1
|
Субъект учета (учреждение)
вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией №157н, вводить не только
дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов,
но и дополнительные забалансовые счета
|
|
2
|
С 01.01.2013 прекращено
действие Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»в
связи со вступлением в силу одноименного Федерального закона №402-ФЗ
|
|
3
|
Из перечня источников информации
о размере рыночных цен на безвозмездно полученные учреждением нефинансовые
активы, установленные п. 25 Инструкции №157н, исключены торговые инспекции,
не имеющие полномочий определения данных показателей
|
|
4
|
П.6 Инструкции №157н
дополнен абзацем следующего содержания: государственные (муниципальные)
учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия
по исполнению публичных обязательств в денежной форме, а также бюджетные и
автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные
предприятия, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального
строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на
приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной)
собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств
(далее - организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных
средств), при формировании учетной политики предусматривают
|
|
|
особенности организации и
ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных
полномочий. Кроме того, термин «организации, осуществляющие полномочия
получателей бюджетных средств» включен в п. 21 Инструкции №157н,
регламентирующий структуру источников финансового обеспечения организаций
|
Изменения, вносимые в первичные документы
Приказом №134н учтены положения п. 7,10 и 17
Инструкции №157н, регламентирующих требования к оформлению первичных учетных
документов в части:
реквизит «наименование участника хозяйственной
операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные
коды» заменен на «наименование субъекта учета, составившего документ»;
реквизит «измерители хозяйственной операции в
натуральном и денежном выражении» изменен на «величина натурального (или)
денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения» и
дополнен текстом следующего содержания: информация о государственных и
муниципальных платежах, необходимых для предоставления субъектом учета
(администратором доходов бюджетной системы РФ) в государственную информационную
систему в соответствии с порядком, установленном ФЗ от 27.07.2010 №210ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
реквизиты «наименование должностей лиц, ответственных
за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления» и «личные
подписи указанных лиц и их расшифровка» заменены на «наименование должностного
лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного
(ответственных) за правильность ее оформления, либо правильность оформления
свершившегося события» и «подписи лиц, предусмотренных в абзаце 8-м настоящего
пункта с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для
идентификации этих лиц».
В отношении нефинансовых активов в Инструкцию №157н
вненсены следующие изменения:
в п. 27 Инструкции №157н внесен абзац следующего
содержания: фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат
на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете
организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются
балансодержателю объекта в отношении которого осуществлена (завершена)
модернизация, дооборудование, реконструкция в целях отнесения сумм указанных
фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого
объекта.
из п. 97 Инструкции №157н исключена обязанность
учреждения ежемесячно начислять амортизацию нефинансовых активов в связи с
предоставлением учреждением отчетности не чаще 1 раза в квартал;
п. 64 Инструкции №157н дополнен абзацем следующего
содержания: при этом датой принятия к бухгалтерскому учету объекта
нематериальных активов признается момент возникновения исключительного права
соответствующего публичноправового образования в лице учреждения на данный
объект в соответствии с законодательством РФ.
В части денежных документов Приказом №134н в п. 169
Инструкции №157н к денежным документам, помимо почтовых марок и марок
госпошлины, отнесены закупаемые учреждением конверты с марками.
Самым последним документом, регламентирующим состав
бухгалтерской отчетности бюджетной организации и вносящим изменения в
предыдущие документы, является Письмо Минфина России N 02-07-07/68722,
Казначейства России N 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014 «Об особенностях
составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной
бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений
главными администраторами средств федерального бюджета за 2014 год».
2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ
МАО ШКОЛА №35 Г. ОМСКА
2.1 Цели и задачи составления бухгалтерской
отчетности в школе №35 г. Омска
Полное наименование учреждения: Начальная общеобразовательная школа №35.
Вышестоящий орган: департамент образования Администрации г. Омска
Располагается по адресу: 644036,г. Омск, ул. Мельничная 102
Основана школа №35 1 сентября 1958г.
И.о. директора Минина Марина Валерьевна.
Поскольку школа №35 входит в систему образовательных учреждений г. Омска,
то целью составления бухгалтерской отчетности данной бюджетной организации
является предоставление данных о деятельности данного учреждения за год.
Задачами составления бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения,
впрочем, как и любого другого является:
обобщение данных об остатках средств на счетах и в расчетах, а также
других источников средств и имущества организации на 31 декабря отчетного года;
показать движение денежных средств школы №35 по направлениям за год;
показать финансовые результаты деятельности школы №35 и направления их
расходования.
Бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять бухгалтерскую
периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Минфином РФ.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты
хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит
из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета [2].
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на:
годовую; квартальную и месячную.
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями,
распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами,
администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами
источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами,
осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:
месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным;
квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
годовая - на 1 января года, следующего за отчетным [2].
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря
включительно.
В случае непредставления учреждениями бухгалтерской отчетности в
установленные сроки возможна приостановка финансирования. Поэтому задача
подготовки и сдачи отчетности является актуальной как для главных
распорядителей, так и для получателей бюджетных средств.
Содержащиеся в отчетности показатели должны соответствовать контрольным
соотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности. Одновременно важно
соблюдать логическую и арифметическую увязку показателей отчетов между собой
[10, с. 19].
Бухгалтерская отчетность учреждения является завершающим этапом учетного
процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое
положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период
(месяц, квартал, год). Отчетность составляется на основе данных синтетического
и аналитического учета, в составе определенном Минфином РФ.
Бухгалтерская отчетность может быть правильно составлена при условии
своевременного проведения всех подготовительных работ и соблюдении
предъявляемых требований. Для этого необходимы: соблюдение в течение всего
отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных
операций и оценки имущества, определенной исходя из установленных правил;
полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций,
осуществленных в этом году, и результатов инвентаризаций имущества и
обязательств; правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду [7,
с.159].
Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об
имуществе и обязательствах учреждения его финансовом положении и результатах
деятельности в отчетном периоде зависят не только от правильности оформления
документов и учетных регистров, но и от своевременности и полноты проведения
годовой инвентаризации. Годовая инвентаризация имущества и финансовых
обязательств - важный элемент процесса составления годового отчета, так как она
позволяет вносить коррективы в данные бухгалтерского учета при сопоставлении их
с фактическими данными. Каждая статья баланса на конец года должна быть
тщательно выверена на основе данных инвентаризации.
При составлении бухгалтерского отчета и заполнения отдельных форм данные
предыдущего года берутся из отчета за прошлый год. При этом важно обеспечить
сравнимость показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом
изменения методологии их составления.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером
главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа,
организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое
обслуживание исполнения бюджетов.
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в
рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Она должна быть
составлена на русском языке и в валюте РФ. Статьи бухгалтерского баланса и
других форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов,
пассивов, финансовых результатов и иных показателей, прочеркиваются [2].
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и
помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки,
которые подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные формы с
указанием даты исправления.
В случае если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской
отчетности, не имеют числового значения, она не заполняется и в составе
бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется.
Показатель, имеющий отрицательное значение, отражается в бухгалтерской
отчетности учреждения со знаком минус в случаях, предусмотренных инструкцией.
Отчетность должна представляться на бумажных носителях в сброшюрованном и
пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом и (или) в виде
электронного документа с представлением на электронных носителях или путем
передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером, а
формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические
показатели, - руководителем финансово-экономической службы.
Показатели бюджетной отчетности, представленной в электронном виде в
формате «РИСМ», должны быть идентичны показателям бюджетной отчетности, представленной
на бумажном носителе.
законодательный
бюджетный учет контроль
2.2 Документальное оформление учета бюджетных
средств для составления бухгалтерской отчетности школы №35 г. Омска
В Отчете (ф. 0503127) отражаются:
в графе 1 - наименование показателя в следующей структуре:
. Доходы бюджета;
. Расходы бюджета;
. Источники финансирования дефицита бюджета;
в графе 2 - коды строк отчета;
в графе 3 - коды по бюджетной классификации Российской Федерации
соответственно по разделам Отчета (ф. 0503127):
по разделу «Доходы бюджета» - главным администратором доходов бюджета - в
сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете
плановых показателей по закрепленным за ним доходам бюджета, на основании
данных по соответствующим счетам счета 121002000 «Расчеты с финансовым органом
по поступлениям в бюджет»;
по разделу «Расходы бюджета» - главным распорядителем, распорядителем,
получателем бюджетных средств - на основании данных по соответствующим счетам
счета 150310000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года» в сумме
бюджетных ассигнований, утвержденных (доведенных) на текущий финансовый год
согласно утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений,
оформленных в установленном порядке на отчетную дату, с отражением по группировочным
кодам классификации;
по разделу «Источники финансирования дефицита бюджета» - главным
администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета -
в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете
плановых показателей по закрепленным за ним поступлениям источников
финансирования дефицита бюджета и (или) на основании данных по соответствующим
счетам счета 150310000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года» в
сумме бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита
бюджета.
). Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
В Отчете (ф. 0503128) отражаются:
. Бюджетные обязательства по расходам;
. Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита
бюджета;
в графах 3-12 отражаются соответственно по разделам отчета «Бюджетные
обязательства по расходам», «Бюджетные обязательства по выплатам источников
финансирования дефицита бюджета»:
). Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
). Пояснительная записка (ф. 0503160) - состоит из текстовой части и
приложений.
Текстовая часть Пояснительной записки формируется в соответствии с
пунктом 152 Инструкции 191н по разделам, где содержится описательная часть
каждого раздела с приложением таблиц и отчетных форм.
В текстовой части пояснительной записки отражается информация,
существенно характеризующая исполнение бюджета и результаты
финансово-хозяйственной деятельности учреждения, указываются причины остатков
денежных средств на лицевом счете в разрезе каждой статьи. Текстовая часть
пояснительной записки подписывается руководителем учреждения, руководителем
финансово-экономической службы и главным бухгалтером.
Одним из первых пунктов перечня форм бюджетной отчетности является Баланс
государственного (муниципального) учреждения. Эту форму заполняют на основании
сальдовых остатков соответствующих счетов бюджетного учета. Показатели годовой
отчетности обязательно должны быть подтверждены данными инвентаризации,
проведенной в установленном порядке. Учреждение, составляя отчетность по
состоянию на 1 января отчетного года, перед заполнением граф «Остатки на начало
года» должны произвести следующие операции:
перераспределить между счетами учета основных средств, материальных
запасов стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов и мягкого
инвентаря;
начислить амортизацию на стоимость основных средств и нематериальных
активов;
списать на финансовый результат прошлых отчетных периодов остатки по
счетам, которые не применяются в новом Плане счетов (расходы будущих периодов,
фонды в основных средствах, нематериальных активах и малоценных предметах и
пр.).
Баланс исполнения бюджета составляется Детской городской поликлиникой
ежеквартально и представляется главному распорядителю бюджетных средств. Счета
бюджетного учета отражаются в Балансе с отражением остатков в разрезе
деятельности: с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (рабат),
средства во временном распоряжении и итогового показателя на начало года и
конец отчетного периода.
В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов,
обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс),
которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода»
предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года
данных по реорганизации (в случае ее проведения). В графах «На конец отчетного
периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом
результате на конец отчетного финансового года - 1 января с учетом проведенных
31 декабря заключительных записей по счетам бюджетного учета по окончании
финансового года.
В разделе «Нефинансовые активы» Баланса учреждение отражает основные
средства и нематериальные активы, а также, суммы начисленной амортизации по
данным объектам, непроизведенные активы, материальные запасы, вложения в
нефинансовые активы и нефинансовые активы в пути. Затраты на изготовление
готовой продукции выполнении работ, услуг.
