Общая характеристика дистанционного образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика дистанционного образования

Введение

Современная социально - экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Одной из них явилось дистанционное обучение. Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма образования. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Объектом исследования курсовой работы является изучение технологий дистанционного обучения. Предмет исследования - технологии дистанционного обучения информационным таможенным технологиям. Цель- рассмотреть технологии дистанционного обучения и определить способ получения навыков по дисциплине "Информационные таможенные технологии". Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика дистанционного образования

1.1 Характеристика дистанционного обучения

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.

Важнейшей задачей высшего технического образования в современных условиях является формирование у будущих работников и исследователей научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке. Решение этой задачи не представляется возможным без широкого использования новых информационных технологий. Информационные ресурсы стали по существу новой экономической категорией, определяющей очередной взлет научно-технического прогресса.

В информационном обществе интеллектуальные процессы становятся массовыми, и более половины работников в развитых странах заняты в сфере интеллектуальной деятельности. Возросшие информационные потоки и высокотехнологические производства предъявляют повышенные требования к работнику XXI века. Помимо высокой профессиональной компетентности работник ХХI века должен в совершенстве владеть современными информационными технологиями и активно использовать их в своей работе. В связи с тем, что знания в современном обществе быстро устаревают, современному работнику необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. При этом повышение квалификации и переподготовка кадров в большинстве случаев должна проводиться без отрыва от деятельности, что становится возможным с использованием технологий открытого образования.

В результате перехода экономики страны к рыночным отношениям многие специалисты с высшим образованием оказались невостребованными. В условиях рынка они должны переквалифицироваться с учетом потребностей народного хозяйства. В результате потребителями образовательных услуг являются не только школьники и студенты, но и значительная часть взрослого населения страны. В результате в современном мире отмечается резкое увеличение спроса на образовательные услуги.

В связи со всем вышесказанным появилась потребность в дистанционном виде обучения, который характеризуется большой гибкостью. Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. При таком виде обучения у людей, которые обременены семейными и деловыми заботами и не имеют возможности посещать традиционные очные занятия появляется шанс получить качественные услуги по обучению. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда всеповышающийся интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

В литературе встречаются термины дистанционное обучение и дистанционное образование, поэтому следует рассмотреть, что подразумевается под этим.

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения. Однако, если термин "дистанционное" связывать лишь с тем обстоятельством, что основную часть учебного времени обучаемый проводит на большом расстоянии от преподавателя, так что основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы независимо от формы носителя (бумага, магнитные диски и т.п.) или электронные средства связи (телефон, факс, электронная почта и др.), то в этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.

Можно дать и следующие определения:

Дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Характерные черты дистанционного обучения:

1.гибкость - обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам;

2.модульность - каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении - это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;

.специализированный контроль качества обучения - используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;

.специализированные технологии и средства обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

Большое значение в дистанционном обучении имеет мотивация. Именно мотивация к получению действительно прочных знаний является движущей силой для дистанционного обучения. Дело в том, что человек, получивший диплом, но не подтвердивший своих знаний и навыков на практике, после того как был принят на работу, не имеет никаких шансов надеяться на то, что работодатель будет удовлетворен его деятельностью. Скорее наоборот. Он будет уволен и его место займет тот, кто действительно получил прочные и реальные знания. Мы надеемся, что такая мотивация присутствует у большинства студентов и если это временно не так, то очень скоро здоровая конкуренция на рынке труда и развитие нашего общества изменят ситуацию к лучшему.

.2 Круг лиц, заинтересованных в дистанционном обучении

Можно выделить несколько групп лиц, потенциально заинтересованных в дистанционном обучении. По своей сути учащиеся имеют различные мотивы к обучению. Некоторые из них заинтересованы в получении знаний по определенным предметам и дисциплинам, другие - в получении полного курса, и диплома об образовании. Учащиеся могут проходить обучение, как в составе групп, так и работать по индивидуальным программам, выбранным самостоятельно. В общем случае круг лиц, использующих дистанционное образование достаточно широк. Рассмотрим подробно каждый тип.

