Методология теории и практики педагогических процессов по предмету физическая культура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методология теории и практики педагогических процессов по предмету физическая культура

ФГБОУ ВПО "МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА"

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта








КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Автор дипломной работы Н. Р. Янгличев

Руководитель работыМ. С. Миряшкин




Саранск 2015

Содержание

Введение

. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры

.1 Методическая деятельность в области физической культуры

.2 Основы теории и методики физического воспитания и спорта

. Методика урока физической культуры в школе

.1 Урок в процессе обучения физической культуре

.2 Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов - будущих специалистов.

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовки выпускника по специальности "Физическая культура" отмечено, что он должен иметь представление об интеграционных процессах "наука-производство", "наука-образование"; знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; подготовить и защитить научную по характеру выпускную квалификационную работу.

Основы научно-методической деятельности связаны с курсом теории и методики физического воспитания и спорта, другими дисциплинами предметной подготовки, а также с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой.

Изучение основ научно-методической деятельности способствует усилению акцентов на теоретико-методической подготовке студентов при сохранении оптимальной двигательно-практической подготовки их для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в сфере физической культуры и спорта.

Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа, осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их предметной основе, с научным объяснением (обоснованием) содержания и проблем, которые возникают в науке применительно с тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами заданий методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследования. НИРС предполагает освоение методов научного исследования в области физической культуры, спорта и физического воспитания, выполнение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательских работ, выступление на конференциях.

Цель работы:

- изучение методической литературы по данной теме;

раскрыть представление о целевом компоненте научно-методических основ предмета физическая культура;

1. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры

1.1 Методическая деятельность в области физической культуры

Методическая деятельность направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов научных исследований. "Методическая служба" охватывает по существу все проявления физической культуры, спорта, физического воспитания: образовательные учреждения всех типов, физкультурно-спортивные занятия с различными категориями населения, все типы спорта (массовый, детско-юношеский, олимпийский, профессиональный, для инвалидов) [1, с. 35].

В методической деятельности важное место занимают методические принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, постепенности, прочности, индивидуализации) и спорта (единство общей и специальной подготовки, направленность на высшие достижения, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса, взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности).

Наряду с методическими принципами существенную роль играют методы, методические приемы и методика. Важнейшими методами являются: словесный, метод наглядного восприятия, метод целостного обучения, метод расчлененного обучения, игровой и соревновательный. Эти методы широко применяются в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выделяют методы спортивной тренировки: совершенствования физических качеств (здесь применяются две группы методов - непрерывные и интервальные, их сочетание) и совершенствования техники.

Методические принципы и методы в совокупности образуют методику, содержание которой ориентировано на ту или иную деятельность. Например, методика физического воспитания детей дошкольного возраста содержит методы и методические приемы, приемлемые для этого контингента. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов уже адаптирована к этому возрасту, так же как и методика физического воспитания учащихся 5-9 и 10-11 классов. Методика физического воспитания в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях направлена на решение соответствующих задач [15, с. 53].

Отличительные черты имеет методика спортивной тренировки, при этом как общие положения - для всех видов спорта, так и специфичные для отдельных видов спорта или групп (игровые виды, циклические и т. п.). Методика тренировки юных спортсменов отличается от методики тренировки квалифицированных спортсменов, различаются методики в массовом и профессиональном спорте.

Отличаются методики занятий в специальных медицинских группах, с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и с инвалидами, с лицами с отклонениями в поведении, в оздоровительных группах взрослого населения, в Вооруженных Силах. В каждом случае разрабатываются соответствующие инструкции, программы, методические рекомендации или указания, учебные пособия, учебники, которые четко ориентируют обучающих и обучаемых в содержании и характере их деятельности. Применительно к профессиональному физкультурному образованию это учебники по теории и методике физического воспитания и спорта, спортивно- педагогическим дисциплинам (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, плавание), по педагогическому спортивно-физкультурному совершенствованию и по другим дисциплинам предметной подготовки образовательного стандарта.

На основе комплекса соответствующих методических документов специалисты организуют и проводят свою работу в области физической культуры, спорта, физического воспитания. Они не только руководствуются действующими документами, но и сами разрабатывают их в связи с возникающими проблемами или конкретными задачами в своей профессиональной деятельности. Для этого они должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками [2, с. 89].

