Методы планирования практического и теоретического уроков

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы планирования практического и теоретического уроков

Введение


Задача подготовки высококвалифицированных педагогических кадров решается ещё начальных этапах обучения. Одним из них является прохождение педагогической практики.

Цели педагогической практики:

понимание профессионально-педагогической деятельности;

формирование умений планирования и проведения уроков производственного и теоретического обучения;

освоение дополнительных видов деятельности педагога в учреждениях образования.

Задачи педагогической практики:

.        Развитие у студентов профессионально важных качеств педагога.

.        Развитие у студентов инновационного подхода к планированию профессиональной деятельности.

.        Формирование навыков анализа педагогической деятельности.

.        Формирование индивидуального стиля деятельности.

.        Освоение современных методов и технологий проведения уроков.

.        Формирование рефлексии педагогической деятельности.

1.      Краткая характеристика учебного заведения


ГБОУ НПО СО Ордена Трудового Красного знамени Екатеринбургский профессиональный лицей им. В.М. Курочкина располагается по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 13. Лицензия 66 № 001745, регистрационный номер 15211 от 13.10.2011 г., бессрочная. Свидетельство о государственной аккредитации 66 № 001217, регистрационный номер № 6408 от 28 марта 2012 г. Полномочия учредителя осуществляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

ГБОУ НПО СО Ордена Трудового Красного знамени Екатеринбургский профессиональный лицей им. В.М. Курочкина осуществляет образовательную деятельность по программам начального профессионального образования, программам дополнительного профессионального образования, программам профессиональной подготовки, повышение квалификации рабочих по всем профессиям лицея с присвоением 2-8 разрядов, программам дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

В данный момент в лицее ведется подготовка по следующим профессиям:

1.     Слесарь (ремонт машин и оборудования различного назначения). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

2.      Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Станочник (металлообработка). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Токарь-универсал (группы учащихся с нарушением слуха). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 2 года.

.        Модельщик (изготовление модели для образования наружных очертаний и отливок при изготовлении литейной формы). Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Парикмахер. Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Мастер отделочных строительных работ (отделка поверхностей различными отделочными материалами, ремонт окрашенных, оклеенных, облицованных поверхностей и штукатурки). На базе специального коррекционного образования VIII вида без получения среднего (полного) общего образования, срок обучения 2 года.

.        Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Обучение производится на базе 9 классов с получением среднего (полного общего образования), срок обучения 3 года.

.        Мастер по обработке цифровой информации. Обучение производится на базе 11 классов, срок обучения 10 месяцев.

Профессиональная подготовка осуществляется по следующим направлениям:

.       Токарь-универсал (инвалиды по слуху).

2.      Портной.

Образование основное общее (специальное коррекционное I, II вида), срок обучения 10 месяцев.

Образование основное общее (специальное коррекционное VIII вида), срок обучения 10 месяцев по профессии маляр.

Лицей осуществляет набор абитуриентов с нарушением слуха. Для слабослышащих сопровождение учебного процесса осуществляется сурдопереводчиком.

Кадровый состав училища представлен 40 педагогами и мастерами, из которых 15 человек имеют Правительственные награды и Почетные звания, более 80 % педагогических и руководящих работников имеют высшую и первую квалификационные категории. Руководящий состав лицея включает директора, заместителя директора по учебно-производственной работе, заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, по административно-хозяйственной части, старший мастер, заведующая методическим кабинетом, методист.

В настоящий момент учреждение имеет:

·  два учебно-производственного здания;

·        общежитие на 150 мест;

·        столовую на 350 мест;

·        учебно-производственные мастерские (слесарная, токарная, фрезерная, электрогазосварочная, для портных и парикмахеров);

·        2 интерактивных учебных класса на 15 рабочих мест, оборудованных современной компьютерной техников для подготовки операторов станков с ЧПУ и обучающихся с нарушениями слуха;

·        библиотеку с читальным залом на 40 посадочных мест;

·        музей им. В.М. Курочкина, насчитывающих 430 экспонатов;

·        спортивный зал;

·        спортивная площадка;

·        тир;

·        плац.

2. Дидактико-методическая работа

 

.1 Анализ урока теоретического обучения


Дата: 10.04.2012.

Группа: с-111

Курс: 1

Специальность: Токарь-универсал

Предмет: Токарное дело

Преподаватель: Долгушина Н.А.

Тема занятия: «Основные элементы резца».

Цели занятия:

.        Обучающая: познакомить учеников с главными элементами токарных резцов.

.        Воспитательная: формирование культуры трудовой деятельности.

.        Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы на токарном станке.

.Организация урока

1.1.   Количество по списку 10, присутствует 10, опоздавшие 0.

1.2.   Готовность аудитории, наглядных пособий, ТСО к занятию: аудитория полностью готова, наглядные пособия отсутствуют, оборудование: меловая доска, плакат с изображением резцов.

.3.     Наличие КПТ, плана урока, его соответствие программе и записям в журнале: КПТ и плана урока имеется, соответствует записям в журнале на 80%.

.4.     Время на организацию 20 минут

. Опрос студентов по ранее пройденному материалу

.1 Методика опроса: выявление уровня усвоения ранее пройденного материала происходит в форме индивидуального устного контроля.

Количество опрошенных учащихся 3, затраченное время на опрос 10 минут.

.2.     Объективность оценки ответов, порядок их объявления, как усвоен материал, уровень усвоения: оценки мотивированные, материал усвоен слабо

.3.     Активность и занятость группы при опросе: активность слабая, занятость группы слабая

. Изложение нового материла

3.1 Методика изложения нового материала: лекция.

3.2 Научность, использование передовых методов, наглядных пособий, использование ТСО, эффективность их применения: используется плакаты «Элементы резца», «Схема процесса резания на токарном станке»). Плакаты наглядные, соответствуют стандартам и используются в процессе объяснения темы.

.3 Речь преподавателя, доступность изложения: речь преподавателя грамотная, четкая, высокий темп, изложение доступное.

.4 Умение преподавателя поддерживать интерес к занятиям, активность учащихся, создание проблемной ситуации и т. п. Для поддержания интереса преподаватель использует вопросы аудитории и диалог. Активность учащихся слабая.

.5 Привитие студентам знаний, умений и навыков самостоятельной работы, ведение конспектов. Студенты конспектируют лекции преподавателя. Для самостоятельной работы дается домашнее задание.

.6 Время, затраченное на изложение нового материала 25 минут.

. Закрепление нового материала

.1 Формы и методы закрепления: устные опрос.

.2 Сколько опрошено 2 , время, затраченное на опрос 5 минут.

.3 Степень усвоения нового материала студентами, уровень усвоения: материал усвоен.

.4 Активность группы при закреплении нового учебного материала: активность группы слабая.

. Выдача домашнего задания

.1 Порядок выдачи домашнего задания и его объем: домашнее задание выдается в конце урока, объём средний.

.2 Время на выдачу домашнего задания 5минут.

. Коэффициент эффективности урока

№ этапа

Наименование этапа урока

Время этапа ti, мин

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока, mi, чел.

1

Организационная часть (в форме беседы: приветствие, проверка наличия учащихся, подготовка рабочих мест, проверка знаний прошлого урока)

12 мин.

10 человек

2

Постановка целей и задач урока

1 мин.

10 человек

3

Формирование новых понятий

20 мин.

10 человек

4

Обобщение и систематизация знаний по новому материалу

4 мин.

10 человек

5

Заключительная часть (опрос по теме урока, выдача домашнего задания)

8 мин.

10 человек


Коэффициент эффективности урока:

Где, mi - количество учащихся, уровень учебно-познавательной деятельности которых на данном этапе выявлен и находится в системе, гарантирующей достижение цели;- продолжительность этапа занятия

М - общее количество учащихся, присутствующих на уроке.

Т - продолжительность занятия.