В разделе «Финансовые активы» отражаются все денежные средства бюджетного
учреждения, находящиеся на счетах в банках, наличные денежные средства, а также
и денежные документы. В этом же разделе Баланса отражаются: финансовые
вложения, расчеты по доходам, расчеты по выданным авансам, расчеты по кредитам
и займам, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по ущербу имущества, расчеты с
прочими дебиторами, а так же вложения в финансовые активы.
В разделе «Обязательства» пассива Баланса показывается образовавшаяся при
исполнении бюджета за отчетный период кредиторская задолженность бюджетного
учреждения.
В разделе «Финансовый результат» отражается показатели финансового
результата деятельности учреждения, сформированные на счетах бухгалтерского
учета: по счету 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта»,
дебетовый остаток по счету отражается со знаком «минус»; по счету 040130000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов», дебетовый остаток по счету
отражается со знаком «минус»; размер амортизационных отчислений особо ценного
движимого, недвижимого имущества учреждения на начало отчетного периода и на
конец отчетного периода. Показатель отражается со знаком «плюс»; остаток по
счету 040140000 «Доходы будущих периодов»; по счету 040150000 «Расходы будущих
периодов», дебетовый остаток по счету отражается со знаком «минус».
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах
(ф.0503730) так же содержит остатки на начало года и на конец отчетного периода
в разрезе деятельности учреждения с итоговыми графами. В данной форме
отражаются остатки: имущества полученного в пользование, материальные ценности
полученные на ответственное хранение, бланки строгой отчетности, списанная
задолженность, ТМЦ полученные по централизованному снабжению, материальные
запасы, задолженность студентов, переходящие награды, путевки неоплаченные,
запасные части к транспортным средствам, экспериментальные устройства,
поступление и выбытие денежных средств на счетах учреждения, основные средства
стоимостью до 3000 рублей и т.д. согласна плана забалансовых счетов.
Справка (ф. 0503725) формируется головным учреждением и его обособленными
подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих
исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм
бухгалтерской отчетности, а также в целях отражения внутренних расчетов
учреждения, сформированных при изменении в течение отчетного периода типа
учреждения на казенное и представляется на следующие отчетные даты:
на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года - в части определения
взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части
некассовых операций по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности
(сметы доходов и расходов) учреждения;
Справка (ф. 0503725) составляется нарастающим итогом с начала финансового
года на основании данных, отраженных на отчетную дату:
на соответствующих счетах счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты»;
на счетах 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и
муниципальным организациям», 040110180 «Прочие доходы» для консолидации
расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов
и обязательств; на соответствующих счетах счета 030406000 «Расчеты с прочими
кредиторами».
Справка составляется раздельно по каждому коду счета. Справка
составляется раздельно по видам финансового обеспечения. Показатели Справки (ф.
0503725) на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются без учета
результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении
финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного
финансового года (ф. 0503710).
Справка (ф. 0503710) формируется учреждением (обособленным
подразделением) в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам
бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении
отчетного финансового года, в разрезе деятельности с целевыми средствами и
деятельности по оказанию услуг (работ). Учреждение формирует Справку (ф.
0503710) к Балансу на основании данных по соответствующим счетам аналитического
учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты», 030406000 «Расчеты с
прочими кредиторами», 040110000 «Доходы текущего финансового года», 040120000
«Расходы текущего финансового года» в сумме показателей, сформированных по
состоянию на 1 января года следующего за отчетным, до проведения заключительных
операций (графы 2-5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов,
произведенных 31 декабря, по завершению отчетного финансового года (графы
6-13).
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной
деятельности (ф. 0503737) составляется учреждением (обособленным
подразделением) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности).
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете
без учета результата заключительных операций по закрытию счетов.
В Отчете нарастающим итогом отражаются показатели исполнения учреждением
в отчетном периоде Плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и
расходов) на текущий (отчетный) финансовый год (далее показатели исполнения
плана).
Показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных
бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов, в
том числе от заимствований и расходов (иных выплат, в том числе по погашению
заимствований) соответственно по разделам Отчета (ф. 0503737): Раздел 1. Доходы
учреждения; Раздел 2. Расходы учреждения; Раздел 3. Источники финансирования
дефицита средств учреждения.
Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738) составляется и
представляется по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату,
установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).
Показатели по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным,
отражаются в Отчете до заключительных операций по закрытию счетов, и до
переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном
финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 050000000
«Санкционирование расходов».
В Отчете (ф. 0503738) в разрезе видов финансового обеспечения
(деятельности) учреждения отражаются:
в графе 1 - наименование расходов (выплат), по которым на текущий
финансовый год Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения
предусмотрено принятие за счет соответствующе вида финансовой деятельности
обязательств учреждения;
в графе 4 - годовые объемы утвержденных сметных назначений по расходам, с
учетом изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.
Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического
учета счета 050410000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового
года».
в графе 5 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического
учета счета 050211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
в графе 6 - сумма принятых на отчетную дату расходных обязательств сверх
утвержденных на отчетную дату сметных назначений - графа 5 - графа 4;
в графе 7 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического
учета счета 050212000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый
год» в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода;
в графе 8 - сумма принятых на отчетную дату денежных расходных
обязательств, сверх утвержденного на отчетную дату объема сметных назначений;
в графе 9 - на основании аналитических данных по исполнению принятых
денежных обязательств, отраженных по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных
средств со счетов учреждения», в разрезе видов расходов;
в группе граф «Не исполнено принятых обязательств» отражается объем
принятых расходных обязательств, денежных обязательств, исполнение которых
предусмотрено в следующие отчетные периоды:
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)
составляется учреждением (обособленным подразделением) и содержит данные о
финансовых результатах его деятельности в разрезе аналитических кодов доходов,
расходов по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели отражаются в отчете в разрезе деятельности с целевыми
средствами (графа 4), деятельности по оказанию услуг (работ) (графа 5), средств
во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7, равная
сумме показателей по графам 4, 5, 6).