Все многообразие методических работ можно разделить по основным проблемам: физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Основные виды методических работ: программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации, методические указания. Приведем примеры работ из названного перечня, отражающего основную проблематику.

1.2 Основы теории и методики физического воспитания и спорта

Формирование теории и методики физического воспитания и спорта как одной из обобщающих наук, тенденции ее развития в единстве со становлением общей теории физической культуры, связь с другими науками, образованием, воспитанием [9, с. 70].

Интегрирующая роль теории и методики физического воспитания и спорта в подготовке научных работников в сфере физической культуры и спорта и в системе дисциплин учебного плана в профессиональном физкультурном образовании.

Современный понятийный аппарат теории физического воспитания (основных категорий), его познавательное и прикладное значение.

Актуальная проблематика обобщающих исследований в сфере физического воспитания и спорта; определяющие черты методологии исследований в этой сфере, ведущая роль в ней общенаучных интегративных подходов (историко-логического, диалектического, системного, теоретико-моделирующего и других); сочетание в исследовании закономерностей физической культуры, спорта и физического воспитания; логико-познавательных, экспериментальных, инструментальных, математических и других методов.

Концепция системы физического воспитания и условий ее функционирования в обществе. Тенденции становления отечественной и зарубежных систем физического воспитания, упорядочивающее воздействие социальной системы физического воспитания на физкультурное и спортивное движение в обществе, соотношение системы физического воспитания и различных форм функционирования физической культуры в обществе [21, с. 48].

Общеподготовительные и специализированные направления в системе физического воспитания; идейно-теоретические, программно-нормативные и организационные основы отечественной системы физического воспитания, перспективы ее совершенствования.

Научно-прикладная проблематика организационно-управленческого, материально-технического и экономического обеспечения условий для качественного функционирования системы физического воспитания и развертывания физкультурного и спортивного движения, совершенствования системы подготовки профессиональных физкультурных кадров высшей квалификации в современный период социального преобразования России.

Средства и методы физического воспитания. Оптимизация форм и содержания двигательной активности как важнейшего специфического фактора направленного воздействия на морфофункциональные свойства организма в процессе физического воспитания, нормирование динамики нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений, и управление ими в плане увеличения функциональных возможностей организма и оздоровительного эффекта физкультурно-спортивных занятий [3, с. 13].

Пути увеличения действенности психомоторных и психорегулирующих факторов в физическом воспитании, средства и методы интегрального воздействия на совершенствование двигательных действий и повышение уровня физических качеств в единстве (совмещенно, сопряженно).

Концепция использования в физическом воспитании факторов "искусственной управляющей среды" (в частности, тренажерных устройств, аппаратурных приспособлений, специализированного оборудования), ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.

Обобщенное представление о современных научных данных, раскрывающих значимость и способы эффективного использования гигиенических факторов естественной среды для реализации задач, решаемых в физическом воспитании и спорте.

Принципы, регламентирующие физическое воспитание. Соотношение общих (в том числе общепедагогических) и специальных принципов, распространяемых на физическое воспитание и спорт. Отображение в специальных принципах основных закономерностей целостного построения системы физкультурно-спортивных занятий (непрерывность и системность чередования нагрузок и отдыха, постепенность наращивания развивающее-тренирующих воздействий и адаптивная сбалансированность их динамики, цикличность, возрастная адекватность направлений в многолетнем аспекте). Проблематика дальнейшей научной разработки принципов [19, с. 61].

Дидактические основы теории и методики физического воспитания и спорта. Соотношение процесса обучения двигательным действиям и процесса формирования двигательных умений и навыков. Проблемы повышения эффективности методики разучивания, совершенствования интегрирующей и результирующей отработок двигательных действий, особенно в сложных формах двигательной деятельности. Внедрение в теорию и методику обучения современных общедидактических и профилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенного использования технических средств обучения [18, с. 46].

Теория и методика развития физических качеств и сопряженных с ними способностей. Возможности направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерности оптимизации воздействующих факторов (физических упражнений и др.) в процессе физического воспитания и спортивной подготовки при обеспечении морфофункциональных перестроек, связанных с развитием различных физических качеств, повышением уровня функциональных возможностей организма. Современные тенденции в методике развития силовых, координационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики и направленного воздействия на их развитие [5, с. 29].

Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и спортивной подготовки. Пути совершенствования нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания. Актуальные задачи по повышению действенности физической культуры и спорта во всестороннем формировании личности.