Кэф =  = 1

Выводы и предложения

Цель урока достигнута, так как рассмотрены элементы резца и схема процесса резания. Методика выбрана верно, так как использование наглядного изображения обеспечивает доступность материла и увеличивает эффективность. Активность учащихся слабая, дисциплина на среднем уровне. Для повышения инициативности учеников необходимо использование активных методов обучения: дискуссии, деловые игры, творческие задания и т.д.

2.2 Анализ системы преподавания предмета


В своей работе преподаватель чаще всего использует следующие виды уроков:

.  Комбинированные.

2.      Уроки проверки ранее изученного материала.

Комбинированные уроки имеют следующую структуру:

·  организационная часть;

·        знакомство с темой урока;

·        знакомство с новым материалом;

·        мониторинг усвоения нового материала;

·        выдача домашнего задания.

Для комбинированных уроков использует методы:

.  Пассивные:

·  устное изложение (лекция, объяснение);

·        самостоятельное чтение.

2. Активные:

·  рабочие группы;

·        работа с наглядными материалами (плакаты, брошюры);

·        обсуждение и решение дискуссионных проблем;

·        презентационные сессии.

Уроки проверки ранее пройденного материала имеют следующую структуру:

·  организационная часть;

·        основная часть (проверка знаний);

·        выдача домашнего задания.

Используются методы:

·  индивидуальный опрос;

·        проверочная работа.

Наиболее интересными элементами урока является проведения презентаций, где наглядно изображено содержание темы занятия. Хотя используется крайне редко, вызывает особый интерес у обучающихся.

Методическое обеспечение представлено достаточно хорошо, но используется не часто. Для предмета разработаны:

.  Учебный план по предмету «Токарное дело».

2.      Тестовый материал «Токарное дело».

.        Практикум «Лабораторные работы «Токарное дело».

.        Видеофильм «Токарное дело».

.        Блок презентаций «Токарное дело».

.        Комплект плакатов «Токарное дело».

.        Тематика квалификационных работ.

.        Список вопросов к зачету «Токарное дело».

Используются следующие контролирующие дидактические материалы:

·  демонстрационные (плакаты) - используются практически на каждом занятии, разработаны согласно учебному плану дисциплины «Токарное дело»;

·        имитационные (станки) - используются на лабораторных занятиях согласно разработанному плану.

Презентация и демонстрация видеофильма используется в основном на начальных этапах изучении дисциплины, т.е. на этапе не сформировавшихся представлений. Цель данного подхода - наглядно продемонстрировать обучающимся особенность изучаемого предмета

Задачи и практические задания используются на каждом занятии с целью повторения пройденного и закрепления нового материала.

Лабораторные занятия проходят согласно учебному плану в специально-оборудованных помещениях.

Метод обсуждения проблемных сторон используется крайне редко, но активизирует всех обучающихся. Низкая частота применения данного метода объясняется тем, что требуется большое время от урока для объяснения задания и мотивирования учеников.

Особенность преподавания предмета заключается в единстве знаний, умений и навыков. Преподаватель стремится подкрепить теоретический материал наглядным материалом.

К основным принципам преподавания можно отнести:

.  Научность. Преподаватель ссылается на учебные материалы, книги и т.д. Реализуется на высоком уровне.

2.      Доступность. Подача материала ориентирована на учеников разного уровня. Нельзя сказать, что данный принцип реализуется на достаточном уровне, так преподаватель преподносит материал, ориентируясь на уровень знаний, не учитывая учебную мотивацию.

.        Последовательность. Реализуется на хорошем уровне. Подача нового материала не происходит до тех пор, пока не усвоен предыдущий.

.        Самостоятельность. Реализуется слабо, так как самостоятельная работа непосредственно на уроке занимает не более 20% от всей учебной программы.

Выводы

Данный предмет хорошо обеспечен методическими и наглядными материалами. При этом используется достаточно небольшой набор активных и пассивных методов обучения. Практически не используется самостоятельная и творческая работа. Поэтому можно рекомендовать использовать в системе обучения: соревнования и выставки, проектную деятельность, приглашение специалиста, экскурсии на профильные предприятия.

2.3.   План-конспект теоретического урока обучения


Первый урок теоретического обучения

Группа: с-211, профессия: токарь-универсал.

Дата проведения урока: 14.05.2012 г.

Тема: Контроль резьбовых поверхностей.

Цель и задачи

Формирование знаний о резьбах, марках резьбы, о контрольно-измерительных инструментах. Формирование умений использования справочной литературы.

Развитие технического мышления.

Воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тип занятия: комбинированный. Время: 45 мин.

Этапы урока

Главное в содержании

Методическая работа учителя

УНС, объекты труда

1. Организационная часть, 1-2 мин

Приведение класса в рабочее состояние

Приветствие, проверка присутствующих, наведение дисциплины


2. Проверка усвоения материала прошлого урока, 4-5 мин

Проверка и оценка домашнего задания

Уплотнённый опрос по теме «Контроль конических поверхностей»

Таблицы натуральные детали и др.

3. Подготовка учащихся к изучению нового; актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, 5-6 мин.

Целевая установка: 1. Восстановление знаний о передачах, полученных ранее: а) классификация резьб в соответствии с профилем резьбы?; 6) элементы резьбы.

Беседа по вопросам Мотивация изучения нового: создание проблемной ситуации. В машинах применяются детали, имеющие различные наружные и внутренние резьбовые поверхности. Показ важности изучения резьбовых поверхностей для токаря-универсала. Составление структурно-логической схемы изучения нового учебного материала

Учебные плакаты, Раздаточный материал

4. Формирование новых знаний 4.1. Сообщение новых знаний 25-30 мин

Блоки информации: - расшифровать марку резьбы; - выбор диаметра отверстия под нарезание резьбы мечиком; - выбор диаметра стержня под нарезание резьбы плашкой -контрольно-измерительный инструмент, какой и для чего?

Рассказ, беседа, показ, работа с таблицами, создание проблемных ситуаций и решение их с помощью частично- поискового метода

Справочник молодого токаря, запись на доске, детали, контрольно-измер. инструмент

4.2. Повторение с целью закрепления 5-6 мин.

Вопросы и задания: - Глядя на калибр-пробку, определите диаметр резьбы? - Определите профиль резьбы?

Организация повторения, беседа по вопросам, создание проблемных ситуаций

Те же, что и к п.4.1

5. Подведение итогов занятия, 7-8 мин.

Проверка усвоения нового материала по вопросам п. 4.2.

Уплотненная проверка знаний по теме «Контроль резьбовых поверхностей» Стимулирование учащихся оценкой.


Сообщение домашнего задания

Объяснение домашнего задания.




Конспект

Прежде чем приступить к изучению данной темы урока мы должны, уточнить какие, резьбы мы будем контролировать?

Скажите, пожалуйста: какие резьбы различают в зависимости от формы профиля?

Резьбовая поверхность образуется одновременными вращательным и поступательным движениями, какого либо профиля относительно оси. В зависимости от формы профиля различают резьбы: треугольные, трапецеидальные, прямоугольные, упорные, круглые.

Назовите элементы резьбы?

Если винтовую линию развернуть на плоскости, то она явится гипотенузой прямоугольника АВС, один катет которого равен длине окружности , а другой - шагу резьбы S мм (рис 130).

Шагом резьбы называется расстояние между одноименными точками двух соседних витков, измеренное параллельно оси резьбы (рис 130).

На уроках спецтехнологии вы расшифровывали марку резьбы. Расшифруйте, пожалуйста, марку резьбы:

М24 2 - 6 G М18 1,5 - 6Н

М - Метрическая резьба

- номинальный наружный диаметр резьбы

- мелкий шаг резьбы в мм.

- номер квалитета- поле допуска отклонения отверстия (гайки)

М20 2,5 -7h

,5 - Р крупный шаг резьбы может не указываться- поле допуска отклонения вала (болта)

М16 - 7h- метрическая, наружный диаметр 16 мм, степень точности 7h.

Справочник молодого токаря табл. 15.2. Диаметры и шаги резьб, мм, стр. 205-211.

