Функционирование рынка ценных бумаг. Устав фондовой биржи.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функционирование рынка ценных бумаг. Устав фондовой биржи.

СОДЕРЖАНИЕ

. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

2. Подготовьте проект устава фондовой биржи

Список литературы

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг - это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.

С принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 143 был установлен открытый перечень ценных бумаг, к которым были отнесены: облигация, государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты и определять их виды предоставлено Федеральной службе по финансовым рынкам.

Из числа документов, отнесенных к ценным бумагам до принятия первой части Гражданского кодекса РФ, можно назвать жилищные сертификаты, предусмотренные Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденным Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182, которые определены как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью.

С введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ к числу ценных бумаг были отнесены двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей - складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912).

С принятием Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ перечень ценных бумаг пополнился закладной, удостоверяющей права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. А с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ - облигацией с ипотечным покрытием и ипотечным сертификатом участия.

При всем разнообразии видов ценных бумаг они должны отвечать единым требованиям, установленным в главе 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которым ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ различает ценные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, их обязательные реквизиты, требования к форме и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.

Так, требования к двойному и простому складским свидетельствам сформулированы в ст. 912 - 917 ГК РФ. В отношении векселя применяется Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о простом и переводном векселе» и Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Содержание коносамента, порядок его выдачи и передачи приводится в ст. 142 - 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Реквизиты чека установлены в ст. 877 - 885 ГК РФ. Банковская сберегательная книжка на предъявителя регулируется ст. 843 <consultantplus://offline/ref=25C6DC75F2881ACF0D9F95C45EF471C944DB1CC8A0EF038F24F78F0AEEA3888D84C15908AF0B3153E1zAJ> ГК РФ. Депозитный и сберегательный сертификаты - ст. 844 ГК РФ и Положением о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций, утвержденным письмом Центрального банка Российской Федерации от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20.

Эмиссионным ценным бумагам, сделки с которыми составляют организованный рынок, посвящен Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся акции, облигации, российские депозитарные расписки и опционы эмитента. Законодатель урегулировал процедуру их эмиссии, порядок регистрации, учета и хранения. ФСФР России во исполнение своих полномочий по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Приказом от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, установлена Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмитентами эмиссионных ценных бумаг могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Банк России, государственные корпорации, хозяйственные общества. Инвесторами могут быть частные российские и иностранные инвесторы (граждане и организации), в том числе различные фонды (страховые, пенсионные), Пенсионный фонд Российской Федерации, Банк России, коммерческие банки. Регуляторами рынка ценных бумаг, имеющими полномочия издавать в рамках своей компетенции подзаконные нормативные акты, регулирующие возникающие правоотношения, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Минфин России, Банк России и Минтруд России. Однако с точки зрения функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг наибольший интерес представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

год стал прорывным в развитии законодательства на рынке ценных бумаг. Были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности.

Деятельности брокеров и дилеров посвящены ст. 3 и 4 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и на подзаконном уровне она регулируется нормативными актами ФСФР России. Массив нормативных актов, затрагивающих деятельность брокеров и дилеров, составляет порядка 24 документов, в которых устанавливаются требования к разделению денежных средств брокера и его клиентов, регулируется предоставление информации клиенту, порядок ведения внутреннего учета сделок, правила совершения операций с денежными средствами клиентов и маржинальных сделок. Основным подзаконным актом является Постановление ФКЦБ России (предшественницы ФСФР России) от 11 октября 1999 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».

Доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, признается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, называется деятельностью по управлению ценными бумагами и регулируется ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Общие нормы о доверительном управлении содержатся в ст. 1012 - 1026 ГК РФ. Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги, двойственная правовая природа которых оказывает влияние на содержание управления. Спектр действий управляющего достаточно широк - от хранения ценных бумаг до реализации закрепленных в них обязательственных прав. Требования к деятельности по управлению ценными бумагами установлены в Приказе ФСФР России от 03 апреля 2007 г. № 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».

