах" учащийся должен иметь понятие о волокнистых материалах, объяснять сущность их классификации, знать основные свойства волокон.

Слабые стороны моего занятия в том, что необходимо дать много новых определений во время одного занятия. Причем волокна достаточно трудно разглядеть невооруженным глазом. Таким образом, использование мультимедиа:

¾    во-первых, привлечет внимание учащихся, так как в нашем колледже проведение уроков-презентаций является новшеством;

¾      во-вторых, позволит учащимся лучше усвоить данную тему при помощи ярких иллюстраций.

Данное учебное занятие спроектировано таким образом, чтобы учащиеся могли высказывать общие суждения о волокнах, различать их по основным признакам, объяснять сущность классификации волокон.

На основе осуществленного анализа учебно-программной документации и осознания потребности в совершенствовании методики обучения вырисовывается педагогический замысел учебного занятия, который основывается на следующем:

С целью повышения эффективности усвоения учебного материала целесообразно использовать показ слайдов с помощью мультимедиа.

На основе педагогического замысла вырисовывается следующая методическая цель - использование современных технических средств обучения, как средство интенсификации процесса усвоения.

Целью данной курсовой работы является овладение методикой проектирования учебного занятия с использованием современных технических средств, что позволит слушателю преподавателю освоить новые технические средства обучения, а учащимися будет достигнут более высокий результат в освоении новой темы.

1. Аналитическая часть

.1 Краткий конспект учебного материала темы учебного занятия

Зачем знать о волокнах?

Не все люди замечают, в одежду из каких материалов они одеваются. Но любой человек может сказать, в какой одежде он чувствует себя удобнее и комфортнее.

Удобство и комфортность одежды в большой степени зависят от свойств материала, из которых она сшита. Свойства материала в свою очередь определяются, прежде всего, видом используемых волокон.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных волокон, какие-то из них имеют широкое применение и знакомы всем, какие-то известны только специалистам, потому что имеют узконаправленное применение в определенной отрасли промышленности. Обо всех волокнах знать не возможно, но о тех, с которыми мы сталкиваемся, точнее, соприкасаемся, каждый день, знать необходимо.

Все волокна делятся на две основные группы: природные и химические.

В природе прядильные волокна находим и в царстве животных, и в царстве растений; волосы, служащие наружным покровом многим животным; весьма тонкие нити, выпускаемые личинками некоторых насекомых; волоски, покрывающие плоды и семена известных сортов растений; наконец, части стеблей, коры, листьев - все это представляет прядильный материал. Одних растительных волокон, годных для пряденья, насчитывают более 400 названий. Степень выгодности технической обработки волокна обуславливается большей или меньшей дешевизной добывания его из естественных продуктов и степенью способности воспринимать последующую обработку, а между тем только очень ограниченное число волокон отвечает в удовлетворительной мере обоим этим условиям вместе. Поэтому в действительности, прядильных материалов, пользующихся известным промышленным значением, весьма немного. Наиболее важными из них следует считать: хлопок, лен, пеньку, джут, шерсть и шелк

Натуральный шелк был очень дорогим материалом. Долгие месяцы странствовали тюки китайского шелка по караванным путям Средней Азии и Ближнего Востока, прежде чем попадали в Европу. И чем дольше они путешествовали, тем дороже стоили. Попытки найти замену натуральному шелку делались с давних времен.

Впервые предложение о возможности получения искусственных шелкоподобных нитей, аналогичных натуральному шелку, высказал английский физик Роберт Гук в 1665 году.

Однако это предложения не было реализовано из-за недостаточного развития науки. Попытки технического осуществления этих идей начались только в середине ХIХ века.

Только в 1891г. граф Шардоннэ в г. Безансон организовал выпуск искусственных нитей в производственном масштабе. С этого времени началось быстрое развитие производства химического волокон.