Диаметры отверстий и стержней под нарезание различных видов резьб выбирают по табл.15.18- 15.33 стр. 251- 263.

Для нарезания наружной поверхности крепёжной резьбы треугольного профиля с шагом до 2 мм применяют плашки. Плашка похожа на гайку, изготовленную из инструментальной стали и имеющую такую же резьбу, для нарезания которой она предназначена.

Внутренние резьбы диаметром до 20мм нарезают на токарном станке метчиками. Метчик представляет собой винт тех же диаметра, шага и угла профиля резьбы, что и нарезаемая им резьба.

Вам нужно нарезать резьбу диаметром М 18 1-6Н. Выбираем dсв -диаметр сверла под резьбу =17мм табл.15.19.

Если М18-6Н, то dсв = 15,4мм табл.15.18.

Табл.15.20. Диаметры стержней под нарезание метрической резьбы плашкой, мм.

Нужно нарезать резьбу с крупным шагом диаметром М18- 6h.

Выбираем диаметр стержня 17,88мм.

Если резьба с мелким шагом М18 1,5 - 6h то диаметр стержня равен 17,94мм.[5]

Как и чем контролируют наружные и внутренние резьбы?

Для контроля шага и одновременно угла профиля резьбы пользуются набором шаблонов- резьбомеров. На каждом шаблоне имеется гребёнка определённого шага и угла профиля и соответствующее обозначение (например:60°,2мм или 55°,11 ниток). Прикладывая шаблон гребёнкой к резьбе, определяют на просвет совпадение шага и угла профиля гребёнки с шагом и углом профиля контролируемой резьбы.

Средний диаметр резьбы измеряют резьбовым микрометром. В шпинделе 5 и пятке 2 сделано отверстие, в которое устанавливают резьбовые вставки (из набора к микрометру): в шпиндель - коническую 4 с углом, равным углу профиля; в пятку-призматическую 3. При контроле коническую вставку 4 вводят в канавку резьбы, а призматическая 3 охватывает противоположную нитку. Для установки микрометра на нуль служит установочный шаблон 8. Погрешность измерения среднего диаметра микрометром 0,01мм.

В массовом производстве точность резьбовых изделий контролируют предельными калибрами; наружную резьбу резьбовыми кольцами, а внутреннюю - резьбовыми пробками. Проходной калибр ПР имеет полный профиль резьбы и должен свинчиваться с контролируемым резьбовым изделием на полную длину резьбы; непроходной НЕ имеет всего два-три витка и укороченный профиль. Он может свинчиваться с резьбой не более чем на 1-2 нитки [2].

Д/З: получить в библиотеке справочник молодого токаря. Выбрать диаметр сверла под нарезание резьбы отверстия. Выбрать диаметр стержня под нарезание резьбы плашкой. По 5 примеров каждых.

Второй урок теоретического обучения

Группа: с-111, профессия: токарь - универсал.

Дата проведения урока: 21.05.2012.

Тема: Контроль конических поверхностей.

Цель и задачи

Формирование знаний о видах и элементах конических поверхностей, способах обработки наружных конических поверхностей, о контрольно-измерительных инструментах. Формирование умений использования справочной литературы.

Развитие технического мышления.

Воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тип занятия: комбинированный. Время: 45 мин.

Этапы урока

Главное в содержании

Методическая работа учителя

УНС, объекты труда

1. Организационная часть, 1-2 мин

Приведение класса в рабочее состояние

Приветствие, проверка присутствующих, наведение дисциплины


2. Проверка усвоения материала прошлого урока, 4-5 мин

(Проверка и оценка домашнего задания)

Уплотнённый опрос по теме «Контроль резьбовых поверхностей»

Таблицы натуральные детали и др.

3. Подготовка учащихся к изучению нового; актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, 5-6 мин

Целевая установка: 1. Восстановление знаний о передачах, полученных ранее: а) виды и элементы конических поверхностей 

Беседа по вопросам Мотивация изучения нового: создание проблемной ситуации- В технике часто используют детали с наружными и внутренними коническими поверхностями, например конические шестерни, ролики конических подшипников, шпиндели токарных станков. Показ важности изучения конических поверхностей для токаря-универсала. Составление структурно-логической схемы изучения нового учебного материала

Учебные плакаты, Раздаточный материал

4. Формирование новых знаний 4.1. Сообщение новых знаний 25-30 мин

Блоки информации: - обработка конических поверхностей широким резцом; - обработка конических поверхностей при повёрнутых верхних салазках суппорта; - обработка конических поверхностей способом смещения задней бабки; -задача -контрольно-измерительный инструмент, какой и для чего?

Рассказ, беседа, показ, работа с таблицами, создание проблемных ситуаций и решение их с помощью частично- поискового метода

Справочник молодого токаря, запись на доске , детали ,таблица Прадиса, контрольно - измер. инструмент

4.2. Повторение с целью закрепления 5-6 мин.

Вопросы и задания: - настроить угломер на 10о; 18о; 36о24мин; 29о32мин. - назовите детали, имеющие конические поверхности.

Организация повторения, беседа по вопросам, создание проблемных ситуаций

Те же, что и к п.4.1

5. Подведение итогов занятия, 7-8 мин.

Проверка усвоения нового материала по вопросам п. 4.2.

Уплотненная проверка знаний по теме «Контроль конических поверхностей» Стимулирование учащихся оценкой.


Сообщение домашнего задания

Объяснение домашнего задания.




Конспект

Прежде чем приступить к изучению данной темы урока мы должны уточнить, какими элементами характеризуются конические поверхности (рис.149, а):

Углом конуса 2α - между двумя образующими, лежащими в одной плоскости.

Углом уклона - между осью и образующей конуса.

Уклоном У - тангенсом угла уклона

У=

D - большим диаметром конуса

d - малым диаметром конуса

l - длиной конической поверхности

L - общей длиной детали

Конусностью, или удвоенным уклоном


Способы обработки наружных конических поверхностей: широким резцом.

Конические поверхности длиной 20-25 мм обрабатывают широким резцом. Для получения необходимого угла применяют установочный шаблон, который прижимают к заготовке, а к его наклонной рабочей поверхности подводят резец, затем шаблон убирают и резец подают к заготовке.

Обработка конических поверхностей при повернутых верхних салазках суппорта. Поворотная плита суппорта вместе с верхними салазками может поворачиваться относительно поперечных салазок, для этого освобождают гайки винтов крепления плиты. Контроль угла поворота с точностью до одного градуса осуществляют по делениям поворотной плиты.

Достоинства способа: возможность обработки конусов с любым углом уклона, простота наладки станка.

Недостатки способа: невозможность обработки длинных конических поверхностей, так как длина обработки ограничена длиной хода верхних салазок суппорта.

Обработка длинных конических поверхностей способом смещения корпуса задней бабки. Заготовку устанавливают в центрах. Корпус задней бабки при помощи винта смещают в поперечном направлении так, что заготовка становится «на перекос». При включении подачи каретки суппорта резец, перемещаясь параллельно оси шпинделя, будет обтачивать коническую поверхность.

Достоинства: возможность обработки длинных заготовок и возможность автоматической подачи суппорта.

Недостатки: невозможность обработки внутренних конусов и конусов с большим углом. [2]

Задача

На какой угол нужно повернуть верхнюю часть суппорта? Если большой диаметр конуса равен D = 58мм, малый диаметр конуса d = 32мм, длина конической поверхности l = 60мм. Найти tgd.

 

По таблице Брадиса находим: 0,216=12°12' 1° = 60мин

Ответ: 12°12'

Контроль конических поверхностей.

Угол конуса конических поверхностей контролируют нерегулируемыми (жесткими) или регулируемыми угловыми шаблонами. Точность угла конуса определяют по зазору между конической поверхностью и шаблоном: если обнаружен зазор у большого основания ,то угол конуса меньше заданного, если зазор у малого основания, то угол конуса больше заданного. Угол конуса измеряют универсальным угломером.