Показатели отражаются в отчете без учета результата заключительных
операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31
декабря отчетного финансового года.
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) представляет
собой пояснение к балансу, которое состоит из текстовой части а так же включает
в себя набор таблиц и форм составляемых по данным бухгалтерского учета.
Составляется в разрезе следующих разделов:
Раздел 1 «Организационная структура учреждения», включающий:
Сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1);
Сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения», включающий:
информацию: о мерах по повышению квалификации и переподготовке
специалистов учреждения; о ресурсах (численность работников, стоимость
имущества, расходы, объемы закупок и т.д.); иную информацию о результатах
деятельности учреждения.
Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его
деятельности», включающий:
Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и
бюджетных инвестиций (ф. 0503766);
Сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767).
Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения», включающий:
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.
0503769);
Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
Сведения о суммах заимствований (ф. 0503772);
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
Сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу (ф. 0503776);
Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).
Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения», включающий:
Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета
(Таблица N 4); Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (Таблица
N 5); Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица N 6); Сведения о
результатах внешних контрольных мероприятий (Таблица N 7).
Дополнительно с состав годовой отчетности за 2012 год бюджетными
учреждениями здравоохранения Омской области представляются следующие формы:
сведения о поступлении и расходовании денежных средств обязательного
медицинского страхования медицинскими учреждениями (Копия формы с отметкой
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области)
форма № 14.
отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход
деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных
средств (ф.0503137) в части перечисленных в январе 2012 года остатков денежных
средств с лицевых счетов открытых к счету № 40603.
Бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,
утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря
2010 года № 157н, от 16 декабря 2010 года № 174н.
По итогам года отделом бухгалтерского учета Детской городской поликлиники
№ 5 составляются следующие формы бухгалтерской отчётности:
Баланс государственного (муниципального) учреждения, Справка о наличии
имущества и обязательств на забалансовых счетах;
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (счет 030406000);
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного
финансового года;
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной
деятельности;
Отчет о принятых учреждением обязательствах;
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
Пояснительная записка к Балансу учреждения
Таблица № 1 Сведения об основных направлениях деятельности
Таблица № 4 Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского
учета
Таблица № 5 Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля
Таблица № 6 Сведения о проведении инвентаризаций
Таблица № 7 Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий
Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и
бюджетных инвестиций
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения
Сведения об остатках денежных средств учреждения
Сведения о поступлении и расходовании денежных средств обязательного
медицинского страхования медицинскими учреждениями.
Рассмотрим состав формы №0503730 бюджетного учреждения образования
Начальная школа №35 г. Омска.
. Раздел I «Нефинансовые активы».
В разделе указывается следующая информация:
по строке 010 - наличие объектов основных средств по балансовой стоимости
по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление стоимости
по счетам 010100000 - на конец 2014 г. стоимость основных средств составила
22689879,61 руб. в том числе: недвижимое имущество - 7310095,65 руб.; особо
ценное движимое имущество - 9360910,81 руб.; иное движимое имущество -
6018873,15.
по строке 020 - начисленная амортизация по основным средствам по счетам
010410000, 010420000, 010430000- на конец 2014г. данный показатель равен
4863649,12 руб., 6746398,48 руб., 5670067,58 руб.
по строке 030 - наличие объектов основных средств по остаточной стоимости
- 5409764,43 руб. в т.ч. недвижимое имущество - 2446446,53 руб., особо ценное
движимое имущество - 2614512,33 руб., иное движимое имущество - 348805,57 руб.
по строке 080 - наличие запасов материальных ценностей, готовой
продукции, предназначенных для однократного использования в процессе
финансово-хозяйственной деятельности, по фактической стоимости приобретения или
изготовления по счету 010500000 «Материальные запасы» на конец 2012г. стоимость
материальных запасов составила 862805,25 руб.,
по строке 150 - стоимость объектов нефинансовых активов, принадлежащих
начальной школе №35 г. Омска, включая вложения в нефинансовые активы (итого по
разделу I). Итог 1 раздела равен 6272569,68 руб.
. Раздел II «Финансовые активы»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 170 - отражаются денежные средства учреждения по счету
020100000 «Денежные средства учреждения». На отчетную дату их сумма составила
5113880,18 руб.;
по строке 171 - остатки денежных средств учреждения на лицевых счетах в
органе казначейства по счету 020111000, на конец 2014г. их сумма равна
5113880,18 руб.;
по строке 230 - расчеты по доходам по счету 020500000 «Расчеты с
дебиторами по доходам». Задолженность на конец 2014г. составила
,40 руб.;
по строке 330 - прочие расчеты с дебиторами по счету 021000000. Сумма задолженности
на 1.01.2015г. составила -5060958,86 руб., что является чистой стоимостью особо
ценного имущества;
по строке 400 - итоговая по разделу II. Итог 2 раздела по данным баланса
составил -1706784,08 руб.;
по строке 410 - итоговая сумма актива Баланса, она равна 4565785,60 руб.
Раздел III «Обязательства»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 530 - прочие расчеты с кредиторами 030400000, на конец 2012г.
составила 1712,18 руб.;
по строке 532 - расчеты с депонентами 030402000, уплачено на конец 2012г.
составила 1712,18 руб.;
по строке 600 - итоговая сумма обязательств, образовавшихся при
исполнении бюджета за отчетный период (итого по разделу III). Сумма по итогу 3
раздела баланса на 01.01.2014г. составила 26294,18 руб.
. Раздел IV «Финансовый результат»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 620 - данные по счету 040100000 «Финансовый результат
хозяйственного субъекта» на конец 2014г. этот показатель по балансу составил
4539491,42 руб.;
по строке 623 - данные по счету 040130000 «Финансовый результат прошлых
отчетных периодов» на конец 2014г. этот показатель по балансу составил
-7070556,18 руб.;
по строке 623 - «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ» на
конец 2014г. этот показатель по балансу составил 11610047,60руб.;
по строке 900 - итоговая сумма пассива Баланса. Она равна 4565785,60 руб.
