Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы      

1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации

1.2 Функции сказки

Выводы по главе

Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение

2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка

Выводы по главе

Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста    

3.1 Описание констатирующего этапа исследования

3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по главе        

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Актуальность темы. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Арановской и другими было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет основу художественного восприятия. Весомый вклад в решение этой проблемы внесли также работы В.А. Бахтиной, А.Д. Кошелевой, Е. Трубецкова и др.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком [21].

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, по крайней мере, в будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Он приходит к выводу, сказка может завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, сказка должна задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем [21].

Интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появления интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находиться главный персонаж. Детей 3-4 лет интересует его внешность, действия, поступки. После 4 лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. В этом возрасте формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица). У детей 4 лет развивается воссоздающее воображение.

Было выявлено определенное противоречие между достаточно высоким уровнем разработанности теоретического содержания данной проблемы и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.

В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста и ее влияния на развитие детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Сказка как средство для развития воображения детей четвертого года жизни».

Цель исследования: изучение особенностей восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей.

Объект исследования - восприятие сказки детьми.

Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста.

Гипотеза специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

. Рассмотреть особенности сказки как литературного жанра, ее классификацию, функции.

. Изучить особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определить ее влияние на развитие детей.

. Экспериментальным путем изучить особенности восприятия сказки младшими дошкольниками и выявить ее влияние на развитие детей.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эксперимент, наблюдения за деятельностью детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, статистическая обработка результатов.

Методики исследования: диагностика уровня восприятия сказки; методика «Дорисуй фигуры» О.М. Дьяченко.

Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «ДСКВ № 7» г. Сосновоборска, в период с 1 октября 2013 по 28 февраля 2014 года. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы 71 страница текста.

Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы

.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации

Сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме [17; 18].

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку [19].

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она - художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой. Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка - складка, песня - быль» [19, с. 28].

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка - творчество народа, а литературная сказка - плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка - целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров - романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [28].

В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь» [22, с.56].

Для того чтобы понять, что такое сказка, приведем несколько определений сказки, взятых из разных источников И.В. Вачковым [4]:

«Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994).

«Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).

«Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV).

«Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988).

«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С.К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М., 1996).

И это далеко не полный перечень определений сказки. Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком [6].

В нашей стране изучением сказки занимался В.Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание [23].

Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтикой, идеологией и т.д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения. Поэтому правильная классификация имеет первостепенное научное значение. Между тем мы вынуждены признать, что в нашей науке до сих пор нет общепринятой классификации сказок [24].

А.Н. Афанасьев предпринял попытку упорядочения сказок. В эту классификацию включены несколько крупных разрядов [2]:

сказки о животных;

сказки о людях:

а) волшебные;

б) новеллистические (включая анекдоты).

К этим крупным разрядам примыкают более мелкие, представленные 1-2 случаями. В последние годы был установлен разряд - сказки кумулятивные, или цепевидные. Этого деления будем придерживаться и мы [24].

Волшебные сказки

Структура волшебной сказки по В.Я. Проппу. В большинстве случаев понятие волшебной сказки определяется через ее сюжеты и мотивы. Волшебную сказку надо определять, используя не расплывчатое понятие волшебности, а присущие ей закономерности. Закономерность начинается там, где есть повторяемость. Волшебная сказка действительно обладает какой-то специфической повторяемостью и при всем разнообразии обладает единообразием.

Завязка

Начальная или вводная ситуация иногда обставляется подчеркнутым благополучием. Все обстоит прекрасно: сын да дочь «такие дородные, такие хорошие». Начальная ситуация иногда бывает эпически распространена. Старики бездетны. Они молятся о рождении сына. Герои рождаются чудесным образом. Действие же начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье. Все начинается с того, что кто-нибудь из персонажей, перечисленных в начальной ситуации, на время уезжает.

Отлучка очень часто сопровождается запретами. Запреты - очень важный и интересный культурно-исторический элемент. По тому, что запрещается, можно определить эпоху и ее характер.

Нарушением запрета вызывается начальная беда. Беда в дальнейшем вызовет противодействие, и этим приводится в действие весь ход сказки.

Формы начальной, «завязочной» беды очень разнообразны, и здесь нет возможности их перечислить: изгнание из дома, подмена, убийство или угроза его, околдование, вампиризм - вот некоторые из форм первоначальной беды.

Недостача

Однако не все волшебные сказки начинаются с беды. Иногда беде соответствует какая-нибудь ситуация, при которой чего-то не хватает. Эффект получается тот же, что и при похищении.

