Методологические аспекты надежности коммерческих банков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методологические аспекты надежности коммерческих банков

Содержание

Введение

Глава 1. Современный коммерческий банк

1.1 Понятие коммерческого банка

1.2 Принципы деятельности коммерческих банков

1.3 Функции коммерческих банков

Глава 2. Надежность коммерческого банка

2.1 Понятие надежности коммерческого банка

2.2 Факторы, определяющие надежность коммерческого банка

2.3 Функции Центрального банка, направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Глава 3. Методологические аспекты надежности коммерческих банков

3.1 Методы анализа ликвидности банка

3.2 Методы анализа надежности коммерческого банка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны. Сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам, от продавцов к покупателям. Наряду с банками, перемещение денежных средств на рынках осуществляют финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д.

С помощью банков происходит аккумуляция временно неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение. Деньги и кредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации более богатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и кредитом основывается на четких правилах. Их нарушение может стать тормозом экономического роста и процветания хозяйства.

Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенную функцию. Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские и иные операции, банки подчиняются экономическим законам, общим и специальным законодательным нормам. Банки имеют свою, присущую только им технологию.

Банковское дело не является застывшей наукой. Банки способны адаптироваться к окружающей среде. Они сохранили свое место в народном хозяйстве именно потому, что обладают свойством к саморегулированию. Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь к современной жизни, учитывая новые явления в экономике и политике, банковское дело дает описание той технологии, которая должна использоваться в конкретных экономических ситуациях, на стадиях кризиса или подъема, при стабильной или неустойчивой обстановке.

Банковское дело развивается по законам общественного развития, по линии восхождения от простого к сложному. Было бы противоестественным сравнивать древний прототип аккредитива как запись в торговой книге с современными модификациями. Нельзя вообще сопоставить древний банковский дом с его уровнем осуществления операций с современным банком, оснащенным современными коммуникациями и каналами связи. Как живой организм, банк отражает те требования, которые предъявляет к нему современный образ жизни.

Банк является реальной производительной силой. Его деятельность напрямую связана с экономикой, обеспечением непрерывности и ускорением производства, приумножением богатства общества. Банки способны сделать многое для увеличения материального производства и обмена продуктами труда. По состоянию экономики судят об активности банков, так же можно сказать, что по состоянию банков судят в целом об экономическом развитии общества.

Банковская деятельность является наиболее характерным индикатором состояния финансовой системы, движения денежных потоков, уровня расчетных операций, степени защищенности интересов вкладчиков, устойчивости финансового рынка.

Цель данной курсовой работы - систематизировать и обобщить имеющиеся сведения и раскрыть роль современного коммерческого банка.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

·раскрыть сущность коммерческих банков;

·обобщить принципы деятельности и функции коммерческих банков.

·рассмотреть теории надежности коммерческого банка

·проанализировать работу коммерческого банка

·найти проблемы и актуальные задачи развития банков

Глава 1. Современный коммерческий банк

1.1 Понятие коммерческого банка

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилище денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве.

Банки - это особый вид предпринимательской деятельности, связанный с движениями ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.

Рассмотрим банки с разной точки зрения.

·Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. "Банковские учреждения и организации" - довольно распространенный термин, сплошь и рядом его можно встреть как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Не следует забывать, что "организация" отсылает нас к определенной совокупности людей. Но банк как организация оказывается близко стоящим к понятиям "благотворительная организация", "общественная организация". Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.

·Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять некоторые виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны и вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение - лицензию.

·Банк как торговое предприятие. Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы "покупают" ресурсы, "продают" их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих "продавцов", хранилища, особый "товарный запас", их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.

Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

·Банк как посредническое предприятие. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

·Банк как агент биржи. Деятельность банка в сфере обращения порождало и представление о нем как об агенте биржи еще в 20-е годы. Поводом для этого, как известно, послужило то, что банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки (банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

·Банк как кредитное предприятие. Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом.

надежность ликвидность коммерческий банк

Кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности, всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика.

Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит - это отношение, как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк - следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку фундаментом.

Современный коммерческий банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансовой системы имеют два существенных признака, отличающих их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговым обязательствами; они размещают свои собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости их активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в том состоит их "коммерческий интерес" в системе рыночных отношений). В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на законе РФ "О банках и банковской деятельности", принятом 3 февраля 1996 г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке. Такие как предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п.

1.2 Принципы деятельности коммерческих банков

Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен от проведения своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов) т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения - торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них спекулятивных операций). Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжение своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами, а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на "общегосударственные интересы" не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами, т.е. без вмешательства в оперативную деятельность.

1.3 Функции коммерческих банков

Основными функциями коммерческих банков являются:

·мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

·выпуск кредитных денег;

·осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

·эмиссионно-учредительская функция;

·консультирование, представление экономической и финансовой информации.