Современные подходы к проблемам воспитания, перевоспитания, социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением, "трудных" подростков, инвалидов) [4, с. 11].

Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Современная теория структуры урока, тренировочного занятия и других форм занятий физическими упражнениями. Проблемы оптимального построения целостной системы физкультурно-спортивных занятий.

Планирование и комплексный контроль в физическом воспитании и спорте, возможности использования в этой области современных принципов и методов прогнозирования, оптимального планирования, математических и других методов.

Формирование профессионализма в сфере физической культуры и спорта. Основы акмеологии и общие закономерности становления профессионализма. Реализация закономерностей профессионализма в процессе профессионального физкультурного образования на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Проблематика повышения профессионализма в физкультурно-спортивной деятельности [7, с. 75].

Физическое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Научно-прикладные аспекты совершенствования средств, форм и методов физического воспитания дошкольников, усиление действенности физической культуры в их жизни (в дошкольных общеобразовательных учреждениях и семье) [10, с. 63].

Основы дифференциации задач, средств и методов физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Оценка концепций "критических", "чувствительных" периодов физического развития в аспекте проблем физического воспитания детей школьного возраста, направленного использования факторов физической культуры и спорта для оптимизации их физического развития и подготовленности, упрочения и сохранения здоровья.

Совершенствование курса физического воспитания в школе, комплексное построение системы урочных и внеурочных форм физкультурно-спортивных занятий учащихся школьного возраста в условиях возрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушений здоровья. Профилирование физического воспитания в средних специальных учебных заведениях различного типа (в том числе и в спортивных спецшколах).

Научно-прикладные проблемы совершенствования внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры в семье.

2. Методика урока физической культуры в школе

2.1 Урок в процессе обучения физической культуре

На протяжении многих десятилетий понятие урок определялось как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе. Указывались признаки, которые его отличали от других форм организации учебной и воспитательной работы: постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжительности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущей роли учителя. Однако указание на то, что урок - основная форма организации учебного процесса, лишь частично раскрывало сущность данного понятия [14, с. 84].

Функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из дефиниции выпадал основной признак определяемого предмета. Только проникновение в глубь процесса обучения, выделение его структурного элемента, "шага", позволило выявить функциональную взаимосвязь урока как организационной формы и процесса обучения. "Шаг" дидактических процессов содержит в себе виды непосредственного и опосредованного взаимодействия учителя и учащихся, которые соответственно объединяют 4-е и 5-е (непосредственное взаимодействие) и остальные четыре (1, 2, 3, 6-е) звена.

Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уроке физической культуры - непосредственное дидактическое взаимодействие педагога и коллектива класса, направленное на достижение частичной, но завершенной цели обучения. Получение частичной цели обеспечивает сдвиг, равный реально достигнутой цели - перевод взаимодействующих сторон (учителя и учащихся) с одного уровня обученное на другой, более высокий [21, с. 38].

В данной трактовке урок физической культуры может быть условно принят за один микроцикл функционирования учебно-воспитательного процесса, образующий впоследствии циклы сравнительно больших уровней - недельные, месячные, четвертные, полугодовые, годичные, ступенчатые (1-5, 5-9, 10-11 классы) и одиннадцатилетние (большие макроциклы) [18, с. 90].

Понятие "урок физической культуры" определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но частичной цели предмета "Физическая культура".

Такая интерпретация урока физической культуры согласуется с тенденцией, наметившейся в общей дидактике, определить урок как элемент процесса обучения. Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, цели, задач данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их применения.

Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов.

2.2 Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе

Содержание урока физической культуры - понятие старое, возникшее, видимо, вместе с появлением классно-урочной системы. В практике работы общеобразовательных школ довольно часто говорят о содержании урока. Вместе с тем в работах, посвященных теории урока, данное понятие не выделено в качестве аспекта, заслуживающего специального внимания и анализа. Вопросы, связанные с понятием "содержание урока", не нашли должного отражения в учебниках и учебных пособиях по педагогике. Однако в работах ученых по теории и методике физического воспитания предприняты попытки восполнить этот пробел. Несмотря на то что вопросы содержания урока физической культуры изложены в учебниках и учебных пособиях, многие учителя физической культуры под данным понятием подразумевают лишь физические упражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности учащихся. Последнее выражается хотя бы в том, что часть поурочного плана, где написано "Содержание", обычно посвящается описанию физических упражнений [16, с. 65].

