Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Специальность 080109

Бухгалтерский учет, анализ и аудит








Курсовая работа

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками


Исполнитель:

студентка группы БУА-11

Ляшко Н.В.

Руководитель: д.э.н.

профессор Нечеухина Н.С.



Екатеринбург

Содержание

Введение

. Бухгалтерский учет реализации продукции, товаров, работ, услуг покупателям и заказчикам

.1 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в условных единицах и иностранной валюте

. Формы расчетов с покупателями и заказчиками

.1 Расчеты платежными поручениями

.2 Расчеты по аккредитиву

.3 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями

.4 Расчеты с использованием ценных бумаг

. Документальное оформление продажи продукции, товаров, работ, услуг

Заключение

Список используемых источников

Приложения

бухгалтерский расчет покупатель валюта

Введение

В условиях рыночной экономики в своей производственно-финансовой деятельности предприятия ежедневно осуществляют большой объем коммерческих операций. Так или иначе, они связаны с контрагентскими расчетами - с одной стороны, предприятие выступает покупателем сырья, материалов и необходимых услуг для обеспечения своей деятельности, а с другой - предприятие само является продавцом, реализуя на конкурентом рынке продукцию, товары и услуги иным потребителям.

Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. На самом деле, в современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться.

Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей.

Если факт поставки товара, работ, услуг не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика, подрядчика возникает дебиторская задолженность. Кругооборот оборотного капитала предприятия непосредственно связан с основными хозяйственными операциями: покупки приводят к увеличению запасов сырья, материалов, товаров и кредиторской задолженности; производство ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Все эти операции многократно повторяются, сопровождаются денежными поступлениями и денежными платежами.

Таким образом, движение денежных средств охватывает период между уплатой денег за сырье, материалы (товары) и поступлением денег от продажи готовой продукции (товаров). На его продолжительность влияют: период кредитования предприятия поставщиками, период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции на складе. Учитывая вышесказанное, можно предварительно констатировать, что бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является одним из наиболее сложных участков учетной работы предприятия в силу: высокой периодичности данных операций; большого разнообразия форм расчетов; большого количества контрагентов предприятия (покупателей и заказчиков), непостоянности их состава и других причин.

Целью работы является изучение практики учета расчетов с покупателями и заказчиками, в соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками и рассмотреть организацию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

1. Бухгалтерский учет реализации продукции, товаров, работ, услуг покупателям и заказчикам

.1 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются на основании заключенных договоров между организацией и покупателем, заказчиком. Покупателями являются организации, которым предприятие отгружает продукцию, товары. Заказчиками являются организации, которым предприятие выполняет работы, оказывает услуги.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в плане счетов выделен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - активно- пассивный. Начальное сальдо (по дебету) - это размер задолженности покупателей, заказчиков перед организацией за полученную продукцию, товары, работы, услуги на начало отчетного периода. Начальное сальдо (по кредиту) - это размер задолженности организации перед покупателями, заказчиками по полученным от них авансам под поставку продукции, работ, услуг на начало отчетного периода. Оборот по дебету - это суммы предъявленных покупателям, заказчикам расчетных документов. Оборот по кредиту - это суммы поступивших платежей, включая суммы полученных авансов. Конечное сальдо (по дебету) - это размер задолженности покупателей, заказчиков перед организацией за полученную продукцию, товары, работы, услуги на конец отчетного периода. Конечное сальдо (по кредиту) - это размер задолженности организации перед покупателями и заказчиками по полученным от них авансам под поставку продукции, работ, услуг на конец отчетного периода.

Аналитический учет по субсчету должен вестись по каждому кредитору. С суммы аванса начисляется НДС. При передаче покупателю материальных ценностей, выполнении работ, оказании услуг, в счет которых был получен аванс, начисленную сумму НДС необходимо восстановить. Регистр синтетического учета - журнал-ордер. При использовании организацией автоматизированной формы учета с применением программного продукта регистрами синтетического учета являются обороты счета 62 (Главная книга), анализ счета 62, оборотно-сальдовая ведомость и другие.

Регистрами аналитического учета выступают оборотно-сальдовая ведомость по счету 62, анализ счета 62 по субконто, обороты между субконто, карточка счета 62, карточка счета 62 по субконто и другие.

К счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты субсчета:

.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

.02 "Расчеты по авансам полученным"

.03 "Векселя полученные"

.21 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте)"

.22 "Расчеты по авансам полученным (в валюте)"

.31 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.)"

