Бухгалтерский учет и аудит: цели и задачи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет и аудит: цели и задачи

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ








Реферат

на тему: «Бухгалтерский учет и аудит»

Выполнил Дедов Д.А.

Проверил: Бикезина Татьяна Васильевна





Санкт-Петербург 2014г.

Оглавление

Введение

. Бухгалтерский учет

.1 История возникновения и развития учета

.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета

.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

.4 Системы и принципы ведения бухгалтерского учета

.5 Формы бухгалтерского учета

.6. Учетная политика предприятия

. Аудит

.1 История возникновения аудита

.2 Сущность аудита: аудит, аудиторская деятельность, аудитор

.3 Цели и задачи аудита

.4 Место аудита в системе контроля: аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза

.5 Пользователи материалов аудиторских заключений

.6 Виды аудита

.7 Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

.8 Внутренний аудит

.9 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

3. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Список литературы

Введение

Бухгалтерский учет является одной из наиболее важных сфер, где необходимы углубленные исследования и подготовка кадров для формирования системы бухгалтерского учета, которая, с одной стороны, соответствовала бы международным тенденциям развития учета, а с другой стороны, была бы наиболее эффективна для российских условий.

Раздел 1. Бухгалтерский учет

.1 История возникновения и развития учета

История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека. В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали.

Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов:

) инвентарный учет;

) контокоррент;

) деньги, выступающие объектом учета;

) деньги как объект учета слились с учетом расчетов;

) деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.

Простая бухгалтерия представляла собой систему сплошного и систематического наблюдения за ходом хозяйственного процесса. Она позволила создать единую систему учета и взять под контроль все материальные и денежные средства, а также расчеты.

Но эта система имела ряд недостатков:

в учете отсутствовало зеркальное отражение;

использовался принцип приблизительности;

учет носил регистрационный характер;

не раскрывался юридический и экономический смысл всех приводимых в нем фактов;

не применялись учетные средства для определения прибыли;

отсутствовали итоги, позволяющие контролировать правильность учетных записей.

В эпоху средневековья формируются два основных направления учета: камеральная и простая бухгалтерия.

Камеральная исходила из того, что основным объектом учета признавалась касса, ожидаемые поступления, а также выплаты из нее. Регистрации подлежали все поступления и выплаты денежных средств, а доходы и расходы устанавливались заранее.

Простая бухгалтерия предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Все имущественные счета велись по принципу дебет - кредит, но в информационную учетную систему еще не включались счета собственных средств.

Переходом к новому этапу учета послужило возникновение двойной (дебетово-кредитовой) записи. Научная разработка закона двойной записи хозяйственных операций и разных способов его применения возникла в средние века.

В 1494г. систему двойной записи описал ученый-математик, францисканский монах, друг Леонардо да Винчи - Лука Пачоли в одиннадцатом трактате «О счетах и записях» девятого отдела сочинения «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Позже система получит название «староитальянской».

Пачоли сформулировал две цели учета:

) получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так, «чтобы можно было без задержки получать всякие сведения, как относительно долгов, так и требований»;

) исчисление финансового результата, ибо «цель купца состоит в том, чтобы приобрести дозволено соответственную выгоду для своего содержания».

Появление бухгалтерского баланса одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось узким практицизмом, стремлением свести весь учет к форме. Характерными признаками этого периода в истории бухгалтерского учета было отсутствие теоретических обобщений, выработанных практикой; неумение авторов разобраться в сущности происходящих явлений во взаимосвязи с экономической жизнью того или иного государства.

Вторая половина XIX и начало XX века стали по существу этапом становления бухучета как науки. Этому во многом способствовали появление крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли, возникновение рынка ценных бумаг, который резко увеличил число участников рыночных отношений - внешних пользователей бухгалтерской информации. В этот период в большинстве стран Европы начинает формироваться бухгалтерское законодательство, составной частью которого был бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Законодательство многих стран обязывает предпринимателей публиковать свои бухгалтерские отчеты, чтобы снизить размер риска со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей.

Двойная бухгалтерия, зародившаяся в Италии, начала распространяться на север Европы, сначала во Францию и Германию, потом в Англию и Скандинавию, затем на запад в Испанию и, наконец, через Атлантический океан в Америку, а на восток она пришла через Польшу в Россию (в XVIII веке), а потом в Китай и в Японию.

1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом или потребностями в информации. Информация, представляемая собственным пользователям, должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием, анализу его деятельности, для целей планирования, контроля и др.

Предметом бухучета являются средства организации, их состояние и использование, а также источники их образования.