В типичной волшебной сказке вся завязка сводится к тому, чтобы отправить героя из дома. Подводя итоги, мы можем сказать, что завязка складывается из каких-либо элементов, подготавливающих беду (временная отлучка, запрет или нарушение), из самой беды или соответствующей ей недостачи, их просьб о помощи или отсылке героя, и ли из желания самого героя оказать противодействие. Он просит его отпустить, просит благословения и т.д. И, наконец, герой отправляется из дома.

Типы героев

Начальная ситуация включает лица старшего и младшего поколения. И беда может произойти как с теми, так и с другими. На ход развития сюжета это не влияет, но на характере, на типе героя отражается. В одном случае герой отправляется избыть чужую беду. Он ищет похищенных царевен или царицу, идет на борьбу со змеем и т.д. Это герой-искатель. В другом случае он изгнан из дома, как падчерица или ребенок, похищенный ведьмой. Такой герой может быть назван героем-жертвой.

Дарители

В сказке встречаются дарители. Это всякого рода старухи или старика, случайно встреченные, которые также указывают путь и если не непосредственно дарят волшебное средство или помощника, то подсказывают как его найти. Есть дарители иного типа. К ним можно отнести благодарных животных. Животные или дарят герою детеныша, или предоставляют себя в распоряжение, сообщая формулу вызова. Во всех случаях волшебное средство или волшебный помощник даются в награду.

Волшебные помощники и волшебные предметы

Передачей волшебного средства вводится новый персонаж. К зооморфным помощникам относятся благодарные животные. Они представляют собой как бы одну категорию.

Другую группу представляют собой антропоморфные помощники фантастического характера. Это всякого рода искусники, обладающие необычайным умением или искусством.

Третью группу помощников составляют невидимые духи, иногда с очень своеобразными названиями («Невидим», «Шмат-Разум»).

В одну категорию с волшебными помощниками могут быть объединены и волшебные предметы. Предметы действуют в сказке как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами».

Развязка

В развязке герою предстоит выдержать бой со своим противником. Наиболее яркая форма его - это змееборство. Победой над змеем определяется и освобождение похищенной или плененной им девушки.

Похищение - не единственная, но ведущая, основная форма развязки. Обладая волшебными средствами, герой избывает начальную беду в формах, которые соответствуют завязке. Похищенный или искомый похищается, заколдованный расколдовывается и т.д.

Осложнения

Добыв предмет своих поисков, герой возвращается. Мы фиксируем функцию возвращения. Возвращение может привести к прибытию домой, и на этом сказка кончается. Но это далеко не всегда так: возвращение иногда принимает характер бегства, что стоит в прямой связи с похищением как формой добычи. На обратном пути герой может подвергнуться преследованию, от которого он всегда благополучно спасается.

Сказка, по существу, начинается сначала. Беда, которая происходит с героем теперь, - такая же завязка, как и вначале.

Трудная задача

Трудная задача имеет целью не только отпугнуть ложного героя, но и обнаружить героя настоящего.

Мотив трудной задачи - только один из наиболее популярных и разнообразных мотивов волшебной сказки. Данная мотивировка задачи (найти настоящего героя) - только одна из возможных.

Мотив трудной задачи несовместим с мотивом змееборства или соответствующих ему форм боя. По этому признаку можно установить два типа сказок: развивающиеся через мотив боя и развивающиеся через мотив трудной задачи.

Содержание задач чрезвычайно разнообразно. Функционально они объединены признаком: они выполнимы только героем, обладающим тем самым волшебным средством или помощником, который соответствует задаче.

Брак и воцарение героя

Выполнение трудной задачи ведет к тому, что скрывавшегося героя узнают. Его могут узнать по клейму на лбу, по платочку и т.д. Ложный герой наоборот обличается и наказывается. Герой женится и воцаряется. Браку обычно сопутствует воцарение.

Единство композиции и многообразие сюжетов

Волшебные сказки выделяются из других не по признаку «фантастичности» или «волшебности», а по особенностям своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают.

Композиция волшебных сказок всегда одна и та же. В этом состоит их единообразие и закономерность. Своеобразие сказочного стиля обычно видят в том, что волшебная сказка насыщена постоянными формулами, из которых особое внимание обращают на себя вводные и заключительные формулы. Вводная формула выводит сказку из сферы реального времени и реального пространства.

Волшебная сказка обладает тончайшим, совершенно специфическим юмором, окрашенным в легкую, добродушную иронию [24].