.32 "Расчеты по авансам полученным (в у.е.)"

.Р "Расчеты с розничными покупателями"

Рассмотрим примеры хозяйственных операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками.

Организация отгрузила покупателю товары (продукцию). После того, как к покупателю перешло право собственности на них, в учете отражается запись: Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).

Организация выполнила для заказчика работы (оказала услуги) и заказчик их принял, в учете отражается запись: Дебет 62 Кредит 90-1 (91-1) - отражена задолженность заказчика за выполненные работы (оказанные услуги). Задолженность покупателя (заказчика) отражается в учете независимо от того, получены от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.

При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности в учете отражается запись: Дебет 50 (51, 52, 60, 62-02) Кредит 62 - поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг.

Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) организация получает от покупателей (заказчиков) авансы, то для учета таких сумм к счету 62 открывается субсчет 62-02 "Расчеты по авансам полученным". Получение аванса отражается записью в учете: Дебет 50 (51, 52) Кредит 62-02 - получен аванс в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Если аванс получен в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то сумма аванса также облагается этим налогом.

Начисление НДС с аванса отражается записью в учете: Дебет 62-02, 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с полученного аванса.

При передаче покупателю материальных ценностей (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых был получен аванс, начисленная сумму НДС должна быть восстановлена: Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 62-02 - восстановлена сумма НДС, ранее начисленная с полученного аванса. Сумма, ранее учтенная в качестве аванса, отражается на счете 62: Дебет 62-02 Кредит 62 - закрывается задолженность покупателя суммой полученного аванса. Одновременно с признанием выручки от продажи у организации возникает обязательство по уплате НДС в бюджет, в учете отражается запись: Дебет 90, 91 Кредит 68.

Если покупатель является одновременно и поставщиком товаров (работ, услуг) для организации, можно произвести взаимозачет задолженностей.

Если с момента возникновения задолженности покупателя (заказчика) прошло три года, то есть истек срок исковой давности и задолженность не погашена, необходимо ее списать.

Списание задолженности, по которой истек срок исковой давности, отражается записью в учете: Дебет 91-2 Кредит 62 - списана задолженность покупателя (заказчика) в связи с истечением срока исковой давности.

В аналогичном порядке списывают задолженность, нереальную для взыскания (например, задолженность ликвидированной организации): Дебет 91-2 Кредит 62 - списана задолженность, нереальная для взыскания.

Если покупатель (заказчик) не погасил свою задолженность в срок, установленный договором, то по такой задолженности вы можете создать резерв сомнительных долгов. Тогда списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или нереальной для взыскания, по которой ранее был создан резерв, отражается записью в учете: Дебет 63 Кредит 62 - списана задолженность покупателя (заказчика) за счет резерва сомнительных долгов. В резерв по сомнительным долгам включают и сумму НДС, которую должен заплатить покупатель (заказчик). Дебиторскую задолженность покупателя (заказчика) можно передать (продать) другой организации, то есть переуступить право требования. Уступка права требования отражается записью в учете: Дебет 91-2 Кредит 62 - списана задолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации. Денежные средства, полученные от другой организации за проданную ей задолженность, учитывается записью в учете: Дебет 50 (51, 52, 55) Кредит 91-1 - поступили денежные средства от других организаций за переданную им задолженность.

1.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в условных единицах и иностранной валюте


Одним из существенных условий любого договора является его цена. Для снижения предпринимательских рисков организации и предприниматели нередко прибегают к установлению продажных цен в условных денежных единицах (далее - у.е.). Российским законодательством такая возможность предусмотрена.

Так, в ст. 317 ГК РФ сказано, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Но одновременно допускается ситуация, когда в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, специальных правах заимствования и др.). В этом случае сумма, подлежащая к уплате в рублях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты или у.е. на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон (п. 2 ст. 317 ГК РФ). То есть стороны договора вправе установить курс пересчета в у.е., а также порядок определения этого курса. При таком подходе в договорных отношениях весьма непростым вопросом становится оформление задолженности, и налогоплательщики сталкиваются с проблемой суммовых (курсовых) разниц.

Особенность учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, регулируется ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Согласно п. 3 данного ПБУ курсовая разница - это разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

Пересчет стоимости денежных средств в расчетах (за исключением средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (п. 7 ПБУ 3/2006). Стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально-производственных запасов и других активов, не перечисленных в п. 7, принимается в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 3/2006). Их стоимость в связи с изменением курса не пересчитывается (п. 10 ПБУ 3/2006).