Клиринговая деятельность определена в ст. 6 ФЗ «О рынке ценных бумаг» как деятельность по определению взаимных обязательств участников организованного рынка, их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Основным законом, регулирующим клиринговую деятельность, устанавливающим требования к клиринговой организации и правилам клиринга, порядку создания гарантийного фонда, обеспечивающего исполнение допущенных к клирингу обязательств, является Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

Наработана большая нормативная база по регулированию депозитарной деятельности, под которой понимается оказание услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги и хранению их сертификатов (ст. 7 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). По согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России ФКЦБ России приняла Постановление от 16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». Как сказано в самом Постановлении, оно было принято в целях создания согласованного регулирования различных сегментов фондового рынка различными ведомствами и построения единой учетной системы, которая сделает возможной обездвиживание и дематериализацию всех эмиссионных ценных бумаг.

Важной вехой в развитии депозитарного учета и в целом организованной торговли на фондовом рынке России стало принятие Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». На сегодняшний день институт центрального депозитария действует в большинстве стран с развитым финансовым рынком. Для России это новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Тем не менее осталось достаточно много вопросов относительно взаимодействия участников рынка ценных бумаг, соблюдения интересов эмитентов, обеспечения и реализации прав, закрепленных ценными бумагами, что, безусловно, требует дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии с реалиями времени.

Учет прав на эмиссионные ценные бумаги осуществляется посредством внесения записи в реестр владельцев ценных бумаг, под которым понимается система записей о зарегистрированных лицах, их лицевых счетах, об учитываемых на указанных счетах ценных бумагах и их обременении. Деятельность по ведению реестра осуществляется юридическими лицами, именуемыми держателями реестра (регистраторами), и включает в себя сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление информации о ценных бумагах заинтересованным лицам (ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определен Постановлением ФКЦБ России от 02 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг». В случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора сроки передачи документов и их состав определены Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. № 21.

Организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники. Деятельность по организации торговли заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Фондовой биржей признается организатор торговли, отвечающий требованиям главы 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которой фондовая биржа может существовать только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, должна соблюдать ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и т.д.

Однако основным законом, регулирующим деятельность фондовой биржи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», который провел четкий водораздел между биржей и торговой системой. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая будет только акционерным обществом; ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли; вступят в силу ограничения на осуществление организатором торговли иных видов хозяйственной деятельности.

Не обошлось без коллизии. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются утратившими силу с 1 января 2014 г., в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже. Таким образом, с 1 января 2014 г. организатор торговли на рынке ценных бумаг перестанет быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не будут распространяться на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, которое осуществляется ФСФР России в соответствии с Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным ее Приказом от 20 июля 2010 г. № 10-49/пз-н. Этим же нормативным актом установлены условия совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Так, брокерская, дилерская, депозитарная деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами могут осуществляться одной организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности. Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной или деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ № «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, содержатся также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.

Как отмечает О.В. Васильева, "регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами".

Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.

Являясь сегментом финансового рынка, рынок ценных бумаг, с одной стороны, обеспечивает интересы частных лиц, предоставляя им возможность заключать гражданско-правовые договоры по ценным бумагам, с другой - определяет стабильность развития экономики страны и выступает дополнительным источником финансирования остальных частей финансового рынка. Наличие публичного интереса обязывает государство в лице его органов осуществлять контрольно-надзорную и стимулирующую политику на фондовом рынке.

В связи с этим невозможно однозначно определить, к какой отрасли права относится рынок ценных бумаг: к частной (jus privatum) или к публичной (jus publicum). От решения данного вопроса зависит степень влияния административной власти на данный вид рынка.

На рынке ценных бумаг возникает множество различных правоотношений. Это все говорит о том, что государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности.

Динамичность и устойчивость рынка ценных бумаг обеспечиваются государством путем принятия административных нормативно-правовых актов, откуда вытекают административные правоотношения. Рассмотрим сущность административных правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг, и попытаемся выявить их объект регулирования.