Новеллистические сказки

В новеллистических сказках мир только один. Это мир, в котором мы живем. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон. Действующие лица всегда принадлежат к определенной социальной категории. Герой бытовых сказок - молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его антагонист - барин, помещик, поп, судья, кулак, богач. Поэтому эти сказки часто имеют классовый характер.

Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения и крестьянской житейской философии. Как и волшебные, они насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В бытовой сказке носители зла земные люди. Это чаще всего враги крестьянина. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой обездолен, беден, угнетен. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе. Поэтому он всегда побеждает.

Один из основных признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы, волшебного средства никогда нет. Все бытовые сказки ярко юмористичны. Они отвечают здоровому стремлению, смеху, хохоту. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту.

В бытовой сказке не бывает утроений, типичных для волшебной сказки. Бытовая сказка чужда так называемой формульности волшебной сказки, в ней нет вступительных и заключительных формул, нет общих мест и общих формул [24].

Кумулятивные сказки

Основной композиционный прием кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем порядке. Простейшим примером может служить сказка «Репка».

В этом нагромождении и состоит весь интерес и все содержание сказок. В них нет никаких интересных «событий», сюжетного порядка. Наоборот, самое событие ничтожно, и ничтожность этого события иногда находится в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из него последствий и с конечной катастрофой (разбилось яичко - сгорает вся деревня).

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репу, баба печет колобок, разбивается яичко и т.д. Эта экспозиция даже не может быть названа завязкой, так как совершенно не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно и в этой неожиданности один из главных художественных эффектов сказки. Искусство таких сказок не требует никакой логики.

Сказки построены на ряде обменов, причем мена может происходить в убывающем порядке - от лучшего к худшему или наоборот.

Целый ряд кумулятивных сказок построен на последовательном появлении каких-нибудь непрошеных гостей. Особый вид представляют собой сказки, построенные на создании цепи из человеческих тел или тел животных. В сказке «Репка» все падают, вытащив репку. К кумулятивным сказкам можно причислить и такие, в которых все действие основывается на различных видах комических бесконечных диалогов [24].

Сказки о животных

Сказки о животных мы выделяем по тому принципу, что главными действующими лицами в них являются животные. Сказки о животных, за некоторым исключением, все же составляют естественную группу, несмотря на то, что при ближайшем рассмотрении обнаруживают большое жанровое разнообразие.

Сказки о животных подчинены закону переносимости действий с одних персонажей на другие. Первично действие, сюжет, вторичны действующие лица, а, следовательно, то или иное животное или даже человек не могут служить основным признаком для определения жанра. Животные и человек взаимозаменяемы. Кроме сказок, где действующими лицами являются одни только животные, есть такие, где действуют и животные, и люди.

Есть сказки, в которых люди и животные выступают на равных правах.

В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с ее страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т.е. широкая гамма человеческих чувств и характеров, равно как и реалистическое изображение человеческого быта [24].

.2 Функции сказки

Не во всех сказках есть все функции. Выбор функции и ее формы определяет сюжет, т.е. данная композиционная схема вмещает огромное количество разнообразных сюжетов. Рассмотрим основные функции сказки [4]:

Сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта.

Вариативная природа сказки пробуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета и т.д.

Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности.

В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трех основных формах.

Прежде всего, голографичность образных построений сказки проявляется в ее способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях.

Голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Имеется в виду потенциальная способность сказки не только актуализировать все органы чувств (синестезия), но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы.

В-четвертых, вполне естественно выделить развивающе-терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления - эстетотерапии, т.е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца. Сказка активно взаимодействует на эмоционально-образный потенциал личности ребенка.

В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Через сказку любой слушатель, особенно, дети могут усвоить все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

В-шестых, в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру ребенка, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. [27].

Выводы по главе

Сказка характеризуется как рассказ, она принадлежит к повествовательным жанрам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое.

Все сказки как народные так и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, особенностях места действия и т.д.

В сказках сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки и т.д. могут быть схожими, а повороты сюжета, названия персонажей и т.п. всегда вариативны. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности. Сказка выполняет функцию социализации, то есть приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение

Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира.

Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом.

Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить с одной стороны, в специфическую «теоретическую деятельность» - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие может переходить и в процессе создания художественного образа и эстетическое созерцание мира.

Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на занятии, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.)

Важным регулятором процесса восприятия является установка, которую в данном случае можно рассматривать как готовность к восприятию нужного материала.

Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка [12,с.93]. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.

Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе. Выше мы рассмотрели основные показатели психического развития детей раннего возраста. Теперь попытаемся рассмотреть, как эти особенности влияют на процесс восприятия сказки.