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. В конечном счете, с помощью банков сбережения превращаются в капитал.

Важное экономическое значение имеет функция кредитования предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. За счет кредитов банка осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, обеспечивается расширение производства. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки кредитуют финансовую деятельность правительства.

Выпуск кредитных денег - специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных орудий обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам (в основном институциональным инвесторам), а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.

Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.

Глава 2. Надежность коммерческого банка

2.1 Понятие надежности коммерческого банка

В российском банковском законодательстве используются такие термины, как "стабильность банковской системы" (Закон "О Центральном банке РФ", ст.56), "устойчивость кредитных организаций" (там же, ст.62), "финансовая надежность кредитной организации" (Закон "О банках и банковской деятельности", ст.24). Законодатель не раскрыл содержание данных терминов, однако из контекста законов видно, что между устойчивостью банка и его финансовой надежностью нет принципиальных различий. Несколько иной смысл имеет "стабильность", но только в той части, в которой термин относится к банковской системе в целом.

В банковской литературе чаще всего используется термин "надежность". Под этим в общем случае понимается комплексная (интегральная) характеристика текущего финансово-экономического состояния банка и его перспектив на обозримое будущее, полученная, как правило, на базе более или менее глубокого дистанционного ("бесконтактного") анализа его официальной и публикуемой отчетности.

Такая оценка банка обычно дается в баллах (следовательно, она неизбежно несет на себе печать субъективизма), значения которых или интерпретируются непосредственно, или могут сопоставляться с нормативными уровнями соответствующих показателей (такие нормативы могут предложить регулирующие органы либо их разрабатывают сами "оценщики" надежности - банковские аналитики, независимые эксперты, рейтинговые агентства). При этом могут учитываться разные наборы показателей. Например, широко распространен подход, при котором о надежности банков, судя по тому, как ведут себя рассчитанные для каждого конкретного банка показатели достаточности капитала, качества активов, ликвидности, качества управления, доходности. В соответствии с этим подходом банк будет считаться надежным, если его индивидуальные значения перечисленных или иных показателей укладываются в нормативные требования, а при отсутствии таковых - не ниже средних по банковскому сектору значений тех же показателей, и если нет убедительных оснований предполагать, что в обозримом будущем указанная оценка банка может оказаться существенно ниже.

Следует иметь в виду неотъемлемые сложности, связанные с таким пониманием надежности банка, делающие эту оценку во многом условной, а ее практическое применение - проблематичным. Во-первых, такая оценка должна быть интегральной, учитывающей самые разные стороны функционирования банка. И если даже каждая из этих сторон сама по себе может быть как-то оценена, до конца не ясно, как все эти разнородные оценки свести к некоему общему знаменателю. Во-вторых, не всем показателям деятельности банка можно дать строгую количественную оценку. В первую очередь это касается качества управления. В-третьих, много вопросов всегда связано с полнотой, достоверностью и сопоставимостью представляемой банками информации, на основе которой приходится судить об их нынешнем состоянии и складывающихся тенденциях. В-четвертых, балльные оценки - это всегда значения сугубо "авторские", произвольные (строго доказать их обоснованность или необоснованность в принципе невозможно). То же можно сказать и об официально утверждаемых регулирующими органами нормативах надежности или устойчивости. В-пятых, не может не быть произвольным также набор показателей, которым придается критериальное значение. Наконец, в-шестых, крайне низка вероятность того, что в условиях функционирования банков ничего существенно нового появиться не может и, следовательно, в значительной мере условным и искусственным выглядит распространение характеристик, сформулированных на базе анализа информации, отражающей вчерашний день банков (а другой информации банковская отчетность не дает), хотя бы на ближайшее их будущее.

Понятие "надежность банка" отражает как бы взгляд на него извне, прежде всего со стороны клиентуры. Взгляд самих банков на собственную надежность и способы ее обеспечения лучше всего выражается понятием "устойчивость".

В Законе о банках (ст.24 и 25) указаны следующие способы обеспечения банком своей финансовой надежности: создание собственных резервов (фондов); классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание резервов (фондов) на покрытие возможных убытков; соблюдение обязательных экономических нормативов; организация внутреннего контроля; выполнение норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ.

Это правильные рекомендации, но их недостаточно. Для любого банка, прошедшего первоначальный этап своего развития, главными становятся задачи:

освоения всего спектра банковских операций безотносительно того, какую долю в тот или иной момент занимает в общем объеме показателей деятельности банка та или иная операция;

развития системы корреспондентских отношений;

перехода к активному использованию привлеченных средств;

постоянной готовности правильно реагировать на изменения ситуации.

Последнее можно считать важнейшим свидетельством того, что у банка хороший потенциал устойчивости. Важнейшей чертой экономического содержания устойчивости является соответствие стратегии (политики) банка объективным характеристикам реальной среды, в которой ему приходится работать, и соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным стратегическим целям.