Объектом административно-правового регулирования рынка ценных бумаг является деятельность по совершению операций с ценными бумагами и их организационному обеспечению, в отличие от объекта гражданско-правового регулирования, каковым на рынке ценных бумаг являются заключаемые там сделки, отмечает Е.В. Зенькович. При этом организационное обеспечение операций с ценными бумагами включает в себя совокупность юридически значимых действий, направленных на создание предпосылок функционирования рынка ценных бумаг (например, организация торговли на рынке ценных бумаг, организация расчетно-депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами).

Для решения вопроса о правовом регулировании института государственных и муниципальных ценных бумаг А.В. Реут отмечает, что институты права (и рынок ценных бумаг в том числе) должны быть отнесены к финансовому или гражданскому праву в зависимости от преобладания в них соответственно организационных или имущественных отношений.

К.С. Бельский отмечает, что сущность государственного управления обнаруживается не столько через деятельность его органов, сколько через воздействие управляющего субъекта на управляемый объект в соответствии с поставленными целями и задачами. Касаясь административно-правового регулирования рынка ценных бумаг, такого рода воздействие направлено именно на решение организационных вопросов функционирования рынка ценных бумаг государством, устанавливая определенные правила, принципы, формы деятельности участников фондовых рынков, проводя контрольно-надзорные мероприятия и т.д., что и составляет содержание административных правоотношений на этом рынке.

Таким образом, можно сказать, что объектом административных правоотношений на рынке ценных бумаг является организационное обеспечение операций с ценными бумагами.

Современные исследователи правового регулирования рынка ценных бумаг отмечают, что административная регламентация рынка ценных бумаг должна осуществляться в рамках определенного организационно-правового механизма. В соответствии с данным механизмом можно выявить основные направления административно-правового регулирования рынка ценных бумаг:

нормативное регулирование возникающих правоотношений на рынке ценных бумаг на основе метода властных предписаний, которым строго должны следовать все участники фондового рынка, включая и публично-правовые образования;

контроль над исполнением установленных правовых норм;

защита прав и интересов участников административных правоотношений на рынке ценных бумаг. Предусматривается административный порядок разрешения споров между участниками административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг без обращения в судебные органы, на основе применения норм административного права;

координация и определение деятельности субъектов административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг, согласование действий брокеров, дилеров либо иных участников фондового рынка с административными требованиями;

определение самой структуры органов государственной власти, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере регулирования ценных бумаг.

Вместе с тем существуют различные проблемы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Как уже было сказано нами, одним из направлений организационно-правового механизма регулирования рынка ценных бумаг является нормативно-правовое регулирование правоотношений, возникающих на этом рынке, посредством издания органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов с властными предписаниями. К сожалению, многие нормативные акты в этой области принимаются в спешке, без серьезных экспертиз, обсуждений с представителями профессионального сообщества, что приводит к ущемлению законных прав и интересов участников рынка. К числу таких актов относится действующий порядок лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, аттестации специалистов рынка ценных бумаг, раскрытия информации, деятельности специализированных депозитариев.

Иная проблема, когда в отношении одного и того же круга вопросов действует несколько актов, регламентация отдельных вопросов страдает излишней детализацией, т.е. возникают коллизии в праве, а другие вопросы, напротив, имеют существенные пробелы в описании предмета регулирования. Это все дает почву для легализации доходов, полученных преступным путем, и распространению коррупции на рынке ценных бумаг. Поэтому следует унифицировать действующую правовую базу, привести ее в соответствие на основе принципов четкости, однозначности, доступности, непротиворечивости, открытости и т.п., учитывая интересы профессиональных сообществ, непосредственно участвующих в деятельности рынка ценных бумаг.

Существует также проблема единого подхода к проведению контрольных и надзорных мероприятий Федеральной службой по финансовым рынкам, в связи с чем происходит нарушение прав и интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одним из возможных выходов из сложившегося положения могла бы стать разработка соответствующих административных контрольно-надзорных регламентов деятельности ФСФР России.

От организации контроля, от точности и сбалансированности прав и ответственности контролирующего органа зависит обеспечение законности и правопорядка на рынке ценных бумаг. Тем более что контроль способствует совершенствованию управления и "не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний - законов и других нормативных актов".