А какие волокна лучше - природные или химические? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. У каждого имеются свои достоинства и недостатки. Плюсы природных волокон - комфортность, химических - прочность. И важно знать, что и первые и вторые - давно не те, что были раньше. В настоящее время, благодаря научным открытиям, изделиям из природных волокон научились сообщать износостойкость, а из синтетических - гигроскопичность. И тем, и другим придается формоустойчивость, водоотталкивающие свойства, лучшая отстирываемость, пониженная загрязняемость и т.д. В настоящее время даже дорогой трикотаж или костюмы, которые формально маркируются как 100%-ный хлопок или чистая шерсть, могут содержать до 5% синтетики, чтобы материал был износоустойчивым и не мялся.

Несмотря на впечатляющий ассортимент уже существующих материалов, все более или менее прогрессивные текстильные лаборатории, заняты разработкой, так называемой умной ткани, которая будет обладать характеристиками, абсолютно не соответствующими свойствам ткани в привычном смысле этого слова.

В одном американском институте завершился первый этап создания материала для "самоочищающейся" одежды. Ее нити населены колониями специальных бактерий, которые и выполняют работу химчистки.

Если узнать побольше про волокна, то можно научиться создавать комфорт в одежде. Правильный выбор ткани особенно важен для тех, кто создает одежду. Прежде чем приобрести ткань, необходимо определить ее свойства, иначе вместо радости от новой сшитой вещи может постигнуть разочарование. От свойств ткани зависит красота и комфортность изделия, трудоемкость его изготовления, продолжительность носки и простота ухода за ним.

Научиться определять свойства материала не так уж и сложно, нужен только определенный опыт и знания.

Понятие о текстильном волокне

Основным структурным элементом всех текстильных материалов является текстильное волокно.

Волокно текстильное - гибкое и прочное тело с очень малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодное для изготовления пряжи и текстильных изделий.

Элементарное волокно - одиночное волокно, которое не делится в продольном направлении без разрушения (например: хлопковое волокно).

Комплексное (техническое) волокно - волокно, состоящее из нескольких элементарных волокон, скрепленных продольно. Скрепление элементарных волокон может быть склеиванием (лен, пенька, джут) или силами кристаллизации (асбест). Комплексное волокно может делиться на элементарные волокна без разрушения.

Элементарные текстильные волокна значительной длины (условно неограниченной длины) называются элементарными нитями.

Текстильными волокнами ограниченной длины являются волокна хлопка, льна, шерсти, асбеста, штапельные волокна (короткие отрезки химических нитей). Они используются для изготовления пряжи. Текстильные волокна значительной длины, т.е. элементарные нити это нити натурального шелка и химические нити. Если элементарная нить непосредственно используется для производства изделий, то она называется "мононить". Большинство элементарных нитей используется для получения комплексных нитей.

Комплексные нити - нити, состоящие из пучка (двух и более) элементарных нитей, соединённых скручиванием или другими способами.

Все волокна (кроме минеральных) по химическому составу представляют собой органические вещества. Минеральные волокна содержат в своей основе неорганические вещества.

Практически все волокна состоят из полимеров - молекул-цепочек.

Полимеры (от греч. polymeres, "поли"- много, "мерос"- часть) - химические соединения, макромолекулы которых состоят из большого числа повторяющихся группировок (мономерных звеньев). Звенья связаны друг с другом очень прочно большими химическими силами, поэтому полимеры обладают исключительной прочностью. Но при этом полимерные молекулы очень гибкие. Сочетание высокой прочности с гибкостью - характерное свойство полимерных материалов.

По происхождению полимеры делятся на: природные (биополимеры) и синтетические. Природные полимеры лежат в основе всех натуральных и искусственных волокон.

Натуральные волокна существуют в природе в готовом виде, они образуются из природных полимеров, которые формируются в растениях или на кожном покрове животных. Так волокна хлопка, льна состоят из полимера целлюлозы, волокна шерсти - из полимера белка кератина, нити натурального шелка из полимеров белка фиброина.

Искусственные волокна получают в заводских условиях после извлечения и химической обработки природных полимеров. Например: из целлюлозы получают вискозное, ацетатное, триацетатное волокна, из белков - казеиновое и зеиновое волокна.