Другими словами, "устойчивость банка" выражает состояние банка в условиях реальной экономической и социальной среды и во многом определяется стабильностью последней. Если перевести это на язык практических действий, то, видимо, правильно будет утверждать, что под экономической устойчивостью банка понимается достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования. Это качество банка включает в себя:

адекватную оценку банком состояния и тенденций экономики в целом и ее отдельных секторов;

умение вовремя уточнить или пересмотреть свою стратегию развития, политику и реализующие ее необходимые конкретные меры;

способность вовремя и точно определить наиболее соответствующие текущему моменту основные направления своей специализации (наиболее прибыльные и наименее рисковые операции);

способность своевременно и на качественном уровне осваивать новые финансовые инструменты;

понимание необходимости и возможность использовать более совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций;

способность своевременно перегруппировать кадры в соответствии с принятой банком политикой, изменить, если надо, его организационные структуры.

Факторы устойчивости банка.

Устойчивость банков определяется внешними и внутренними факторами. В качестве наиболее существенных внешних факторов, на которые сами банки влиять не могут, можно выделить следующие:

) социально-политическая ситуация в стране (регионе) - устойчивость правительства, корректировки финансово-экономической и социальной политики, социальная стабильность или напряженность в регионах, политические ориентации;

) общеэкономическое положение в стране (регионе) - потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, состояние платежного баланса страны, возможности межотраслевого перелива капитала, инвестиции (приток/отток капитала);

) положение на финансовом рынке (федеральном или региональном) - процентная ставка привлечения ресурсов, доходность денежного рынка и рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, объем спроса/предложения валюты, операции на валютной бирже (объем торгов, спрос/предложение валюты), денежная эмиссия, темпы инфляции и инфляционные ожидания, объем и стоимость обслуживания государственного долга, денежная и кредитная политика Банка России, предложение денежной массы, конкуренция на рынке банковских продуктов;

) политика Правительства и Банка России в отношении коммерческих банков (банковского сектора страны или региона).

Основная проблема устойчивости, весьма острая для российских банков, порождена нестабильностью экономики страны в целом, и прежде всего ее реального сектора, а также нестабильностью "правил игры" на рынках. В тех рамках, которые задаются внешними факторами, устойчивость каждого банка находится в его собственных руках, т.е. зависит от факторов внутреннего характера - от качества менеджмента, профессионализма кадров и т.д.

Экономическое содержание устойчивости банка может быть представлено как сложное явление, включающее в себя несколько составных частей (видов устойчивости).

Финансовая устойчивость может быть раскрыта через интегральные финансово-экономические параметры и результаты деятельности банка, такие, как объем и структура собственных средств, уровень доходов и прибыли, норма прибыли на собственный капитал, достаточность ликвидности, а также параметры деятельности по информационной, аналитической и технологической поддержке управления банком.

Организационно-структурная устойчивость банка. Организационная структура банка и управление ею должны соответствовать как целям деятельности банка, так и конкретному ассортименту его услуг, выполняемых функций, реализуя которые банк обеспечивает достижение своих стратегических целей. Важнейшим параметром данного вида устойчивости банка является организационно-технологическая дифференциация отдельных видов осуществляемой им деятельности на основе внутренней документации, регламентирующей такую деятельность.

Функциональная устойчивость банка имеет два возможных варианта: специализация банка, что позволяет ему более эффективно оказывать выбранный ассортимент услуг; широкая универсализация банка, предпосылкой чего является представление об устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке. Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Коммерческая устойчивость банка. В основе этого вида устойчивости лежит мера участия банка в рыночных отношениях: широта и прочность связей с банковским миром, участие в межбанковских отношениях и место в банковской системе (секторе) в целом, контроль большей или меньшей доли финансовых потоков в стране (регионе), качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, теснота связей с реальным сектором экономики, социальная значимость банка (сосредоточение в банке той или иной доли активов и частных вкладов). Капитальная устойчивость банка определяется размерами его собственного капитала. Устойчивостью банка необходимо управлять во всех ее аспектах. Такое управление предполагает разработку соответствующих механизмов и реализацию с их помощью целого комплекса практических мер.

Поскольку деятельность банков проходит в условиях постоянно изменяющейся общеэкономической и социально-политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые оказывают существенное влияние на экономическую устойчивость кредитных организаций, то основное внимание банка должно быть сосредоточено на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг), комплексной оценке своей политики (управление денежными потоками и рисками), на совершенствовании своего информационно-аналитического и функционально-технологического обеспечения. Это предполагает наличие в нем согласованной совокупности документов (аналитических, организационно-технологических, функционально-технологических), регламентирующих его деятельность, направленную на достижение устойчивости (равновесного состояния).