Административным законодательством предусматривается передача ряда функций государственных органов в ведение общественных (саморегулируемых) организаций, где правовые отношения будут возникать уже без непосредственного участия органа государственного управления. Здесь явно проявляется децентрализация государственных полномочий, расширяя диспозитивное начало правового регулирования. Такой способ регулирования иногда является необходимым, дабы избежать излишнего влияния со стороны органов исполнительной власти.

Например, представляется необходимым расширить практику привлечения саморегулируемых организаций к принятию индивидуальных управленческих актов, в частности восстановить процедуру выдачи ходатайств на получение лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг со стороны саморегулируемых организаций (СРО). Это позволило бы упорядочить процедуру выхода на рынок новых участников, обеспечило бы рациональное использование государственных средств и в конечном счете снизило бы бюрократические барьеры.

Хотелось бы отметить, что административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг должно обеспечить создание благоприятных и справедливых условий для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. Излишнее администрирование со стороны государства может повлиять на привлечение крупных инвестиций в различные отрасли экономики и интеграцию России в мировой рынок капитала, что необходимо для нашей страны в условиях глобального экономического кризиса.

2. ПОДГОТОВЬТЕ ПРОЕКТ УСТАВА ФОНДОВОЙ БИРЖИ

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ФОНДОВОЙ БИРЖИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.1. Фондовая биржа (в дальнейшем Биржа) является некоммерческой организацией, обеспечивающей необходимые условия нормального обращения ценных бумаг и других инструментов финансового рынка, определение их рыночных цен и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников фондового рынка в качестве исключительного предмета деятельности.

.2. Биржа является акционерным обществом закрытого типа. Акции Биржи могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

.3. Биржа осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости и не преследует цели получения собственной прибыли.

.4. Биржа осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, Положением об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, другим законодательством, действующим на территории РФ, настоящим Уставом и решениями органов управления Биржи.

.5. Биржа является юридическим с момента ее государственной регистрации, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, суде и третейском суде.

.6. Биржа имеет свое фирменное наименование, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, зарегистрированный фирменный знак, круглую печать и бланки со своим наименованием и фирменным знаком, другие реквизиты.

.7. Биржа осуществляет свою деятельность на основании лицензии, получаемой в установленном порядке в Министерстве финансов РФ.

.8. Биржа является собственником своего имущества, а также имущества филиалов и представительств (если иное не предусмотрено их учредительными документами). Биржа осуществляет, согласно законодательству, право владения, пользования и распоряжения находящимся в ее собственности имуществом.

Биржа не отвечает по обязательствам государства и ее акционеров, равно как государство не отвечает по обязательствам Биржи.

.10. Юридическое наименование Биржи:

на русском языке: ХХХХХ

на английском языке: НННННН

.11. Местонахождение Биржи: 167018, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 27/6.

.12. Учредителями Биржи являются: ДДДДДД

. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ

.1. Биржа создается в целях организации биржевой торговли:

акциями акционерных обществ;

облигациями РФ и иных государств, государственных органов, органов местной администрации, а также акционерных обществ и других юридических лиц;

государственными долговыми обязательствами;

опционными сертификатами и иными производными ценными бумагами, удостоверяющими права их владельцев на покупку или продажу

перечисленных выше фондовых ценностей;

депозитными и сберегательными сертификатами;

векселями;

ипотеками;

кредитными ресурсами;

иными кредитно-финансовыми инструментами.

.2. В процессе достижения указанной цели Биржа решает следующие задачи:

обеспечивает необходимые условия для свободной торговли ценными бумагами;

обеспечивает своих членов торговым помещением, информацией, системой расчетов;

производит котировку ценных бумаг, прошедших процедуру листинга;

способствует разрешению споров членов Биржи, возникших в процессе торговой деятельности;

осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов, осуществляющих операции с ценными бумагами;

обеспечивает широкое распространение информации о ценах, заключенных на Бирже сделок;

решает другие задачи в соответствии с целью деятельности Биржи.