Справка ф.0503710 к Балансу по заключению учреждением счетов
бухгалтерского учета отчетного финансового года составляется Детской городской
поликлиникой по состоянию на 1 января 2015 г.
В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета
по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января
до проведения заключительных операций (графы 2 - 5), и заключительные записи по
закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года (графы 6 -
13).
Справка позволяет проверить правильность формирования Баланса ф.0503730 и
закрытия счетов. Аналогично заполняются и другие отчеты.
2.3 Направления совершенствования бухгалтерского
учета для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы №35 г. Омска
Бухгалтерский учет в государственном секторе, к которому относится и
школа №35 совершенствуется уже с 2004г.
В 2011г. был принят новый закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ вместо
устаревшего одноименного закона №129-ФЗ от 1996г. Кроме того, появляются новые
Инструкции и законы, приближающие бюджетный учет в государственном секторе к
международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Также
Концептуальные основы бухгалтерского учета бюджетного сектора экономики России
строятся на базе Руководства по статистике государственных финансов, появления
в госсекторе трех видов госучреждений: казенных, бюджетных и автономных, которые
являются участниками бюджетного процесса и обладают большей ответственностью и
самостоятельностью, учредители, как публично-правовые образования, несущие
ответственность за деятельность подотчетных им бюджетных (государственных)
учреждений. Базой бюджетного учета является учетная система государственного
(муниципального) учреждения, которая должна давать возможность учредителям
проводить финансовый анализ и получать данные о его деятельности (услугах) для
целей аудита и государственного контроля за деятельностью этих учреждений.
В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в РФ
установлены 4 уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в
государственном секторе:
1-й уровень - федеральные стандарты бухгалтерского учета, представленные
Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению
№157н;
2-ой уровень - отраслевые стандарты (Федеральный закон №83-ФЗ, вводящий в
действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ);
3-ий уровень - инструкции о порядке ведения бухгалтерского учета,
предусмотренные Планом счетов и Инструкцией по его применению для каждого типа
государственного учреждения (№162н для казенных учреждений, №174н - для
бюджетных учреждений и №183н для автономных учреждений);
4-ый уровень - это учетная политика учреждения, представляющая собой
стандарты экон6омической деятельности организации.
Концептуальные основы в части бухгалтерской (бюджетной) отчетности
определяют:
состав пользователей бухгалтерской отчетности субъектов государственного
сектора и их информационные потребности;
цели бухгалтерской отчетности, формируемой в соответствии с системой
государственных финансов и системой национальных счетов;
качественные характеристики бюджетной бухгалтерской отчетности;
основные элементы бухгалтерской отчетности;
критерии признания элементов бухгалтерской отчетности;
основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской отчетности.
2.4 Сущность, назначение, функции, классификация
и организационные формы контроля
Контроль за формированием и использованием бюджетных средств в школе №35
осуществляется со стороны государственных органов в форме проверки правильности
составления и заполнения форм бухгалтерской отчетности, системы внутреннего
контроля и системы аудита.
Назначение системы контроля за использованием бюджетных средств состоит в
оценке правильности списания по счетам бюджетного учета фактов хозяйственной
деятельности организации и правомерность данного списания.
Система внутреннего контроля школы №35 предусмотрена Федеральным законом
№402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и продублирована Инструкцией по бюджтному учету
№157н. При этом практических рекомендаций по организации системы внутреннего
контроля бюджетной организации данные номативные акты не содержат.
Основными направлениями бюджетной политики на 2013-2015гг и на период до
2018г. предусмотрено продолжение политики повышения эффективности бюджетных
расходов и приведение системы государственного (муниципального) финансового
контроля и аудита в соответствие с принципами и стандартами, установленными
Междунородной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и
Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).
Бюджетным посланием Президента России Федеральному собранию от
28.06.2012г. «О бюджетной политике на 2013-2015гг.» определено, что в бюджетной
стратегии должна быть разработана система оценки устойчивости бюджетной системы
и бюджетных рисков, т.е. программа повышения эффективности управления
общественными (государственными и муниципальными) финансами до 2018г.
Система внутреннего контроля на уровне муниципального бюджетного
учреждения (в нашем случае, Начальной школы №35 г. Омска) строится по подобию
системы федерального финансового и муниципального контроля, прописанного в
Бюджетном Кодексе РФ.
Обязанность бюджетной организации создавать систему внутреннего контроля
и осуществлять его предусмотрена в п. 1 ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ от
6.12.2011 «О бухгалтерском учете» и п. 6 приказа Минфина РФ от 01.12.2010г.
№157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,
государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и
инструкции по его применению».
Внутренний финансовый контроль на уровне школы №35 представляет собой
систему знаний о методах и приемах финансового контроля не подменяет контроль
регионального (муниципального) и федерального органа, но представляет сосбой
управленческую деятельность по контролю за ведением бухгалтерского учета и
оценке финансовой (бухгалтерской) деятельности непосредственно в Начальной
школе №35г. Омска.
Внутренний финансовый контроль в школе №35 обеспечивает проверку
достоверности финансовых показателей деятельности организации и оптимизации ее
хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов бюджета.
2.5 Задачи контроля хозяйственных операций по
учету формирования и использования финансовых средств, источники информации для
проведения проверки, планирование проверки, система внутреннего контроля
проверяемой организации
Задачами контроля хозяйственной деятельности школы №35 на уровне
вышестоящих органов также, как и у системы внутреннего контроля, являются
соответствие проведенных операций текущему законодательству РФ,
целесообразность и эффективность расходования бюджетных (государственных)
средств и соблюдение дисциплины должностными лицами школы.