Под надёжностью коммерческого банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов. Надежность банка во многом будет определяться двумя величинами - размером кредитного портфеля (как основного источника риска) и объемом просроченной задолженности (потерянные активы).

Достигнутые банком высокий уровень финансового оборота и размер капитала, несомненно, создают определенный запас прочности, но это не может автоматически обеспечить ему постоянный успех и быть синонимом устойчивости без детального анализа.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в средней и долгосрочной перспективе. Она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнедеятельности коммерческого банка выполняет капитал (собственные средства).

Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.

Во-вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования банка до привлечения достаточного количества депозитов. Новому банку нужны средства еще до его открытия.

В-третьих, капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщиков в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад.

В-четвертых, капитал обеспечивает средства для организационного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования. В период роста банк нуждается в дополнительном капитале для поддержки и защиты от риска, связанных с предоставлением новых услуг и развитием банка (в том числе созданием филиалов).

2.2 Факторы, определяющие надежность коммерческого банка

Надёжность коммерческого банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками.

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.

Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза не возврата большой доли выданных кредитов).

Специфика рыночной экономики, в пространстве которой Россия делает лишь первые шаги, состоит в неопределенности и постоянной изменчивости ситуации на рынке товаров и услуг, с чем вынуждены считаться все производители. Неопределенность и повышенный уровень риска - цена за экономическую свободу, которую должны платить все предприятия. И коммерческие банки здесь не исключение.

В условиях рынка, где поведение экономических субъектов и, тем более, индивидов имеет вероятностный характер и потому не поддается точному прогнозированию, любой вид коммерческой деятельности неизбежно связан с риском - риском потерь и убытков. В наиболее общем виде банковский риск ситуативная характеристика деятельности любого банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неудачи. Он выражается вероятностью, точнее, угрозой получения отрицательных финансовых результатов: непредвиденных дополнительных расходов, потери банком части своих ресурсов и ожидаемой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любой банк старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален. С другой стороны, банку необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.

Иначе говоря, все банки стараются минимизировать риск и максимизировать прибыль. Но осуществить последнее без значительного увеличения риска, как правило, не удается. Тем более это сложно сделать в условиях экономики переходного периода, политической нестабильности, правовой нерегулированности правового нигилизма. Неслучайно многие коммерческие банки идут на неоправданный риск, поднимая, например, ставку процента в 1,5-2 раза выше рыночной (так называемый процентный риск).

Многие коммерческие банки России сейчас работают в зоне повышенного риска. Но это скорее результат сознательной авантюристической политики руководства некоторых банков, нежели следствие некомпетентности их персонала. Последнее, конечно, тоже не редкость.

Приведённые факторы могут стать причиной возникновения следующих наиболее распространённых банковских рисков.

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска увеличивается, если:

проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;

поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту банка;

руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой и (или) дополнительной прибыли);

Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Вместе с тем, анализируя риски российских банков на современном этапе, важно учитывать:

кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;

неустойчивость политического положения;

отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;

инфляцию, и др.

Во всех случаях риск должен быть определен и измерен. Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности того, что какое-то событие в будущем произойдет. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа может вестись, если выработаны критерии риска. Позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска. Однако исходным пунктом работы является предварительный статистический анализ конкретной ситуации.

Внутренние риски:

Риск ликвидности

Процентный риск

Кредитный риск

Валютный риск

Внешние риски:

Рыночный риск

Политический риск

Риск изменения конъюнктуры рынка

Страховой риск

Риск форс-мажорных обстоятельств.

Риск ликвидности связан с потерей возможности быстро превращать свои активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в достаточном объёме для оплаты предъявляемых обязательств.

Процентный риск связан с колебаниями процентных ставок на рынке. Если, например, на рынке произошло падение ставок, размещение производится под более низкий процент, а ставки по привлеченным банком средствам не изменились (возможно в силу того, что они гарантированны на весь срок действия договора), то банк понесёт убытки (либо недополучение прибыли), поскольку будет вынужден выплачивать повышенные проценты по привлеченным средствам.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения заёмщиком своих финансовых обязательств (на возврат долга).

Рыночный риск связан с возможным обесценением ценных бумаг. Может возникнуть в результате колебания нормы ссудного процента, изменения прибыльности и финансового благополучия компаний-эмитентов, а также инфляционного обесценения денег.

Политический риск определяется стабильностью и предсказуемостью политического климата в стране, уровнем противостояния отдельных политических сил, возможностью резкого изменения приоритетов и направления развития страны, отношения со странами-контрагентами по внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) клиентов российских банков.

Валютный риск возникает при проведении валютных операций банком и связан с возможностью денежных потерь в результате непредсказуемого колебания валютных курсов.

