Культура интеллектуального труда студентов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    767,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура интеллектуального труда студентов

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

Пермский институт экономики и финансов

Факультет: Экономический

Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин






Контрольная работа

Культура интеллектуального труда студентов



Выполнила: Лунегова Л.В.

Группа: Ф1-10-С(И)






Пермь 2010 г.

Оглавление

1. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов

. Особенности самостоятельной работы студента вуза

. Схема «Самопрезентация студента вуза»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура интеллектуального труда - ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.

Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения темпов технологизации образовательного пространства, которая стремительно изменяет само содержание и формы интеллектуального труда. Как следствие, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых являлись бы сам интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо теоретического, такого рода учебные дисциплины, имеют практическое значение, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно-образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования.


1. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов


Культура умственного труда студентов вуза - ядро общей культуры, обеспечивающее высокую эффективность и результат обучения студента вуза и полноценное развитие его личности; сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (компоненты: личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический).

Культура умственного труда - ядро общей культуры - проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты), позволяющие в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включено планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.

.   Личностный компонент - главный компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения студентов к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

2.      Мотивационно-потребностный включает такой уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, совершенствовании своих интеллектуальных способностей, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, самому процессу изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно (приносит удовлетворение и успех).

.        Интеллектуальный компонент обслуживает операциональную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы. По мнению Л.С. Выготского, именно интеллектуальный фактор занимает центральное место в понятии «культура умственного труда».

.        Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на время, затрачиваемое обучающимися на работу, и обеспечивает наиболее экономичное овладение изучаемым учебным материалом; дисциплину учебного труда.

.        Гигиенический компонент создает условия рациональной организации учебного труда студентов, от него зависит степень их работоспособности.

В связи с тем, что культура умственного труда представляет собой сложное педагогическое явление, включающее совокупность взаимосвязанных компонентов, то при организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.

Одним из условий формирования культуры умственного труда студентов, отражающих особенности ее организации в студенческом возрасте, выступает самостоятельная работа студентов, рассматриваемая в качестве ведущей и активизирующей формы осуществления умственного труда, в которой происходит развитие личности студента как субъекта культуры.

2. Особенности самостоятельной работы студента вуза


В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

.   Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2.      В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

.        В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.

Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

В недавнем прошлом под самостоятельной работой обычно понималась лишь внеаудиторная занятость студентов. Теперь такое понимание, на наш взгляд, не соответствует действительности, т.к. в современном образовательном процессе вуза доминирует доля самостоятельной работы (как под непосредственным руководством преподавателя, так и с оказанием им разной меры помощи студенту) и конечный результат обучения в высшем учебном заведении в решающей степени определяется организацией рациональной системы самостоятельной работы студентов.

Для получения эффективности и результативности от продуктов самостоятельной работы студентов необходимо выполнение ряда требований к ее организации: образовательный интеллектуальный культура студент

1. обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

2.      методически грамотная организация работы студента в аудитории и вне ее;

.        оказание педагогической помощи и поддержки каждого студента и студенческой группы в целом;

.        контроль хода выполнения самостоятельной работы и предусмотрение мер поощрения студента за ее качество.

Успех решения любой задачи зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей студентов, их мышления, хорошее знание и учет возрастных особенностей студентов. Студенческий возраст выступает периодом наивысшей активности, становления самосознания, понимания смысла жизни и своего признания. Происходит рост самостоятельности, самоопределение в новом кругу общения, осмысленное принятие решений, формирование направленности личности и духовное развитие. Предъявляемые требования к самоорганизации студента, работе личности над собой основаны на новой степени ответственности, которая увеличивается по мере того, как вырастает свобода установок и ценностей.

«Студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое "ядро" интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием "пиков" или "оптимумов" то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию» (И.А. Зимняя).

Одной из проблем современного образования является часто встречающееся несоответствие уровня культуры умственного труда студента уровню результативности его учебной деятельности. Данное расхождение вызвано тем, что у обучаемых недостаточно сформирована культура умственного труда, которая исполняет роль механизма, опосредующего реализацию познавательных способностей студента в успешном освоении учебной деятельности и являющегося основой становления его личности как субъекта самообразования.

В работах Л.С. Выготского впервые был сформулирован вывод о том, что именно обучение является специально организованной познавательной деятельностью, которая позволяет усвоить систему научных знаний и ускорить индивидуальное психическое, личностное развитие человека и присвоение им общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков, поведения, отношения к окружающему).