Средства организации классифицируются:

а) по источникам образования - собственные и заемные;

б) по назначению, составу и размещению - внеоборотные, оборотные и отвлеченные.

К внеоборотным средствам относятся: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Оборотные средства делятся на 2 группы:

фонды обращения - готовая продукция, отгруженные товары, денежные средства и средства в расчетах.

Источники хозяйственных средств включают:

) собственные источники - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль;

) заемный капитал - кредиты, займы, обязательства по расчетам;

) заемные средства, приравненные к собственным - постоянная задолженность.

К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие:

формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие:

. Финансовый учет - учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей.

. Управленческий учет - учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации, требуемой при принятии управленческих решений.

.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

. Законодательный уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента.

Кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

. Нормативный уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

. Методологический уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти.

К документам этого уровня относятся План счетов и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

. Этот уровень включает организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются предприятием (приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций).

.4 Системы и принципы ведения бухгалтерского учета

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах.

( Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) (06 декабря 2011 г.)) Основными элементами данной системы являются следующие:

документирование;

оценка;

счета бухгалтерского учета и двойная запись;

инвентаризация;

баланс и отчетность.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

. Имущественная обособленность предприятия.

. Непрерывность деятельности предприятия.

. Последовательность применения учетной политики.

. Временная определенность, т.е. факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду и отражается в бухгалтерском учете, в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.

Документирование.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте. Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Группы первичных документов:

организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности). Эти документы разрешают проведение операции и не отражаются в бухгалтерских регистрах;

оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п.). Эти документы отражают факт совершения операции и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры;

документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки). Эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах.

В документах не должно быть подчисток и не оговоренных исправлений. Если исправления необходимы, то:

. Зачеркнуть горизонтальной линией, рядом написать правильный вариант, поставить подпись (для первичных документов и регистров).

. «Красное сторно» (для регистров) - это исправительная проводка.

В денежных документах не допускается никаких исправлений.

Регистры бухучета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухучета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухучета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, а также на магнитных лентах, дискетах.

Оценка.

Методы оценки:

фактическая (первоначальная) себестоимость - уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объектов;

текущая (восстановительная) стоимость, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости какого-либо объекта.

Счета бухгалтерского учета и двойная запись.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях - в натуральном и трудовом измерителе.

Графические счета - таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи.

Каждый счет имеет два поля: левая часть - дебет (он получил), правая - кредит (он верит).

Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными, и открываются на основании статей актива баланса.

Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными, и открываются на основании статей пассива баланса.

Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом.

Состояние средств или источников на определенную дату называется остаток (сальдо).

В активных счетах:

остаток записывается по дебету;

по дебету отражается увеличение объекта учета;

по кредиту - его уменьшение.

В пассивных счетах:

остаток записывается по кредиту;

в кредите отражается увеличение объекта учета,

в дебете - его уменьшение.

В активных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального дебетового остатка с дебетовым оборотом и вычитанием кредитового оборота:

Ск = Сн + ОбДт - ОбКт.

В пассивных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального кредитового остатка с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота:

Ск = Сн + ОбКт - ОбДт.

Существуют счета, имеющие смешанный характер. Это активно-пассивные счета. Они применяются для отражения расчетных операций данного предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, Активно-пассивные счета могут иметь кредитовое и дебетовое сальдо. Дебетовое сальдо - это сумма дебиторской задолженности, кредитовое сальдо - это сумма кредиторской задолженности.

Аналитические счета открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе видов, частей, статей учтенных на нем объектов, где это требуется в натуральном выражении. При этом сальдо, дебетовый и кредитовый обороты одного синтетического счета должны быть равны, соответственно, сумме сальдо, сумме дебетовых и сумме кредитовых оборотов всех относящихся к нему аналитических счетов.

Субсчета - подсобные счета, промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. В отличие от синтетических счетов, называемых счетами 1-го порядка, субсчета относятся к счетам 2-го порядка, а объединяемые ими аналитические счета являются счетами 3-го, 4-го и т. д. порядка. Субсчета используются для объектов учета с разнообразной номенклатурой.

Указание дебетуемого, кредитуемого счетов и суммы отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.

Взаимосвязь между счетами в результате двойной записи называется корреспонденцией, а счета, которые в ней участвуют, корреспондирующими.

На территории РФ используется Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению "Забалансовый (внебалансовый) счет - счет, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. На забалансовых счетах учитываются:

резервные фонды денежных билетов и монеты

обязательства заемщиков

расчетные документы, сданные банку на инкассо (для получения платежей) - ценности, принятые на хранение

бланки строгой отчетности, чековые и квитанционные книжки, аккредитивы к оплате и т.д.