В серийном и массовом производстве конические поверхности контролируют предельными конусными калибрами: пробками и втулками. Расстояние между рисками или размер уступа на торце калибра (m) соответствует допуску на конусность. Если одна риска на пробке зашла в контролируемое отверстие, а вторая не вошла, то конус правильный. Аналогично для калибра-втулки с уступом: если торец контролируемого конуса окажется в пределах рисок на уступе, то конус правильный. Более точный контроль конусов при помощи специальных приборов выполняют в измерительных лабораториях.

Д/З: научиться пользоваться угломером.

Третий урок теоретического обучения

Группа: с-111, профессия: токарь-универсал

Дата проведения урока: 28.05.2012

Тема: Контроль отверстий, контроль наружных цилиндрических поверхностей.

Цель и задачи

Формирование знаний о контрольно-измерительных инструментах. Формирование умений пользоваться измерительными инструментами.

Развитие технического мышления.

Воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тип занятия: комбинированный. Время: 45 мин.

Этапы урока

Главное в содержании

Методическая работа учителя

УНС, объекты труда

1. Организационная часть, 1-2 мин

Приведение класса в рабочее состояние

Приветствие, проверка присутствующих, наведение дисциплины


2. Проверка усвоения материала прошлого урока, 4-5 мин

(Проверка и оценка домашнего задания)

Уплотнённый опрос по теме «Контроль конических поверхностей»

Таблицы натуральные детали и др.

3. Подготовка учащихся к изучению нового; актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, 5-6 мин

Целевая установка: 1. Восстановление знаний о измерительных инструментах, полученных ранее: а) какие измерительные инструменты вы знаете?

Беседа по вопросам Мотивация изучения нового материала: создание проблемной ситуации- Для контроля точности выполняемых наружных размеров и отверстий применяют различные измерительные инструменты: штангенциркули, микрометры, индикаторные скобы, предельные калибры: калибры-скобы, нутромеры. Показ важности изучения измерительных инструментов для токаря-универсала. Составление структурно-логической схемы изучения нового учебного материала

Учебные плакаты, раздаточный материал

4. Формирование новых знаний 4.1. Сообщение новых знаний 25-30 мин

Блоки информации: - как и чем контролируют наружные поверхности? - как контролируют длину и диаметр растачиваемого отверстия?

Рассказ, беседа, показ, создание проблемных ситуаций и решение их с помощью частично- поискового метода

Запись на доске, детали, контрольно-измер. инструмент

4.2. Повторение с целью закрепления 5-6 мин.

Вопросы и задания: - каким измер. инструментом производится контроль с точностью до 0,1мм или 0,05мм наружных поверхностей и точность диаметра отверстий? - какими измер. инструментами производится контроль с точностью до 0,01мм наружных поверхностей и глубоких отверстий большого диаметра?

Организация повторения, беседа по вопросам, создание проблемных ситуаций

Те же, что и к п.4.1

5. Подведение итогов занятия, 7-8 мин.

Проверка усвоения нового материала по вопросам п. 4.2.

Уплотненная проверка знаний по теме «Контроль отверстий и контроль наружных цилиндрических поверхностей» Стимулирование учащихся оценкой.


Сообщение домашнего задания

Объяснение домашнего задания.




Конспект

Контроль наружных цилиндрических поверхностей

Контроль с точностью до 0,1мм или 0,05мм производится штангенциркулем ШЦ-I или ШЦ-II (рис. 60,а).

Для измерения с точностью до 0,01мм применяют микрометры (рис.60,б), которые имеют пределы измерения 0-25 ,25-50 ,50-75, 75-100, 100-150, 150-200, 200-300мм.

Точное измерение наружных поверхностей (до 0,01мм) производят также индикаторной скобой. Предварительно индикаторную скобу настраивают на номинальный размер по мерным плиткам, а при замерах стрелка показывает на шкале отклонение от номинального размера (рис.60,в).

В условиях изготовления больших партий деталей размеры контролируют предельными калибрами. Для контроля наружных поверхностей применяются калибры-скобы (рис.60,г). Размер считается правильным, если проходная ПР сторона скобы свободно находит на измеряемую поверхность, а непроходная сторона НЕ-не находит.

Контроль отверстий.

Точность диаметра отверстий контролируют штангенциркулем с точностью отсчёта до 0,1мм или 0,05. При замерах штангенциркулем с точностью до 0,05мм ШЦ-II учитывают толщину губок b (рис.90,а).

Отверстия диаметром ø 120 мм и выше можно измерять микрометрическим нутромером (штрихмасом) с точностью до 0,01 мм (рис.90,б).

Глубокие отверстия большого диаметра (например, полости цилиндров) контролируют индикаторным нутромером (рис.90,в), который предварительно настраивают на размер по эталонному кольцу или по микрометру. Индикатор показывает отклонение от установленного размера с точностью до 0,01 мм.

В крупносерийном и массовом производстве отверстия контролируют предельными калибрами - пробками (рис.91,а). Если проходная пробка ПР без усилия проходит в отверстие, а непроходная НЕ - не проходит, то размер отверстия находится в пределах допуска. Для контроля отверстий диаметром 80 мм и более применяют срезанные (рис.91,б) и пластинчатые (рис.91,в) пробки. Такие пробки легче, кроме того, ими можно выявлять овальность отверстия, измеряя в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Перед контролем калибром - пробкой полость отверстия очищают от стружки и протирают. Протирают отверстие и контролируют размер только после полной остановки вращения шпинделя. Калибры - пробки хранят в вертикальном положении или укладывают на панель из пенопласта. [3]

Д/З: выучить какие измерительные инструменты применяют для контроля точности выполняемых наружных размеров и диаметров отверстий

инновационный производственный обучение педагогический

2.4.   Обобщенный анализ посещенных уроков производственного обучения


Курс 1

Группа с-111

Специальность «Токарь-универсал»

Преподаватель Долгушина Н.А.

Дата 15.04.212

Тема урока "Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование"

Тип урока комбинированный.

Необходимое оборудование:

·        станки токарно-винторезные модели 1А616; заточные станки); ключи для трех кулачковых самоцентрирующихся патронов и резцедержателей;

·              приспособления (патрон сверлильный, переходные втулки);

·              режущий инструмент (резцы подрезные, проходные отогнутые, центровочные сверла, спиральное сверло);

·              контрольно-измерительный инструмент (штангенциркуль ШЦ-1, ШЦ-3);

·              инструкционная технологическая документация (чертежи, тесты, карточки с задачами, маршрутные карты обработки, личные карточные по т/б);

·              готовое изделие - эталон, заготовки диаметром 20 мм, длиной 65 мм.

. Организация урока

.1.     Количество по списку 10, присутствует 10, опоздавшие 0.

1.2.   Готовность аудитории, наглядных пособий, ТСО к занятию: аудитория, ТСО и наглядные пособия к уроку готовы.

1.3.   Наличие КПТ, плана урока, его соответствие программе и записям в журнале: план урока по программе обучения имеется.

1.4.   Время на организацию 40 минут.

. Опрос студентов по ранее пройденному материалу.

.1 Методика опроса: устный опрос

Количество опрошенных учащихся 2 , затраченное время на опрос 5 минут.

2.2.Объективность оценки ответов, порядок их объявления, как усвоен материал, уровень усвоения: материал усвоен слабо, оценки выставляются объективно, объявляются сразу.

2.2.   Активность и занятость группы при опросе: активность группы при опросе низкая.

3. Изложение нового материла.

.1 Методика изложения нового материала: лекция.

.2 Научность, использование передовых методов, наглядных пособий, использование ТСО, эффективность их применения: используются:

·              станки токарно-винторезные модели 1А616; заточные станки); ключи для трех кулачковых самоцентрирующихся патронов и резцедержателей;

·    приспособления (патрон сверлильный, переходные втулки);

·              режущий инструмент (резцы подрезные, проходные отогнутые, центровочные сверла, спиральное сверло);

·              контрольно-измерительный инструмент (штангенциркуль ШЦ-1, ШЦ-3);

·              инструкционная технологическая документация (чертежи, тесты, карточки с задачами, маршрутные карты обработки, личные карточные по т/б);

·              готовое изделие - эталон, заготовки диаметром 20 мм, длиной 65 мм.