Датой совершения операции в иностранной валюте признается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции (п. 3 ПБУ 3/2006).

Если на дату оплаты курс соответствующей валюты увеличивается и от покупателя поступает денежных средств больше, у продавца возникает положительная суммовая разница. В случае уменьшения курса валюты в периоде оплаты за отгруженный ранее товар в налоговом учете у продавца возникают отрицательные суммовые разницы. [22]

Рассмотрим примеры хозяйственных операций по учету расчетов с покупателями в условных единицах или иностранной валюте.

Начислена сумма НДС по отгрузке товара - Дебет 90-3 Кредит 68-2.

Отражена положительная курсовая разница на отчетную дату в составе прочих доходов - Дебет 62-1 Кредит 91-1.

Отражено отложенное налоговое обязательство - Дебет 68, субсчет "Налог на прибыль" Кредит 77.

Скорректирована сумма НДС с положительной курсовой разницы при переоценке дебиторской задолженности - Дебет 91-2 Кредит 76, субсчет "НДС".

Сформирован отложенный налоговый актив - Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль".

Получена оплата за отгруженный товар - Дебет 51 Кредит 62-1.

Отражена отрицательная курсовая разница - Дебет 91-2 Кредит 62-1.

Отражен отложенный налоговый актив - Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль".

Скорректирована сумма НДС с отрицательной курсовой разницы при переоценке дебиторской задолженности - Дебет 76, субсчет "НДС" Кредит 91-1.

Скорректирована сумма НДС по отгруженному товару - Дебет 76-НДС Кредит 68-2.

Отражено погашение отложенного налогового актива - Дебет 68, субсчет "Налог на прибыль" Кредит 09.;

Отражено погашение отложенного налогового обязательства - Дебет 77 Кредит 68 "Налог на прибыль". [23]

2. Формы расчетов с покупателями и заказчиками

Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Прием наличных денег в кассу от покупателя оформляется приходным кассовым ордером формы №КО-1 "в приложении А", подписывается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. Приходный кассовый ордер состоит из двух частей: ордер, квитанция к ордеру. Вторая часть приходного кассового ордера - квитанция является его отрывной частью и служит оправдательным документом лица, внесшего наличные деньги в кассу. Поэтому квитанция также должна быть подписана главным бухгалтером, заверена печатью (штампом). Квитанция выдается на руки лицу, сдавшему деньги для подтверждения. [17]

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями.

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними - расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или несколькими учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

Расчетные документы предназначены для осуществления безналичных расчетов, смысл которых, как это следует из самого их названия, состоит в том, что при уплате денег не используются наличные деньги (купюры, монеты). Процедура уплаты денег в общем случае осуществляется путем списания банком денег с одного счета и зачисления их на другой счет.

Наиболее распространенная классификация безналичных расчетов, основанная на нормах ст. 862 ГК РФ, имеет в своей основе форму безналичных расчетов и предполагает осуществление безналичных расчетов в следующих формах:

платежными поручениями;

по аккредитиву;

расчеты чеками;

расчеты по инкассо;

в иных формах, предусмотренных законом.

Для осуществления безналичных расчетов применяются следующие первичные учетные документы:

платежное поручение;

аккредитив;

платежное требование;

инкассовое поручение;

платежный ордер;

реестр счетов;

реестр переданных на инкассо расчетных документов;

заявление об акцепте, отказе от акцепта.

Чеки представляют собой один из видов ценных бумаг, содержащей ничем не обусловленное распоряжение банку со стороны чекодателя произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Таким образом, чеки представляют собой исключение в ряду расчетных документов как по своей экономической природе, так и по способу формализации данного платежного документа на бумажном носителе. В частности, бланк чека не включен в систему банковской документации и отсутствует в Общероссийском классификаторе управленческой документации, как все остальные перечисленные нами расчетные документы.

Наряду с чеками, возможно осуществление безналичных расчетов посредством другого вида ценных бумаг - векселей. Порядок составления и оборота ценных бумаг регулируется соответствующим законодательством.