Сказка как литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия сказки детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [30].

Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка [15] <#"789289.files/image001.gif"> Рисунок 1. Сравнительные данные исследования уровня восприятия сказки в экспериментальной группе

Далее рассмотрим результаты исследования уровня воображения по методике Дьяченко О.М. Прежде чем начать диагностику, мы попросили детей дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно была проведена вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т. д.).

Анализируя рисунки детей, мы выявили степень оригинальности, необычности изображения. Установили тип решения задач на воображение. Результаты исследования представлены в таблице 2 (Приложение 3).

Результаты показали, что дети приняли задачу на направленное воображение и дорисовывали фигурки в виде отдельной схемы предмета или даже образов-сюжетов. Некоторые дети проявили большую индивидуальность в своих рисунках, другие же наоборот ограничились формальными дополнениями.

К первому типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки четырех детей. Ко второму типу мы отнесли рисунки двух детей. К четвертому и пятому типу - по два ребенка. Третьего типа мы не выделили.

Данные исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» в экспериментальной группе

Общее количество детей

Типы решения задач(коэффициент оригинальности), %

Уровень развития воображения, чел.



Выс.

Сред

Низк


0 т

1

2

3

4

5




10

0%

40%

20%

0%

20%

20%

10%

40%

50%


Дети в исследуемой группе имеют уровень развития воображения средний и низкий, это видно из представленных показателей.

Дошкольник с высоким уровнем развития воображения (10%) уверен в своих творческих силах, не удовлетворялись простыми заданиями, стремились повышать уровень сложности работы. Он не избегал трудностей, возникающих в процессе работы, а самостоятельно их преодолевал. Он ответственно относился к работе, старался выполнить как можно более грамотно и достичь при этом выразительности.

Дети со средним уровнем сформированности исследуемого качества личности (40%) отличались ответственностью, исполнительностью, стремлением выполнять все требования воспитателя. Но характерными чертами этих детей являлись нерешительность, неуверенность в себе, несамостоятельность, снижающие их творческую активность. При выполнении задания они почти не проявляли собственной творческой инициативы и были зависимы от руководства извне, ожидая помощи или поправок от воспитателя. Процесс работы постоянно прерывался сомнениями. Дети были чрезмерно требовательны к своей работе, нередко переделывали ее, допуская в ней многочисленные исправления и коррекции. При выполнении задания они были старательны, терпеливы, но даже при напряженной работе эти ребята не всегда добивались успешного результата.

Дошкольники с низким уровнем развития воображения (50%) не проявляли интерес к заданию, отвлекались, разговаривали, безответственно подходили к выполнению задания, оставляя работу незаконченной. Дети этого уровня развития не проявляли творческой инициативы, стремились к наиболее «легким» способам решения задания. Сталкиваясь с трудностями, они претендовали на помощь со стороны воспитателя и товарищей. Какой-либо творческий поиск отсутствовал. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что-то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»), примеры рисунков представлены в приложении 4.

Сравнительные данные исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные данные исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» в экспериментальной группе

.2  <file:///C:\Users\1\Desktop\СОДЕРЖАНИЕ%20правлено.doc>Описание <file:///C:\Users\1\Desktop\СОДЕРЖАНИЕ%20правлено.doc> экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок

Ориентируясь на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие восприятия сказки и уровень воображения дошкольников, нами была подготовлена и реализована программа «Сказки - добрые друзья» по развитию воображения дошкольников через восприятие сказок.

Работа проводилась на протяжении 4 месяцев с октября 2013 года по февраль 2014 года.

Всего было проведено 17 занятий, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 - 25 минут.

Цель данной программы - развитие воображения дошкольников через повышение интереса детей к сказкам; дополнительное развитие их познавательных умений на материале сказок.

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» [31].

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л.Б. Фесюковой и других авторов, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно [14; 31; 34]. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются:

принцип дифференциации - разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

принцип интеграции и комплексного подхода - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач;

принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Основными задачами программы являются:

. Развитие восприятия сказки.

. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

. Активизация воображения, творчества детей.

. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

В основу разработки занятий положена идея Л.Б. Фесюковой, которая предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка» [31].

Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

Нравственный урок.

Воспитание добрых чувств.

Речевая зарядка.

Развитие мышления и воображения.

Сказка и математика.

Сказка и экология.

Сказка развивает руки.

Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один - «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.

Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

Примеры содержания занятий по данной методике на основе содержания сказок приведены в приложении 5. Далее представлен тематический план занятий.