.3. Для осуществления своих целей и задач Биржа:

разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к своим членам и специалистам, непосредственно

осуществляющим операции с ценными бумагами; определяет права и обязанности;

осуществляет прием новых членов и исключение действующих;

осуществляет регистрацию брокеров, дилеров и других специалистов, являющихся представителями членов Биржи на торговых сессиях;

организует биржевые собрания для производства торгов, разрабатывает и издает Правила биржевой торговли;

организует специализированные секции для совершения сделок, явления и удовлетворения потребностей торговли участников рынка ценных бумаг;

разрабатывает Правила допуска и исключения из обращения на Бирже ценных бумаг;

разрабатывает Правила допуска ценных бумаг к котировке, а также проводит процедуру листинга и делистинга;

выявляет соотношение спроса и предложения и осуществляет

котировки цен на ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга;

создает подразделения Биржи и иные формирования, определяемые потребностями биржевой торговли;

учреждает котировальные, экспертные и статистические комиссии, регистрационные бюро и иные формирования, необходимые для нужд биржевой торговли;

определяет полномочия и функциональные обязанности сотрудников Биржи, самостоятельно устанавливает формы, системы и размер оплаты труда сотрудников и другие виды их доходов;

отражает и защищает интересы членов Биржи, учреждает Арбитражную комиссию для разрешения споров по торговым операциям;

изучает условия товарооборота и связанные с ним вопросы путем созыва совещаний и собраний, проведения необходимых аналитических и исследовательских работ;

разрабатывает стандартные контракты на куплю-продажу ценных бумаг и других фондовых ценностей, допускаемых к обращению на Бирже;

развивает межрегиональные и межбиржевые связи, вступает в профессиональные союзы, ассоциации, объединения, общественные организации, создаваемые в целях саморегулирования на рынке ценных бумаг, поддержания высоких профессиональных стандартов для своих членов, подготовки персонала, развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, проведения совместных научных разработок и исследований о деятельности рынка ценных бумаг, коллективного представительства своих интересов и защиты интересов инвесторов;

проводит аукционы и иные формы торговли;

создает филиалы, представительства и другие обособленные представительства;

организует подготовку кадров для биржевой деятельности;

осуществляет рекламно-издательскую деятельность, издает Биржевые бюллетени, справочники, сборники, конъюнктурные обзоры и другие необходимые информационные материалы;

организует обмен биржевой информацией с членами Биржи, филиалами и представительствами с использованием средств вычислительной техники и связи;

устанавливает членские взносы, а также иные сборы, взимает плату за оказываемые услуги;

налагает штрафные санкции за нарушение настоящего Устава, Правил биржевой торговли и других внутренних нормативных документов;

оказывает консультационные, информационные, аудиторские и другие виды услуг, вытекающие из характера деятельности Биржи;

осуществляет самостоятельно либо с привлечением специализированных финансовых институтов расчеты по совершаемым на Бирже сделкам и их страхованию;

инвестирует средства в объекты, обеспечивающие достижение цели деятельности Биржи, а также в проекты, выполняемые в рамках профессиональных общественных организаций, ассоциаций, союзов и иных аналогичных формирований;

осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством в целях, определенных настоящим Уставом;

вносит в государственные и правительственные организации предложения по вопросам, затрагивающим деятельность Биржи;

хранит ценные бумаги;

осуществляет любые другие функции, связанные с обеспечением деятельности Биржи.

.4. Сама Биржа, как юридическое лицо, не осуществляет торгово-посреднической и иной деятельности в качестве инвестиционного института.

.5. Биржа функционирует на основе следующих принципов:

заключения сделок только в Биржевом собрании;

организации Биржевых собраний в строго определенное и заранее известное всем желающим время и по обусловленному адресу;

обеспечения заключения сделок через механизм открытого торга на принципах свободы купли- продажи реализуемых на Бирже товаров и свободного ценообразования;

информирования участников торгов о ценах биржевых сделок;

обязательной регистрации сделок и доведения информации об этих сделках до участников торга в ходе Биржевого собрания;

публикации данных о биржевых операциях и котировках, а так же о ценных бумагах, допущенных к котировке;

запрещения наемным служащим Биржи участвовать в биржевых сделках, создавать инвестиционные институты и участвовать в любой форме в деятельности других предприятий и организаций;

запрещения наемным служащим Биржи прямо либо косвенно использовать или передавать конфиденциальную информацию другим лицам для осуществления операций с ценными бумагами, а также для целей личного инвестирования.