Все перечисленные нами формы расчетов осуществляются на основании правил и стандартов, вытекающих из норм ГК РФ и оформленных:

федеральными законами;

постановлениями Правительства РФ;

приказами Министерства финансов РФ;

приказами Федеральной налоговой службы;

инструкциями центрального Банка России;

иными правовыми и нормативными актами. [24]

.1 Расчеты платежными поручениями

Итак, безналичные расчеты могут осуществляться предприятием с использованием специального платежного документа - платежного поручения, которое представляет собой распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Форма платежного поручения и порядок ее заполнения установлены Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом установленной формы, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Посредством платежных поручений предприятие может производить:

перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежное поручение, составляемое на бланке формы 0401060 " в приложении Б", а также размеры полей платежного поручения содержатся в Положении ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Возможен вариант оформления электронного платежного поручения (см. Положение ЦБ РФ от 23 июня 1998 г. №36-П "О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России").

Под электронным платежным поручением понимается документ, являющийся основанием для совершения расчетных операций и подписанный электронной цифровой подписью. Электронное платежное поручение имеет равную юридическую силу с документом на бумажных носителях, подписанными собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенными оттиском печати.

При расчетах посредством электронного платежного поручения, должна обеспечиваться возможность его воспроизведения на бумажном носителе с сохранением всех реквизитов в соответствии с нормативными актами Банка России.

Формат бумажной копии электронного платежного поручения предусмотрен Приложением 3 к Положению Банка России от 23 июня 1998 г. №36-П "О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России". [24]

.2 Расчеты по аккредитиву

Аккредитив, также как и платежное поручение, является одним из видов расчетного документа. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива обязуется произвести платежи в пользу получателя средств при условии предоставлении документов (аккредитива). Дословно рассматриваемый нами термин означает "полномочие на какие-либо действия", а под самим этим термином мы будем понимать следующее:

расчетный документ определенной формы;

обязательство банка-эмитента перед своим клиентом-плательщиком;

обязательство банка-эмитента или подтверждающего банка перед получателем средств;

под аккредитивом понимают собственно расчетную операцию;

приказ банка-эмитента исполняющему банку произвести определенные действия.

Расчеты по аккредитиву регламентируются, в первую очередь, ГК РФ. В частности, ст. 867 ГК РФ предусматривается, что при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

ГК РФ предусматривается, что аккредитив может быть двух видов:

покрытый (депонированный) аккредитив, в случае открытия которого банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента;

непокрытый (гарантированный) аккредитив, в случае открытия которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.

Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.

Пунктом 3 ст. 867 ГК РФ установлено, что порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Форма 0401063 аккредитива "в приложении В" предписывается Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Первый экземпляр реестра счетов оформляется подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати (в соответствии с оформленной надлежащим образом карточкой с образцами подписей и печати). [24]

.3 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями

Расчеты по инкассо представляют собой такую банковскую операцию, посредством которой банк, действуя по поручению и за счет клиента, осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании специально предназначенных для такого рода расчетов документов. Расчетными документами для расчетов по инкассо являются:

. платежные требования " в приложении Г";

. инкассовые поручения" в приложении Д".

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться в двух видах:

с акцептом, когда оплата платежного требования осуществляется банком по распоряжению плательщика;

в безакцептном порядке, когда оплата платежного требования осуществляется банком без распоряжения плательщика. Для предприятия может быть удобно, когда некоторые платежи по его выбору, например, коммунальные платежи, платежи за пользование проводной и/или беспроводной телефонной связью и аналогичные им платежи осуществляются в безакцептном порядке. Для того чтобы платежи осуществлялись в такой форме, организации необходимо специально оговорить данное условие платежа, во-первых, с поставщиком услуг, а, во-вторых, с банком. Условия платежа за услуги фиксируются в договоре с поставщиком услуги, а также и в договоре с банком.

Расчеты посредством инкассовых поручений всегда осуществляются без распоряжения плательщика, то есть в бесспорном порядке.

Классическим примером осуществления безналичных расчетов, осуществляемых без распоряжения владельца банковского счета, могут служить расчеты в части уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов. В частности, ст. 46 НК РФ предоставляет налоговому органу право взыскать неуплаченные суммы в принудительном порядке с налогоплательщика - юридического лица в случае неуплаты или неполной уплаты им налога в установленный срок. Кроме того, взыскивать денежные средства с расчетного счета предприятия бесспорном порядке имеют право судебные органы.

Законодательные основы безналичных расчетов по инкассо заложены ст. 874 ГК РФ. В частности, указанной статьей предусмотрено, что при расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа. При этом банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Для юридических лиц расчеты по инкассо регулируются Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Формы платежного требования и инкассового поручения установлены Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации". [24]

2.4 Расчеты с использованием ценных бумаг

При расчетных операциях возможно использование ценных бумаг. Наиболее часто при операциях такого рода используются векселя и чеки.