Для получения синтетических волокон осуществляют синтез новых, не существующих в природе в готовом виде, высокомолекулярных соединений (полимеров) из низкомолекулярных веществ (сравнительно простых молекул).

Многие путают искусственные и синтетические волокна. Синтетические волокна имеют химический состав, подобный которому не встретить среди природных материалов. Другое дело искусственные волокна. Искусственные волокна получают из полимеров, встречающихся в природе в готовом виде (целлюлоза, белки). Например, вискоза, это та же целлюлоза, что и в хлопке. Только вискозу прядут из древесных волокон. Чтобы получить из "дров" мягкие нити, необходимы разные химические процессы.

Искусственные и синтетические волокна относятся к химическим волокнам, потому что химические волокна - это волокна, изготовляемые промышленными способами.

Классификация основных видов текстильных волокон

Для изготовления текстильных изделий используются различные виды волокон, которые отличаются друг от друга по химическому составу, строению и свойствам.

В основу классификации текстильных волокон положено два основных признака:

·   Химический состав

·   Способ получения (происхождение)

Классификация основных видов текстильных волокон представлена на рисунке а.


Основные свойства волокон

Применяемые в швейном производстве текстильные материалы - ткани, швейные нитки, тесьма, лента и др. - в основном состоят из текстильных волокон.

Текстильные волокна очень тонки. Если длина их измеряется миллиметрами, то тонина - сотыми и тысячными долями миллиметра.

Чтобы волокна могли быть переработаны в пряжу, а затем, в ткань и обеспечили текстильным материалами изделиям из них необходимые свойства, они должны обладать определенными свойствами.

К основным свойствам волокон относятся длина, тонина, прочность, растяжимость, гибкость, цепкость, гигиенические свойства, устойчивость к воздействиям внешней среды и другим воздействиям.

·   Длина волокна - один из важнейших показателей. Чтобы из волокон путем их сцепления могла быть образована непрерывная нить, волокна должны обладать определенной длины. Чем длиннее волокна, тем прочнее спряденная из них нить, так как достигается большая взаимная связь между скрученными в нить волокнами. Из длинных волокон вырабатывается более тонкая и гладкая пряжа, а из коротких - более толстая и пушистая.

·   Тонина волокна ценится потому, что чем тоньше волокна, тем более тонкая, мягкая и гибкая пряжа может быть из них получена.

·   Прочность волокон, т.е. их способность сопротивляться разрыву, является существенной как для качества пряжи и тканей, так и для самого процесса текстильного производства.

·   Удлинение волокон (растяжимость), т.е. их способность растягиваться под действием нагрузки. Способность волокон удлиняться передается выработанной из них пряже и повышает ее общую сопротивляемость разрушению. Удлинение волокна слагается из его упругого, эластического и пластического удлинений. Упругое удлинение мгновенно исчезает после снятия с волокна нагрузки, эластическое удлинение исчезает постепенно после снятия нагрузки, пластическое же удлинение не исчезает совсем. От соотношения упругого, эластического и пластического удлинений, которыми обладает волокно, зависит степень сминаемости текстильных изделий, их способность сохранять форму.

·   Гибкость волокон имеет значение, как для процессов прядения, так и для качества ткани - ее мягкости и драпируемости (т.е. способность ложиться красивыми, округлыми складками).

·   Цепкость волокон необходима, для того чтобы иметь возможность связать волокна в прочную нить.

·   Гигиенические свойства волокон - это свойства, способствующие сохранению здоровья. Гигиенические свойства характеризуются в основном показателями гигроскопичности и воздухопроницаемости, а также их теплозащитными свойствами. Гигроскопичность - способность волокон поглощать влагу из воздуха. Гигиенические свойства волокон зависят от их химического состава и строения. Натуральные волокна имеют более высокие показатели гигиенических свойств, чем синтетические.

·   Сопротивляемость волокон воздействиям внешней среды, т.е. их способность противостоять действию света, влаги, трению, химической чистке, влажно-тепловой обработке и т.п., определяет износостойкость текстильных изделий.

