подходу пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка. В этом случае механизмом создания социокультурного пространства становится союз детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.
Учитывая данные взгляды при разработке социокультурного пространства важно реализовывать и герменевтический подход. Суть его в том, что педагог должен понимать ребенка, его мотивы, проникать в душевный мир растущего человека. Герменевтический подход в педагогике тесно связан с феноменом толерантности, терпимости. В плане сознания пространства сельской школы он имеет особое значение в том плане, что в этом пространстве взаимодействуют школьники различных национальностей. Поэтому так важно овладевать культурой межнационального общения. При моделировании социокультурного пространства особое значение имеют: диагностирование, проектирование и продуцирование педагогического результата.
Центр образования, воспитания и развития культуры на селе (модель сельской общеобразовательной школы)
Рассматривать центр не только как систему образования учащихся в сельской школе, но и как всеобъемлющую систему непрерывного образования и развития человека на протяжении всей его жизнедеятельности.
Используя систему коллективных творческих дел и мероприятий, выходящих далеко за рамки школы, развивать систему общественного воспитания личности, формировать такие способы коллективного взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, при которых каждый член коллектива может проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность, способность к творчеству и сотрудничеству друг с другом.
Рассматривать коллектив деревни как форму общности людей, при которой решаются важнейшие общественные задачи образования, воспитания и развития культуры, где каждый член коллектива может реализовать себя в решении этих задач.
Создание Центра позволяет выстроить логику развития системы образования, воспитания и культуры, ее педагогической организации:
в дошкольном возрасте - развитие сплоченности в микро-группах, воспитание творчества через радость общения, формирование доверительного, доброго отношения к миру;
в младшем школьном возрасте - развитие разнообразной образовательно-воспитательной творческой деятельности каждого ребенка, умение проявлять инициативу, понимать друг друга, сотрудничать, выявлять наиболее талантливых и одаренных детей;
в подростковом возрасте - проявление самостоятельности в выборе своего коллектива, сотрудничество с разными коллективами, самоутверждение в достижении общественно полезного результата деятельности, открытие и проверка своего "я", формирование стабильных знаний, умений, навыков и морально-этических норм поведения;
в юношеском возрасте - создание условий и возможностей для саморазвития и самореализации школьников в различных сферах жизнедеятельности, в том числе учебной, трудовой, культурной и др.
в зрелом возрасте - формирование микросреды и социума, способствующих нормальной жизнедеятельности личности, созданию семьи и реализации планов и задумок; формирование и организация культурно досуговой деятельности населения микрорайона, создание условий для взаимовоспитательной деятельности всех категорий населения, проявления заботы, взаимопомощи и милосердия, сохранение и развитие традиций и обычаев села.
Структура центра
Малышкина школа (ясли - детский сад, от 1,5 до 6-7 лет)
Школа доверия (1 - 4 классы)
Школа самоутверждения и самоопределения (5 - 9 классы)
Школа выбора и совершенствования (10 11 классы)
Школа мужества, добра и счастья (18 лет и старше)
Общие направления деятельности 5 ступеней центра
- Осуществление идеи непрерывного образования: обучение умению учиться, получать самостоятельно знания.
Развитие интеллекта и творческих способностей личности.
Включение школьников в воспитывающий личностно и общественно значимый труд.
Воспитание на основе лучших традиций народов мира, села, школы.
Этическое и эстетическое воспитание с учетом местных традиций и обычаев.
Воспитание гражданственности через формирование социума
Малышкина школа
1 ступень (1,5 - 6-7 лет)
Цель:
Укрепление здоровья детей, формирование доверительного, доброго отношения к миру, сохранение независимости личности, развитие речи, начальных мыслительных операций; певческих и хореографических навыков, подготовка к школе II ступени.
Виды деятельности
Основной вид деятельности - сюжетно-ролевые игры, а также занятия в форме путешествий. Через сюжетно-ролевые, дидактические, музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры-забавы, экскурсии развитие интереса к жизни и деятельности людей, к явлениям природы, познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к труду взрослых.
Музыкально-хореографические занятия, обучение изобразительному и прикладным видам искусства.
Физкультурно-оздоровительная работа на свежем воздухе. Раннее изучение иностранного языка, обучение игре в шахматы и шашки, простейшие моделирование и конструирование.
Все занятия и виды деятельности ведут квалифицированные специалисты-педагоги. В штате "Малышкиной школы" работают психолог-логопед, хореограф, учитель физкультуры, воспитатели детсада.
Предельная наполняемость групп до 20 человек.