Основываясь на взаимосвязях процесса обучения и формы его организации (урока), содержание урока рассматривают как совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят:

деятельность учителя и учащихся;

результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся;

физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока [7, с. 31].

Деятельность учителя - важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать:

определение и конкретизацию цели урока;

обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;

подготовку места проведения урока;

организацию учащихся для активной учебной деятельности;

постановку перед учащимися учебной задачи;

обеспечение ее восприятия;

осознание учебной задачи;

психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока;

организацию активной учебной деятельности;

получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников;

оценку полученной информации;

анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;

коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них);

определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;

помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;

регулирование учебной нагрузки учащихся;

подведение итогов урока;

организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом [19, с. 123].

Данный перечень элементов деятельности учителя может быть дополнен, а последовательность их проявления на уроке может быть иной.

Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполнению изучаемого двигательного действия).

Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:

подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке);

явку на место проведения урока;

сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.);

выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;

восприятие и осознание учебных заданий (задач);

проектирование собственных действий;

активную интеллектуальную и практическую познавательную работу;

само- и взаимоконтроль за результатами практической работы;

получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности;

самооценку учебной деятельности (взаимооценка);

само- и взаимоанализ оценочных суждений;

обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем;

внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность [16, с. 85].

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году, цель начального, базового и среднего общего физкультурного образования школьников.

Основным фактором, обусловливающим содержание школьного урока физической культуры, и должны были стать именно физические упражнения. Однако используемые без учета педагогических, физиологических и психологических закономерностей процесса обучения или используемые вне взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока, они не могут обеспечить ожидаемого образовательно-воспитательного и оздоровительно-рекреационного результата. Это достигается совместной деятельностью учителя и коллектива учащихся. Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений.

Из 45 минут школьного урока физической культуры на непосредственное выполнение физических упражнений в 6-7 классах общеобразовательных школ (учащиеся 13-15 лет) используется до 90 % общего времени [12, с. 80].

Моторная плотность урока физической культуры тесно связана с его типом. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки по изучению нового материала (89,8 %), повторения пройденного (80,6 %), смешанные (83,8 %) и наименьшей - контрольные (60,6%), занимающие немного места в годичной программе [12, с. 81].

Говоря о деятельности учащихся на уроках физической культуры, мы и имели в виду активную познавательную деятельность, сопряженную с выполнением ими физических упражнений. Это обстоятельство делает само собой разумеющимся то, что физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока физической культуры.

Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламентируемого задачами урока и его предметным содержанием, зависят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Сдвиги в психофизиологических процессах и изменения в состоянии занимающихся обусловливают последующие сдвиги в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников, которые не всегда возможно точно определить на каждом уроке. Результаты взаимодействия учителя и учащихся составляют внутреннюю, относительно скрытую сторону содержания урока физической культуры.

Все перечисленные составляющие содержания урока тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь характеризует другой значимый признак урока физической культуры - его структуру.

Структура урока физической культуры, как и урока вообще, - объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания школьников. И на протяжении длительного периода эволюции урока по данной дисциплине использовался термин структура урока [2, с. 47].

Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения.

Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом - частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются "шаги", обусловливающие движение к цели, т.е. усвоению его содержания. Содержание этих "шагов", их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава класса и методического почерка учителя.

В школьном уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение нагрузки, итоги урока и задание на дом. "Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть школьного урока физической культуры. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету "Физическая культура". Если структура уроков, например математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны [6, с. 41]. физический воспитание урок двигательный

Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса, т. е. постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность, достижение требуемого уровня психофизического со стояния занимающихся; поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока; постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному, и переключение коллектива класса на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного дня школы. Здесь требуются четкая структура и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива класса, своеобразных "шагов" движения учебно-воспитательного процесса на уроке. В дидактике средней школы выделены элементы - структурные компоненты урока. Многие из них приемлемы в качестве структурных компонентов школьного урока физической культуры.

Основные элементы урока:

организация подготовки учащихся к уроку;

постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;

обучение двигательным действиям;

развитие двигательных качеств;

воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

коррекция учебно-воспитательных воздействий;

снижение физической нагрузки учащихся;

подведение итогов урока;

задание на дом;

организованное завершение [3, с. 27].

Эти элементы, будучи объединенными, составляют вводную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.