Риск изменения конъюнктуры рынка возникает при возникновении резких и неблагоприятных изменений на отдельных сегментах финансового рынка. Если банк имеет узкую специализацию и работает только на данном рынке, то такая ситуация существенно подрывает надёжность банка. Для универсальных банков потеря отдельных рынков менее болезненна, но тоже может явиться причиной сбоев в его работе.

Страховой риск зависит от политико-экономической стабильности стран-клиентов или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров, работающих с данным банком. Одним из возможных способов оценки уровня страхового риска является индекс БЕРИ (германская фирма БЕРИ). Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким образом, анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнёра (в том числе и России).

Риск форс-мажорных обстоятельств зависит от наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникающих в результате чрезвычайных и непредотвратимых событий (например, стихийное бедствие, война, эмбарго, введение валютных ограничений, забастовки и т.д.). Частично его можно определить по таблице "Интегральная и частные бальные оценки стран мира по степени риска инвестирования и надёжности деловых связей" в журнале "Euronomy". Одной из частных оценок является показатель вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств (там же приводятся показатели эффективности экономики и политического риска).

В предельно общем виде управление банковскими рисками включает в себя следующие этапы:

Оценка конкретного риска, сделанная на основе анализа всей совокупности рискообразующих факторов и прогноза ее (совокупности) изменения.

Установление на этой основе оптимального уровня риска.

Анализ отдельных операций с точки зрения их соответствия приемлемому уровню риска.

Разработка конкретных мер по снижению риска.

Надёжность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и насколько банк способен им управлять. К основным средствам (методикам) управления рисками можно отнести использование принципа взвешенных рисков; осуществление систематического анализа финансового состояния клиентов банка, его платёжеспособности и кредитоспособности, применение принципа разделения рисков, рефинансирование кредитов; проведение политики диверсификации (широкое перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов, при сохранении общего объёма операций банка; страхование кредитов и депозитов; применение залога; применение реальных персональных и "мнимых" гарантий, хеджирование валютных сделок, увеличение спектра проводимых операций (диверсификация деятельности).

Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь. Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки. Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

Каждый банк должен думать о минимизации своих рисков. Это нужно для его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

.3 Функции Центрального банка, направленные на поддержание надежности коммерческих банков

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками.

Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы. Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

·разработка и проведение кредитно-денежной политики;

·регулирование денежного обращения;

·регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;

·осуществление безналичных расчетов;

·хранение золотовалютных резервов страны.

Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

·расчете обязательных нормативов;

·анализе общей финансовой отчетности.

В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому применению:

·анализ критериев проблемности коммерческих банков;

·анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка. Так как основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его "чтения"

Глава 3. Методологические аспекты надежности коммерческих банков

3.1 Методы анализа ликвидности банка

Ликвидность - одна из обобщенных качественных характеристик деятельности банка, обуславливающая его надежность. Ликвидность банка - есть его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса. Баланс банка считается ликвидным, если средства по активу баланса позволяют за счет быстрой их реализации покрыть срочные обязательства по пассиву. С целью ликвидации противоречия между прибыльностью и ликвидностью коммерческих банков и поддержания высокого уровня ликвидности всей банковской системы России Центральный банк России, исходя из законодательно установленных полномочий в области банковского регулирования, в соответствии с Инструкцией № 110-И ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков" установил для коммерческих банков 10 обязательных экономических нормативов, среди которых есть и непосредственно нормативы ликвидности банка (Н2, Н3, Н4, Н5) и нормативы, определенным образом влияющие на уровень ликвидности коммерческого банка.

Н1 - отношение капитала кредитной организации к суммарному объему ее активов, взвешенных с учетом риска: минимально допустимое числовое значение норматива установлено в зависимости от размера капитала банка: - для банков с капиталом 5 млн евро и более, - 10%; - для банков с капиталом менее 5 млн евро - 11%.

Н2 - норматив мгновенной ликвидности, представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам "до востребования". Минимально допустимое значение норматива установлено в размере 15%.

Н3 - норматив текущей ликвидности банка, представляет отношение суммы ликвидных активов банка к сумме его обязательств по счетам "до востребования" и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение этого норматива установлено в размере 50%.

Н4 - норматив долгосрочной ликвидности, представляет собой отношение выданных банком кредитов сроком погашения свыше года к капиталу банка, обязательств банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долгосрочным обязательствам на срок свыше года. Максимально допустимое значение норматива установлено в размере 12%.

Н5 - норматив общей ликвидности, соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации. Минимально допустимое значение норматива установлено в размере 20%.

Кроме непосредственно нормативов ликвидности, в инструкции предусмотрен ряд нормативов, оказывающих серьезное косвенное воздействие на уровень ликвидности коммерческого банка.

Н6 - норматив максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков.

Максимальный размер риска устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка и составляет 25%.

Н7 - норматив максимального размера крупных кредитных рисков.

Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка. Крупным является любой кредит, превышающий 5% капитала банка. Совокупная величина крупных кредитов банка может превышать его капитал не более чем в 8 раз.