Основными задачами внутреннего контроля Начальной школы №35 г. Омска являются:
обеспечение сотрудниками учреждения своих функций, прав и обязанностей в
строгом соответствии с действующим законодательством РФ и должностными
инструкциями школы;
обеспечение эффективного использования государственной собственности,
нефинансовых активов и бюджетных средств, для достижения намеченных целей
деятельности школы №35;
повышение эффективности и результативности выполнения школой, возложенных
на нее государством функций;
обеспечение достаточного уровня служебной дисциплины, соблюдения сотрудниками
своих обязанностей, запретов и ограничений, своевременного разрешения
возникающего в организации конфликта;
обеспечение достоверности отчетности.
Организация системы внутреннего контроля (аудита) в школе №35 г. Омска
основана на следующих основных принципах: соответствие всех мероприятий
внутреннего финансового контроля требованиям действующего в РФ
законодательства, беспристратсность и объективность действий должностных лиц,
осуществляющих внутренний контроль; непрерывность осуществления процесса внутреннего
контроля; профессиональная компетентность должностных лиц, осуществляющих
мероприятия по внутреннему контролю; результативность и эффективность
мероприятий по внутреннему контролю; ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение функций внутреннего контроля.
Внутренний контроль в школе № 35 осуществляется на структурном,
операционном и финансовом уровнях.
Оценка системы внутреннего контроля является неотъемлемой частью изучения
специфики объекта контроля.
В зависимости от периода проведения внутренний контроль можно разделить
на следующие виды:
предварительный - проведение проверок соблюдения стандартов и процедур
составления плана финансово-хозяйственной деятельности школы №35. Он носит
предупреждающий характер и нацелен на корректировку расчетных показателей до их
окончательного утверждения. Применяется при составлении смет, плановых
калькуляций и расчетных показателей.
текущий - проведение повседневного анализа, экспертизы соответствия
законодательству текущих операций, бухгалтерской отчетности, оценка
эффективности (экономичности и результативности) расходования бюджетных средств
для достижения целей, задач и прогнозных показателей деятельности учреждения.
Текущий контроль наиболее распространен и его основой является текущий анализ финансов
- хозяйственной деятельности организации;
последующий - проведение ревизий, инвентаризаций, а также качества
подготовки бюджетной отчетности и ведения бухгалтерского учета, оценки
эффективности и целесообразности использования государственных средств.
Последущие контрольные мероприятия проводятся по результатам деятельности
организации за определенный период (квартал, полугодие, год), анализируются
причины отклонения фактических показателей от плана.
Результаты проведенного анализа служат основой для составления прогнозных
показателей на очередной год, поэтому предварительный и последующий контроль
взаимосвязаны.
Источниками информации для проведения проверки служат как первичные
документы, оформляющие факты хозяйственной деятельности школы №35 (расходные,
приходные кассовые ордера, счета- фактуры на покупку хозтоваров, ведомости
начисления заработной платы, начисление налогов и платежей во внебюджетные
фонды от зарплаты работников школы, и акты принятых работ по ремонту здания
школы и оборудования и т.п.), а также Инструкция по бюджетному учету №157н и
другие нормативные документы.
Планирование внешней проверки и системы внутреннего контроля в школе №35
в целом совпадают, поэтому, если система внутреннего контроля будет признана
проверяющими надежной, то они могут использовать результаты ее деятельности для
своих целей.
Для внешней проверки используются результаты проведения этапов системы
внутреннего контроля с 4 по 7-ой.
Основными этапами организации системы внутреннего контроля в школе №35
являются:
-й этап - планирование контрольной деятельности. Планирование контрольной
деятельности учреждения происходит путем составления и утверждения плана
контрольной деятельности на текущий год. При этом в Плане контрольной
деятельности определяется перечень мероприятий (предварительных, текущих и
последующих), которые планируется осуществить в текущем году при осуществлении
внутреннего контроля. План контрольных мероприятий подписывается руководителем
учреждения.
2-ой этап - формирование рабочей группы для проведения контрольных
мероприятий.
Внутренний финансовый контроль проводится на основании приказа директора
школы №35 в соответствие с Планом контрольной деятельности.
В Приказе указываются: состав контрольной группы, ее руководитель, период
проведения проверки, объекты контрольных мероприятий, тип контрольных
мероприятий.
-й этап - планирование проверки.
Сроки проведения проверки и затраты времен на ее проведения напрямую
зависят от глубины, масштабов и целей, а также объема финансовых ресурсов и
количества человек, выделенных для ее осуществления.
Процедура планирования каждого мероприятия по проверке начинается с
предварительного обследования объекта проверки.
В программе проверки должны быть указаны наименование объекта проверки,
период проверки, дата и номер приказа на проведение проверки, перечень вопросов
и объектов проверки, сроки ее проведения и предоставления отчета о результатах
проверки, дата составления программы и подпись руководителя рабочей группы,
составившего эту программу.
-й этап - проведение проверки.
В ходе проверки руководитель рабочей группы осуществляет руководство
проверкой, а сама рабочая группа собирает необходимую информацию об объекте
проверки, ее обработку и анализ.
Доказательства, собранные в ходе проверки могут быть устными, материальными,
аналитическими и документальными.
Доказательства стараются получить как из внешних источников, так и из
внутренних и сравнивают их.
-й этап - подготовка актов (отчетов) по результатам проверки
Акт проверки должен быть оформлен в течение 10 дней с момента завершения
всех работ по проверке объектов.
-й этап - подготовка рекомендаций по итогам проверки
Если в результате проверки были выявлены недостатки, а сделанные выводы
указывают на возможность существенного повышения качества и результатов работы
объекта контроля, то рабочая группа должна сформулировать соответствующие
рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков.
Рекомендации должны носить конкретный характер и указывать на конкретные
меры, направленные на устранение причин выявленных недостатков или проблем,
быть ясными и точно сформулированными, быть обращенными к конкретным
должностным лицам и указывать сроки для устранения недостатков.