.3 Речь преподавателя, доступность изложения: грамотная, текст излагается доступно.

.4 Умение преподавателя поддерживать интерес к занятиям, активность учащихся, создание проблемной ситуации и т. п. преподаватель ведет активный диалог с учащимися, задаёт вопросы и задания, тем самым стимулируя активность учащихся.

.5 Привитие студентам знаний, умений и навыков самостоятельной работы, ведение конспектов: преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно изготовить деталь.

.6 Время, затраченное на изложение нового материала 10 минут.

. Закрепление нового материала.

.1 Формы и методы закрепления: для закрепления нового материала используются учебные станки, ученики изготавливают детали.

.2 Сколько опрошено 10 , время, затраченное на опрос 0

.3 Степень усвоения нового материала студентами, уровень усвоения

Степень усвоения материала - средняя. Не все элементы занятия усвоены.

.4 Активность группы при закреплении нового учебного материала: высокая.

. Выдача домашнего задания.

.1 Порядок выдачи домашнего задания и его объем: выдается в конце занятия, 3 задания.

.2 Время на выдачу домашнего задания: 2 минуты.

. Коэффициент эффективности урока.

Где, mi - количество учащихся, уровень учебно-познавательной деятельности которых на данном этапе выявлен и находится в системе, гарантирующей достижение цели;- продолжительность этапа занятия

М - общее количество учащихся, присутствующих на уроке.

Т - продолжительность занятия.

Кэф =  = 1

№ этапа

Наименование этапа урока

Время этапа ti ,мин

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока, mi, чел.

1

Организационная часть Проверка наличия учащихся, их внешнего вида. Сообщение темы, целей и последовательности проведения занятия.

3 мин.

10

2

Опрос по пройденному материалу

5 мин.

10

3

Вводный инструктаж

3 мин.

10

3

Изложение нового материала

10 мин.

10

4

Закрепление нового материала. Практическая работа.

20 мин.

10

5

Заключительная часть. Выдача домашнего задания. Заключительный инструктаж.

4 мин.

10


Текущий инструктаж - целевые обходы мастером рабочих мест учащихся произведен:

·    контроль организации рабочих мест;

·              контроль правильности заточки режущего инструмента;

·              контроль правильности выполнения приёмов и операций обработки деталей;

·              контроль соблюдения технологии изготовления детали, соответствие режимам резания;

·              контроль соблюдения технических условий работы;

·              контроль за соблюдением т/б обучающимися (замечания записываются в личные карточки по т/б)

·              приёмка и оценка выполнения работ.

Заключительный инструктаж проведен:

·    подведение итогов урока, рефлексия.

Выводы и предложения

Цель урока достигнута, так как ученики усвоили основные приемы наладки станка и технологию подготовки торцевой поверхности. Урок эффективен, так как использовалось большое количество наглядных материалов, велась самостоятельная работа учащимися. Дисциплина соблюдалась. Активность была на высоком уровне. Каждому элементу урока отводилось достаточное количество времени.

2.5.   Анализ методики производственного обучения


Профессия: «Токарь-универсал».

Мастер: Долгушина Н.А.

Цели производственного обучения:

.  Обучающая: научить выполнять предусмотренные учебной программой требования профессиональной подготовки.

2.      Развивающая: развитие профессионального мышления.

.        Воспитывающая: воспитание у обучающихся творческого и ответственного отношения к учебной и производственной деятельности.

Мастер использует следующие технологии производственного обучения:

.  Письменный инструктаж, т.е. использование специальных письменных инструкций, содержащих порядок, структуру и правила выполнения работ. Имеется два вида: инструкционные карты и маршрутные карты. Инструкционные содержат - описание рациональных трудовых действий, рекомендации по их выполнению, техника безопасности и т.д. (в форме текста, рисунков, схем). Маршрутные карты более подробные, содержат указания и разъяснения по выполнению определенных типов работ.

2.      Тренажерное обучение. Используются тренажеры двух видов:

·  Для формирования умений - станки, предназначенные для обучения поиску неисправностей.

·        Для формирования двигательных навыков - станки, предназначенные для выполнения определенного вида работ.

3. Методы активного обучения:

·  беседа в форме вопросов и ответов;

·        проблемное обучение.

Перечень учебно-производственных работ:

.  Обработка наружных цилиндрических поверхностей.

2.      Обработка наружных конических поверхностей.

.        Обработка торцов и уступов.

.        Вытачивание канавок, отрезка заготовки.

.        Обработка внутренних цилиндрических и конических поверхностей.

.        Сверление, зенкерование и развертывание отверстий.

.        Нарезание наружной резьбы.

.        Нарезание внутренней резьбы.

.        Обработка фасонных поверхностей.

.        Накатывание рифлений.

.        Проходной прямой резец.

.        Проходной упорный резец.

.        Проходной отогнутый резец.

.        Отрезной резец.

.        Канавочный резец.

.        Расточный резец.

.        Сверло.

.        Зенкер.

.        Развертка.

.        Резьбовой резец.

.        Метчик.

.        Фасонный резец.

.        Накатка.

Выбор данного вида работ обусловлен тем, что они являются основными для квалификации токаря-универсала и соответствует программе производственного обучения по профессии, постепенно усложняются с развитием навыков.

Урок производственного обучения включает в себя:

.  Вводный инструктаж.

2.      Основная часть, содержащая выполнение самостоятельных упражнений и параллельное инструктирование мастером. Основная часть также включает: определение задач урока, проверка имеющихся знаний, отработка отдельных навыков и целого трудового процесса.

.        Подведение итогов.

Мастер использует в работе следующие принципы:

.  Наглядность - в помещении размещено большое количество плакатов, имеются чертежи, пособия, демонстрационные образцы.

2.      Систематичность - освоение навыков происходит в прямой последовательности.

.        Взаимосвязь теории и практики - мастер постоянно подкрепляет практические работы беседами.

Выполненная работа оценивается по 5-балльной шкале:

.  Оценка «5» ставится, если обучающийся организовал рабочее место согласно нормам и правилам, соблюдал технику безопасности, самостоятельно и творчески выполнял задание в установленный срок, изделие соответствует нормам.

2.      Оценка «2» ставится, если не организовано рабочее место, были нарушения техники безопасности, самостоятельность в работе отсутствовала, изделие изготовлено с нарушениями требований.

Методы контроля:

.  Проверочные работы с использованием карточек-заданий.

2.      Контрольные работы.

.        Вопросы для итогового зачета.

.        Маршрутная карта.

Большая часть учащихся активно участвует в производственном обучении, самостоятельно выполняют работу, мотивированы. Многие ученики достигают больших успехов: участвуют и занимают места на городских и областных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

Вывод

Анализ методики производственного обучения показал, что методическими и наглядными материалами уроки обеспечены на достаточном уровне. Выявлен недостаток активных форм обучения: деловые игры, круглые столы и т.д. Отсутствуют инновационные методы обучения, т.е. практически не используются презентации, фильмы и т.д. К положительным сторонам методики можно отнести её систематичность и последовательность.

2.6.   План-конспект урока производственного обучения


Первый урок производственного обучения

Дата 17.05.2012

Группа с-111

Курс 1

Специальность Токарь-универсал

Предмет «Токарное дело»

Тема: Контроль резьбовых поверхностей

Цель урока: формирование культуры трудовой деятельности и навыков работы на токарном станке.

Оснащение производственных мест учащихся: наборы резцов; «подкладки»; токарно-винторезный станок.

№ этапа

Наименование этапа урока

Время этапа ti ,мин

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока, mi, чел.

1

Организационная часть

3 мин.

10

2

Вводный инструктаж.

10 мин.

10

3

Практическая часть.

25 мин.

10

4

Заключительная часть

7 мин.