Бухгалтерский учет указанных ценностей ведется по простой системе и не учитывается при составлении баланса. Забалансовые счета не корреспондируют с балансовыми счетами.

Инвентаризация активов и пассивов предприятия.

Число инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

перед составлением годового бухгалтерского отчета;

при смене материально-ответственного лица;

при установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей;

после пожара или стихийных бедствий;

при ликвидации предприятия;

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в которую включаются представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, товароведы, аудиторы).

Инвентаризация ценностей производится по их местонахождению и по материально ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся и с которыми заключены договора о материальной ответственности. Инвентаризационная комиссия берет расписку у материально ответственного лица о том, что все поступившие и выбывшие материальные ценности учтены, и первичные документы по их движению сданы в бухгалтерию.

После этого инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет акт инвентаризации или инвентаризационные описи. Затем производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета регулируются следующим образом:

. Выявленные излишки ценностей приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачисляются на финансовые результаты предприятия.

. Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения.

. Недостачи и порча ценностей сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В случаях, когда виновные не установлены убытки от недостач или порчи списываются, как правило, за счет собственных средств предприятия.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгалтерской отчетности, основными формами которой являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерский баланс - это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине хозяйственных средств и их источников в едином денежном измерителе на конкретный момент времени.

Баланс является отчетным документом и составляется на последний день отчетного периода.

Бухгалтерский баланс, с одной стороны, отражает статистику хозяйства, т. е. его имущественное состояние, с другой - показывает динамику хозяйства, т. е. изображает движение имущества, капитала и все происходящие изменения в составе хозяйства.

Пассивы показывают, сколько денег было получено предприятием, активы - как предприятие использовано полученные средства, во что оно их вложило. Бухгалтерский баланс можно классифицировать таким образом:

. По объему и форме: сальдовые (статистические); оборотные (динамические), из последних выделяют оборотные ведомости и балансы.

. По содержанию:

имущественные;

результативные;

характеризующие движение денежных потоков.

. По источникам составления: по учетным данным; инвентарные.

. По времени и цели составления:

вступительные (организационные);

операционные (периодические, годовые);

соединительные;

разделительные;

санируемые;

ликвидационные.

. По ширине охвата: простые (индивидуальные); сводные; консолидированные.

Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же хозяйственные средства и их источники, но рассмотренные с двух сторон (по составу - в активе, по источникам - в пассиве)

Итог баланса носит название валюта баланса.

Правильно построить бухгалтерский баланс, значит:

полностью охватить хозяйственный процесс во всем его многообразии;

дать надлежащую группировку хозяйственных явлений в соответствии с природой и назначением хозяйствующего субъекта;

изучить связь между этими явлениями, т.е. установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит исследовать не только имущественное состояние хозяйственника, но и финансовый результат.

1.5 Формы бухгалтерского учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

) учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

) ввести в штат должность бухгалтера;

) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

) вести бухгалтерский учет лично.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов);

учет расчетов по оплате труда;

учет затрат на производство;

учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов;

учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.);

составление бухгалтерской отчетности.

Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

«журнал-главная»;

мемориально-ордерную;

журнально-ордерную;

автоматизированную.

Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись).

Мемориально-ордерная форма ведения бухучета возникла в 1928-1930 годах. Она основана на раздельном ведении хронологических и систематических записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами - мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись). Журнально-ордерная основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый месяц. Записи при журнально-ордерной форме ведутся в бухучете по схеме: «документ - регистр - форма отчетности».

Упрощенная форма используется для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы учета:

а) простая форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства. При этом способ двойной записи не применяется, ведется Книга учета доходов и расходов;

б) упрощенная форма, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает применение электронно-вычислительных машин.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

1.6 Учетная политика предприятия

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. №106н. Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности;

своевременности;

осмотрительности;

приоритета содержания над формой;

непротиворечивости;

рациональности.