-й этап - проверка выполнения рекомендаций по устранению выявленных
недостатков при проведении контроля
Проверка выполнения рекомендаций, данных рабочей группой преследует цель
устранения недостатков и нарушений и при этом не быть оштрафованными за данные
нарушения государственными органами.
Рекомендации также направлены на полное устранение недостатков и
недопущение их в дальнейшем.
В системе внутреннего контроля бюджетного учреждения задействованы в той
или иной степени все сотрудники. При этом кто-то больше контролирует, а кто-то
чаще исполняет обязательные предписания. Если ориентироваться на финансовую
деятельность, то ее курируют следующие структуры: планово-финансовый отдел,
бухгалтерия, юридический отдел, контрольно-ревизионный отдел и другие
подразделения.
Через бухгалтерию проходят почти все документы бюджетного учреждения,
которые обрабатываются, принимаются к бухгалтерскому учету. Поэтому работников
бухгалтерии можно считать исполнителями и контролерами в одном лице, которые
участвуют во многих контрольно-ревизионных мероприятиях. Часто руководитель
доверяет разработать и составить положение о внутреннем контроле бухгалтерии - «первой
линии» контроля учреждения. Ведь именно она заинтересована в том, чтобы
правильно и своевременно отчитаться перед бюджетом обо всех выделенных
учреждению и затраченных им средствах. Однако ошибочно считать, что всю работу
по внутреннему контролю можно возложить на учетных работников.
При наличии возможностей руководитель может поручить заняться внутренним
контролем отдельному подразделению или комиссии по внутреннему контролю
учреждения. В состав такой комиссии могут входить работники администрации,
бухгалтерии, юридической службы и т.д. Главное при этом, чтобы подразделение
контроля было независимым и представляло отчеты только назначившему его
руководству. Тогда объективность выводов такой службы может быть не ниже оценки
состояния дел в учреждении, которая дается внешними ревизорами -
государственными органами.
Отметим, службы внутреннего контроля могут быть созданы органами
исполнительной власти (органами местной администрации) (ст. 270.1 БК РФ).
Данные подразделения занимаются разработкой и контролем за соблюдением
внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления
бюджетной отчетности и ведения учета, а также подготовкой и организацией мер,
направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования
бюджетных средств.
Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает
надзор и проверку:
) соблюдения требований бюджетного законодательства;
) точности, правильности и полноты составления документов и регистров
бухгалтерского учета;
) предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
) исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения;
) контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения
[8].
Учреждению как получателю бюджетных средств следует организовать систему
внутреннего контроля во исполнение норм Инструкции по составлению и
представлению отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ,
утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2012 г. №157н (далее - Инструкция
№157н). Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля являются одним
из приложений к пояснительной записке к годовой отчетности бюджетных учреждений
(форма по ОКУД 0503160). Бюджетному учреждению в обязательном порядке следует
указать тип и наименование контрольных мероприятий, выявленные нарушения и
принятые меры по их устранению. Перечисленные сведения характеризуют результаты
проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за
соблюдением требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины,
эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также за
правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Контроль посредством проведения проверок больше практикуется внешними
ревизорами, что не мешает прибегать к проверкам при осуществлении внутреннего
контроля. Как для плановых, так и для внеплановых проверок может понадобиться
ревизионная комиссия, которая будет заниматься указанными мероприятиями
контроля. Работники комиссии несут ответственность за обоснованность выводов по
результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству. Помимо
плановых и внеплановых, проверки делятся на тематические, обобщающие и
комплексные в зависимости от специфики и сферы деятельности учреждения.
Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, поэтому их
сроки и объекты указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки,
период и срок ее проведения, ответственных исполнителей. Из перечисленных
пунктов особое внимание следует уделить направлениям работы ревизионной
комиссии. Учреждения самостоятельно выбирают объекты для проверки.
Описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета
разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и
нарушений, назначаются сроки и ответственные за исполнение лица.
В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты
на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных
операций.
При внеплановых внутренних проверках контролируются вопросы, в отношении
которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях, поэтому в
положении о внутреннем контроле могут быть не указаны объекты внеплановой
проверки. В то же время нужно перечислить, по крайней мере, основания
проведения такой проверки (неустранение нарушений, выявленных в ходе планового
контроля, получение сведений о несоблюдении законодательства).
Любая проверка заканчивается оформлением результатов. По итогам контроля
руководитель может принять следующие решения: привлечение к ответственности,
поощрение работников, иные решения в пределах его компетенции. Исходя из
выводов, сделанных по результатам проверки, составляется отчет. В него
включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и
нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению
выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные за
исполнение лица.
Заключение
В результате проведенного исследования по теме данной выпускной
квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Методика ведения бюджетного учета и составления бухгалтерской отчетности
в бюджетных учреждениях, изложенная в Бюджетном Кодексе Российской Федерации,
соответствует характеру учетного процесса бюджетных учреждений на современном
этапе развития бухгалтерского учета. Положительным моментом нововведений
последних лет является то, что повышается как статус получателей средств
бюджета, так и значение бухгалтерской отчетности, составляемой ими.
Результаты изменений нашли отражение в годовом отчете об исполнении
бюджета за 2014 год, впервые сформированном по новой Инструкции о порядке
составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной
отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина
от 24 декабря 2012 г. №134н. Судя по годовой отчетности, представленной
Начальной школой №35 г. Омска, можно сказать, что отчетность в целом стала
более полно отражать не только хозяйственное состояние организации на отчетную
дату, но давать оценку отчетного периода, как по результатам ведения
бухгалтерского учета, так и управленческих решений.
Новые формы в отчетности позволяют более точно и лаконично излагать
основные моменты учета в учреждении, и уже на уровне получателей средств
бюджета видеть результаты будущей консолидации. Главное то, что в исследуемой
организации с применением данной методологии составления бухгалтерской
отчетности, открылись новые перспективы и возможности, в частности при контроле
над расходными и доходными статьями бюджета в качестве администратора доходов.