.Лица, желающие повысить свой уровень образования

Такие учащиеся могут быть частично или полностью заняты какой-то работой. Возможно, эти люди являются временно безработными или находятся на этапе смены своей работы. Расписание обучения для таких лиц может варьироваться самым различным образом, их нужды и требования во многом предопределяют их профессиональные интересы. Такие учащиеся могут нуждаться как в специализированных курсах, связанных со своей профессией, так и в общем образовании. Мотивация к обучению среди них распределена также в широких пределах: это могут быть личные интересы, а могут быть требования работодателя по повышению квалификации персонала. Учащиеся могут быть заинтересованы как в получении знаний по отдельным направлениям и дисциплинам, так и в долговременном образовательном процессе с целью получения диплома или степени.

Эта группа учащихся требует различных подходов в образовательном процессе. Для многих из них не представляется возможным получать знания традиционным способом, посещая лекции, семинары, практики. Большинство из них предпочитает работать с подручным учебным материалом, проходить электронные учебные курсы с автоматическим тестированием и проверкой усвоенного материала. Как правило, наибольший интерес для них представляют новые технологии в дистанционном образовании, особенно для тех, кто имеет непосредственный доступ к Интернет. Поскольку дистанционное образование должно охватывать, и оно действительно охватывает различные информационные среды представления учебной информации, то этот круг лиц в значительной степени заинтересован в получении таких услуг.

.Дети и молодежь

Эта категория несколько отличается от предыдущей. В основном это те учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут посещать образовательные учреждения, например, по причине физической недееспособности или в случае если они географически удалены от образовательных учреждений. К этому же числу лиц относятся и те, кто желает получить дополнительные знания, расширяющие кругозор стандартного образования. Это своего рода удаленное репетиторство. Когда ученик и репетитор находятся на расстоянии друг от друга.

.Студенты, территориально удаленные от образовательного центра

Те люди, кто проживает далеко от учебных центров или в местах, где доступ к учебным программам по определенным дисциплинам ограничен или осложнен, могут воспользоваться преимуществами дистанционного образования. Например, к такой категории можно отнести лица, желающие получить образование в другой стране, так называемое интернациональное обучение. В этом случае Интернет играет главенствующую роль, обеспечивая доступ обучаемого к образовательным ресурсам.

К этой же категории можно отнести людей, которые не имеют времени, желания и возможности добираться до образовательного центра. Например, лица, желающие повысить свою квалификацию. В этом смысле дистанционное образование помогает экономить значительное время лиц, решивших начать обучение.

.Студенты, которые по каким-либо причинам не могут посещать занятия регулярно.

К этой категории относятся, например, лица, занятые постоянной работой, которые не имеют времени посещать занятия в учебных учреждениях; лица, которым по тем или иным причинам невозможно посещать занятия вследствие их временной или постоянной болезни. Наконец люди, нуждающиеся в специфических, дополнительных курсах, для более прочного закрепления знаний.

Необходимо отметить, что приведенная градация является достаточно условной, многие характеристики в некоторых из них пересекаются или являются подобными. Более того, можно сказать, что дистанционное обучение является эффективным практически для любого человека, желающего повысить свой образовательный уровень, не зависимо от возраста, текущей занятости, интересов, возможностей и прочих способностей индивидуума.

.3 Достоинства и недостатки дистанционного обучения

При всей привлекательности дистанционной формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки данного понятия. Сюда относят и любые формы самообразования, и заочное обучение, и экстернат.

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения.

Дистанционное образование (в понимании процесса) или обучение может быть базовым и дополнительным. В последнем случае мы можем говорить о дистанционной педагогической деятельности (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.). Если рассматривать дистанционную форму обучения как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе, сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения, пр.

Характерными чертами дистанционного образования являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), использование специализированных технологий и средств обучения и т.д. Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

1.обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный

характер образовательного процесса;

2.гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

3.контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

1.0постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций ;

.возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

.передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в ВУЗ, либо значительно сократить их число и длительность.

К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:

.Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);

2.Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;

3.Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).

.Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы.

Глава 2. Характеристика и принципы дистанционного образования

2.1 Принципы дистанционного образования

Принципы обучения (дидактические принципы) - положения, которые выражают зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе. Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.

Можно выделить группы стратегических принципов обучения в высшей школе, объединяющих все существующие принципы, это:

1.соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

2.ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

.рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

.оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

.соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.

Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В основе ДО лежат два принципа: дистанционный образование высший школа

1.свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

2.дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу".

Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является "открытой" со свободным доступом.

Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

Принцип базовых знаний. Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения. Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуща "детская болезнь" увлечения средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств ДО, выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%, другие средства- 5:20%.

Принцип открытости и гибкости ДО. Принцип открытости выражается в "мягкости" ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным "показателем гибкости" является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.

.2 Технологии дистанционного образования

Технологии дистанционного обучения можно разделить на три большие категории:

1. Интерактивное телевидение. При наличии компьютера со стабильным доступом в Интернет, ученику вполне возможно организовать видео-чат с преподавателем и прослушать лекцию, даже если физически их разделяют тысячи километров. Либо же можно просматривать видеолекции в записи. Разумеется, образование с камерой удобно и для преподавателей. Они могут смело соглашаться на обучение множества людей, а значит, их доходы возрастают. Записав свою лекцию и выложив ее на своем видеоканале, педагог может заниматься чем угодно, пока его студенты учатся. Достаточно будет лишь иногда отвечать на их вопросы, устраивая видео-чат.

Подобное дистанционное обучение стало возможным благодаря появлению и развитию интерактивного интернет-телевидения. Это способ передачи видео контента в реальном времени, а также трансляция, ранее созданной, видео-информации. Более того, интерактивное интернет-телевидение дает возможность не только смотреть чужие сюжеты, но и создавать свои, а также обсуждать их с другими пользователями с помощью видеоконференции, или войдя в видео-чат. Если говорить о дистанционном обучении, то есть два варианта использования возможностей интернет-телевидения. В первом случае лекции оцифрованы заранее, студент просматривает их в удобное для себя время, а затем использует видео-чат для связи с преподавателем и обсуждения отдельных моментов. Во втором случае общение студента и преподавателя идет полностью в реальном времени, причем может быть организована массовая видеоконференция, в которой будут участвовать несколько обучающихся. Подобное образование с камерой является полным аналогом и достойной заменой традиционному дневному обучению.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

. Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Передача информации с компьютера на компьютер называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователем, - асинхронной.

Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

Телекоммуникационная технология может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.

Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет (Internet). Интернет - это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм и т.п. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мира через специальные "шлюзы" - компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях.

Интернет был создан более 20 лет назад в США как экспериментальная сеть, объединившая телекоммуникационную сеть ARPAnet, радиовещательную и спутниковую сети, связанные с деятельностью Министерства обороны США. Сейчас Интернет распространен по всему миру, и его пользователями уже стали более 20 млн человек.

Сеть позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой, независимо от того, соединены они между собой или нет. Маршрутизаторы Интернет автоматически выбирают оптимальный маршрут для доставки пакетов данных до места назначения. На этой основе были разработаны различные службы, использующие возможности Интернета. Обучение с помощью компьютерных телекоммуникаций предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

3. Кейс-технология. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть данной технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения как на различного рода носителях, так и в электронной форме. Преимущество кейса в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Глава 3. Способ получения навыков дисциплины "Информационные таможенные технологии"

В данный момент дистанционное образование проникло во все сферы деятельности, и таможенное дело не является исключением. В интернете можно найти множество различных вузов и других образовательных учреждений готовых предоставить знания на расстоянии.

Можно получить навыки по одной или нескольким специальностям. Сроки практически не отличаются от очной формы обучения. В основном, средняя продолжительность образования 4-6 лет в зависимости от начальной базы обучающегося. Специалист, получивший высшее образование дистанционно по специальности "Таможенное дело" одинаково успешно может работать в таможенных органах, коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся таможенным делом и требующих профессиональных знаний в области внешнеэкономической деятельности.

Информационным таможенным технологиям можно обучиться также в курсе освоения специальности "Таможенное дело". Многие вузы предоставляют на своих сайтах программу обучения, в которую также входит изучение информационных таможенных технологий, как одной из главных составляющих.

Например, рассмотрим Юридический институт Московского Государственного Университета Путей Сообщения:

"Образовательная программа по специальности "Таможенное дело" обеспечивает подготовку специалистов для работы в таможенных органах, организациях, связанных с внешнеэкономической деятельностью, валютным регулированием, таможенными платежами, в целях реализации единой таможенной политики России.