Учетная политика должна регламентировать ведение как бухгалтерского, так и налогового учета. Поэтому ее удобно разбить на две соответствующие части. К основным правилам ведения бухгалтерского учета на предприятии, которые должны найти свое отражение в Учетной политике, можно отнести следующее:

) рабочий план счетов организации;

) стоимостный порог, выше которого активы учитываются в бухучете как основные средства, а ниже - как материально-производственные запасы;

) порядок переоценки основных средств

) способы начисления амортизации по объектам основных средств;

) срок полезного использования объектов основных средств

) порядок определения срока полезного использования объектов нематериальных активов;

) способы начисления амортизации по объектам нематериальных активов;

) порядок оценки материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при отпуске их в производство и ином выбытии;

) порядок создания и использования различных резервов при принятии решения об их создании;

) классификация доходов и расходов организации на доходы (расходы) от обычных видов деятельности и прочие доходы (расходы) с учетом специфики деятельности организации.

Раздел 2. Аудит

.1 История возникновения аудита

бухгалтерский учет аудит ревизия

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что «в России звание аудитора было введено Петром I», а также что «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в этот период времени не было внутренней потребности возникновения и развития аудита, а введенный директивно он не получил развития и постепенно терял свое первоначальное назначение.

В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это было бы возможным при наличии подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на этот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. Также все требовали разрешения на членство в институте и лицензии на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы, кроме этого, к аудиторам выдвигались требования соблюдения нравственной этики. Попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.

Вопрос о необходимости аудита в современной России возник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Для Российской Федерации предпосылкой возникновения аудита служит так же необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации - это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью.

Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название «Временные правила» подчеркивало, что это документ переходного периода, предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти Правила существовали почти восемь лет без поправок и изменений. До этого, в период с 1987 по 1993 гг., аудит в России проходил этап становления без наличия законодательной базы.

Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. («Об аудиторской деятельности»).

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. - создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.). Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Закона об аудиторской деятельности - август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила и первые правила (стандарты) аудита в Российской Федерации, разработанные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика по проведению аудита, что и составило методологическую основу российского аудита), и ряд других документов.

В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1994-2001 гг. ЦАЛАК Минфина России было выдано 23 600 лицензий лицензиатам. Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту - 7700. За тот же период ЦАЛАК Минфина России утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Была сформирована рабочая структура аудиторов и аудиторских фирм.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Закона об аудиторской деятельности. Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

В настоящее время наиболее актуальными в аудите являются вопросы качества его проведения и связанные с этим проблемы соответствующей подготовки аудиторских кадров. Изменения закона «Об аудиторской деятельности» нацелены на принципиально новый для России механизм аттестации профессиональных аудиторов, их принятие ознаменует начало нового, четвертого этапа аудита в нашей стране.

2.2 Сущность аудита: аудит, аудиторская деятельность, аудитор

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "Об аудиторской деятельности" <#"justify">2.3 Цели и задачи аудита

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается такая степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы и принимать обоснованные решения.

Задачи, выполняемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, соответствуют сопутствующим услугам, которые они оказывают аудируемым лицам. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

.4 Место аудита в системе контроля: аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза

Все три вида контроля имеют как общие, так и различные черты. Аудит отличается от ревизии по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с аудируемыми лицами, по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д. Понятие аудита шире понятия ревизии, т.к. аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. Проверки ревизий, как правило, заканчиваются или смещением руководителей, или наказаниями по другим каналам.

Аудитор проводит проверку по приглашению аудируемого лица или обязательную проверку только после заключения договора. Ревизия строится на недоверии к проверяемому, для аудита характерно партнерство аудитора с аудируемым лицом. Аудиторы могут работать экспертами судебно-следственных органов. У аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы много общего и основное - стремление добиться истины, используя специфические приемы бухгалтерских проверок, экономического анализа и т.п. Аудиторская проверка проводится по желанию и просьбе клиента. Он ожидает от аудитора не разоблачений, а рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности. Аудитор работает с учетными регистрами и первичными документами, добровольно предоставленными ему аудируемым лицом. Эксперт-бухгалтер исследует документы, нередко изъятые в ходе следствия. Иногда аудитор присутствует при их изъятии.

Судебно-бухгалтерская экспертиза, являясь частью судебной экспертизы, подтверждает или опровергает виновность лица, в отношении которого заведено дело. Общим для эксперта-бухгалтера и аудитора является их воздержанность от категоричных оценок рассмотренных фактов и отсутствие в их заключении нелестных эпитетов в адрес виновных лиц. Эксперт-бухгалтер не должен выходить за рамки вопросов, которые поставлены ему следователем, судом и т.п. Аудитор проводит проверку по программе, составленной им, может привлекать новые документы, самостоятельно принимать решения. Судебно-бухгалтерская экспертиза ограничивается прошлыми фактами, давая им оценку. Бухгалтер-эксперт не обязан давать рекомендации по устранению недостатков.