10


Конспект урока

1. Организационная часть. (3 мин.)

приветствие;

- проверка присутствующих на уроке;

проверка одежда и внешнего вида учащихся.

. Вводный инструктаж. (10 мин.)

техника безопасности;

демонстрация правильного обращения с инструментом;

демонстрация правильного выполнения работы;

ответы на вопросы.

3. Практическая часть. ( 25 мин.)

Предложить учащимся несколько резцов для определения их назначения. С помощью угломера предложить определить углы заточки.

При выполнении работы обращаю внимание на соблюдение правил техники безопасности, оказываю помощь в выполнении работы.

3.  Заключительная часть. (7 мин.)

В конце урока оцениваю практическую работу учащихся. Отмечаю характерные недостатки. Оцениваю работу учащихся в целом за урок. Ученики убирают рабочие места.

Д/З. Повторить элементы резца.

Второй урок производственного обучения

Дата 23.05.2012

Группа с-111

Курс 1

Специальность Токарь-универсал

Предмет «Токарное дело»

Тема: Контроль конических поверхностей

Цель урока: научить учащихся налаживать станок для обработки наружных конических поверхностей широким угловым резцом и с поворотом верхних салазок суппорта, производить обтачивание наружных конусов широким угловым резцом и с поворотом верхних салазок суппорта, контролировать обрабатываемые конические поверхности штангенциркулем, универсальным угломером.

Оснащение производственных мест учащихся: станки моделей 16К20, 1К62, образцы изготовленных деталей, резцы (проходные отогнутые, проходные упорные и отрезные), штангенциркули ШЦ-I и ШЦ-III, угломер универсальные, заготовки, чертежи, инструкционные карты, справочники токаря, кодограммы.

№ этапаНаименование этапа урокаВремя этапа ti ,минРаспределение учащихся в моносистемах на этапах урока, mi, чел.




1

Организационная часть

3 мин.

10

2

Вводный инструктаж.

10 мин.

10

3

Практическая часть.

25 мин.

10

4

Заключительная часть

7 мин.

10


Конспект урока

1. Организационная часть. (3 мин.)

приветствие;

-проверка присутствующих на уроке;

проверка одежда и внешнего вида учащихся.

. Вводный инструктаж. (10 мин.)

техника безопасности;

демонстрация правильного обращения с инструментом;

демонстрация правильного выполнения работы;

ответы на вопросы.

3.Практическая часть. ( 25 мин.)

1)   Приемы затачивания широкого углового резца.

2)      Установка заготовки и резцов.

)        Настройка станка на режимы резания.

)        Приемы обработки конической поверхности широким угловым резцом.

)        Приемы измерения конической поверхности штангенциркулем.

)        Приемы поворота верхних салазок суппорта на рассчитанный угол.

)        Приемы обработки конической поверхности способом поворота верхних салазок суппорта.

)        Измерение конических поверхностей универсальным угломером.

4.Заключительная часть. (7 мин.)

В конце урока оцениваю практическую работу учащихся. Отмечаю характерные недостатки. Оцениваю работу учащихся в целом за урок. Ученики убирают рабочие места.

Д/З. Изучить обтачивание конусов в смещенных центрах.

3 урок производственного обучения.

Дата 20.05.2012

Группа с-111

Курс 1

Специальность Токарь-универсал

Предмет «Токарное дело»

Тема: Контроль отверстий, контроль наружных цилиндрических поверхностей

Цель урока: формирование навыков обработки отверстий и наружных цилиндрических поверхностей.

Оснащение производственных мест учащихся: токарные станки, заготовки, набор резцов, линейки, уступомеры, штангенглубомеры, штангенциркули.

№ этапа

Наименование этапа урока

Время этапа ti ,мин

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока, mi, чел.

1

Организационная часть

3 мин.

10

2

Вводный инструктаж.

10 мин.

10

3

Практическая часть.

25 мин.

10

4

Заключительная часть

7 мин.

10


Конспект урока

1. Организационная часть. (3 мин.)

приветствие;

-проверка присутствующих на уроке;

проверка одежда и внешнего вида учащихся.

. Вводный инструктаж. (10 мин.)

техника безопасности;

демонстрация правильного обращения с инструментом;

демонстрация правильного выполнения работы;

ответы на вопросы.

3. Практическая часть. ( 25 мин.)

9)      Приемы обработки отверстий и наружных цилиндрических поверхностей.

)        Установка заготовки и резцов.

)        Настройка станка на режимы резания.

)        Приемы обработки цилиндрической поверхности широким угловым резцом.

)        Приемы измерения цилиндрической поверхности штангенциркулем.

)        Измерение конических поверхностей универсальным угломером.

4. Заключительная часть. (7 мин.)

В конце урока оцениваю практическую работу учащихся. Отмечаю характерные недостатки. Оцениваю работу учащихся в целом за урок. Ученики убирают рабочие места. Д/З. Изучить обтачивание цилиндрических поверхностей.

3. Воспитательная работа


Дата: 31.05.2012, 1 курс, с-111.

Тема: «Профилактика курения»

Цели

Обучающая: сформировать представление о вредном воздействии табака на организм человека.

Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к своему здоровью и формирование негативного отношения к курению.

Развивающая: формирование умения аргументировать свою позицию.

Данная аудитория учащихся относится к категории «трудных» и находится в зоне риска. Поэтому периодическое проведение подобных воспитательных мероприятий является необходимым.

Задачи:

.Пополнение знаний учащихся о вреде курения.

. Ориентация на здоровый образ жизни.

. Формирование отрицательного отношения к курению.

Подготовительная работа: нарисовать плакаты с антитабачными лозунгами, подготовить вопросы для викторины и презентацию о вреде курения.

Методическая литература:

1.   Андреева Т.И., Красовский К.С. Курение и дети: что может сделать школа. - Киев, 2007.

2.   Ягодинский Н. В.Школьнику о вреде алкоголя и курения. М.: «Просвещение», 2008.

.     Волкова С. В. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних. М.: «Твоё время», 2010.

План мероприятия:

.     Беседа о возникновении табака.

2.      Викторина «Против курения».

.        Презентация о вреде курения.

Используемые методы: беседа, презентация, дискуссия.

Сценарий мероприятия.

1.   Беседа о возникновении табака.

Табак появился в Америке. Название происходит от имени провинции Тобаго. Истории табака уже 1000 лет. В Европе табак появился с испанскими путешественниками в пятнадцатом веке и получил широкое распространение, так как считалось, что он обладает лечебными свойствами. В России табак появился за счет английских купцов в шестнадцатом веке и стал популярен.

Но не везде табак получил широкое распространение. Например, в Италии он был запрещен по религиозным мотивам. В Англии людей, которые курили табак, даже судили. Автором первой антитабачной книги стал Яков I. В 1604 году он издал труд «О вреде табака».

В России при царе Михаиле Федоровиче человека, который курил, наказывали 60 ударами палками по стопам, а при повторном употреблении - лишали носа или ушей. А после пожара в столице в 1634 году курение каралось смертной казнью.

Существует легенда, что один турецкий султан ходил по улицам Стамбула и пробовал приобрести табак, когда продажа была запрещена. Если находился такой торговец, то ему отрубали голову.

К сожалению, сейчас табак получил широкое распространение. Но активное сопротивление его популяризации проводится и по сей день. Государственной думой Российской Федерации был принят закон запрещающий курение в общественных местах, а также продажу сигарет и побочных изделий вблизи учреждений. Кроме того, реклама табак в настоящий момент запрещена на телевидении.

В табаке содержится множество вредных веществ: никотин, угарный газ, синильная кислота, стирол, нервно-сердечные яды, радиоактивный полоний, канцерогенные смолы.

Табак поражает наш организм. В первую очередь страдает носоглотка, трахеи, бронхи, легкие, так при курении вдыхается горячий дым. Легкие отравляются смолами. Курильщики чаще страдают кариесом и кровоточивостью десен. Никотин вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта. Курильщики входят в группу риска по болезням сердца. Страдает головной мозг -нарушается сон, происходит деконцентрация внимания.