Тематический план занятий в группе

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Другие формы работы (совместная деятельность)

10

1.«Репка».   2.«Колобок».

1 (3-я неделя)   1 (4-ая неделя)

1   1 Итого: 2

Аппликация в технике обрывания бумаги. Настольный театр для детей

11

1.«Петушок и бобовое зёрнышко».  2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя)   1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя)

2     2 Итого: 4

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.   Выставка книг - данная сказка в разных изданиях.

12

1.«Теремок».   2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя) 1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя)

2   2 Итого: 4

Игра-конструирование «Современный теремок». Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

01

1.«Кот, петух и лиса 1.«Курочка Ряба».

1 (2-ая неделя) 1 (3-ая неделя)  1 (4-ая неделя)

2 1 Итого: 3

Кукольный театр для детей  Инсценировка сказки.

02

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка») 2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя)  1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя)

2     2 Итого: 4

Игра-конструирование «Избушка для зайчика».   Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.


Условия реализации рабочей программы «Сказки - добрые друзья»:

. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала сказка, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы в группе, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания сказок.

. В процессе организации работы со сказками воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.

. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к чтению сказок является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из занятий рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

. Из предыдущего условия вытекает следующее - постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается - к ней обращаются постоянно.

. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего работу по данной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

         3.3 Анализ результатов экспериментальной работы <file:///C:\Users\1\Desktop\СОДЕРЖАНИЕ%20правлено.doc>

Для определения эффективности разработанной программы занятий по развитию уровня воображения через восприятие сказки у детей экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

выявить динамику развития восприятия сказки и воображения дошкольников;

определить эффективность разработанной программы;

сравнить результаты, полученные до и после формирующего эксперимента;

сделать выводы на основе проведенной работы.

Эксперимент проводился в экспериментальной группе по методикам констатирующего эксперимента. Для диагностики восприятия сказки дошкольниками на контрольном этапе нами были выбраны сказки «Репка», «Маша и медведь» Данные результатов диагностики восприятия сказки дошкольниками на контрольном этапе работы представлены ниже:

Знание основных героев сказок:

Низкий уровень - 10%;

Средний уровень - 40%;

Высокий уровень - 50%

Знание основного содержания сказок:

Низкий уровень -0%;

Средний уровень -70 %;

Высокий уровень - 30 %;

Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:

Низкий уровень - 0%;

Средний уровень - 70%;

Высокий уровень - 30%.

Данные диагностического исследования в конце экспериментальной работы показали, что большинство детей уже могли достаточно выразительно изобразить сказочного героя по описанию и обыграть его в игровой ситуации.

Сравнительные данные диагностического исследования в начале и в конце педагогического эксперимента отображены на рисунках 3,4,5.

 

Рис.3 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основных героев сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %

Рис.4 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основного содержания сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %

Рис.5 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Восприятие сказочных героев» на констатирующем и контрольном этапах, %

В ходе педагогического эксперимента было организованно систематическое педагогическое наблюдение за поведением детей в процессе восприятия сказок.

Анализ данных диагностики и педагогического наблюдения в процессе педагогической работы со сказкой показали, что дети научились осознанно воспринимать сказку. Дети эмоционально отзываются на сказку, с удовольствием слушают, проявляют интерес к сказкам, проявляют желание рассказать эту сказку не только своим сверстникам, но и маме, бабушке. Творческие проявления детей после прослушивания сказок выявились в рисунках детей, поделках из пластилина (вылепленные в качестве подарка фигурки героев сказок)

Дети с помощью музыкального руководителя, воспитателя научились составлять сказки, логически связно создавать новый образ в определенной ситуации, с действиями, соответствующими полученным знаниям, опыту.

Планомерное, систематическое использование сказок положительно повлияло на развитие речи и творческие способности детей. У детей сформировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, подражать прослушанному пересказу; расширился запас речевых категорий (лексических, грамматических).

Анализ данных педагогических наблюдений и диагностических исследований свидетельствуют о том, что все сказки, которые были предложены детям, понравились. Они с удовольствием их слушали и принимали активное участие в драматизациях сказок.

Данные сравнительной диагностики свидетельствуют, что образное содержание сказок доступно и понятно детям.

В таблице 4 представлены результаты исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур».

Таблица 4.

Результаты исследования уровня воображения по методике

«Дорисовка фигур» в экспериментальной группе на контрольном этапе работы

Группа

Общее количество детей

Типы решения задач (коэффициент оригинальности), чел.

Уровень развития творческих способностей, чел.