Школа доверия
II ступень ( 1- 4 классы)
Цель:
Развитие интеллектуальных задатков и памяти младших школьников, формирование умений и навыков, необходимых в учебном процессе.
Развитие у ребенка умения сотрудничать в коллективе класса; пробуждение у него потребности в творческой деятельности; создание условий для успешной деятельности, помощь ребенку в преодолении трудностей в любом виде деятельности.
Подготовка к школе III ступени.
Виды деятельности:
Безотметочное обучение детей в первом классе.
Пятидневная учебная неделя с неполным продленным днем в 1-4 классах. Чередование в расписании уроков предметов гуманитарного, естественно-математического, художественно-эстетического, физического циклов и самоподготовки.
Клубы интересных встреч, кружки, соревнования в субботние дни. Организация работы спортивной школы, занятий дополнительного образования.
Разнообразная деятельность по интересам в микро группах класса. Отработка системы коллективных творческих дел и дел поисково-краеведческого и проблемного характера.
Шефские связи с "Малышкиной школой". Помощь в оформлении дидактических заданий, в изготовлении и ремонте наглядных пособий, простейших игр и игрушек.
Работа на пришкольном участке, в теплице, в саду, уход за домашними животными.
Выработка навыков самообслуживания, формирование качеств рачительного хозяина.
Изучение жизни своего села. Знакомство с традициями народов. Поисковая работа по теме "Мой край, моя деревня".
Уроки хореографии, музыки, изобразительного искусства. Эстетический всеобуч.
Ежегодные фестивали отчеты школы искусства.
Два урока физкультуры, два урока хореографии. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Спортивно-массовые игры и эстафеты, семейные старты.
Использование на занятиях компьютерной техники.
Школа самоутверждения и самоопределения
III ступень (5 - 9 классы)
Цель:
Завершение базового общеобразовательного процесса, подготовка к выбору формы дальнейшего образования и саморазвития. Формирование у учащихся своего круга интересов, ответственности за конечный результат.
Виды деятельности:
Дифференциация обучения по всем предметам, разно уровневое содержание обучения; постановка коллективных задач, их решение и анализ, система коллективных творческих дел.
Трудовая деятельность школьников с обязательным реальным общественно-полезным и личностно-значимым результатом (коллективный и индивидуальный труд с товарищами, родителями; создание школьных огородов, садов, микроферм, школьных кооперативов; конкурсы, выставки, праздники труда).
Организация и работа разновозрастных факультативов, творческих неформальных объединений, разновозрастных и одновозрастных отрядов по интересам, семейных клубов.
Совершенствование и развитие эстетического и этического воспитания через школу искусств (музыкальная школа, хоровое пение, хореографическая студия, кружки народного творчества, занятия изобразительными и прикладными искусством, поэтика, драматургия).
Дальнейшее развитие спортивно-массовой и туристско-краеведческой работы.
Формирование активной гражданской позиции, правовой культуры.
Тесная связь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Главные принципы: помочь, вдохновить, спасти, защитить.
Школа выбора и совершенствования
IV ступень (10 - 11 классы)
Цель:
Завершение общеобразовательного процесса, формирование устойчивого характера, взглядов и мировоззрения.
Через организацию и взаимодействие с коллективом формировать свое отношение к миру, ответственности за свои действия и поступки, умение выбрать среду деятельности и сознательная подготовка к ней.
Подготовка молодежи к самостоятельной жизни.
Виды деятельности:
Создание многопрофильного политехнического комплекса, обеспечивающего учащимся выбор будущей профессии с учетом личных интересов и потребностей села.
Функционирование профгрупп в трудовой школе; разновозрастные творческие группы.
Создание условий и возможностей для углубленного, дифференцированного изучения отдельных предметов через работу по индивидуальным программам и деятельность в творческих группах.
Организация систематических консультаций для учащихся, работающих по индивидуальным программам.
Изучение отдельных предметов в течение полугодия. Экстернат для одаренных детей. Возможность сдачи экзаменов по степени подготовленности.
Создание межшкольных экзаменационных комиссий с участием преподавателей вузов и техникумов для проведения выпускных экзаменов, которые являются одновременно вступительными экзаменами по профилирующим предметам в этих учебных заведениях.
Введение курсов "Мировая художественная культура", "Основы рыночной экономики", "Этика и психология семейной жизни".
Руководство спортивными секциями, работа судьями - инструкторами учащихся II и III ступеней, старшеклассников.
Творческие отчеты выпускников перед школьными коллективами.
Определение стипендий, носящих имена знатных людей села, выпускникам школы за особые успехи в учении и труде (1 раз в год).