1.2 Логический анализ учебного материала

С точки зрения логики, учебный материал рассматривается как взаимосвязь составляющих его частей.

Структурно-логические схемы учебного материала раскрывают количественный состав понятий, которые не просто объединены механически, а связаны так, что взаимно влияют друг на друга, обеспечивая тем самым строгость, закономерность рассуждения.

Предметные знания представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных. Все структурные элементы этой системы взаимосвязаны и обусловлены. Для того чтобы учащиеся овладели системой понятий необходимо установить понятийные и сущностные связи между структурными элементами этих знаний. Для осуществления логического анализа необходимо:

o   Произвести отбор основных учебных элементов предметных знаний, оптимизировать их количество.

o   Выделить начальные и конечные, новые и опорные учебные элементы.

o   Установить иерархию учебных элементов, построить и проанализировать древовидную и линейную структурно-логические схемы;

o   Дать определения новых учебных элементов и занести их в таблицу.

В теме "Общие сведения о волокнах" основными учебными элементами предметных знаний являются: текстильное волокно, элементарное волокно, комплексное волокно, элементарная нить, комплексная нить, мононить, натуральные волокна, химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, свойства волокон.

При анализе и дидактической обработке выявляются устойчивые связи между частями учебного материала и его элементами. Вначале учащийся знакомится с учебными элементами: текстильное волокно, элементарное волокно, комплексное волокно, элементарная нить, комплексная нить, мононить. Изучив волокна, применяемые для изготовления швейных изделий, которые отличаются друг от друга по химическому составу, строению и свойствам учащиеся рассматривают классификацию текстильных волокон, в основу которой положено два основных признака:

·   Химический состав

·   Способ получения (происхождение)

Конечным учебным элементом является характеристика основных свойства волокон.

Рассматриваемый материал для усвоения учащимися лучше всего представлять в виде структурно-логических схем. Элементы структуры между собой логически связаны, т.к. в них выделены главные учебные элементы, которые раскрывают понятия волокнистых материалов, объясняют сущность классификации текстильных волокон, и характеризуют основные свойства волокон.

Линейная структурно-логическая схема характеризует порядок изложения материала, а древовидная - суть учебного материала. Структурно логические схемы представлены в приложениях 1, 2.

Приемы структурирования позволяют представить учебный материал в виде модели понятийного содержания.

В таблице 1 представлены определения новых учебных элементов.

Таблица 1

№ п/п

Наименование понятия

Определение понятия

1

Волокно текстильное

гибкое и прочное тело с очень малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодное для изготовления пряжи и текстильных изделий.

2

Элементарное волокно

одиночное волокно, которое не делится в продольном направлении без разрушения (например: хлопковое волокно)

3

Комплексное (техническое) волокно

волокно, состоящее из нескольких элементарных волокон, скрепленных продольно. Скрепление элементарных волокон может быть склеиванием (лен, пенька, джут) или силами кристаллизации (асбест). Комплексное волокно может делиться на элементарные волокна без разрушения.

4

Элементарная нить

элементарное текстильное волокно значительной длины (условно неограниченной длины)

5

Мононить

 элементарная нить, которая непосредственно используется для производства изделий

Комплексная нить

нить, состоящая из пучка (двух и более) элементарных нитей, соединённых скручиванием или другими способами.

7

Натуральные волокна

существуют в природе в готовом виде, они образуются из природных полимеров, которые формируются в растениях или на кожном покрове животных.

8

Химические волокна

волокна, изготовляемые промышленными способами

9

Искусственные волокна

волокна, полученные в заводских условиях из сырья растительного, животного и минерального происхождения

10

Синтетические волокна

Волокна, при получении которых производится синтез новых, не существующих в природе в готовом виде, высокомолекулярных соединений (полимеров) из низкомолекулярных веществ (сравнительно простых молекул).


.3 Дидактический анализ учебного материала

Ведущей дидактической целью данного учебного занятия является организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Тип учебного занятия - изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Данное учебное занятие включает в себя следующие этапы:

1.    Организационный этап.