Высокий

Средний

Низкий



0 тип

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

5 тип




Экспериментальная группа

10

0%

10%

10%

50%

20%

10%

30%

60%

10%


Данные исследования по первой методике «Дорисовка фигур» представлены следующим образом: низкий уровень развития воображения - 10%, средний - 60%, высокий 30%.

Сравнительные данные по динамике развития уровня воображения дошкольников приведены в процентном соотношении на рисунке 6.

Рис. 6 Сравнительные данные исследования уровня развития воображения детей экспериментальной группы по методике «Дорисовка фигур» до и после формирующего эксперимента

После проведения формирующего этапа работы уровень развития воображения детей повысился в среднем на 20-30%.

         Выводы по главе <file:///C:\Users\1\Desktop\СОДЕРЖАНИЕ%20правлено.doc>

Обобщая данные наблюдений за детьми в процессе педагогического эксперимента и основываясь на сравнительном анализе данных в начале и в конце эксперимента мы пришли к следующим выводам:

сказки, отобранные в соответствии с возрастными возможностями детей (словарный запас, уровень развития логического, образного мышления и др.) доступны для восприятия и воспроизведения их детьми дошкольного возраста;

сказки вызывают у детей интерес и желание повторного прослушивания, а затем и воспроизведения в интересных для детей формах (настольный театр, инсценировка сказок, игра) и с помощью взрослого;

сюжеты сказок хорошо запоминаются детьми. При создании условий свободного пересказа сказок, у детей отмечаются творческие проявления: подражание героям сказки, желание рассказать сюжет сказки на свой лад;

сравнительный анализ данных в начале и в конце педагогического эксперимента свидетельствует о том, что у детей повысился уровень развития воображения, обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов;

к концу эксперимента дети уже хорошо помнили героев сказок. Дети лучше запоминали героев сказки, могли дать более подробные их описания. Под эмоциональным воздействием сказок усилилось воображение детей и повысилась творческая инициатива детей;

практическая работа со сказками в ДОУ подтвердила теоретические выводы о художественной и педагогической ценности сказок, их дидактическом потенциале, способности активизировать деятельность воображения, мышления, побуждать к возникновению и развитию детского творчества;

данные педагогического эксперимента позволяют утверждать, что область применения сказок в образовательном пространстве ДОУ достаточно широкая: это музыкальные занятия, развлечения, народные праздники, свободное время детей;

данные педагогического эксперимента подтвердили эффективность используемых нами методов педагогической работы со сказкой: наглядных, игровых, метода создания проблемных ситуаций.

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.

Заключение

На первом этапе работы нами осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования. В ходе проведенного нами теоретического исследования была изучена степень разработанности проблемы восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей, выявлена ее актуальность в отечественной педагогической теории и практике школьного образования. Теоретический обзор позволил сделать вывод о том, что данная проблема еще недостаточно изучена.

В ходе теоретического исследования выявлены существующие подходы в трактовке понятий «сказка», изучены ее классификации, функции; рассмотрены особенности восприятия сказки в дошкольном возрасте, изучено влияние сказки на развитие воображения детей дошкольного возраста.

Во второй части работы нами было проведено практическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «ДСКВ № 7» г. Сосновоборска, в период с 1 октября 2013 по 28 февраля 2014 года. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.

Для подтверждения гипотезы исследования нами на втором этапе работы были подобраны диагностические методики для определения уровня восприятия сказки и уровня развития воображения младших дошкольников. Далее с помощью диагностического инструментария выявили уровень восприятия сказки и уровень развития воображения дошкольников.

На третьем этапе работы была составлена и реализована программа игровых занятий, направленная на развитие воображения через восприятие сказки детьми экспериментальной группы.

Заключительным этапом исследовательской деятельности явилось проведение контрольного эксперимента, целью которого было проверить эффективность формирующего эксперимента. После проведения программы игровых занятий произошли изменения в развитии уровня восприятия сказки дошкольников: произошли изменения в развитии восприятия, воображения, мышления, памяти, дошкольников, повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля; повысился уровень словесно-логического мышления.

Анализ данных контрольного этапа показал, что уровень восприятия сказки у дошкольников повысился в среднем на 20-30%, уровень развития воображения повысился также в среднем на 20-30%.

Это позволило сделать вывод о том, что программа явилась эффективной.

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что гипотеза подтверждена; задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута.

Библиографический список

Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 тт. - М., 1984.

Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.

Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001.

Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.ыготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. - 224с.

Дунаева, Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание - 2007, № 6, с.35 - 40.

Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / Вопр. психол. 1987. № 1.

Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А.В.Запорожец, Я.З. Неверович. - М., 1986.

Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Избранные психологические труды, т. 1. М.: Педагогика, 1986.

Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание - 2005, № 5, с.28

Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992.

Немов, Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971.

Никифоров, А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. - Л., 1926.

Никифоров, А.И. Сказка и сказочник. - ОГИ: 2008. - 376 с.

Новиков, Л.А. Искусство слова. - М., 1991.

Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., 1996.

Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120с.

Пропп, В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

Пропп, В.Я. Мофология сказки - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 315с.

Ребенок и книга: Учеб. пособие. - Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - М., 1992.

Роль сказки в развитии детской эмоциональности // Код доступа: #"789289.files/image007.jpg">

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Инструкция

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не может придумать. Сделай её полной и интересной, добавляя к ней новые идеи. Придумай интересное название для картинки и напиши его внизу под картинкой.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Авторы методики предлагают 6 типов решений задач.

тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

тип. Изображая отдельный объект, дошкольникк уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать материал, а также создавать новые комбинации из элементов.

Критерии и показатели проявления детьми развития воображения, выявленные во время диагностики, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:

. Отношение ребенка к творческой работе

проявление интереса, эмоциональной увлеченности творческой деятельностью;

проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;

ответственное отношение к выполнению работы, стремление довести до конца;

проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в творческом процессе, стремление повышать уровень сложности творческой деятельности.

. Качество поисково-творческих действий дошкольников

проявление беглости мышления, способность выдвигать множество идей, относительно выполнения творческого задания, умение создавать большое количество поисковых вариантов;

отсутствие регидности, умение гибко использовать различные способы и приемы при работе;

проявление оригинальности и нешаблонности мышления в процессе работы, создание работ с необычным сюжетом, уникальной формы;

проявление изобретательности, фантазии, творческого воображения.

. Выразительность и грамотность выполнения работ.

использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма и композиции;

целостность работы;

использование выразительных качеств художественного материала.

Можно выделить 3 уровня сформированности развития воображения (высокий, средний, низкий).

Приложение 2

Данные диагностики восприятия сказки дошкольниками на констатирующем этапе

 

Имя Фамилия ребенка

Знание основных героев  сказок:

Знание основного содержания  сказок:

Восприятие сказочных героев в повседневной жизни:

 PS: Выявление особо одаренных детей

 

Уровни диагностики

Н

СР

В

Н

СР

В

Н

СР

В

 

1

 Денис А.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

 

 Миша А.

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

3

Гриша А.

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

4

 Полина Б.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

5

 Ваня Д.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

6

 Матвей З.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

7

 Саша И.

 

*

 

*

 

 

*

 

 

 

8

 Мила К.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

9

 Алеша П.

 

*

 

 

*

 

 

*

 

 

10

 Ксюша С.

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 


Приложение 3

Таблица 2

Результаты исследования развития воображения по методике «Дорисовка фигур» О.М. Дьяченко на констатирующем этапе

Ф.И. ребенка

Коэффициент оригинальности

Тип решения задач на воображение

 Денис А.

2

2

 Миша А.

1

1

Гриша А.

1

1

 Полина Б.

1

2

 Ваня Д.

1

1

 Матвей З.

3

5

 Саша И.

3

4

 Мила К.

1

1

 Алеша П.

2

5

 Ксюша С.

2

4


Приложение 4

Полина Б. «Не знаю»

Матвей З. «Кружок»

Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Мила К. «Лицо»

Саша И. «Солнце»

Приложение 5

Содержание занятий по сказкам

Сказка «Репка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей. - Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить каждого из сказки? - Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли? А можно ли за что-то похвалить других персонажей? (кошка не съела мышку, собака не поссорилась с кошкой, они дружно трудились и пр.).

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады». - Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела. - Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно.

4.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом». - Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология.

- Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают? - Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.


Физкультминутка

- Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем - когда репку вытянули. - Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки. - Физкультурная разминка: изобразить, как тянут репку.

6.

Сказка развивает руки

- Вылепить репку из пластилина. - Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою. - Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить? - Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

Сказка «Колобок»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

Хвастовство да непослушание не доведут до добра. Меньше хвались, за родню крепче держись.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение колобка? Почему? Как их можно успокоить? - За что можно похвалить колобка, а за что - поругать?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать героев сказки. - Выложить панно из геометрических фигур: каждая фигура цветом и формой ассоциируется с героем сказки.

4.

Речевая зарядка.

- Спеть песенку колобка разными голосами и с разной громкостью. - Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок, у тебя округлый бок!» - Словесное упражнение «Какой, какая, какое?» (на подбор определений к существительным, сочетание их в роде. Например: Колобок какой? Румяный, круглый, озорной, любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое?