Н9 - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Представляет собой соотношение суммы всех кредитов своим участникам (акционерам) к величине капитала банка. Максимально допустимая величина 50%.

Н10 - максимальный размер кредитов, предоставленных банком своим инсайдерам, т.е. акционерам, членам Совета директоров, членам Правления банка и т.д. Не должна превышать 3% капитала банка.

Н12 - норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Не должен превышать 25% капитала банка.

Банки обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

3.2 Методы анализа надежности коммерческого банка

Выделяют 2 основных метода анализа надежности коммерческого банка: на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

Необходимо учитывать специфику рыночной экономики, ее непредсказуемость с постоянной изменчивостью среды создания и продвижения на рынок товаров и услуг. В условиях, когда поведение экономических субъектов и индивидуумов носит вероятностный характер и не поддается точному прогнозированию, любой вид предпринимательства, включая и банковский (где все жестко состыковано по срокам и обязательствам), неизбежно связан с риском убытков и потерь.

Оптимальным с точки зрения надежности считается банк, у которого объем работающих (рисковых) активов не превышает собственный капитал; средства на расчетных счетах клиентов полностью покрываются ликвидными активами; риску подвергается не более трети всех доверенных ему средств; суммарные обязательства банка полностью обеспечены ликвидными активами, недвижимостью и ценностями; капитал инвестирован в недвижимость и ценности; средства, направленные на развитие банка, втрое превышают взносы учредителей.

Не существует методик, которые могли бы с полной гарантией отбирать наиболее надежные и эффективно работающие банки. Но использование достоверной информации и показателей в динамике, комплексно характеризующих по остатку и обороту средств устойчивость банка, может минимизировать риск рейтинговых ошибок.

Российский финансовый рынок отличается сложной системой рейтинговой оценки развития и надежности банков. Методики сравнительного анализа их деятельности разработаны независимыми фирмами, которые, опираясь на результаты дистанционного наблюдения за работой банков, корректируют и обновляют рейтинги в оперативном режиме по мере сбора и обработки информации с учетом экспертных оценок имиджа и качества управления банком.

Отдельные рейтинговые методики посвящены анализу количественных показателей деятельности банков, ранжирование которых (в виде списков крупнейших) производится по размеру активов, капитала с указанием сопряженных с ними депозитов, вкладов частных лиц, суммарных обязательств, вложений в кредиты и государственные ценные бумаги, средств на карточных счетах, прибыли. Выделяя сферы сосредоточения финансовых ресурсов и деловой активности, такие рейтинги обогащают информацию о влиянии банковских операций на макроэкономические показатели, помогают лучше ориентироваться в географии, масштабе и видах деятельности банков. Кроме того, публикации списков крупных банков с широким набором количественных показателей позволяют потенциальным клиентам и партнерам выбрать для сотрудничества банк с соответствующим их потребностям потенциалом, оценить (при наличии опыта в анализе) отдельные качественные параметры банка путем сопоставлений его объемных величин (например, отношение активы минус собственный капитал/собственный капитал определяет коэффициент долговой нагрузки или финансовой напряженности банка). В условиях усложнения бизнеса и возрастания потребности предприятий в получении всего комплекса услуг в одном банке целесообразно шире вводить рейтинги сервиса и финансовых инструментов банка, отражающие степень его встроенности в инфраструктуру рыночных отношений.

Несмотря на свои достоинства, рейтинг масштаба развития банка по глубине оценки его работы уступает рейтингу надежности.

В составлении рейтингов выделяются два основных подхода:

  1. Экспертный.
  2. Бухгалтерский.

Эти подходы различаются в зависимости от состава оцениваемой информации. Экспертная оценка дается на основе опыта и квалификации специалистов по любой доступной информации и анализа как количественных, так и качественных показателей. Бухгалтерская оценка дается исключительно на основе официальной финансовой отчетности банка и анализа только количественных показателей.

В построении итогового списка (рейтинга) выделяются два основных способа:

.Составление единого списка (рейтинга), ранжируемого по общему баллу.

2.Составление категорий рейтинга, внутри которых банки ранжируются по алфавиту.

Экспертный метод. В процессе анализа наряду с собственно экономическими показателями учитывается ряд других показателей. Среди них могут выделятся:

  1. Общие вопросы по деятельности банка - учредители, уставной фонд, валюта баланса, имеющиеся лицензии, корреспондентские счета и др.
  2. Конкретные данные о работе банка - история создания, наличие филиалов, имидж, а также специфические вопросы, такие как: инвестиционная деятельность, финансирование капитальных вложений, внедрение новых для российского рынка форм услуг - лизинг, факторинг.
  3. Расчет аналитических финансовых показателей - ликвидность, достаточность капитала, прибыльность и других.
  4. Методика включает в себя три основных этапа.