2.      Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

.        Этап усвоения новых знаний.

.        Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

.        Этап информирования о домашнем задании.

.        Этап подведения итогов занятия и рефлексии.

При подготовке учащихся к работе на основном этапе я провожу лекцию для актуализации опорных знаний по данной теме с использованием показа слайдов по мультимедиа, чтобы учащиеся смогли осмыслить необходимость изучения данной темы и активизировать опорные знания.

Для изучения новых знаний и способов деятельности я провожу объяснение новой темы с применением лекции с элементами беседы, с применением мультимедиа, ввожу понятия текстильного волокна, элементарного волокна и т.д., строю древовидные структурно-логические схемы.

Для первичного закрепления новых знаний предлагаю учащимся дать определения понятий и узнать изображенные на слайдах волокна и определить их место в таблице "Классификация текстильных волокон". Затем проверяю правильность выполнения задания, корректирую их.

На этапе информирования о домашнем задании объясняю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

В конце учебного занятия, для оценки успешности достижения реального результата, необходимо подвести итоги работы и отметить наиболее активных учащихся.

Учебное занятие предполагает изучение материала на следующих уровнях: представления и понимания.

Структурная схема учебного занятия представлена в приложении 3 курсовой работы.

.4 Психологический анализ учебного материала

Учебное занятие по теме "Общие сведения о волокнах" планируется провести несколькими методами

>    Примеры из практической деятельности.

>      Мультимедийные слайды.

>      Данные научно-популярной литературы, приводятся познавательные примеры достижения науки.

>      Используются экскурсы в историю, приводятся познавательные примеры достижения науки.

При помощи этих методов имеется возможность показать связь с жизнью, возможность практического применения знаний в быту, необходимость новых знаний в будущей профессиональной деятельности.

На основании педагогического замысла такие учебные элементы, как определение понятий будут излагаться объяснительно-иллюстративным методом, так как это новые понятия, от того насколько правильным о них будет представление у учащихся, зависит дальнейшее усвоение материала.

Такие учебные элементы, как классификация волокон и основные свойства будут изучаться частично-поисковым методом, так как у учащихся имеются фундаментальные знания ос свойствах и химическом составе из курсов физики и химии.

Для достижения новизны и занимательности учебного процесса используются экскурс в историю, повествующий об изобретении искусственных нитей, интересные изобретения в области одежды будущего.

Логико-психологическая структура представлена в приложении 3.

.5 Методический анализ учебного материала

В результате изучения данной темы учащийся усваивает материал на уровнях представления и понимания.

Ведущей дидактической целью данного учебного занятия является организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

В результате проведения учебного занятия, план которого приводится в приложении 4, я проектирую достичь следующих целей

®    обучения: познакомить с волокнистыми материалами, дать понятие основных свойств волокон, сформировать понятие о сущности классификации волокон;

®      воспитания: прививать бережное отношение к имуществу и учебным пособиям при изучении происхождения волокон, вырабатывать максимальную работоспособность на уроке;

®      развития: создать организационные и содержательные условия для обогащения и усложнения словарного запаса за счет новых терминов, развивать умение анализировать и сравнивать в результате изучения классификации волокон.

Для организации учебно-познавательной деятельности выбирается фронтальная форма работы.

Выбранный метод освоения содержания учебного материала наиболее целесообразен, так как данная тема является фундаментальной для дальнейшего изучения предмета, поэтому ее усвоение является очень важным.

Для данного метода используются схемы, таблицы, рисунки, которые демонстрируются во время проведения занятия на мультимедийном проекторе (приложение 7)

Для первичного закрепления в качестве задания используются таблицы с незаполненными клетками и прилагаются в приложении 6.

Учащиеся работают самостоятельно во время заполнения таблиц со свободными клетками на этапе закрепления знаний.

При определении домашнего задания учитывается его новизна, поэтому характер деятельности будет носить репродуктивный. Форма задания устная.