5.

Сказка и экология.

- Выяснить, из чего делается колобок?  - Экспериментирование: замешивание теста из муки и воды, исследование его свойств. - Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку.


Физкультминутка

- Игра с мячом « Поймай колобка». - Изобразить, как двигаются звери, как катится колобок.

6.

Сказка развивает руки

- На отдельном листе: игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия - тропинка, которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая изгибов. - Слепить колобка из пластилина.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Несправедливо, что весёлая песенка есть только у колобка. Придумать песенки для каждого героя.


Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В беде друг друга выручай. - Поспешишь - людей насмешишь. - Спешка до добра не доведёт.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что вам жалко петушка? - Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться. - За что пожалеть и похвалить курочку?

3.

Сказка и математика.

- Сколько в сказке животных, а сколько людей? Кого больше? - Сравнить несколько семян (боб, горох, гречишное зерно) по величине.

4.

Речевая зарядка.

- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро. - Придумать скороговорку, чистоговорку к сказке. - Сочинить письмо для Петушка.

5.

Сказка и экология.

- Показать детям семена: боб, фасоль, горох. Объяснить, для чего они нужны. - Посадка бобового или фасолевого зёрнышка, наблюдение за прорастанием.


Физкультминутка

- Ходьба «как петушок и курочка». - Стихи «Вышла курочка гулять» и потешка «Петя-Петя петушок» по принципу логоритмики.

6.

Сказка развивает руки

- Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т.п.) - Раскрашивание изображений курочки и петушка. - Поделка из природного материала «Курочка и петушок клюют зерно».

7.

Развитие мышления и воображения.

- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались помочь петушку? - Рассказать сказку, в которой поменялись местами курочка и петушок. - Рассказать сказку, в которой герои просят другую награду за услуги.


Сказка «Маша и медведь».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Смекалка всегда выручает. - Насильно мил не будешь. - Сколько в гостях ни живи, а дома лучше.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жаль, Машу или медведя? - За что можно пожалеть как одного, так и другого? - А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их утешили?

3.

Сказка и математика.

- Придумать и посчитать, с чем Машенька напекла пирожков, и сколько было каких? - Сколько раз медведь отдыхал по пути в деревню? - Подобрать геометрические фигуры (по форме и цвету), с помощью которых можно изобразить героев сказки.

4.

Речевая зарядка.

- Инсценировка отрывка сказки. - Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п. - Придумать письмо от Машеньки в деревню, успокаивающее дедушку и бабушку.

5.

Сказка и экология.

- Что растёт в лесу? Рассмотреть иллюстрации с разным видом леса, лесными растениями. - Как нужно вести себя человеку в лесу, чтобы не нарушить покой лесных жителей. - Рассказ о медведе, их видах, повадках, сезонных привычках. - Из чего пекут пирожки? Чем пирожки полезны? Почему нельзя есть слишком много мучного и сладкого?


Физкультминутка

- Ходьба «по-медвежьи». - П/и «Машенька учит медведя играть в мяч».

6.

Сказка развивает руки

- Лепка из пластилина медведя. - Диафильм по сказке : несколько рисунков на рулоне бумаги (из нескольких кадров).

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы собаки не почуяли медведя? - Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не было дома? Как они действовали?


Сказка «Теремок»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору. - Друг за дружку держаться - ничего не бояться. - В тесноте да не в обиде.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными). - По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал теремок? - Как вы думаете, он участвовал в строительстве нового теремка? - Что помогло зверушкам построить новый теремок?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех зверушек в сказке. - Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером? - Сколько зверушек отвечало из теремка мышке? Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю? - Сконструировать из геометрических фигур макет нового теремка, который звери построят взамен разрушенного.

4.

Речевая зарядка.

- Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных - персонажей сказки. - Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака.  - Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».

5.

Сказка и экология.

- Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле жить все эти звери вместе? Почему? - Где живут эти животные? Чем питаются, какие привычки имеют? - Рассказ воспитателя о том, как люди охраняют животный мир.


Физкультминутка

- С помощью движений изобразить строительство теремка.

6.

Сказка развивает руки

- Сделать аппликацию на тему «Теремок». - Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать продолжение сказки (что было после окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили к себе жить? А медведя они оставили в теремке?). - Придумать необычный теремок, в котором было бы удобно любому животному. Построить его из различных видов строительных материалов и подручных средств. Придумать, какие удобства были бы в теремке.


Похожие работы на - Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!