Согласование и определение стипендиатов для дальнейшего обучения за счет акционерного общества.
Школа мужества, добра и счастья
V ступень (18 лет и старше)
Цель:
Сохранение микросоциума Центра, дальнейшее совершенствование и развитие процесса непрерывного образования и развития личности, ее гуманистических начал.
Укрепление связей и влияние взрослого населения на формирование лучших качеств личности, передача опыта и навыков, укрепление традиций села.
Проявление заботливого отношения молодежи и взрослого населения друг к другу, укрепление семейно-родовых традиций, сохранение и развитие села как формы жизненного пространства человека.
Создание условий для счастливой и радостной жизни всем категориям населения.
Виды деятельности:
Педагогизация внешкольной среды.
Создание разветвленной сети кружковой работы, секций, клубов по интересам; организация и проведение совместных коллективных мероприятий и творческих дел учащихся, родителей и жителей села; проведение совместных традиционных праздников и гуляний.
Постоянные связи и контакты с выпускниками школы. Организация и празднование юбилейных встреч и дат (из жизни школы и села). Эстафета выпускников школы.
Ведение школьных летописей книг Памяти и Почета.
Значение в том плане, что в этом пространстве взаимодействуют школьники различных национальностей. Поэтому так важно овладевать культурой межнационального общения. При моделировании социокультурного пространства особое значение имеют: диагностирование, проектирование и продуцирование педагогического результата.
Типология воспитательных систем сельских малочисленных школ
Воспитательная система сельской малочисленной школы несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, более выраженную зависимость от влияний окружающей среды, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития.
Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной системы.
Следует отметить, что единого подхода к типологии школ сегодня не существует. При определении моделей (модель в данном случае нами рассматривается как метод описания системы) воспитательной системы сельской малочисленной школы мы исходили из следующей логики: наличие общих признаков позволяет выделить наиболее распространенные типы моделей воспитательных систем, частных характеристик системы - ее разновидности.
Предложенная нами типология моделей воспитательных систем малочисленных школ включает два уровня: тип и вид.
Так как закономерности функционирования любой сложной и развивающейся системы определяются ее структурной организацией, то в качестве общих признаков, характеризующих тот или иной тип, нами взяты способ взаимодействия воспитательной системы с "институтами" села, освоения сельской среды, а также приоритеты в образовании.
В принципе, сколько школ, столько может быть и различных систем. Согласно общей теории систем, школа как система динамичная, функционирует и развивается. Формой реализации миссии воспитательной системы является деятельность учащихся и педагогов, которая определена как системообразующий фактор. В качестве основного признака, характеризующего вид модели воспитательной системы, мы выбрали системообразующую деятельность (познавательную, экологическую, досуговую, спортивно-туристическую и другие).
Анализ публикаций и изучение опыта функционирования воспитательных систем сельских малочисленных школ позволил выделить четыре основных типа моделей воспитательных систем. Дадим общую характеристику наиболее распространенных типов и видов моделей воспитательных систем сельских малочисленных школ.
Первый тип - воспитательная система основной общеобразовательной школы с развитой системой внеурочной деятельности. В рамках этого типа получили распространение такие модели воспитательных систем, как школа-клуб, школа творчества, школа развития ребенка на селе, в которых системообразующую роль, прежде всего, выполняет деятельность по интересам (клубная деятельность).
Особо следует выделить модель воспитательной системы, где системообразующим видом деятельности является познавательная деятельность, организуемая не только на уроке, но и вне его. Типичной является модель воспитательной системы
Второй тип - воспитательная система школы - "социокультурный центр на селе". Для этого типа воспитательных систем школ характерно расширение функций (создание определенных условий для самореализации как учащихся, так и для молодежи, взрослого населения, формирование культурно-воспитательной среды на селе), кооперация с институтами села (при сохранении за школой ведущей позиции), интенсивное освоение среды. Основными задачами являются: возрождение духовности, приобщение детей и взрослого населения к культуре.
Третий тип - воспитательная система - "школа - образовательный комплекс", объединяющий под одной крышей сельскую школу и филиал специализированной школы (спортивной, музыкальной, художественной) либо школу и филиал учреждения дополнительного образования, школу и детский сад (модель "школа-детский сад" ). Как следствие такой кооперации - формирование единого воспитательного пространства на селе, создание условий для развития всех участников образовательного процесса (адекватный подбор педагогических средств, преемственность в работе учреждений образования и т.п.).