Первый этап - формальный. На нем проходит непосредственная проверка выполнения банками требований ограничительных критериев, сформулированных для каждой группы банков. Первый ограничительный признак - это валюта баланса, второй - величина капитала, третий - уровень рентабельности. Следующие наиболее важные критерии - доля заемных средств в валюте баланса, коэффициент срочной ликвидности. Кроме того, на данном этапе проводится первичный отбор банков по срокам деятельности и учитываются общие ограничения по количеству банков в группе.

Второй этап - математический. Он определяет количественную характеристику рейтингового индекса, который вычисляется по определенному набору нормативных параметров. Все анализируемые параметры можно условно разделить на шесть крупных направлений:

  • Результирующий финансовый показатель. Рассчитывается на основе балансовых данных и расшифровок к ним, позволяет оценить структуру и использование привлеченных средств, достаточность капитала, степень зависимости баланса от заемных средств, коэффициенты достаточности резервов, ликвидности и т.д.
  • Показатель динамики управления фондами банка. Проводится учет и анализ финансовых потоков с точки зрения их периодичности и значительности для финансового состояния.
  • Профессионализм банка. Учитывается уровень квалификации кадров, их данные.
  • Структура банка. Учитывается количество филиалов, количество сотрудников.
  • История банка.
  • Имидж банка.

Третий этап - экспертный. На нем определяется экспертный показатель кредитоспособности на основе всех полученных показателей и информации, публикуемой в печати или поученной из других источников. В результате банку присваивается определенная категория в соответствии с действующей классификацией.

Точность и качество полученных результатов во многом определяются компетентностью эксперта, проводящего анализ. Этот фактор является определяющим при использовании данного метода.

Бухгалтерский подход. Анализ проводится строго на основе финансовой отчетности по формализованной схеме расчета коэффициентов и определению общего (рейтингового) балла.

Условно можно выделить три основных этапа анализа.

На первом проводится отсев банков через "фильтры", то есть по формальным признакам определяются банки, о которых с высокой долей вероятности можно сказать, что их финансовое состояние сомнительно или достоверность представляемой отчетности вызывает большое подозрение.

На втором этапе проводится расчет используемых в методике коэффициентов, определяющих соотношение отдельных статей в балансе банка.

На третьем этапе определяется итоговый балл надежности (как правило путем суммирования рассчитанных коэффициентов, каждому из которых придан определенный удельный вес).

Качество полученного результата определяется тем, насколько глубоко и комплексно оценивается рейтинговая характеристика финансового состояния банка и на сколько корректно и обоснованно рассчитывается итоговый балл надежности.

Коммерческие банки в законодательном порядке должны публиковать данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Консолидированный баланс всех коммерческих банков России представляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства в соответствии с наступающими сроками платежей.

Под ликвидностью понимается способность превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Детализированный анализ. Его цель - более подробная, всесторонняя оценка финансового состояния банка как за рассматриваемый период, так и на перспективу. Он конкретизирует и дополняет результаты экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

В общем виде детализированный анализ финансового состояния включает следующие этапы.

Подготовка к анализу (предварительный этап):

·характеристика направлений деятельности банка;

·проверка правильности оформления финансовых документов;

·проверка баланса на достоверность;

·проверка соблюдения обязательных нормативов ЦБ РФ;

·проверка общей финансовой отчетности;

·уточнение схемы анализа (структура и коэффициенты);

·уточнение схемы анализа.

Расчет показателей по финансовой отчетности (расчетный этап):

На предварительном этапе производится подготовка отчетности к дальнейшей аналитической работе: оценивается правильность составления и степень достоверности предоставленных данных, структурируются отдельные статьи актива и пассива баланса, отчета о прибылях и убытков, аналитических таблиц, отдельных нормативных показателей. Далее на основе первичной структурированной информации производится выбор абсолютных и относительных показателей, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния банка, и определяется порядок их расчета. Затем все показатели группируются в аналитические таблицы по направлениям проводимых исследований.

Расчетный этап включает в себя определение видов и необходимого числа аналитических таблиц, выбор методов анализа, форм отображения динамики и структуры исследуемых показателей, проведение необходимых расчетов.

На заключительном (аналитическом) этапе анализа проводится описание полученных результатов расчета, делаются выводы, готовятся аналитические записки, комментарии доклады. При этом надо иметь в виду, что (как и в экспресс-анализе) результаты выполненных аналитических процедур не должны являться единственным и безусловным критерием для окончательного заключения о финансовом состоянии банка.

Финансовое состояние банков характеризуется достаточностью капитала, качеством активов, ликвидностью баланса, эффективностью деятельности, уровнем управления (менеджмент) банка.

Качество активов оценивается с точки зрения их возвратности (для кредитного портфеля) и способности своевременно и без потерь обращаться в платежные средства (для ценных бумаг и основных средств).