Однозначно курение негативно сказывается на здоровье будущей матери и её ребенка. У ребенка, который постоянно дышит дымом, из-за недостатка кислорода замедляется развитие. У курильщиц чаще рождаются недоношенные дети.

.        Викторина «Против курения».

Кто впервые завез табак в Европу?

А) испанцы;

Б) китайцы;

В) англичане.

Есть ли безвредные сигареты?

А) сигареты с фильтром;

Б) сигареты с малым содержанием никотина;

В) не бывает.

Сколько вредных веществ имеется в сигаретном дыме?

А) 20-30;

Б) 200-300;

В) больше 5000.

Какое количество вредных веществ может задержать сигаретный фильтр?

А) не более 20%;

Б) 40%;

В) 100%.

Какое влияние оказывает курение на работу сердца?

А) замедляет его работу;

Б) заставляет учащенно биться;

В) не оказывает влияния.

Что такое пассивное курение?

А) нахождение в помещении, где курят;

Б) когда куришь за компанию;

В) когда активно не затягиваешься сигаретой.

Какой русский царь запретил курение?

А) Алексей Михайлович;

Б) Петр I;

В) Петр II.

Как курение влияет на вес человека?

А) снижает;

Б) повышает;

. Демонстрация презентации о вреде курения. Дискуссия.

слайд. Тема презентации.

слайд. Почему люди начинают курить.

слайд. Что такое привычка?

слайд. Вред курения.

слайд. Состав табачного дыма.

слайд. Статистика среди молодёжи.

слайд. Советы. Как бросить курить.

Подача материала производилась в легкой форме, методы подобраны адекватно возрасту и уровню развития учащихся. На уроке ученики проявляли инициативу: участвовали в дискуссии, задавали уточняющиеся вопросы, поднимали руку для ответа заданий викторины.

После мероприятий учащиеся были эмоционально возбуждены, что объясняется актуальностью этой темы для них. Их отзывы были преимущественно положительными.

Выводы и предложения

Учащиеся были эмоционально вовлечены и принимали активное участие. К положительным сторонам мероприятия можно отнести разнообразие форм работы и хорошее оформление занятия. К недочетам важно отнести то, что не все обсуждаемые вопросы были понятны аудитории в силу психического развития. Эффективность данного мероприятия можно оценить на среднем уровне, так как единичный урок не способен сформировать необходимую установку и модель поведения.

Необходимо проведение периодических занятий с привлечением профильных специалистов: врачей, психологов, социальных работников, а также людей уже бросивших вредную привычку для демонстрации положительного опыта. Так как в этом возрасте для подростков важна принадлежность коллективу (курить начинают именно по этой причине) важно включить в программу проведение психологических тренингов. На перспективу лучше расширить программу и включить занятия о вреде алкоголизма и наркомании.

4. Диагностика учебной группы психолого-педагогическими методами


. Сведения о группе:

·        количество учащихся 10 человек;

·        все учащиеся молодые люди в возрасте 15-16 лет;

·        профессия - токарь-универсал;

·        учащиеся с нарушением слуха;

·        относятся к категории «находящиеся в трудной жизненной ситуации».

. Учебная деятельность группы:

А) Успеваемость рассчитывалась по формуле: (кол-во "отл." + кол-во "хор." + кол-во "уд.") x 100% / общее кол-во учащихся. Успеваемость по данной группе: 100%.

Взаимопомощь в учебе развита, так как на занятиях практикуется разбивка на бригады, что ставит в необходимость командной работы. Для повышения успеваемости разработана ступенчатая система начисления стипендии. Кроме того, успешны ученики награждаются грамотами, а имена и фотографии победителей и участников олимпиад размещаются на сайте и в помещении учреждения.

Б) Большинство учащихся относятся к учёбе положительно, но не проявляют инициативы. Наибольшая заинтересованность проявляется к тем дисциплинам, в которых много практических занятий и используются новые формы обучения. Домашнее задание выполняется не в полном объеме.

В) Не все ученики соблюдают дисциплину. Распространены опоздания, курение в неположенном месте, прогулы. На уроках производственного обучения дисциплина на более высоком уровне. В группе имеются лидеры мнения, которые демонстрируют негативную модель и являются нарушителями дисциплины. Мастер проводит с такими учениками разъяснительные беседы.

. Производственное обучение и общественно-полезный труд.

У большинства обучающихся отношение к труду достаточно положительное: наблюдается активность в выполнении заданий и внимательность к указаниям мастера. На субъективный взгляд не все ученики ориентированы на дальнейшее овладевание профессии, наращивание навыком и профессиональное развитие. Это объясняется тем, что большая часть учеников выбрали данную профессию, исходя из метода исключения. Для успешного овладевания профессией необходимы следующие личностные качества: дисциплинированность, ответственность, внимательность, стремление к профессионализму.

Группа принимает участие в общественных мероприятиях: субботниках, но не проявляют энтузиазма.

4.   Официальная структура группы.

Общественные поручения не распределены, все обязанности выполняет куратор группы. Явные лидеры отсутствуют.

Учащиеся принимают участие в секциях стрельба и футбол. Наиболее успешные ученики - в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

.     Межличностные отношения в группе изучались с помощью социометрии.

Цель данной методики: анализ состояния эмоционально-психологических отношений в группе место в них каждого подростка.

Необходимый материал. Бланк с текстом:

«Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.   Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2.      А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

.        Кому ты доверишь свою тайну?

.        Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Методика проведения.

Исследователь предлагает поочередно четыре вопроса, которые являются параметрами выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых в качестве ответа записывает на бланке ниже обозначенного вопроса фамилии трех сверстников, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот ученик, к кому испытуемый испытывает большие симпатии (антипатии - при отрицательном отношении), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных сверстников могут повторяться. После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных результатов. На основании полученных результатов была составлена матрица (табл. 1).

Матрица представляет собой столбы: по вертикали - данные ученика; по горизонтали - номер, под которым испытуемый обозначен в списке. Напротив каждого ученика заносятся данные о сделанных им выборах. Далее была составлена матрица положительных и отрицательных выборов.

Социометрический статус учащихся определялся по формуле: C= M/n-1, где С - социометрический статус учащегося; М - общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n - число испытуемых.[7]

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов всех испытуемых можно разделить на пять групп (табл. 2).

Табл. 1.

Матрица социометрических положительных выборов группы с-111

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Иванов Павел

1 3


1 2

2 1

 3


3





2. Свердлов Сергей

1 3



1 1

2 2


3 3





3. Савинов Дмитрий

1 3


2 2


3 3





1 1


4. Левченков Сергей

1 3


2 1

1 2



 3




3

5. Мишин Валерий

1 3







1 1

3 2

2 3


6. Володаев Александр

1 3


3





2 2

 3

1 1


7. Лезин Сергей

1 3





1 1

2



3 2


8. Кокшин Артем

1 3





1 1

3 3

2 2




9. Шестаков Антон

1 3





2 2

1 1

3 3




10. Кирсанов Юрий

1 3






2 1

1 2

3 3



Получено выборов

0

7

6

5

6

12

10

5

8

1

Получено взаимных выборов

0

5

4

4

6

6

6

3

6

0


Табл. 2 Социометрические статусы

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»


«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым


Среднее число полученных выборов одним испытуемым = 6. Для вычисления использовалась формула:

К = Общее число сделанных положительных выборов/ Общее количество испытуемых

По результатам исследования были получены следующие социометрические статусы:

«Звезды» - Мишин Валерий;

«Предпочитаемые» - Володаев Александр;

«Принятые» - Свердлов Сергей, Савинов Дмитрий, Левченков Сергей, Кокшин Артем;

«Непринятые» - нет;

«Отвергнутые» - Иванов Павел, Кирсанов Юрий.

Благополучие в группе определяется на основе коэффициента взаимности выборов. Вычисляется по формуле: количество взаимных выборов/ общее число выборов. Коэффициент в данной группе равен 66,7%, что говорит о высоком уровне взаимных выборов.