Ценные бумаги не являются первичными учетными документами в контексте Федерального закона "О бухгалтерском учете". Тем не менее, они формализуют хозяйственные операции и являются основанием для отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета предприятия. Основы безналичных расчетов посредством чеков заложены ст. 877 ГК РФ, которой определено, что чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Из содержания указанной выше статьи, помимо прочего, следует, что участниками расчетов посредством чеков является, как минимум, три стороны:

чекодатель, то есть лицо, выдавшее чек;

чекодержатель - лицо, получившее чек;

плательщик - банк, которому чекодателем поручено произвести выплату по чеку.

Нормы ГК РФ предписывают, что в качестве плательщика по чеку может быть указан только тот банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Эта норма предусматривает, в частности, необходимость заключения между клиентом и банком соответствующего договора (или приложения к уже действующему договору банковского счета) об осуществлении клиентом безналичных расчетов посредством чеков. Общим правилом обращения чеков, предусмотренным ст. 877 ГК РФ, является запрет на отзыв чека до истечения срока для его предъявления.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются:

ГК РФ;

Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации";

иными нормативными актами, в том числе и правилами, устанавливаемыми в каждом конкретном банке, и договорами банковского счета.

Поскольку чек является ценной (неэмиссионной) бумагой, к его оформлению предъявляются весьма жесткие требования.

Таким образом, плательщиком по чеку будет являться банк. Это утверждение основано на следующем:

п. 2 ст. 877 ГК РФ предусмотрено, что в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;

п. 7.1 Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации", согласно которому плательщиком по чеку является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Во-вторых, при заполнении данного обязательного реквизита чека чекодатель в соответствующем поле указывает номер своего расчетного счета.

Если с указанием даты составления чека не может возникнуть особых затруднений, то правильное указание места составления чека требует дополнительных пояснений.

Местом составления чека является населенный пункт, в котором находится банк, являющийся плательщиком по чеку.

В ст. 878 ГК РФ предусмотрен вариант, при котором на чеке не будет указано место его составления. В этом случае чек рассматривается как выданный в месте нахождения чекодателя. Если место выдачи чека не будет указано, то такой чек будет рассматриваться как выданный в месте нахождения чекодателя, то есть как выданный в городе

Основным требованием к заполнению данного реквизита является соответствие подписи и печати "Карточке с образцами подписей и оттиска печати", которая заполняется при открытии счета (либо при изменениях в составе лиц, уполномоченных заверять своей подписью соответствующие документы).

Нормы ст. 878 ГК РФ предусматривают, что отсутствие в чеке какого-либо из рассмотренных нами реквизитов лишает его силы чека.

Чек выписывается в одном экземпляре. Бланки чеков, изготовленные типографским способом и сброшюрованные (чековая книжка), выдаются клиенту в банке, его обслуживающем. Самостоятельное изготовление бланка чека чекодателем не допускается. Используемая в конкретном банке форма чеков, перечень реквизитов (обязательных - предусмотренных гражданским законодательством, а также дополнительных, которые банк вправе предусмотреть для чеков) и порядок заполнения чека устанавливаются правилами банка (п. 7.16 Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации").

Вексель - один из старейших видов ценных бумаг. Довольно рано в хозяйственной деятельности, прежде всего, разумеется, в торговой деятельности, возникла потребность оформления расчетных отношений.

В настоящее время вексельное обращение законодательно оформлено Федеральным законом от 11 марта 1997 г. №48-ФЗ "О простом и переводном векселе" и Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/1341.

Применение в современных условиях Положения 1937 г. отнюдь не случайно. Именно в 1937 г. СССР, правопреемницей которого является Российская Федерация, присоединилась к Женевской Конвенции от 7 июня 1930 г., устанавливающей единообразный закон о переводных и простых векселях для всех стран-участниц Конвенции.

Вексель представляет собой ценную бумагу, составленную в строго установленной форме и удостоверяющую ничем не обусловленное имущественное право ее держателя требовать уплаты согласованной денежной суммы при наступлении предусмотренного векселем срока платежа.

Различают простые и переводные векселя.

Простой вексель составляется и подписывается самим должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную денежную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.

