Годы
|
Количество
(млрд. штук)
|
Стоимость
(млрд. долл.)
|
1997
|
12,4
|
503
|
1998
|
15,5
|
563
|
1999
|
15,9
|
667
|
28,7
|
1185
|
2001
|
31,1
|
752
|
2002
|
32,1
|
550
|
2003
|
33,1
|
630
|
2004
|
37,4
|
852
|
2005
|
39,2
|
1000
|
2006
|
52,6
|
1500
|
76,4
|
2900
|
2008
|
118
|
3700
|
2009
|
126
|
3500
|
2010
|
174
|
4256
|
2011
|
201
|
5013
|
2012
|
230
|
5230
|
Тем не менее, развитие российского фондового рынка к
настоящему моменту уже достигло того уровня, когда инвесторы готовы выходить на
международный рынок и инвестировать в зарубежные компании. Данный процесс также
важен с точки зрения интеграции России в мировую экономику и растущей
потребности отечественных инвесторов в расширении спектра возможных вложений
свободных средств.
Круг задач, которые решает РДР, достаточно широк. Рассмотрим
конкретные цели, поставленные перед новым для российского фондового рынка
финансовым инструментом:
1. Стабильный инвестиционный портфель,
поведение которого более предсказуемо. Российский фондовый рынок является волатильным,
так как зависит от цен на углеводороды. На данный момент доля акций компаний,
занимающихся добычей и обработкой нефти, в российских инвестиционных портфелях
составляет в среднем 42%.
Поэтому единственной возможностью стабилизировать портфель и
обеспечить рост доходов инвесторов в тот период, когда цены на акции нефтяных
компаний падают, является предложение большего количества финансовых
инструментов, цены на которые будут расти в тот же период. Таким образом
инвесторы смогут диверсифицировать риски, добавляя в свой портфель ценные
бумаги иностранных эмитентов. Этот вопрос обсуждался Денисом Соловьевым,
заместителем директора Национального депозитарного центра, и Ириной Вахраневой
- региональным директором Банка Нью-Йорка в России. Они пришли к единому мнению
о том, что РДР могли бы успешно справляться со стабилизацией инвестиционного
портфеля до того момента, пока на российский рынок не придут промышленные и
работающие в инновационной сфере компании.
2. Возможность осуществления вложений за
границу для небольших инвестиционных фондов и частных инвесторов. Так как РДР
предполагает осуществление вложений за границу на основании норм национальной
правовой системы, то риск подобных инвестиций автоматически снижается, так как
права инвестора оказываются под защитой государства. Это является одной из
основных причин роста интереса к этому виду финансового инструмента. РДР
становится привлекательными не только для крупных компаний, но и для
портфельных инвесторов, так как позволяют получать максимальную прибыль с
минимальными потерями и рисками. Минимизация потерь в данном случае происходит
за счет отсутствие издержек на проведение исследования норм иностранных
правовых систем. Денис Соловьев также отмечает рост возможных путей
оптимального вложения клиентских активов, что является актуальной задачей для
компаний, занимающихся инвестиционной деятельностью.
3. Возврат части потраченных средств. Так как глобализация
рынка товаров и услуг происходит быстрее, чем тот же процесс на рынках ценных
бумаг, то стоит отметить, что российские резиденты не имеют возможности
получения части потраченных на иностранные товары средств обратно в виде
дивидендов по акциям, так как они не имеют права вложиться в иностранный
финансовый инструмент. Распространение РДР, как возможности инвестировать,
например, в те же компании, чьи товары и услуги покупают отечественные
инвесторы, позволит получать обратно некоторую часть потраченной суммы.
Из вышесказанного следует, что РДР представляет собой
следующую ступень в развитии российского фондового рынка. Так происходит,
потому что правительство поставило своей целью создание международного
финансового центра, что подразумевает наличие сегмента обращения иностранных
ценных бумаг, "мостом" к которому в данном случае выступают РДР.
Проблемы
выпуска РДР
Однако при рассмотрении процесса интеграции России в мировой
финансовый рынок за счет РДР возникают две основные проблемы: экономическая и
правовая.