В нашем случае KB = (40:60)х100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. Но наличие отвергнутых в группе говорит о незрелости межличностных отношений.

Исследование психологического климата в коллективе проводилось с помощью методики В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева. Данная методика предназначена для оценки психологического климата по 3 показателям: эмоциональному, моральному, деловому.

Ход исследования. Учащимся предлагается ответить на три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

§  Всегда волнует - 5

§   Чаще волнует - 4

§   Волнует в половине случаев - 3

§   Чаще не волнует - 2

§   Совсем не волнует - 1

Для анализа результатов необходимо вычислить средний балл группы: (А+Б+В) ЗхП, где А, Б,В - балльные оценки, П -количество испытуемых.

Результаты оцениваются следующим образом:

а) X > 4,5 балла, благоприятный психологический климат.

б) 3,5 < Х < 4,5, психологический климат на среднем уровне.

в) В остальных случаях - неблагоприятный психологический климат.

Средний балл группы - 3,9, что говорит о достаточном комфорте группы, но требует дополнительной работы над межличностными отношениями.

Изучение общественной деятельности группы показало, что в классе отсутствуют общепринятые нормы и традиции, не проводятся совместные мероприятия.

. Жизнь учащихся группы вне училища.

Был проведен опрос:

·    никто из учащихся не посещает театры и кино (по причинам физических ограничений);

·        чтением увлекается 2 из 10 учеников, интересуемы темы - детективы, фантастика;

·        8 из 10 учащихся увлекаются компьютерными играми.

6.   Руководство группой мастера производственного обучения.

Мастер имеет профессионально-техническое образование, стаж работы 23 года, обладает необходимыми знаниями и умениями в производственной деятельности. Мастер обладает следующими профессионально-важными качествами: морально-этические характеристики, активная жизненная позиция, внимательность. Мастер выполняет несколько функций - воспитательную, обучающую, организаторскую и т.д. Хорошо знаком с составом группы, распределением ролей, особенностями межличностных отношений, поддерживает связь с родителями.

Мастер обладает достаточным авторитетом для руководства группой, учащиеся прислушиваются к её рекомендациям и советам. Проводится минимальное количество совместных мероприятий.

Вывод

Социально-психологический климат на среднем уровне. Межличностные отношения выстраиваются согласно иерархии - лидеры и отверженные. Для улучшения атмосферы в коллективе необходимо периодическое проведение совместных мероприятий, выполнение заданий направленных на командное взаимодействие. Рекомендована организация социально-психологических тренингов, цель которых - установление «здоровых» взаимоотношений и улучшение социально-психологического климата.

К проблемам данной группы можно отнести - низкая активности и инициативность учащихся, а также недостаточная учебная мотивация. Ученики не имеют представления о дальнейшей профессиональной деятельности и не нацелены на совершенствование профессиональных навыков.

5.      Рекомендуемые средства педагогического воздействия для решения проблем развития и воспитания учащихся


1.      Убеждения. Для формирования мотивации обучения и профессионального развития необходимо проведение периодических профориентационных бесед, лекций о важности профессионального роста, дискуссии. Этот метод будет эффективен в группе, так как для его мастер обладает достаточным авторитетом среди учеников для проведения подобных занятий. В профориентационной беседе важно опираться на имеющийся опыт учеников, формулировать убеждения в доступной форме, сочетать устные лекции с практическими занятиями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы.

2.      Объяснительно-иллюстративный метод. С целью наглядного доказательства необходимости учебной деятельности возможно организация занятий с демонстрацией видеофильмов (кинотерапия), презентаций, роликов об историях успеха, а также организация встреч с авторитетными успешными людьми.

.        Организация соревнований профессионального мастерства внутри группы, для формирования стремлений к постоянному совершенствованию. Важно не дать соревнованию выйти за рамки «здоровой» конкуренции.

.        Необходимо использовать методы поощрения. Например, создать доску успеха в группе, на которой размещать выдающиеся достижения учащихся. Можно устраивать публичные награждения грамотами и дипломами в конце учебного периода наиболее отличившимся ученикам.

.        Для наибольшей эффективности рекомендовано включить в программу занятий деловые игры, чтобы приблизить обучающихся к реальной ситуации профессиональной деятельности.

6.      Научно-методическая работа


1.      Оснащение аудиторий мультимедийными проекторами.

.        Создание открытого доступа к базам электронных библиотек, медиатек, сети Интернет и др.

.        Разработка учебных пособий в виде презентаций в программе Powerpoint. Данный метод даёт возможность изложить материл в максимально доступной форме, опираясь на такие педагогические принципы, как интерактивность, доступность, наглядность и т.д.

.        Использование современных информационных технологий в рамках преподавания узкоспециализированных специальностей - наличие современных тренажеров и моделей. Оборудован кабинет для обучения учащихся по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке»

.        Инновационный лабораторный комплекс для обеспечения функционирования мастерской технологии производства соединения материалов:

·      дуговой тренажер сварщика ДТС-02;

·        инверторный сварочный аппарат;

·        сварочные инверторы серии TECHNOLOGY;

·        аппараты контактной сварки серии MODULAR;

·        плазменная резка;

·        сварочные полуавтоматы серии TELMIG.

6.     Инновационный компьютерный класс для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Класс оснащен новейшей специальной техникой:

.       Аппарат звукоусиливающей воздушной и костной проводимости вибротактильного восприятия. В образовательном процессе используется для проведения индивидуальных и коллективных занятий со слабослышащими и глухими учащимися. Предусмотрена возможность подключения к оборудованию теле-, видео- и аудиоаппаратуры для прослушивания записей.

2.      Аппарат для закрепления навыков и коррекции речи.

7.     Налажено деловое сотрудничество с ОАО «Уралмашзавод». Для учащихся, желающих продолжить свою профессиональную деятельность на заводе предприятие предоставляет рабочие места для практики и выплачивает стипендию.

Выводы


За время прохождения практики были получены следующие знания:

.        Методы планирования практического и теоретического уроков.

.        Методы психологического анализа группы.

.        Инновационные формы обучения.

.        Активные методы работы.

.        Методы воспитательной работы.

Мной были отработаны следующие умения и навыки:

1.      Проведение анализа системы и методики преподавания.

2.      Навык планирования уроков практического и теоретического обучения.

.        Навыки разработки воспитательных мероприятий.

.        Проведение общего анализа группы.

.        Проведение анализа инновационных форм обучения.

Прохождение практики сформировало во мне осознание того, что мастер в процессе обучения выполняет несколько функций: педагога, организатора, воспитателя и т.д. Это требует от него особых профессионально-важных качеств и умений. При это для мастера просто необходимо постоянное развитие и самообучение.

Произошло осознание необходимости понимания индивидуальных особенностей группы, для наиболее эффективного построения урока. Кроме того, важно проводить мониторинг состояния группы и во время обучения. Это проводится с целью оптимизации процесса урока.

Анализ проведенных уроков показал важность наглядных пособий и интерактивного обучения, так как данные методы увеличивают усвояемость материала и качество образовательного процесса.

Современное состояние образовательной системы требует внедрения инновационных разработок в обучении, поэтому важно проводить постоянный мониторинг «новинок» образовательных технологий.

Список литературы


1.   Андреева Т.И., Красовский К.С. Курение и дети: что может сделать школа. - Киев, 2007. - 80 с.

.     Бергер И. И. Токарное дело: [Учебник для подгот. рабочих на пр-ве] - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2007. - 320 с.

3.      Вереина Л.И. Справочник токаря. М.: Альянс, 2010 - 146 с.

.        Волкова С. В. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних. М.: «Твоё время», 2010. - 328 с.

.        Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

.        Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. -544 с.

.        Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2006. -606 с.

8.   Ягодинский Н. В. Школьнику о вреде алкоголя и курения. М.: «Просвещение», 2008. - 140 с.

Похожие работы на - Методы планирования практического и теоретического уроков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!