Так как выдача ссуд составляет основу активных операций банка, то они (по мере возвращения) являются основным источником для погашения обязательств перед клиентами. Поэтому затруднения при возврате средств банку могут вызвать наиболее серьезные сбои в его работе. Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличие платежных средств для этого не хватает.

Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в наличность или возможность увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств.

Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого увеличения ликвидности.

Заключение

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет денежных капиталов - вкладов. Коммерческие банки сегодня - это база, основное звено банковской системы. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из "несущих конструкций" административно-командной системы управления экономикой. В результате организации банковского дела в стране утратили традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела. Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банковской сферы финансового предпринимательства, включая операции с ценными бумагами, лизинг и факторинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли, в этом и состоит их "коммерческий интерес" в системе рыночных отношений.

Список использованной литературы

1.Банковское дело: справочное пособие. М.: Экономика. 2010 г.

2.Банковское дело в России, / Под общ. ред. А.В. Фалько, сост. АО "Московское Финансовое Объединение"/. М.: АОЗТ "Вече" 2010 г.

.Ермаков С.Л. Банковское дело. М., 2009 г.

4.Иванов В.В., Соколов Б.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: Проспект, 2011г.

5.Инструкция ЦБ №110И от 16.01.2004 "Об обязательных нормативах банков"

.Казакова И.И. О методах оценки кредитоспособности заемщика. // Деньги и кредит. №6, 2009 г.

.Калиева Г.Т. "Деньги. Кредит. Банки." М., 2011 г.

.Коробова Г.Г. "Банковское дело" М.: ЭКОНОМИСТ, 2010 г.

.Лаврушин О.И. "Банковское дело". М., 2009 г.

.Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 г.

.Рязанцева М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. Часть 2. - М.: МИИГАиК, 2010 г.

.Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов. - М.: Финансы и статистика, 2009 г.

.Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.

14. Банковское дело. Лозебо А. // Экономика и жизнь. - 2006. № 42. - с.2.

. Банки и банковские системы. Юровицкий В. // Деловой мир. - 2007. - 9-15 января. - с.5.

. Банковская система. Раизберг Б. Деловая жизнь. - 2006. - № 1/2. - с.35-47.

. Банки и банковская система. Гамидов Г.М. // Банковское и кредитное дело. - М., 2007.

. Как начинались банки? // Наука и жизнь. - 2006. - № 9. - с.3-6.

. Работа коммерческих банков дореволюционной России с населением. Казимагомедов А. // Бизнес и банки. - 2007. - № 37,38,40.

. Банковский портфель - 1,2,3. // - М.: "СОМИНТЭК". - 2006.

. Банковское дело. Борисовская М.А., Толыпина О.Н. // М.: "Экономика". - 2007.

. Банковское дело. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. // М.: "Финансы и статистика". - 2008.

. Современный коммерческий банк: управление и операции. Усоскин В.М. // М.: "Все для вас". - 2007.

. Активные операции коммерческих банков. Ачкасов А.И. // М.: АО "Консалтбанкир". - 2006.

. Кредитные операции коммерческих банков. Адибеков М.Г. // М.: АО "Консалтбанкир". - 2006.

. И.В. Вишняков Анализ динамики надежности коммерческих банков // Банковское дело. - 1995. - №8. - С.7.

. И.В. Вишняков. Производственная функция коммерческого банка // Тезисы докладов Всероссийской конференции "Экономическая наука в Санкт-Петербургском университете". СПб., 1999 г., с.106-108.

. И.В. Вишняков. Система методов оценки коммерческих банков на базе обязательных нормативов Центрального банка РФ // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 2. - С.57-73

. И.В. Волошин. Оценка банковских рисков: новые подходы. М.: Эльга, Ника-Центр, 2004 г., 216 с.

.В.А. Гамза. Основные элементы стратегии развития банковской системы. // Финансы и кредит. - 2004. - № 13. - С.2-5.

.В.А. Гамза. Банковская система России: основные проблемы развития. // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №10. - С.7-15.

. Герасимова Е.Б. Анализ кредитного риска: рейтинговая оценка клиентов // Финансы и кредит. - 2004. - №17. - С.30-44.

. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой отчетности коммерческого предприятия. - СПб, 2003г., 256 с.

.Г. Горынина. Подход к комплексной оценке финансовых рисков для их учета в динамической модели стратегического развития банка // Банкир. ру

. Готовчиков И.Ф. Метод классификации КБ по обобщенному нормативу // Финансы и Кредит. - 2001. - № 14.

. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебник. Практикум. - 3 изд., - М.: Финансы и статистика, 2004, 336 с.

. #"justify">. #"justify">. www.cbr.ru Статистика от Центрального банка РФ

40. <http://www.sbrf.ru/>

Похожие работы на - Методологические аспекты надежности коммерческих банков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!