Экономический аспект проблемы выпуска РДР
В первую очередь стоит задуматься о том, перевешивает ли
выгода от открытия российского фондового рынка для иностранных финансовых
инструментов издержки реализации такого плана. Выгодой в данном случае действительно
является начало интеграции, более стабильные инвестиционные портфели,
возможность осуществления вложений за границу для портфельных инвесторов и т.д.
Однако выгодой это будет признано лишь тогда, когда остальные факторы, влияющие
на формирование сегмента рынка иностранных бумаг, будут полностью учтены. К
таким факторам относятся следующие:
· Характеристики иностранных компаний,
которые могли бы стать потенциальными эмитентами ценных бумаг, предложенных на
российском рынке в виде РДР;
· Характеристики самих финансовых активов,
предлагаемых российским инвесторам.
В данный момент российский рынок не является привлекательным
для крупных американских и европейских эмитентов, о чем свидетельствует
присутствие на отечественном рынке единственного эмитента, предлагающего свои
ценные бумаги посредством выпуска РДР. Речь идет о российской компании РУСАЛ,
которая занимается производством алюминия и глинозема. Важно отметить, что
случай выхода российской компании на отечественный рынок через иностранные
биржи является не совсем обычным. Тем не менее, некоторые компании, являющиеся
по своей природе российскими, не участвуют в торгах на российских биржах, а
сразу выходят на иностранные торговые площадки в процессе "охоты за
капиталом". Причиной для возвращения РУСАЛа на российский рынок стала
потеря ликвидности на Гонконгской бирже. На следующем графике представлены
архивные значения стоимости РДР компании РУСАЛ за все время своего
существования. По мнению Марии Ивановой, которая является руководителем
депозитарного управления ООО "Дойче Банк", ликвидность РДР данной
компании должна была бы превысить ликвидность обыкновенных акций РУСАЛ в
ближайшем будущем, что случилось, однако произошедшее увеличение ликвидности не
поправило общую ситуацию ухудшения финансового положения компании, которое
наблюдается последние три года.
Также основным аргументом против открытия российского рынка
для иностранных эмитентов является опасение "утечки капитала из
страны". Многие эксперты все еще считают, что проблема притока капитала и
возможные пути его привлечения остаются первоочередной задачей России, поэтому
расширение спектра финансовых инструментов за счет добавления иностранных
ценных бумаг в инвестиционные портфели оказалось бы нецелесообразным.
С экономической точки зрения существует еще одна проблема,
связанная непосредственно с расширением круга задач потенциального депозитария
РДР, наиболее важной из которых становится создание стратегий, позволяющих
получать достаточную выгоду от эмиссии РДР, которая складывается из получения
комиссионных и разработки оптимальных тарифных планов по обслуживанию данного
финансового инструмента. По мнению Марии Ивановой, решение задачи максимизации
прибыли в новых условиях является непростой задачей, которая несет с собой
увеличение риска и ответственности, поэтому выбору подходящего депозитария
должно уделяться достаточно внимания. Тем не менее, с ее точки зрения,
банк-кастодиан не несет никаких дополнительных издержек и круг его задач
остается прежним.
Учитывая все вышесказанное, общая выгода от интеграции России
с мировым фондовым рынком будет скорее положительной. Нельзя также упускать из
рассмотрения тот факт, что возможности отечественного фондового рынка
ограничены, и рано или поздно потребность во взаимодействии станет ощущаться
сильнее, а отсутствие каналов обратной связи с развитыми странами окажется
серьезной преградой для дальнейшего развития национальной экономики.
Правовой аспект проблемы выпуска РДР
Особенности российского законодательства таковы, что правовой
аспект проблемы выпуска РДР оказался более значимым, нежели экономический.
Основным законом, регулирующим выпуск и обращение РДР, является Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ
<http://www.consultant.ru/document/cons_s_017E48BF62199343A5A836C1434DAC155C7EB3845385D340721AABC426451D98/>).
Его переработкой занимались начиная с 2007 года и до последней поправки,
сделанной в 2012 году. Тем не менее, некоторые ключевые вопросы все еще
обсуждаются.