Отрицательным моментом является то, что Инструкция №157н в целом
регламентирует только порядок представления отчетности, используя при этом
данные бюджетного учета, который осуществляется в соответствии с морально
устаревшими положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом
Минфина от 21 октября 2010г. №157н с изменениями, внесенными Приказом Минфина
от 10.12.2012г. № 134н. Поэтому, следует предположить, что грядущее принятие
нового федерального закона "О бухгалтерском учете" и новой Инструкции
по бюджетному учету более полно раскроет возможности, предоставленные
участникам бюджетного процесса Инструкцией №157н. В частности, это позволит
сократить количество ревизионных проверок, как во временном, так и количественном
интервале. Возможно используя при этом методику государственного аудита,
результаты которого, вполне могли бы приниматься всеми контролирующими
органами, как выражение мнения о качестве, достоверности и полноте отражения в
отчетности учреждения хозяйственных операций. А контроль за правильностью
представленной отчетности главному распорядителю (распорядителю) и в налоговые
органы, возможно, следует возложить на современные веб-средства, используемые с
помощью Интернет - технологий, что сократит и время, обычно затрачиваемое на
предоставление отчетности в данные организации, и позволит бухгалтеру
учреждения самостоятельно исправить возможные ошибки и недочеты, на которые
будет указано программой.
Также используя новые возможности статуса администратора доходов,
получатели средств бюджета, могли бы исправить проблему недостоверности
планирования сметы доходов и расходов на предстоящий период, не только более
точно следуя утвержденным статьям, что не всегда возможно вследствие
дифференцирования рынка, но и внедрением нового ассортимента оказываемых услуг,
привлечением дополнительных заказчиков. В Начальной школе №35 г. Омска
использование данного направления не потребует дополнительных вложений, а доход
учреждения существенно возрастет.
Таким образом, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, выполняя
возложенные на него социальные функции, должен развиваться и в дальнейшем в
соответствии с развитием рыночной экономики в Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Бюджетный
кодекс РФ
2. Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 №402-ФЗ
. Абдукаримов
И.Т. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник мониторинга и
анализа финансового состояния предприятия Социально-экономические явления и
процессы №10, 2012г. С. 9-15
. автономный
учет по новому плану счетов -2013г. Электронный журнал система Главбух, 2013. -
231 с.
. Бабаева
Е.А. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе
государственного управления//
. Бреславцева
Н., Горностаева Ж, Каращенко В., Рябоконь Н. Бюджетный учет в сфере
образования. - Ростов-н/Д .: Феникс, 2010. - 192 с.
. Буневич
К.Г. Бюджетная система РФ. - М.: МИЭМП, 2010. - 95 с.
. Войтова
Т. Заработная плата для бюджетников. - М.: Проспект, 2010. - 384 с.
. Воробьева
И.П. Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной
деятельности //Проблемы учета и финансов №1(5), 2012, С. 64-70
. Галкина
Т. Финансово-хозяйственная деятельность школы.- Ростов -н/Д. -Феникс, 2010. -
288с.
. Гусарова
Л.В. Проблемы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011 №9, С.
31-36
. Даниленко
Н.И. Развитие механизма контрольных процедур в государственных и муниципальных
учреждениях на современном этапе Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях 2013, №10, С. 37-45; №11, С. 19-24
. Захарьин
В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М.: Омега-Л,2011. - 448 с.
. Касьянова
Г. Казенные учреждения. Бухгалтерский учет по новым правилам. - М.: Абак, 2012.
- 552 с.
. Кадыш
Е., Рыженкова С., Сергеева К., Государственные и муниципальные учреждения. Учет
в «1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8» на практических примерах. -
М.: 1С-Паблишинг, 2011. - 208с.
. Каширская
Л.В., Набутовская Е.В. Формирование учетной политики в бюджетном учреждении и
ее экспертиза // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2012. №1 С.
220- 229
. Махтиева
М.С. Оптимизация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях //
. Нестеров
В.И. Новые правила бухгалтерского (бюджетного) учета государственных
(муниципальных) учреждений. - М.: Дело и сервис, 2011, 213 с.
. Петрова
В., Петров А., Суглобов А., Сорокин А. Бухгалтерский учет в бюджетных
учреждениях (Россия, Франция). - М.: КноРус, 2010. - 184 с.
. Приказ
Минфина РФ от 12.10.2012г. № 134н
. Об
утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления, органов управления государственными внебюджетныи фондами,
государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений) и
Инструкции по его применению. Приказ Минфина России от 01.12.2010г. №157н
[Электронный ресурс]. Система Гарант
. Об
утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных
проверок плательщиков страховых взносов Электронный ресурс Распоряжение
Правления ПФ РФ от 03.02.2011 №34н Консультант плюс
. О
внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений. Федеральный закон 83-ФЗ от 23 апреля 2010 года Справочно-правовая
система Гарант
. Опальский
А.Ю. Организация внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении //
Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях №12 2013г. С.
63-75
. Распоряжение
Правительства РФ от 04.03.2013 №293-р «Государственная программа Российской
Федерации «Управление государственными финансами» [Электронный ресурс].
. Сверчкова
О.Ф. Новый ФЗ «О бухгалтерском учете» анализ изменений Современные исследования
социальных проблем (электронный научный журнал) №5 2012
. Селищев
Н. 1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.2. Практическое руководство по
ведению бюджетного учета. - М.: Рид Групп, 2011. - 320 с.
. Соснаускене
О. бюджетный учет по - новому. - М.: Рид Групп, 2011. - 240 с.
. Шешукова
Т.Г., Разуваева К.В. О применении понятий «бюджетный учет» и «бухгалтерский
учет» в бюджетных учреждениях // Вестник ОГУ №5 2011, С. 68 - 73