.6. Биржа самостоятельно определяет свою организацию и планирует производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность, а также затраты на социальное развитие на основании договоров или других форм обязательств и свободна в выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам.

.7. Филиалы и представительства действуют в соответствии с Положениями о них. Положения о филиалах и представительствах принимаются Биржевым Советом с последующим утверждением Общим собранием акционеров Биржи. Филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в балансы Биржи. Филиалы и представительства отвечают по обязательствам Биржи, а Биржа по их обязательствам.

. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И АКЦИИ БИРЖИ

.1.Уставный капитал Биржи формируется путем оплаты акционерами выпущенных акций. Оплата акций может производиться:

денежными средствами в рублях и иностранной валюте;

ценными бумагами;

передачей зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей;

передачей иных имущественных прав, включая интеллектуальную собственность;

предоставлением прав пользования землей, ресурсами, основными фондами и оборудованием.

Право пользования, предоставленное в качестве оплаты акций, оценивается по величине арендной платы на весь срок пользования

Биржей этим имуществом.

Имущество и права пользования им, вносимые в качестве оплаты акций, оцениваются экспертной комиссией и утверждаются биржевым советом.

Стоимость акции выражается в рублях независимо от формы внесения вклада.

Направление использования Уставного капитала определяется биржевым Советом с последующим утверждением Общим собранием акционеров.

.2. Уставный капитал Биржи составляет 5000 тыс. руб. и состоит из обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5000 руб.

.3. Уставный капитал Биржи распределяется при ее создании полностью между акционерами-учредителями в соответствии с учредительным договором.

.4. В течение 30 дней после регистрации Биржи 50% уставного капитала должно быть оплачено ее акционерами.

В течение первого года деятельности Биржи учредители обязаны оплатить вторую половину уставного капитала.

.5. Биржа по решению Общего собрания акционеров простым большинством голосов имеет право:

увеличить уставный капитал независимо от оплаты размещенных акций;

консолидировать существующие акции или разделить их на акции меньшего номинала;

уменьшить уставный капитал снижением номинальной стоимости акций или аннулированием части акций.

Решение об изменении уставного капитала вступает в силу с момента принятия его Общим собранием при условии уведомления Министерства финансов РФ в установленном законодательством порядке.

.6. Биржа не имеет права выпускать ценные бумаги за исключением собственных акций.

.7. Эмиссия акций, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала, осуществляется в форме частного размещения без публичного объявления, без проведения рекламной компании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного числа инвестиционных институтов.

.8. В случае расширения круга владельцев обыкновенных именных акций свыше 100 инвестиционных институтов или увеличения уставного капитала свыше 50 млн рублей Биржа регистрирует и публикует проспект эмиссии в соответствии с законодательством.

.9. Обыкновенная именная акция дает ее владельцу право членства на Бирже с полномочиями, определенными п. 4.3 настоящего Устава.

Дивиденды по акциям Биржи не начисляются.

.10. В случае не оплаты акционером в установленный срок полной стоимости акций Биржевой Совет обязан потребовать произвести такую оплату в течение 15 дней.

При не оплате акций в оговоренный срок они отчуждаются Бирже.

Отчуждение акций Бирже производится Биржевым Советом по стоимости акций в размере, не превышающим их номинальную стоимость. Акционеру, не оплатившему полную стоимость акций, возвращается предварительный взнос за вычетом 10 процентов, которые поступают в пользу Биржи.

В том случае, если часть стоимости (полная стоимость) акций была внесена акционером и в виде зданий, сооружений, помещений, оборудования, других материальных и нематериальных активов, Биржевой совет имеет право вернуть причитающиеся акционеру средства в денежной форме.

.11.

Похожие работы на - Функционирование рынка ценных бумаг. Устав фондовой биржи.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!