В общеобразовательных школах используется преимущественно трехчастная структура урока физической культуры. Такая структура, в частности, была принята в советской системе физического воспитания.

Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока:

организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;

дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;

создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия деятельностей преподавания и учения;

организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся;

сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока.

По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции - введению учеников в работу. Средства - разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или же поддается быстрому усвоению:

различные построения и перестроения;

варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок;

хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников) [4, с. 55].

В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий. Цель - обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся [4, с. 56].

Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических задач:

общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма;

вооружение учащихся общими и специальными знаниями;

формирование и совершенствование двигательных умений и

навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств [9, с. 35].

Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Средства - разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач.

В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность.

Заключительная часть урока. Цель - приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность.

Наиболее характерные задачи этой части:

снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;

снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;

подкрепление навыка правильной осанки;

регулирование эмоционального состояния;

подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся;

задания на дом [11, с. 35].

Средства:

варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

упражнения на расслабление и осанку;

специальные упражнения на внимание;

танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;

художественные формы передвижений под музыку, песню.

Временные рамки и содержание рассмотренных частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.

Заключение

Современный предмет физическая культура - активный, особенно в последнее десятилетие, развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся. На протяжении всего периода ее функционирования эта система, ранее считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала, сегодня не справляется со своей основной задачей - оздоровлением учащихся. Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у них преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако научные исследования (Кончиц Н.С., 1989; Бойков Е.П., 2001, и др.), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка минимизирует этот эффект и негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.

Список использованных источников

1. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе : учеб. пособие / В. К. Бальсевич. - М. : Академия, 2008. - 203 с.

. Бальсевич, В. К. Педагогическая технология реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания : учеб. пособие / В. К. Бальсевич. - М. : Дрофа, 2007. - 198 с.

. Лях, В. М. Координационные способности школьников : учеб. пособие / В. М. Лях. - Минск. : Полымя, 2009. - 178 с.

. Основы теории и методики физической культуры : учебник для техникумов физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. - М. : Физическая культура и спорт, 2010. - 200 с.

. Аршанский, И. А Очерки по возрастной физиологии : учеб. пособие / И. А. Аршанский. - М. : Медицина, 1997. - 200 с.

. Бажуков, С. Н. Здоровье детей - общая забота (организация физического воспитания школьников) : учеб. метод. пособие / С. Н. Бажуков. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 127 с.

. Барышева, Н. В. Основы физической культуры школьника : учеб. пособие / Н. В. Барышева. - М. : Просвещение, 1994. - 250 с.

. Безруких, М. М. Самоконтроль школьников при самостоятельных занятиях физическими упражнениями : учеб. метод. пособие / М. М. Безруких. - М. : Дрофа, 1986. - 127 с.

. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников : учеб. пособие / Я. С. Вайнабум. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с.

. Велитченко, В. К. Физкультура без травм : учеб. пособие / В. К. Велитченко. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.

. Гуреев, Н. В. Активный отдых : сборник трудов / Н. В. Гуреев. - М. : Советский спорт, 1991. - 61 с.

. Гуревич, А. В. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки : учеб. пособие / А. В. Гуревич. - Минск. : Высшая школа, 1980. - 256 с.

. Исаев, А. А. Если хочешь быть здоров : сборник трудов / А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 352 с.

. Хрипкова, А. Т. Забота о здоровье детей : учеб. метод. пособие / А. Т. Хрипкова. - М. : Педагогика, 1980. - 104 с.

. Зимкин, Н. Ф. Физиология человека : учеб. пособие / Н. Ф. Зимкин. - М. : ФиС, 1967. - 209 с.

. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движения на уроке физической культуры в школе : учеб. пособие / В. С. Кузнецов. - М. : изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

17. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в фи-зическом воспитании : учеб. пособие / Б. А. Ашмарин. - М. : Физическая культура и спорт, 1978. - 319 с.

. Виноградова, Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей : учеб. метод. пособие / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 2001. - 234 с.

. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников : учеб. пособие / А. А. Гужаловский. - Минск. : Полымя, 2005. - 156 с.

. Гребешкова, И. И. Ваш ребенок : учеб. метод. пособие / И. И. Гребешкова. - М. : Медицина, 1990. - 303 с.

. Курамшин, Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. - Л. : ВИФК, 1991. - 116 с.

Похожие работы на - Методология теории и практики педагогических процессов по предмету физическая культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!