В случае переводного векселя векселедатель предлагает (приказывает) уплатить третьему лицу (обычно банку).

Формы (бланка) векселя (переводного и простого) см. в Приложении №1 и Приложении №2 к постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. №1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения". [24]

3. Документальное оформление продажи продукции, товаров, работ, услуг

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Готовая продукция отпускается покупателю со склада организации на основании заключенных ранее договоров, планов отгрузки и соответствующих первичных документов.

В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н) определен следующий порядок документооборота при отгрузке готовой продукции со склада:

а) на складе готовой продукции или в отделе сбыта выписывается четыре экземпляра накладной форма №ТОРГ-12 "Товарная накладная" " в приложении Л";

а) выписанные накладные передаются в бухгалтерию организации для проставления подписи главного бухгалтера и регистрации в специальном журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции;

б) подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта. После этого один экземпляр передается кладовщику в качестве оправдательного документа на отпуск готовой продукции со склада, второй экземпляр остается в отделе сбыта и служит основанием для выписки счета-фактуры " в приложении И". Третий и четвертый экземпляры передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

в) при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр накладной (четвертый) остается в службе охраны, еще один экземпляр (третий) у получателя в качестве сопроводительного документа на готовую продукцию;

г) служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи; бухгалтерия делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

д) бухгалтерия совместно с другими подразделениями организации (отделом сбыта, службой охраны) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностях с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции организация выписывает счета-фактуры установленной формы в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней со дня отгрузки продукции высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика. Поставщик регистрирует счет-фактуру в Книге продаж. После регистрации счет-фактуру подшивают в журнал учета выданных счетов-фактур и хранят в течение полных 5 лет с даты его выдачи. Полученный счет-фактура у покупателя регистрируется в Книге покупок. После регистрации счет-фактура подшивается в журнал учета полученных счетов-фактур и хранится в течение полных 5 лет с того момента, как он был получен.

Отгрузив товары, выполнив работы, оказав услуги, налогоплательщик-продавец обязан в течение пяти дней с момента отгрузки предъявить покупателю счет-фактуру выделенной суммой НДС. По общему правилу, установленному ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету покупателем сумм налога, предъявленных продавцом товаров, работ, услуг, имущественных прав. В зависимости от особенностей хозяйственной операции выделяют следующие виды счетов-фактур:

счет-фактура на отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

авансовый счет-фактура;

корректировочный счет-фактура.

К составлению счетов-фактур предъявляется ряд требований:

они могут составляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Электронные счета-фактуры составляются по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них соответствующих технических средств;

счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Если счет-фактуру выставляет индивидуальный предприниматель, он подписывает его с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации счета-фактуры;

счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Счета-фактуры не составляются: при реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг); банками; банком развития - государственной корпорацией; страховыми организациями; профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; негосударственными пенсионными фондами при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от него) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

При изменении стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав, в том числе при изменении цен, тарифов, объемов реализации продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру " в приложении К". Изменение цен, объемов реализации должно быть оформлено документом, подтверждающим согласие покупателя на это. Например, договором, дополнительным соглашением к нему. В течение пяти дней после составления этих документов продавец формирует и передает покупателю корректировочный счет-фактуру. Корректировочный счет-фактура со знаком "минус" является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав к вычету сумм налога (практический пример заполнения корректировочного счета-фактуры приведен в разд. 3.4 настоящего издания). Форма корректировочного счета-фактуры разработана и представлена в Приложении к Письму ФНС России от 28.09.2011 №ЕД-4-3/15927@.

Если отгрузка готовой продукции покупателям осуществляется непосредственно из производственных подразделений, выписывают товарные накладные в двух экземплярах. Первый остается в подразделении в качестве основания для списания готовой продукции, второй передается покупателю.

Покупатель должен:

оплатить стоимость тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции, товара;

оплатить расходы на транспортировку продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузку ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции;

уплатить НДС, акцизы.

Если готовая продукция до покупателя доставляется транспортным средством, в качестве грузоотправителя может выступать как организация-поставщик, так и специализированная транспортная компания.

Заключив договор перевозки грузов, грузоотправитель выписывает транспортную накладную " в приложении Ж", форма которой зависит от вида транспорта, осуществляющего перевозку.