Последний утвержденный вариант "Закона о российских
депозитарных расписках" предусматривает возможность выпуска РДР без
согласования эмиссии с иностранным эмитентом ценных бумаг, на которые данные
депозитарные расписки выпущены. Однако ограничением в этом случае выступает
обязательное требование к ценным бумагам быть включенными в листинг и
обращаться на одной из иностранных фондовых бирж, список которых определяется
федеральным регулятором. Подобные изменения в законодательстве, а именно отмена
обязательного требования согласованности выпуска РДР с иностранным эмитентом, и
минимальное процентное соотношение общего выпуска ценных бумаг и той их части,
на которые были бы выпущены РДР, является следствием незаинтересованности
крупных зарубежных компаний в выполнении своих обязательств перед владельцами
РДР. Данные пункты в российском законодательстве доставляли только
дополнительные неудобства для иностранных эмитентов. Тем не менее, первый
вариант "Закона о депозитарных расписках" и его более поздние
модификации направлены на достижение следующих двух целей:
1. Возможность регулятора контролировать выпуск
неспонсируемых расписок;
2. Застрахованность инвесторов.
Однако, по мнению Ирины Вахраневой, регионального директора
Банка Нью-Йорка в России, и Сергея Бережного, начальника управления операциями
с ценными бумагами в "Дойче Банке", все вышеприведенные требования
являются ненужными и замедляющими процесс выхода отечественных инвесторов на
иностранные рынки.
Но с другой стороны это полезно для поддержания минимальной
ликвидности и с точки зрения уменьшения уровня риска, ведь когда компания
котируется на иностранных фондовых биржах, вероятность того, что российский
инвестор потеряет деньги уменьшается.
Ярким примером в данном случае являются АДР, которые делятся
на разные типы в зависимости от количества листингов и качества отчетности. Чем
меньше листингов и чем менее качественная отчетность у компании, тем более
ограниченному кругу инвесторов она может предложить купить свои ценные бумаги.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий
вывод. Российский фондовый рынок не является привлекательным как для крупных
иностранных эмитентов по понятным причинам, так и для стран СНГ, которые
занимаются торговлей американскими и глобальными депозитарными расписками.
Именно поэтому правовой аспект проблемы является в данном случае решающим.
Ограничивая число потенциальных иностранных эмитентов высокими законодательными
требованиями, Россия тем самым снижает вероятность того, что какой-либо
иностранный эмитент будет заинтересован в привлечении капитала именно из
России. Выдвигая требование об обязательном присутствии листинга и обращении на
определенных иностранных фондовых биржах, правительство защищает российских
инвесторов, но оно также лишает их разнообразия финансовых инструментов, ради
которых изначально РДР и создавались, то есть ставит преграду для потенциально
возможных эмитентов, которые, не имея листинга, были бы заинтересованы в
выпуске РДР. Таким образом, на начальной стадии развития данного финансового
инструмента, выбор должен оставаться за "эмитентом", и только в
случае успешного выхода на рынок и дальнейшего развития РДР могут быть внесены
поправки в закон, которые будут иметь своей целью защиту отечественных
инвесторов от повышенных рисков, связанных с характеристикой эмитентов и
эмиссионных бумаг.
российская депозитарная расписка инвестор
Список
использованной литературы
1. Федеральный закон
"О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ
<http://www.consultant.ru/document/cons_s_017E48BF62199343A5A836C1434DAC155C7EB3845385D340721AABC426451D98/>).
. Меньшикова Анна
"Депозитарные расписки: перспективы развития", 2006.
. Опрос экспертов
"В Россию через Гонконг", 2011.
4. RTS биржа "Выпуск российских депозитарных
расписок", 2012
5. Moscow
Exchange "Innovation in legislation”, 2012.
. MMBБ
http://www.micex.ru/marketdata/quotes? secid=RUALR
<http://www.micex.ru/marketdata/quotes?secid=RUALR>.
7. Медведева М.
"Организация в России рынка ценных бумаг иностранного эмитента",
2012.
. Программа на
телеканале РБК-ТВ "РДР: задача для депозитария", 2007.
. Соловьев Д.
"Российские депозитарные расписки, как способ увеличения ликвидности
российского рынка ценных бумаг", 2006.