Получение профессиональных знаний обеспечивается освоением таких дисциплин, как:

1.таможенные платежи в различных таможенных режимах

2.организация таможенного контроля товаров и транспортных средств

3.таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость

.организация валютного контроля в различных таможенных режимах

.информационные таможенные технологии

Студенты проходят учебную, два вида производственной и преддипломную практики (место прохождения практики студенты заочной формы обучения находят самостоятельно).

По окончании института выпускник получает диплом государственного образца с присвоением квалификации "Специалист" по специальности "Таможенное дело" и может продолжить свое образование в аспирантуре.

На данную специальность приглашаются выпускники 11-х классов, все желающие, имеющие среднее (полное) общее образование и имеющие среднее профессиональное образование.

Прием на первый курс выпускников школ производится по результатам ЕГЭ по следующим дисциплинам - русский язык, обществознание, иностранный язык.

Лица, имеющие дипломы о высшем или среднем профильном профессиональном образовании зачисляются по результатам собеседования."

Освоить специальность "Таможенное дело" может практически любой желающий, имеющий начальную образовательную базу. И, как видно из рекламного сообщения, одной из дисциплин являются информационные таможенные технологии. В дистанционное образование входят семинары, вебинары, аудиоуроки и курсы. Умения и навыки, которые получают выпускники:

1.осваивают управление контрактной деятельностью и механизмы заключения различных видов внешнеторговых сделок;

2.учатся взаимодействовать с участниками ВЭД и таможенными органами, с субъектами околотаможенной инфраструктуры;

3.овладевают методами оценки таможенной стоимости, расчетов с федеральным бюджетом, проведения таможенной экспертизы;

4.изучают профессиональные программные продукты - по составлению и ведению документов финансовой отчетности: 1С:Предприятие, MS Exel; по обработке и анализу статистической информации: SPSS; справочные нормативно-правовые базы: "Консультант Плюс", "Гарант";

.учатся оформлению таможенных деклараций, товаров и транспортных средств;

.изучают валютное регулирование и валютный контроль, административные правонарушения, относящиеся к компетенции таможенных органов.

Как заявляет сайт дистанционного образования, выпускники специальности "Таможенное дело" будут востребованы в брокерских компаниях, таможенных органах, в компаниях-участниках ВЭД, в структурных подразделениях таможенных перевозчиков и на предприятиях владельцев таможенных складов.

Заключение

Данная курсовая работа посвящена такой актуальной теме, как "Технология дистанционного обучения информационным таможенным технологиям". Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя пункты, а также заключение и список литературы. Во введении мы рассмотрели и определили актуальность данной темы, в первой главе раскрыли основные понятия дистанционного обучения, его сущность, во второй главе обозначили принципы и технологии дистанционного образования, а в третьей главе был рассмотрен способ получения навыков дисциплины "Информационные таможенные технологии" на примере Юридического института Московского Государственного Университета Путей Сообщения.

Технологии профессионального образования являются составной частью системы образования профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Список использованной литературы

1.Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2012. - 544 с

.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 2010. - 196 с.

.Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: "ВАК", 2005. - 88 с.

.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 2011. - 264 с.

.Андреева, Г.М. "Социальная психология". М.: Аспект пресс, 2004.

.Винокуров, А. Ю. Использование технологий дистанционного обучения в режиме реального времени / А. Ю. Винокуров // Открытое образование и информационные технологии. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Приложение к журналу "Открытое образование". - Пенза : ИИЦ ПГУ, 2005.

.Винокуров, А. Ю. Разработка сетевого программного комплекса автоматизации обучения / А. Ю. Винокуров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании и науке" (ИТОН-2006). - Ч. 3. - М. : МФА, 2006. - С. 494-497.

.Гозман, Л.Я., Шестопал, Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: "Мысль", 1999. - 368 с.

.Демкин, В.П., Можаева, Г.В. Телекоммуникации для образования. - СПб.: "БХВ-Петербург", 2009. - 1136 с.: ил.

.. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / под ред. Е.С.Полат. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

.. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В.Жилавская. - Томск: ТИИТ, 2011. - 322 с.

.Лобачев, С.Л., Попов, А.Э.Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. - Шахты.: ЮРГУЭС, 2012. - 90 с.

. Малышев, Н.Г., Сердюк, В.А. Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план - М.: Минобразование России, 2013. - 402

.http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841

.http://do.ui-miit.ru

.http://www.alta.ru

.http://ibpu.ru

.http://www.brokert.ru

Похожие работы на - Общая характеристика дистанционного образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!