Учет отгрузки и продажи организуется в разрезе субсчетов и синтетических счетов в журнале-ордере №11, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 43, 44, 45, 90, 91, 62 и аналитических данных к счету 45 и 90. Журнал-ордер №11 заполняется на основании аналитических данных ведомости №16. Продажа готовой продукции относится к обычным видам деятельности организации. При продаже готовой продукции окончательной целью является выявление финансового результата от операции по ее продаже на счетах бухгалтерского учета.

Для отражения в учете операций, связанных с экспортом товаров, бухгалтер также основывается на первичных документах.

Первичными документами, отражающими экспорт товаров, являются:

заключенный внешнеэкономический контракт;

таможенная декларация, подтверждающая пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;

транспортные, экспедиторские, страховые документы (международные авто-, авиа-, железнодорожные накладные, багажные квитанции, коносамент, страховые полисы и сертификаты, другие документы);

справки об уплате пошлин, сборов;

складская документация;

техническая документация (паспорта машин и оборудования, чертежи, инструкции по монтажу и наладке, спецификации и другая).

Причем к заполнению указанных документов экспортеру следует подходить очень внимательно, так как оформление некоторых из них имеет свои особенности. [21]

Заключение

Основными задачами учета расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению средств и расчетов; контроль за правильными и своевременными расчетами с контрагентами; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями; своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.

От успешности решения таких задач напрямую зависит финансовое состояние предприятия и достижения им положительных результатов хозяйственной деятельности. Правильно организованный учёт расчётов позволит решать следующие задачи, стоящие перед предприятием: обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности; своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений; соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения; обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков; выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков; определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.

Список используемых источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Часть первая принята Гос. Думой 21.10.1994 г. Часть вторая принята Гос. Думой 22.12.1995 г. Часть третья принята Гос. Думой 01.11.2001 г. Часть четвертая принята Гос. Думой 24.11.2006 г. Федеральный закон от 30.11.94 г. №51-ФЗ. - Режим доступа: #"788986.files/image001.gif">

Приложение К

 

Корректировочный счет-фактура

 

 

Приложение Л

 

Товарная накладная формы №ТОРГ-12

Унифицированная форма №ТОРГ-12

Утверждена постановлением Госкомстата России

от 25.12.98 №132


Код

Форма по ОКУД

0330212


по ОКПО


организация-грузоотправитель, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты





структурное подразделение

Вид деятельности по ОКДП


Грузополучатель


по ОКПО



организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты



Поставщик


по ОКПО



организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты



Плательщик


по ОКПО



организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты

номер


Основание





договор, заказ-наряд

дата



Транспортная накладная

номер




дата



Вид операции




Номер документа

Дата составления

ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ




Номер по по- рядку

Товар

Единица измерения

Вид упаковки

Количество

Масса брутто

Количество (масса нетто)

Цена, руб. коп.

Сумма без учета НДС, руб. коп.

НДС

Сумма с учетом НДС, руб. коп.


наименование, характерис- тика, сорт, артикул товара

код

наимено- вание

код по ОКЕИ


в одном месте

мест, штук





ставка, %

сумма, руб. коп.


1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15





































Итого




х


х




Оборотная сторона формы № ТОРГ-12

Номер по по- рядку

Товар

Единица измерения

Вид упаковки

Количество

Масса брутто

Количество (масса нетто)

Цена, руб. коп.

Сумма без учета НДС, руб. коп.

НДС

Сумма с учетом НДС, руб. коп.


наименование, характерис- тика, сорт, артикул товара

код

наимено- вание

код по ОКЕИ


в одном месте

мест, штук





ставка, %

сумма, руб. коп.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15



































































Итого




х


х








Всего по накладной




х


х




Товарная накладная имеет приложение на


листах

и содержит


порядковых номеров записей


прописью



 

Масса груза (нетто)



 



прописью


 

Всего мест


Масса груза (брутто)



 


прописью


прописью


 

Приложение (паспорта, сертификаты и т.п.) на


 листах


от "


"


 года,


прописью





Всего отпущено на сумму




выданной



прописью




кем, кому (организация, должность, фамилия, и., о.)


 руб.


 коп.




Отпуск груза разрешил










должность


подпись


расшифровка подписи




Главный (старший) бухгалтер







Груз принял









подпись


расшифровка подписи




должность


подпись


расшифровка подписи

Отпуск груза произвел








Груз получил







должность


подпись


расшифровка подписи



грузополучатель

должность


подпись


расшифровка подписи

М. П. "


"


 года



М. П.   "


"


 года

 

Похожие работы на - Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!