.5 Пользователи материалов аудиторских заключений

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская отчетность является открытой. Следовательно, и аудиторские заключения могут использоваться:

. Собственниками организаций, банками, поставщиками, кредиторами, покупателями, заказчиками, налоговыми органами, руководством и персоналом организации.

. Аудиторами и аудиторскими организациями, юристами, различными консультантами, объединениями, ассоциациями, профсоюзными обществами и т.п. Аудиторское заключение в составе трех частей с приложенной бухгалтерской (финансовой) отчетностью передается уполномоченному органу управления. Аудиторское заключение в составе вводной и итоговой частей с приложенной отчетностью передаётся налоговому органу.

.6 Виды аудита

Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности. Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций.

В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Специальный аудит- это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

.7 Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Независимость аудитора - один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор.

В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности (ст. 12) аудит не может осуществляться:

) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих учредителей (участников) с этой аудиторской организацией;

) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Если систематизировать приведенные основания, можно сделать вывод, что при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не должны иметь зависимости от проверяемого предприятия:

финансовой (материальной);

родственной (с лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);

должностной.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

.8 Внутренний аудит

Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, регламентируемым законодательно государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит способен совершенствовать систему управления.

Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Международный опыт организации предлагает также возможным вынесение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям.

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К структурам внутреннего аудита относятся назначаемые собственника ми экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Отличительной особенностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.

Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.

Субъекты контроля - специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем выше результаты контроля. Требования к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования предприятия, структуры управления; владение техникой и методикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.

Объект внутреннего аудита - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты выбираются в соответствии с целями.

Метод внутреннего аудита организации - это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение следующих задач:

) оценку экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;

) прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов;

) минимизацию расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными. В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию (если входит в его структуру) и должностными инструкциями.

Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат:

усложнение системы законодательства;

стремление управлять финансовыми ситуациями;

усиление эффективности управления деятельностью самого предприятия и его структурных подразделений;

контроль за рациональным использованием ресурсов;

выполнение обязательств;

эффективность системы учета.

.9 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:

) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);

) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен «вход» в профессию с высшим образованием по любой специальности);

) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель - в обязательном аудите). При соблюдении всех требований и прохождении обучения претендент проходит процедуру тестирования (экзамена). Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (аттестационной комиссией).

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом в объеме 40 часов ежегодно (120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год).

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается судом (по заявлению саморегулируемого аудиторского объединения, членом которого является аудитор) и может быть обжаловано аудитором в течение трех месяцев со дня получения решения.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 3) установлен факт несоблюдения требований ст. 8 «Аудиторская тайна» и ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона об аудиторской деятельности;

) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации;

) аудитор уклоняется от участия в системе внешней проверки качества работы.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован (при этом аудитор исключается из Единого реестра аудиторов и аудиторских фирм), по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

3. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Контроль качества аудита подразделяется на внутренний и внешний. При этом необходимо учитывать требования Федерального стандарта аудита № 7 «Внутренний контроль качества аудита» и рекомендациями Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по проведению процедуры контроля качества аудиторских услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:

) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;

) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы определить:

а) обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

б) понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

в) выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;

) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

Своевременной проверке подлежат:

) общий план и программа аудита.

) оценка неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки; 3) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций; 4) финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.

Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

ИПБ России предусматривает определение порядка подготовки контролера качества, в соответствии с которым претендент, являющийся членом ИПБ России, при наличии аттестата аудитора, своевременного прохождения повышения квалификации, стажа практической деятельности не менее пяти лет, положительной характеристики может пройти специальный курс подготовки и после процедуры тестирования получить сертификат. Лица, получившие сертификат контролера качества, заносятся в Реестр контролеров качества ИПБ России.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или Федеральных стандартов аудита виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими была установлена Министерством финансов РФ (уполномоченным федеральным органом), который может проводить такие проверки своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Все эти контрольные меры предусмотрены в целях усиления ответственности аудиторов и аудиторских фирм, повышения доверия к результатам аудита со стороны пользователей.

Список использованной литературы

1)Т.А. Фролова, Бухгалтерский учет, Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ, 2011.

)Суглобов А.Е., Бухгалтерский учет и аудит, Учебное пособие. «КНОРУС», 2005.

)Правовой сайт КонсультантПлюс

)Соколова Е.С., Архарова З.П., Бухгалтерский учет и аудит., М.: ЕАОИ, 2009.

)В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова, Аудит. Конспект лекций, «Юрайт», 2009.

Похожие работы на - Бухгалтерский учет и аудит: цели и задачи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!