Значимым для предпринятого нами исследования являются общеучебные умения и навыки, т. к. они отличаются универсальностью и возможностью переноса в различные сферы деятельности. Развитие указанных умений способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и является средством становления качеств личности, совершенствующейся в образовательном процессе.

Наиболее значимые общеучебные умения:

.   Когнитивные, включающие:)     перцептивные умения: умение слушать [операции слышания (схватывание слов) и слушания (схватывание смысла)]; наблюдать (действия перцептивного охвата ключевых объектов и последующего логического анализа) и др.];

b)      мыслительные умения: выделение главного, конкретизация, определение понятий, сравнение, содержательное и смысловое обобщение; вспомогательное умение межъязыкового перевода;)   мнемические умения: действия запоминания и сохранения информации.

2. Регуляторные:)        целеволевые: умение принимать учебную задачу, следовать правилу, вспомогательное умение пооперационного контроля;

b)      базовые элементы эмоциональной грамотности: умения узнавать эмоции в себе и других людях, умение проживать эмоции.

3. Коммуникативные:) информационные (умения работать с учебными текстами);

b)      умения области общения (ведение диалога, проявление навыков взаимодействия и взаимопонимания в ситуациях сотрудничества).

Итак, для успешной учебы в вузе студенту необходимо уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что влечет за собой необходимость максимально совершенного владения учебными действиями, навыками и умениями культуры умственного труда. Поэтому задачей преподавателя является не только процесс передачи узко дисциплинарных знаний, но и формирование у студентов умения учиться, прежде всего, на младших курсах.

Уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность студентов и развитие их мышления, творческих сил; производительность умственного труда и зависящий от него уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности.

3. Схема «Самопрезентация студента вуза»



Процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств.

Рассматриваются содержательные особенности каждого из уровней. Так, мотивационный уровень самопрезентации отражает мотивы, на реализацию которых направлена самопрезентация. На содержание мотивационного уровня самопрезентации оказывают влияние, с одной стороны, личностные особенности субъекта (особенности мотивационной сферы, уровень самомониторинга, публичное самосознание и страх негативной оценки). С другой стороны, самопрезентация регулируется такими структурными параметрами ситуации, как важность ситуации для достижения целей субъекта, публичность, зависимость, расхождение между желаемым и существующим имиджем и другими факторами. Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремится донести до своей аудитории. Самопрезентация как действие всегда осознана субъектом. Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа - это текущая Я-концепция и выпуклые идентичности субъекта, а также актуальные социальные роли и ценности аудитории, перед которой осуществляется самопрезентация.

Инструментальный уровень (уровень средств) характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Выбор средств определяется субъектом исходя из конкретных условий, т.е. ситуаций взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.

Отмечается, что предложенная схема позволяет обобщить и систематизировать многочисленные классификации стратегий, стилей, способов, тактик и техник самопрезентации, существующие в зарубежной и отечественной социальной психологии, и тем самым устранить многие терминологические неясности, когда в одном и том же исследовании авторы называют исследуемые ими явления сначала тактиками, потом стилями, и, наконец, стратегиями самопрезентации.

Заключение


Доказана актуальность проблемы формирования культуры умственного труда студентов вуза, обусловленная современными требования к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования.

Выявлены сущность, структура и характеристики культуры умственного труда как сложного педагогического феномена, рассматриваемого в качестве ядра общей культуры студента и проявляемого в разных видах его деятельности.

Выделены две составляющие этого феномена: внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя, включающая личностный, интеллектуальный, мотивационно-потребностный, организационно-деятельностный и гигиенический компоненты.

Разработаны варианты разноплановой самостоятельной работы студентов (с учебным текстом, книгой, многоуровневые задания и др.).

Представлен комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности культуры умственного труда студентов и степень влияния результатов на качество обучения.

Содержание учебно-методических пособий направлено на помощь в работе по улучшению результатов в направлении формирования культуры умственного труда студентов.

Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования культуры умственного труда студентов на современном этапе. Полученные в исследовании результаты позволили обозначить и проблемы, требующие дальнейшей разработки. Так, например, необходимо уделить особое внимание взаимодействию «преподаватель - студент», а также включить работу по формированию культуры умственного труда в рамки всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе.

Список использованной литературы


1.   Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 236 с.

2.      Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. - 2-е издание, испр. и доп. - Минск: Дикта, 2007. - 228 с.

.        Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: учеб. пособие. - Тамбов: ТГУ, 1997.

.        Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) - М.: Гелиос АРВ, 2006. - 352 с.

.        Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

.        Сорина Г.В. Основы принятия решений. - М.: Экономист, 2004. 187 с.

.        Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 32 с.

Похожие работы на - Культура интеллектуального труда студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!