Четвертый тип - воспитательная система школы с углубленным изучением предметов, или профилированной, нацеленная на удовлетворение образовательных потребностей детей в той или иной образовательной области. В такой школе приоритет отдан когнитивным целям образования. Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи: развитие познавательной активности учащихся, целевая подготовка учащихся для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональное и личностное самоопределение учащихся. Как правило, сельские малочисленные школы не имеют статуса специализированной школы. Однако мы склонны считать, что к данному типу могут быть отнесены школы, работающие по одному или нескольким направлениям (краеведение, экология, экономика, сельскохозяйственные дисциплины и т.п.). Системообразующую роль в данном случае играют как познавательная деятельность, так и деятельность по определенному профилю.
В рамках данного типа моделей воспитательных систем школ выделяются следующие:
школа предпринимательства, где главная задача - развитие личности, воспитание крестьянина, подготовка его к жизни в условиях рыночной экономики; параллельно с этими задачами решаются задачи обеспечения школьной столовой овощами и фруктами, материальной поддержки семей (учащиеся получают заработную плату),
развитие материально-технической базы и учебно-методического комплекса школы за счет средств предпринимательской деятельности;
школы экологической направленности, в которых приоритет отдан экологическому образованию и воспитанию;
школа-лесничество;
школы краеведческой направленности;
школа экономической направленности, в которой системообразующими видами деятельности являются познавательная деятельность по освоению основ экономики и игровая, направленные на реализацию главной цели развитие разносторонней личности; деятельность по освоению основ экономики не ограничивается рамками урока, а выливается в большую экономическую игру, которая выполняет интегрирующую роль педагогическом процессе.
На основании наличия определенных характеристик воспитательная система школы может быть отнесена к одному из четырех предложенных нами типов моделей.
Статистика позволяет установить рейтинг выбираемых сельскими школьниками образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования: приоритетно востребовано художественно-эстетическое творчество - его выбирают 36% сельских школьников; далее - спорт (16%); туристско-краеведческая работа, техническое творчество, эколого-биологическая работа.
Наиболее развивающимися и эффективными направлениями воспитательной деятельности в последние годы были:
деятельность, направленная на воспитание патриотизма и гражданственности;
художественно-творческая деятельность;
формирование экологической культуры;
развитие демократической и правовой культуры через ученическое самоуправление, участие в работе детских и подростковых организаций;
профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде;
укрепление взаимодействия и развития сотрудничества семьи, образовательных учреждений и общественности в деле воспитания детей, в том числе путем организации работы попечительских советов;
сотрудничества с благотворительными фондами;
создание и развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Организационная схема деятельности детских и подростковых объединений в сельской школе
На местах создаются районные штабы по координации программ, а также временные советы, творческие группы по подготовке отдельных дел, конкурсов и акций. Опорными пунктами этих штабов выступают районные учреждения дополнительного образования. Педагоги-организаторы курируют работу первичных детских объединений, существующих в школах.
Достойное место в воспитании школьников занимает краеведческая работа, что обусловлено богатством исторического и литературного наследия края. Активная роль в его изучении принадлежит школьным краеведческим музеям.
В последние годы в области обозначилась тенденция к росту числа школьных музеев. Музеи создаются на базе деятельности детских объединений путем собрания материалов, которые в ближайшее время могут стать основой для организации музея.
Школа в сельской местности, ежедневно соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе. В сельских школах области сохранились школьные лесничества, поскольку лесное хозяйство является нашим региональным приоритетом в экономике.
В условиях рынка школьные лесничества сегодня работают на договорных условиях, договор предусматривает оплату труда детей в хозяйстве.
В течение учебного года идет интенсивное освоение учащимися основ сельскохозяйственных профессий: механизатора, полевода, животновода. Летом ученики трудятся в хозяйствах , что способствует профессиональному самоопределению, сознательному выбору учащимися жизненного пути.
Особое внимание сельской школы к вопросам трудового воспитания и обучения школьников обусловлено спецификой образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого является труд на земле.
Получила возрождение практика опытной работы на пришкольных участках.
школа образование сельский воспитательный
Заключение
Говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу, затрагиваем судьбу всего села.
Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: "Село без школы - всё равно что церковь без креста". Есть хорошая школа - будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия.
В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить культуру и исторические традиции "малой" родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
Литература
1. Гурьянова Марина Петровна: «Сельская школа и социальная педагогика(2000)».
. Хусенов Бойали Алиевич: «Трудовое воспитание сельских школьников в процессе внеклассной работы(1995)».
. Броневщук Степан Григорьевич: «Cельская школа на современном этапе(1997)».
. Байбородова Л.В.: «Воспитание в сельской школе(2002)».
. Плоткин Михаил Маркович: «Воспитательный процесс современной сельской школы (2002)».