2. Проектно-конструкторская часть

.1 Структурная схема учебного занятия

Проектирование структурной схемы учебного занятия производится на трех уровнях:

-       дидактическом

-        методическом

-        логико-психологическом

]  При проектировании дидактической структуры я выбрала следующие этапы учебного занятия:

1.       организационный этап

2.      подготовка учащихся к работе на основном этапе

.        этап усвоения новых знаний и способов деятельности

.        этап первичного закрепления

.        этап информирования о домашнем задании

.        этап подведения итогов занятия и рефлексия

Такой выбор обусловлен тем, что тема для изучения дается новая, так же как и сам предмет.

]  Методическая структура раскрывает дидактическую.

®      На этапе усвоения новых знаний и способов деятельности происходит разъяснение основных понятий - волокно, нить и других. Затем объясняется принцип их классификации и характеристика основных свойств волокон.

®      На этапе первичного закрепления предлагается учащимся заполнить таблицы со свободными клетками, а затем сравнить с основной таблицей.

®      На этапе информирования о домашнем задании учащимся предлагается запомнить новые термины, изучить сущность классификации волокон и уметь охарактеризовать основные свойства волокон.

®      На этапе подведения итогов занятия учащимся предлагается придумать пять строчек по правилам "Синквейн".

]  Логико-психологическая структура является связующим звеном между дидактической структурой и методической.

®  На этапе подготовки учащиеся осмысливают цель и порядок работы на уроке, значимость нового учебного материала для будущей профессиональной деятельности. Происходит воспроизведение опорных знаний.

®      На этапе усвоения новых знаний и способов деятельности учащиеся воспринимают и осмысливают новый материал.

®      На этапе первичного закрепления, при заполнении предложенных таблиц, происходит текущее запоминание материала.

®      На этапе информирования о домашнем задании происходит осмысление содержания и порядка выполнения домашнего задания.

®      На этапе подведения итогов занятия происходит обобщение результатов, осмысление и анализ собственной деятельности.

.2 План учебного занятия

На основании структурной схемы разрабатывается план учебного занятия (приложение 4), включающий технологическую карту (приложение 5).

Заключение

В результате выполнения данной курсовой работы было спроектировано занятие на тему "Общие сведения о волокнах" по предмету "Материаловедение" для специальности "Швея".

Курсовая работа состоит из двух основных частей:

F  Аналитическая часть

F  Проектно-конструкторская часть

Аналитическая часть включает в себя краткий конспект учебного материала, а также логический, дидактический, психологический анализ, необходимые для построения структурной схемы. Проектно-конструкторская часть включает в себя структурную схему и план учебного занятия, построенных на основании аналитической части.

При выполнении данной курсовой работы были использованы современные научно-педагогические методы, разработана технологическая схема учебного занятия, в которую вошли логико-психологическая, дидактическая и методическая подструктуры. На основе этих схем была составлена технологическая карта учебного занятия.

В ходе работы определили ведущую дидактическую цель, тип и вид учебного занятия, диагностические цели обучения, воспитания, развития и методическую цель.

При планировании учебного занятия большое внимание было уделено самостоятельной работе учащихся, что должно повлиять на повышение интереса к данной теме, повышение уровня активности учащихся, самостоятельности, и увеличить степень усвоения нового материала.

Цель данного учебного занятия сводится к выработке навыков приобретения новых знаний, их закрепления, к пониманию изучаемого материала, что связано с определенной творческой деятельностью, а не сводится просто к сообщению учащимся какой-то совокупности знаний.

При выполнении данной курсовой работы мной были приобретены знания о том, как правильно разрабатывать учебные занятия, подготовить открытый урок. Курсовая работа вызвала интерес к разработке других учебных занятий.

Выполнение данной курсовой работы имеет большое значение для моей дальнейшей педагогической деятельности, т.к. в будущем она поможет мне повысить уровень педагогического мастерства и добиться успешных результатов в педагогической деятельности.

Похожие работы на - Проектирование методики учебного занятия по теме 'Общие сведения о волокнах' учебного предмета 'Материаловедение'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!